Константин Федосеевич Строев
Начальный
курс физической географии—первый систематический курс географии в школе. Он, по
существу, целиком строится на краеведческой основе. Главная особенность
программы этого курса заключается в том, что в ее содержание входит много общих
географических понятий: горизонт и его стороны, план и географическая карта, форма
земной поверхности, погода и климат, которые необходимо усвоить для подготовки
к изучению страноведческих курсов в старших классах. Конкретное мышление, развитое
у школьников 11—12 лет, причина того, что большая часть этих понятий (особенно
о процессах развития и взаимодействия явлений) воспринимается без достаточного
понимания их сущности. Формирование понятий происходит значительно легче, если
учащиеся обладают соответствующими .представлениями, полученными из знакомой
действительности родного края. Программа курса включает сведения “о
географических особенностях своей местности (рельеф, климат, режим рек, природный
комплекс)” (1).
В
начале курса в таких темах, как “Изображение Земли на глобусе и картах”, “Литосфера”
и “Гидросфера”, дается материал, опирающийся на непосредственные наблюдения и
практические работы учащихся на местности, в ближайших окрестностях школы.
Отдельные уроки по этим темам проводятся непосредственно в природе, особенно в
сельской школе. Эти уроки по их методическому построению могут быть двух типов.
Одни уроки содержат практические занятия учащихся с выполнением намеченных
топографических, геоморфологических или гидрометрических работ, предусматриваемых
программой, например урок по съемке плана пути или по измерению высоты склонов
несложных форм рельефа: холма, оврага и т. д. На других—практические работы не
ставятся. В этом случае природное окружение учителем используется в процессе
беседы по теме урока для формирования географических понятий на предметах и
явлениях своего края, показываемых учителем. Например, понятие об открытом и
закрытом горизонте или первые понятия о русле, пойме, коренных берегах реки
усваиваются путем простого обозрения на маршруте.
(1)
“Программы восьмилетней школы па 1972/73 уч. год. География”. М., “Просвещение”,
1972.
При
изучении тем “Географическая оболочка”, “Атмосфера” для понимания ряда сложных
процессов и явлений, происходящих на поверхности Земли и в атмосфере, учитель
приводит примеры из местной действительности, при помощи которых показывает’
действие этих явлений. Он с первых уроков должен организовать ежедневные
наблюдения учащихся за состоянием погоды и один раз в месяц наблюдения
полуденной высоты Солнца. Если каждый учащийся хотя бы короткое время будет
систематически самостоятельно проводить наблюдения над погодой, то очень
отвлеченные понятия этих тем приобретут конкретность и дальнейшее изучение их в
классе станет интереснее.
В
первый же месяц школьных занятий проводится экскурсия в природу для наблюдений
за формами поверхности и водами своей местности. Эта экскурсия должна быть
комплексной. На ней учащиеся знакомятся с поверхностью ближайших окрестностей
школы и с имеющимися в своей местности родником, колодцем, болотом, рекой или
озером. Конечно, не всегда можно встретить все формы рельефа и все виды
скопления воды. Но во всякой, даже очень однообразной, местности можно
рассмотреть смену относительно повышенных и низких мест, течение ручьев или
небольших речек с берегами, порой весьма интересными с точки зрения возможности
объяснения их географических особенностей: происхождения и развития, строения, внешнего-
вида. Учитель должен сам внимательно рассмотреть район экскурсии, с тем чтобы
возможно полнее показать учащимся рельеф и воды своей местности для лучшей
организации наблюдений.
Для
более целенаправленного использования материала экскурсии в последующих
классных занятиях по теме “Литосфера” следует обратить внимание не только на
общий характер рельефа, но и на особенности отдельных его элементов. Учителя
обычно показывают породив слагающие рельеф, вместе с учениками пытаются
объяснить процессы образования и развития его отдельных форм, а наряду с этим
определяют высоты, производят доступные измерения наиболее ярко выраженных
частей рельефа.
Знакомясь
с водами своей местности, учащиеся на экскурсии должны, усвоить процессы
происхождения подземных и поверхностных вод и связь их с различными элементами
природного – окружения, в данном случае в , первую очередь с рельефом. На
основе непосредственного знакомства с водами своей местности будут прочнее
усваиваться основные понятия о водах суши. Поэтому раздел “Гидросфера” должен
начинаться с вопросов о водах своей местности: 1) Много ли в нашей местности
источников? Какие это источники и где они расположены? 2) Каковы причины их
образования? 3) Какие реки в нашей местности, куда текут и впадают?
На
основе ответов о водах своей местности и знаний, полученных на экскурсии, учитель
делает требуемые по программе обобщения.
Педагогическое
значение экскурсии состоит в том, что понятие о различных формах рельефа и о
водах на Земле дается не отвлеченно, а на основе наблюдений. Последующий осмотр
соответствующих материалов школьного краеведческого уголка расширит и укрепит
полученные знания непосредственных наблюдений, а на уроках в классе во время
изучения других тем будет воспроизводиться многое из виденного на экскурсии.
Выяснение
на экскурсии значения для жизни на Земле рельефа и вод и ознакомление с
примерами их хозяйственного использования привлекает школьников к общественно
полезному труду, к разнообразной внеклассной работе (по охране вод, по борьбе с
вредными процессами —с ростом оврагов, эрозией почв, к наблюдениям за режимом
реки и т. д.). Определенное значение для этого имеют работы практического
характера, которые должны обязательно выполнять учащиеся во время экскурсии по
заданию учителя, например: расчистка от зарослей и загрязнения участка
местности или реки, расстановка предупреждающих указателей, приведение в ]’
порядок запущенных источников и водосборов, а также и выявление новых для
хозяйственного использования.
Понятия
о климате и о климатообразующих факторах в начальном курсе физической географии
формируются на основе знаний о погоде своей местности и ее сезонных изменениях,
получаемых в результате систематических наблюдений, поставленных с начала
учебного года на географической площадке или школьной метеорологической
станции. Во время таких наблюдений накапливается фактический материал, позволяющий
понять закономерности, протекающие в атмосферных явлениях, и простейшие
зависимости между ними. Это и поможет разобраться в определении различных типов
погоды. Результаты непрерывных наблюдений, собранных в школе за несколько лет, позволят
делать выводы об основных, характерных чертах климата края. А сравнивая его с
климатом других стран, можно вызвать более правильные представления у учащихся
о разных типах климата.
Как
и при изучении рельефа и вод своего края, необходимо показывать практическое
значение изучения погоды, например, для сельского хозяйства, транспорта, для
строительных работ. Данные метеорологических наблюдений вывешиваются в школе, могут
сообщаться местным организациям (если эти данные снимаются с достаточно
надежных приборов). Например, некоторые школы Краснодарского края передают
результаты наблюдений за погодой, проводимых на своей метеорологической станции,
колхозу для использования в практических целях.
В
связи с наблюдением погоды может быть поставлена очень содержательная
внеклассная работа, с охватом большого количества школьников разных классов, так
как наблюдения проводятся обычно три раза в сутки (в 7, 13 и 19 часов) за
температурой воздуха, атмосферным давлением, направлением и скоростью ветра, влажностью
воздуха, облачностью, осадками и другими метеорологическими явлениями.
При
изучении темы “Географическая оболочка”, конкретные представления о
взаимосвязях компонентов природного комплекса учащиеся получают на
краеведческом материале, той местности, где расположена школа, с использованием
результатов наблюдений как в общем плане краеведения в школе, так и в течение
учебных занятий, например, на весенней экскурсии. В задачу этой обязательной
экскурсии, организуемой в конце года, входит изучение и описание природных
комнлексов, различие которых обусловлено рельефом, например: на пойме, водоразделе,
склоне. Знания, полученные в течение г9да, помогают выявить в знакомой
географической среде взаимосвязи различных природных компонентов: рельефа, вод,
климата, растительности и животного мира.
Весенняя
экскурсия — завершающий этап начального курса физической географии. Ее маршрут
должен совпадать с маршрутом осенней экскурсии: иначе не покажешь динамику
природы, эрозионные процессы и др.
Особое
место в V классе занимает изучение плана и карты. Сознательное и правильное
понимание карты как источника географических знаний целиком зависит от того, как
будут поставлены первые занятия по ознакомлению и работе с планом и картой.
Давно
доказано (А. А. Борзов, В. П. Буданов” А. А. Половинкин, Н. Н. Баранский), что
словесное объяснение того, как построена карта, и рассуждения о том, . как ее
“читать”, цели не достигают. Также плохо помогает пониманию карты заучивание
соответствующих параграфов учебников. Изучение темы “Изображение Земли на
глобусе и картах”, которая стоит первой в курсе, строится целиком на
практических занятиях на местности и упражнениях с планами и картами своего
края (ближайших окрестностей школы, своего- сельсовета” колхоза или города, своего
района, области).
Занятия
должны быть поставлены так, чтобы учащиеся на местном материале учились
ориентироваться, выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивали
условные топографические знаки реального окружения. Работая с планом своей
местности, учащиеся видят не отвлеченные условные знаки, а живые, очень
знакомые ориентиры, реально представляемые масштабы не раз, может быть, пройденных
расстояний и измеренных площадей. В результате таких занятий можно. будет
понимать любую карту.
Все
виды топографических работ должны составлять обязательную часть краеведения в
целом, как и всех учебных экскурсий и походов. Картографический материал —
основа для географического краеведения и главное пособие при осуществлении
краеведческого принципа в преподавании.
(1)
См. программу.
Действительно,
как же иначе можно знать родной “рай, если не “привязывать” все обнаруженное и
изучаемое к “месту”, не накладывать на карту. Только на карте можно показать
окружение края и внутренние его различия.
В
настоящее время в практике работы школы немало примеров составления карт в
процессе краеведческой работы. В
методической литературе имеются описания работы школьных краеведов над
созданием краеведческих атласов своего района, которые используются на уроках
по географии и во внеклассной работе (1).
Курс
географии материков также имеет возможности для использования конкретного
краеведческого материала, но до настоящего времени связь его с краеведением
носит очень ограниченный характер.
В
VI классе практические работы направлены на усовершенствование и развитие
умений учащихся по чтению планов местности, по работе с картами разных
масштабов и содержания, по составлению на основе их комплексных описаний
природы различных территорий. Наблюдения погоды, проводимые дежурными, совершенствуют
умения наблюдать и отрабатывать собранные .данные и вместе с тем способствуют
накоплению материала о погоде и климате своей местности.
Проводится
экскурсия по комплексному описанию “природы, на которой изучают взаимодействие
природных компонентов и подводят учащихся к выводам о природных различиях и к
понятию о зональности.
Таким
образом, во время изучения географии материков краеведческие наблюдения должны
продолжаться в целях применения их в качестве сравнений с отдаленными и
недоступными для непосредственного восприятия географическими комплексами.
Обобщенный материал наблюдений по своему краю используется для сравнения при
изучении климата, рек, географических поясов материков.
(1)
Г. П. Пивоварова. Атлас родного края. “География в школе”, 1970, № 3; К. Ф.
Строев, Н. А. Лапкина, М. С. Карабанов. Составление атласа района. “География*
в школе”, 1970, № 3.
Изучая
географическое положение материков и определяя координаты их точек, полезно
установить, какие места расположены на одинаковой широте или долготе со своей
местностью или чем отличается географическое положение изучаемой территории от
родного края. Напоминая о характере поверхности и сопоставляя на уроке
.конкретные данные о температурах и количестве осадков своей местности с
данными изучаемых территорий, можно вызвать у учащихся более реальное
представление о рельефе и климате этих районов, например, данные о средних
температурах в январе или в июле, о среднем количестве осадков реально будут
оценены, если при этом вспоминались аналогичные показатели по своей местности.
.
В этом курсе краеведческий материал больше привлекается для постановки на его
основе вопросов как исходных в начале изучения темы программы. Конечно, из-за
ограниченности прямых связей этого материала с географией материков учителя
реже, чем в других классах, прибегают к его использованию на уроках, хотя
работа с применением краеведения в изучении географии материков обеспечивает
хорошее усвоение учебной программы (1).
Большое
образовательное и воспитательное значение имеет показ примеров различного, в
зависимости от общественно-экономических условий, использования природы в
зарубежных странах в сопоставлении с преобразованием и развитием
производительных сил родного края. Рассказы о населении также будут более
реальными, если проводить сравнения с достижениями в росте материального и
культурного уровня народа своей области, республики. Разумеется, необходимо
особенно строго продумывать применение этого материала, чтобы избежать
формализма и чтобы примеры на сравнение фактов из местной жизни с зарубежной
действительностью помогали воспитанию чувства патриотизма.
(1)См.
статьи: А. К. Верзина. Использование местного материала о погоде и климате в
курсе географии частей света. “География в школе”, 1960, № 5; Л. Л. Трубе.
Местный материал при изучении климата частей света. “География в школе”, 1961, №
5.
Внеурочная
(программная) краеведческая работа при изучении географии материков
основывается на продолжении наблюдений по начальному курсу физической
географии. Это главным образом систематическое ведение метеорологических и
фенологических наблюдений с периодической их обработкой. Из внеклассной работы,
;..не связанной с учебной программой, проводится экскурсионное изучение
отдельных мест родного края, походы по своему краю, сбор образцов полезных
ископаемых, почв, изготовление схем, диаграмм для музея, фотографирование
местных природных и хозяйственных объектов и т. д. Продолжается работа по
охране природы.
Более
глубокая связь преподавания с краеведением осуществляется в процессе изучения
физической географии СССР. Большое значение применения краеведческого принципа
при изучении физической географии СССР состоит в том, что он обеспечивает
развитие у учащихся представлений о своем крае как о составной части страны и
приучает видеть его через призму главных народнохозяйственных задач, выдвигаемых
партией, что очень важно в образовательных и воспитательных целях.
В
курсе физической географии СССР накопленные ранее краеведческие сведения
значительно расширяются и углубляются за счет привлечения дополнительного
материала о природных особенностях, новых данных о промышленности и сельском
хозяйстве, историческом прошлом и культурном развитии своего края.
В
течение учебных занятий школьникам даются задания, связанные с краеведческими
наблюдениями и их обработкой. Характер заданий определяется программой, и почти
все учебные занятия могут быть так построены, чтобы каждая изучаемая тема
подкреплялась какой-либо практической работой из географии родного края. Кроме
наблюдений в природе, краеведческие работы в VII классе могут включать и
изучение населения, хозяйства, населенных пунктов и т. д. как подготовку для
использования результатов в VIII классе. Многие программные работы по
краеведению помещены в учебнике. Важное значение имеют всевозможные
измерительные и картографические работы, обработка метеорологических и
фенологических наблюдений, географические описания отдельных
природно-территориальных комплексов (ландшафтов).
Но
будет неправильным ограничивать краеведческие сведения, вводимые в уроки, только
результатами, полученными от непосредственных наблюдений учащихся. Курс
физической географии СССР очень содержателен, и собранный школьниками материал
вряд ли будет достаточным для разрешения всех вопросов связи со своим краем.
Учителю необходимо дополнять уроки собственными краеведческими познаниями из
самых различных источников.
В
курсах физической и экономической географии СССР продолжается и экскурсионное
изучение края. На экскурсии в VII классе изучаются природно-территориальные
комплексы и производится ознакомление с хозяйственной деятельностью местного
населения. На экскурсии в VIII классе изучается территориально-производственный
комплекс.
Завершается
изучение родного края в VII и VIII классах темой “Своя область (край), АССР”.
Краеведческая
основа должна проходить через весь курс географии СССР, но особенно в первой
части (физическая география СССР).
При
ознакомлении с географическим положением и границами СССР привлекаются данные о
географическом положении родного края для примеров доказательства большой роли
положения в развитии страны.
В
теме “Рельеф СССР” учащиеся находят и определяют генетические связи местных
форм с рельефом того крупного физико-географического района, в состав которого
входит родной край. Используются описания конкретных местных форм рельефа для
сравнений при характеристиках отдельных частей поверхности всей страны.
Выясняется доля- ископаемых богатств края в общих союзных ресурсах и его
участие в разрешении задачи по обеспечению минеральным и энергетическим сырьем
народного хозяйства СССР.
Проводимые
метеорологические наблюдения в районе школы и их данные о родном крае
используются в теме “Климаты СССР” для объяснения различных явлений, изменений
погодных условий по временам года и связей хозяйства с климатом. ‘
В
теме “Внутренние воды СССР” данные об источниках питания, о режиме и
хозяйственном использовании местных рек сопоставляются с аналогичными данными
по рекам Советского Союза.
Такой
же подход должен быть и при изучении озер и других водоемов.
В
теме “Почвы, растительность и животный мир” для характеристики зоны, в которой
располагается край, привлекается весь материал по изучению местных почв, растительности
и животного мира и природно-территориального комплекса.
Опыт
многих учителей подсказывает, что уроки следует начинать с вводной беседы о
своей местности или с описания конкретного географического объекта, от которого
переходить к объяснению общих понятий зональности в природе и закономерностях
размещения природных зон.
При
изучении темы “Население СССР” можно использовать факты из практики
строительства социалистического хозяйства и культуры в родном крае, которые
могут служить иллюстрациями к текущему учебному материалу. При их помощи на
уроках можно ярче показать все политические, экономические и культурные
преобразования, совершенные в Советском Союзе после Великой Октябрьской
социалистической революции, и понять важность новых задач хозяйственного
строительства, поставленных XXIV съездом КПСС перед советским народом.
Во
время изучения природных условий и ресурсов крупных регионов СССР, проходит
подготовка к летней краеведческо-туристской работе.
Вторая
часть курса—природные условия и естественные ресурсы крупных территорий СССР —
имеет больше возможностей для связи программного материала с краеведением, особенно
при изучении крупного региона, в который входит свой край. Допустимо изучение
темы “Своя область” вместе со своим регионом. В этом имеется большой смысл.
Учащиеся уже владеют многими знаниями о своем крае, а учебный материал
позволяет проводить всесторонние и содержательные связи как в отношении
природной среды, так и в отношении хозяйства своего края со всем регионом, частью
которого он и является.
В.
А. Кондаковым описан пример, давший хорошие результаты изучения своей области
перед темой о крупном районе, в состав которого входит область. “Изучение темы
“Урал”, — пишет В. А. Кондаков, — мы построили таким образом, чтобы учащиеся
прежде всего ознакомились с географическими элементами и ландшафтами
окрестностей родного города не на словах, а преимущественно самостоятельно, наблюдая
окружающую географическую среду или изучая местные географические объекты и
явления по материалам музея, выставок и различных коллекций. После этого
учащиеся по возможности также на конкретном материале изучают географию своей
области и, наконец, географию всего Урала”. Такой “тройственный” план
построения географического изучения крупного района может разрешаться двумя
путями. Первый путь — последовательное изучение каждого компонента в тройном
аспекте, например: климат своей местности—климат своей области— климат района.
Второй путь — комплексное изучение последовательно каждого из трех объектов:
география своей местности — география своей области — география1 , крупного
района.
:
В том и другом случае краеведческие познания учащихся служат основой для
прочных реальных представлений о географии крупного района, а вместе с тем и.
всего Советского Союза, так как при изучении других районов по аналогии можно
будет воспроизводить прием сравнений районов со своей областью и с районом, в
который она входит.
В
VII и VIII классах учащиеся активно участвуют в общественно полезных делах по
хозяйственному и культурному строительству, в колхозе, совхозе, своем
населенном пункте, районе. Работа по охране природы может получить более
значительное развитие в связи с расширением понятий о ее роли в деятельности
человека а большим объемом практических знаний местной жизни.
В
курсе экономической географии СССР краеведческий принцип находит очень широкое
применение, так как учащиеся обладают уже значительными знаниями по физической
географии края. Но его осуществление целесообразнее проводить, связывая вопросы
программы с местным материалом при изучении отраслевого обзора СССР и своего
экономического района. Большая часть краеведческой работы в этом курсе
проводится по изучению местного производства. В городе это может быть небольшое
промышленное предприятие, а в сельской местности — колхоз, совхоз, подсобное
хозяйство. Образовательное значение такого изучения заключается в том, что
учащиеся на примерах своего производства легче и полнее усваивают основы
экономической географии Советского Союза, лучше понимают принципы социалистического
размещения хозяйства, экономического районирования и производственных связей.
Часть
практических занятий, упражнений и заданий’ по экономико-географическому
анализу и расчетам может выполняться на местном статистическом и производственном
материале. В учебном пособии по школьному курсу содержится много заданий и
вопросов, направленных на использование краеведческих знаний для формирования
общих экономико-географических понятий и приобретения учащимися некоторых
практических навыков (обработка статистических данных, их графическое
оформление, работа с экономической картой и др.).
Изучение
местного производства и сбор материала может проходить различными путями: при
прохождении производственной практики; на экскурсиях; посредством индивидуальных
и групповых заданий; организацией встреч и бесед с членами коммунистических
бригад и передовиками производства; путем получения данных в плановом отделе
райисполкома, в поселковом Совете, в управлении колхоза; использования местной
печати, наглядной агитации в агитпунктах, красных уголках, клубах, Домах
культуры и т. д.
Очень
много может дать в сельских школах практика, связанная с сельскохозяйственными
работами. Участвуя в этих работах, школьники знакомятся с местным сельским
хозяйством. Учитель при помощи специальных заданий может это ознакомление
направить на усвоение учащимися представлений и понятий, необходимых при
изучении сельского хозяйства в курсе экономической географии; например, можно
предложить школьникам следующие задания:
1.
Выяснить, какие сельскохозяйственные культуры из зерновых, технических, кормовых
возделываются в колхозе (совхозе).
2.
Определить, что составляет основу хозяйства — земледелие или животноводство.
3.
Выяснить, какая сельскохозяйственная техника используется в хозяйстве и как она
способствует повышению производительности труда и облегчению труда работников
сельского хозяйства.
4.
Определить экономическую выгодность различных отраслей хозяйства с учетом
затрат труда и средств на производство продукции.
Изучение
местного промышленного производства дает наглядный материал для раскрытия таких
понятий, как производительность труда, специализация и кооперирование
предприятия, технологический процесс, комплексная механизация и автоматизация
производственных процессов, поточный метод, а по сельскому хозяйству — земельный
фонд, сельскохозяйственные угодья, машинная техника колхозов, структура
сельского хозяйства. Особенно важно знакомство с местными предприятиями для
понимания значения использования в производстве местных природных ресурсов, внутрирайонных
производственных связей и роли местных предприятий в межрайонном
территориальном разделении труда. Правильное представление о производственных
связях промышленных предприятий формируется на примере предприятий своего
района.
Весь
собранный материал о местном производстве дает возможность проводить уроки, опираясь
на представления, которые сложились у учащихся в процессе всей краеведческой
работы. На примере собственного края могут быть яснее показаны те факторы, которые
обусловили размещение и развитие производства, а затем от частных и конкретных
выводов сделать переход к изучению общих принципов размещения социалистического
хозяйства СССР и его перспектив *.
В
экономической географии зарубежных стран в меньшей степени, чем в других школьных
курсах, может устанавливаться прямая связь краеведения с содержанием предмета.
Однако и здесь возможно использование краеведческого материала в преподавании.
Прежде всего, для более конкретных описаний и хозяйственной оценки природных
ресурсов ряда стран могут применяться сравнения их с природными условиями
своего края. В этом случае краеведение поможет находить понятные примеры для
разъяснения учащимся, во-первых, изменения роли природной среды и хозяйственной
деятельности в зависимости от способа производства; во-вторых, значения
сырьевых – ресурсов в географии производства в различных социально-исторических
условиях.
Отличительная
особенность в использовании краеведения в этом курсе — показ на его основе
преимуществ социалистического хозяйства перед капиталистическим.
‘
Об использовании краеведческого материала в преподавании ; курса экономической
географии СССР см. статьи: Ю. А. Барышева. Использование краеведческого
материала при формировании понятий в курсе экономической географии СССР; П. П.
Зайцев. Осуществление краеведческого принципа в преподавании экономической
географии в VIII классе. “География в школе”, 1969, № 1.
Обращаясь
к местной географии при разборе вопросов о темпах роста производства, о
преобразовании природы, о социальных изменениях в составе населения, о
политическом строе и т. д., учитель может для уроков находить различные примеры
и иллюстрации, показывающие противоположности капиталистической и
социалистической систем.
Для
характеристики внешних экономических связей Советского Союза с зарубежными
странами из местного краеведческого материала можно получить много сведений, освещающих
фактическую сторону этого вопроса и одновременно оживляющих описания изучаемых
стран, например из рассказов местных жителей о поездках за границу, из
различных выставок о зарубежном хозяйстве, искусстве, спорте, встреч с
туристами и т. д.
При
изучении зарубежных социалистических стран краеведческий материал предоставляет
учителю большие возможности для выявления общих с Советским Союзом черт развития
этих стран и для более конкретного описания их социалистического строительства
и объяснения особенностей географии производства.
Специфика
краеведческого материала, включаемого в курс экономической географии зарубежных
стран, его ограниченность и непостоянная возможность использования определяют
методы его применения в учебном процессе. Очевидно, он более ценен для
иллюстраций и примеров, когда необходимо при изучении отдельных
капиталистических стран противопоставить наши достижения капиталистической действительности
или когда необходимо при изучении социалистических стран показать сходство их
развития с Советским Союзом. Наиболее удобное место в уроке для его
применения—время, отводимое объяснению нового материала.
Независимо
от учебных предметов для общей экономической осведомленности учащихся в связи с
повышением значения экономических знаний в образовании, следует больше
использовать краеведение, применять такие формы работы, как экскурсии на
предприятия, встречи с представителями предприятий, рационализаторами
производства, изобретателями, посещение выставок (промышленной, достижений
народного хозяйства, сельскохозяйственной и др.).
Список литературы
Барышева
Ю. А. Использование краеведческого материала при формировании понятий в курсе
экономической географии СССР. “География в школе”, 1969, № 1.
Верзина
А. К. Использование местного материала о погоде и климате в курсе географии
частей света. “География в щколе”, 1960, № 5.
Коринская
В. А., Прозоров Л. Д. Изучение в VI классе раздела “Общие географические
закономерности” и проведение весенней экскурсии. “География в школе”, 1970, №
2.
Откаленко
М. А., Учайкина И, Р, Изучение в V классе темы “Географическая оболочка”, “География
в школе”, 1972, № 2.
Сафиуллин
А. 3. Изучение своей области. М., Учпедгиз, 1963.
Зайцев
П. П. Осуществление краеведческого принципа в преподавании экономической
географии в VIII кл. “География в школе”, 1969, № 1.
Трубе
Л. Л. Местный материал при изучении климата частей света. “География в школе”, 1961,
№ 5.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://school-kraevedenie.narod.ru/
Дата добавления: 30.08.2012