Кранах
Кранах (Cranach) – прозвище двух нем. художников,
настоящая фамилия которых была Мюллер (а не Зундер, как прежде предполагали).
Лукас К. Старший, знаменитый живописец и гравер, род.
в Кронахе, в верхней Франконии, в октябре 1472 г. Первоначальное художественное
образование он получил у своего отца, каким же образом шло его дальнейшее
развитие – неизвестно. С 1504 г. жил в Виттенберге, состоя придворным
живописцем курфюрста Фридриха Мудрого, который и дал ему прозвище К. и возвел
его в дворянское достоинство. По поручению курфюрста, в 1509 г., ездил в
Нидерланды и написал там портрет молодого принца Карда, впоследствии императора
Карла V. Принимая горячее участие в реформационном движении, бичуя в своих
картинах и гравюрах злоупотребления папства и распространяя портреты своих
друзей, Лютера и Меланхтона. Преемники Фридриха Мудрого, Иоганн Постоянный и
Иоганн-Фридрих Великодушный, относились к художнику также с большой
благосклонностью. Равным образом, он пользовался доверием и почетом у своих
сограждан: в 1619 г. и 1537 г. был избираем в казначеи городского совета, в
1540 г. – в бургомистры. В 1550 г. отправился в Аугсбург к находившемуся там в
плену курфюрсту Иоганну-Фридриху и, через два года, вместе с последним, переехал
в Веймар, где и умер 16 окт. 1553 г. Произведения К., относящиеся к раннему
периоду его деятельности, простирающемуся до 1620 г., долгое время
приписывались Грюневальду (напр. “Отдых св. Семейства на пути в
Египет” – у г. Фидлера, в Мюнхене, алтарный образ – в церкви св. Марии в
Topгay, а также некоторые образа в других церквах и картины в разных немецких
музеях). В них видна зависимость художника от франконской школы: композиция
более обдумана и величественна, чем в последующих его работах; исполнение более
свободно и окончательно, колорит более тепел и золотист. Произведения К.,
относящиеся к 1520-1830 гг., имеют переходный характер. Позднейшая манера
мастера, которая наиболее известна нам как по его собственным произведениям,
так и по работам его учеников и подражателей, отличается уверенностью несколько
сухого и угловатого рисунка и рутинностью композиции; его мужские типы иногда
полны благородства, но порою приближаются к карикатуре; женские же типы, с их
узкими тальями, четырехугольными годовыми и косыми глазами, далеко не подходят
под понятие греческой или итальянской красоты. Не вполне удовлетворительны в
его картинах и воздушная перспектива. и несмелый прием прилизанного наложения
красок. Но эти недостатки искупаются понятностью его сочинения и привлекательностью
наивнопоэтического понимания природы. Лучше всего удавались ему изображения с
небольшим числом фигур. Портреты К., по своей простоте и наивной
непосредственности, занимают первое место. Из религиозных картин К., сверх
вышеисчисленных, наиболее достойны внимания: “Богоматерь” (в церкви
св. Такова, в Иннсбруке); “Богоматерь с виноградной лозой” (в
мюнхенском пинакот.); “Белая Мадонна” (в кенигсбергском соборе);
“Богоматерь под яблоней” и “Богоматерь в винограднике” (обе
в Имп. Эрмитаже, № 459 и 460), несколько изображений Адама и Евы под древом
познания добра и зла (в Берлине, Дрездене, Флоренции и др. местах), истории
Юдифи (в Готе, Вене, Дрездене и т. д.), “Блудница перед Христом” (в
Мюнхене, Нюрнберге, Касселе и Пеште) и др. Некоторые композиции К. имеют
культурно-историческое значение, так как исполнены в духе протестантства. Из
мифологических произведений К. “Венера с Амуром”, “Амур с
пчелами” и “Геркулес с прялкой”, писанные им самим, или только
вышедшие из его мастерской, повторяются во многих экземплярах. Он писал также
жанровые картины и охотничьи сцены. Портреты работы К., большого и малого
размера, распространены во многих коллекциях. Каковы, напр., портреты
курфюрстов Лютера, его жены, Меланхтона, кардинала Альбрехта Бранденбургского
(в Имп. Эрмитаже, №462) и “Сибиллы, курфюрстины Саксонской” (там же,
№ 461). Очень немногочисленные гравюры К. на меди (например портреты курфюрстов
и Лютера и св. Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности к работам
подобного рода. Напротив того, многочисленны гравюры на дереве, исполненные в
его мастерской. К. в свое время имел большое влияние на живописные школы
средней и северной Германии. Ср. Heller, “L. Cranachs Leben und Werke” (Бамберг, 1821); Schuchardt, “L. Cranachs des Aelteren
Leben und Werke” (Лпц., 1851-1871, 3 т.); Warnecke, “Lucas Cr. d. Aeltere” (Гёрл., 1879); M. В. Linden,
“Lucas Cr.” (Лпц., 1883). 2.
Лукас К. Младший (1515-1586), сын и ученик предыдущего, исторический и
портретный живописец. Рисунок у него слабее чем у отца, колорит нежнее и богаче
нюансами. Произведения К. Младшего находятся в церквах Виттенберга и во многих
картинных галереях. Лучшее из них: “Проповедь Иоанна Крестителя”, в
брауншвейгской галерее.
Список литературы
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь Изд.
“Русское слово”, 1996 г.
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://skatarina.ru