Краткая характеристика свободных зон России, Украины

В
апреле 1997 года Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон
“О свободных экономических зонах”. В соответствии с названным законом
свободная экономическая зона представляет собой ограниченный участок территории
Российской Федерации, в пределах которого устанавливается особый режим
предпринимательской деятельности.  Этот
режим предоставляется коммерческим организациям, созданным в
организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством
Российской Федерации, и филиалам иностранных юридических лиц, которые
зарегистрированы в этой зоне в качестве участников (участники свободной
экономической зоны), в соответствии с Федеральным законом “О свободных
экономических зонах”, таможенным и иным законодательством Российской
Федерации.   Под особым режимом предпринимательской
деятельности понимаются такие условия ее осуществления, при которых
устанавливаются беспошлинный порядок ввоза товаров в свободную экономическую
зону (предусмотренный таможенным режимом свободной таможенной зоны),  налоговые льготы и льготы в сфере валютного
регулирования.

Свободные
экономические зоны создаются в целях развития экспортного потенциала,
увеличения поступлений в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта
товаров, активизации внешнеэкономических связей, экономического и социального
развития Российской Федерации и ее отдельных регионов на основе привлечения
иностранных и российских инвестиций, новых техники, технологий, опыта
управления свободными экономическими зонами.

К
свободным экономическим зонам на территории Российской Федерации относятся зоны
экспортного производства, свободные таможенные зоны производственного и
торгового типов, а также особые экономические зоны, технико-внедренческие зоны,
зоны трансграничного оказания услуг, в том числе банковские оффшорные центры и
туристско-рекреационные зоны.

Однако
названный Закон так и не был подписан Президентом Российской Федерации. 8 июля
2005 года Государственной Думой РФ был принят Федеральный Закон РФ «Об особых
экономических зонах в Российской Федерации», который был одобрен  Советом Федерации

13
июля 2005 года и подписан Президентом Российской Федерации 22 июля 2005 года.

В
соответствии с названным Законом     
особая экономическая зона – это определяемая Правительством Российской
Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый
режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые экономические зоны
создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики,
высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития
транспортной инфраструктуры.

Закон
выделяет следующие типы особых экономических зон:


промышленно-производственные особые экономические зон.
Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках
территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров.


технико-внедренческие особые экономические зоны. Технико-внедренческие особые
экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая
площадь которых составляет не более двух квадратных километров.

На
территории особой экономической зоны не допускается:


добыча полезных ископаемых и металлургическое производство в соответствии с
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;


переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;


производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых
автомобилей и мотоциклов).

При
создании особой экономической зоны Правительство Российской Федерации
определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на ее территории.

Решение
о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской
Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской
Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.
Управление особыми экономическими зонами возлагается на федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению
особыми экономическими зонами, и его территориальные органы.

Земельные
участки в пределах территории особой экономической зоны могут предоставляться
во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды.

Налогообложение
резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Свободная таможенная
зона – таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и
используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты
таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к
указанным товарам запретов и ограничений экономического характера,
установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о
государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары
размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с
таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных
пошлин.

При
вывозе российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной
зоны, с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной
территории Российской Федерации, а также при отчуждении их в пользу лиц, не
являющихся резидентами особой экономической зоны, таможенными органами
взимаются налог на добавленную стоимость и акцизы по ставкам налогов,
действующим на дату принятия таможенной декларации таможенным органом в связи с
вывозом товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть
таможенной территории Российской Федерации или отчуждением их в пользу лиц, не
являющихся резидентами особой экономической зоны. При этом акцизы подлежат
уплате в отношении продуктов переработки, если продуктами переработки являются
товары, изготовленные из российских товаров, не являющихся подакцизными при
помещении их под таможенный режим свободной таможенной зоны.

В
Республике Крым прорабатывается проект создания в Керчи свободной экономической
зоны, а также возможность создания такой зоны во всей Республике, которая будет
тесно связана не только с Украиной, но и с Россией. Так, планировалось
свободное обращение в зоне российской валюты. Парламент Республики Крым
провозгласил создание в этой зоне общего открытого режима.

Верховным
Советом Украины 13 октября 1992 г. был принят Закон “Об общих началах
создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон”[1]
.

Согласно
Закону Украины о зонах 1992 г., исполнительным директором органа хозяйственного
развития и управления зоны может быть как гражданин Украины, так и гражданин
другой страны, работающий по срочному контракту. Хозяйственным субъектам
предоставляется свобода экономической деятельности в зоне (ст. 15), каких-либо
ограничений не устанавливается. На всех субъектов экономической деятельности
распространяется система государственных гарантий защиты инвестиций,
предусмотренная законодательством Украины об инвестиционной деятельности и
иностранных инвестициях. Государство гарантирует субъектам хозяйственной деятельности
зон право на вывоз прибылей и капитала, инвестируемого в зону, за пределы зоны
и Украины.

На
Украине органами управления в СЭЗ независимо от ее типа являются: местные
Советы народных депутатов и местные администрации в пределах своих полномочий;
орган хозяйственного развития и управления СЭЗ, создаваемый при участии
субъектов экономической деятельности Украины и иностранных субъектов такой
деятельности.

Список литературы

Абрамчук
С. Анклаву необходима нормативная база // Финансы, учет, аудит. –1998. – № 6.

Верба
Е. Нужны свои и четкие зоны // Финансы, учет, аудит. –1998. – № 6.

Жушма
П., Павлович Г. Комментарий к Закону Республики Беларусь “О свободных
экономических зонах” от 11 ноября 1998 года // Промышленно-торговое право.
– № 11-12. -1998.

Маненок
Т. Все зоны уравняли // Белорусский рынок. – 13.06.2005. – № 22.

Мотина
Е. Скрытые ограничения в регулировании деятельности резидентов свободных
экономических зон // Юрист. – 2005. – № 120

Об
исчислении и уплате налога на добавленную стоимость резидентами свободных
экономических зон: Постановление Министерства по налогам и сборам Республики
Беларусь от 12.01.2004 № 2 // Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь. – 02.02.2004. – № 18. -8/10456.

Об
общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических
зон: Закон Украины от 13.10.1992 // Ведомости Верховной Рады Украины. 1992. №
50. Ст. 676.

Об
одобрении Программы развития свободных экономических зон Республики Беларусь на
2004 год: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.05.2004 №
518 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 13.05.2004. –
№ 73. – 5/14200.

Об
освобождении администраций свободных экономических зон от уплаты
государственной пошлины за подачу в хозяйственный суд исковых заявлений:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.11.2000 № 1784 //
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 08.12.2000. – № 113.
– 5/4614.

Об
особенностях исчисления таможенных пошлин и налогов при таможенном оформлении
товаров, вывозимых с территории свободных таможенных зон, расположенных в
границах свободной экономической зоны “Могилев” и свободной
экономической зоны “Гродноинвест” (вместе с Инструкцией «О порядке
применения и заполнения бланков уплаты»): Постановление Государственного
таможенного комитета Республики Беларусь от 07.05.2004 № 39 //
Нормативно-правовая база КонсультантПлюс по состоянию на 10.02.2006.

Об
особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от
22.07.2005 № 116-ФЗ// Российская газета. – 
2005. – № 162.

Об
утверждении Инструкции об особенностях исчисления и уплаты налогов, сборов
(пошлин), иных обязательных платежей в бюджет резидентами свободных
экономических зон: Постановление Министерства по налогам и сборам Республики
Беларусь от 28.09.2005 № 96 // Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь. – 14.11.2005. – № 175. – 
8/13318.

Об
утверждении Правил создания и регулирования деятельности банков на территории
свободных экономических зон Республики Беларусь: Постановление Национального
банка Республики Беларусь от 28.06.2001 № 174 // Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь. – 20.08.2001. – № 76. – 8/6409.

О
конкурсе на право регистрации юридических лиц в качестве резидентов свободных
экономических зон “Гродноинвест” и “Могилев”: Постановление
Совета Министров Республики Беларусь от 06.09.2002 № 1230// Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь. – 19.09.2002. – № 105. –  5/11109.

О
лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Республики
Беларусь от 14.07.2003 № 17 // Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь. – 21.07.2003. – № 79. – 1/4779.

О
некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории
Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 //
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 15.06.2005. – № 92. –
1/6516.

О
некоторых вопросах регистрации в качестве резидентов свободных экономических
зон: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.1999 № 2062 //
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 19.01.2000. – № 5. –
5/2333.

О
порядке уплаты отчислений и сборов, установленных законом Республики Беларусь
“О бюджете Республики Беларусь на 2001 год”, резидентами свободных
экономических зон: Постановление Государственного налогового комитета
Республики Беларусь от 22.02.2001 № 18 // Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь. – 19.03.2001. – № 26. – 
8/5192.

О
применении норм законодательства, касающихся деятельности свободных
экономических зон на территории Республики Беларусь: Письмо Высшего
Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 05.01.2000 № 03-24/11 //
Нормативно-правовая база КонсультантПлюс по состоянию на 10.02.2006.

О
свободных экономических зонах: Закон Республики Беларусь от 07.12.1998 № 213-З
// Народная газета. – № 72. – 24.04.1999.

О
таможенном режиме свободной таможенной зоны и внесении изменений и дополнений в
некоторые нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета Республики
Беларусь по вопросам таможенного оформления товаров (вместе с Инструкцией «О
порядке заполнения декларации свободной таможенной зоны»): Постановление
Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 23.09.2005 № 67 //
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 09.11.2005. – № 173.
– 8/13261.

Чижевская
И. Новое в таможенном регулировании деятельности СЭЗ // Право Беларуси. – 2005.
– № 10.

Якубовская
О. Правовой режим СЭЗ: особенности налогообложения // Бюллетень нормативно-правовой
информации. Юридический мир. – 2006. – № 1.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/

[1]
Об общих началах
создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон: Закон
Украины от 13.10.1992 // Ведомости Верховной Рады Украины. -1992. -№ 50. -Ст.
676.

Дата добавления: 03.07.2008