Краткий грамматический справочник

Краткийграмматический справочник
 
1. Склонение именсуществительных в единственном числе
 
 
І скл. м.р., ср.р.
ІІ скл. ж.р.
ІІІ скл. ж.р.
И кто? что?
дом_, учитель, озеро, море
страна, земля
жизнь, ночь
Р кого? чего?
дома, учителя, озера, моря
страны, земли
жизни, ночи
Д. кому? чему?
дому, учителю, озеру, морю
стране, земле
жизни, ночи
В. кого? что?
дом_, учителя, озеро, море
страну, землю
жизнь, ночь
Т. кем? чем?
домом, учителем, озером, морем
страной, землей
жизнью, ночью
П о ком? о чем?
о доме, об учителе, об озере, о море
о стране, о земле
о жизни, о ночи
 
2. Склонение именсуществительных во множественном числе
 
 
І скл. м.р., ср.р.
ІІ скл. ж.р.
ІІІ скл. ж.р.
И кто? что?
дома, учителя, озëра, моря
страны, земли
жизни, ночи
Р кого? чего?
домов, учителей, озëр_, морей стран_, земель_
жизней, ночей
Д. кому? чему?
домам, учителям, озëрам, морям
странам, землям
жизням, ночам
В. кого? что?
дома, учителей, озëра, моря
страны, земли
жизни, ночи
Т. кем? чем?
домами, учителями, озëрами, морями
странами, землями
жизнями, ночами
П о ком? о чем?
о домах, об учителях, об озëрах, о морях
о странах, о землях
о жизнях, о ночах
 
3. Склонение имен прилагательных
 
 
м.р., ср.р.
 ж.р.
мн.ч
И какой,-ое, -ая,-ие?
новый, последний, новое, последнее
новая, последняя
новые, последние
Р какого, -ой, -их?
нового, последнего
новой, последней
новых, последних
Д. какому, -ой, -им?
новому, последнему
новой, последней
новым, последним
В. какой, (-ого), -ую, -ие,(-их)? как И.п или как Р.п.
новую, последнюю как И.п или как Р.п.
Т. каким, -ой, -ими?
новым, последним
новой, последней
новыми, последними
П о каком, -ой, -их?
о новом, о последнем
о новой, о последней
о новых, о последних
 
4. Основные,самые употребительные значения падежей И. кто? что? подлежащее, именное сказуемое
брат, сестра; друзья, соседи (Брат читает. Иван и Саша – мои друзья.)
Р.
кого? чего? нет
брата, сестры, друзей, соседей, хлеба, письма, молока какого, — ой, -их? / чей? чье? чья? чьи?
ответ брата, книга сестры, письма друзей сколько?
два брата, три сестры, много друзей у кого? у чего? (есть)
у брата…, у сестры…, у друзей… из чего? = откуда?
от брата, из школы с работы
Д. кому? чему? (подарить; нравится)
брату, сестре, друзьям кому? чему? (холодно, интересно, скучно…)
брату, сестре, друзьям, мне, тебе, ему, нам, вам, им
В. кого?, что? (знать, любить…)
брата, сестру, иностранный язык_, своих друзей когда?
в два, в понедельник_, в среду куда?
в школу, на работу, в университет_
Т. с кем? с чем?
с братом, с сестрой, с друзьями, с сумкой чем? (совершать действие)
резать, ножом, есть вилкой
П. о ком? о чëм? (говорить, сообщать)
о брате, о сестре, о друзьях, о проблемах когда?
на этой неделе, в мае, в этом году где?
в школе, на работе, в газетах, на мосту
5. Видовременныехарактеристики глагола
 
несовершенный вид – что делать?
совершенный вид – что сделать?
настоящее время
пишу, -ешь,…; люблю, -ишь,…; интересуюсь, -ешься,…;

прошедшее время
писал, -а, -о, -и; любил, -а, -о, -и; интересовался, -ась, -ось, -ись
написал, -а, -о,.-и; полюбил, -а, -о, -и; заинтересовался,
-ась, -ось, -ись
будущее время
буду писать, будешь писать,…; буду любить,…; буду интересоваться,…
Напишу, напишешь,…; полюблю, полюбишь,…; заинтересуюсь, заинтересуешься,…
6. Основные структурныемодели русского простого нераспространенного предложенияПростое предложение (Кто что делает/сделает?)
Мы изучаем русский язык. Предложения с составным глагольным сказуемым
Я хочу рассказать вам о себе. Предложения с составным именным сказуемым
Россия — огромная страна. Он будет (был) художником. Неопределенно-личные предложения
В газетах пишут об Олимпиаде. Обобщенно-личные предложения
Что посеешь, то и пожнешь. Век живи, век учись. Безличные предложения
Ребятам очень весело. На улице потеплело. Легко дышится. У кого (есть) что? кто? У кого нет кого? чего?
У Андрея большая семья. У меня нет брата. Назывные предложения
Зима. Мороз.