1. Общественный строй Древнего Китая
История ДревнегоКитая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлениемопределенной династии. Первый период— Шан (Инь) — продолжался с XVIII в. до XII в. до н. э.; второй период — Чжоу — с XII в. до 221 г. до н. э.; третий— царство Цинь — с 221 до 207 г. до н. э.; четвертый — царство Хань — с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э. Четвертый период характеризуется перерастанием рабовладельческого государства в феодальное.
Первый период. Государство Шан и Инь. Иньское обществои государство были рабовладельческими. Господствующий класс складывался изиньской светской аристократии, жреческой знати и аристократии подчиненныхплемен.
В зависимости отблизости к царю и от занимаемой должности светской аристократии присваивалисьтитулы, дававшие определенные привилегии. Социальное положение определялосьтакже земельными владениями и наличием рабов. Рабами могли владеть как частныелица, так и государство. Источниками рабства являлись: захват пленных на войне,продажа в рабство за долги, обращение в рабство за некоторые преступления,получение рабов от подчиненных племен в качестве дани. Рабы находились наположении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества. Значительную частьнаселения составляли свободные общинники. Община играла большую роль вобщественных отношениях иньского времени. Общинное землепользование былоорганизовано по системе “колодезных полей”. Все земли делились на двекатегории: общественное поле и частные поля. Общественное поле обрабатывалосьсовместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и в конечном итогепосылался царю. Частные поля находились в индивидуальном пользовании семьи.Урожай с этих полей шел на прокормление свободных общинников. Частные поля,однако, не являлись собственностью их держателей. Земля рассматривалась как государственнаясобственность и находилась в распоряжении царей. В частной собственности в данныйпериод были рабы, дома, орудия труда.
Второй период. Государство Чжоу.Господствующее положение в обществе занимала рабовладельческая аристократия, ккоторой относились чжоуская наследственная и военная знать, часть иньскойрабовладельческой аристократии, уцелевшая после покорения. Собственником землипо-прежнему был царь (ван). Он распоряжался землей, жалуя и отбирая ее.Развивалось крупное землевладение. Рабовладельческая аристократия свободнораспоряжалась своими владениями — судя по имеющимся данным, землю можно былоотчуждать, сдавать в аренду, закладывать. В этот период появляется тенденция кпревращению владений в частную земельную собственность, хотя формально вовладении землей сохраняется зависимость от воли царя. В дальнейшем, с ослаблениемвласти чжоуских царей, происходит превращение права крупных рабовладельцев навладение землей в право собственности на землю. Большую роль в период ЗападногоЧжоу продолжало играть общинное землепользование. Сохранилась упомянутая вышесистема “колодезных полей”. В целом земледельцы (нунфу) влачили жалкоесуществование. Многие из них переходили в разряд безземельных арендаторов. Всамом низу общественной лестницы находились рабы, число которых увеличивалосьза счет военнопленных, завоеванного мирного населения, государственныхпреступников, при этом возрастало число частных рабов. Рабский труд широкоиспользовался в различных отраслях хозяйства.
Третий период.Государство Цинь.Сильное централизованное государство Цинь сумело подчинить себе остальные китайскиегосударства, и в результате была образована огромная империя. Главойгосударства был император (хуанди). В его руках сосредоточивалась вся полнотазаконодательной, исполнительной и судебной власти. Управление империейосуществлял разветвленный государственный аппарат, в состав которого входилидесятки тысяч чиновников. Во главе аппарата управления стояли левый и правыйченсяны (министры). Заместителями ченсянов были секретари. К высшим государственнымчиновникам относились начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культомпредков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую рольв деятельности государственного аппарата играли императорские советники.
После завоеваниядревнекитайских царств в империи были проведены административная, аграрная,финансовая и военная реформы по образцу реформ Шан Яна. Границы прежних царствбыли уничтожены. Огромную территорию разделили на 36 областей, которые, в своюочередь, делились на уезды, уезды — на волости, а волости — на тин (низшая административнаяединица). Во главе каждой области стояли два управителя — представители военнойи гражданской власти, которые назначались из столицы и в любой момент моглибыть смещены императором. Прежняя аристократия была поставлена под строжайшийнадзор имперских чиновников. Старые аристократические титулы были уничтожены.Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги. Были введеныочень суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Чиновники в своейдеятельности руководствовались твердо установленными едиными законами.Государственный аппарат этого периода был громоздким, сложным, на службесостояла масса чиновников.
Проведенныереформы ненадолго сплотили государство. Из-за глубоких социальных противоречийвспыхивали восстания, самое мощное из которых в 206 г. до н. э. привело к гибели циньской монархии. К власти пришла новая династия — Ханьская.
Четвёртыйпериод. ГосударствоХань. Структурацентрального и местного государственного аппарата осталась прежней. Стремленияцарской власти были направлены на централизацию страны. Этому способствовалоновое административное деление Китая. Страна была поделена на 13 крупныхокругов, возглавляемых наместниками императора — окружными ревизорами,осуществлявшими контроль за местной администрацией. Увеличилось число областей,округов, уездов. Во главе областей и уездов стояли три назначаемых из центрачиновника: правитель и его помощники по гражданским и военным делам.Деятельность местной администрации контролировалась инспекторами из центра. Более решительная попыткасмягчить классовые противоречия реформами сверху была предпринята Ван Маном,который в 8 г. н. э. совершил дворцовый переворот и захватил власть. В 9 г. н. э. он провозгласил себя императором “новой” династии и объявил о намерении проводить политикурешительных реформ. Идейными вдохновителями реформы были конфуцианцы.
Сущность реформсводилась к следующему. Запрещалась купля-продажа земли, все земли были объявленыцарскими; одновременно восстанавливалась древняя система общинногоземлевладения. Была запрещена купля-продажа рабов. Но, ведя борьбу противчастного рабовладения, Ван Ман не только не сделал попыток ограничитьгосударственное рабовладение, но пытался обосновать законное право государствавладеть рабами. Численность государственных рабов увеличилась. Из них сталиформировать армии. Неоднократно проводились денежные реформы, были введеныновые налоги, учреждены особые управления, которые должны были регулироватьрыночные цены и регламентировать ссудный процент. Все это способствовалососредоточению всех источников доходов, в частности значительной части ссудныхопераций, в руках государства. Но реформы Ван Мана не дали желаемогорезультата. Они не ослабили, а, напротив, углубили, обострили классовыепротиворечия, привели к разрушению экономики страны. Доведенное до отчаяниянаселение в 18 г. н. э. подняло восстание, которое известно под названием восстания“Краснобровых”. В 23 г. н. э. ханьская династия, вернувшись на престол,отменила указы и распоряжения Ван Мана. Экономика страны сталастабилизироваться. Существенные изменения произошли в государственном аппарате.Функции по управлению страной’ были разделены между пятью ведомствами, при императоресоздан высший совещательный орган — императорский совет.
2. Английская буржуазная революция середины XVII века
Политические причины революции большинство отечественных историковсвязывало со стремлением королей из династии Стюартов утвердить в Англииабсолютизм. В предреволюционной Англии завремя правления королей династии Стюартов в общественном мнении сложилосьпредставление, что король правит единолично, но в рамках прерогатив(привилегий). Прерогатива есть не просто привилегия, но и превосходство. Однаков идеальном восприятии и король, и его подданный пребывали «в своемправе». Для характеристики индивида, пребывающего в своем праве,использовали термин корпорация, которым обозначали некий симбиоз физического июридического лица. Корпорация подразумевала, в частности, обладаниеопределенной совокупностью вольностей и привилегий определенного лица,зафиксированных в документах (королевская хартия, патент, частный актпарламента) либо хранимых памятью и традицией (обычное право). Все этиконструкции становились достоянием общественности благодаря усилиям юристов —представителей профессионально обособленного сообщества знатоков обычногоправа, обладавшего в обществе, по обобщению современного историка, необычайнобольшим культурным и интеллектуальным влиянием. Публицисты из средыюристов-практиков и парламентских деятелей стали убеждать сограждан в том, чтопредставители правящей династии не просто деспотически нарушают законы, но чтоони имеют склонность править в духе и в манере нормандской династии, в своевремя завоевавшей страну, и некоторых монархов на континенте. Законы ивольности страны воспринимались как достояние народа и как нечто, существующеес незапамятных времен и лишь извлекаемое из этого наследия с помощьюпрецедентного права или статутов. Они должны оставаться неизменными, посколькуявляют собой гарантии защиты собственности, прав и вольностей подданных. Толькопарламенту надлежит изменять старый закон и принимать новый. Парламент в этоткризисный период обрел в трудах публицистов — известных и признанных, обликучреждения многоцелевого назначения. Его изображали учреждениемпредставительным, законодательным, совещательным и судебным. Представительствов парламенте от разных слоев и территорий воспринималось как надежный способполучения полной и неискаженной информации о состоянии дел в стране, а общениепарламентариев с королем воспринималось свидетельством наличия духа согласия исотрудничества между королем и основными сословными группами королевства.
Существенным фактором политической жизни стало тообстоятельство, что к началу XVII в. на 4 млн.населения Англии приходилось около 2 тыс. практикующих юристов.
В событиях и преобразованиях периода английской революции(1640—1660 гг.) можно выделить следующие этапы:
— конституционный период (1640—1642 гг.),
— период первой гражданской войны (1642—1647 гг.),
— период второй гражданской войны (1648—1649гг.),
-период индепендентской республики (1649—1653 гг.),
-период протектората Кромвеля, его падения и реставрациимонархии (1653—1658—1660 гг.).
Открытие парламента в Англии 3 ноября 1640 г. ознаменовалоначало английской буржуазной революции. Период с ноября 1640 г. по июнь 1642 г.часто называют «конституционным», так как в это время парламент Англии принялряд важнейших законодательных актов. Среди них огромное значение имели законы,направленные на существенное ограничение абсолютной власти короля. Исследуядеятельность парламента в период законного(конституционного) течения конфликта (1640—1642 гг.), можносказать, что почти все законодательные акты, которые парламент принял илипытался принять, затрагивали вопросы по ограничению королевской власти. Этимиактами было достигнуто ограничение полномочий короны в области законодательнойдеятельности, была ликвидирована система чрезвычайных судов, что лишилоанглийских королей тех средств подавления, при помощи которых они поддерживалисвои притязания на абсолютную власть. В этот же период парламент Англиипопробовал ввести контроль над деятельностью королевских министров. Попыткаограничить полномочия короны в области исполнительной власти была сделана путемпринятия и представления на утверждение Карлу I «Великой Ремонстрации», ст.ст.197–201 которой были направлены на установление контроля парламента наддеятельностью министров короны и других высших должностных лиц. Новаяполитическая ориентация парламента воплотилась также в документе «19предложений», с которым парламентарии обратились к королю 2 июня 1642 г. Вдокументе предусматривалась ответственность министров перед парламентом, в немобсуждался также вопрос о реформе церкви, о предоставлении парламентувозможности контролировать внешнюю и внутреннюю политику, наблюдать завоспитанием королевских детей, о предоставлении парламенту права вето приназначении пэров. По сути дела речь велась о варианте установления конституционноймонархии, однако сам король увидел в этих предложениях намерение лишить егореальной власти и превратить в некий символ, в живописный портрет, украшенныйкороной и скипетром. Но ни «Великая Ремонстрация», ни «19 предложений» королемутверждены не были. Исполнительная власть продолжала оставаться в руках короля.В это же время восстали ирландцы, стремившиеся к уравниванию в правах сангличанами, и парламент не дал королю возможности командовать войском,отправляемым в Ирландию, чтобы король не смог обратить эти войска против самогопарламента. Одновременно члены парламента из пуритан повели открытое нападениена епископальную англиканскую церковь, которой так дорожил король. Отношениянастолько обострились, что привели в 1642 г. к вооруженному столкновению. Вянваре 1642г. король покинул Лондон, а в августе объявил парламенту войну,собрав под свои знамена дворянство (кавалеров) и сторонниковепископальной церкви. Войско парламента составилось из пуритан (за короткуюстрижку пуритан прозвали крутоголовыми). Вначале они терпели пораженияот кавалеров, но затем перевес стал склоняться в их сторону, в чем главнаязаслуга Кромвеля, вождя индепендентов. В 1643 г. Кромвель вводит «новуюмодель» организации армии, которая послужила прообразом современнойпостоянной армии. Суть новой организации состояла в опоре на опытных солдат ина способных людей, занимающих командные должности. Военные успехи роялистов(кавалеров) довольно быстро пошли на убыль, а войско парламента заручилосьподдержкой флота, большинством среди торговцев и населения Лондона. У роялистовне оказалось достаточных источников пополнения финансов, и к 1645 г. нечемстало платить жалованье солдатам, которые начали разбегаться. Вскоре после генеральногосражения при Нейзби король был схвачен Кромвелем и его советниками, которые,однако, не знали, что с ним делать. В это же время происходят другие важныеразмежевания на политической арене. По решению пресвитерианского парламентскогобольшинства вместо англиканства в качестве государственной религии вводитсяпресвитерианство. Происходит вовлечение в политическую жизнь и борьбу более радикальнонастроенных протестантских общин (индепенденты, квакеры) и крайних радикалов,известных под именем уравнителей (левеллеров). Эти размежевания такжезатронули армию, где произошел раскол и поляризация сторонников уравнителей исторонников высшего командного состава умеренно-демократической ориентации (грандов).Парламент пресвитериан попытался разоружить армию, но армия этомувоспротивилась, и таким образом произошел разрыв армии с парламентом.
В мае 1647 г. учреждается Всеармейский совет, состоящий изофицеров и выборных представителей солдат.
Первым документом, излагающим политическую платформу армии,стала Декларация армии, направленная в парламент 15 июля того же года. В документе провозглашалось правоармии защищать вольности народа, требование о роспуске Долгого парламента и егоочищении от недостойных лиц. Подтверждалось как необходимое условие ограничениесрока деятельности парламента тремя годами, лишение короля права на роспускпарламента по своему усмотрению, обеспечение религиозной свободы, признаниеправа на подачу петиций. Говорилось также о необходимости обеспечить контрольобщества над государственными расходами, и с этой целью предлагалосьорганизовать печатание финансовых отчетов. Левеллеры представили свою программув двух проектах. Первый из них под названием Правдивое изложение требованийармии был представлен 18 октября 1647г. В нем предлагалось ввести всеобщееизбирательное право (для мужчин), наделить нижнюю палату всей полнотой власти исозывать парламент каждые два года. 28 октября был представлен еще один проект— под названием Народное соглашение, в котором провозглашалось вкачестве программных целей установление «прочного и скорого мира на основеобщего права». В нем также объявлялось следующее:
• необходимо справедливое распределение числа представителейанглийского народа от графств, городов и местечек;
• полномочия парламента как представителей народа отнынедолжны быть подчинены лишь их избирателям и простираться на «установлениеи упразднение должностей судов, увольнение и надзор за чиновниками и должностнымилицами всякого ранга, на объявление войны и мира»;
• «право законодательствовать в религиозной области иотносительно способа богослужения не передается нами вовсе никакой человеческойвласти, так как мы не можем уступать или превысить, без допущения греха, нибуквы в том, что наша совесть признает Божьей волей. Однако способ публичногонаставления нации предоставляется компетенции представителей при условии, чтоне будет применено принуждение»;
• «несовместимо с нашими свободами быть принуждаемымили насильственно привлекаемым к военной службе во время войны. Поэтому мы не позволяемделать такое привлечение нашим представителям… Так как деньги (нерв войны)находятся в их распоряжении, они никогда не будут ощущать недостатка внеобходимом количестве пригодных людей, готовых вербоваться для справедливогодела»;
• формулировался принцип равенства всех перед законом:”… все изданные или имеющие быть изданными законы будут обязательны длякаждого. Никакое различие в держании, собственности, пожаловании, звании илиположении не дает права на изъятие от обычной юрисдикции, которой подчиненыостальные”;
• цель законов — безопасность и благополучие народа(«подобно тому как законы должны быть равными для всех, так они должныбыть и спасительными и явно не противоречащими безопасности и благополучию народа»;
• все перечисленные права — это «наши прирожденныеправа», которые «мы согласились и решили защищать всеми нашими силамипротив всякого противодействия, откуда бы оно ни исходило».
Наличие в армейских кругах двух политических платформ —грандов (высшие офицерские слои) и левеллеров (средний и младший состав) — свидетельствовалооб обострении внутренних противостояний и размежеваний в армии и обществе. Была попытка согласовать позициидвух группировок, что и было достигнуто с выгодой для грандов. Однако противкомпромисса выступил король. Тогда левеллеры выдвинули новые, более радикальныетребования — однопалатный парламент, принятие парламентом или на референдумеконституции, которая закрепила бы новое устройство. Но все приняло неожиданныйоборот в связи с бегством короля из заточения.
Период второй, более короткой и победоносной для пуритангражданской войны приходится на 1648—1649 гг. Армия роялистов была окончательноразгромлена в мае — августе. В декабре месяце по приказу Кромвеля проведена«чистка» Долгого парламента от умеренного и соглашательского крылапуритан. Таким образом былоотстранено около 150 депутатов, осталось около 100 депутатов (так называемое охвостье),которым надлежало провести суд над королем. Палата общин 23 декабря 1648 г.приняла постановление судить короля. Палата лордов отклонила это решение. Тогдапалата общин провозгласила себя верховной властью и образовала комиссиюиз 135 человек. Суд в составе 59 явившихся на заседание членов суда призналкороля виновным в развязывании «войны против своего королевства(шотландцев) и парламента» и приговорил к смертной казни, которая былаосуществлена 31 января 1649 г. Через полтора месяца после этого событияпарламент принял законы об упразднении королевского звания (17 марта) и палатылордов (19 марта). Парламент 19 мая 1649 г. объявляет, что отныне народ Англиии всех принадлежащих ей владений и территорий «будет управляться какреспублика и свободное государство (Commonwealth and Free State)верховной властью английской нации, представителями народа в парламенте и теми,которых они назначат и определят в качестве подчиненных им должностных лиц ичиновников, ко благу народа и без какого бы то ни было короля и палатылордов» (Акт об объявлении Англии свободным государством). С этого моментанаступает период Индепендентской республики, который продолжается до апреля1653 г. (1649—1653 гг.). В этот период происходит дальнейшая борьба за власть ивлияние, в которой все большими властными возможностями пользуются Кромвель иего сторонники. Этому во многом способствовали успехи республиканской армии вусмирительных и аннексионистских мероприятиях в Ирландии и Шотландии, а такжепоощрительные меры в области расширения торговли, промышленности и мореплавания.Период республики сменил режим правления, названный протекторатом Кромвеля(1653—1658 гг.).Он начинается разгоном «охвостья» Долгогопарламента, созывом нового состава и принятием новой конституции, которая узаконилавоенную диктатуру Кромвеля. Конституция была выработана группой офицеров иполучила название «Орудие правительственной власти» (полное название— «Форма правления государством общего блага Англии, Шотландии и Ирландиии владениями, им принадлежащими», 16 декабря 1653 г.). Верховная властьделилась между лордом-протектором (буквально «лорд-покровитель»),Государственным советом в составе 15—21 члена и народом, представленным впарламенте. Законодательная власть принадлежала однопалатному парламенту,избираемому гражданами, владевшими имуществом стоимостью 200 фунтов стерлингов.Конституция, указав имя лорда — протектора юридически оформила военнуюдиктатуру революционного времени. Кромвель объявлялся пожизненнымлордом-протектором, руководил всеми внутренними и внешними делами присодействии членов Госсовета — командовал милицией и войсками на суше и на морево время заседаний парламента и делал это «для достижения мира иблагоденствия трех наций», правда, с согласия парламента либо Государственногосовета. Лишались избирательных прав католики и сторонники королевской власти.Христианская религия объявлялась государственной религией трех наций, свободавероисповедания в Бога через Иисуса Христа объявлялась гарантированной, всестатуты, противоречившие этой свободе, признали ничтожными и недействительными.Кроме того, был введен ежегодный налог, который не мог быть отменен илиуменьшен парламентом без согласия лорда-протектора. Конституция была оченькраткой — всего 42 статьи. При всех неоспоримых достижениях Кромвеля в областивнешней политики — объединение Шотландии, Ирландии и Англии в единое«свободное государство во имя общего блага (республику)» под эгидойАнглии, — положение его оставалось непрочным. Тогда правящие круги подготовилиакцию с документом под названием «Покорнейшее прошение и совет» (1657г.), в котором содержались предложение и просьба принять королевский титул сцелью «укрепить власть» и восстановить верхнюю палату (палатулордов). После некоторых колебаний Кромвель отказался от такой перспективы.
Таким образом, своеобразной чертой социальных и политическихперемен в Англии является то, что в ходе упразднения некоторых феодальныхинститутов и традиций здесь сохранялась значительная преемственность ворганизации и деятельности важнейших правовых и политических институтов(монархия, палаты парламента, общее право). Более определенным выглядит эпизодс отменой некоторых феодальных повинностей, оформленной сначала Законом обупразднении палаты феодальных сборов (24 февраля 1645 г.), а затем Законом,подтверждающим отмену палаты феодальных сборов (27 ноября 1656 г.), и Актом об упраздненииостатков феодализма (1660 г.).
Суть этих законов сводилась к тому, что все лично-вассальныеплаты и поборы королю упраздняются, рыцарские держания от короля или от другоголица и всякое свободное владение объявляются и признаются обычным свободнымдержанием. Власть Кромвеля фактически была сильнее, чем у королей свергнутойдинастии. Страна была поделена на 11 военных округов и управлялась генерал-майорами,несущими личную ответственность перед Кромвелем. Армия использовалась дляподдержания закона и порядка в разных частях страны. Все это не находилоподдержки ни в республикански настроенной армии, ни в проникнутоммонархическими стремлениями парламенте. Назначенного Кромвелем преемника — сынаРичарда быстро свергла армейская верхушка, и один из влиятельныхвоеначальников, генерал Монк, вскоре занял Лондон, разогнал Совет офицеров ипозаботился о восстановлении королевской власти. Внезапная смерть диктатора(1658 г.) и стремление дворянства и буржуазии покончить с революцией изаключить политический союз в рамках будущей конституционной монархии, привелик восстановлению старой династии и некоторых других дореволюционныхгосударственных органов (палаты лордов, Тайного Совета и др.). Реставрациявласти династии Стюартов происходила при соблюдении законных и другихнеобходимых процедур. Специальным актом возвращаются депутаты Долгогопарламента. Постановлением палаты общин «Об образе правления Английскогокоролевства» признается и объявляется, что «согласно основным идревним законам английского королевства правительство состоит и должно состоятьиз короля, лордов и общин» (1 мая 1660 г.). Затем вновь собранныйпарламент объявляет о восстановлении на королевском престоле Карла II, сына казненного короля Карла I. Самбудущий король незадолго до вступления в силу этих актов обратился ко«всем нашим любящим подданным без различия звания» с Декларацией, вкоторой от своего имени объявил о «свободном и всеобщем прощении»всем тем, кто в течение 40 дней публично заявит, что они «вновь становятсяверными и послушными подданными». Кроме того, король объявил также о правена свободу совести, согласно которой «ни один человек не должен бытьтревожим или осуждаем за религиозные разногласия, не нарушающие мира в королевстве».Что касается судьбы имений и пожалований, произведенных многим военным игражданским лицам «за многие годы беспорядков, за время многих и великихреволюций» (в данном случае не переворотов, а круговоротов, повторныхобращений), то этими вопросами король не пожелал заниматься сам, а предоставил ихна решение парламента, который «лучше всего может справедливоудовлетворить всех заинтересованных». Карл IIправил в течение 25 лет. Его правление отмечено деятельностью Долгого «кавалерского»парламента (1661—1679 гг.), но также периодом Беспарламентскогоправления (1681—1685 гг.), когда обострились внутрипартийные конфликты исоперничество между группировками тори (они одержали верх) и вигов. Ряд актовэтого периода был нацелен на регулирование религиозных дел в пользуангликанской церкви. Реставрация Стюартов в 1660 году считают завершениемАнглийской революции середины XVII века. Несмотря на реставрацию королевскойвласти, Английская революция сокрушила феодализм, дала мощный толчок развитиюкапитализма, создала благоприятные условия для процесса первоначальногонакопления капитала, замены крестьянских держаний земли фермамикапиталистического типа. В Англии прочно утвердились принципы парламентаризма,буржуазия пойдя на компромисс с земельной аристократией, получила доступ квласти. Попытки последних Стюартов усилить прерогативы королевской власти привелив Славной революции 1688-1689 годов к смене династии и окончательному утверждениюконституционной монархии. К концу XVIII века в Англии были введены в действиетри закона, которые и составили конституцию английской монархии: Хабеас Корпусакт или «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждениизаточения за морями», согласно которому гражданин может быть арестованисключительно по приказу суда; Билль о правах, который утверждал верховенствопарламента в области законодательства; Акт об устроении или «Закон опрестолонаследии», который определял порядок престолонаследия иподтверждал переход части прерогативов королевской власти в пользу парламента. Особенностьконституции этой страны состоит в том, что она не представляет собой единогозаконодательного акта. Наряду с писанными законами важную часть английскойКонституции составляют неписаные, условные правила, которые утвердились впрактике и стали конституционным прецедентом. Происходит дальнейшее укреплениеанглийского парламентаризма, который становится узкосоциальным. Одной изспецифических черт английской революции было то, что буржуазия, тесно связаннаяс джентри, выступала не против старого права в целом, а лишь противопределенных аспектов законодательной и судебной политики короля. В ходереволюции в Долгом парламенте неоднократно ставился вопрос о реформе права. Нопришедшие к власти классы не были заинтересованы в пересмотре традиционнойсистемы права, основанной, прежде всего на судебном прецеденте. Правоваясистема Англии в это время подверглась изменениям лишь в том направлении, вкаком этого требовали интересы буржуазии и лендлордов. Компромиссный характеранглийской революции определил преемственность судебных прецедентов и сохранениефеодальных правовых форм, которые в течение двух последующих столетийпостепенно приспосабливались к условиям капиталистического общества. Но заархаичными формами английского права, в частности за его традиционнымиисточниками — «общим правом», «правом справедливости», статутнымправом, стояло уже вполне буржуазное, отвечающее потребностям английскогокапитализма право, ставшее более гибким и рациональным. Период реформ Долгогопарламента и правления Кромвеля получил в литературе название Великой английскойреволюции.
3. Задача
Годфри Вальбуа женился на Катрин Дюбуа во время отсутствияотца во Франции. После возвращения на родину отец Годфри предъявил иск опризнании брака недействительным, поскольку он был против выбора сына. В своюочередь младший Вальбуа заявил, что на момент заключения брака ему исполнилось26 лет и он заключил брачный союз с согласия своей матери.
Каким будет решение суда по данному делу, если этопроизошло в XIX веке?
В соответствии с первой редакцией Гражданского кодекса Наполеонав XIX векесыновья, не достигшие 25 лет,и дочери до 21 года не могли вступать в брак без согласия их отца и матери, нов случае разногласия между родителями учитывалось мнение отца. В данном случаена момент заключения брака ему исполнилось 26 лет, поэтому суд долженотказать в иске. В последующих редакциях кодекса это положение было изменено.
Литература
1. Александрова С.П. Форма правления в Англии в начальный периодбуржуазной революции XVII в. // Вестник Ленинградского университета. Серия экономики,философии, права. — 1981. — № 23. — С. 85 — 89.
2. Английская буржуазная революция ХVII в./ Под ред. Е.А. Косминскогои Я.А. Левицкого.- М., 1994.-Т1-2.
3. Англия XVII в.: идеологии, политика, культура /Под ред.Г.Р.Левина, С.Е. Федорова. — Л., 1990.
4. Барг М.А. Великая английская революция XVII в. в портретах еедеятелей. — М., 1991.
5. Гизо Ф. История Английской революции: Пер. с фр. Ростов-на-Дону,1996.
6. Графский В.Г. Всеобщая история права игосударства: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2003.
7. Желудков А.В., Буланова А.Г. История государства и права зарубежныхстран. Конспект лекций.- М.: «Приор», 2002.
8. История государства и права зарубежных стран / Под общей редакцией:О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М,1999.
9. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э.Лейста. — М.: Юридическая литература, 1997.
10. Меняйло Д.В. Государство и право стран Древнего Востока. –Белгород,2008.
11. Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран.-М.,2000.
12. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник. В2-х томах.- М.: ТОН – ПРИОР, 1999.
13. Соколов А.Б. Английская революция середины ХVII века. Учебное пособие.-Ярославль.: Государственный педагогический университет, 2003.