Креативная образовательная среда на основе информационных и телекоммуникационных технологий как фактор саморазвития личности

Креативная образовательная среда на основе
информационных и телекоммуникационных технологий как фактор саморазвития
личности

Кречетников Константин Геннадьевич, докт. пед. наук,
доцент кафедры вычислительной техники ТОВМИ, г. Владивосток

Образованность
общества становится сегодня не только важнейшим фактором технологического и
социально-экономического развития любой страны, но и условием выживания
цивилизации, преодоления её глобального экологического и духовного кризиса. В
XXI веке, когда человечество переходит в информационную стадию своего развития,
образование должно стать непрерывным процессом, важнейшей частью жизни каждого
человека, обеспечивающей ему возможность ориентироваться в безбрежном океане
информации, адаптироваться к непрерывным технологическим инновациям.

Однако
главное требование к современному образованию – оно должно стать гуманистически
ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть
направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы,
технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте
одной из основных задач образования – обеспечить максимально благоприятные
условия для саморазвития личности.

В
результате образование оказывается акцентированным на то, чтобы помочь человеку
осознать и обогатить своё “Я”, найти своё место и определить
социальную роль в отношениях с внешним миром, активизировать личностное
самосозидание. Высоконравственная, духовно богатая, гармонично развитая
личность, способная осуществлять постоянное саморазвитие, является той целью,
на достижение которой должны быть направлены все усилия педагогики как науки и
области практической деятельности.

Сегодняшнее
мировое цивилизованное сообщество во многом базируется на информационных и
телекоммуникационных технологиях. Под влиянием процесса информатизации
складывается новая структура – информационное общество. Активное внедрение
технологий информатизации современного общества не могло не коснуться и системы
образования. Обеспечение сферы образования теорией и практикой разработки и
использования информационных и телекоммуникационных технологий является одним
из важнейших средств реализации новой государственной образовательной
парадигмы, направленной на создание максимально благоприятных условий для
саморазвития личности.

Однако,
как показывает опыт, применение информационных и телекоммуникационных
технологий само по себе не приводит к существенному повышению эффективности
образовательного процесса. Целесообразным является создание такой
образовательной среды, которая обеспечивала бы процессы гуманизации
образования, повышения его креативности, создавала бы условия, максимально
благоприятствующие саморазвитию личности [1].

Анализируя
многогранное понятие образовательной среды, хочется акцентировать внимание на
том, что его менее всего целесообразно рассматривать, как “систему влияний
и условий формирования личности по заданному образцу” [2], но в качестве
разнообразного поликультурного образования, индивидуального для каждого
обучающегося, среды для построения собственного “Я”, обеспечивающей
создание условий для актуализации внутреннего мира обучающегося, его личностного
роста, самореализации, становления его самосознания.

Информационно-образовательная
среда – программно-телекоммуникационное и педагогическое пространство с едиными
технологическими средствами ведения учебного процесса, его информационной
поддержкой и документированием в среде Интернет любому числу учебных заведений,
независимо от их профессиональной специализации (уровня предлагаемого
образования), организационно-правовой формы и формы собственности [3].

Средоориентированный
подход позволяет перенести акцент в деятельности преподавателя с активного
педагогического воздействия на личность обучающегося в область формирования
“образовательной среды”, в которой происходит его самообучение и
саморазвитие. При такой организации образования включаются механизмы внутренней
активности обучающегося в его взаимодействиях со средой.

Чем
больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно
происходит ее свободное и активное саморазвитие: человек одновременно является
продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и
делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие.

Информация
представляет собой сложнейшую субстанцию, которая воспринимается каждым
человеком индивидуально, в зависимости от его способностей, психологических
особенностей, уровня развития мышления и т. д. В современных условиях знание
человека должно исходить не из единого специализированного тезауруса, а из
всего многообразия мнений, подходов, идей и, прежде всего, – из личностных,
когнитивных и методологических навыков, способности к критическому оцениванию и
сопоставлению всего многообразия полученной информации. Поэтому образовательная
среда, для того чтобы быть информационно насыщенной для каждого обучающегося
должна быть многоуровневой, обладать принципиальной избыточностью и
неисчерпаемостью. Движущими силами саморазвития личности являются внутренние
противоречия, поэтому образовательная среда должна быть “насыщена”
образовательными ситуациями, которые обладают значительной степенью
неопределённости, содержат амбивалентные оценки, заставляющие обучающегося
“включить” механизмы самодетерминации, саморазвития.

Саморазвитие
личности во многом зависит степени индивидуализации образовательной среды.
Любой человек “заполнен” своим собственным ментальным опытом, который
и предопределяет характер его активности в тех или иных конкретных ситуациях.
Состав и строение этого опыта у каждого человека различны, поэтому люди,
различаются по своим познавательным возможностям. Кроме того, люди различаются
по темпераменту, по когнитивным стилям, по преобладающим биоритмам, по
психосоциотипам.

Таким
образом, развитие личности обучающегося имеет два взаимосвязанных аспекта:

1.
повышение продуктивности интеллектуальной деятельности обучающегося, за счет
формирования способностей анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать
причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания,
обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи и т. д.;

2.
рост индивидуального своеобразия каждого обучающегося на основе учета
индивидуальных познавательных склонностей, биоритмов, психоцоциотипов,
когнитивных стилей, избирательности в выборе учебного материала и т. д.

Каждый
человек сегодня объективно нуждается в создании условий, содействующих его
интеллектуальному и творческому росту. Такие условия могут быть созданы в
креативной образовательной среде, обеспечивающей максимальную степень
индивидуализации за счёт широкого использования информационных и
телекоммуникационных технологий. Данная среда предоставляет каждому
обучающемуся возможность (самостоятельного или во взаимодействии с педагогом,
выступающим в роли старшего товарища, партнёра) формирования
индивидуализированной образовательной траектории. Содержание образования, способы
общения обучающегося со знанием в образовательной среде должны максимально
подстраиваться под особенности конкретного человека, в направлении учета
реальных психологических механизмов интеллектуального развития личности,
когнитивного стиля и ментального опыта каждого.

В
качестве критериев оценки эффективности тех или иных форм и методов обучения
должны выступать не только показатели, учитывающие степень овладения знаниями,
умениями и навыками, но и показатели сформированности определенных личностных
качеств, характеризующих разные стороны развития интеллекта, духовности,
творческих способностей обучающихся [4]. Соответственно оценивание превращается
из одномерного в сложный многомерный, многогранный процесс, как можно более
полнее учитывающий особенности развития личности.

У
личностной зрелости выделяются следующие базовые составляющие:

1.
ценностность; это центральное базовое основание личности, характеризующее
человека с той стороны, что для него является главным в жизни, наиболее
значимым [5]; ценностность характеризуется единством определённой внешней
направленности личности и представления человека о себе (самооценивания);
креативная образовательная среда должна способствовать развитию трёх базовых
типов ценностности, обеспечивающих максимальную самореализацию личности:
деятельности, личностных отношений и познания;

2.
ответственность (внутренний или внешний локус контроля); высокая
ответственность может свидетельствовать также о степени свободы и автономности
образовательной среды, без которых невозможно образование ответственности;

3.
саморазвитие; это по существу психологический механизм
“человекообразования” [6]; это самоопределение, самодвижение в
пространстве познания и развития, самоконтроль, стремление к самореализации,
источник обогащения культуры и её продукт; потенциальная бесконечность человека
определяет непрерывный характер саморазвития, а развитая способность к
саморазвитию определяет степень развития личности в целом;

4.
диспозиционная терпимость; принятие себя и других, доброжелательное отношение,
готовность к конструктивному диалогу, к взаимопониманию; к данной составляющей
могут быть отнесены степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения
сопереживать и “сорадоваться”, способность отождествлять себя с
другими людьми;

5.
внутреннее единство, целостность; данная базовая составляющая является
интегральной или системообразующей, т. е. обеспечивающей то качественное
своеобразие, ту индивидуальность, то “специфическое созвездие черт”
[7], благодаря которым человек обретает право называться личностью.

Многообразие
критериев оценки эффективности образовательной среды может вызвать затруднения
с реализацией оценочной функции на практике. Поэтому, несмотря на всю глубину,
многокомпонентность и неисчерпаемость личности, разумным является вывод одного
интегрального критерия эффективности, который может быть выражен, как уровень
личной ориентированности образовательной среды, степень обеспечения условий,
для саморазвития и самореализации личности.

Особое
внимание в образовательной среде на основе информационных технологий должно
уделяться развитию креативности обучающихся. При этом креативность понимается
как интегральная устойчивая характеристика личности, определяющую её
способности к творчеству, принятию нового, нестандартному созидательному
мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей [1].
Основная цель креативной образовательной среды – “разбудить” в
человеке творца и максимально развить в нём заложенный творческий потенциал.

Креативная
образовательная среда должна не только предоставлять возможность каждому
обучающемуся на каждом образовательном уровне развить исходный творческий
потенциал, но и (а это на наш взгляд – главное) пробудить потребность в
дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у человека
объективную самооценку. Основными требованиями к креативной образовательной
среде являются высокая степень неопределённости и проблемности, непрерывность и
преемственность, принятие обучающегося и включение его в активную
образовательную деятельность.

В
качестве коммуникативного компонента креативной образовательной среды
рекомендуется использовать информационные и телекоммуникационные технологии.
Актуальность использования информационных и телекоммуникационных технологий в
образовании определяется следующими причинами:


исключительно широкими возможностями информационных и телекоммуникационных
технологий по индивидуализации образования;


повышением мотивации обучающихся при использовании информационных и
телекоммуникационных технологий и усилением эмоционального фона образования;


предоставлением широкого поля для активной самостоятельной деятельности
обучающихся;


обеспечением широкой зоны контактов; в потенциале возможность общения через
Интернет с любым человеком, независимо от его пространственного расположения и
разности временных поясов;


возможностью комплексного воздействия на различные органы чувств;


высокой наглядностью представления учебного материала, особенно при
моделировании явлений в динамике, демонстрации быстротекущих и очень медленных
процессов (возможность трансформации времени), объёмных или наоборот
микроскопических объектов (возможность трансформации пространства); высокая
наглядность обеспечивает возможность глубокого проникновения в сущность
изучаемых процессов и явлений;


всё возрастающими интерактивными возможностями информационных и
телекоммуникационных технологий;


доступностью информационных и телекоммуникационных технологий в любое удобное
обучающемуся время;


многократным ускорением и сокращением массы рутинных операций (например, таких,
как производство объёмных вычислений, построение графиков, моделирование
явлений, документирование результатов обучения и исследований и др.);


лёгкостью и привычностью организации игровых форм обучения.

Исследования
американских учёных показали, что максимальную пользу от применения
информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе получают
обучающиеся с более высокими показателями успеваемости и мотивации [8].

Информационные
и телекоммуникационные технологии уже сами по себе выступают достаточно сильным
фактором повышения мотивации образования. Однако, можно выделить следующие пути
и способы мотивации, которые рекомендуется учитывать при создании креативной
образовательной среды на основе информационных и телекоммуникационных
технологий:


ориентация на достижение конкретных учебных целей и освоение конкретных
действий; мотивация будет намного выше, если цели обучения и план действий
выработаны самими обучающимися; разработаны специальные компьютерные программы,
выступающие в качестве экспертных систем, облегчающих процесс целеполагания;


повышение актуальности и новизны содержания; электронные учебники позволяют
постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал без больших затрат на
типографские расходы;


раскрытие значимости профессиональных знаний; большое значение может играть
показ средствами информационных и телекоммуникационных технологий происхождения
знания, его эволюции, моделирование тенденций развития;


обеспечение принятия обучающимся некоей роли в учебном процессе: исследователя
– при работе с экспертной системой; конструктора – при работе с конструкторской
программой; виртуального субъекта – в игровых программах и т. д.;


предоставление обучающемуся свободы действий при управлении осваиваемыми
объектами в рамках заданных ограничений; компьютер как нельзя лучше может
моделировать реакцию сложных систем на действия обучающегося, без каких-либо
последствий для этих систем;


применение наглядности, занимательности, эмоциональности, эффекта
парадоксальности, удивления; в данном вопросе компьютер просто незаменим;
возможности моделирования явлений, трёхмерной графики, видео, мультипликации и
звуков позволяют обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого
материала, глубоко врезающееся в память и стимулирующее дальнейшее
саморазвитие;


использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких
обучающемуся; большое значение для этого имеет индивидуализация образования при
использовании информационных технологий, возможность построение динамической
модели обучающегося;


использование произведений искусства и литературы; динамическое включение в
осваиваемый материал электронного учебника картин и фотографий, музыкальное
оформление, звучащее в перерывах, организуемых для предотвращения утомления
обучающегося позволяют “оживить” сухой материал, сделать его
жизненным и интересным;


применение активных, деятельностных методов и форм обучения: совместных сетевых
проектов, компьютерных деловых игр, проблемного метода, обучения через
открытия, подкрепляемых компьютерными банками информации, развитой поисковой
системой, экспертными системами поддержки принятия решения и т. д.;


структурирование учебного материала, разделение его на логически целостные,
небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и подчинённых мыслей;
гипертекстовое представление материала в компьютере как нельзя более лучше
способствует решению данной задачи;


использование учебных заданий с элементами новизны и непредсказуемости;
обновление материала электронных учебников можно производить достаточно часто;
датчик случайных чисел ЭВМ позволяет сделать элемент непредсказуемости
реальным, даже для самого преподавателя;


разъяснение обучающемуся системы построения материала, последовательности и
способов освоения дисциплины; использование разноуровневой помощи и специальных
навигационных панелей в компьютерной обучающей программе, обеспечивающих
обучающемуся лёгкость ориентирования в материале и динамическое отслеживание
своего продвижения;


ограничение использования на занятиях ситуаций соревнования, соперничества;
более предпочтительным является инициирование обучающегося к анализу и
сравнению своих собственных результатов и достижений – рефлексии;


снятие временных ограничений там, где это представляется возможным.

Образование,
ориентированное на выявление, “выращивание” и реализацию глубинной
внутренней сущности обучающегося, невозможно “дать”, изложить,
сформировать, преподнести. Его можно лишь обеспечить организацией такой среды,
которая бы, основываясь на широком использовании информационных технологий и
телекоммуникаций, в максимальной степени способствовала саморазвитию
обучающихся. Поэтому, образовательная среда, как целостное развивающееся и
самоорганизующееся начало выступает в качестве средства многофакторной
детерминации саморазвития личности обучающихся или как генеральный фактор
продуктивного образования.
Список литературы

1.
Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе
информационных технологий в вузе. Монография. – М.: Госкоорцентр, 2002. – 296
с.

2.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.:
Просвещение, 2000. – С. 5-35.

3.
Солдаткин В.И. Re: “О деталях” Концепции ИОС ОО РФ // Internet:
http://plany.sssu.ru/phorum/read.php?f=4&i=13&t=8.

4.
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. –
544 с.

5.
Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика. – М.: Владос,
2001. – 192 с.

6.
Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. – Хабаровск:
ХГПУ, 2001. – 333 с.

7. Guilford J.P. Basic conceptual
problems in the psychology of thinking // San Diego. – 1979. – P. 95 – 110.

8. Flowers L., Pascarella E.T.,
Pierson C.T. Information technology use and cognitive outcomes in the first
year of college // The journal of higher education. Columbus. – 2000. –
V. 71. – № 6. – Р. 637 – 667.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eidos.ru