Кредитные операции банка

–PAGE_BREAK–·                    кредитный отдел. Сотрудники занимаются оформлением кредитных договоров и дополнительных соглашений о пролонгации кредитов, контролируют своевременность погашения кредита и процентов, проводят систематический анализ финансового состояния заемщика, принимают меры по досрочному взысканию кредитной задолженности, а также разрабатываю т рекомендации по совершенствованию структуры кредитного портфеля и т.п.;
·                    отдел контроля за обеспеченностью кредитов. В данном отделе служащие банка заняты вопросами оформления, контроля обеспеченности кредитов (залоговых обязательств);
·                    отдел контроля кредитной деятельности филиалов банка осуществляет надзор за соблюдением данными подразделениями банка соответствующих лимитов, проводит анализ и проверку их работы;
·                    отдел методологии и анализа. Данный отдел занимается разработкой нормативных документов, регламентирующих кредитную деятельность, подготавливает о кредитной деятельности банка, анализирует состояние рыночной конъюнктуры и др.[6, с. 28 — 33].
Другим звеном управления кредитной деятельности является кредитный комитет, занимающимся вопросами кредитной деятельности является кредитный комитет при правлении банка. Данный комитет создается в каждом коммерческом банке и обычно возглавляется председателем правления банка. Его главной целью является оценка и снижение потенциальных рисков банка при проведении кредитных операций, оценка возможной прибыли по отношению к вероятности невозврата кредитов, иные общие вопросы кредитной деятельности. Основные функции кредитного комитета можно выделить в несколько блоков следующие:
·                    разработка кредитной политики банка (стратегия и тактика), установление процедур и правил осуществления кредитных операций, определение лимитов кредитования;
·                    санкционирование кредитов, установление процентных ставок по кредитам;
·                    контроль за работой кредитных служб;
·                    управление кредитным портфелем, принятие мер по реструктуризации проблемной задолженности и др. [18, с. 35- 36; 6, с. 33]
Следующим моментом организации процесса кредитования является определение банком своего места в банковской системе, т.е. он дожжен конкретизировать свои цели, задачи и приоритеты, определить нишу кредитного рынка, стратегию и тактику кредитной деятельности в соответствии с общей политикой банка. В общем, это выражается в принятии банком кредитной политики.
Кредитная политика банка – это система мер, направленных на реализацию принятых в банке общих стратегических и тактических целей, выражающаяся в определении банком своих приоритетов в области кредитования и в организации механизма кредитования [4, 701 – 702; 7, 112 – 115; 8].
Кредитная политика, как и любая политика, строится на принципах научной обоснованности, оптимальности, эффективности и единства элементов. Специфика банковского дела выражается в принципах доходности, прибыльности, надежности и безопасности [4, c. 702].
Важно отметить, что кредитная политика подчинена общей стратегии и тактике банка, её нельзя рассматривать как самостоятельную политику: она должна согласовываться с депозитной, процентной и др. политиками банка. Это отражается также в её внутренней структуре:
1.                 Стратегия банка по раз работке основных направлений кредитного процесса.
2.                 Тактика банка по организации кредитования.
3.                 Контроль за реализацией кредитной политики [4, c. 702; 7, 112 – 114].
Приоритеты кредитной политики определяют объекты кредитования (отрасли и сегменты бизнеса), категории заемщиков, характер отношения с заемщиками (долгосрочное сотрудничество, установление доверительных отношений), виды кредитов и их количественные «потолки», схемы обслуживания и формы обеспечения. Цели кредитной политики выявляются, прежде всего, в увеличении уровня рентабельности кредитной деятельности [8].
Необходимость и роль кредитной политики особенно проявляется на стратегическом уровне, т.е. в долгосрочной перспективе. Качественная кредитная политика координации работы различных подразделений банка, снижает риск принятия неправильных решений, определяет критерии эффективности кредитной деятельности банка. Функционирование кредитной политики направлено на оптимизацию кредитного процесса [8].
Ответственность за раз работку кредитной политики возложена на кредитный комитет или на специальный орган, формируемый при правлении банка.
Структура и содержание кредитной политики включает следующие ключевые моменты:
1)                организация кредитной деятельности;
2)                управление кредитным портфелем;
3)                контроль над кредитованием;
4)                принципы распределения полномочий;
5)                общие критерии отбора кредитов;
6)                лимиты по отдельным направлениям кредитования;
7)                принципы текущей работы с кредитами (сопровождение кредитных договоров);
8)                резервирование на случай потерь по кредитам [4, с. 702 – 703; 7, с. 115 — 116].
Механизмы реализации кредитной политики – это конкретные организационные способы, приемы, методы и формы, которые в свою очередь подразделяются на конкретные меры (мероприятия) банка и инструктивные материалы (локальные нормативные акты, разработанные в соответствии с законодательством). Формализация кредитной политики – в трёх типах локальных актов:
1)                Кредитная политика.
2)                Стандарты кредитования.
3)                Кредитные инструкции.
Рассмотрим более подробно содержание данных типов документов.
В кредитной политике отражаются наиболее общие положения. Стандарты кредитования занимают промежуточный уровень конкретизации кредитной политики и не являются инструкциями, это документ, которым руководствуются все работники, осуществляющие данный вид деятельности в банке. Как правило, стандарты кредитования входят в состав положений о подразделениях банка (если организационная структура банка построена на основе функционального признака). В них можно включать образцы документов, использующихся при кредитовании, анкеты получения финансовой информации у заемщиков, перечни действий работников банка при осуществлении кредитования, ответственных за кредитование, кредитов, требующих особого внимания. В стандартах отражаются следующие ключевые моменты: порядок сбора и анализа информации; требования к обеспечению, гарантиям и поручительствам; административные стандарты и правила организации кредитного процесса; порядок анализа кредитоспособности; требования к оформлению документации; правила по особым видам кредита и др. Содержание стандартов индивидуально для каждого банка, поэтому из всей информации следует выделить, те которые отражают общие принципы построения кредитных стандартов:
1)                описание системы кредитных полномочий в банке;
2)                перечень «желательных» и «нежелательных» видов кредитов;
3)                географические районы (город, область, регион и т.п.), где требуется кредитная экспансия;
4)                правила, регламентирующие выдачу кредитов сотрудникам банка, процедуры о взыскании задолженности, кредитование по овердрафту, кредитным пластиковым карточкам и т.д.
Кредитные инструкции представляют собой самую высокую ступень конкретизации кредитной политики, это описание последовательных действий (шагов), закрепляющих общий алгоритм реализации кредитной процедуры. Кредитная инструкция соответствует определенной кредитной процедуре и может быть представлена схематическим описанием последовательности взаимосвязанных шагов сотрудников (исполнителей) банка в соответствии с их полномочиями и обязанностями. Процедуры, описываемые в инструкциях, это правила оформления кредитной документации, проведения анализа финансового состояния заемщика, правила мониторинга кредитов и др.
Эти три документа можно объединить в один «Руководство по кредитной политике». Руководство по кредитной политике является самым эффективным средством реализации кредитной политики [7, с. 116 — 121].
После того, как в банке принята кредитная политика можно перейти конкретно к рассмотрению кредитного процесса в банке. Кредитная политика закладывает основы кредитования в банке – это приемы и методы, принятые в банке при осуществлении кредитования. Эти приемы и методы, как единичные действия, составляют суть кредитного механизма. Можно выделить следующие его компоненты:
1)                анализ кредитоспособности заемщиков;
2)                методы кредитования и формы счетов для учета кредитной задолженности;
3)                кредитная документация для предоставления в банк;
4)                процедура выдачи кредитов;
5)                процедура погашения;
6)                кредитный мониторинг и др.
Рассмотрим непосредственно сам кредитный процесс.
Кредитованию предшествуют переговоры, инициатор (банк или клиент) обращается с предложением, стороны выдвигают свои условия. После этого начинается первый этап кредитования, клиент предоставляет в банк пакет документов:
1)                ходатайство на получение кредита, с указанием цели, срока, суммы и т.д.;
2)                бухгалтерскую отчетность (балансы, отчет о прибылях и убытках);
3)                копии контрактов кредитуемых сделок;
4)                копии учредительных документов;
5)                копии документов о государственной регистрации;
6)                карточку с образцами подписей и оттисками печатей;
7)                другие документы, установленные банком [18].
На основании этих и иных, дополнительно установленных банком, документов кредитные работники проводят анализ кредитоспособности возможного кредитополучателя, под которой понимают способность заемщика полностью и в срок погасить сумму задолженности по кредиту и процентов по нему. Уровень кредитоспособности – это степень индивидуального риска банка, связанного с выдачей кредита.
В международной практике существует множество различных способов и методов оценки кредитоспособности. В основе любого из них лежат определенные критерии, их можно выделить в следующие блоки: характер клиента; способность заимствовать; способность заработать средства в ходе текущей деятельности; капитал; обеспечение кредита; условия совершения кредитной операции; контроль.
Под характером клиента понимается репутация юридического лица или его руководителей, степень ответственности, четкость представления клиента о цели кредита и соответствие ее кредитной политике. Репутация юридического лица складывается из соответствующих показателей его деятельности, срока существования, кредитной истории и репутации в деловом мире; репутация менеджеров – сумма моральных, деловых, финансовых и социальных качеств руководителей. Способность заимствовать определяется наличие у лица самостоятельного права заимствовать средства. Это определяется наличием дееспособности и правоспособности у физического лица и правоспособности у юридического лица. Кроме этого, у физического лица должны быть источники доходов. При оценке кредитоспособности важно учитывать эффективность и прибыльность работы, анализировать денежные потоки. Достаточность капитала, с одной стороны, и степень участия собственными средствами в кредитуемой сделке, во-вторых, определяют заинтересованность заемщика в отслеживании рисков кредитования. Качество обеспечения является наиболее важнейшим при принятии решения о выдаче кредита. Условия, при которых осуществляется кредитная сделка, охватывают текущую и прогнозную экономическую ситуацию, другие политические, региональные и отраслевые факторы. Последний критерий – контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствия стандартам.
Перечисленные критерии и определяют содержание различных способов оценки кредитоспособности. Среди них выделяют:
·                    оценка делового риска;
·                    оценка менеджмента;
·                    оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы финансовых показателей;
·                    анализ денежного потока;
·                    сбор информации о клиенте;
·                    наблюдение за работой клиента путем выхода на место [6, с. 222 — 224].
Как правило, анализ кредитоспособности служит основой составления кредитных рейтингов, которые являются основанием для принятия решений о выдаче кредитов тому или иному клиенту.
После проведенного анализа кредитоспособности, кредитный работник (эксперт) оформляет заключение, которое вместе с иными сопроводительными документами направляется к лицу или в орган, уполномоченные разрешать выдачу кредита. Важно отметить, что объективность оценки кредитного проекта и кредитоспособности клиента во многом определяется разделением функций кредитного анализа и организации кредитования между подразделениями банка. С другой стороны, на объективность составления заключения влияет так называемый принцип «четырех глаз», когда параллельно составляется второе заключение в другом отделе, лицом несвязанным с работниками кредитного отдела [6, с. 254 — 255].
    продолжение
–PAGE_BREAK–