Кредитование Банком России коммерческих банков

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Роль рефинансирования врегулировании ликвидности банковской системы
2. Этапы развития, методырефинансирования
3. Формы, порядок и условиярефинансирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Структуракредитной системы может определяться двумя способами. Функционально кредитнаясистема — это совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования.Организационно — это совокупность банков и других кредитно-финансовыхинститутов, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих ихзаемщикам в виде ссуд или других форм инвестиций. Таким образом, финансовыепосредники содействуют более эффективному распределению инвестиционных ресурсови, в конечном счете, экономическому росту.
Центральныйбанк страны выполняет функцию посредника между государством и экономикой иявляется главным звеном банковской системы любого государства. Действуя намакроуровне, Центральный банк проводит политику, учитывающую интересыгосударства в целом (стабилизация экономики, товарно-денежнаясбалансированность) и не ставит целью получение прибыли.
В соответствии с федеральнымзаконом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» одним изинструментов денежно—кредитной политики Банка России является рефинансирование,т.е. кредитование Банком России кредитных организаций, и Банк России, выполняяфункцию кредитора последней инстанции для кредитных организаций, вправепредоставлять кредитным организациям кредиты в рублях Российской Федерации насрок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими ликвиднымиактивами.
Кредиты предоставляются кредитныморганизациям, отвечающим требованиям Банка России к их финансовой устойчивости,и с безупречной историей отношений с Банком России, например, не имеющимнеисполненных денежных обязательств перед Банком России.

1. Рольрефинансирования в регулировании ликвидности банковской системы
Под ликвидностью банка понимается способность банкаобеспечивать своевременное выполнение своих обязательств.
Обязательныенормативы ЦБ закреплены в законе о Центробанке и подробно описаны егоИнструкцией №1. В их числе — четыре норматива ликвидности (мгновеннойликвидности — Н2, текущей -Н3, долгосрочной — Н4 и общей — Н5), регулирующиеспособность банков своевременно платить по своим обязательствам, соотнося посрочности пассивные и активные операции.
В целях контроля за состоянием ликвидности банкаустанавливаются нормативы ликвидности (мгновенной, текущей, долгосрочной иобщей, а также по операциям с драгоценными металлами), которые определяются каксоотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и видов активов ипассивов, других факторов.
Норматив мгновенной ликвидности (Н2) определяетсякак отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка посчетам до востребования:Н2 = ЛАм ´ 100% ОВм
где  ЛАм — высоколиквидные активы;
ОВм — обязательства до востребования.
Минимально допустимое значение норматива Н2устанавливается в размере 20%.
Норматив текущей ликвидности банка (Н3) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования и на срок до 30 календарных дней. Норматив текущей ликвидности банка (Н3) рассчитывается по следующей формуле:
 Н3 = Лат ´ 100% Овт
 
где
Лат — ликвидные активы, то есть финансовые активы, которые должны быть получены банком и (или) могут быть востребованы в течение ближайших 30 календарных дней и (или) в случае необходимости реализованы банком в течение ближайших 30 календарных дней в целях получения денежных средств в указанные сроки.
Овт — обязательства (пассивы) до востребования, по которым вкладчиком и (или) кредитором может быть предъявлено требование об их незамедлительном погашении, и обязательства банка перед кредиторами (вкладчиками) сроком исполнения в ближайшие 30 календарных дней.
Минимально допустимое числовое значение норматива Н3 устанавливается в размере 50 процентов.
Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней. Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) рассчитывается по следующей формуле:
 Н4 = Крд ´ 100% К + ОД
 
где
Крд — кредитные требования с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, а также пролонгированные, если с учетом вновь установленных сроков погашения кредитных требований сроки, оставшиеся до их погашения, превышают 365 или 366 календарных дней (код 8996);
ОД — обязательства (пассивы) банка по кредитам и депозитам, полученным банком, а также по обращающимся на рынке долговым обязательствам банка с оставшимся сроком погашения свыше 365 или 366 календарных дней (код 8918, код 8997).
Максимально допустимое числовое значение норматива Н4 устанавливается в размере 120 процентов.
Норматив общей ликвидности банка (Н5) регулирует (ограничивает) общий риск потери банком ликвидности и определяет минимальное отношение ликвидных активов к суммарным активам банка.
Норматив общей ликвидности банка (Н5) рассчитывается по следующей формуле:
 Н5 = Лат ´ 100% А — Ро
 
где
А — общая сумма всех активов по балансу банка;
Ро — обязательные резервы банка.
Минимально допустимое числовое значение норматива Н5 устанавливается в размере 20 процентов.
Одним из методов регулирования ликвидности банковской системы является рефинансирование.
Всовременной практике Центральный банк, регулируя уровень ставокрефинансирования, влияет на величину денежной базы. В случае повышенного спросана кредитные ресурсы и опасности «перегрева» экономики Центральныйбанк проводит политику «дорогих денег», повышая ставкурефинансирования. Увеличение учетной ставки понижает спрос коммерческих банковна кредитные ресурсы, предоставляемые через «дисконтное окно» иуменьшает сумму на резервных счетах коммерческих банков в Центральном банке(денежную базу). Изменения денежной базы приводят к соответствующим изменениямденежного предложения, усиленным с эффектом денежного мультипликатора. В связис ростом стоимости кредита сокращается спрос на инвестиции, замедляется ростпроизводства и инфляция, увеличивается безработица.
Вслучае спада экономической активности, стагнации производства Центральный банк,напротив, проводит политику «дешевых денег», понижая ставкурефинансирования, тем самым расширяя объем кредитования, стимулируя инвестициии рост производства. При этом возрастает опасность роста цен.
Посколькуобъем кредитов, получаемых через «дисконтное окно» в настоящее времядостаточно незначителен, ставка рефинансирования выполняет скорее рольиндикатора намерений Центрального банка относительно будущей кредитно-денежнойполитики, косвенно воздействуя на уровень рыночных процентных ставок(«эффект сигнала»).
Всовременных условиях в большинстве развитых стран считается, что изменениеставки рефинансирования — не очень эффективный инструмент кредитно-денежнойполитики, т.к., во-первых, объемы рефинансирования не полностью контролируютсяЦентральным банком, во-вторых, механизм применения достаточно громоздкий,последствия не всегда предсказуемы и труднообратимы.
2. Этапы развития и методырефинансирования
ВСССР Госбанк фактически не имел возможности проводить самостоятельную политику,находясь в жесткой зависимости от административно-командной системы. Егоглавной задачей стало льготное кредитование и финансирование государственныхпредприятий, денежное предложение формировалось исходя из плановых потребностейэкономики. В 1988 г. началось восстановление банковской системы, в 1990 г. былпринят закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)».
Основнойформой кредитования коммерческих банков в 90-е гг. являлся ломбардный кредитпод залог государственных ценных бумаг, а также стабилизационные кредиты впериод банковского кризиса 1998 г. Положение ЦБР № 65-П от 30.12.98г. «Опроведении Банком России переучетных операций» устанавливает достаточно жесткиенормы для принятия векселей к переучету. Принятие указанного Положения можнорассматривать как первый реальный шаг Центрального банка к стимулированиюкредитования промышленности. Однако предельно жесткие требования к качествупринимаемых к переучету векселей делают процедуру недоступной для массовогоприменения. Кроме того, 1 июля 1999 года Правительством Российской Федерации иЦентральным Банком Российской Федерации был принят Меморандум об экономическойполитике, пункт 31 которого гласит: «В течение 1999 года Банк России небудет переучитывать векселя банков или проводить целевое кредитованиеконкретных отраслей экономики, в том числе проводить целевое кредитованиекоммерческих банков». Приостановление данной программы вызванотребованиями, предъявляемыми международными финансовыми организациями кПравительству и Центральному Банку РФ, выполнение которых является условиемполучения внешних заимствований. Несмотря на то, что в современноймеждународной практике операции переучета векселей Центральными банками почтине используются, на данном этапе применение этого механизма в России могло быстимулировать расширение кредитования реального сектора, помочь решить проблемунедостатка оборотных средств у предприятий, создавая предпосылки для ростапромышленного производства.
Напротяжении периода январь 1995 — октябрь 1996 ставка рефинансирования превышаластоимость кредита для реального сектора, в период с ноября 1996 по май 1998 ихзначения были достаточно близки. Резкое повышение ставки рефинансирования в мае1998 (до 150% годовых) было вызвано паникой на валютном рынке и стремлениемЦентрального банка удержать обменный курс в границах валютного коридора. Послеавгуста 1998 до марта 2000 г. значения ставки рефинансирования изменялисьнезначительно и несколько превышали процентные ставки по кредитам предприятиям.На рис. 4 изображена динамика ставки рефинансирования и относительногоизменения денежного предложения (М2).
В табл.1 отображеноизменение ставки рефинансирования на протяжении ряда лет.Таблица 1
Изменение ставкирефинансирования ЦБ РФ с 1992 по 2004 гг.Период действия % 15 июня 2004 г. – 13 15 января 2004 г. – 14 июня 2004 г. 14 21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г. 16 17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г. 18 7 августа 2002 г. – 16 февраля 2003 г. 21 9 апреля 2002 г. – 6 августа 2002 г. 23 4 ноября 2000 г. – 8 апреля 2002 г. 25 10 июля 2000 г. – 3 ноября 2000 г. 28 21 марта 2000 г. – 9 июля 2000 г. 33 7 марта 2000 г. – 20 марта 2000 г. 38 24 января 2000 г. – 6 марта 2000 г. 45 10 июня 1999 г. – 23 января 2000 г. 55 24 июля 1998 г. – 9 июня 1999 г. 60 29 июня 1998 г. – 23 июля 1998 г. 80 5 июня 1998 г. – 28 июня 1998 г. 60 27 мая 1998 г. – 4 июня 1998 г. 150 19 мая 1998 г. – 26 мая 1998 г. 50 16 марта 1998 г. – 18 мая 1998 г. 30 2 марта 1998 г. – 15 марта 1998 г. 36 17 февраля 1998 г. – 1 марта 1998 г. 39 2 февраля 1998 г. – 16 февраля 1998 г. 42 11 ноября 1997 г. – 1 февраля 1998 г. 28 6 октября 1997 г. – 10 ноября 1997 г. 21 16 июня 1997 г. – 5 октября 1997 г. 24 28 апреля 1997 г. – 15 июня 1997 г. 36 10 февраля 1997 г. – 27 апреля 1997 г. 42 2 декабря 1996 г. – 9 февраля 1997 г. 48 21 октября 1996 г. – 1 декабря 1996 г. 60 19 августа 1996 г. – 20 октября 1996 г. 80 24 июля 1996 г. – 18 августа 1996 г. 110 10 февраля 1996 г. – 23 июля 1996 г. 120 1 декабря 1995 г. – 9 февраля 1996 г. 160 24 октября 1995 г. – 30 ноября 1995 г. 170 19 июня 1995 г. – 23 октября 1995 г. 180 16 мая 1995 г. – 18 июня 1995 г. 195 6 января 1995 г. – 15 мая 1995 г. 200 17 ноября 1994 г. – 5 января 1995 г. 180 12 октября 1994 г. – 16 ноября 1994 г. 170 23 августа 1994 г. – 11 октября 1994 г. 130 1 августа 1994 г. – 22 августа 1994 г. 150 30 июня 1994 г. – 31 июля 1994 г. 155 22 июня 1994 г. – 29 июня 1994 г. 170 2 июня 1994 г. – 21 июня 1994 г. 185 17 мая 1994 г. – 1 июня 1994 г. 200 29 апреля 1994 г. – 16 мая 1994 г. 205 15 октября 1993 г. – 28 апреля 1994 г. 210 23 сентября 1993 г. – 14 октября 1993 г. 180 15 июля 1993 г. – 22 сентября 1993 г. 170 29 июня 1993 г. – 14 июля 1993 г. 140 22 июня 1993 г. – 28 июня 1993 г. 120 2 июня 1993 г. – 21 июня 1993 г. 110 30 марта 1993 г. – 1 июня 1993 г. 100 23 мая 1992 г. – 29 марта 1993 г. 80 10 апреля 1992 г. – 22 мая 1992 г. 50 1 января 1992 г. – 9 апреля 1992 г. 20
3. Формы, порядок иусловия рефинансирования
Рефинансирование банков осуществляется Банком Россиипосредством предоставления внутридневных кредитов, кредитов«овернайт» и ломбардных кредитов, в том числе путем расширенияперечня территориальных учреждений Банка России, предоставляющих такие видыкредитов. Кроме того, существует практика предоставления ломбардных кредитов пофиксированной процентной ставке.
Внутридневные кредиты.Механизм их предоставления очень прост: в течение дня работы платежной системыБанка России при отсутствии (недостаточности) денежных средств накорреспондентском счете/субсчете кредитной организации в Банке России (далеесчет, счет кредитной организации) допускается оплата расчетных документов,предъявленных к счету кредитной организации, в пределах установленного по счетулимита внутридневного кредита и кредита овернайт, тем самым кредитнойорганизации предоставляется внутридневной кредит. Лимит внутридневного кредитаи кредита овернайт рассчитывается и оперативно корректируется в течение дня взависимости от имеющегося у кредитной организации обеспечения — ценных бумаг,учитываемых на отдельном разделе счета депо кредитной организации в Депозитарии.Кредитная организация может изменять размер лимита, установленного по счету,производя в любой момент времени действия с обеспечением, например, датьпоручение депо Депозитарию и добавить или дать заявление Банку России иуменьшить количество ценных бумаг, учитываемых на отдельном разделе своегосчета депо. О том, какие активы могут выступать обеспечением кредитов БанкаРоссии, речь пойдет позже. В течение дня работы платежной системы Банка Россиивнутридневной кредит погашается за счет текущих поступлений на счет кредитнойорганизации.
Внутридневные кредиты Банка Россиидля кредитной организации абсолютно бесплатны, поскольку плата за правопользования внутридневными кредитами Банка России установлена в размере — ноль.
В случае если к концу дня работы платежнойсистемы Банка России (в московском регионе это около 21 часа) внутридневнойкредит кредитной организацией не погашен, Банк России автоматически (в рамкахполномочий, которые заранее получил от кредитной организации) предоставляеткредитной организации кредит овернайт на сумму непогашенного на конец днявнутридневного кредита.Кредитовернайт предоставляется в момент, когда уже ни один финансовыйрынок не работает и на межбанковском рынке кредит получить уже нельзя. Сроккредита овернайт составляет один рабочий день.
Альтернативы кредитам овернайтБанка России на рынке нет, поэтому ставка по ним достаточно высока и внастоящее время приравнивается к ставке рефинансирования, которая сегоднясоставляет 16% годовых. Но, как показывает статистика, за последние пять леткредитные организации в основном предпочитают получать внутридневные кредиты: вначале дня, начиная расчеты, допускают исполнение собственных расчетныхдокументов либо документов своих клиентов, предъявленных к счету кредитнойорганизации, за счет внутридневного кредита, ожидая в течение дня поступленийна счет. Кредит овернайт используется как страховка — если запланированныепоступления на счет не приходят.
Для использования механизмовполучения внутридневных кредитов и кредитов овернайт Банка России кредитнойорганизации необходимо заключить с Банком России бессрочный генеральныйкредитный договор по типовой форме, в соответствии с которым Банк России беретна себе обязанность ежедневно в режиме on—line отслеживать потребностькредитной организации во внутридневных кредитах и кредитах овернайт, наличие укредитной организации достаточного обеспечения по кредитам и при необходимостиоперативно предоставлять их. Таким образом, кредитная организация в любое времяможет воспользоваться помощью Банка России: оперативно перевести на отдельныйраздел своего счета депо ценные бумаги и оперативно получить внутридневнойкредит или кредит овернайт. Статистика свидетельствует, что некоторые кредитныеорганизации, заключив с Банком России генеральный кредитный договор еще в 1998году, всего несколько раз обращались за кредитами рефинансирования. Однако утакой кредитной организации всегда есть страховка — в случае необходимости онаможет в течение часа заблокировать бумаги и получить по своему счету в БанкеРоссии любой из предложенных им кредитов.
Сегодня у Банка России во всехрегионах страны установлена оперативная связь, во-первых, с платежной системойБанка России, в которой проводятся платежи кредитной организации, и, во-вторых,с всероссийской депозитарной системой — НП «Национальный депозитарный центр».Это позволяет Банку России в режиме on—line получать и оперативно использоватьдля целей рефинансирования кредитных организаций информацию Национальногодепозитарного центра о том, какое количество ценных бумаг на отдельном разделесвоего счета депо в Депозитарии кредитная организация заблокировала.
У кредитных организаций естьвозможность получать внутридневные кредиты и кредиты овернайт на открытый вБанке России счет в любом регионе России: счет головного офиса кредитнойорганизации — корреспондентский счет кредитной организации, а также любойсубсчет кредитной организации.
Третий вид кредита, который сегоднякредитные организации могут получить в Банке России, — ломбардный кредит. Такие кредитыкредитные организации получают на ломбардных кредитных аукционах, которыепроводятся еженедельно, по вторникам. До 14.00 местного времени кредитнаяорганизация направляет в Банк России заявку на участие в аукционе, после 17.00московского времени Банк России объявляет итоги аукциона — и те кредитныеорганизации, которые выиграли, на следующий день утром получают денежныесредства по итогам аукциона на свой счет.
Совет директоров Банка Россииустановил, что по ломбардным кредитам, предоставляющимся на срок две недели,ставка не должна составлять менее 7% годовых. Средневзвешенная ставка по итогамкаждого из последних ломбардных кредитных аукционов составляла примерно 7,5 —8%годовых. Возможно, в дальнейшем (Банк России предусматривает это в «Основныхнаправлениях денежно—кредитной политики на 2004 год») в рамках расширениямеханизмов рефинансирования срок ломбардных кредитов будет увеличен.
Кредитные организации могутучаствовать в ломбардных кредитных аукционах и получать ломбардные кредиты поих итогам также как и внутридневные кредиты и кредиты овернайт в рамкахгенерального кредитного договора, о котором речь шла выше.
Об обеспечениикредитов Банка России. В соответствии с федеральнымзаконом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк Россииможет предоставлять кредитным организациям только обеспеченные кредиты.Обеспечением внутридневных кредитов, кредитов овернайт и ломбардных кредитоввыступают ценные бумаги, включенные в ломбардный список Банка России. Насегодняшний день в ломбардный список входят федеральные государственные ценныебумаги. Если Банк России начнет выпускать собственные облигации, они такжебудут приниматься в обеспечение кредитов Банка России. Надеемся, что вближайшее время Совет директоров Банка России рассмотрит вопрос о включении вломбардный список еврооблигаций РФ. В принципе нормативные документыпредусматривают возможность принимать в обеспечение кредита Банка России любыеценные бумаги. Возможно, в дальнейшем Банк России рассмотрит вопрос о включениив ломбардный список Банка России наиболее ликвидных ценных бумаг некоторыхсубъектов РФ. Но это вопрос будущего.
Рыночная стоимость ценных бумаг,принимаемых в обеспечение кредитов Банка России, рассчитывается исходя из ихсредневзвешенных цен, устанавливаемых Биржей (для федеральных государственныхценных бумаг это ММВБ). К этой рыночной стоимости применяются поправочныекоэффициенты, величина которых сегодня варьируется от 0,9 до 0,98. Кстати,нынешние коэффициенты максимальны за последние пять лет — даже до кризиса 1998года они были чуть меньше.
О процедурепогашения кредитов Банка России. Банк России (в рамкахполномочий, предоставленных кредитной организацией) в день погашения кредитасписывает с ее счета сумму обязательств кредитной организации по кредиту БанкаРоссии, включая проценты по нему. Таким образом, погашаются и кредиты овернайт,и ломбардные кредиты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прямые количественные ограничения относятся к числуинструментов, посредством применения которых реализуются административныеметоды денежно-кредитной политики.
Применение Банком Россиипрямых количественных ограничений предполагает установление им лимитов нарефинансирование кредитных организаций, а также лимитов на проведениекредитными организациями отдельных банковских операций.
Установленные БанкомРоссии лимиты на рефинансирование, а также на проведение отдельных банковскихопераций должны в равной степени касаться всех без исключения кредитныхорганизаций. Это означает невозможность для Банка России установлениясоответствующих лимитов для отдельных кредитных организаций либо отдельныхтипов кредитных организаций.
Рефинансирование банков осуществляется Банком Россиипосредством предоставления внутридневных кредитов, кредитов«овернайт» и ломбардных кредитов, в том числе путем расширенияперечня территориальных учреждений Банка России, предоставляющих такие видыкредитов. Кроме того, существует практика предоставления ломбардных кредитов пофиксированной процентной ставке.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Сравнительнаятаблица, характеризующая способы ценообразования на централизованные ресурсы Ломбардный кредит Кредит «Овернайт» Внутридневный кредит Форма обеспечения Ломбардная Учетная Учетная Метод предоставления На основе аукционов Прямой Прямой Срок предоставления Среднесрочный (от 3 дней до 1 мес.) Краткосрочный Краткосрочный
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1.        Положением Банка России от 06.03.98 N 19-П «О порядкепредоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогомгосударственных ценных бумаг».
2.        Положением Банка России от 03.10.00 N 122-П «О порядкепредоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом ипоручительствами»
3.        ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) от02.12.90 №394-1 (в ред. Федеральных законов от 26.04.95 №65-ФЗ, от 27.12.95№210-ФЗ, от 27.12.95 №214-ФЗ, от 20.06.96 №80-ФЗ, от 27.02.97 №45-ФЗ).
4.        Деньги, кредит, банки / Под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат,2004. – 620 с.
5.        Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. — — М.: Финансы и статистика,2002.- 464 с.
6.        Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10.07.2002 №86-ФЗ«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» — М.:Издательство «Дело», 2003.
7.        

ДОРАБОТКА
1.Вцелях сглаживания конъюнктурных колебаний уровня ликвидности Банк Россиинамерен активно развивать различные виды операций рефинансирования.
В частности, вследующем году планируется продолжить практику предоставления денежных средствкредитным организациям путем проведения аукционов прямого РЕПО. При этом срок,на который будут проводиться указанные операции, при необходимости можетсоставлять от 1 до 7 дней. В случае существенных колебаний уровня ликвидностиБанк России может также использовать операции РЕПО, проводимые в ходе вторичныхторгов по гособлигациям. Кроме того, Банк России намерен продолжитьпредоставление банкам расчетных кредитов «овернайт» и внутридневных кредитов,обеспеченных государственными ценными бумагами и облигациями Банка России(ОБР). Также будут сохранены возможности пополнения ликвидности кредитныхорганизаций на основе заключения с Банком России сделок «валютный своп».
2.В целях контроля за состоянием ликвидности банка, то есть егоспособности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иныхобязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов,устанавливаются нормативы мгновенной, текущей, долгосрочной и общейликвидности, которые регулируют (ограничивают) риски потери банком ликвидностии определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм итипов активов и пассивов, других факторов, а также отношение его ликвидныхактивов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочныхценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных активов.
Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2) регулирует(ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционногодня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка ксумме пассивов банка по счетам до востребования.
Минимальнодопустимое числовое значение норматива Н2 устанавливается в размере 15 процентов.
Минимально допустимое числовое значение норматива Н3устанавливается в размере 50 процентов.
Максимально допустимое числовое значение норматива Н4устанавливается в размере 120 процентов.
Минимальнодопустимое числовое значение норматива Н5 устанавливается в размере 20 процентов.
3.Сравнительная таблица, характеризующая способы ценообразования нацентрализованные ресурсы Ломбардный кредит Кредит «Овернайт» Внутридневный кредит Форма обеспечения Ломбардная Учетная Учетная Метод предоставления На основе аукционов Прямой Прямой Срок предоставления Среднесрочный (от 3 дней до 1 мес.) Краткосрочный Краткосрочный Процентная ставка, % 150 13