Криминалистическая фотография, её значение в следственной и экспертной практике

КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Криминалистическая фотография, её значение в следственной иэкспертной практике.

План
Введение
Понятие и история криминалистической фотографии
Система и задачи криминалистической фотографии
Методы и приемы судебно-следственной (судебно-оперативной)фотографии
Судебно-экспертная (исследовательская) фотография, её виды
Значение криминалистической фотографии в следственной иэкспертной практике
Заключение
Список литературы
Введение
Криминалистическая фотография один из разделов криминалистическойтехники, представляющий совокупность научных положений и разработанных на их основефотографических методов и средств, используемых для запечатления и исследованиякриминалистических объектов.
Криминалистическая фотография важна для успешного расследованияпреступлений на всем протяжении этого процесса, начиная с осмотра места происшествияпри обнаружении признаков преступления и заканчивая направлением дела в суд дляего рассмотрения. Фотосъемка должна предшествовать любому другому способу фиксациикриминалистических объектов и выполняться в соответствии с научными рекомендациями.Оптимальной признается фотосъемка, которая запечатлевает всю цветовую гамму объекта,имеющего криминалистическое значение.
Широк и круг лиц, использующих в своей работе фотографическиеметоды и средства — это следователь, специалист, эксперт-криминалист и другие участникиуголовного процесса.
Выбрав, данную тему для написания курсовой работы я задался целью,как теоретической: разъяснения понятия криминалистической фотографии, её системы,приемов и методов, используемых при процессе фотографирования, так и применениекриминалистической фотографии в следственной и экспертной практике. В соответствиис поставленными целями был составлен и план моей работы. Для достижения поставленныхцелей был выстроен ряд задач, которые включали в себя, во-первых, изучение литературы,посвященной криминалистической фотографии, во-вторых, анализ правовых основанийприменения методов криминалистической фотографии в следственной и экспертной практикеи определения процессуального порядка закрепления результатов фиксации хода проведенияследственных действий, обеспечивающий достоверность информации на получаемых снимках,в-третьих, оценку эффективности традиционного процесса получения изображений и процесса,основанного на использовании компьютерных технологий.
Исходя из третьей задачи данной работы, можно вывести актуальнуюпроблему и озаглавить так: «Классическая фотография или современная цифроваяфотосъемка?». Действительно, в настоящее время всё большее предпочтение отдаетсяцифровой фотосъемке, но это ничуть не уменьшает значимость проверенной долгой практическойдеятельностью, всем известной классической фотографии.
Понятие и история криминалистической фотографии
Фотография (от греч. phos, род. п. photos — свет и grapho — пишу,буквально означающая «светопись») — это совокупность способов полученияизображений в результате действия света на специальные светочувствительные материалыи последующей их химической обработки.
История формирования человечества как общественной организациинеразрывно связана с развитием процессов получения, хранения и передачи информации.Первоначально такую информацию, необходимую для общения между людьми, стремилисьсохранить в виде рисунков и картин, для которых характерна простота исполнения и,в тоже время, поразительная точность.
Точно известно, что в 1826 году в городе Грасе французскому изобретателю ЖозефуНьепсу в первый раз удалось зафиксировать через оптическую систему изображение насветочувствительной пластине.
Способ Ж. Hьeпca, названный им гелиографией (солнцеписью), состоял в следующем:раствор асфальта в лавандовом масле наносили тонким слоем на металлическую пластину,затем на нее накладывали полупрозрачное штриховое изображение и длительное времявыдерживали на свету, который задубливал асфальт в освещeнныx участках. После этогопластину переносили в сосуд с лавандовым маслом, которое вымывало незадубленныеучастки асфальта, в результате чего получалось рельефное изображение. Применяя егокак клише, можно было получать типографские оттиски на бумаге.
Официальной датой изобретения фотографии считается 1839 год, когда французскийхудожник Луи Жак Манде Дагеpp пoлучил и зафиксировал на серебряной пластине изображение.Данный процесс получил название дагерротипии.7 января 1839 года его работы былипродемонстрированы на лекции во Французской академии наук и произвели сенсацию.Cразу был издан учебник Дагерра, в котором подробно излагался метод фотосъемки изображенийна полированные металлические пластины[1].
Принцип получения фотографических изображений дагерротипным способом состоялв том, что серебряную пластину вначале полировали, а затем помещали в специальныйящик над сосудом с металлическим йодом. Испаряясь, йод садился на ее поверхностии, взаимодействуя с серебром, давал йодистое серебро — вещество, чувствительноек свету. После этого в темноте пластину помещали в кассету камеры-обскуры и на нееэкспонировали ярко освещенные предметы с выдержкой в несколько минут. Под воздействиемсвета на пластине получалось слабое изображение. Его усиливали, т.е. проявляли парамиртути, которые оседали на участках, подвергшихся действию света. Этот процесс проводилив специальном ящике, на дне которого помещали сосуд c ртутью. Для ускорения процессаиспарения ртути сосуд подогревали. Для того чтобы удалить с неэкспонированных участковостатки йодистого серебра, т.е. закрепить изображение, пользовались раствором повареннойсоли. Несколько позже для этих целей стали применять тиосульфат натрия. Изображениена дагерротипе состояло из участков, покрытых тонким слоем ртути и серебра. Приопределенном угле наклона на дагерротипе было четко видно позитивное изображение.
Таким образом, в результате дагерротипного процесса получали снимок в одном экземпляре,что являлось одним из существенных его изъянов. Кроме того, следует отметить и высокуюстоимость снимков. Несмотря на эти недостатки, дагерротипия очень быстро привлеклак себе внимание.
Большой вклад в развитие фотографии внес английский ученый Вильям Генри ФоксТалбот. Он получил высокочувствительную бумагу, которую изготовил путем нанесенияслоя раствора хлористой соли и последующего очувствления раствором азотнокислогосеребра. Бумагу в сухом виде помещали для экспонирования в камере-обскуре. Получаемоеизображение фиксировали в растворе поваренной соли. Этот способ, названный фотогеннымрисованием, был изложен Талботом в его первом официальном сообщении Королевскомуобществу 31 января 1839 года[2].
Продолжая свои работы в сферы фотографии, Талбот в 1840 году изобрел процесс,суть которого сводилась к следующему. На лист бумаги наносили раствор азотнокислогосеребра и после непродолжительной сушки погружали в раствор йодистого калия и высушивали.Затем бумагу покрывали раствором азотнокислого серебра, галловой и уксусной кислоти снова сушили. Этим же раствором бyмaгy проявляли после съемки. При этом на бyмагепoлучaли негативное изображение. Если негатив по плотности был слабым, то его усиливалинагреванием. Для закрепления изображения Талбот вначале пользовался раствором бромистогокалия, а позже раствором тиосульфата натрия. С получаемoгo таким образом негативапроизводилась контактная печать позитивных копий на бумаге, очувствленной и проявляемойаналогичным способoм. Такой подход имел явное и неоспоримое преимущество: с бумажныхнегативов можно было получить любое количество отпечатков.
В 60-х годах XIX века проводились опыты по применению желатина в качестве связующейсреды эмульсионного слоя. Основываясь на работах предшественников, англичанин РичардМедокс, врач по специальности, в 1871 году предложил первый практически пригодныйспособ изготовления бромосеребряной желатиновой эмульсии. Благодаря этому способупоявилась возможность не только сохранять фотопластинки в сухом виде, но и значительноповысить их светочувствительность. Следует отметить, что в основе фотографии донастоящего времени заложено применение галогенидосеребряных желатиновых фотослоев.
Большой вклад в развитие фотографии внесли также русские ученые и изобретатели.Их работы сыграли важную роль в совершенствовании оптики и химии, в разработке теориифотографических процессов и формировании ее как самостоятельной научной дисциплины.Первые фотографические снимки в России были получены уже с помощью аппарата дляфотографирования по методу Талбота в мае 1839 года. Выдающаяся роль в развитии отечественнойфотографии принадлежит русским фотографам и изобретателям А.Ф. Грекову и С.Л. Левицкому.Первые работы А.Ф. Грекова по значительномy улучшению дагерротипов относятся к 1840году. В частности, им был предложен способ получения более стойкого изображениянанесением на дагерротипные пластины тонкого слоя золота методом гальванопластики,изобретенной русским ученым Б.С. Якоби. Пользуясь гальванопластикой А.Ф. Греков,серебрил латунные пластинки. Это позволило значительно удешевить дагерротипные снимки.
С.Л. Левицкий первым из фотографов России применил электрический свет при павильоннойпортретной съемке и предсказал ему крупное будущее в фотографии. Можно назвать десяткиимен русских изобретателей, получивших патенты на различные оригинальные фотографическиеприборы и материалы. Русский изобретатель И.Ф. Александровский изобрел стереофотоаппарати в 1854 году получил на него патент.
В 70-х г. г. прошлого века предпринимаются попытки применить фотографию для целейрегистрации и расследования.
Первой применила фотографию французская полиция (1841 г.).
После этого сообщения о фотографировании преступников появились в Бельгии, Швейцариии в других странах. В это время разрабатываются специальные способы и аппаратурадля фотографирования преступников. Существенных результатов в этой области добилсяфранцузский криминалист А. Бертильон, сконструировавший несколько фотокамер дляопознавательной съемки, съемки на месте происшествия и для съемки трупов. Им жебыли разработаны правила сигналетической и измерительной фотосъемки. Примером использованияфотографии при розыске может послужить сообщение «Юридической газеты»за 1896г., в котором описывался розыск двух арестантов, сбежавших из Ярославскогоострога. «Смотритель острога вспомнил, что один из бежавших писал письма вВолоколамский уезд Московской губернии, и направил туда розыскное требование, приложивк нему фотокарточки разыскиваемых. По описаниям они были задержаны и опознаны пофотографиям, а затем возвращены в острог»[3].
Наряду с использованием фотографии в розыскной и регистрационнойработе ее внедряют и в судебную экспертизу. В этом направлении много и продуктивноработал Е.Ф. Буринский. В 1892 году при Санкт-Петербургским окружном суде он насвои средства создает судебно-фотографическую лабораторию. В 1893 г. вместо нее при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты создается правительственная судебно-фотографическаялаборатория, заведование которой было поручено Е.Ф. Буринскому. В 1912 г. лаборатория была преобразована в Петербургский кабинет научно-судебной экспертизы, что положилоначало созданию криминалистических учреждений в России.Система и задачи криминалистической фотографии
Криминалистическая фотография как системавключает в себя: фотографические методы, съемочные приемы и виды съемки.
Под методами криминалистической фотографиипонимается совокупность правил и рекомендаций по выбору фотографических средств,условий съемки и обработки экспонированных материалов для получения фотоизображений,отвечающих целям и требованиям фиксации и исследования доказательств[4].
Съемочные приемы — это совокупностьправил и рекомендации по правильному выбору места съемки, направления расстоянияфотографирования, определяющих содержание фотографической съемки.
Совокупность методов, приемов и правилфотографирования применительно к каждому из объектов съемки в криминалистическойфотографии понимается как вид съемки.
Система криминалистической фотографии состоит из двух частей:судебно-следственной (судебно-оперативной) и судебно-экспертной (исследовательской),различающихся по сферам применения. Средства и методы первой используются в криминалистическойпрактике для запечатления обстановки следственного действия, добытых доказательств,а также организации криминалистической регистрации, розыска преступников, похищенныхвещей и в других направлениях.
Судебно-экспертная (исследовательская) фотография предоставляетширокие возможности в экспертной деятельности для фиксации и анализа, представленныхв распоряжение эксперта криминалистических объектов. Экспертиза посредством фотографическихсредств и методов позволяет выявить слаборазличимые и невидимые признаки исследуемыхобъектов, их цветовые и яркостные различия, механизм следообразования. Фотографическиеаналитические методы используются также в целях исследования фотоснимков и фотоаппаратуры,фотоматериалов и химических реактивов при фототехнической экспертизе.
К задачам криминалистической фотографииможно отнести следующее:
· запечатление общего вида поступивших на исследование объектов
· выявление невидимых и слабовидимых признаков объектов экспертизы
· изготовление фотографических изображений для сравнительного исследованияобъектов при идентификационных экспертизах
· иллюстрация выводов, содержащихся в заключении эксперта.
 Методы и приемы судебно-следственной (судебно-оперативной)фотографии
Судебно-следственная (судебно-оперативная) фотография это системанаучных положений, средств и методов фотосъемки, применяемых при производстве следственныхдействий и розыскных мероприятий. Под ее методами понимаются правила и рекомендации,которые обеспечивают получение качественных фотографических изображений запечатлеваемыхкриминалистических объектов.
Производя фотосъемку, нужно следить за тем, чтобы на объектахне было глубоких теней, закрывающих часть изображения. Тени можно ликвидироватьдополнительной подсветкой или изменением точки съемки. Исправление фотоизображенийпосредством ретуши и других подобных приемов недопустимо.
К методам судебно-следственной (судебно-оперативной) фотографииотносятся панорамная, стереоскопическая, измерительная, крупномасштабная, репродукционнаяи опознавательная фотосъемка.
Теперь рассмотрим приведенные выше методы судебно-следственной(судебно-оперативной) фотографии подробнее.
криминалистическая фотография следственный экспертный
Панорамная съемка — съемка протяженныхпланов, не входящих в кадр аппарата[5].Панорамная фотосъемка применяется в случаях, когда не удается запечатлеть интересующийобъект полностью, даже с помощью широкоугольного объектива, либо не представляетсявозможным отойти на достаточное расстояние от фотографируемого объекта (ограниченностьпространства, нежелательность получения снимка со значительным уменьшением).
Панорамную съемку производят с помощьюспециального аппарата или объект фотографируют по частям, последовательно получаяряд снимков. Каждый следующий снимок должен охватывать краевую часть участка, запечатленногона предыдущем снимке, перекрывая около 10% его площади. Все снимки производятсяв одинаковых условиях (расстояние, освещение, выдержка и т.д.). Правильность установкиаппарата определяют, глядя в видоискатель. При этом замечают какую-либо деталь,расположенную у края кадра. Эта деталь служит ориентиром при съемке следующего кадра,на котором она также должна быть изображена. При необходимости прибегают к искусственнымориентациям (колышки и т.п.). С полученных таким образом негативов изготавливают(в одинаковых условиях) фотоотпечатки, которые разрезаются по имеющимся на них общимлиниям и подклеиваются один к другому.
/>
Рис.1
Панорамная фотосъемка подразделяетсяна линейную и круговую. При линейной съемке фотоаппарат перемещают параллельнопереднему плану фиксируемого участка. При этом по шкале контролируют, чтобы расстояниеот аппарата до переднего плана было постоянным. Особенно следят за тем, чтобы аппаратне имел перекоса (рис.1).
/>
Рис. 2
Рис. 1   При круговой съемке фотоаппарат поворачивают в горизонтальной плоскостивокруг оси штатива (или воображаемой оси штатива — при съемке с рук) (рис.2). Круговаясъемка применяется в случаях, когда передний план объекта значительно удален отаппарата (например, съемка большого двора из его центра), в противном случае возможнысильные искажения.
Панорамная съемка может осуществлятьсяи с помощью специальной аппаратуры.
Рис. 2   Способом панорамной съемки (линейной и круговой) могут быть получены фотоснимкиместа происшествия, места обыска или проведения следственного эксперимента.
Также, выделяют ярусную панорамную съемку. В отличие от круговой,ярусная фотосъемка осуществляется поворотом фотокамеры вокруг горизонтальной оси.Она применима для случаев, когда требуется фиксация высоких объектов. При этом масштаботображения нижних и верхних частей объекта будет неодинаковым вследствие увеличениярасстояния до точки съемки. В результате высотное здание, например, приобретаетна фотопанораме форму усеченной пирамиды. Чтобы избежать этого нежелательного явления,при ярусном панорамировании лучше перемещаться вдоль фронтальной плоскости объекта,что, правда, далеко не всегда возможно.
Стереоскопическаяфотосъемкапозволяет получать объемное восприятие предметов, что дает возможность полнее судитьоб их форме и взаимном расположении. Она производится из двух точек, находящихсяодна от другой на расстоянии, называемом базисом стереоскопической съемки. Величинабазиса равняется среднему расстоянию между зрачками глаз человека (65-70 мм). Таким образом, при съемке из каждой точки получают изображения, как бы видимые раздельно левыми правым глазом. Оба снимка наклеивают на картонку (левый — слева, правый — справа),чтобы расстояние между их центрами составляло 65 мм. Рассматривают такую пару через стереоскоп. Устройство прибора позволяет приблизить и удалить стереопаруот окуляров для получения лучшего объемного эффекта.
Измерительная съемка — съемка с масштабом изображения. Она дает возможность определения по фотоснимку размера натуры запечатленных объектов и расстояний между ними. Простейшим и наиболее распространенным способом измерительной съемки является масштабная съемка — съемка со специальной или обычной линейкой с сантиметровыми и миллиметровыми делениями. Линейка укладывается рядом с объектом съемки в плоскости наиболее важных его деталей: фотоаппарат устанавливается таким образом, чтобы фокальная плоскость его располагалась параллельно верхней плоскости фотографируемого объекта. Более сложной является съемка с глубинным масштабом. В качестве масштаба в этом случае используется лента с нанесенными на нее черными и белыми квадратами с размером фокусного расстояния применяемого объектива. По количеству таких квадратов (первый из них располагается под вертикалью от объекта) рассчитываются расстояния между объектами съемки.
Крупномасштабная съемка — съемка мелких объектов и следов (стреляных пуль, гильз, следов рук и др.). Крупномасштабная съемка применяется для фиксации мелких следов предметов или их деталей. При наличии фотоаппарата с раздвижной приставкой к объективу легко получить изображение объекта в натуральную величину, если оно умещается в кадре.
Для фотографирования объекта малоформатнойкамерой в более крупном часом лбе имеется несколько способов. Чаще всего прибегаютк дополнительному выдвижению объектива путем удлинительных колец или муфт. Они представляютсобой короткие полые металлические трубки, снабженные резьбой. Кольца укрепляютсямежду объективом и фотоаппаратом. Всего в фотокомплект может входить 3 кольца длиной5,25.16.66 и 25 мм или 4 кольца (5, 8.16 и 25 мм) [6].
В зависимости от масштаба съемки, которыйнеобходимо получить, подбирают кольцо или комбинацию из них, ориентируясь по таблице.Соединив кольца и поместив их между объективом и аппаратом, производят наводку нарезкость. При съемке фотоаппаратами с зеркальной на резкость фокусировку осуществляютпо матовому стеклу аппарата.
Крупномасштабная съемка используетсяпри фотографировании мелких объектов, деталей следов, документа в целом или егоотдельных фрагментов. В подобных случаях аппарат можно закрепить на вертикальномштативе фотоувеличителя с помощью универсального штатива или специального кронштейна.
Репродукционная съемка — съемка плоских объектов (рукописей,чертежей, документов и т.п.). Репродукционная фотосъемка — метод получения фотокопийс машинописных, рукописных, машиночитаемых и других документов, рисунков, чертежей,иных плоских объектов. Фотосъемка общего вида документа призвана отобразить егонаиболее важные признаки. На снимке должны быть видны: сам документ, включая поляи все детали текста (пометки, оттиски печатей и штампов, подписи и др.), а такжеимеющиеся повреждения (разрывы, обугливания, линии перегиба и т.п.).
Фоторепродуцирование осуществляется, как правило, двумя способами:на репродукционной установке и контактным путем. В первом случае фотосъемку делаютпри освещении оригинала двусторонним равномерным светом, падающим под углом 25-30градусов. Документ должен быть параллелен плоскости фотопленки, а оптическая осьобъектива направлена в его центр. С оригиналов на прозрачной основе фоторепродукцииизготавливают контактным путем при проходящем освещении. С непрозрачных документоврепродукции получают так называемым рефлексным способом, в отраженном свете. Копируемыйоригинал кладут на твердую ровную основу, а на него, эмульсионным слоем вниз, рефлекснуюфотобумагу. Затем бумагу плотно прижимают к оригиналу стеклом и освещают через подложку.После проявки получается негатив, с которого аналогичным способом печатают позитивныефотокопии.
Опознавательная фотосъемка требуется для регистрации, розыскаи опознания преступников, а также неизвестных субъектов по их трупам для установленияличности. Правила этой съемки обеспечивают точную фиксацию внешних признаков человека,используемых для его отождествления посредством опознания или фотопортретной экспертизы.
С живых лиц делают три погрудных снимка: правый профиль, анфас(спереди) и вполоборота головы вправо, а также спереди в полный рост. Если имеютсяособые приметы, то их запечатлевают на отдельных кадрах, а при наличии особенностейна левой половине лица снимают и левый профиль. При фотосъемке анфас голове сидящегопридают такое положение, при котором горизонтальная линия, мысленно проведеннаяпо наружным углам глаз, проходит через верхнюю треть ушных раковин. На погрудныхснимках арестованный запечатлевается без головного убора и очков, а волосы не должнызакрывать лоб и уши. На снимке в полный рост его фотографируют в той одежде, в которойон был задержан. Погрудные портреты традиционно выполняют в 1/7 натуральной величины,подбирая такое освещение, при котором наиболее полно передаются контуры и особенностилица. Фон должен быть однородного светло-серого цвета.
Опознавательная съемка трупов производится с соблюдением приведенныхрекомендаций, однако, погрудные снимки делают анфас, в правый и левый профиль иполупрофиль. Снимают труп и во весь рост, а для фиксации особых примет обнаженным.В необходимых случаях трупу перед съемкой судебный медик придает прижизненный вид:умывает, причесывает, открывает глаза, припудривает кровоподтеки.
Приемы — это совокупность правил и рекомендаций по правильномувыбору места съемки, направления расстояния фотографирования, определяющих содержаниефотографической съемки. Для фиксации хода и результатов осмотра места происшествияосуществляются ориентирующая, обзорная, узловая и детальная приемы фотографирования.Рассмотрим отдельно каждый прием.
Ориентирующая фотосъемка применяетсядля запечатления какого-либо участка или объекта одновременно с окружающей обстановкой.На ориентирующем фотоснимке места происшествия должны быть видны территория осматриваемогоучастка или сооружения, окружающие его строения, заграждения вокруг него, рельефместности. Съемки производятся из различных точек, достаточно удаленных от места,интересующего следователя. Неплохие результаты могут быть получены при съемке свозвышения (например, холма, невысокого сооружения). При значительной протяженностиместа происшествия (например, при авиакатастрофах) ориентирующие снимки делают свертолета.
Обзорная фотосъемкаслужит длязапечатления участка или объекта без окружающей обстановки. Так, на обзорном фотоснимкеместа происшествия должен быть изображен осматриваемый следователем дом или участокс находящимися на нем предметами, участок ДТП, комната и т.п. Обзорная съемка проводитсяс более близкого расстояния, чем ориентирующая. На снимке должны быть отчетливовидны объекты, имеющие криминалистическое значение. Для этого фотографирование производятиз нескольких точек, иногда противоположных (встречная съемка). Снимки должны дополнятьдруг друга, так как основная цель обзорной съемки — дать наиболее полное представлениео фотографируемом объекте (месте происшествия, обыска, следственного эксперимента).При этом обстановка и предметы фиксируются в том виде, как они открываются наблюдателю[7].
Узловая фотосъемка используется длязапечатления наиболее важных участков, объектов, следов преступного действия. Выборобъекта производится с учетом характера совершенного преступления, причем можетбыть намечено несколько узлов. Так, при осмотре места происшествия по делу о кражес взломом с помощью узловой фотосъемки фиксируют пролом в стене, участки с разбросаннымивещами и т.п. В ходе обыска она применяется для запечатления тайников с обнаруженнымв них содержимым. При следственном эксперименте узловой фотосъемке подлежат отдельныеэтапы или эпизоды проводимых действий (например, отдельные моменты преодоления человекомпреграды).
Узловая фотосъемка осуществляется срасстояния меньшего, чем обзорная. Точку съемки выбирают с таким расчетом, чтобыполностью охватить участки и объекты, имеющие существенное значение для дела, иполучить наглядное представление о них. Положение фотоаппарата при этом может бытьпроизвольное — сверху, сбоку, снизу.
Детальная фотосъемка служит для запечатлениявнешних признаков вещественных доказательств и следов. Сюда относится фиксация оружия,пуль, гильз, орудий преступления и их следов, следов рук, ног, транспортных средств,похищенных предметов и иных объектов, имеющих криминалистическое значение для расследуемогодела.
Детальную съемку производят с такогорасстояния, чтобы в кадре находился только объект — вещественное доказательствоили его часть. Детальную съемку всегда выполняют по правилам масштабной фотографии.
Ориентирующая и обзорная фотосъемкиосуществляются в самом начале проведения следственного действия (осмотра, обыска,следственного эксперимента). Узловая и детальная — в ходе следственного действия,когда имеется определенное представление о происшедшем событии и установлено значениеследов, предметов.
При фотографировании вещественных доказательствособое внимание уделяют передаче имеющихся на них следов, повреждений, индивидуальныхпризнаков (например, марок, номеров). Для этого объект можно фотографировать в различныхположениях с разных сторон, а также по частям.
 Судебно-экспертная (исследовательская) фотография, еёвиды
Криминалистическая исследовательская фотография представляетсобой систему научных положений, средств и методов фотосъемки, используемых дляфиксации и исследования объектов в ходе судебной экспертизы. Она призвана дать враспоряжение экспертов фотографические средства и методы анализа криминалистическихобъектов, а также обеспечить наглядную фиксацию их общего вида и состояния, иллюстрациюрезультатов проведенных исследований[8].
Фотографические методы чаще всего применяются при экспертизедокументов, когда какие-либо фрагменты текстов дописаны, замазаны, залиты, удаленымеханическим или химическим способом либо записи исчезли (угасли) от длительногохранения в неблагоприятных условиях.
Для исследования криминалистических объектов используется фотографическоеизменение контрастов. Оно позволяет получить фотоснимок с необычным соотношениемяркостей при черно-белой съемке или цветопередачи при цветной. В экспертной практикеконтрасты чаще всего усиливаются, чтобы выявить нужные детали изображения. Оно можетбыть получено как в процессе съемки, так и путем специальной обработки негатива.В сложных случаях для достижения нужного эффекта эти подходы используются в комплексе.
В отличие от черно-белого, цветовой контраст обусловлен различиемв спектральном составе отражаемого объектом света, то есть соотношением разных хроматическихтонов, например синего и оранжевого, фиолетового и желтого. Усилить такой контрастпри съемке помогает продуманный выбор освещения, светофильтров и фотоматериалов,а также химикатов для их обработки. Для ослабления фона и выделения деталей требуетсясветофильтр того же цвета, который нужно погасить.
Максимальный эффект усиления достигается подбором светофильтровпротивоположного цвета. Так, противоположным фиолетовому является желтый, синемуоранжевый. Выбрать подходящий светофильтр можно и визуально, разглядывая через негофотографируемый объект. Если в процессе первичного усиления не удалось получитьизображение нужного контраста, негатив подвергают дополнительной химической обработкеили многократному перекопированнию на контрастных фотоматериалах контратипированию.
Фотосъемка в невидимых лучах спектра основана на их способностипроникать через некоторые объекты, непрозрачные для обычного света, а также иначе,чем видимые лучи, отражаться и поглощаться многими материалами. Эксперты в своейработе чаще используют съемку в инфракрасных и ультрафиолетовых отраженных лучахи фиксацию картины люминесценции объектов в этих лучах. Подобную фотосъемку, а такжерентгенографию проводят для выявления признаков, не воспринимаемых визуально и невоспроизводимых фотографическими средствами в видимом свете, например для прочтениявытравленных и залитых текстов.
Микрофотосъемка предназначена для исследования изображений оченьмелких криминалистических объектов при большом увеличении. Фотосъемку с увеличениемв 4-5 раз легко осуществить обычной малоформатной зеркальной фотокамерой, применивудлинительные кольца или микроприставку. В экспертной практике для увеличения вдесятки и сотни раз применяют специальные микрофотоустановки со специальными микроскопами(МИН-10, МБИ). Микрофотосъемку можно провести и обычным зеркальным фотоаппаратом,соединенным с микроскопом.
Фототехническая экспертиза имеет своими объектами фотоснимки,диапозитивы (слайды), негативы, кинофильмы, а также материалы и средства для ихполучения. С ее помощью решаются идентификационные и диагностические задачи. К первымотносятся: отождествление фотоаппаратов, увеличителей и других принадлежностей дляизготовления фотоизображений, установление класса, рода, вида, сорта фотоматериалови химикатов. Диагностические задачи это выявление истинных размеров объектов, запечатленныхфотографически, определение точки съемки, расстояния до каждого из объектов. Пофотоснимку нередко удается установить, не был ли он ретуширован, на чем отглянцован,чем обрезаны его края и др.
Значение криминалистической фотографии в следственнойи экспертной практике
Значение криминалистической фотографиив следственной и экспертной практике огромно, ко всему этому законодатель официальнозакрепил использование фотографии — фотоснимки прилагаются к протоколам следственныхдействий (ч.8 ст.166 УПК) или к заключению эксперта (ч.3 ст. 204 УПК). Они документальноотражают запечатленные на них объекты, позволяя наглядно воспринимать признаки предмета(следа); обстановку, в которой осуществлялось то или иное следственное действие;результаты экспертного исследования. Подобная наглядность не только дополняет описательнуючасть протокола, но и делает возможным восприятие признаков или обстановки, изложениекоторых затруднено из-за их значительного количества или сложности восприятия. Фотографированиекак объективная форма запечатления обладает рядом преимуществ перед любым словеснымспособом фиксации: документальность полученных снимков, их наглядность, высокаяточность и объективность в передаче информации, относительная быстрота процессафиксации. Все это, в сочетании с использованием современной фотоаппаратуры, делаеткриминалистическую фотографию одним из важнейших способов фиксации доказательственныхфактов[9].
Криминалистическая фотография, как совокупностьметодов достоверной фиксации и научного исследования, широко применяется в современнойпрактике. Как средство фиксации при производстве следственных действий фотографированиепредусмотрено рядом статей Уголовно-процессуального кодекса РФ. Так, в ст.166 УПК«Протокол следственного действия» говорится о том, что при производствеследственного действия может применяться фотографирование. В этом случае к протоколуследственного действия прилагают фотографические негативы, снимки, диапозитивы.Статья 178 УПК РФ предписывает обязательно фотографировать неопознанные трупы. Статья82 УПК РФ предписывает фотографировать вещественные доказательства, особенно те,которые в силу своей громоздкости или по другим причинам не могут храниться приуголовном деле. В ст.164 «Общие правила производства следственных действий»допускается применение технических средств и способов для фиксации следов и вещественныхдоказательств. Фотоаппаратура и фотографирование являются одним из технических средстви способов такой фиксации.
Криминалистическую фотографию подразделяютна судебно-следственную, оперативную, судебно-экспертную. Судебно-следственная иоперативная фотосъемка осуществляется с применением в основном запечатлевающих методов.Судебно-экспертная использует как исследовательские, так и запечатлевающие. Судебно-следственнаяфотография применяется: а) при осмотрах места происшествия, трупа, вещественныхдоказательств, документов (ст.177, 178 УПК РФ); б) при освидетельствовании живыхлиц (ст.179 УПК РФ); в) при производстве обыска (ст.182, 184 УПК РФ); г) в ходеследственного эксперимента (ст.181 УПК РФ); д) при предъявлении для опознания (ст.193 УПК РФ); е) с целью регистрации живых лиц и трупов. Экспертная фотография используетсяпри всех видах криминалистических экспертиз и во многих видах экспертиз иных классов(судебно-медицинских, судебных автотехнических, судебных пожарно-технических и др.).
Осуществляя тот или иной вид фотосъемки,выбирают такие методы и приемы фотографирования, которые обеспечили бы наилучшеезапечатление объектов или фактов, имеющих доказательственное значение.
Заключение
Как было сказано мною во введении, целью моей работы являетсяразъяснения понятия криминалистической фотографии, её системы, приемов и методов,используемых при процессе фотографирования и применение криминалистической фотографиив следственной и экспертной практике, и по моему мнению поставленная цель была успешнодостигнута. В своей работе я обратился к истории криминалистической фотографии,из которой нам стало известно, что криминалистическая фотография официально изобретенаЛуи Жаком Манде Дагерром в 1839 году. Не смотря на открытие фотографии во Франции,русские ученые внесли «львиную долю» в совершенствовании оптики и химии,в разработке теории фотографических процессов и формировании ее как самостоятельнойнаучной дисциплины.
Так же необходимо было разобраться с системой криминалистическойфотографии, в чем нам помогают известные ученые — Е.П. Ищенко и А.А. Топорков. Согласноих мнению вся криминалистическая фотография делиться на судебно-следственную (судебно-оперативную)и судебно-экспертную (исследовательскую). Первая служит для фиксации объектов, видимыхглазом без применения специальных устройств, и производиться несколькими методами:панорамный, стереоскопический, измерительный, крупномасштабный, репродукционныйи опознавательный, а также ряда частных приемов фотографирования, к ним относятсяориентирующая фотосъемка, обзорная фотосъемка, узловая фотосъемка и детальнаяфотосъемка. Вторая — для выявления и фиксации деталей, цветовых и яркостных различий,невидимых глазом при обычных условиях.
Практическое значение криминалистической фотографии исключительновелико. Она служит основным средством запечатления внешнего вида самых различныхобъектов, имеющих доказательственное значение по уголовным делам, их признаков,а в ряде случаев и свойств. Фотоснимки могут служить не только иллюстративным материалом,но и источником доказательств, средством для розыска и идентификации различных объектов.Применение фотографических методов исследования существенно расширяют возможностикриминалистической и других видов судебных экспертиз.
В ведении мною была подчеркнута значимость «классической»фотографии в применении ее для раскрытия и расследования преступлений, но нельзязабывать о том, мы живем в веке компьютерных технологий. Современные возможностипозволяют в несколько раз сократить время затрачиваемое на производство того илииного действия по сравнению с «классическими» методами. Что касаемо фотографии,то на современном этапе развития разработаны новые технологии по осуществлению фотографирования.Современная цифровая фотосъемка наиболее практична для осуществления задач, которыетакже поставлены были и перед «классической» фотографией. Можно перечислитьследующие существенные преимущества цифровой фотосъемки, например, скорость производстваснимков, она намного быстрее, качество производимых снимков, специальные возможностицифровой фотографии недоступные «классической», такие как макро/микросъемка,различные виды режимов, подходящих в определенных внешних условиях для полученияизображения лучшего качества и многое другое.
Будет, конечно громко сказано, но мне кажется, что данная темаможет и должна рассматриваться в курсе криминалистической техники, но как пройденныйисторический этап развития фотографии. Необходимо разрабатывать и усовершенствоватьто, что эффективнее и удобнее в обращении, а именно новые методы, используя, опятьже новые разработанные функции цифровой фотосъемки. Это все должно разрабатыватьсяв единой системе — создавая новую функцию у цифровой камеры, необходимо предусмотретьвозможные новые методы его применения и наоборот. Раз мы говорим о таких задачахфотографии, как расследование и раскрытие преступлений, следовательно, необходиморазработать законодательную базу, посвященную, именно, цифровой фотографии и постоянноее совершенствовать, так как технический прогресс не стоит на месте.
Список литературы
1. Портретная экспертиза: учебно-практическое пособие / Под ред. А.М. Зинина.- М.: Экзамен; М.: Право и закон, 2004.
2. Криминалистика: руководство по уголовной технике и тактике / И.Н. Якимов.- М.: ЛексЭст, 2003.
3. Криминалистическая фотография: учебник для вузов / С.В. Душеин, А.Г. Егоров,В.В. Зайцев, В.Н. Хрусталев; СЮИ МВД России, 2003.
4. Судебная фотография: учебник для вузов / С.В. Душеин, А.Г. Егоров, В.В. Зайцев,В.Н. Хрусталев; Под ред.А.Г. Егорова. — СПб.: Питер, 2005.
5. Криминалистика. Ищенко Е.П., ТопорковА. А.2-е изд., испр. и доп. — М.: Контракт, ИНФРА-М, 2006.
6. Криминалистика: учебник для вузов, / Т.В.Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская 3-е издание, переработанное и дополненное, издательствоНорма, Москва, 2007
7. Кузнецов В.В. Криминалистическая фотография, видеозапись в раскрытии и расследованиипреступлений. — М.: ЮИ МВД РФ, 1994.
8. Криминалистическая фотография, киносъемка и видеозапись: учебное пособие/ М.В. Вагурина, Е.А. Волобуев, Н.Н. Егоров; ВНИИ МВД РФ. — М.: ВНИИ МВД России,2005.
9. Криминалистическая фотография и видеозапись: учебно-практическое пособие/ Е.П. Ищенко, П.П. Ищенко, В.А. Зотчев; под ред. Е.П. Ищенко. — М.: Юристъ, 1999.
10. Новые виды фотосъемки при осмотре места происшествия Л. Исаева // Законность.- М., 2003. — N8.
11. Роль фотографий в экспертных исследованиях / А.Н. Петрухина // Российскийследователь. — М., 2004. — N11.
12. О возможности использования фотографии в качестве доказательства по уголовномуделу / А.И. Горев // Законодательство и практика. — Омск, 2004.