Содержание Введение …. 1. Критерии региональной стратификации …. 2. Задачи комплексного развития экономических районов РФ ….….… 10 Заключение …….….… 23 Список литературы ……… ….….……… 24 Введение Развитие экономики является одним из главных направлений деятельности государства. Экономическое развитие страны в целом невоз¬можно без учета экономического статуса региональных ее
составляющих – эффективного функционирования экономик субъектов Российской Федера¬ции. Однако субъекты Федерации имеют определенные различия в своем экономическом развитии, что, естественно, влияет на объем правового регулирования экономического развития в каждом конкретном регионе. Истори¬чески сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России, безусловно, оказывает значительное влияние на стратегию и тактику институциональных преобразований
при проведении государственной эко¬номической политики. Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона. Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или
о деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей. Развитие региона – многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. В данной работе я постараюсь рассмотреть критерии региональной стратификации и задачи комплексного
развития экономических районов РФ. 1. Критерии региональной стратификации В обществе далеко не всегда принятие важных решений определяется выборной властью, будь то президент, парламент, правительство, суды, правящие или оппозиционные партии и т. п. Все большую роль в современном российском государстве играют региональные структуры. Нынешняя российская политика – это результат сложного компромисса, достигнутого федеральной властью
с региональными элитами. Экономический вес каждой из этих групп не оставался неизменным на протяжении последних лет. По мере обретения субъектами Российской Федерации новых полномочий экономической и политической сферах позиции регионов окрепли, а сами они превратились в серьезную политическую силу. Все чаще в регионах формируется свое собственное понимание экономической эффективности и целесообразности, реализуются собственные программы развития.
Вопросы, связанные с формированием и функционированием групп региональных интересов, в российской научной литературе практически не исследованы. Интересы регионов определяются их экономическим потенциалом и перспективами развития, позициями их наиболее влиятельных элит. Специфика региона чаще всего обусловливается противопоставлением либеральной и консервативной моделей региональной политики. Вместе с тем политика, проводимая региональными властями, должна быть более тесно
увязана с анализом ресурсов, которые находятся в их распоряжении. По мнению исследователей, в настоящее время в России можно выделить пять групп регионов с достаточно выраженными собственными интересами. Первую группу образуют регионы с развитой добывающей промышленностью, имеющие большой экспортный потенциал. Наличие природных ресурсов, бюджетная самостоятельность, активные внешнеторговые связи влияют на выбор модели общественного развития, к которой тяготеют регионы этой
группы. Они заинтересованы в либерализации экономики, снижении и отмене экспортных налогов и квот, сохранении Россией международного престижа и дружественных отношений с потенциальными партнерами. Местные элиты хотели бы самостоятельно без контроля со стороны государства заниматься внешнеторговой деятельностью. В силу этого важным элементом их стратегии является стремление приобретения независимости от центра. Под независимостью они понимают получение львиной доли экспортной выручки и возможность бесконтрольно
расходовать имеющиеся средства. Вместе с тем стремление добывающих регионов к самостоятельности наталкивается на определенные ограничители. Нефтегазовые территории обладают огромным потенциалом, но работать он может только в условиях единого экономического пространства. Это в равной степени относится к русским провинциям и национальным республикам. В силу этого угроза выделения этих республик из состава
Российской Федерации, как представляется, лишена серьезных оснований и использовалась национальными элитами главным образом как средство политического давления на Центр. Вторую группу образуют торгово-промышленные регионы России. Сегодня здесь аккумулируется значительная часть капитала, сформировались банковские и финансово-промышленные структуры. Рост экономического потенциала и суверенизацию этих территорий следует рассматривать
в контексте глобальных изменений. В мире появились новые региональные центры, обладающие большими ресурсами и перспективами развития, в Европе происходит расширение ЕЭС. Сотрудничество с новыми международными центрами открывает перед приграничными регионами и их элитами новые возможности. С учетом этих изменений в ряде регионов формируются свои концепции развития. По своим ориентирам торгово-промышленные регионы близки регионам первой группы.
Они имеют четко выраженную прореформаторскую направленность. Их заинтересованность в углублении экономических реформ обусловлена стремлением реализовать накопленный экономический потенциал. Со временем эти регионы могут превратиться в «очаги экономического роста». Местные элиты, пользуясь стратегическими позициями своих территорий, стремятся понизить уровень государственного управления со стороны Федерального центра и ведут себя достаточно уверенно и независимо по отношению
к нему. В третью группу входят промышленно развитые регионы. В их экономической структуре преобладает наукоемкий ВПК или традиционная тяжелая промышленность. Существуют две модели развития, используемые в данных регионах. Одни регионы отстаивают вариант российской модернизации при активном участии государства. Предлагаемая ими модель экономического развития предусматривает перераспределение части доходов от
экспорта в пользу отечественной тяжелой промышленности. Для ее реализации требуется сильное, возможно, авторитарное государство, способное осуществлять политику перераспределения. Иной стратегии придерживаются регионы, в которых высокая концентрация наукоемкого ВПК не позволила местным властям рассчитывать на поддержку государства для всех предприятий области. В этих регионах местная элита избрала радикальные рыночные средства, сделала ставку на привлечение
инвестиций и активное сотрудничество с Западом. Четвертую группу образуют аграрные и аграрно-промышленные регионы. Эти территории существуют за счет собственных ресурсов, полностью обеспечивают себя продовольствием и частично потребительскими товарами. Региональные элиты наиболее последовательно отстаивают интересы отечественных производителей и высказываются за ограничение импорта. Самодостаточность определяет стратегические интересы агропромышленных и аграрных регионов: они тяготеют
к замкнутости. В политическом плане регионы этой группы отличает некоторая оппозиционность власти. В пятую группу входят депрессивные регионы. Они обладают низким экономическим потенциалом, их перспективы развития проблематичны. В этих регионах, представленных главным образом национальными республиками, на депрессивную экономику накладывается этнический фактор. Впрочем регионы этой группы, несмотря на постоянную финансовую подпитку из
Центра, на словах декларируют собственную финансовую независимость. Здесь местные элиты сформировали жесткую модель государственного управления и полностью контролируют экономику. Политические предпочтения регионов этой группы зачастую определяются напрямую первыми лицами в регионе. Рассмотренный критерий стратификации региональных критериев основывается на объединении регионов в группы интересов по экономическим, социальным, историческим и прочим принципам.
Возможны и другие критерии стратификации интересов, например, объединение регионов в группы интересов, исходя из принципа сохранения межрегиональных финансовых потоков и социально-политических связей. Таким образом, сегодня можно говорить уже не просто об объединенных по формальным признакам группах региональных интересов, но о формирующемся общем региональном интересе, который становится все более весомым фактором политической жизни современной России.
На региональном уровне присутствуют различные заинтересованные группы, однако политический вес их неодинаков. Наиболее влиятельными являются собственно региональная власть, представленная президентом/губернатором, администрацией, региональными структурами федеральных органов, и группы экономических интересов в лице местных предпринимателей, руководителей предприятий и других экономических субъектов, действующих в регионе. Партии и общественные организации большого влияния на политическую жизнь в регионе не оказывают.
Региональные интересы формируются в двух плоскостях: экономической и политической. Выразителями экономических интересов являются представители экономической элиты, политических интересов, учитывая российскую специфику, – представители элиты властной. От того, какую линию поведения избирает каждая из сторон и как они взаимодействуют между собой, зависит понимание региональными элитами интересов своей территории и то, как они формулируются.
В современной России сложилось несколько моделей взаимодействия экономических и политических факторов. Можно выделить следующие модели: патронаж, партнерство, подавление или борьба всех против всех, приватизация власти. Механизмы отстаивания региональных интересов различны. Они зависят от экономического потенциала территории, ее политического веса и представительства, авторитета местного руководства, его связей в структурах власти и личных контактов с ведущими московскими политиками.
Способы защиты региональных интересов также неодинаковы, они бывают индивидуальными и коллективными. К наиболее распространенным механизмам лоббирования региональных интересов относится отстаивание частных решений через ключевые фигуры российской политики и региональных интересов – через законодательную и исполнительную власть. Самый эффективный канал лоббирования в России – это «проведение» нужных решений через видных московских политиков.
Руководители дотационных, зависимых от Центра территорий устанавливают личные контакты с властью в Москве, чтобы затем пробивать для своего региона госзаказы, дотации, субсидии, трансферты. К этому же средству прибегают и лидеры регионов, стремящихся найти самостоятельный выход из кризиса. Но цель у них иная – заручиться поддержкой Центра для проведения своего варианта реформ. Другим механизмом отстаивания интересов территории стало землячество.
Среди видных московских политиков немало выходцев из провинции. Они, как правило, продолжают поддерживать отношения с местными элитами, оказывая помощь малой родине. Региональные интересы, как и отраслевые, создают вертикальные элитные группы, в состав которых входят сегменты федеральной и региональной элиты: видные московские политики, представляющие группу интересов в структурах исполнительной и/или законодательной власти, а также представители властных и экономических
элит региона. Сегодня интересы регионов учитывают внутренние экономические, социальные, политические условия, а также международные возможности территорий. Изменился и механизм формирования интересов. В прошлом интересы регионов вырабатывались властной элитой. Сегодня они в ряде регионов оформляются в процессе согласований и активного взаимодействия наиболее влиятельных заинтересованных групп – властной и экономической элиты.
Отношения между этими двумя элитными группами оказывают решающее воздействие на достижение политической и экономической стабильности в регионе и выработку эффективных антикризисных решений. Вместе с тем изменился и механизм представления региональных интересов на федеральном уровне. Новый принцип формирования Совета Федерации позволяет организовать эффективное представительство интересов регионов, так как все вопросы отстаивания и продвижения региональных интересов теперь возложены напрямую
не на глав законодательной и исполнительной власти региона, а на их представителей. Несомненно, подобный принцип способствует формированию состава Совета Федерации как профессионального лоббистского органа и профессиональной лоббистской деятельности в целом. 2. Задачи комплексного развития экономических районов РФ В качестве задач социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов,
улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая
среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель – здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения. Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами
в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития: • ожидаемая продолжительность
жизни при рождении; • интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения); • величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода. В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели. Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона.
Среди них: • национальный доход на душу населения; • уровень потребления отдельных материальных благ; • степень дифференциации доходов; • продолжительность жизни; • уровень физического здоровья; • уровень образования; • степень счастья населения. Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей – становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест
высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы. Критерии экономического развития не всегда играют роль целей
или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать: • привлечение новых видов бизнеса; • расширение существующего бизнеса; • развитие малого бизнеса; • развитие центра города; • развитие промышленности; • развитие сферы услуг; • повышение уровня занятости населения региона.
Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей). Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического
роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста – жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона. Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона.
Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе. Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть – непосредственно в
промышленности и сельском хозяйстве. Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим
типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают
утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются почти во всех странах мира в большей или меньшей мере. Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми,