Кривошипно-шатунный механизм автомобиля

1. Сопряжение«поршень – гильза (цилиндр)»
Автомобиль ЗИЛ130–76
Двигатель ЗИЛ 130(6 л)
Поршень ББ 99,99– 99,98 мм
Гильза ББ 100,03– 100,02 мм
Зазор наибольшийнаходится по формуле, мм:
/>,                                                  (1)
где /> – наибольший диаметр отверстия, мм;
/> – наименьший диаметр вала, мм.
Зазор наименьшийнаходится по формуле, мм:
/>,                                                  (2)
где /> – наименьший диаметр отверстия, мм;
/> – наибольший диаметр вала, мм.
Для данногосопряжения поршень является валом, гильза – отверстием.
Наибольшийдиаметр поршня (вала) равен 99,99 мм (/>мм),наименьший диаметр поршня (вала) равен 99,98 мм (/>мм),наибольший диаметр гильзы (отверстия) равен 100,03 мм (/>мм), наименьший диаметр гильзы (отверстия)равен 100,02 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
Вывод: удвигателей ЗИЛ 130 в лучшем случае зазор между поршнем и гильзой равен +0,03 мм,в худшем случае – +0,05 мм. На заводе поршни и гильзы устанавливают однойразмерной группы. Зазор +0,03 мм означает, что при комплектовании поршней игильз «овал в овал» в смазанном состоянии поршень медленно опускается поддействием собственного веса.
Автомобиль ВАЗ2115–01
Двигатель ВАЗ21038 (1,5 л)
Поршень Е 82,015– 82,005 мм
Гильза Е 82,05 –82,04 мм
Наибольшийдиаметр поршня (вала) равен 82,015 мм (/>мм),наименьший диаметр поршня (вала) равен 82,005 мм (/>мм),наибольший диаметр гильзы (отверстия) равен 82,05 мм (/>мм), наименьший диаметр гильзы (отверстия)равен 82,04 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
Вывод: удвигателей ВАЗ 21038 в лучшем случае зазор между поршнем и гильзой равен +0,025 мм,в худшем случае – +0,045 мм.
Автомобиль FordMondeo
Двигательбензиновый (1,6 л)
Поршень класс 3 –76,005 – 75,995 мм
Гильза класс 3 –76,030 – 76,020 мм
Наибольшийдиаметр поршня (вала) равен 76,005 мм (/>мм),наименьший диаметр поршня (вала) равен 75,995 мм (/>мм),наибольший диаметр гильзы (отверстия) равен 76,030 мм (/>мм), наименьший диаметр гильзы (отверстия) равен76,020 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
Вывод: удвигателя Ford Mondeo в лучшем случае зазор между поршнем и гильзой равен +0,015 мм,в худшем случае – +0,035 мм.
Автомобиль HondaAccord
Двигательбензиновый F20A2 (2 л)
Поршень класс A 84,990 –84,980 мм
Гильза класс A 85,020 –85,000 мм
Наибольшийдиаметр поршня (вала) равен 84,990 мм (/>мм),наименьший диаметр поршня (вала) равен 84,980 мм (/>мм),наибольший диаметр гильзы (отверстия) равен 85,020 мм (/>мм), наименьший диаметр гильзы (отверстия)равен 85,000 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
Вывод: удвигателя Honda Accord в лучшем случае зазор между поршнем и гильзой равен +0,010 мм,в худшем случае – +0,040 мм.
2. Сопряжение «поршень –поршневой палец – шатун»
Автомобиль ЗИЛ130–76
Двигатель ЗИЛ 130
Отверстие вбобышке (группа 3) 27,9900 – 27,9875 мм
Диаметр пальца(группа 3) 27,9950 – 27,9925 мм
Диаметр отверстияв малой головке шатуна (группа 3) 28,0020 – 27,9995 мм
Натяг наибольшийнаходится по формуле, мм:
/>,                                                         (3)
Натяг наименьшийнаходится по формуле, мм:

/>,                                                         (4)
Натяг среднийнаходится по формуле, мм:
/>,                                      (5)
Зазор среднийнаходится по формуле, мм:
/>,                                         (6)
Сопряжение«поршень – поршневой палец»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен27,9950 мм (/>мм). Наименьший диаметр поршневогопальца (вала) равен 27,9925 мм (/>мм). Наибольший диаметротверстия в бобышке (отверстия) равен 27,9900 мм (/>мм);наименьший диаметр отверстия в бобышке (отверстия) равен 27,9875 мм
(/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
/>мм
/>мм
/>мм
Вывод: удвигателей ЗИЛ 130 в сопряжении «поршень – поршневой палец» в лучшем случаенатяг равен +0,0075 мм, в худшем случае – +0,0025 мм. Натяг +0,0050 ммозначает, в холодном состоянии поршневой палец чуть-чуть «закусывает» вотверстиях в бобышках. Чуть-чуть «закусывает» означает, что в если держать запоршень и трясти его, поршень палец держит, а палец поршень – нет.
Сопряжение«поршневой палец – шатун»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен27,9950 мм (/>мм). Наименьший диаметр поршневогопальца (вала) равен 27,9925 мм (/>мм). Наибольший диаметр отверстияв малой головке шатуна (отверстия) равен 28,0020 мм (/>мм); наименьший диаметр отверстия в малойголовке шатуна (отверстия) равен 27,9995 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
/>мм
Вывод: удвигателей ЗИЛ 130 в сопряжении «поршневой палец – шатун» в лучшем случае зазорравен +0,0045 мм, в худшем случае – +0,0095 мм. Средний зазор, равный0,0070 мм означает, что в смазанном состоянии если держать за палец, тошатун медленно опускается под действием собственного веса.
Автомобиль ВАЗ2115–01
Двигатель ВАЗ21083 (1,5 л)
Отверстие вбобышке (группа 3) 21,994 – 21,990 мм
Диаметр пальца(группа 3) 21,982 – 21,978 мм
Диаметр отверстияв малой головке шатуна (группа 3) 21,960 – 21,940 мм
Сопряжение«поршень – поршневой палец»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен21,982 мм (/>мм). Наименьший диаметр поршневогопальца (вала) равен 21,978 мм (/>мм). Наибольший диаметр отверстияв бобышке (отверстия) равен 21,994 мм (/>мм);наименьший диаметр отверстия в бобышке (отверстия) равен 21,990 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
/>мм
/>мм
/>мм
Вывод: удвигателей ВАЗ 21083 в сопряжении «поршень – поршневой палец» в лучшем случаенатяг равен -0,008 мм, в худшем случае -0,016 мм.
Сопряжение «шатун– поршневой палец»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен 21,982 мм(/>мм). Наименьший диаметр поршневого пальца(вала) равен 21,978 мм (/>мм). Наибольший диаметротверстия в малой головке шатуна (отверстия) равен 21,960 мм (/>мм); наименьший диаметр отверстия в малойголовке шатуна (отверстия) равен 21,940 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
/>мм
Вывод: удвигателей ВАЗ 21083 в сопряжении «поршневой палец – шатун» в лучшем случаезазор равен -0,042 мм, в худшем случае –0,018 мм. Средний зазор,равен 0,030 мм.
Автомобиль FordMondeo
Двигатель бензиновый(1,6 л)
Отверстие вбобышке (группа С) 20,644 – 20,641 мм
Диаметр пальца(группа С) 20,631 – 20,628 мм
Диаметр отверстияв малой головке шатуна (группа С) 20,609 – 20,589 мм
Сопряжение«поршень – поршневой палец»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен20,631 мм (/>мм). Наименьший диаметр поршневогопальца (вала) равен 20,628 мм (/>мм). Наибольший диаметротверстия в бобышке (отверстия) равен20,644 мм (/>мм);наименьший диаметр отверстия в бобышке (отверстия) равен 20,641 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
/>мм
/>мм
/>мм
Вывод: удвигателя Ford Mondeo в сопряжении «поршень – поршневой палец» в лучшем случаенатяг равен -0,016 мм, в худшем случае –0,010 мм.
Сопряжение «шатун– поршневой палец»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен 20,631 мм(/>мм). Наименьший диаметр поршневого пальца(вала) равен 20,628 мм (/>мм). Наибольший диаметротверстия в малой головке шатуна (отверстия) равен 20,609 мм (/>мм); наименьший диаметр отверстия в малойголовке шатуна (отверстия) равен 20,589 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
/>мм
Вывод: удвигателя Ford Mondeo в сопряжении«поршневой палец – шатун» в лучшем случае зазор равен -0,042 мм, в худшемслучае –0,019 мм. Средний зазор, равен 0,030 мм.
Автомобиль УАЗ
Двигатель УАЗ 417
Отверстие вбобышке (группа 3) 24,9950 – 24,9925 мм
Диаметр пальца(желтая метка) 24,9950 – 24,9925 мм
Диаметр отверстияв малой головке шатуна 25,0020 – 24,9995 мм
Сопряжение«поршень – поршневой палец»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен24,9950 мм (/>мм). Наименьший диаметр поршневогопальца (вала) равен 24,9925 мм (/>мм). Наибольший диаметротверстия в бобышке (отверстия) равен 24,9950 мм (/>мм);наименьший диаметр отверстия в бобышке (отверстия) равен 24,9925 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
/>мм
Вывод: удвигателя УАЗ 417 в сопряжении «поршень – поршневой палец» в лучшем случаенатяг равен +0,0025 мм, в худшем случае зазор +0,0025 мм.
Сопряжение «шатун– поршневой палец»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен 24,9950 мм(/>мм). Наименьший диаметр поршневого пальца(вала) равен 24,9925 мм (/>мм). Наибольший диаметр отверстияв малой головке шатуна (отверстия) равен 25,0020 мм (/>мм); наименьший диаметр отверстия в малойголовке шатуна (отверстия) равен 24,9995 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
/>мм
Вывод: удвигателя УАЗ 417 в сопряжении «поршневой палец – шатун» в лучшем случае зазорравен +0,0045 мм, в худшем случае – +0,0095 мм. Средний зазор, равен0,0070 мм.
3. Сопряжение«стержень клапана – втулка клапана»
Втулка клапановна старых моделях двигателей изготавливались из модифицированного чугуна (чугунс графитом), на современных двигателях втулки клапанов изготавливаются изметаллокерамики. Перед сборкой втулки клапанов следует пропитать моторныммаслом.
Автомобиль ЗИЛ130
Диаметр впускногоклапана 10,940 – 10,910 мм
Диаметрвыпускного клапана 10,920 – 10,895 мм
Диаметр отверстияв направляющей втулке 11,027 – 11,000 мм
Сопряжение«впускной клапан – втулка»: наибольший диаметр впускного клапана (вала) равен10,940 мм (/>мм). Наименьший диаметр впускногоклапана (вала) равен 10,910 мм (/>мм). Наибольший диаметротверстия в направляющей втулке (отверстия) равен 11,027 мм (/>мм); наименьший диаметр отверстия внаправляющей втулке (отверстия) равен 11,000 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
Сопряжение«выпускной клапан – втулка»: наибольший диаметр выпускного клапана (вала) равен10,920 мм (/>мм). Наименьший диаметр выпускногоклапана (вала) равен 10,895 мм (/>мм). Наибольший диаметр отверстияв направляющей втулке (отверстия) равен 11,027 мм (/>мм);наименьший диаметр отверстия в направляющей втулке (отверстия) равен 11,000 мм(/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
Вывод: в лучшемслучае зазор между впускным клапаном и втулкой равен +0,060 мм, в худшемслучае – +0,117 мм; в лучшем случае зазор между выпускным клапаном ивтулкой равен +0,080 мм, в худшем случае – +0,132 мм;
Автомобиль ВАЗ2115–01
Диаметр впускногоклапана 8,000 – 7,985 мм
Диаметрвыпускного клапана 8,000 – 7,985 мм
Диаметр отверстияв направляющей втулке впускного клапана 8,040 – 8,022 мм выпускногоклапана 8,047 – 8,029 мм
Сопряжение«впускной клапан – втулка»: наибольший диаметр впускного клапана (вала) равен8,000 мм (/>мм). Наименьший диаметр впускногоклапана (вала) равен 7,985 мм (/>мм). Наибольший диаметротверстия в направляющей втулке впускного клапана (отверстия) равен 8,040 мм(/>мм); наименьший диаметр отверстия внаправляющей втулке впускного клапана (отверстия) равен 8,022 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
Сопряжение«выпускной клапан – втулка»: наибольший диаметр выпускного клапана (вала) равен8,000 мм (/>мм). Наименьший диаметр выпускногоклапана (вала) равен 7,985 мм (/>мм). Наибольший диаметротверстия в направляющей втулке выпускного клапана (отверстия) равен 8,047 мм(/>мм); наименьший диаметр отверстия внаправляющей втулке выпускного клапана (отверстия) равен 8,029 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
Вывод: в лучшемслучае зазор между впускным клапаном и втулкой впускного клапана равен +0,022 мм,в худшем случае – +0,055 мм; в лучшем случае зазор между выпускнымклапаном и втулкой выпускного клапана равен +0,029 мм, в худшем случае +0,062 мм;
Автомобиль FordMondeo
Диаметр впускногоклапана 6,043–6,028 мм
Диаметрвыпускного клапана 6,025–6,010 мм
Диаметр отверстияв направляющей втулке 6,092–6,060 мм
Сопряжение«впускной клапан – втулка»: наибольший диаметр впускного клапана (вала) равен6,043 мм (/>мм). Наименьший диаметр впускногоклапана (вала) равен 6,028 мм (/>мм). Наибольший диаметротверстия в направляющей втулке (отверстия) равен 6,029 мм (/>мм); наименьший диаметр отверстия внаправляющей втулке (отверстия) равен 6,060 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>
Сопряжение«выпускной клапан – втулка»: наибольший диаметр выпускного клапана (вала) равен6,025 мм (/>мм). Наименьший диаметр выпускногоклапана (вала) равен 6,010 мм (/>мм). Наибольший диаметротверстия в направляющей втулке (отверстия) равен 6,092 мм (/>мм); наименьший диаметр отверстия внаправляющей втулке (отверстия) равен 6,060 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>
Вывод: в лучшемслучае зазор между впускным клапаном и втулкой равен +0,017 мм, в худшемслучае +0,064 мм; в лучшем случае зазор между выпускным клапаном и втулкойравен +0,035 мм, в худшем случае +0,082 мм
Автомобиль ВАЗ2108
Диаметр впускногоклапана 8,000 – 7,985 мм
Диаметрвыпускного клапана 8,000 – 7,985 мм
Диаметр отверстияв направляющей втулке впускного клапана 8,040 – 8,022 мм выпускногоклапана 8,047 – 8,029 мм
Сопряжение«впускной клапан – втулка»: наибольший диаметр впускного клапана (вала) равен8,000 мм (/>мм). Наименьший диаметр впускногоклапана (вала) равен 7,985 мм (/>мм). Наибольший диаметротверстия в направляющей втулке впускного клапана (отверстия) равен 8,040 мм(/>мм); наименьший диаметр отверстия внаправляющей втулке впускного клапана (отверстия) равен 8,022 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
Сопряжение«выпускной клапан – втулка»: наибольший диаметр выпускного клапана (вала) равен8,000 мм (/>мм). Наименьший диаметр выпускногоклапана (вала) равен 7,985 мм (/>мм). Наибольший диаметротверстия в направляющей втулке выпускного клапана (отверстия) равен 8,047 мм(/>мм); наименьший диаметр отверстия внаправляющей втулке выпускного клапана (отверстия) равен 8,029 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
Вывод: в лучшемслучае зазор между впускным клапаном и втулкой впускного клапана равен +0,022 мм,в худшем случае – +0,055 мм; в лучшем случае зазор между выпускнымклапаном и втулкой выпускного клапана равен +0,029 мм, в худшем случае +0,062 мм;
4. Сопряжение«ведущий вал коробки передач – подшипник – отверстие под подшипник в корпусекоробки»
В сопряжениидетали с подшипником качения при вращающемся вале сопряжение «вал – внутренняяобойма подшипника идут по рядам отклонений и квалитетам js6, k6, m6, n6; сопряжение«наружная обойма подшипника – корпус» – по отклонениям и квалитетам K7, Js7, H7, G7, H8.
Автомобиль ЗИЛ130–76
Отверстие подподшипник ведомого вала корпуса КП 110,023 – 109,988 мм
Диаметр наружнойобоймы 110,000 – 109,985 мм
Диаметр шейкивала под подшипник 50,003 – 50,002 мм
Внутреннийдиаметр внутрен­ней обоймы 50,000 – 49,986 мм
Сопряжение«наружная обойма – отверстие под подшипник»: наибольший диаметр наружной обоймы(вала) равен 110,000 мм (/>мм). Наименьший диаметрнаружной обоймы (вала) равен 109,985 мм (/>мм).Наибольший диаметр отверстия под подшипник (отверстия) равен 110,023 мм (/>мм); наименьший диаметр отверстия подподшипник (отверстия) равен 109,988 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
Вывод: всопряжении детали с подшипником качения при вращающемся вале в сопряжении«наружная обойма – отверстие под подшипник» в лучшем случае всегда маленькиенатяги около 0,01 мм, в худшем случае зазор до 0,04 мм. В процессеэксплуатации корпус нагревается больше, чем обойма, поэтому обойма должначуть-чуть прокручиваться в корпусе.
Сопряжение «вал –внутренняя обойма»: наибольший диаметр шейки вала под подшипник (вала) равен50,003 мм (/>мм). Наименьший диаметр шейки валапод подшипник (вала) равен 50,002 мм (/>мм).Наибольший диаметр внутрен­ней обоймы (отверстия) равен 50,000 мм (/>мм); наименьший диаметр внутрен­ней обоймы(отверстия) равен 49,986 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
/>мм
/>мм
Посадка k6.
Вывод: всопряжении детали с подшипником качения при вращающемся вале в сопряжении «вал– внутренняя обойма» в лучшем случае всегда натяг (лучшем случае 0,03 – 0,04 мм,в худшем случае 0,003 мм (запасные части)).
Автомобиль ВАЗ2101, 2102, 21011, 21013
Отверстие подподшипник ведомого вала корпуса КП 72,03 – 72,00 мм
Диаметр обоймы72,000 – 71,987 мм
Диаметр ведомоговала 25,000 – 24,979 мм
Внутреннийдиаметр внутрен­ней обоймы 25,000 – 24,990 мм
Сопряжение«наружная обойма – отверстие под подшипник»: наибольший диаметр наружной обоймы(вала) равен 72,000 мм (/>мм). Наименьший диаметрнаружной обоймы (вала) равен 71,987 мм (/>мм).Наибольший диаметр отверстия под подшипник (отверстия) равен 72,03 мм (/>мм); наименьший диаметр отверстия подподшипник (отверстия) равен 72,00 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
Вывод: всопряжении детали с подшипником качения при вращающемся вале в сопряжении«наружная обойма – отверстие под подшипник» в данном случае получилось в лучшемслучае нет ни натяга ни зазора, а в худшем случае зазор +0,043 мм.
Сопряжение «вал –внутренняя обойма»: наибольший диаметр шейки вала под подшипник (вала) равен25,000 мм (/>мм). Наименьший диаметр шейки валапод подшипник (вала) равен 24,979 мм (/>мм).Наибольший диаметр внутрен­ней обоймы (отверстия) равен 25,000 мм (/>мм); наименьший диаметр внутрен­ней обоймы(отверстия) равен 24,990 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
Вывод: всопряжении детали с подшипником качения при вращающемся вале в сопряжении «вал– внутренняя обойма» в лучшем случае натяг 0,010 мм, в худшем случае зазор+0,021 мм.
5. Сопряжение«ступица – подшипник – цапфа»
Автомобиль ЗИЛ130
Шейка подвнутренний подшипник ступицы переднего колеса 54,988 – 54,973 мм
Диаметрвнутренней обоймы 55,000 – 54,986 мм
Отверстие поднаружное кольцо наружного подшипника 89,976 – 89,941 мм
Диаметр наружнойобоймы 89,982 – 89,000 мм
Сопряжение«подшипник – цапфа»: наибольший диаметр шейки под внутренний подшипник ступицы(вала) равен 54,988 мм (/>мм). Наименьший диаметршейки под внутренний подшипник ступицы (вала) равен 54,973 мм (/>мм). Наибольший диаметр внутренней обоймы(отверстия) равен 55,000 мм (/>мм); наименьший диаметрвнутренней обоймы (отверстия) равен 54,986 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
/>мм
Вывод: всопряжении детали с подшипником качения при вращающемся отверстии в сопряжении«подшипник-цапфа» в лучшем случае натяги до 0,002 мм, в худшем случаезазоры до 0,03 мм.
Сопряжение«ступица – подшипник»: наибольший диаметр наружной обоймы (вала) равен 89,982 мм(/>мм). Наименьший диаметр наружной обоймы(вала) равен 89,000 мм (/>мм). Наибольший диаметротверстия под наружное кольцо (отверстия) равен 89,976 мм (/>мм); наименьший диаметр отверстия поднаружное кольцо (отверстия) равен 89,941 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
/>мм
/>мм
Вывод: всопряжении детали с подшипником качения при вращающемся вале в сопряжении«ступица-подшипник» в лучшем случае самый большой натяг до 0,041 мм, вхудшем случае зазор -0,976 мм.
Автомобиль ВАЗ2101, 2102, 21011, 21013
Внутреннийдиаметр внутреннего подшипника 26,000 – 25,990 мм
Поворотная цапфа25,990 – 25,977 мм
Отверстие подвнутрен­ний подшипник ступицы 57,137 – 57,112 мм
Наружный диаметрподшипника 57,150 – 57,137 мм
Сопряжение«внутренний подшипник – цапфа»: наибольший диаметр поворотной цапфы (вала)равен 25,990 мм (/>мм). Наименьший диаметр поворотнойцапфы (вала) равен 25,977 мм (/>мм). Наибольший диаметрвнутренней обоймы (отверстия) равен 26,000 мм (/>мм);наименьший диаметр внутренней обоймы (отверстия) равен 25,990 мм (/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
Вывод: всопряжении детали с подшипником качения при вращающемся отверстии в данномсопряжении в лучшем случае нет натяга или зазора, в худшем случае зазор +0,023 мм.
Сопряжение«подшипник – отверстие под внутрен­ний подшипник ступицы»: наибольший диаметрнаружной обоймы (вала) равен 57,150 мм (/>мм).Наименьший диаметр наружной обоймы (вала) равен 57,137 мм (/>мм). Наибольший диаметр отверстия поднаружное кольцо (отверстия) равен 57,137 мм (/>мм);наименьший диаметр отверстия под наружное кольцо (отверстия) равен 57,112 мм(/>мм),
Сопряжения:
/>мм;
/>мм.
/>мм
Вывод: всопряжении детали с подшипником качения при вращающемся вале в данномсопряжении в лучшем случае самый большой натяг до 0,04 мм, в худшем случаенет ни натяга, ни зазора.
6. Определение выступанияпоршня над уплотнительным буртом гильзы двигателей КамАЗ-740.
На двигателях КамАЗ-740на поршнях и выступе гильзы указываются индексы 10, 20, 30, 40, которыеуказывают не на диаметр поршня и гильзы (как у других двигателей), а указываютна расстояние от образующей шатунной шейки в верхнем её положении доуплотнительного выступа гильзы.
В связи с этим возможны16 вариантов сборки, в результате которой меняется камера сгорания.
При разных вариантахсборки изменяется расстояние от днища поршня до уплотнительного бурта гильзы, именяется размер камеры сгорания. Для определения размера камеры сгорания вразличных вариантах сборки применяется теория размерных цепей.
Верхнее отклонениезамыкающего звена равно сумме верхних отклонений всех увеличивающихся звеньевминус сумма нижних отклонений всех уменьшающихся звеньев:
(7)
где BOAзам – верхнее отклонение замыкающего звена, мм;
ΣBOAув – сумма верхних отклонений всех увеличивающих звеньев, мм;
ΣHOAум – сумма нижних отклонений всех уменьшающих звеньев, мм.
Рисунок 6.1 – Схемазамеров при подборе варианта исполнения поршня.
/>
Нижнее отклонениезамыкающего звена равно сумме нижних отклонений всех увеличивающихся звеньевминус сумма верхних отклонений всех уменьшающихся звеньев:
HOAзам=ΣHOAув-ΣBOAум, (8)
где HOAзам – нижнее отклонение замыкающего звена, мм;
ΣHOAув – сумма нижних отклонений всех увеличивающихся звеньев,мм;
ΣBOAум – сумма верхних отклонений всех уменьшающихся звеньев, мм.
Номинальныйразмер замыкающего звена равен сумме номинальных размеров всех увеличивающихсязвеньев минус сумма номинальных размеров всех уменьшающихся звеньев.

HPAзам=ΣHPAув-ΣHPAум, (9)
где HPAзам – номинальный размер замыкающего звена, мм;
ΣHPAув – сумма номинальных размеров всех увеличивающихся звеньев,мм;
ΣHPAум – сумма номинальных размеров всех уменьшающихся звеньев,мм.
Таблица 6.1 – Подборпоршней по гильзамС – расстояние от образующей шатунной шейки в верхнем её положении до выступа гильзы Индекс варианта исполнения поршня Б – расстояние от оси отверстия под поршневой палец до днища поршня 260,12 – 260,24 10 75,67 – 75,71 260,24 – 260,35 20 75,78 – 75,82 260,35 – 260,46 30 75,89 – 75,93 260,46 – 260,57 40 76,00 – 76,04
Задача:определить выступания поршня над уплотнительным буртом гильзы, если надвигатель установлены поршни с индексом 10, гильзы с индексом 10.
Дано: мм
мм
мм
мм
Найти: мм.
Решение:
HPAзам=225+75 – (260+40)=0 мм;
=(+0,71+0,03) – (+0,12–0,26)=+0,88 мм;
HOAзам=(+0,67–0,03) – (+0,24–0,25)=+0,65 мм.
Aзам=/> мм.
Вывод: еслиустанавливать на двигатель поршни и гильзы с одинаковыми индексами (10–10, 20–20,30–30, 40–40) – так делают на заводе, то выступание поршня над уплотнительнымбуртом гильзы будет от +0,88 до +0,65 мм.
Задача:определить выступания поршня над уплотнительным буртом гильзы, если надвигатель установлены поршни с индексом 10, гильзы с индексом 40.
Дано: /> мм
/> мм
/> мм
/> мм
Найти: /> мм.
Решение:
HPAзам=225+75 – (260+40)=0 мм;
/>=(+0,71+0,03) – (+0,46–0,26)=+0,54 мм;
HOAзам=(+0,67–0,03) – (+0,57–0,25)=+0,32 мм.
Aзам=/> мм.
Вывод: еслиустанавливать гильзу с индексом 40, а поршень с индексом 10, выступание Aзам=/> мм, в этом случае камера сгорания увеличивается, мощностьуменьшается.