План:
1. Введение
1.1 Наследство СССР
1.2 Реальный сектор экономики России до августа 1998 г.
1.3 Уровни цен и уровни производства
2. Кризисное положение Российской промышленности
1. Кризис нефтяного комплекса как он есть
2.2 Состояние газовой промышленности
2.3 Положение автомобильной промышленности
2.3.1 Общая характеристика автомобильной промышленности
3. Выход из кризиса. Тенденции развития.
1. Выход их кризиса и перспективы развития нефтяного сектора
3.2 Перспективы развития газовой промышленности
3.3 Пути решения проблем и перспективы развития автомобильной промышленности
Введение
Наследство СССР
Одна из наиболее трудных проблем российских реформ состоит в том, что перед
страной стоит не только задача перехода на рыночные принципы в
хозяйственной жизни, но и преодоления тяжелых структурных неравенств в
экономике, унаследованных от прошлого. Для этого потребуются время, большие
ресурсы и неординарные усилия. Ключевое значение приобретает создание для
этих целей нового, более эффективного хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм административно-командной системы существенным
образом отличается от механизма регулирования в рыночном хозяйстве. Так,
непосредственным мотивом ведения экономической деятельности в экономиках
советского типа (с жестким административным контролем за выпуском и ценами)
является расширение масштабов производства. При этом ни качество выпуска,
ни эффективность производства не играют существенной роли, по крайней мере,
на стадии реализации планов. Такая экономика обладает встроенными коренными
пороками, рано или поздно ставящими пределы ее развитию. Вот два из них –
отрыв производства от реальных потребностей общества и высокую
ресурсоемкость экономики, снижение которой на определенной стадии
становится непреодолимой задачей.
Цены на ресурсы, товары и услуги играли слабую регулирующую роль в бывшем
СССР. Такая роль, возможно, в какой-то мере проявляла себя лишь на стадии
составлении планов, когда цены служили ориентиром для плановых органов. На
стадии выполнения планов их роль сводилась лишь к фискальным и
перераспределительным функциям. С этих позиций можно утверждать, что цены
очень слабо отражали действительную ценность хозяйственных ресурсов,
товаров и услуг. Политика занижения цен на производственные ресурсы (в том
числе на рабочую силу), товары производственного потребления, материальные
услуги позволяла завышать рентабельность предприятий. Эта политика упрощала
формирование фондов накопления и должна была помочь повысить норму
накопления для ускорения экономического роста. Однако это же служило
дополнительным фактором, тормозящим рост эффективности использования
ресурсов. Так, например, энергоемкость национального дохода в последние два
десятилетия существования Советского Союза если и снижалась, то не как
результат специальных мер, а как “побочный продукт” роста масштабов
производства и структурных сдвигов.
Все это привело к накоплению серьезных диспропорций в советской экономике.
Причем в данном контексте понятие диспропорции используется не столько в
смысле несоответствия отдельных элементов хозяйства друг другу, хотя и это
имело место, сколько в смысле их общего отрыва от реальных потребностей
общества, а если говорить о ценах – от действительных общественных
издержек. Отметим три группы таких диспропорций:
. искажения в соотношениях цен на производственные ресурсы, продукты и услуги (ценовые диспропорции),
. диспропорции в структуре накопленного основного капитала,
. диспропорции в структуре производства товаров и услуг.
Диспропорции в структуре накопленного капитала и выпуска выражались в том,
что наряду с недостаточностью производства целого ряда предметов
потребления, обеспечения населения и экономики услугами, имел место
излишний выпуск многих продуктов производственного назначения, в том числе
– машиностроения, других отраслей перерабатывающей промышленности, не
пользовавшихся спросом и часто оплачиваемых из госбюджета. Большая часть
промышленного производства была сосредоточена на излишне крупных
предприятиях, часто размещенных нерационально. Производственный аппарат
советской перерабатывающей промышленности был устаревшим и физически
изношенным, что обуславливало его очень низкую эффективность. Огромный
военный сектор экономики, на содержание которого расходы составляли около
1/4 ВВП, также тормозил экономическое развитие и рост жизненного уровня
людей.
Не последнюю роль в усилении кризиса хозяйства бывшего СССР сыграли
действительные носители экономической власти – крупные отраслевые
министерства – военные, энергетические, строительные и другие, – которые,
начиная с 70-х годов, фактически подчинили экономический центр своим
интересам. Их политика дележа ресурсов без особой заботы об их эффективном
использовании дополнительно тормозила структурные и технологические сдвиги.
Советский Союз “застыл” на уровне господства третьего технологического
уклада, в то время как развитые капиталистические страны переходили к
последующим – четвертому и пятому.
Отмеченные перекосы в производственной структуре экономики, наряду с
другими неблагоприятными условиями – политическими, институциональными,
социально-психологическими, – способствовали повышению социальных издержек
реформирования экономики России и других стран – бывших республик СССР.
Реальный сектор экономики России до августа 1998 г.
В начале экономических реформ в России не имелось какой-либо официально
объявленной цельной программы. Команда реформаторов, по-видимому,
рассчитывала на скорейшее включение и действенность рыночных сил
саморегулирования. Для этого, как предполагалось, было необходимо
укрепление национальной валюты в условиях либерализации экономики с
последующей приватизацией государственной собственности. Определенная
логика в основе такого подхода, безусловно, имеется: замещение прежних
ресурсных ограничений спросовыми и финансовыми, согласно общей
экономической теории, должно исправить поведение предприятий-фирм. Такая
логика была также заложена в основу своего рода “эскизного проекта”
российских структурных реформ, разработанного под эгидой Мирового банка.
Предполагалось, что в условиях более открытой экономики и свободного
ценообразования цены начнут приближение к пропорциям и уровням внешних
рынков в соответствии с законом единой цены и паритетом покупательной
способности. Эта трансформация цен, по замыслу, должна была вызвать
перераспределение производственных ресурсов из нерентабельных сфер
экономики в рентабельные, т.е., главным образом, – из крайне неэффективной
перерабатывающей промышленности – в добывающие и экспортные секторы
экономики.
Уровни цен и уровни производства.
В определенной степени то, что происходило в экономике до августа 1998 г.,
можно охарактеризовать как процесс приближения отечественных цен к уровням
и пропорциям внешних рынков. Если в конце 1991 г., т.е. в начале реальных
экономических реформ, средний уровень цен в России составлял лишь около 10%
от усредненного уровня внешних рынков, то в середине 1998 г. по официальной
статистике межстрановых сопоставлений он достиг уже более 70%; при этом
средние цены на товары уже вплотную приближались к уровням экономически
развитых стран или даже превосходили их, а разница сохранялась за счет все
еще более дешевых услуг. Более того, чрезмерному подорожанию подверглись
важнейшие производственные ресурсы, например топливно-энергетические. Так,
относительные тарифы на электрическую энергию для промышленных предприятий
в России в середине 1998 г. оказались на 11.2% выше, чем в США.
Относительные цены на некоторые другие энергоресурсы -уголь, нефть, газ,
были в тот период, по меньшей мере, не ниже, чем в Германии. То же можно
сказать и о сырьевых ресурсах, особенно экспортируемых. Цены на конечные
виды продукции, инвестиционные и конструкционные товары возросли в меньшей
степени, чем на топливо, энергию и металлы. Исключение составляет пищевая
промышленность, продукция которой пользуется постоянным спросом,
поддерживаемым естественными причинами.
Общий объем выпуска промышленной продукции в 1998 году был на 54% меньше,
чем в 1990, сельского хозяйства – на 43%. Всего произведенная в данном году
товарная масса, измеряемая в ценах начала периода, была более, чем вдвое
меньше, чем в начале переходного периода. Сильно снизился реальный объем
ВВП. Согласно официальной статистике, его физический объем составлял в 1998
году около 56% от уровня 1990 года, что примерно соответствует среднему
уровню по странам СНГ, однако, больше, чем в других странах, осуществляющих
экономические реформы. По альтернативной оценке сокращение ВВП в России за
рассматриваемый период оказывается еще сильнее. Так в 1996 г. его объем был
равен не 58% от уровня 1990 года, а лишь 52%.
Кризисное положение Российской промышленности
Кризис нефтяного комплекса как он есть
Более десяти лет Советский Союз был мировым лидером добычи нефти за счет
крупных запасов, по объему которых он входил в первую пятерку
нефтедобывающих стран. Постоянно росли поставки нефти за рубеж и, несмотря
на ее значительное внутреннее потребление, валютные поступления в отдельные
годы превышали половину общей экспортной выручки. Помимо богатой природно-
сырьевой базы не менее важным фактором быстрого роста добычи нефти были все
возрастающие капиталовложения в отрасль.
Рост капиталовложений инициировался усиливающейся потребностью в свободно
конвертируемой валюте для решения назревших в стране экономических проблем,
в том числе закупки продовольствия, промышленных товаров,
машиностроительной продукции, высоких технологий и т. д. Кроме того, нефть
требовалась для решения чисто политических задач поддержания экономик
бывших социалистических стран. Поставки им осуществлялись зачастую на
условиях далекого от мировых цен паритетного товарообмена, и часть нефти
реэкспортировалась из этих стран уже по мировым ценам.
Внутренне потребление нефти отличалось низкой эффективностью из-за
отсутствия в стране нужных экономических механизмов и ориентацией на
количественные показатели производства. Не было и заинтересованности в
наиболее прибыльном производстве продукции, свой “вклад” вносила также
распределительная система при фиксированных низких ценах на нефть и
нефтепродукты. После быстрого роста добычи нефти в 70-х годах коэффициент
выхода светлых нефтепродуктов при переработке упал более чем на 10%, и
только в начале 90-х годов он вернулся на прежний уровень в 62%.
Обобщая сказанное о предшествующем периоде развития отечественной нефтяной
промышленности, можно указать на четыре ее основные функции:
. она обеспечивала нефтью и нефтепродуктами огромный и крайне неэффективный производственный комплекс;
. служила основным источником валютных ресурсов;
. была важным средством поддержания экономик социалистических стран;
. помогала решать внутренние экономические проблемы за счет нефтедолларов.
Какое же наследство получила российская нефтяная промышленность в
результате осуществления указанных функций?
Из-за интенсивной отработки наиболее богатых месторождений значительно
изменилась структура запасов нефти за счет ускоренно росшей доли запасов с
более высокими затратами на освоение и добычу. К началу 90-х годов в России
доля запасов разрабатываемых месторождений с затратами, превышающими
среднеотраслевую себестоимость добычи, составляла 11-12%, а аналогичная их
доля в запасах неразрабатываемых месторождений, открытых во второй половине
80-х. г., достигала уже 38%. Среди прогнозных категорий запасов доля
“сверхдорогих” превышала 50%.
Другим следствием форсированной добычи нефти является низкий уровень ее
извлечения из недр. Из-за нарушения оптимальных режимов отбора из пласта
значительная часть нефти оказалась в “целинах” или в других сложных горно-
геологических условиях, и ее извлечение требует колоссальных затрат или
вообще невозможно. Подобных остаточных запасов благодаря усиленной
эксплуатации сейчас имеется сотни миллионов тонн.
В 90-е гг. неуклонно ухудшались показатели прироста запасов, объемов
добычи, состояния основных фондов и капитального строительства.
Эксплуатируемый фонд месторождений, особенно крупных и средних,
характеризуется высокой степенью выработанности начальных запасов, что
обусловливает для большинства из них падение добычи более, чем на 3% в год
и очень высокую обводненность добываемой нефти (более 90%). Значительно
вырос фонд бездействующих скважин – до 36 680 единиц, что составляет 26, 3%
эксплуатационного фонда, а объем бурения сократился в четыре раза. Можно
также указать на значительное уменьшение капитальных вложений, ввода новых
скважин и других объектов производственного и непроизводственного
назначения.
В последние годы в нашем обществе распространилось и укрепилось мнение, что
нефтяная промышленность России находится в состоянии глубокого кризиса. Но
можно посмотреть на эту проблему и с другой стороны. Если добыча нефти
сократилась за 1991-98г. на 37%, то общий спад промышленного производства
составил 60%, а снижение ВВП – 50%. На этом фоне нефтедобыча выглядит
довольно благополучно, тем более, что в той области, где действовал
реальный спрос – в экспорте в дальнее зарубежье, наблюдался неуклонный
рост, который сейчас приблизился к своим техническим пределам с точки
зрения мощностей транспортировки и мировых цен на нефть.
Можно даже условно говорить о повышении эффективности нефтедобычи,
поскольку ее падение на 34% произошло при сокращении объемов
эксплуатационного бурения почти в четыре раза и увеличении фонда
бездействующих скважин почти в 1, 6 раза. Подобная же тенденция
прослеживалась и в 1998 г., когда ожидаемое максимальное падение добычи
нефти на 3, 4% сопровождалось почти 20-процентным снижением объема
капвложений в эксплуатационное и разведочное бурение, промышленное
строительство, ввод основных фондов.
Хотя зависимость между уровнем добычи нефти и приведенными параметрами
более сложная, особенно если учесть существенное влияние действующих
фондов, созданных в значительной степени до начала падения добычи,
представление о ситуации как о глубоком кризисе при существующих
соотношениях добычи нефти, отраслевых и макроэкономических показателей
звучит неубедительно.
По-видимому, причины относительно благополучного положения нефтяной
промышленности можно объяснить следующим:
. нефть, и продукты её переработки являются высоколиквидными на внутреннем и внешнем рынках товарами для всех отраслей экономики; они обеспечивают самые насущные потребности человека и используются в высокотехнологичных процессах и производствах, что обеспечивает высокий устойчивый спрос на них внутри страны и на мировом рынке;
. Нефтяной комплекс, созданный на советском этапе развития для удовлетворения потребностей милитаризованной экономики с ведущей ролью тяжелой и других энергоемких отраслей промышленности, благодаря своей избыточности (после обвального сокращения российского ВПК) смог не только длительное время в условиях острой нехватки инвестиций удовлетворять сократившийся спрос, но и дотировать важные потребности некоторых отраслей и социальной сферы.
Безусловно, существует опасность обвального выбытия старых фондов или
закрытия большого числа скважин в связи с их нерентабельностью при новых
ценах. Поэтому необходимо формировать стратегию противодействия нарастанию
отмеченных негативных явлений, учитывая, что нефтяная промышленность
является бюджетообразующей отраслью и главным экспортером, и ее состояние
самым непосредственным и быстрейшим образом сказывается на экономике
страны.
Следует отметить, что при отсутствии такого платежеспособного потребителя,
как мировой рынок нефти, нефтяная промышленность России стояла бы по
степени упадка в одном ряду с другими отраслями.
Состояние газовой промышленности
В 1996 г. газовой промышленности России исполнилось 50 лет. Конечно, среди
других крупных отраслей ТЭК – угольной, нефтяной, электроэнергетики,
имеющих более чем столетнюю историю, она представляется довольно юным
организмом. Но даже сейчас, в условиях кризиса, отрасль демонстрирует
гибкость и умение находить зоны стабильности и ниши роста.
На природный газ возлагаются большие надежды, как на наиболее дешевое
высокоэкологичное топливо в период подготовки к переходу на более широкое
использование альтернативных нетрадиционных видов электроэнергии (ветра,
солнца, приливной, внутреннего тепла земли). Кроме того, на территории
России имеются огромнейшие запасы этого вида топлива.
Сначала необходимо понять, что представляет собой газ и где он применяется.
Газ – лучший вид топлива. Его отличают полнота сгорания без дыма и копоти;
отсутствие золы после сгорания; легкость розжига и регулирования процесса
горения; высокий коэффициент полезного действия топливоиспользующих
установок; экономичность и простота транспортировки к потребителю;
возможность хранения в сжатом и сжиженном состоянии; отсутствие вредных
веществ.
Немалую роль играет и низкая стоимость добычи газа по сравнению со
стоимостью добычи других видов топлива – угля, торфа, нефти.
Если принять стоимость угля (в пересчете на 1 т условного топлива) за 100%,
то стоимость газа составит только 10 %.
Благодаря высоким потребительским свойствам, низким издержкам добычи и
транспортировки, широкой гамме применения во многих сферах человеческой
деятельности, природный газ занимает особое место в топливно-энергетической
и сырьевой базе. В этой связи наращивание его запасов и потребления идет
высокими темпами.
Природный газ – один из наиболее высокоэкономичных источников топливно-
энергетических ресурсов. Он обладает высокой естественной
производительностью труда, что способствует широкому использованию его во
многих отраслях народного хозяйства. Благоприятные естественные предпосылки
природного газа и высокий уровень научно-технического прогресса в его
транспортировке во многом обеспечивает ускоренное развитие газодобывающей
промышленности.
В конце 90-х годов кризисные явления в экономике затронули газовую
промышленность. Это было связано с нехваткой инвестиций (в то время
централизованных), первыми признаками нестабильности спроса, проявившимися
в резком снижении его темпов. Тем не менее большая инерционность процессов
и накопленный ранее потенциал развития способствовали процветанию отрасли в
период с конца 90-х годов.
Положение автомобильной промышленности
Что такое автомобильная промышленность в современном постиндустриальном
государстве? Эту отрасль по своей структуре, массовости и объемам
производства в настоящее время можно сравнить с такими новыми
постиндустриальными отраслями, как вычислительная техника и информационные
технологии: огромные национальные и международные автомобильные и
компьютерные корпорации; высокий уровень кооперации производственного
процесса; всепроникающие системы сервисного обслуживания автотранспорта и
информационных технологий; наличие и постоянный рост, с одной стороны,
огромного количества высококлассных специалистов и, с другой, массовое
использование как автомобилей, так и компьютеров квалифицированными
пользователями, обладающими необходимым уровнем знаний, которые к
настоящему времени представлены практически всем взрослым населением
страны, включая учащихся. Таким образом, и автомобиль, и компьютер
представляют собой коммуникационную среду современного постиндустриального
общества.
Общая нестабильная экономическая и политическая обстановка, сложившаяся в
стране в последние годы, привела вначале к замедлению темпов роста, а
затем и к существенному сокращению производства автомобильной техники,
объема выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Эта проблема стала особенно острой в научно-исследовательских институтах
отрасли: они практически полностью прекратили поисковые исследования и
разработку перспективных концептуальных машин, их узлов и систем, что,
безусловно, отразилось на техническом уровне наших автомобилей.
Главные причины такого положения:
1) это существенное сокращение государственного финансирования научных
разработок;
2) незаинтересованность предприятий вкладывать деньги в долгосрочные
проекты.
3) определенная растерянность руководства научно-исследовательских и опытно-
конструкторских организаций, их неготовность искать новые формы работ и
организации своей деятельности.
Правда, в последнее время многие научно-производственные организации,
институты и заводские конструкторские подразделения вместе с вновь
созданными государственными и коммерческими структурами начали
приспосабливаться к новым, рыночным условиям. Доказательство тому –
возобновление работ по созданию программ развития автомобилестроения в
Российской Федерации и ряде других государств СНГ.
Общая характеристика автомобильной промышленности
Состояние дел в отечественном автомобилестроении в настоящее время
нестабильно.
Стремительный рост цен вследствие их либеризации вызвал
неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку оборотных средств,
сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового
положения. Имеют место резкий спад инвестиционной активности, свертывание
долгосрочных строительных программ. О глубоком свертывании деловой
активности свидетельствует, например, тот факт, что из 393 пусковых
объектов автомобильной промышленности, финансируемых за счет средств
федерального бюджета, только три приняты в эксплуатацию и на трех объектах
осуществлен частичных ввод мощностей. Хотя в общем за эти 10 лет структура
автомобильной промышленности не претерпела значительных изменений: новых
крупных производителей не появилось, концентрация производства не
уменьшилась, а конкуренция между крупными автозаводами практически
отсутствует.
В автомобильной промышленности, как и во всем машиностроении, усиливаются
центробежные тенденции в отношениях между традиционными партнерами, рушатся
кооперационные связи предприятий, которые оказались разделенными границами
вновь образовавшихся независимых государств.
Выход из кризиса. Тенденции развития.
Перспективы развития нефтяного сектора
Тенденции изменения сырьевой базы диктуют необходимость изменений,
позволяющих заменить экономический эффект снижения издержек путем экономии
от масштаба на эффект специализации и инноваций.
Видятся два главных направления по изменению ситуации:
По первому направлению следует установить порядок лицензирования под
конкретный проект, содержащий календарный план работ и схему их
финансирования, Такой порядок будет способствовать привлечению реальных
операторов, обосновавших свои возможности работать на конкретном объекте, С
другой стороны, будет исключаться передача объектов “в долгий ящик” тем
операторам, для которых они не представляют реального интереса и могут быть
просто экономически обременительны.
Следует учитывать сокращение рентной составляющей, что должно найти свое
отражение в акцизной политике. Величина акциза должна соответствовать ренте
на конкретном объекте. Следует ожидать появления большого количества
безакцизных объектов, а налог на нормальную прибыль будет становиться
доминирующим в структуре выплат государству.
Институциональные изменений должны следовать в направлении образования
небольших и средних высокоспециализированных и инновационных компаний,
владеющих эффективными технологиями выявления и эксплуатации нефтяных
объектов в различных геологических условиях.
Исходя из своей специализации, компании ищут наиболее подходящие объекты,
изучают их и, в случае заинтересованности, подают заявку на лицензию с
приложением соответствующей документации. Они становятся главными
операторами лицензионного объекта и привлекают сервисные компании в
зависимости от характера предстоящих работ и собственной специализации. Это
могут быть компании, специализирующиеся на бурении, геофизическом
исследовании скважин, строительстве промысловых объектов, составлении
проектов и смет и т.д. Параллельно организуется доступ потенциальных
инвесторов к проектной документации, определяются первичные партнеры, доля
их участия, разрабатывается схема финансирования.
В связи с большим многообразием горно-геологических условий и применяемых
технологий сейчас не представляется возможным как-то стандартизировать
процесс институциональных изменений в нефтяном секторе на зрелой и поздней
стадиях его развития. Да в этом и нет большой необходимости. Логика
рыночных отношений, внутренний и внешний спрос, состояние рынка инвестиций,
возможности различных технологий и транспортной инфраструктуры – все это и
многое другое будет влиять на возникновение и функционирование новых
институтов в нефтегазовом секторе. При этом не исключается активное
воздействие государства и компаний на этот процесс и представляется
полезным использование опыта стран и регионов, нефтяная промышленность
которых уже миновала ту стадию развития, в которую сейчас вступила Россия.
Суммируя сказанное, можно сделать следующие выводы:
. российская нефтяная промышленность находится на переходе к поздней стадии развития своей сырьевой базы;
. предстоящие геологические открытия не смогут коренным образом повлиять на естественную динамику, но позволят замедлить темп перехода к поздней стадии;
. геолого-экономические характеристики данной стадии не позволяют ожидать высоких рентных доходов;
. в сложившейся ситуации требуется активизировать все имеющиеся резервы повышения продуктивности и экономической эффективности,
. роль малых и средних компаний, получающих основные эффекты от низких накладных расходов гибкости организации производства, специализации и инноваций, должна возрастать;
. очень важно создать правовые и экономические условия для формирования сектора малых и средних нефтяных компаний.
Перспективы развития газовой промышленности
В перспективе 2000 – 2010 г. исключительно важным направлением признано
развитие отраслей высокоэффективных качественных видов жидкого и
газообразного топлива для нефтехимии. К настоящему времени разведанность
запасов в европейских регионах России и Западной Сибири достигает 40 – 45%, в то же время Восточная Сибирь и Дальний Восток освоены только на 6 – 8%,
а шельфы морей – лишь на 1 %. Именно на эти труднодоступные регионы
(включая север Тюменской и Архангельской областей) приходится около 46%
перспективных и около 80 % прогнозных ресурсов природного газа. В связи с
этим очень важно не допустить развала геологических организаций и
увеличить, масштабы геологоразведочных работ на газ для создания прочной
сырьевой базы в будущем. Необходимо довести геологоразведочные работы до
объемов, обеспечивающих в ближайшие несколько лет подготовку 400-500 млн.
т. запасов нефти и до 1 трлн. куб. м газа. Основным поставщиком нефти
“рассматриваемой перспективе до 2000 и 2010 гг. остается Западно-Сибирский
район, несмотря на снижение здесь уровней добычи. Отсюда традиционно нефть
будет вывозиться в двух направлениях: на восток и запад. Поставка нефти в
восточном направлении (в Восточную Сибирь и на Дальний Восток) в
перспективе начнет снижаться за счет ожидаемого роста добычи нефти в этих
районах. Это позволит организовать транспорт нефти на НПЗ Дальнего Востока.
В западном направлении выделяются нефтедобывающие Уральский, Поволжский,
Северо-Кавказский районы, потребности которых в нефти и нефтепродуктах
увеличиваются. Хотя доля этих районов на российском рынке и в вывозе за
рубеж продолжает уменьшаться, они по-прежнему будут играть активную роль.
Наиболее перспективным районом по добыче нефти будет Север европейской
части России.
В “Энергетической стратегии” после 2000 г. в качестве главного приоритета
по добыче топлива рассматривается природный газ, способный обеспечить более
50% всего производства первичных топливно-энергетических ресурсов. Газовая
промышленность будет развиваться прежде всего за счет крупных месторождений
Тюменской и Томской, а также Оренбургской и Астраханской областей. Кроме
того, большие надежды возлагаются на создание новых крупных центров по
добыче природного газа и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В
дальнейшем возможны формирование и экспорт потоков газа из этих районов.
При таких подходах к развитию добычи природного газа требуется выполнить
конкретную реконструкцию всей системы газоснабжения, с целью осуществления
поставок газа на внутрироссийские нужды и на экспорт для дальнейшего
улучшения энергетической и экономической эффективности, подготовить систему
ПГХ для повышения надежности газоснабжения народного хозяйства, кратно
увеличив при этом извлечение полезных компонентов из добываемого газа.
Предусматривается ускорить газификацию сельской местности всех районов.
Особую важность проблема газификации сел и городов приобретает и районах
Восточной Сибири и Дальнего Востока. Намечено увеличить использование газа
как моторного топлива, реконструировать существующие и строить новые
электростанции в городах и селах страны. Помимо Западной Сибири важную роль
и газоснабжении потребителей будут играть Уральский и Поволжский районы
России.
В ближайшей перспективе намечаются работы по вовлечению в хозяйственный
оборот новых месторождений газа полуострова Ямал, Западной Сибири и
Восточной Сибири (Красноярский край и Иркутская область) и освоению
месторождений, расположенных на континентальном шельфе, 70% территории
которого перспективны в газоносном отношении. Для освоения перспективных
месторождений потребуется привлечение иностранного капитала. Так, в
Западной Сибири американская компания “Амоко” будет участвовать в
эксплуатации Приобского месторождения. На базе Ардалинского месторождения
Тимано-Печорской провинции работает российско-американское предприятие.
Благоприятны перспективы совместного освоения месторождений шельфовой зоны
острова Сахалин с привлечением японского и американского капиталов.
Что касается экспорта, то крупнейшим на сегодняшний день проектом
“Газпрома” по увеличению поставок газа за рубеж является строительство
трансконтинентальной газовой магистрали “Ямал-Европа” общей протяженностью
4000 км. Этот трубопровод пройдет от месторождений полуострова Ямал через
Центральную Россию и Белоруссию в Польшу, Германию (от главной магистрали в
будущем предполагается сооружение ответвлений в разные европейские страны).
Интересными представляются многие другие проекты транспортировки
российского газа. Например, российско-болгарский проект для перекачки газа
в Грецию (до этого российский газ поступал через Болгарию только в Турцию).
Другой проект – новый южно-европейский газопровод, который должен пройти по
территории Словакии, Венгрии, Словении с выходом в Северную Италию и
соединить эти страны с магистралью “Ямал-Европа”
Изучаются возможности транспортировки природного газа из России в Западную
Европу северным маршрутом – через Финляндию, Швецию, Данию. А также – в
страны Восточной Азии – КНР, КНДР и Республику Корея.
Пути решения проблем и перспективы развития автомобильной промышленности
В условиях экономического подъема Правительство РФ оказывает приоритетную
поддержку отечественному автомобилестроению, которое, по его мнению, даст
мощный импульс развитию ряда других отраслей экономики, таких как
металлургическая и химическая промышленность, отмечают СМИ Запада. Когда
среднегодовая зарплата в стране приближается к стоимости самой дешевой
машины, начинается автомобильный бум, и Россия находится на пороге такого
бума. Его надо встретить не засильем импортных автомобилей, а развитием
собственного автомобилестроения. В то же время государство будет
поддерживать лишь небольшое число автомобильных заводов: как
свидетельствует мировая практика, 5-6 заводов смогут полностью насытить
автомобильный рынок России. Обозреватели отмечают ярко выраженную
ориентацию ведущих мировых автомобилестроительных фирм на создание
совместных предприятий в РФ с целью выпуска популярных иномарок. Участие
иностранных компаний в развитии автомобильной промышленности РФ в конечном
итоге будет содействовать появлению конкурентоспособных российских
автомобилей и повышению занятости населения
РОССИЯ ИМЕЕТ ШАНСЫ СТАТЬ МИРОВЫМ ЛИДЕРОМ В ПРОИЗВОДСТВЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ
НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Тенденция развития мирового автомобильного рынка такова,
что уже к 2025 году половина транспорта планеты будет бегать на
электричестве. У России есть серьезный шанс выбиться в лидеры по
производству именно электромобилей. Уникальные конверсионные технологии
позволяют получать электричество напрямую из бензина, керосина, природного
газа, метанола, водорода или этилового спирта. КПД такой установки
достигает 75% – в два раза выше, чем у бензинового мотора. В Миннауки
закончена работа над концепцией развития российского электромобиля XXI
века. По мнению ученых, некоторые отечественные разработки на 3-4 года
опережают зарубежные. Но надо спешить. Если упустить момент, то конкуренты,
как и в других областях, уйдут вперед. А догонять – значит проигрывать.
———————–
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по Экономической теории на тему «Кризис Российской промышленности и пути его преодоления»
Выполнил:
Студент группы М-22д
Меньшиков Дмитрий
Москва 2001 г.