Главные изменения в этот период сосредоточенывокруг «оси Я». Их сути в психологической эмансипации «Я» ребенка от окружающихвзрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений — упрямством,негативизмом и др. Новообразованием кризиса 3 лет называется такжевозникновение системы Я, появление «личного действия» и чувства «Я сам».
Ребенок хочет отделиться от родителей, осознаетсвое «Я». Самостоятельность, активность ребенка возрастают и еслиновые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется,самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают кризисныеявления. Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычноприходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, какодевание, собирание игрушек, чистка зубов.Это возраст повторений, ребенку нужнонастойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможетсоблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.
Кризис может начаться уже с 2,5 лет, азакончиться в 3,5 — 4 года. В кризис трёх лёт желательно выработать правильнуюлинию поведения родителей, стать более гибкими, расширить права и обязанностиребенка. Не желательно вмешиваться (по-возможности) в дела ребенка, если он непросит. При вспышках упрямства, гнева родители должны отвлечь малыша начто-нибудь нейтральное. Использовать игру для сглаживания кризисных вспышек.
На подходе к кризису присутствует четкаякогнитивная симптоматика: острый интерес к своему изображению в зеркале,ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит вглазах других. У девочек интерес к нарядам, мальчики начинают проявлятьозабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Острореагируют на неудачу.
Кризис трех лет относится к числу острых. Ребенокнеуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Периодтруден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называютсемизвездием кризиса трех лет:
1. Негативизм — реакция не на содержаниепредложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделатьнаоборот, даже вопреки собственному желанию.
2. Упрямство — ребенок настаивает на чем-то непотому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своимпервоначальным решением.
3. Строптивость — она безлична, направлена противнорм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
4. Своеволие — стремится все делать сам.
5. Протест-бунт — ребенок в состоянии войны иконфликта с окружающими.
6. Симптом обесценивания — проявляется в том, чторебенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
7. Деспотизм — ребенок заставляет родителейделать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизмпроявляется как ревность.
Кризис протекает, как кризис социальных отношенийи связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Ясам». Ребенок познает различие между «должен» и«хочу».
Все эти симптомы развиваются внутри отношенийвзрослого и ребенка. Попытки общения с ребенком в рамках сложившихся до этогоотношений могут привести к поддержанию противостояния, упрямства и негативизма.Именно взрослый должен в каждом отдельном случае найти выход из ситуации, вкоторой ребенок глубоко переживает свою обособленность от других. Ведь,настаивая на своем, ребенок не только реализует свою самостоятельность, но ивпервые испытывает отторжение от других, которое он провоцирует своим дурнымповедением, или своей волей.
Данный период становится решающим для установлениясоотношения между доброй волей и полным ненависти самоутверждением, между кооперативностьюи своеволием, самовыражением или смиренной угодливостью. Но именно переживаниякризиса обостряют чувствительность ребенка к чувствам и переживаниям другихлюдей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых формобособления себя от окружающих. Учат умению общаться и сравнивать себя сдругими людьми в социальном пространстве, в котором приняты правила о правах иобязанностях, выраженные для детского сознания словами «можно» и «нельзя». Изэтого периода ребенок должен выйти с чувством инициативы, как основным длядостоверного ощущения собственных амбиций и целей.
Если кризис протекает вяло, это говорит озадержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинаетформироваться воля, которую Э. Эриксон назвал автономией (независимостью,самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых истремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономиивозникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка,наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
Кризис трёх лет обойти не возможно — через этопроходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, длядругих сопровождается более серьезными, значительными поведенческимипроявлениями. Кризис появляется, потому что у детей появляются новыепотребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда дажемешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.