Кролл Анатолий Ошерович

Народный
артист России.

Родился
20 апреля 1943 г. в г.Челябинске. Отец – Кролл Ошер Лейбович (1898-1964). Мать
– Ческина Фаина Павловна (1904-1959). Супруга – Кролл Татьяна Михайловна (1951
г.рожд.). Сын – Кролл Олег Анатольевич (1971 г.рожд.) – окончил Российскую
Академию музыки им.Гнесиных по классу фортепиано И.Бриля, работает в оркестре
А.Кролла.

Анатолий
Кролл – один из наиболее известных и авторитетных дирижеров, композиторов и
пианистов российского джаза и эстрады. Окончил Челябинское музыкальное училище
им.П.И.Чайковского (1956-1959 гг.) по классу фортепиано. Начав свою
профессиональную деятельность совсем в юные годы (15 лет) в качестве пианиста и
руководителя эстрадных ансамблей в Челябинской филармонии (1959 г.),
Ульяновской филармонии (1960 г.), А.О.Кролл становится самым молодым в то время
дирижером – музыкальным руководителем Государственного Эстрадного оркестра
Узбекистана (1960-1962 гг.), в котором работали в качестве солистов чрезвычайно
популярные в то время певцы Батыр Закиров, Луиза Закирова и другие. С
Государственным эстрадным оркестром Узбекистана и его солистами состоялись и
первые записи на грампластинки (1961-1962 гг.).

В
1963 г. А.Кролл создает в Тульской филармонии свой знаменитый джаз-оркестр,
который за 7 лет своего существования выпустил в свет множество таких известных
ныне джазовых музыкантов, как трубач В.Гусейнов, саксофонисты А.Пищиков,
С.Григорьев, Р.Кунсман, ударник И.Юрченко, контрабасист С.Мартынов, тромбонисты
А.Шабашов и В.Бударин и многих др., а также солистов-вокалистов Валентину
Пономареву (ныне Народная артистка России), Владимира Макарова (ныне
Заслуженный артист России).

Сенсационным
было признано выступление на первом Международном джазовом фестивале в Таллинне
в 1967 г. джазового квартета А.Кролла, где он блистательно выступил в качестве
солиста-пианиста. Этот яркий джазовый ансамбль получил сразу несколько
лауреатских наград: А.Пищиков – как лучший саксофонист фестиваля, А.Кролл – как
лучший пианист, а в целом квартет – как лучший джаз-ансамбль. Выступление
квартета А.Кролла на Первом Международном джазовом фестивале Таллинн-67 было
показано по ЦТ и в дальнейшем записано на грампластинку. Оркестр А.Кролла
Тульской филармонии называли джазовым университетом, в который мечтали попасть
музыканты и певцы всей страны, а многие из них окончили его на
"отлично".

В
1971 г. А.Кролл был приглашен в Москву в "Росконцерт", где возглавил
созданный им большой эстрадный оркестр "Современник". В нем не только
продолжились традиции тульского оркестра, но и появились свои. Оркестр
становится одним из самых значимых и популярных эстрадных коллективов СССР.
Много гастролирует по стране и за рубежом: четырежды в Болгарии, Польше, дважды
в Чехословакии, Германии, Франции, Индии и т.д.

Оркестр
"Современник" неоднократно становился музыкальной платформой для
больших международных концертных программ: "Мелодии друзей",
Фестиваль искусств и Индии, Фестиваль советской песни в Зеленой Гуре, Джазового
фестиваля в Праге. Оркестром записано множество грампластинок инструментальной
и вокальной музыки с отечественными и зарубежными исполнителями. В оркестре
проходило становление таких исполнителей, как Юрий Антонов, Евгений Мартынов,
Леонид Серебренников и более 5 лет формировалась творческая биография одной из
одареннейших и ярчайших исполнительниц популярной песни и джаза Ларисы Долиной.
А.Кролл был художественным организатором первого приезда в СССР бывшего своего
музыканта, проживающего в США, популярного автора и исполнителя Вилли Токарева.

Становится
традиционным участие биг-бэнда А.Кролла в Московских джазовых фестивалях. В
целом оркестр "Современник" (впоследствии Московский концертный
оркестр) проработал в "Росконцерте" около 20 лет. В 1991 г. А.Кролл переходит
на работу в театр "Темп" Союза театральных деятелей России в качестве
художественного руководителя музыкальных программ и фестивалей, создав также
инструментальную группу солистов. Под его музыкальным руководством и при
участии инструментального ансамбля в 1992 г. был успешно проведен конкурс
актерской песни им.А.Миронова. Финалом работы А.Кролла в театре явилась его
гастрольная поездка с коллективом в США, где он представил публике талантливую
исполнительницу Светлану Портнянскую, которая в дальнейшем продолжила свою
самостоятельную профессиональную карьеру в этой стране.

Революционным
поворотом в жизни дирижера и композитора А.Кролла явилось создание в конце 1992
г. под покровительством Международного коммерческого союза Большого
джаз-оркестра "МКС Биг-Бэнд", в который вошли лучшие джазовые
музыканты и солисты Москвы.

Оркестр
буквально сразу же завоевал передовые позиции в российском джазе, сенсационно
выступив на Международном джазовом фестивале в Монтрё (Швейцария) в 1994 г. и
получив Сертификат за выдающееся выступление на фестивале, провел блистательные
гастрольные поездки во Францию (1994 г.), выступив помимо концертов на ведущем
телеканале Франции ТФ-I, а также в Швейцарии (1996 г.) – в культурной программе
всемирного экономического форума в Давосе.

С
большим успехом прошли выступления на международных джазовых фестивалях в
Москве (1994-1998 гг.), "Блэк Си" в Сочи (1994 г.), в Минске (1995
г.), Оренбурге (1995 г.), Сибири (1996 г.), Казани (1996 г.), Самаре (1997 г.).
Постоянными становятся выступления "МКС Биг Бэнда" А.Кролла на
телевидении, радио, записывается 4 лазерных компакт-диска. Оркестр подготовил и
показал множество тематических концертных программ, посвященных великим
мастерам мирового джаза.

По
мнению специалистов и музыкальной общественности, "МКС Биг-Бэнд"
А.Кролла – один из самых ярких и высокопрофессиональных музыкальных коллективов
в российском джазе за всю историю этого жанра.

Параллельно
с дирижерской работой в 80-е годы началась и успешно продолжается до сих пор
кинобиография композитора А.Кролла. Большинство его музыки в кино написано к
фильмам виднейшего кинорежиссера К.Шахназарова (1982 г. – "Мы из
джаза", 1984 г. – "Зимний вечер в Гаграх", 1994 г. –
"Сны", 1995 г. – "Американская дочь", 1997 г. – "День
полнолуния"). Фильмы "Мы из джаза" и "Зимний вечер в
Гаграх" признавались лучшими музыкальными фильмами года. В числе других
работ в кино – музыка к кинофильму "Простодушный" (реж.Евг.Гинзбург,
1992 г.), "Барханов и его телохранитель" (1996 г.) и "Артист и
мастер изображения" (реж.В.Лонского). Во всех работах А.Кролла в
кинематографе обязательно участвует и его оркестр, записывая музыку, а зачастую
и снимаясь в них.

Джазовый
коллектив А.Кролла является постоянным и желанным гостем на телевидении и
радио.

А.Кролл
является членом Союзов композиторов (1989 г.) и кинематографистов России (1997
г.), заместителем председателя Комиссии джазовой музыки Московского Союза
композиторов, членом правления ЦДРИ. В 1989 г. А.Кроллу было присвоено почетное
звание Заслуженный деятель искусств России, а в 1998 г. – Народный артист
Российской Федерации.

Главное
увлечение Анатолия Кролла – классическая музыка и джаз, книги о музыке и
музыкантах. Все члены семьи любят животных, а их всего семь – 4 кошки и 3
собаки.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/