ОглавлениеВведение……………………………………………………………………………3Глава 1. Физическая подготовка вбаскетболе… ……..6
1.1Значение физической подготовки в баскетболе… ..……6
1.2Общая физическая подготовка… …….11
1.3 Специальнаяфизическая подготовка………………………………….15
Глава 2. Опыт использования«круговой тренировки» в спортивных играх….24
2.1 Историявозникновения и распространения организационно-методической формы «круговойтренировки»………………………..24
2.2 Структураспортивной подготовки…………………………………….28
2.2.1 «Круговаятренировка» в подготовительном периоде годового цикла………………………………………………………………….30
2.2.2 Методика использования «круговойтренировки» в соревновательном периоде………………………………………….36
Глава3. Обоснования методических рекомендаций по применению«круговой тренировки» в практике физической подготовки баскетболистов……………..40
3.1 Обоснованияметодических рекомендаций по использованию «круговой тренировки» в годичномцикле… ……..40
3.2 Обсуждениерезультатов исследования… ………42
Выводы… ………45Практические рекомендации………………………………………………………47Список литературы… ………50
Введение
Актуальность. Современный баскетбол за последние пять лет кардинально изменился.Спорт высших достижений перешел на коммерческую основу, соответственно резковозросли размеры призовых за победу в соревнованиях различного уровня, возрослитребования к физической подготовке. Чем выше призовые, тем выше должна бытьподготовка. Увеличился уровень баскетбола, с точки зрения техники, но особеннопо отношению к физической подготовке. В спортивных играх это проявилось в возникновении профессиональных команд с громадным наплывом профессиональных баскетболистов из США, преимущественно чернокожих. Спортсмены имеют превосходную физическуюподготовку. В связи с этим, увеличился уровень физической подготовки, ведущий кповышению нагрузок, использованию различных средств, методик позволяющихусилено развить физическую подготовку на конкурентно-способный уровень. Еслиигроки команд раньше проводили за сезон 30-40 игр, то теперь количество игр резко возросло идостигло 70-90 за сезон, что, конечно же, не могло не сказаться на требованиях к физической подготовке.
Изменения в правилах игры, в частности, сокращение временивладения мячом привели к возрастанию темпа игры. Теперь необходимо выдерживатьскорость выполнения игровых приемов без потери их эффективности, изменилисьтактические приемы ведения игры требующие повышенной подготовки. Разрешениесиловой борьбы приигре в защите, особенно при овладении мячом, отскочившим от кольца, такжепривело к повышению требований атлетической подготовки баскетболистов. Нужнообладать большой силовой подготовкой для борьбы за место под щитом, в борьбе замяч в воздухе и при отборе, удержании мяча под кольцом.
Практическая значимость.Повышение уровня физическойподготовленности квалифицированных баскетболистов одна из главных задач вподготовки команды. Для её увеличения необходимо использовать разнообразныеприемы, методы, упражнения, порой заимствованные из других видов спорта. Решитьэту задачу можно с помощью круговой тренировки. При разработки круговойтренировки применяются разнообразные средства и методы различного воздействия,рационально используется время тренировок за счет структуры круговойтренировки.
Разработки и исследования круговой тренировкипозволят выявить наиболее эффективное применение упражнений. Через применениеданной организационно-методической формы можно следить за развитием физическойподготовки и функциональным состоянием баскетболистов.
Исследование круговой тренировки, разработки новогоприменения физических упражнений является неотъемлемой частью дляпрогрессирования в области увеличения физической подготовленности,рационального использования тренировочного занятия.
Объект исследования.Объектом исследования является процесс физическойподготовки квалифицированных баскетболистов
Предмет исследования.Методика применения круговойтренировки в процессе физической подготовки квалифицированных баскетболистов.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что изучение опыта использования круговойтренировки в процессе физической подготовки баскетболистов, позволитсистематизировать опыт ведущих специалистов и разработать практическиерекомендации по использованию круговой тренировки в годичном цикле.
Цель исследования.Разработать и обосновать практические рекомендации поиспользованию круговой тренировки в практике подготовки квалифицированныхбаскетболистов.
Задачи работы:
1. Анализпроблемы физической подготовки квалифицированных спортсменов на современномэтапе развития баскетбола.
2. Изучить историю возникновения и распространения
организационно — методической формы «круговая тренировка»
в теории и методике подготовки спортсменов.
3. Обобщить опыт использования круговой тренировки в
спортивных играх.
4.
квалифицированных баскетболистов.
Методы исследования:
Структура и объем ВКР. ВКР состоит из ведения, 3-х глав, выводов,практических рекомендаций и списка литературы.
Содержание изложено на49 страницах. Список литературы включает 58 наименований из них 9 зарубежныхавторов.Глава 1.Физическая подготовка в баскетболе
1.1 Значение физической подготовкив баскетболе
Для достижениявысоких спортивных результатов в любом виде спорта немалую роль играет уровеньразвития физических (двигательных) качеств спортсмена. Эта истина не являетсяновой, однако проблема развития физических качеств спортсмена в каждомконкретном виде спорта и в частности в баскетболе на сегодняшний день остаетсяпо-прежнему далеко не решенной.
Анализируяспециальную литературу по баскетболу до 50-х гг., можно отметить, что настраницах печати лишь упоминалось о том, что спортсмену в тренировочномпроцессе необходимо применять специальные упражнения, развивающие качества,присущие баскетболисту.
Позднее, вначале 60-х и до конца 70-х годов, в литературе стали обращать внимание нанеобходимость развития тех качеств, к которым в игре предъявляются особенноповышенные требования, и предлагался соответствующий перечень физическихкачеств, необходимых баскетболисту.
В70-х годах в учебниках и пособиях по баскетболу стали появляться определениятаких физических качеств, как сила, быстрота и др., но эти определения освещеныв ряде учебников и раскрывают качества, присущие любому виду спорта, но нехарактерные, специфичные для какого-либо конкретного вида спорта, в том числе идля баскетбола (Зациорский В.М.,1970).
В специальнойлитературе и до сегодняшнего дня каждый автор или группа авторов предлагаютсвой комплекс факторов, акцентов, определяющий высокий уровень физическойподготовленности баскетболиста. Акцентируя внимание на необходимости развитиятех или иных физических качеств, авторы, в основном, говорят о значимости тогоили иного качества и предлагают физические упражнения или перечисляют методы,необходимые для развития этого качества, не раскрывая при этом сущность самогофизического качества, а если и затрагивают ее (например, скоростные качества),то подразумевают под этим прирост быстроты, ее информативные тесты и формыпроявления (Корягин В.М. 1994, ГрасисБ.Н. 1980).
Например, ГрасисБ.Н.(1980), Корягин В.М.(1994) считают, чтобаскетболистам необходимы в первую очередь высокий уровень прыжковойвыносливости, прыжковой ловкости, быстроты перемещения. БотагариевТ.А.(1990), Горбашев И.А.(1984) останавливаются насиле, быстроте, выносливости, ловкости.
СаблинА.Б.(2002) рекомендуетюным баскетболистам дополнительно к прыгучести, ловкости постоянно развиватькоординацию движений в опорном и безопорномположениях, ориентировку в действиях, скорость, быстроту, умение быстропереключаться в действиях и т.д.
БотагариевТ.А.(1990), Львова Ю.И.(1973) выделяют несколько физических качеств,необходимых для игровой деятельности баскетболистов. Это скоростно-силовые качества,которые особенно проявляются в прыгучести (в сочетании с выносливостью), вбросках (в прыжке) и реагировании на раздражители, а также выносливость с ееразновидностями (прыжковая и выносливость защитника), ловкость, акробатическаяловкость, гибкость.
Помимовышеперечисленных качеств, акцентируют внимание на развитие быстроты(двигательной реакции и ориентировки, наблюдательности, быстроты ответныхдействий и перемещений), прыгучести (БобковаА.Н.,1999).
Такое обилие иразнообразие всевозможных акцентов вызвано тем, что каждый из авторов, вводяновое качество, допустим, акробатическая ловкость, «выносливость защитника»,«игровая выносливость» и др., не дает определения этим качествам, не раскрываетсущности его содержаний.
Иногда один итот же автор пишет о необходимости развития быстроты реакции и быстротыответных действий или о координации движений в опорном положении иориентировке в действиях, о необходимости развития скорости и быстроты и т.д.,не раскрывая, чем отличается быстрота двигательной реакции от быстроты ответныхдействий (ведь быстрота ответных действий характеризует быстроту двигательнойреакции человека); какое понятие вкладывает автор в слова «скорость» и«быстрота», когда предлагает заниматься развитием того и другого качества(Саблин А.Б.,2002).
Иногда авторыдают определения вводимым ими физическим качествам, однако эти определения, всущности, мало чем отличаются друг от друга. Так, по мнению СаблинаА.Б.(2002), Бобковой А.Н.(1999), «скоростная выносливость — способностьбаскетболиста выполнять технические приемы и перемещения с высокой скоростью напротяжении всей игры», а «специальная быстрота баскетболиста — способность сочень большой скоростью выполнять технические приемы, способы и отдельныедействия». Различие в этих определениях можно отметить лишь в выражениях «свысокой скоростью», а в другом «с очень большой скоростью», хотя в первомслучае определение дается выносливости, а во втором — быстроте. Нельзя несказать и о том, что в учебниках по баскетболу фактически нет раздела, вкотором разбирался бы вопрос о физических качествах, если не считать, конечно,тех 9-12 страниц учебника (из более чем 200 страниц), где очень поверхностнопишется о развитии силы, быстроты, выносливости, гибкости и в основномприводится перечень физических упражнений для развития силы ног, пальцев рук,гибкости и т.д. И такие примеры не единичны.
С одной стороны,может возникнуть мнение, что если разделу физических качеств отводится вучебнике 2,2 — 2,8% от всего помещаемого материала, то или этот вопросявляется второстепенным и не представляет никакой значимости в процессеспортивной подготовки баскетболиста, или этот вопрос очень простой, давно ужерешенный и потому нет смысла представлять в учебнике по этому вопросу большееколичество информации.
Но, с другойстороны, даже неполный анализ литературы свидетельствует об отсутствии единоговзгляда на предлагаемый перечень ведущих факторов, так необходимыхбаскетболисту, а также об отсутствии единой трактовки в определениях физическихкачеств. В связи с этим в работе предпринята попытка разработать методикукруговой тренировки, способствующая частному, комбинированному развитию качествнеобходимых баскетболистам, дать им характеристику и описать методику ихвоспитания (развития).
В современнойсистеме спортивной тренировки раздел физической подготовки занимает одно изведущих мест.
В спортивнойтренировке, в плане реализации физической подготовки, необходимо осуществлятьтри частных задачи. Первая — используя широкий комплекс средств и мероприятийукреплять состояние здоровья и повышать сопротивляемость организма к различнымзаболеваниям, особенно инфекционным и простудным и «профессиональную»устойчивость организма против травм опорно-двигательного аппарата. Главныйкритерий оценки здоровья баскетболиста — не должно быть никаких отклонений вфункционировании систем организма в целом. Вторая задача физической подготовкисвязана с формированием телосложения и должна осуществляться по двумнаправлениям. Одно направление — это использование разнообразных физическихупражнений, обеспечивающих формирование общепринятых норм человеческого тела. Второе направление основано на формированииспециальных для баскетбола тотальных размеров, пропорций и конституции тела и,прежде всего, топографии силы мышечной системы. Наиболее важнойявляется третья задача физической подготовки, связанная с развитием исовершенствованием физических качеств. Этот раздел физической подготовки вноситосновополагающий вклад, в рост спортивно-технического мастерства обеспечиваянеобходимый уровень функциональных возможностей и работоспособностибаскетболиста. (Мацак А.Б.,1988, ГравитисУ.Р.,1983, Алтберг О.Я.,1983, КонуровД.М.,2002).
Процессфизической подготовки должен определяться: во-первых, закономерностямивозрастного развития организма и его биологического возраста и, во-вторых,особенностями многолетнего построения и содержания спортивной тренировки, бытьтесно связан со спортивной специализацией. (СатыловИ.Б.,1990, Кудряшов В.А.,1980, МирошниковаР.В.,1980, Конуров Д.М.,2002).
Чтобыметодически правильно осуществлять физическую подготовку баскетболиста,необходимо иметь в виду, что это одна из сторон спортивной тренировки, гдеболее всего проявляется действие биологических факторов. И тренер должен уметьответить на вопрос: как надо тренировать, чтобы повысить уровень силы,скоростных, скоростно-силовых и других качеств? Отсюда вытекает два ответа.Во-первых, необходимо знать, что следует тренировать. Во-вторых, почему надотренировать у баскетболистов развитие физических качеств именно так, а не иначе(Губа Д.В.,2003).
Физическаяподготовка представляет многокомпонентный длительный процесс, направленный наэффективное развитие и совершенствование скоростных и скоростно-силовыхкачеств, силы, выносливости, гибкости и подвижности в суставах, ловкостибаскетболиста. В связи с этим тренер должен разрабатывать тренировочныепрограммы, которые бы эффективно и при меньших физических и нервных затратахспособствовали росту физических качеств и, как следствие, спортивныхрезультатов. Такие разнонаправленные тренировочные программы, связанные сразвитием и совершенствованием физических качеств, должны действоватьпараллельно и последовательно в условиях тренировочного процесса. При этомпрограммы могут вступать в различные виды взаимодействия от «сотрудничества»,когда усиливают друг друга (положительный) до «помех», когда тормозит однапрограмма другую (отрицательный перенос) (КорягинВ.М.,1994, Мацак А.Б.,1998, ФураеваН.В.,2001).
Например, приразвитии скоростных качеств и выносливости на начальном этапе годичного цикла,оба этих качества могут совершенствоваться последовательно в микроциклетренировки. Однако, по мере усиления тренировочных воздействий на последующихэтапах тренировки, одна более сильно действующая программа может отрицательновлиять на двигательный эффект другой. В данном случае неправильноспланированное использование упражнений на выносливость может существенноподавлять и сдерживать темпы развития скоростных качеств. Следовательно, важнымобстоятельством является не только подбор и использование специфических средствдля развития или совершенствования физических качеств, но и использованиеэффективной связи их взаимодействия и рационального распределения втренировочном занятии, микроцикле, этапе, годовом цикле.
В настоящеевремя классифицированы следующие физические качества: скоростные, сила,выносливость, гибкость и подвижность в суставах, ловкость. Как известно,развитие и совершенствование физических качеств должно осуществляться в планеобщей и специальной физической подготовки.
Общая физическаяподготовка (ОФП) предполагаетразностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей органови систем, слаженность их проявлений в процессе мышечной деятельности. Общаяфизическая подготовка должна связываться не формально с всесторонним развитиемвообще, а должна быть направлена на постоянное совершенствование физическихкачеств, влияющих на рост спортивного мастерства и эффективностьучебно-тренировочного процесса. В соответствии с этим под общей физическойподготовкой понимают длительный и направленный процесс развития физическихкачеств положительно влияющих на максимально возможные достижения в баскетболеи повышающей качество учебно-тренировочного процесса.
Специальная физическаяподготовка (СФП) направленана развитие и совершенствование специальных физических качеств строго всоответствии с биомеханическими и морфофункциональнымитребованиями, предъявляемыми спецификой движений, особенностямисоревновательной деятельности, которые непосредственно определяют достижения вбаскетболе (Зациорский В.М., 1970, Львова Ю.И.,1973).
1.2 Общая физическая подготовка
Как отмечалосьвыше, физическая подготовка в баскетболе является одной их важнейших частейспортивной тренировки и представляет собой процесс, направленный на развитие дотребуемого уровня физических качеств. Физическая подготовка подразделяется наобщую и специальную. Под общей физической подготовкой понимают процессгармоничного развития двигательных качеств, оказывающих положительное влияниена достижения в спортивной деятельности баскетболиста и эффективноститренировочного процесса. Она ориентирована на создание специальной основы,необходимой для эффективного выполнения больших объемов работы, направленной наразвитие специальных двигательных качеств, технико-тактической подготовки.Высокий уровень функциональной подготовленности дает возможность баскетболистувыполнять тренировочную работу большого объема и интенсивности, быстреевосстанавливаться после тренировочных нагрузок, а разнообразие средств улучшаеткоординационные способности и облегчает процесс построения, совершенствованиятехнико-тактического мастерства за счет приобретения новых двигательныхнавыков. Корригирующее значение общей физической подготовки заключается висправлении недостатков телосложения, препятствующих овладению рациональнойтехникой игровых действий.
К основнымсредствам общей физической подготовки относятся неспециализированныеупражнения, среди которых основное место отводится общеразвивающимупражнениям и упражнениям из других видов спорта — кроссовый бег, упражнения сотягощениями, спортивные и подвижные игры, плавание и др. Упражнения из другихвидов спорта применяются для общего физического развития соответственноспецифике баскетбола (Львова Ю.И.,1973, ЗациорскийВ.М., 1970).
Для развития общей выносливости и улучшенияздоровья используются кроссы, плавание, ходьба на лыжах и т.п., для укреплениямышечной системы -упражнения с отягощениями различного веса, для приобретениябыстроты — спринтерский бег, а для развития ловкости и координации движений — различные спортивные и подвижные игры и упражнения на гимнастических снарядах. Общеразвивающие подготовительные упражнения с различнымипредметами (палки, скакалки, гантели и др.) и без них, а также на снарядах итренажерах предназначены для всестороннего физического развития, в первуюочередь для новичков и мало подготовленных баскетболистов. С их помощьюповышается подвижность в суставах и улучшается умение спортсмена координироватьсвои движения. Эти упражнения используются также для исправления дефектовтелосложения и физического развития. Все эти упражнения выполняются в самыхразнообразных условиях — в лесу, на стадионе, в специализированных залахгимнастики, штанги и пр.
Однако, неспециализированные(общефизические) средства тренировки малорациональныдля специальной подготовки баскетболиста. Их применение в неразумных объемахприводит к расходованию адаптационных ресурсов организма из-за вовлечения вработу неспециализированных функциональных систем, которые не принимают участиеили же являются второстепенными в игровой деятельности баскетболиста и нетребуют значительного развития, в результате чего нарушается сбалансированностьсодержания тренировочных воздействий. Эти нецелесообразные траты адаптационногоресурса организма, а также тренировочного времени происходят за счетсоответствующего уменьшения объема средств специальной физической подготовки,специализированных упражнений, в связи с чем замедляется рост спортивногомастерства баскетболиста и реально достигнутые его показатели будут нижепотенциально возможных.
На высших этапахспортивного мастерства, как правило, складывается ситуация, когда уровеньразвития как специализированных (специальных), так и неспециализированных (общих)качеств у спортсмена достигает очень высоких показателей. Дальнейшееудержание их на достигнутом уровне, а тем более повышение, связано спредельной мобилизацией ресурсов организма. В этой связи, в тренировкахвысококвалифицированных баскетболистов неспециализированные упражнения должнысоставлять сравнительно небольшую часть общей тренировочной программы, обеспечиваяподдержание их на необходимом уровне. Однако этого нельзя сказать о тренировкебаскетболистов низкой квалификации. Для них повышенный объемнеспециализированных упражнений служит тем фундаментом, на котором возможносовершенствование технико-тактического мастерства и специальных физическихкачеств (Зациорский В.М,1970).
В практикетренировки высококвалифицированных баскетболистов нередко можно столкнуться сфактами, когда в неспециализированных (упражнениях ОФП) упражнениях стремятсядостичь очень высоких результатов, значительно превышающих предъявляемымтребованиям. Подобные факты снижают эффективность тренировочного процесса из-занецелесообразной траты адаптационных ресурсов организма. Вместе с тем полноеисключение средств общей физической подготовки из подготовкивысококвалифицированных баскетболистов нецелесообразно в связи с тем, чтонеспециализированные упражнения вовлекают в активную деятельность все безисключения компоненты организма, что, в свою очередь, стимулирует усиление этихкомпонентов и, следовательно, жизнестойкость всего организма в целом. Последнееявляется необходимым условием эффективности тренировочного процесса.Следовательно, разнообразные неспециализированные упражнения необходимыкаждому баскетболисту, но на этапах высшего спортивного мастерства они должнывыступать в основном в роли оздоравливающих,реабилитирующих средств и обеспечивать двигательную подготовку на уровненеспециализированной цели.
Использованиенеспециализированных упражнений в разминке. Специфика применяемых вразминке упражнений должна соответствовать специфике предстоящей основнойдвигательной деятельности. Это относится как к тренировкам, так и особенно ксоревнованиям. Разминка должна способствовать концентрации резервов организмаименно там, где предстоит особенно напряженная работа. Включение в разминкудостаточно напряженных неспециализированных упражнений (например, длительногобега) активизирует в большей степени функции и мышечные группы, которые восновной части тренировочного занятия не будут функционировать на высоком ипредельном уровне. В данном случае настройка организма происходит «не поадресу». Происходит дезориентация организма. Однако это не говорит о том, чтонеобходимо полностью исключить из разминки неспециализированные упражнения. Онидолжны включаться в нее, но только в начальной части и обязательно вненапряженных (по объему и интенсивности) режимах их выполнения — разнообразныеупражнения при таких условиях поднимут функциональную подготовленностьорганизма, подготовят мышечно-связочный аппарат спортсмена, не создадут дажевременно ненужного режима «наибольшего благоприятствования» для неспецифическихбаскетболу двигательных функциональных систем. Достигнув разнообразными инесложными упражнениями ОФП общей активизации организма, последующиеспециализированные упражнения со все возрастающей их напряженностью, этот общийфон трансформируют в направленную активизацию специализированныхфункциональных систем, которым предстоит выполнять напряженную работу восновной части тренировки или соревновании.
1.3Специальная физическая подготовка
В спортивных играхумения и навыки представляют собой сложнейшие по координации двигательныедействия и выполнение их предъявляет специфические требования к развитиюфизических качеств спортсмена.
Одним изважнейших качеств для баскетболиста является прыгучесть, которая реализуется вскоростно-силовых проявлениях сократительных способностей мышц нижнихконечностей.
Важное значениеимеет специальная выносливость к циклическим и ациклическим движениям, котораясопряжена в первом случае с многократным выполнением разнообразных поинтенсивности прыжков при бросках и подборах, выполнении предельно сильныхпрыжковых движений, а во втором — с разнообразными перемещениями на площадке.Все это осуществляется на фоне высоких психических напряжений.
Сенсомоторика баскетболиста — способность к тонким мышечнымощущениям и дифференцировке, являются одним изглавных свойств качественных проявлений двигательной деятельности. Проявляетсяона в целевой точности — точности перемещений по площадке, выбора места приподборе, разбеге и отталкивании при броске и, как итог — при всехвзаимодействиях с мячом: передачах, подборе, бросках, перехватах..
Такой комплексдвигательных способностей баскетболиста носит специфический характер и тесносвязан с различными проявлениями психомоторики — уточняющими реакциями на движущийся объект, объемом внимания и поля зрения,точностью глубинного зрения, тактильной и мышечно-суставной чувствительностью.
Все эти качествавключены в функциональную систему, структурные связи которой обусловленыглавным, ведущим фактором -достижением спортивного результата. Вмешательство вданную функциональную систему посредством неспецифических упражнений (например,большим объемом нагрузки по общей физической подготовки может нарушить еетончайшие связи и отрицательно сказаться на спортивно-технических результатахбаскетболиста. Именно по этому основой физической подготовки баскетболиста, аособенно на этапах высшего мастерства, должна являться специальная физическаяподготовка и доля ее возрастает параллельно с ростом спортивного мастерстваспортсмена. Если на первых этапах многолетней подготовки, относительно большойпроцент физической подготовки состоит из общей физической подготовки, то далее,определяющими факторами спортивного мастерства становятся точность выполнениятехнических действий на фоне возрастающей скорости, в связи с чем средстваспециальной физической подготовки становятся определяющими в подготовкебаскетболиста.
Одной изосновных функций специальной физической подготовки в системе тренировкибаскетболиста является интенсификация режима работы его организма, с цельюактивизации процесса адаптации к специфическим условиям специализированнойспортивной деятельности (Радунович Г.Л.,1998).
В рамках этойфункции, в основном, решаются две главнейшие задачи:
– повышениеуровня специализированных функциональных возможностей организма;
– активизацииморфологических перестроек, составляющих основу его долговременной адаптации кнеобходимому двигательному режиму.
Связано это стем, что именно повышение всех специализированных систем организма необходимопрежде всего для качественного овладения двигательными навыками и умениями,являющимися основой технико-тактических действий баскетболиста в защите инападении. Развитие специальных качеств происходит совместно с налаживаниемэффективных внутримышечных связей в соответствии с техникой основногоупражнения — именно сходство с ними по характеру и структуре средств СФПопределяет их выбор и направленность. В этой связи к средствам СФП следуетотнести специализированные упражнения, которые:
– соответствуютсоревновательному упражнению по режиму работы организма баскетболиста и егодвигательного аппарата;
– создаютусловия для преимущественного проявления тех специфических качеств мышечнойактивности, которые наиболее существенны для баскетболистов (взрывной режимработы мышц при прыжках для броска и подбора);
– содержаттренирующие воздействия, способные повысить уровень функциональныхвозможностей, которыми организм уже располагает (например, увеличить взрывнуюсилу мышц).
Известно, чтолюбое тренировочное средство в зависимости от условий, способов его выполнения,может решать ряд задач и четкое представление о преимущественнойнаправленности тренирующего воздействия каждого средства, используемого втренировке, при том или ином способе выполнения — важное условие, определяющееэффективность СФП.
Вопрекиметодическим концепциям прошлых лет, сегодня спортсмены широко используют втренировке соревновательное упражнение выполняемое с высокой интенсивностью.Действительно, это наиболее эффективный способ развития ведущих физическихкачеств, ибо трудно придумать что-либо более специальное для ихсовершенствования. Именно соревновательное упражнение, выполняемое смаксимальной и высокой интенсивностью, представляется важнейшим средством СФП (Радунович Г.Л.,1998, Андрющенко Л.Б.,1998).
По степени соответствиярежиму работы организма, при выполнении соревновательного упражнения, можновыделить три группы средств СФП:
– специфическиеупражнения, направленные на адаптацию организма к режиму его работы вусловиях соревнований;
-специализированные упражнения, которые адекватны соревновательным понаиболее существенным параметрам режима работы организма, играющие основнуюроль в развитии процесса специализированной морфофункциональнойадаптации;
-неспецифические, формально не соответствующие соревновательномуупражнению по двигательной ориентации, но способствующие развитиюфункциональных возможностей организма в требуемом направлении. Их задачазаключается в ус