Крупнейшие городские агломерации

/>/>/>/>Содержание
Содержание
Введение
1 Понятие городской агломерации
1.1Иерархия городских систем
1.2Пространственная структура городских агломераций
1.3Пути формирования агломерации
1.4Проблемы больших городов
2 Крупнейшие городские агломерации мира
2.1Зарубежная Европа
2.2Зарубежная Азия
2.3США и Латинская Америка
Заключение
Список использованной литературы
/>Введение
Город — одно извеличайших и самых сложных  творений человека. Облик городов – каменнаялетопись человечества – хранит память о важнейших событиях мировой истории.Города – главная арена политических, экономических, социальных процессов,совершающихся в современном мире, место сосредоточения наибольших ценностей,созданных трудом человека.
Как и почему растутгорода? Как раскрыть загадочную тайну пространственной концентрации городов вразных точках земного шара? Какова их внутренняя структура? Эти вопросы волнуютвсех людей и составляют профессиональную задачу географического изучениягородов.
Целью курсовой работы являетсярассмотрение крупнейших  городских агломераций, путей их формирования и  развития.
Задачи данной работысостоят:
· в выявленииособенностей структуры и формирования крупнейших городских агломераций;
· в рассмотрении иерархиигородских систем;
· в определении проблемгородов.
Городские агломерации –развивающаяся форма расселения и территориальной организации хозяйства.Сосредоточивая в себе огромный научно-технический, производственный исоциально-культурный потенциал, они являются основными базами ускорениянаучно-технического прогресса и оказывают большое влияние на окружающие ихобширные территории, поэтому их изучение на сегодняшний день особенноактуально.
Курсовая работа состоитиз введения,  двух глав, заключения и списка литературы и включает в себя однутаблицу. Она написана на 28 страницах. Первая глава включает в себя четыреподглавы, вторая – три. Для написания данной работы использовалось восемь различныхисточников литературы./>/>

1.Понятие городской агломерации
В исторической эволюцииформ расселения на смену традиционным типам населенных мест — городским исельским поселениям, развивающимся относительно автономно, — все более приходятновые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся присближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей.Таковы городские агломерации – быстро развивающиеся во всём мире скоплениянаселенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенныхпунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Единойтерминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду стермином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системырасселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «созвездиегородов».
Наиболее распространенныйтермин «городская агломерация» не вполне удачен [7]. В технологии промышленногопроизводства агломерация означает «образование крупных кусков (окускование) измелкой руды и пылеватых материалов путем спекания». В экономической литературетермином «агломерация» характеризуется территориальное совмещение, концентрацияв одном месте промышленных предприятий.
Термин «агломерация»применительно к расселению был введен французским географом М. Руже [2],согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городскихвидов деятельности  выходит за пределы административных границ ираспространяется на соседние населенные пункты.
В отечественнойлитературе понятие городской агломерации использовалось, и достаточно широко,уже в 10-х 20-х гг., хотя и под разными именами: это и «хозяйственный округгорода» А.А. Крубера, и «аггломерация» М.Г. Диканского, и «экономический город»В.П. Семенова-Тян-Шанского.
Существует и множествоопределений слову «агломерация».
По Н.В. Петрову  городскимиагломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенныхгородов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются(иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные,трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи [8].
Е.Н. Перцик дает другоеопределение: городская агломерация – система территориально сближенных иэкономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивымитрудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной итехнической инфраструктурой, — качественно новая форма расселения, онавозникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме,особый продукт современной урбанизации [7]. А крупные городские агломерации –это  важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отраслипромышленности, административно-хозяйственные, научные ипроективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры иискусства, наиболее квалифицированные кадры.
Границы городскойагломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметраагломерации – дальность ежедневных передвижений от места жительства к местамприложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвиженийих дальность растёт пропорционально увеличению скорости средств транспорта, азатраты времени увеличиваются незначительно.
Для развития городскихагломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающихбезостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту всеновые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитиепригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое)перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечениесельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городскойместности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределахагломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания иотдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.
Е.Н. Перцик предлагаетразличные критерии городских агломераций: плотность городского населения инепрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, снаселением не менее 100 тыс. человек); интенсивность и  дальность трудовых икультурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доляработающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников иинтенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром;производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре(единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации,транспорта и пр.) [6]. В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинациюпризнаков, в других – ориентируется на один из них (например, выделяют границыагломерации по 1,5- или 2-часовым изохронам трудовых передвижений отгорода-центра)./>/>/>/>/>/>1.1 Иерархия городских систем
Города растут иразвиваются. В некоторых случаях из ранее небольших городов образуютсямегагорода, население которых часто выше 8 млн. человек.
Эволюция форм расселенияпод воздействием процессов развития и концентрации производства приводит ксближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов –урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории(город à агломерация à урбанизированная зона à урбанизированный район à мегалополис).
Итак, выделяют пятьосновных иерархически соподчиненных форм урбанизированного расселения (по Ю.Л.Пивоварову) [5]:
1. Компактный город (в его традиционной форме) – основнойэлемент расселения на начальных этапах урбанизации страны  или района. Согласно«Словарю общегеографических терминов», под городом понимают: «совокупностьобителей, инкорпоративных (т.е. зарегистрированных в качестве учетной единицы)и управляемых мэром или ольдерменом». Под городом в Дании понимают населенныйпункт, насчитывающий свыше 250 жителей, в Японии – 30 тыс., в России от 5 до 12тыс. жителей.
2. Агломерация – (от лат. agglomero – присоединяю, накапливаю)элементарная форма развитого группового расселения. Она представляет скоплениевокруг центра (большого города) близко расположенных  городских и сельскихпоселений, объединенных интенсивными и устойчивыми связями. Агломерациярассматривается нами для районов с большим потенциалом развития в качествеэтапной формы в переходе от автономного города к более сложным формамрасселения.
3. Урбанизированный (метрополитенский) район – основнойструктурный элемент расселения в перспективе. Под ним подразумеваетсясравнительно обширный ареал, ядро которого составляют обычно несколькоагломераций с их окружением, объединенные общими функциональными иморфологическими признаками. Эта социально-пространственная форма расселенияоснована на комплексной планировке обширных территорий, на специализации ичетком выделении функциональных зон. Включает в себя собственно агломерацию итерритории обширного столичного региона.
4. Урбанизированная зона – наиболее крупное звено(объединяющее несколько элементов) в перспективной пространственной структурерасселения страны. Это территория с высокой плотностью городских поселений ибольшим удельным весом городского населения. Урбанизированная зона выделяетсяинтенсивностью развития городских поселений (а не их количеством).
5. Мегалополис (от греч. megalu – большой,  polis – город) – наиболее крупная форма расселения. Это обширныеурбанизированные зоны полосовидной конфигурации, которые образуются врезультате фактического сращивания многих соседних агломераций разного ранга.Обычно такие урбанизированные полосы протягиваются вдоль важнейших транспортныхмагистралей и полимагистралей, или своего рода экономических осей.
 />/>/>/>/>/>1.2 Пространственная структурагородских агломераций
В городских агломерациях при существенных особенностях их планировочной структуры и административногоделения могут быть выделены принципиально различающиеся зоны, что позволяетрассматривать эти зоны как типичные и функционально закономерные образования[6].
1. Историческое ядрогорода – очень небольшая по размерам территория, в которой сосредоточенынаиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении сооружения,административный культурный и деловой центры агломерации. Таковы историческийцентр Москвы в пределах Садового кольца; центральное ядро Лондона, включающее Сити,Вестминстер и Вест-Энд; южная часть графства Нью-Йорк, занимающего территориюо-ва Манхаттан. Для исторических центров европейских столиц характерны оченьплотная застройка, складывавшаяся в течение многих веков; унаследованная отисторического прошлого радиально-кольцевая или близкая к ней планировка;постепенное вытеснение жилой застройки зданиями правительственного или деловогозначения; широкое развитие торговых учреждений, отелей, музеев и т.д. Дневноенаселение резко превышает ночное.
2. Центральная зонагорода включает помимо исторического ядра ближайшую к нему интенсивнозастроенную территорию, сформировавшуюся в европейских столицах в основном досередины XIX в. и позднее охваченную кольцомжелезных дорог, вокзалов, промышленных территорий. В следующие десятилетия этазона существенно трансформировалась, но в значительной мере еще сохраняетстарую планировку, здесь много ценных сооружений. По мере роста итерриториального расширения административных, деловых, культурных, научных,торговых функций столиц эта зона все более перестраивается, подвергаетсяперепланировке, приобретает функции центра. К центральным районам столиц могутбыть отнесены: центральная планировочная Зона Москвы, департамент Париж в чертестарых крепостных стен, центральная зона Петербурга до Обводного канала,включая Васильевский остров, Петроградскую сторону. Для центральных зон в целомхарактерно значительное превышение численности дневного населения над ночным,постепенное снижение численности постоянного населения.
3. Внешняя зонагорода в Москве и Петербурге административно включена в город, в Парижевыделена в так называемый «первый городской пояс», в Лондоне к периферийнойзоне города может быть отнесен внешний пояс «старых пригородов». В настоящеевремя основная часть населения столичных городов сосредоточена в периферийныхзонах и по мере того, как вся территория этих зон заполняется сплошнойзастройкой, их население растет, но затем обнаруживает объективную тенденцию кснижению и экспансии за пределы городской черты.
4. Большой город(или ядро агломерации, урбанизированная зона агломерации, город с первымвнутренним поясом пригородной зоны). Примером может быть Петербург споселениями, подчиненными городу, Парижская «агломерация в широких границах», «БольшойЛондон» с первым внутренним метрополитенским поясом, Большой Нью-Йорк –урбанизированный ареал Нью-Йорк.
5. Пригородная зонаобразует вместе с городом более широкое образование, которое можнорассматривать как агломерацию. Таковы Московская и Петербургская агломерации,Лондонский  метрополитенский район. Важно различать территории агломераций,охватывающие столичные города и их пригородные зоны, «ядра агломераций»,включающие столичные города и внутренние кольца пригородных зон. Условно эти «ядра» агломераций можно было бы назвать «Большой город» (Большая Москва,Большой Лондон, Большой Нью-Йорк). Для всех агломераций в целом характерны:последовательное смещение населения от внутренних колец агломерации к внешним;сильное развитие маятниковых миграций, постепенно затухающих по мере удаления кпериферии агломерации и особенно интенсивных в ее ядре, развитиегородов-спутников во внешних кольцах.
6.  Внешняя зонастоличного региона. Под столичным регионом следует понимать зону, на которуюраспространяется непосредственное и интенсивное влияние столицы и необходимысвязанные с ней целенаправленные градостроительные мероприятия; однако здесьперестает действовать важнейший градостроительный параметр, конструирующийагломерацию, — ежедневные маятниковые трудовые передвижения. Внешняя зонастановится ареной крупных мероприятий по развитию систем городов – «контрмагнитов»,способствующих разгрузке агломерации, по созданию рекреационных зон,сельскохозяйственных баз и т.п. К столичным регионам могут быть отнесены: кМосковскому региону – Москва и Московская область; Лондонскому – юго-восток Англии; Нью-Йорскому региону – район ассоциации районной планировки Нью-Йорка./>/>/>/>/>/>1.3 Пути формирования агломерации
Формированиеагломерации «от города». По достижению определенного «порога» (на что сильно влияет размергорода, его народохозяйственный профиль, локальные и региональные природныеусловия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребностьв новых ресурсах развития – территорий, источниках водоснабжения,инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпаннымиили близкими к исчерпанию [2].Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряженос негативными последствиями.
Поэтому центр тяжестиразвития объективно перемещается в окружающий город район. Возникаютпоселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенныхпунктов) различного профиля. По существу, это частички большого города,который, становясь центром агломерации, создает систему дополнений и партнеров.С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за егопределы. С другой – многое из того, что стремится к нему извне, оседает наподступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.
В одних случаях объекты,составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия,испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструкторскиебюро, сортировочные станции, склады и т.д.) как бы отпочковываются отсложившегося народохозяйственного комплекса города. В других – они возникают вответ на потребности города и страны, создаются усилиями разных отраслейхозяйства, будучи привлечены благоприятными условиями развития в окружающемгород районе.
Развитие агломерации «отрайона». Характернодля ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где приразработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходнойспециализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других поотношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития,притягивает к себе объекты неместного значения. Он становитсяорганизационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развивается наука иконструкторско-проектное дело, сосредоточиваются предприятия стройиндустрии итранспортной организации. Все это определяет его приоритетный рост ипостепенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временемприобретают по отношению к нему роль спутников.
Так возникает город,который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников под влияниемосновной «профессии» преобладает замкнутый трудовой баланс: жители поселкаработают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтомутрудовые связи с городом-центром в образованиях рассматриваемого типа слабее,чем в агломерациях, развивающихся «от города» [2]. По мере дальнейшего роста иусиления многофункциональности города-центра различия между агломерациямиописанных двух категорий ослабевают, хотя остается существенная разница вхарактере использованной территории./>/>/>/>/>/>1.4 Проблемы больших городов
Повсеместный инеудержимый рост больших городов и агломераций заставляет задуматься надвнутренними закономерностями и причинами этого явления, выявить недостаткитакой формы расселения и оценить ее подлинные достоинства.
Важнейшие недостаткибольших городов и в известной степени больших городских агломераций хорошоизвестны:
1. Необычайноеусложнение транспортных проблем. Насыщенность больших городов автомобильнымтранспортом увеличивается, тогда как скорость движения его движения снижаетсяобратно пропорционально.
2. Происходитудорожание инженерного оборудования;
3. Загрязнениеокружающей среды, в первую очередь воздуха. По данным химических исследований,шлейф загрязняющего и теплового воздействия крупных городов прослеживается нарасстоянии до 50 км, охватывая площадь в 800-1000 км2. При этомнаиболее активное воздействие проявляется на площади, превышающей площадьсамого города в 1,5-2 раза. Такие города, как Лос-Анджелес, Мехико, не случайнополучили прозвище «смогополисов». Не случайно родился и шуточный советгорожанам: «Пусть каждый дышит меньше и в только случае крайней необходимости».
4. Удалениенаселения больших городов от природы.
5. Большие города «отсасывают»производительные силы от малых и средних городов.
Нет сомнения, чточеловечество в будущем сможет найти средство решения транспортных и экологическихпроблем крупнейших городов. Более того, представляется обоснованной точказрения, что именно высокая концентрация производительных сил в крупнейшихгородах позволит решить эти проблемы наиболее эффективно, поскольку при такойконцентрации станут экономически и технически осуществимыми наибольшиекапитальные вложения для этих целей.
/>/>/>/>/>2.Крупнейшиегородские агломерации мира
В 1950 году из 30крупнейших агломераций 20 располагались в Европе, Северной Америке, Японии итолько 10 – в развивающихся странах [7]. В 1990 г. соотношение меняется: из 30 агломераций лишь 9 размещаются в развитых странах, а 21 – вразвивающихся. Список крупнейших агломераций покидают Милан, Берлин,Филадельфия, Петербург, Детройт, Неаполь, Манчестер, Бирмингем, Франкфурт,Бостон, Гамбург. Этот список пополняют Сеул, Джакарта, Дели, Манила, Карачи,Лагос, Стамбул, Лима, Тегеран, Бангкок, Дакка (таблица 1).
Таблица 1. Тридцать крупнейших городскихагломераций мира в 1990 году [7]
Городская
агломерация место млн. человек 1 2 3 Токио 1 25,0 Нью-Йорк 2 16,1 Мехико 3 15,1 Сан-Пауло 4 14,8 Шанхай 5 13,5 Бомбей (Мумбаи) 6 12,2 Лос-Анджелес 7 11,5 Пекин 8 10,9 Калькутта 9 10,7 Буэнос-Айрес 10 10,6 Сеул 11 10,6 Осака 12 10,5 Рио-де-Жанейро 13 9,5 Париж 14 9,3 Тяньцзин 15 9,3 Джакарта 16 9,3 Москва 17 9,0 Каир 18 8,6 1 2 3 Дели 19 8,2 Манила 20 8,0 Карачи 21 8,0 Лагос 22 7,7 Лондон 23 7,3 Чикаго 24 6,8 Стамбул 25 6,5 Лима 26 6,5 Эссен (Рур) 27 6,4 Тегеран 28 6,4 Бангкок 29 5,9 Дакка 30 5,9 /> /> /> /> />2.1Зарубежная Европа
Из истории известно, чтопервые города в Европе появились еще в эпоху античности. Затем их числозначительно увеличилось в период средних веков. Росло и число больших городов;уже к началу XX века Зарубежная Европаконцентрировала 1/3  всех больших городов мира. Именно этот регион стал родинойгородских агломераций, которых уже в начале 1980-х  годов здесь насчитывалосьоколо 400 [3].
ВГермании большинство агломераций протягиваются цепочкой вдоль Рейна и его притоков. Нижевсего по течению расположена самая большая Рейнско-Рурская полицентрическаяагломерация, в свою очередь, состоящая из 2-х основных частей — Рурской,протягивающейся на правобережье Рейна от Дейсбурга до Дортмунда через Эссен иБохум, и Прирейнской, включающей в первую очередь Дюссельдорф, Кельн и Бонн.Население этой агломерации составляет 10-11 млн. человек.
Выше по течению Рейнарасположена Рейнско-Майнская агломерация, ядро которой образуетФранкфурт-на-Майне. Еще выше по течению находится Рейнско-Неккорскаяагломерация с городами Мангейм и Людвигсхафен.
ВВеликобритании средиагломераций ведущее место занимает Лондонская, население которой, в зависимостиот того, как проводят ее границы, варьирует в пределах от 7,6 млн. до 12,1 млн.человек. В окрестностях Лондона построены восемь городов-спутников. Далее идутБольшой Бирмингем (Западный Мидленд) и Большой Манчестер с населениемсоответственно 3,2 и 2,6 млн. человек.
ВИталии к категориямкрупных городских агломераций относятся Миланская (4,1 млн. человек),Неаполитанская (3,6 млн.) и Римская (3,5 млн.) агломерации.
ВоФранции выделяютПарижскую агломерацию с населением 11,3 млн. человек. Эта столица являетсякрупным промышленным центром, в котором широко представленывысокотехнологические наукоемкие отрасли, а также выпуск так называемых «парижскихизделий» (швейных, ювелирных и др.). Именно здесь сосредоточены крупнейшиебанки и биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные учреждения, а такжерезиденции множества международных организаций. В окрестностях Парижа находитсяпять городов-спутников [4]./>/>2.2 Зарубежная Азия
/>/>/>/>Крупнейшие города Китая – Пекин и Шанхай.
Пекин – важнейшийполитический, административный, экономический и культурный центр страны. Онрасположен в северной части Великой Китайской равнины. В 1950 году в городебыло 3,9 млн. жителей в 1970г. – уже 8,1 млн., а в 2000г. Большой Пекин имел10,8 (по другим данным 12,4) млн. жителей. Численность жителей в собственноПекине, без пригородов, — около 8 млн. человек. Прогноз говорит о том, что к2010г. население Большого Пекина может возрасти до 17,8 млн. человек [3].
Шанхай – крупнейшийпромышленный, торговый, транспортный, финансовый и культурный город Китая.
С экономическим ростомШанхая росло и его население. В 1950г. Шанхайская агломерация насчитывала 5,3млн. жителей, в 1970г. – 11,2 млн., в 2000г. – 14,2 млн.
По административнойреформе 1994 года территория города была увеличена до 6,3 тыс. км2за счет «прирезки» соседних сельских уездов.
/>В Японии находится самый большой город мира.Токио – это главный политический, административно-управленческий центр страны.Это крупнейший сгусток самых разнообразных промышленных производств, один изсамых больших в стране портовых комплексов.
Данные о населении Токиосильно расходятся. Это объясняется тем, что Токио существует в 3-х различныхграницах – собственно города, Большого Токио и Токийской агломерации.
Собственно город Токиозанимает 577 км2, что значительно меньше площади Москвы. На этойтерритории живут 8 млн. человек.
Большой Токио занимаеттерриторию собственно города и Токийской префектуры, или Столичного округа. Егоплощадь составляет 2,1 тыс. км2, а население в середине 90-х годовбыло 12 млн. человек. На территории Столичного округа, примыкающего к Токио сзападной стороны, находится 26 небольших городов, население которых тесносвязано со столицей маятниковыми миграциями.
Токийская агломерация,помимо Токио и Токийской префектуры, охватывает три соседних префектуры с 87городами (Иокогама, Кавасаки, Тиба и др.). Называют ее обычно агломерациейКейхин (кей – столица, хин – берег). Население Токийской агломерации в 2000году по оценкам достигало 26,4 млн. человек.
Индия – страна древнейгородской культуры. Такие ее города, как Варанси, Аллахабад, Патна, Дели,возникли еще на заре человеческой цивилизации. Индия относится ксреднеурбанизированным странам. Тем не менее по общей численности горожан онауступает только Китаю.
Город Дели, расположенныйна правом берегу р. Джамна, на перекрестке торговых путей, в течение многихвеков и даже тысячелетий был столицей разных государств: с начала XIII в. – Делийского султаната, с начала XVI в. — империи  Великих Моголов, с1911г. – Британской Индии, с 1950г. – Республики Индии. В 1911г. населениегорода составляло всего 214 тыс. человек, в 1991г. – почти 8,4 млн., а в 2001г.– 11,3 млн. человек.
Дели является одним изкрупнейших в Индии политико-административных, промышленных центров,транспортно-торговых узлов, средоточием науки, культуры, образования,искусства.
Город Мумбаи (новоеназвание Бомбея) – самый большой по населению в Индии и третий по этомупоказателю во всем мире. В пределах агломерации его население достигает 18 млн.человек. Мумбаи также самый крупный промышленный  центр страны, в которомшироко представлены отрасли как тяжелой, так и традиционной легкойпромышленности, особенно хлопчатобумажной. Это и главный морской порт в Индии,через который проходит до 60% ее внешнеторговых грузов. Мумбаи – один из важнейшихв Индии научных и культурных центров. Это также главный центркинопромышленности, который иногда называют индийским Голливудом.
Рост агломерациипродолжается [3]. Некоторые исследователи считаютдаже, что в не столь уж отдаленном будущем она может превратиться в еще болеекрупный мегалополис.
Колката (новое названиеКалькутты) расположена в дельте Ганга, на правом берегу ее западного рукава –Хугли, в 140 км от Бенгальского залива. Колката была основана в 1690 году агентомбританской Ост-Индской компании Джобом Чарноком на месте трех деревень, одна изкоторых носила название Каликатта. Особенно быстрый рост города происходил в1773-1911 гг., когда Колката была столицей Британской Индии и превратилась вкрупнейший город страны. После переноса столицы в Дели рост ее замедлился. Темне менее, Колката и в наши дни остается вторым после Мумбаи промышленным ипортовым городом Индии и культурным центром. При численности населения 12,7млн. человек она замыкает десятку крупнейших городов мира.
 />2.3США и Латинская Америка
США. Нью-Йоркскаяагломерация занимает всего 0,2% территории страны, но дает 11% ее ВВП. Постоимости производимой продукции и услуг она превосходит всю Канаду. Нью-Йоркне только экономическая столица, занимающая первое место по развитиюпромышленности и транспорта, но и финансовая столица США, важнейший центрнепроизводственной деятельности, управления, информации, культуры.
Границы Нью-Йоркаопределяются пятью структурными элементами города. Под историческим ядромгорода обычно понимают графство Нью-Йорк, занимающее небольшой островМанхаттан. Вместе с четырьмя соседями графствами он образует собственно городНью-Йорк в муниципальных границах, или так  называемый Нью-Йорк Сити. Затемследует понятие Большого Нью-Йорка, площадь которого больше чем в девять, анаселение – более чем в два раза превышают площадь и население  Нью-Йорк Сити.В этом случае к Нью-Йорку в муниципальных границах добавляются урбанизированныеареалы, расположенные главным образом к северу и к западу от него. Когдаговорят об агломерации Большого Нью-Йорка, то учитывают и урбанизированныетерритории, прилегающие к Нью-Йорк Сити с запада и с юго-запада и расположенныеуже в пределах не штата Нью-Йорк, а штата Нью-Джерси. Что же касаетсяНью-Йоркского планировочного района, то это понятие, соответствующее своегорода «сверхагломерации», употребляется реже.
Численность жителей вагломерации Большого Нью-Йорка в 1950 году составила 12,3 млн., в 1960г. – 14,2млн., но, начиная с 1970 годов, она остается на одном и том же уровне – от 16млн. 16,5 млн. человек. В 2000 году эта агломерация по размерам занимала пятоеместо в мире [3].
Лос-Анджелес, основанныйиспанскими миссионерами в 1781г., обязан своим ростом сначала сельскомухозяйству, затем золоту, кинематографии (Голливуд), нефти, а в последнее время– комплексу отраслей военной ориентации: производству самолетов, ракет,космических кораблей, а также приборов и электроники для них. Как промышленныйцентр он уступает только Нью-Йорку.
Лос-Анджелес – Один изсамых больших по площади городов мира, он протянулся вдоль побережья океана на100-200 км, а на его улицах-шоссе номера домов доходят до 12 и даже 16 тыс. Вагломерации Лос-Анджелеса входит более 220 населенных пунктов, и ѕ ее населенияживет в пригородах.
Латинская Америка – одиниз самых высокоурбанизированных регионов мира. Среди самых крупных агломерацийпо размерам и значению выделяют четыре крупнейших, относящиеся к категориисверхгородов – Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес и Рио-де-Жанейро.
Мексика. Мехико – самаядревняя из столиц западного полушария. Город был основан индейцами-ацтеками в1325 году под названием Теночтитлан на острове в озере Тескоко. К началуиспанских завоеваний Теночтитлан стал одним из крупнейших городов мира снаселением 300 тыс. (по другим данным 500 тыс.) человек. После взятия иразрушения столицы ацтеков Эрнаном Картесом испанцы построили на ее месте новыйгород – Мехико, который стал столицей сначала вице-королевства Новая Испания, ав 1821 году – независимой Мексики. В 1900 году население Мехико составляло 350тыс., а в 1940г. – 1,6 млн. человек, но в дальнейшем оно стало расти гораздобыстрее, в среднем на 5% в год. В результате Большой Мехико превратился в самуюбольшую агломерацию Латинской Америки и вторую-третью в мире. В Мехикопроизводится более ј ВВП страны, здесь находятся не только высшие органы еезаконодательной, исполнительной и судебной власти, но и многие крупные предприятия,штаб-квартиры корпораций. В большом Мехико трудятся 3,5 млн. человек, или 14%экономически активного населения страны. Население Большого Мехико растет,во-первых, благодаря его высокому естественному приросту и, во-вторых,благодаря постоянному притоку мигрантов. В большинстве литературных источниковколичество ежегодно прибывающих в Мехико мигрантов (главным образом из штатовЦентральной Мексики) оценивается в 300-400 человек.
Основа агломерацииБольшого Мехико составляет учрежденный в 1970 году Федеральный округ,охватывающий 16 городских районов и занимающий территорию в 1,5 тыс. км2.
Кроме Федеральногоокруга, агломерация Большого Мехико включает в себя также более десяткарайонов, прилегающих к столице штата Мехико. Здесь сформировались города-спутники,выполняющие роль и самостоятельных промышленных городов, и городов-спален,причем население их растет прежде всего благодаря притоку мигрантов.
Бразилия. Второе место виерархии латиноамериканских сверхгородов занимает Сан-Паулу, по численностижителей уступающий во всем мире только Токио, Мумбаи и Мехико.
Первое маленькоепоселение на этом месте было основано монахами-иезуитами 25 января 1554 года, вдень святого Павла (отсюда и название города). Городские права Сан-Паулуполучил в 1711 году. Но и после этого он долгое время оставался сравнительнонебольшим провинциальным городом; в 70-х годах XIX века его население составляло всего 30 тыс. человек.Однако уже в 1900 году оно возросло до 240 тыс., а в 1920г. – до 580 тыс.человек, что объясняется в первую очередь кофейным бумом и массовым притокомиммигрантов. Во второй половине XXвека Сан-Паулу превратился в «экономическую столицу» Бразилии, дающую 2/5 еепромышленного производства, и, более того, — в крупнейший промышленный центрЛатинской Америки. Население Сан-Паулу росло быстро: в 1950г. оно составляло3,7 млн. человек, в 1970г. – 5,9 млн., а в 1980г. – 8,4 млн., в 1995г. – 9,6млн. человек.
В агломерации БольшогоСан-Паулу обычно выделяют три социально-географические зоны. Во-первых, этоцентральная зона. Здесь находится деловой центр агломерации, сосредоточена восновном «элитарная» часть ее населения. Здесь расположены министерства,штаб-квартиры корпораций, банки и т.д. Во-вторых, это промежуточная зона, где восновном живут менее обеспеченные слои общества. Для нее характерны болеевысокая плотность застройки и гораздо менее удовлетворительное состояние жилья.В-третьих, это периферийная зона – место обитания беднейших слоев, недавнихмигрантов из сельской местности, где люди живут в условиях чрезвычайнойскученности. (Всего за чертой бедности живет 1/3 населения Сан-Паулу.)
С периферийной зонойпрактически смыкаются многочисленные города-спутники: Санту-Андре,Сан-Бернарду-ду-Кампу и др.
Согласно прогнозу, в 2010г.население Большого Сан-Паулу достигнет 20,1 млн. человек [3].
АгломерацияРио-де-Жанейро в мире занимает 21-е место, но в Латинской Америке она на четвертомместе. Население ее в 1990г. составляло 9,5 млн. человек.
Этот город был основанпортугальцами в 1565г. на берегу бухты Гуанабара. Сначала он выполнял рольвоенного и административного форпоста, но после открытия в соседнем штатеМинас-Жерайс месторождений золота и развития плантационного хозяйствапревратился в главный порт страны, а также в центр работорговли. К началу XX века Рио-де-Жанейро стал крупнейшимгородом Латинской Америки с населением более 800 тыс. человек. В канун Первоймировой войны оно превысило 1 млн.
Рио-де-Жанейро – один изсамых красивых городов Латинской Америки, да и всего мира. Центральная егочасть занимает гористый мыс, закрывающий с запада вход в бухту Гуанабара. Здесьнаходятся административные, деловые и богатые жилые кварталы с небоскребами иширокими авенидами, знаменитая пятикилометровая набережная Копакабана сидеальной дугой пляжей, которая одним концом упирается в живописную горуПан-ди-Асукар («сахарная голова»). А как бы в тылу этого района поднимаетсяболее высокая гора Корковадо («горбун») с установленной на ней огромнойбеломраморной фигурой Христа.
Аргентина. АгломерацияБольшого Буэнос-Айреса по численности жителей занимает 11-е место в мире итретье в Латинской Америке.
Буэнос-Айрес основан в1536г. на низменном берегу залива Ла-Плата, на начальном этапе своего развитиябыл довольно захолустным поселением, жители которого занимались главным образомконтрабандой. В 1880г. Буэнос-Айрес стал официальной столицей  АргентинскойРеспублики. С этого времени начинается его быстрый рост. В 1914г. его населениепревысило 1,5 млн., в 1920г. – 2,3 млн. человек. На этом этапе город рос восновном благодаря притоку европейских иммигрантов.
Агломерация БольшогоБуэнос-Айреса, занимающая территорию 3800 км2, состоит из двухчастей – Федерального столичного округа и 19 окружающих его районов.Федеральный столичный округ служит ядром агломерации. Здесь находятсяправительственные учреждения, деловой центр, главные исторические иархитектурные достопримечательности. Часть пригородов, входящих в агломерациюБольшого Буэнос-Айреса, выполняет промышленные функции, часть – жилые. Здесьможно встретить как районы фешенебельных вилл, так и вильяс мисериа – кварталынищеты.
Согласно прогнозу ООН, впервом десятилетии XXI в. численностьнаселения в Буэнос-Айресе расти не будет; в 2010г. она составит 12,1 млн.человек [3].

Заключение
Городские агломерацииначали появляться с давних времен. Они образуются и растут и по сей день.
Практически всемагломерациям свойственна структура, включающая в себя несколько элементов:историческое ядро, центральную зону, внешнюю зону города, Большой город, пригороднуюзону и внешнюю зону Столичного региона.
Городские агломерацииимеют как свои достоинства, так и недостатки. Среди последних наиболеевыделяются загруженность дорог многочисленным транспортом, и как следствиеэтого, ухудшение экологического состояния атмосферы. Одним из главныхдостоинств агломераций является их многофункциональность.
Список использованнойлитературы
1. Географическийэнциклопедический словарь: Понятия и термины/Под ред. А.Ф. Трешникова. – М.:Советская энциклопедия, 1988. – 448 с.
2. Лаппо Г.М.География городов. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 478 с.
3. Максаковский В.П.Географическая картина мира. – Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1998. –Ч. II. – 496 c.
4. Максаковский В.П.Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2000. – 350 с.
5. Мироваяурбанизация: географические проблемы/Под ред. Ю.Л. Пивоварова, О.В. Грицай. –М.: Московский филиал Географического общества СССР, 1989. – 118 с.
6. Перцик Е.Н.География городов (геоурбанистика). – М.: Высшая школа, 1991. – 326 с.
7. Перцик Е.Н.Города мира: География мировой урбанизации. – М.: Международные отношения,1999. – 382 с.
8. Проблемы изучениягородских агломераций/Под ред. Г.М. Лаппо, Ф.М. Листетенругта. – М.: Институтгеографии АН СССР, 1988. – 76 с.