Крымские татары

Реферат
Тема:
«Крымские татары»
Севастополь 2010

/>Введение
Крымские татарыили крымцы – коренной народ Крыма, исторически сформировавшийся в Крыму.Говорят на крымско-татарском языке, который относится к тюркской группеалтайской семьи языков. Подавляющее большинство крымских татар – мусульмане-сунниты,принадлежат к ханафитскому мазхабу.
Проживают восновном в Крыму (около 260 тыс.) и прилегающих районах континентальнойУкраины, а также в Турции, Румынии (24 тыс.), Узбекистане, России, Болгарии. Поданным местных крымско-татарских организаций, крымско-татарская диаспора вТурции насчитывает сотни тысяч человек, однако точные данные о её численностиотсутствуют, так как в Турции не публикуются данные о национальном составенаселения страны. Общее число жителей, чьи предки в разное время иммигрировалив страну из Крыма, оценивается в Турции в 4–6 млн. чел., однако большая частьэтих людей ассимилировалась и считает себя не крымскими татарами, а туркамикрымского происхождения. Количество проживающих в США не указано, хотяобщеизвестно, что только в Нью-Йорке на 2010 год проживает более 15 тыс.крымских татар.
Крымскиетатары сформировались как народ в Крыму и являются потомками различных народов,мигрировавших на территорию полуострова. Основные этнические группы, населявшиев разные времена Крым и принявшие участие в формировании крымско-татарскогонарода – это тавры, скифы, сарматы, аланы, булгары (протоболгары), греки,готы, хазары, печенеги, половцы, итальянцы, черкесы, малоазийские турки.[11][13]Важнейшая роль в формировании крымско-татарского этноса принадлежит западнымкыпчакам, известным в русской историографии под именем половцев.
В результатепреобладания на территории полуострова получившего имя «татары» половецко-язычногонаселения и исламской религии начались процессы ассимиляции и консолидациипёстрого этнического конгломерата в единую крымскую нацию. В течение несколькихстолетий сложился современный национальный облик крымских татар и крымско-татарскийязык на основе половецкого языка.

1. Энциклопедическаясправка
АвтономнаяРеспублика Крым входит в состав Украины – независимого государства,образовавшегося после распада СССР в конце 1991 г. (с 1922 по 1991 – втораяпо значимости союзная республика Советского Союза).
Площадь Крыма– 27 тыс. кв. км, население в 1994 – 2,7 миллиона человек. Столица – Симферополь.На юге Крыма расположен город-порт Севастополь, являвшийся опорной базойЧерноморского флота СССР (в 1996 флот поделен между Украиной – ВМФ Украины, иРоссией – Черноморский флот; оба флота базируются в Севастополе, Балаклаве идругих базах на юго-западном побережье Крыма). Основа экономики – курортныйтуризм, сельское хозяйство. Крым состоит из трех культурно-климатическихрайонов: Степной Крым, Горный Крым и Южный берег (фактически – юго-восточный)Крыма.
/>2. История. Крымские татары
Одним изгосударств, возникших на обломках Золотой Орды в 14–15 вв., явилось Крымскоеханство со столицей в Бахчисарае. Население ханства состояло из татар,делившихся на 3 группы (степные, предгорные и южные), армян, греков (говорившихна татарском языке), крымских евреев, или крымчаков (говоривших на татарскомязыке), славян, караимов (тюркский народ, исповедующий особое, не признающееТалмуд, течение иудаизма и говорящий на особом языке, близкомкрымско-татарскому), немцев и др.
Преданиякрымских татар приписывают распространение Ислама в Крыму сподвижникам ПророкаМухаммада (с.а.в.) – Малику Аштеру и Гази Мансуру (7 в.). Древнейшаядатированная мечеть – 1262 г. – была построена в городе Солхате (СтарыйКрым) выходцем из Бухары. С 16 в. Крым стал одним из центров мусульманскойцивилизации в Золотой Орде; отсюда велась исламизация Северного Кавказа.Большую славу имело медресе Зинджирли, основанное в предместьях Бахчисарая в1500 г. Юг Крыма традиционно ориентировался на Турцию, север же сохранялстепные ордынские свойства. Среди суфийских тарикатов, распространенных вКрыму, были мевлевия, хальветия (оба пришли из Турции; последний – из городаСивас), накшбандия, ясавия (первый традиционно главенствовал во всей ЗолотойОрде; последний пришел в 17 в.; оба были широко распространены средистепняков).
Завоеваниеханства русскими войсками в 18 веке положило начало колонизации Крыма имиграции из Крыма в Турцию больших групп татарского населения. Крымское ханствопрекратило свое существование в 1783 г., став частью Российской империипод названием Таврическая губерния (Херсонес Таврический). В тот момент наполуострове было около 1530 мечетей, десятки медресе и теке.
В конце 18века крымские татары составляли большинство населения Крыма – 350–400 тысяччеловек, но в результате двух миграций в Турцию 1790-х (не менее 100 тысяччеловек) и 1850–60-х гг. (до 150 тысяч) составили меньшинство. Следующие волныэмиграции татар в Турцию пришлись на 1874–75 гг.; затем – на начало 1890-х(до 18 тысяч) и на 1902–03 гг. Фактически к началу 20 в. большая частькрымских татар оказались за пределами своей исторической родины.
После 1783 г.вплоть до образования Крымской АССР крымские татары входили в составТаврической губернии (делилась на уезды: Симферопольский, Евпаторский,Феодосийский /собственно Крым/, Перекопский /частично в Крыму/, Днепровский иМелитопольский /территория внутренней Украины/ – в трех последних уездах такжежили татары – фактически ногайцы). В самом же Крыму в начале 20 века татарыкомпактно проживали в районе: от Балаклавы до Судака и от Карасубазара(Белогорск) до Ялты; на Керченском и Тарханкутском п-овах; в р-не Евпатории; наберегу залива Сиваш. Наиболее крупные группы горожан из числа татар имелись вБахчисарае (10 тыс. чел.), Симферополе (7,9 тыс.), Евпатории (6,2 тыс.),Карасубазаре (6,2 тыс.), Феодосии (2,6 тыс.) и Керчи (2 тыс.). Культурнымицентрами татар являлись Бахчисарай и Карасубазар. К 1917 г. число мечетейв Крыму сократилось до 729.
Крымскиетатары состояли из трех субэтнических групп: степных татар (ногайские татары),предгорных татар (тат, или татлар), южнобережных татар (ялы бойлю); особовыделяется группа ногаев (ногай, ногайлар), смешавшихся со степными татарами;иногда выделяют центрально-крымских татар (орта-юлак). Отличие этих групп былои в этногенезе, и в диалекте, и в традиционной культуре. В местах депортациикрымских татар – Узбекистане, Таджикистане и др. – это деление практическиисчезло, и сегодня нация является достаточно консолидированной.
В 1921 г.в составе Советской России была образована Крымская АССР. Согласно переписи1939 крымские татары насчитывали 218,8 тыс. чел., или 19,4% населения АССР. В1944 все крымские татары были депортированы из Крыма в Среднюю Азию и Казахстан– 188,6, или 194,3, или 238,5 тыс. человек (по разным источникам). В Крымпереселялись русские и украинцы из различных районов СССР, а все материальные идуховные следы татарско-мусульманской цивилизации Крыма уничтожались, вплоть дофонтанов при мечетях. Из всех справочников и энциклопедий были изъяты всематериалы о культуре мусульман Крыма.
Гонения нарелигию в Крыму, как и во всем СССР, начались сразу после революции. До 1931 вКрымской АССР были закрыты 106 мечетей (Севастопольская, к примеру, была отданаЧерноморскому флоту) и 2 молитвенных дома мусульман, из которых сразу снесена51. После 1931 прошла вторая антирелигиозная волна, в результате которой былиотобраны великолепнейшие мечети Бахчисарая, Евпатории, Феодосии, Ялты,Симферополя, которые медленно разрушались или уничтожались сразу. Германскаяоккупация Крыма 1941–44 временно позволила восстановить относительнуюрелигиозную свободу. После депортации татар в 1944 все мечети, сохранившиеся ктому времени, были переданы в руки новым властям Крыма, затем большая часть ихуничтожена. К 1980-м гг. на территории Крыма в удовлетворительном состоянии несохранилась ни одна мечеть.
Библиотекиханского дворца и старейшего Зинджирли-медресе в Бахчисарае содержали тысячинаименований рукописных книг. Все это было уничтожено с потерей Крымомнезависимости и начало возрождаться в конце 19 века. В 1883–1914 Исмаил-бейГаспринский, один из выдающихся мусульманских лидеров в масштабах всейРоссийской империи, издавал в Бахчисарае первую крымско-татарскую газету «Терджиман».В 1921–28 было выпущено много книг и другой литературы на этом языке(письменность: до 1927 – арабская, в 1928–39 и с 1992 – латынь, в 1939–92 – кириллица).После депортации крымских татар все книги на крымско-татарском языке, избиблиотек и частных коллекций, были уничтожены. В 1990 была открыта перваякрымско-татарская библиотека в центре Симферополя (в 1995 приобрела статусреспубликанской). Сейчас здание библиотеки нуждается в реконструкции.
В 1954,согласно распоряжению Президиума Верховного Совета СССР, Крымская область былапередана из состава РСФСР в Украинскую ССР (при этом как бы «повисшим в воздухе»остался статус Севастополя, который являлся городом республиканского (РСФСР)подчинения). Крымская АССР была восстановлена после проведения референдума о еестатусе в 1991 (с 1992 – Республика Крым, позднее – Автономная РК).
Начиная с1960-х гг., когда стало ясно, что руководство СССР не станет возвращатькрымских татар на родину (в отличие от депортированных и возвращенных чеченцев,ингушей, карачаевцев, балкарцев и др.), в рядах крымско-татарскогонационального движения выдвинулись новые, молодые лидеры, среди них – МустафаДжемиль, ставший затем руководителем Организации крымско-татарскогонационального движения (ОКНД). ОКНД сложилась к 1989 на базе «Центральнойинициативной группы», созданной в 1987 еще в Узбекистане. Вплоть до середины1990-х гг., когда возвращение татар стало необратимым явлением, власти СССР,затем независимой Украины и Крыма, чинили всевозможные препятствия возвращениюэтого народа, вплоть до кровавой резни летом-осенью 1992 в пригороде Алушты,пытаясь превратить противостояние татар и органов МВД в межэтническую войну.Только высокая организованность татар и четкая система правления способствовалатогда и сейчас целям, стоящим перед нацией – выжить и вернуть себе Крым. Ксередине 1990-х гг. потеряло смысл существовавшее в конце 1980-х гг.размежевание национального движения татар (НДКТ – консервативное, лояльное поотношению к советской власти, руководимое Ю. Османовым до его гибели в1993, и радикальная ОКНД). Высшим органом самоуправления крымских татарявляется Курултай («Первым Курултаем» читается проходивший в 1917 г.; 2-й –в 1991 г.; в 1996 состоялся 3-й курултай), формирующий Меджлис.Председателем Меджлиса в последний раз вновь был избран лидер крымских татарМустафа Джемиль.
Если весной1987 в Крыму было всего 17,4 тыс. крымских татар, а в июле 1991 – 135 тыс., тов июле 1993 их было уже 270 тыс. (по другим данным, только к 1996 численностьтатар доходит до 250 тысяч человек; расчеты специалистов говорят о числе 220тысяч татар к началу 1997 г.). Из их числа 127 тысяч остаются гражданамиУзбекистана, Таджикистана, России, так как правительство усложняет процессполучения украинского гражданства (по данным ГУ МВД Украины, прописаны к 1996 г.237 тысяч татар). «Содружество НГ» (ј6, 1998, с. 4) назвало цифру в 260тыс. – проживающих всего в Крыму татар, из них граждан Украины – 94 тыс. Татарывозвращаются в места их рождения и проживания их предков, хотя им предлагаютселиться исключительно в степной части Крыма.
Стратегическаяцель Меджлиса – превращение Крыма в национальное крымско-татарское государство.В настоящее время относительная численность татар приблизилась к 10% от общегонаселения Крыма; в отдельных районах – Симферопольский, Белогорский,Бахчисарайский и Джанкойский – их доля достигла 15–18%. Репатриация татарнесколько омолодила возрастную структуру населения Крыма, особенно заметно – населе (доля детей до 15 лет, по некоторым данным, составляет у татар 32%). Ноэтот эффект носит ограниченные масштабы – из-за исчерпания потенциалаиммиграции (среди оставшихся в Средней Азии татар преобладают пожилые люди),из-за высочайшей младенческой смертности у татар (коэффициент рождаемости 8–14%%,а коэффициент смертности – 13–18%%), из-за тяжелых социально-бытовых условий,безработицы и деградации системы здравоохранения.
Около 250тыс. крымских татар, по данным Меджлиса, все еще проживают в местах, куда ихдепортировали (к этим сведениям очень критично относятся специалисты, подвергаяих большому сомнению; речь может идти не более, чем о 180 тысячах татар, из них130 тыс. – в республиках Средней Азии, остальные – в России и на Украине). Внынешнем Крыму татары компактно проживают в более чем 300 деревнях, поселках имикрорайонах, из которых 90% – самострои без электроснабжения и т.д. Около 120тыс. татар не имеют постоянного жилья. Около 40 тыс. татар не трудоустроены, аболее 30 тыс. работают не по специальности. От 40 до 45% взрослых татар немогут участвовать в выборах, т.к. не имеют украинского гражданства (все данныенуждаются в тщательной перепроверке, так как многие из них не совпадают друг сдругом).
Согласнопереписи 1989, в бывшем СССР насчитывалось 271,7 тыс. крымских татар. Многиекрымские татары скрыли тогда свою истинную национальность; по расчетамисследований, речь может идти о цифре в 350 тысяч крымских татар. По даннымМеджлиса, в Турции проживает сегодня около 5 миллионов «крымских турок» – потомковтатар, выселенных из Крыма в 17–18 вв. (Р. Ланда оценивает численность «крымскихтурок» в 2 миллиона человек, Дамир Исхаков – в 1 млн., наиболее критическиподходящие к этой проблеме исследователи (Старченко) считают, что максимальноечисло «крымских турок», не ассимилировавшихся окончательно, не превышает 50тысяч человек.) Кроме того, историческими частями крымско-татарской нацииявляются буджакские, или добруджские татары, проживающие в Румынии (21 тыс.,или 23–35 тыс. – Д. Исхаков), Болгарии (5, или 6 тыс.) и в Турции в районеБурсы. Помимо собственно татар Крыма и Добруджи, третьей частью нации,образовавшейся в бывшем Крымском ханстве после распада Золотой Орды, былитатары Кубани (совр. Краснодарский край России) – полностью мигрировавшие вТурцию, либо уничтоженные русскими войсками, либо вошедшие в состав ногайцев иказаков Кубани в 17–18 вв.
Согласнозакону от 1993, крымские татары получили в парламенте Крыма – Верховном Совете –14 мест (из 98). Однако Меджлис добивался квоты в 1/3 всех депутатских мандатов+ 1 мандат – для того, чтобы блокировать принятие законов, задевающих интересытатар. До сих пор Меджлис крымских татар не признан в качестве легитимногооргана ни властями Крыма, ни властями Украины. Новая Конституция Крыма,принятая в ноябре 1995, не предусматривает парламентской квоты для коренных идепортированных народов. Новая Конституция Украины, принятая Верховной Радой в1996, в разделе «Автономная Республика Крым», также не предусматривает понятий «коренные»или «депортированные» народы. Прошедшие весной 1998 г. выборы в парламентКрыма не дали татарам ни одного места (единственный крымский татарин в новомВерховном Совете избран по списку Компартии); в Верховную Раду Украины избрано2 крымских татарина – по спискам «Руха».
/>3. Духовное управление мусульман Крыма
Первое ДУМ вКрыму было образовано при царе Александре I в 1788 г. (ТаврическоеДУМ, с центром в Симферополе). В 1920-х гг. ДУМ был ликвидирован (в 1924 былосоздано Крымское центральное мусульманское народное управление религиознымиделами во главе с муфтием, вскоре исчезнувшее). В 1941–44 гг., во время оккупацииКрыма немцами, они разрешили татарам вернуть себе мечети (было открыто 250мечетей) и медресе; были созданы «мусульманские комитеты», но восстановитьмуфтият не позволили. В 1991 был образован кадиат (Духовное Управление)мусульман Крыма, имевший статус мухтасибата в составе ДУМЕС. Первым муфтиемКрыма стал Сеид-Джалиль Ибрагимов (при нем, в 1995, в состав ДУМ входило 95приходов; самый грамотный из представителей своего поколения среди крымскихтатар, закончил Бухарское медресе и Исламский Институт в Ташкенте); в 1995муфтием стал Нури Мустафаев, имеющий более нейтральные, чем его предшественник,отношения с председателем ДУМ Украины А. Тамимом (не признающийся татарамиУкраины лидер хабашистов, имеющий очень хорошие отношения с правительством Украиныи поддержку со стороны кавказцев, ливанских и палестинских арабов и др.шафиитов), и более хорошие отношения с турками (но гораздо менее грамотный вобласти Ислама).
Помощькрымским татарам в деле восстановления их национальной культуры и религии оказываютправительство и частные организации Турции, благотворительные организации изарабских и мусульманских стран. Они финансируют строительство мечетей в новыхпоселках, отстроенных татарами. Но реставрация старинных мечетей в городахКрыма, а также помощь в социально-экономическом становлении крымских татартребует более активного участия исламских государств.
В настоящеевремя в Крыме зарегистрировано 186 мусульманских общин, действует 75 мечетей(июнь 1998), большинство из которых – приспособленные постройки. В декабре 1997 г.мусульманская община бахчисарая при поддержке Меджлиса заняла мечеть натерритории ханского дворца-музея.

/>4. Караимы
Караимы(караи, карайлар – от еврейского «читающие») – тюркский народ, говорящий наособом тюркском языке (караимский язык кипчакской подгруппы, письменность – еврейская),исповедующий особое течение иудаизма – караимство, или караизм, основанное в 8веке месопотамским евреем бен-Давидом. Караимы признают Ветхий Завет (Тору идр. книги), но, в отличие от остальных иудеев, не признают Талмуд. Хотя во всеммире насчитывается более 20 тысяч караимов – в Египте (Каир), Эфиопии, Турции(Стамбул), Иране, а сейчас в основном в Израиле, – караимы Крыма (и их потомкив Литве, Польше, на Украине и в России) считаются особой этнической группой,связанной с ближневосточными караимами только единой религией, но имеющей иноепроисхождение и иной родной язык. Согласно наиболее распространенной версии обих происхождении, они являются потомками хазар (Крым входил в состав Хазарскогокаганата), исповедовавших иудаизм. После разгрома Хазарии в 10 веке основнаячасть хазар ассимилировалась с другими народами (как утверждает Дуглас Рид всвоей книге «Вопрос о Сионе» на основании трудов некоторых историков, такаябольшая масса народа не могла ассимилироваться бесследно; потомками хазар, перенявшихязыки своих соседей, но не изменивших вероисповедание, – говорит Д. Рид, –являются евреи-ашкенази стран Восточной Европы: Литовско-Польского государства,Российской империи, Румынии и др.), меньшая же часть, имевшая, по-видимому,отличия от других хазар, осталась в Крыму и превратилась в караимов. Онипроживали в Крыму в городах-крепостях Чуфут-Кале и Мангуп-Кале, и занималивесьма почетное положение при ханском дворе. В конце 14 века часть караимоввместе с небольшой ордой крымских татар выехали в Литву, к великому князюВитовту, который расселил их вокруг города Тракай и гарантировал им свободувероисповедания и языка (потомки тех татар – современные литовские татары, апотомки караимов – около 300 человек – до сих пор проживают в Тракае, и ониединственные сохранившие караимский язык). Другая группа караимов тогда жерасселилась в Галиции и на Волыни (гг. Луцк, Галич, Красный Остров и др. – современнаязападная Украина).
Тракайская игаличско-луцкая группы развивались автономно от крымских караимов. Приприсоединении Крыма в 1783 г. к России турки хотели эвакуировать караимовв Албанию. Однако российские правители, начиная с Екатерины II, благожелательноотносились к ним (в отличие от отношения к евреям). Караимы были владельцамитабачных и фруктовых плантаций, соляных копий (евреи – мелкими ремесленниками иторговцами). В 1837 было образовано Таврическое духовное управление караимов(по аналогии с Духовными Управлениями мусульман); резиденцией гахама – главыкараимского духовенства – была Евпатория. Во время революции и гражданскойвойны в России в 1918–20 гг. караимы участвовали в ней, в основном, настороне белых. После революции все культовые сооружения караимов (кенасы) вКрыму были закрыты, включая центральную кенасу – в Евпатории, в которойустроили музей атеизма (до 1940-х гг. действовала единственная кенаса караимовв Тракае, Литва). Была уничтожена национальная библиотека – «карай битиклиги».После смерти последнего гахана в конце 80-х гг. на его место никто не былизбран, и, таким образом, религиозные институты почти разрушились.
В 1897 общаячисленность караимов в России – 12,9 тысяч. В границах СССР в 1926насчитывалось 9 тысяч караимов, и за рубежом (в основном Литва и Польша) – 5тысяч. В 1932 в СССР – 10 тысяч (в основном в Крыму), в Польше и Литве – около2 тысяч. До войны в Крыму было около 5 тысяч караимов. Во время войны немцы непреследовали караимов (в отличие от евреев), на что было особое распоряжениеМВД Германии (1939) о том, что «расовая психология» караимов не являетсяеврейской (хотя караимы в Краснодаре и Новороссийске подвергалисьпреследованиям). Тем не менее после войны постепенно набирает обороты процессмиграции караимов за рубеж, и прежде всего – в Израиль, и, самое главное – сильнейшаяассимиляция русскими. В 1979 во всем СССР насчитывалось 3,3 тысячи караимов, изних в Крыму – 1,15 тысяч. В 1989 в СССР – 2,6 тыс., из них на Украине – 1,4тыс. (в том числе в Крыму – 0,9 тыс., а также в Галиции, на Волыни, в Одессе),в Литве – 0,3 тыс., в России – 0,7 тыс. В 1990-х гг. активизировалосьнациональное движение, открылись кенасы в Вильнюсе, Харькове, намечаетсяоткрытие кенасы в Евпатории. Однако четкая тенденция к снижению национальногосамосознания оставляет мало шансов этой нации. Язык, за исключением караимовЛитвы, знает только старшее поколение.
Сегоднякараимов в Крыму не более 0,8 тысяч, что составляет 0,03% населения Крыма.Пользуясь статусом «коренного народа Крыма» (наряду с крымскими татарами икрымчаками), они располагали 1 местом (из 98) в парламенте республики, согласнодополнениям к Закону «О выборах Верховного Совета Крыма», принятых 14.10.93(новая Конституция Крыма 1995 и новая Конституция Украины 1996 г. лишаютих такой квоты).
/>5. Крымчаки
Крымчаки (крымскиеевреи) жили в Крыму со средних веков. От других групп евреев (ашкенази и др.),появившихся в Крыму много позднее – в 18–19 вв., их отличал разговорный язык(особый говор крымско-татарского языка) и традиционный уклад жизни. В 14–16 вв.их главным центром был г. Каффа (совр. Феодосия), в конце 18 в. – Карасу-Базар(совр. Белогорск), с 1920-х – Симферополь. В 19 веке крымчаки были небольшойбедной общиной, занимавшейся ремеслами, земледелием, садоводством ивиноградарством и торговлей. В начале 20 в. крымчаки проживали также в Алуште,Ялте, Евпатории, Керчи, а также за пределами Крыма – в Новороссийске, Сухуми идр.
Представителикрымчаков принимали участие в сионистском движении. В 1941–42 гг. большаячасть крымчаков погибла во время немецкой оккупации Крыма. В 1970–90-е гг.высокий уровень миграции в Израиль практически привел к исчезновению этогонарода из Крыма и стран бывшего СССР. Численность крымчаков в Крыму до войны – 7,5тыс., в 1979 – 1,05 тыс., в 1989 – 679 чел., в 1991 – 604 чел. (илименее 0,02% от современного населения Крыма). В настоящее время, считаясь однимиз «коренных народов Крыма» (наряду с крымскими татарами и караимами), онирасполагали 1 местом (из 98) в парламенте республики, согласно дополнениям кЗакону «О выборах Верховного Совета Крыма», принятых 14.10.93 (новаяКонституция Крыма 1995 и новая Конституция Украины 1996 г. лишают их такойквоты).
/>6. Крымские армяне, болгары, греки и немцы
В 1941 г.по распоряжению советского правительства из Крыма в восточные районы СССР былидепортированы немцы – около 51 тысячи человек; в мае 1944, после освобожденияКрыма от фашистов, депортированы крымские татары и остатки немцев Крыма (0,4тыс.); через месяц, в июне, та же участь постигла греков (14,7, или 15 тыс.),болгар (12,4 тыс.) и армян (9,6, или 11 тыс.), а также иностранных подданных,проживавших в Крыму: 3,5 тыс. греков, 1,2 тыс. немцев, итальянцев, румын,турок, иранцев и др.
Армянеизвестны в Крыму с 11 в. В 11–14 вв. они мигрировали на полуостров из Амшена иАни (Малая Азия), поселялись главным образом в городах Каффа (Феодосия), Солхат(Старый Крым), Карасубазар (Белогорск), Орабазар (Армянск). В 14–18 вв. армянезанимали второе место по численности в Крыму после татар. В дальнейшем колонияпополнялась выходцами из Армении, Турции, России. С 12 века ими было выстроенов Крыму 13 монастырей и 51 церковь. В 1939 в Крыму проживало 13 тысяч армян(или 1,1% от общего населения республики). После депортации 1944 Крым вновьстал заселяться армянами с 1960-х гг. – выходцами из Армении, НагорногоКарабаха, Грузии, Средней Азии. В 1989 в Крыму было 2,8 тыс. армян (из них 1,3тыс. горожан). Лишь незначительная часть из них являются потомкамидепортированных из Крыма после войны.
Болгарыпоявились в Крыму в конце 18–19 вв. в связи с русско-турецкими войнами. В 1939в Крыму проживало 17,9 тыс. болгар (или 1,4%). Из-за выступления Болгарии вовремя войны 1941–45 гг. на стороне фашистской Германии все болгары былидепортированы из Крыма. Сегодня их репатриация проходит наименее организованно(по сравнению с другими нациями).
Грекипроживали в Крыму с древности, имея здесь многочисленные колонии. Потомкидревних греков – выходцев из Трапезундской империи – «ромеюс» с родным крымско-татарскимязыком и новогреческим (мариупольский диалект) – проживавшие в районеБахчисарая, в основной массе были выведены в 1779 из Крыма на северноепобережье Азовского моря в район Мариуполя (совр. Донецкая область Украины).Поселенцы нового времени (17–19 вв.) – «эллинес» с новогреческим (в формедимотика) языком и понтийцы с понтийским наречием новогреческого языка – селилисьв Керчи, Балаклаве, Феодосии, Севастополе, Симферополе и т.д. В 1939 грекисоставляли 1,8% населения республики (20,7 тыс.). Депортация 1944 оставилаочень тяжелый психологический след национальному сознанию греков; до сих пормногие из них при возвращении на полуостров предпочитают не афишировать своюнациональность (даже после 1989 греков в Крыму практически не прописывали);сильна установка на выезд в Грецию. Среди возвращающихся в Крым значительнуючасть составляют потомки греков понтийцев, депортированных в 1944–49 гг.из различных регионов Северного Кавказа; равным образом крымские греки оседаютна Северном Кавказе.
Немцы начализаселять Крым со времен Екатерины II. Это была единственная из старожильческихгрупп Крыма, мало смешавшаяся с крымскими татарами и почти ничего не перенявшаяу татар (ни в языке, ни в культуре). Наоборот, уже в 20 в. немцы-горожане вСимферополе, Ялте и др. не отличались по быту от русских. В 1939 насчитывалось51,3 тыс. немцев в Крыму, или 4,6% населения республики. Основная их масса былавыселена в 1941, небольшая часть – в 1944.
Сегодня вКрым возвращаются как потомки крымских немцев, так и немцев Поволжья и др.местностей (все немцы Европейской части России и Украины были депортированы сначалом войны). При возвращении они, пожалуй, испытывают наименьшие, посравнению с другими народами, трудности. Ни местное население, ни власти Крыма,ни власти Украины ничего не имеют против их возвращения, и даже, наоборот, всяческиприглашают немцев селиться в Крым (надеются на финансовый поток из Германии?).
На 1.11.1997в Крым вернулось около 12 тысяч болгар, армян, греков и немцев («НГ», декабрь1997). Все эти группы, как потомки «депортированных народов», имели по 1 местув парламенте республики из 98, согласно дополнениям к закону «О выборах вВерховный Совет Крыма», принятых 14.10.93 (новая Конституция Крыма 1995 и новаяКонституция Украины 1996 г. не предусматривают таких квот).
Евреи-ашкеназив 1930-х гг. имели в Крыму Еврейский национальный (Лариндорфский) район; крометого, евреи жили в Евпаторийском, Симферопольском, Джанкойском и Фрайдорфском(запад Степного Крыма) районах. Численность евреев в Крыму в 1926 – 40 тыс.,1937 – 55 тыс. (5,5%), 1939 – 65,5 тыс., или 5,8% (вкл. крымчаков), в 1989 – 17тыс. (0,7%).
Наиболееправдоподобная версия многочисленных резких поворотов в судьбе Крыма изложена в«НГ» 20.03.98 в статье к.и.н, доцента С.А. Усова «Как Россия потеряла Крым».В этой статье прямо говорится о роли евреев в печальной участи крымских татар,немцев и др. проблемах. После революции 1917 (известна роль евреев в революции)и гражданской войны на территории СССР оставалось около 2,5 млн. евреев, т.е.половина от их численности в развалившейся Российской империи. Большинство изних проживало на территории Украины и Белоруссии.
В 1923 г.,после массовой гибели от голода 1921–22 более 100 тыс. человек в Крыму, ихкоторых большинство составляло крымские татары, в СССР и США почти одновременноначали обсуждать идею создания еврейской национальной автономии путемпереселения евреев из Белоруссии, Украины и России на земли в район Черногоморя. В США эту идею пробивала благотворительная еврейская организация «Джойнт»,а в СССР – элитарные круги столичной интеллигенции, близкие Марии Ульяновой иНиколаю Бухарину. Осенью 1923 в Политбюро через Каменева был представлен докладс предложением создать к 1927 г. государственную автономию евреев всоставе районов Одессы – Херсона – Северного Крыма – побережье Черного моря доАбхазии, включая Сочи.
Сторонникамиэтого секретного проекта выступили Троцкий, Каменев, Зиновьев, Бухарин, Рыков,Цюрупа, Сосновский, Чичерин и др. Постепенно обсуждавшие проект сократилитерриторию предполагаемой еврейской автономии (а в январе 1924 уже ЕврейскойАССР, федерированной с Россией) до размеров Северного Крыма. «Крымский проект» получилширокую поддержку в кругах евреев-финансистов Запада, будущих президентов СШАГувера и Рузвельта, лидеров Всемирной сионистской организации, был включен вповестку дня Еврейского конгресса Америки в Филадельфии. Конгресс США, хотя ине имел дипломатических отношений с Советской Россией, решил финансировать «Крымскийпроект» через организацию «Джойнт». После этого Политбюро ЦК ВКП(б) по докладуКалинина приняло постановление о возможности организации еврейской автономии вКрыму. Началось переселение евреев в Степной Крым; повышенная секретностьпроекта была «взорвана» председателем Украинского ВЦИК Петровским, давшиминтервью «Известиям», после чего обстановка в Крыму резко обострилась. Началисьволнения крымских татар и немцев; татарская интеллигенция в противовесеврейской автономии пожелала создать на севере Крыма немецкую. В начале 1928Вели Ибраимов, председатель КрымЦИК, фактически возглавивший саботирование указанияМосквы о выделении евреям земли в степной части Крыма, был арестован и черезтри дня расстрелян. После этого под личным контролем Менжинского ГПУсфабриковало закрытый процесс «63», по которому за сопротивление еврейскойколонизации Крыма выслали на Соловки и там расстреляли цвет татарскойнациональной интеллигенции. Жестко были подавлены волнения крымских немцев. Сцелью освобождения земель под переселение евреев в Крым Президиум ЦИК СССР всрочном порядке утвердил специальный закон, признающий северо-крымские фондыземлями всесоюзного значения для переселенческих нужд СССР; одновременно наУрал были высланы около 20 тыс. крымских татар. Началось массовое изъятиеземель для новых переселенцев. Всего было изъято 375 тыс. га – сюда планировалипереселить 100 тыс. евреев и провозгласить республику.
19 февраля1929 г. в обстановке повышенной секретности между «Джойнт» иправительством СССР был заключен договор о финансировании американцами «Крымскогопроекта», согласно которому «Джойнт» выделял 900 тыс. долларов в год течение 10лет под 5% годовых. Выплата долга должны была начаться в 1945 и закончиться в1954 г. Правительство СССР обязалось выпустить облигации на всю суммузайма и передать их «Джойнт», а эта организация распространяла акции средибогатых американских евреев – в их числе были Рокфеллер,
Маршалл,Рузвельт, Гувер и др. Всего к 1936 г. «Джойнт» передал советской сторонеболее 20 млн. долларов. К тому времени Сталин уже вел политику по уничтожениюсвоих конкурентов – Троцкого, Каменева, Зиновьева и др. Вскоре Сталин принялрешение об образовании в Крыму двух еврейских районов (вместо автономнойреспублики), а автономную область была создана на Дальнем Востоке вБиробиджане; позже были уничтожены все, кто принимал участие в проектееврейской республики в Крыму. Тем не менее немцы недаром были депортированы изКрыма в 1941 – им отомстили за их антиеврейские выступления. Когда Крым былзанят гитлеровскими войсками, обида на Москву в свете «Крымского проекта» былаосновной причиной альянса крымских татар с немецкими фашистами. С началом войныс Гитлером Сталин был вынужден пересмотреть свою политику в отношении евреев;был создан Еврейский Антифашистский комитет (ЕАК). В США представителям ЕАКнапомнили об обязательствах СССР в отношении займа «Крымского проекта»; чутьпозже выполнение этих обязательств было главным условием распространения наСССР плана Маршалла. В 1944 Сталину было отправлено прошение руководителей ЕАКо создании в Крыму еврейской республики, причем теперь речь шла уже не только осеверных районах Крыма, а обо всем полуострове. В мае 1944 крымские татары, ачерез месяц армяне, болгары и греки были депортированы из Крыма.
РуководителиЕАК уже начали распределять между собой высшие посты в будущей республике.Однако чуть позже СССР поддержал образование еврейского государства вПалестине. У Сталина опять начались припадки подозрительности в отношенииевреев, против руководителей ЕАК был начат судебный процесс; после внезапнойсмерти Сталина в 1953 эта кампания прекратилась. Решение Хрущева о передачеКрыма в состав Украины было вызвано тем, что обязательства по выделению землидля переселения евреев в Крым по договору с «Джойнтом» принимал ВЦИК РСФСР.Таким образом, передача Крыма Украине преследовала цель закрыть вопрос обобязательстве перед сионистскими организациями США о выделении земель исоздании в Крыму еврейской государственности.
Об этойистории косвенно упоминают эксперты компании «Прикладные социальныеисследования» и Центра управленческого проектирования С, Градировский и А. Тупицынв статье «Диаспоры в меняющемся мире» («Содружество НГ», ј7, июль 1998),говоря: «известны как минимум две попытки превращения Крыма в Еврейскуюавтономную область в 20-х и в конце 40-х гг. ХХ в.»

/>/>Библиографический список
1. Исхаков Д. Татары. НабережныеЧелны, 1993.
2. Старченков Г. Крым.Превратности судьбы. // Азия и Африка сегодня. ј10–97.
3. Ланда Р. Ислам вистории России. М., 1995.
4. Полканов Ю. Караи – крымскиекараимы-тюрки. // «НГ-Наука», 12.01.1998, с. 4.
5. Михайлов С. Прошлое инастоящее караимов. // Азия и Африка сегодня. ј10–97.
6. Иванова Ю. Проблемымежэтнических взаимоотношений в Северном Приазовье и Крыму: история исовременное состояние. РАН, Ин-т этнологии и антропологии. М., 1995.
7. Усов С.А. КакРоссия потеряла Крым. «НГ», 20.03.98, с. 8.
8. Бахревский Е. идр. Плацдарм фундаментализма? «Содружество НГ», ј6, 1998, с. 4.
9. Публикации в «Независимойгазете» за июнь 1996, декабрь 1997 и др.
10. Крымские татары:проблемы репатриации. РАН, Ин-т востоковедения, М., 1997.