Кулисный механизм. Практическое применение

Содержание:
Введение
1.Передаточные механизмы.
2. Передняя опора (шасси самолёта ТУ-4)
Литература

Введение
 
КУЛИСА (франц. coulisse), звено кулисного механизма,вращающееся вокруг неподвижной оси и образующее с другим подвижным звеном(ползуном) поступательную пару. По виду движения различают кулисы вращающиеся,качающиеся, прямолинейно движущиеся.
КУЛИСНЫЙ МЕХАНИЗМ, рычажный механизм, в составкоторого входит кулиса.
Кулисный механизм, шарнирный механизм, в котором дваподвижных звена — кулиса и кулисный камень — связаны между собой поступательной(иногда вращательной при дуговой кулисе) кинематической парой.
Наиболее распространённые плоские четырёхзвенныекулисные механизмы в зависимости от типа третьего подвижного звена делятся нагруппы: кривошипно-кулисные, кулисно-коромысловые, кулисно-ползунные,двухкулисные. Кривошипно-кулисные механизмы могут иметь вращающуюся, качающуюсяили поступательно-движущуюся кулису. Кулисно-коромысловые механизмы,получающиеся из предыдущих при ограничении угла поворота кривошипа, выполняют скачающейся (рис. 1, а) и поступательно-движущейся (рис. 1, б) кулисой,
/>
Рис.1.
применяютдля преобразования движения, а также в качестве т. н. синусных механизмов (рис.1, в) счётно-решающих машин. Кулисно-ползунные механизмы предназначаются дляпреобразования качательного движения в поступательное или наоборот, а такжеиспользуются в качестве тангенсного механизма в счётно-решающих машинах. Вмашинах находят применение двухкулисные механизмы (рис. 2),
/>
Рис.2.
обеспечивающиеравенство угловых скоростей кулис при постоянном угле между ними. Это свойствоиспользуют, например, в муфтах, допускающих смещение осей соединяемых валов.Сложные многозвенные кулисные механизмы применяют для различных целей, напримерв системах регулирования наполнения цилиндров двигателей внутреннего сгорания,реверсивных механизмах паровых машин и др.
1.Передаточные механизмы
К передаточным относятсяпланетарный и кривошипношатунный механизмы. Эти механизмы позволяютосуществлять сложное движение.
В планетарном механизмевращательное движение превращается в планетарное, при котором деталь вращаетсявокруг своей оси и одновременно вокруг другой оси (например, так движутсяпланеты в пространстве — отсюда и название механизма).
Планетарный механизм (рис. 1.а) состоит из двухзубчатых колес: ведущего 1, которое называется солнечным, и ведомого 4, котороеназывается сателлит (их может быть несколько). Необходимыми условиями работыданного механизма являются жесткое соединение этих колес с помощью рычага — водила2, который придает движение сателлиту, и неподвижность солнечному колесу 3.Планетарный механизм может быть выполнен на базе двух передач: зубчатой (а, б)с наружным или внутренним зацеплением или цепной (в). На базе цепной передачиможно передавать планетарное движение на большее расстояние, чем на базезубчатой.
/>
Рис.2. Планетарные механизмы
Кривошипно-шатунный (кривошипно-ползунный,кривошипно-кулисный) механизм служит для превращения вращательного движения ввозвратно-поступательное (рис. 2.). Механизм состоит из ведущего органакривошипа 1, который на валу совершает вращательное движение, и шатуна 2,ползуна 3 (б) или кулисы, которые совершают возвратно-поступательное движение.Шатун соединятся с помощью пальца 4 с рабочим органом — поршнем 3 (а). На рис.2.б дан вариант кривошипно-ползунного механизма, например, в овощерезках.
/>
Рис.3. Кривошипно-шатунный и кривошипно-ползунный механизмы
2. Передняя опора (шасси самолёта ТУ-4)
Опора располагается в носовой части фюзеляжа. Нишаопоры ограничена сверху полом кабины экипажа, по бокам продольными балками ввиде сплошных стенок с поясами по верху и низу, спереди и сзади ниша зашитасплошными стенками усиленных шпангоутов. Снизу ниша закрывается двумя боковымистворками, шарнирно подвешенными к продольным балкам.
/>
Рис.5.
Стойка передней опорысостоит из амортизатора, в верхней части которого приварена траверса с двумяцилиндрическими цапфами по бокам. С помощью этих цапф стойка подвешиваетсяшарнирно к двум узлам, установленным на боковых балках ниши (Рис.6)
/>
Рис.6.
Узлы разъемные и снабженыбронзовыми втулками, к которым подается смазка от масленок. Цапфы входят в этивтулки и прижимаются к корпусу узла крышками на болтах. На нижнем конце штокаамортизатора жестко закреплен корпус механизма разворота колес. Внутри корпусана роликовом подшипнике и бронзовом подпятнике вращается шпиндель, к которомуснизу с помощью наклонной трубы присоединяются оси колес (Рис.7.)
/>
Рис.7.
Колеса своимиподшипниками устанавливаются на эти оси и закрепляются слева и справа затяжнымигайками с последующей контровкой шплинтами. При действии на колеса боковыхнагрузок шпиндель поворачивается в корпусе механизма в пределах углов,ограниченных упорами на корпусе. Разворот самолета на земле обеспечиваетсядифференциальным торможением колес главных опор и свободным ориентированием понаправлению движения колес передней опоры.
На шпинделе спередизакреплен кронштейн, от которого специальной тягой движение разворота колеспередается на гидравлический демпфер шимми. Демпфер лопаточного типа закрепленболтами на корпусе механизма разворота (Рис.8.)
Тяга шпинделя через рычагвращает валик с подвижными лопатками и перегоняет жидкость из одной полости вдругую. Сопротивление жидкости предотвращает развитие автоколебаний типа шимми.
Для установки колес внейтральное положение после отрыва самолета от земли внутри шпинделясмонтирован пружинно-роликовый механизм установки колес по полету. Он состоитиз качалки, шарнирно закрепленной в верхней части шпинделя. На внешнем концекачалки установлен ролик, а внутренней ее конец с помощью вертикального стержнядавит на пружину, закрепленную в шпинделе и имеющую предварительную затяжкупорядка 4000 Н (Рис.9.)
/> /> />
                         Рис.7.                             Рис.8.                             Рис.9.
При развороте колесшпиндель перемещает качалку с роликом по окружности вперед или назад, заставляяролик перекатываться по профилированной цилиндрической поверхности, котораязакреплена на корпусе механизма разворота. Профиль выполнен таким образом, чтолюбой разворот колес от нейтрального положения перемещает ролик вверх и, сжимаяпружину, увеличивает усилие на ролик. В таком отклоненном от нейтрали положенииролик может удерживаться только боковыми нагрузками на колесах. После отрывасамолета от земли эти нагрузки на колесах исчезают и усилие пружины заставляетролик скатываться в нижнюю точку профиля, устанавливая колеса в нейтральноеположение строго по полету.
Амортизатор стойкижидкостно-газовый плунжерного типа с иглой. Цилиндр и шток амортизатора связанымежду собой двухзвенником, исключающим разворот штока в цилиндре.
В выпущенном положениистойка удерживается задним складывающимся подкосом. Нижнее звено подкосавыполнено в виде штампованной вилки, которая крепится к цапфам на муфтецилиндра. Верхнее звено подкоса представляет собой сварную трубчатую раму,которая своими цапфами крепится к двум узлам на боковых стенках ниши
Между собой верхнее инижнее звенья подкоса связаны пространственным шарниром, состоящим из серьги идвух взаимно перпендикулярных болтов (Рис.10.) Все цапфы подкоса снабжены бронзовымивтулками и смазкой от масленок. К верхнему звену подкоса присоединен винтовойподъемник, второй конец которого связан с редуктором (Рис.11.)
/>
Рис.10.
/>
Рис.11.
Коническая шестерняредуктора получает вращение от двух независимых электроприводов, один изкоторых питается от аварийной сети. Вращение шестерен редуктора передается настальной винт, на котором установлена бронзовая гайка (Рис.12.)
/>
Рис.12.
Перемещение гайки вдольоси винта стальной трубой с вильчатым наконечником, присоединенным к подкосуповорачивает его верхнее звено вверх при уборке и вниз при выпуске стойки. Накорпусе подъемника установлены два блока концевых выключателей, которыевыключаю привод в крайних положениях стойки и обеспечивают ее надежную фиксациюза счет самоторможения винтовой пары (Рис.13.)
/>
Рис.13.
Створки ниши открываютсяпри выпуске и закрываются при уборке стойки. В выпущенном положении створкификсируются кулисным механизмом, состоящим из двух шарнирно связанных междусобой рычагов, концы которых присоединены к створками. В открытом положениистворок рычаги запираются подпружиненным стопором, не позволяющим рычагамскладываться (Рис.14.)
/>
Рис.14.
В нижней части штокаамортизатора закреплен цилиндрический кулачек. В конце уборки стойки кулачекнажимает на стопор кулисного механизма и отпирает его. При дальнейшем движениистойки кулачек заставляет рычаги складываться и поворачивает створки назакрытие. В убранном положении стойки кулачек через рычаги прижимает створки кокантовке ниши и удерживает их в закрытом положении.
Литература:
1.   АртоболевскийИ. И., Механизмы в современной технике, т, 1—2, М., 1970
2.   КожевниковС. Н., Есипенко Я. И., Раскин Я. М., Механизмы, 3 изд., М., 1965;
3.   Мелик-СтепанянА. М., Проворнов С. М., Детали и механизмы, М., 1959