КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ В НАЧАЛЕ XX В.
культура книгопечатание живописьскульптура
КультураБелоруссии в начале XX века развивалась под воздействием дальнейшего развитиякапитализма, революционного и национально-освободительного движений, получившихв это время довольно широкий размах. За короткое время Россия, а вместе с ней иБелоруссия, пережили три революции. На протяжении небольшого отрезка времени(со второй половины 1907 до начала 1910 года) царизму удалось установить режимжестокой политической реакции. Но и в это время революционное движение непрекращалось. Борьба рабочего класса, который шея в авангарде революционнойборьбы, оказывала благотворное влияние на другие общественные слои и группынаселения. В революционное и общественно-политическое движение втягивалиськрестьянство, демократическая интеллигенция.
Марксизм,социал-демократия завоевывали сознание рабочего класса и оказывали влияние напередовых представителей других социальных слоев и групп, которые постепенновтягивались в революционную борьбу. В то же время либеральная буржуазия передугрозой революции все теснее смыкалась с царизмом и открыто поддерживалаполитику царского правительства.
Революционнаяборьба рабочего класса и крестьянства, усиление национально-освободительногодвижения, общий политический подъем создали благоприятные условия для развитиябелорусской культуры. Под их влиянием у трудящихся возрастало стремление ксвободе и равенству, рос интерес к книге, театру, печатному слову на родномязыке. Из народа вышли талантливые поэты и писатели этого времени, заложившиепрочный фундамент новой белорусской литературы и современного белорусскоголитературного языка. В ходе революции 1905 — 1907 годов и в первыепослереволюционные годы появилась белорусская периодическая печать, белорусскиекнигоиздательства, первые учебники для школ на родном языке. В это же времясформировалась первая белорусская профессиональная театральная труппа, котораяшироко пропагандировала белорусские народные песни, танцы, ставила пьесыбелорусских авторов. Интенсивно развивались различные жанры устнопоэтическогонародного творчества. Зародилось и белорусское национальное музыкальноеискусство.
Однакоразвитие белорусской культуры не представляло собой однородного потока. В ней ясно определилисьдва направления: -буржуазно-либеральное и революционно-демократическое. Противоположностьмежду ними наблюдалась во всех областях туры, особенно в художественнойлитературе и в общественно-политической мысли.
Демократическаякультура развивалась под влиянием идей ссоциал-демократии. Представители этогонаправления отражали широкое движение трудящихся масс, прежде всего,крестьянства против остатков феодализма, социального гнета, за политику национальнуюсвободу.
Поднимающаясябелорусская национальная буржуазия пыталась стать во главе своей нации, новстречала противодействие царизма, проводившего политику великодержавногошовинизма и национального угнетения. Ведя осторожно борьбу с царизмом,белорусская буржуазия и ее идеологи стремились объединить всех белорусов, невзирая на различия социального положения, вокруг вопросов культурного движения,национально обособить белорусский народ и подчинить его своему экономическому иидеологическому господству. Представители буржуазно-либерально го направлениявраждебно относились к идее интернационального сближения народов, установлениюединства и дружбы между ними. Но вопреки их усилиям трудящиеся Белоруссииподдерживали тесный контакт с трудящимися других народов России, а белорусскаянациональная культура развивалась в тесном контакте с культурой русского,украинского, польского, литовского и других народов Российской империи.
Подвлиянием развития капитализма и общественно-политического подъема, начавшегосяв начале XX века. б Белоруссиипостепенно расширялась система народного образования. С 1900 по 1914 годыколичество начальных и средних общеобразовательных школ всех типов выросло с6297 до 7682. Начальных школ в 1914/1915 учебном году насчитывалось уже 7492,неполных средних — 119, средних — 71. Во всех школах обучались 488,6 тысячучащихся (в 1900 году — 248 тысяч).
Расшириласьсеть средних специальных учебных заведений, готовивших специалистов дляразличных отраслей народного хозяйства, медицины и народного образования.Больше всего среди них было учительских семинарии. Помимо четырех семинарии (вНесвиже, Молодечно, Свислочи и Полоцке), открытых еще во второй половине XIXвека, в 1909 — 1915 годах были открыты учительские семинарии в Рогачеве иГомеле и женские семинарии в Орше и Борисове. Накануне первой мировой войны вБелоруссии действовало также 5 сельскохозяйственных школ, готовивших агрономов,землемеров, токсаторов со средним образованием. Фельдшеров и акушерок готовилимедицинские школы в Могилеве, Гродно и Витебске. В Гомеле было открытожелезнодорожное училище. В 1914 году в средних специальных учебных заведенияхБелоруссии обучались 1,4 тысячи учащихся.
В 1910—1914 годах в Белоруссии былиоткрыты 3 учительских института (в Минске, Витебске и Могилеве), программаобучения в которых была несколько шире, чем в учительских семинариях.
Ониготовили учителей для начальных школ повышенного типа.
Высшихучебных заведении в Белоруссии не было, хотя потребность р высшей школе настоятельно диктоваласьразвитием экономики и культуры края. Городские думы Минска и Витебска,буржуазные круги и интеллигенция неоднократно ставили перед царскимправительством вопрос об открытии в этих городах университетов или жетехнических институтов.
Ноцарская администрация не спешила удовлетворять их просьбы. В 1913 году министрпросвещения черносотенец Л.А. Кассо заявил витебской депутации, что открытиеуниверситета в Белоруссии — дело не спешное и не так скоро наступит егоочередь. Высшее образование выходцы из Белоруссии получали в Москве. Петербургеи в других научных центрах России.
Методыобучения в школах в начале XX века стали более совершенными. В начальных школахшире стали использоваться объяснительное чтение, наглядные пособия. Лучшиеучителя организовывали экскурсии на природу, фабрично-заводские предприятия, кисторическим памятникам. Но школьное руководство стремилось всеми силамисохранить старые методы обучения, основанные на заучивании наизусть содержанияучебников и учебных пособий Управление Виленского учебного округа в качествеосновной задачи школы определяло воспитание учащихся в духе верности православнойцеркви и преданности царскому самодержавию. Главными предметами во всех типахшкол по-прежнему оставались «закон божий», церковно-славянское чтение ицерковное пение. На них отводилось около четверти учебного времени.
Расширениесети школ не привело и к коренным изменениям в области народного образования.Школ по-прежнему не хватало, ибо население в западных губерниях, куда входила итерритория Белоруссии, с 1897 по 1914 годы увеличилось более чем на 30 %.Согласно данным Виленского учебного округа, в 1911 году в школах обучалисьтолько 25,9% мальчиков и 10,7%девочек, или 18,4% детей школьного возраста.Из-за недостатка мест школы отказывали в приеме на обучение десяткам тысячдетей В 1916 году 41% детей в городах и 27,4% в деревнях не были приняты в школу.В связи с этим многие крестьяне обучали своих детей дома, нанимая в качествеучителей местных грамотных подростков (так называемых «директоров»),которые сами недавно окончили народные школы.
Многиешколы не имели своих помещений и размещались в обычных крестьянских избах. Нелучшим было и состояние школ, которые имели собственные помещения. Многие изник не отвечали элементарным санитарно-гигиеническим нормам.
И, темне менее, школа в начале XX века сделала шаг вперед в своем развитии.Увеличение количества учащихся почти в два раза свидетельствовало о стремлениинародных масс к образованию, повышению их культурного уровня.
Революция1905 — 1907 годов пробудила политическую сознательность учителей, передовойшкольной молодежи и втянула их в борьбу за перестройку образования надемократических началах. Они требовали ликвидации полицейско-церковной опекинад школой, введения всеобщего обучения на родном языке и так далее. Этитребования находили широкую поддержку трудящихся, о чем свидетельствуют наказыкрестьян своим депутатам I и II Государственных дум.
Революционнымивыступлениями учащихся руководили организации РСДРП. При Минской группе РСДРПсуществовала ученическая организация. Она распространяла революционнуюлитературу среди учащихся, создавала кружки, организовывала собрания, митинги изабастовки учащихся средних школ Минска. Весной 1905 года всоциал-демократических кружках насчитывалось 150 учащихся. Забастовки учащихсястарших классов происходили также в Слуцке, Бресте, Витебске, В дни Октябрьскойвсероссийской политической стачки бастовали почти все средние учебные заведенияБелоруссии.
Активноеучастие в революционной борьбе принимали также многие учителя школ Белоруссии.На съезде группы учителей Минской губернии в июне 1906 года, состоявшемся народине учителя К.Мицкевича (Я.Коласа) — Николаевщине, было принято решениеприсоединиться к Всероссийскому учительскому союзу и «стремиться к ниспровержению самодержавия путемнепосредственного влияния на крестьян и организации их». Съезд обратился к учителямс призывом «всеми силами содействовать падению самодержавного режима» ипривлечь крестьянство «к активному участию в освободительном движении». Вмае 1907 года съезд учителей в Вильно постановил создать «Белорусскийучительский союз и вести борьбу за перестройку народного образования надемократических началах, за обучение на родном языке в школе.
В началеXX века дальнейшее развитие получили культурно-просветительные учреждения вБелоруссии — библиотеки, избы-читальни, клубы и так далее. Царское правительстворассматривало их как средство идеологического воздействия на народные массы иосуществляло контроль за их деятельностью. Библиотеки первоначально создавалисьпри школах. Они предназначались для народного чтения. К началу первой русскойреволюции библиотеки существовали уже при 782 школах в пяти западных губерниях.Они комплектовались по спискам, утвержденным Министерством народногообразования. В списки не включалась политическая литература, художественныепроизведения революционно-демократических писателей. В них преобладалацерковно-религиозная и черносотенная литература, В большинстве библиотекнасчитывалось всего по несколько десятков экземпляров книг.
Еще вовторой половине XIX века были открыты губернские публичные библиотеки, былсоздан отдел по изучению Западного края. Однако небольшие книжные фонды, высокая плата запользование книгами не могли притянуть массы читателей в эти библиотеки.
В концеХК века начали создаваться и так называемые «попечительские» библиотеки с цельюидеологического воздействия на заселение. Они создавались для «низшихсословии», и пользование литературой в них было бесплатным. Но книжные фонды вних были небольшими (200 — 300 экземпляров) и комплектовались, в основном,литературой на религиозные и моральные темы.
Местнаядемократическая интеллигенция часто выступала инициатором открытия негосударственных, а общественных библиотек. Правительство с недоверием ставилоськ этому делу и всячески препятствовало их открытию. И тем не менее, в начале XXвека общественные библиотеки были созданы в Минске, Витебске, Орше, Полоцке иБобруйске. Наиболее крупной из них была Минская публичная библиотека имениА.С.Пушкина, которая была создана в 1900 году. В 1917 году ее фонд ужесоставлял 17 тысяч экземпляров. Минские большевики использовали ее длясохранения и распространения марксистской литературы. Библиотека пользоваласьбольшой популярностью у жителей Минска. За 1911 год читальный зал библиотекипосетили 10254 читателя, им было выдано 74946 книг. Постоянными читателямибиблиотеки были учащиеся средних учебных заведений города, учителя, служащие,ремесленники, рабочие.
Большойпопулярностью пользовались также общественные библиотеки имени Л.Н.Толстого вМинске, Витебске, Полоцке, Орше и в других городах Белоруссии.
Работойобщественных библиотек руководили советы. Финансирование библиотекосуществлялось за счет взносов читателей, частных пожертвований инезначительных субсидий правительства.
Кромеобщественных библиотек, существовали библиотеки различных ведомств,культурно-просветительных обществ, воинских частей, расположенных на территорииБелоруссии. Всего в Белоруссии в 1914 году насчитывалась 851 библиотека. Ихкнижный фонд составлял 423 тысячи экземпляров.
Вовторой половине 90-х годов в некоторых городах Белоруссии были открытывоскресные школы для взрослых. Часто эти школы открывались по инициативедемократической интеллигенции. Преподавание в школах осуществляли учителягородских училищ, представители интеллигенции. При некоторых предприятиях былиоткрыты курсы для рабочих. В Минской и Витебской губерниях на курсах занимались450 человек, из них около 50% женщин. В 16 воскресных школах Министерстванародного образования в пяти западных губерниях в 1904 году обучалось 1500человек.
В концеХГХ — начале XX века в Белоруссии начали создаваться различныекультурно-просветительские и научные общества.
Власти вбольшинстве случаев отказывали им в регистрации, но некоторые ходатайствавынуждены были удовлетворить. В 1900 — 1914 годах на территории Белоруссии былозарегистрировано и действовало 54 таких общества. Наибольшую известностьполучили Общество любителей искусства, созданное в Минске в 1899 году, иОбщество минских врачей.
Обществолюбителей искусства было создано по инициативе местного журналиста Е.Чирикова.Оно объединяло либеральных представителей местной интеллигенции и состояло изчетырех секций — литературной, драматической, музыкальной и художественной. Назаседаниях литературной секции обсуждались произведения известных писателей ипоэтов, читались рефераты на литературные темы, организовывались выступлениялитературных критиков и так далее. Члены драматической секции ставили спектаклипо пьесам русских и зарубежных писателей. Музыкальная секция объединяла местныхмузыкантов-любителей, из которых был создан оркестр. Художественная секция былазанята, главным образом, организацией выставок местных и иногородниххудожников. Во время революции 1905 — 1907 годов Общество активно включилось вреволюционную борьбу, за что в феврале 1906 года было закрыто.
Обществоминских врачей активно пропагандировало среди населения медицинские знания,занималось организацией врачебного дела в Минской губернии. В 1910 — 1914 годахиздавало ежемесячный журнал «Минские врачебные известия».
Различныебелорусские научные общества действовали также в это время в Вильно,Санкт-Петербурге, Витебске и Могилеве.
В 1912году в Минске возникло Общество любителей природоведения, этнографии иархеологии. Инициатором его создания была интеллигенция Минска. Обществообъединяло более 80 человек, которые занимались изучением Минской губернии. Онопровело ряд исследовании рек на Полесье.
В 1907году в Вильно было создано Общество друзей науки. В него входили представителиразных политических течений и имущественного положения. Главную роль в немиграли представители буржуазно-помещичьих кругов. Путем пожертвований ипередачи частных библиотек при Обществе была создана обширная библиотека. В1914 году она насчитывала 50 тысяч томов по истории, экономике, культуреБелоруссии и Литвы на русском и иностранных языках. В библиотеке имелся отделрукописей, в котором содержались письма Т.Костюшко, С.Сераковского, А.Киркора,В.Сырокомли (Л Кондратовича) и других известных общественных и культурныхдеятелей Польши, Литвы и Белоруссии.
Обществопроводило собрания, на которых читались и обсуждались рефераты по истории,этнографии, экономике и культуре Литвы и Белоруссии. В 1907 —1910 годахОбщество издало 4 ежегодника, в которых были помещены научные труды членовобщества и отчеты о его деятельности.
Передоваяучащаяся молодежь не удовлетворялась теми знаниями, которые давала ей школа. Среди учащихся старшихклассов школ Минска и других городов распространялась запрещенная литература,создавались подпольные библиотеки и кружки самообразования. В них молодежь изучалатруды Ч.Дарвина, К.Маркса, Ф.Энгельса, А.Бебеля, П.Лаврова и других.
Жизньнастоятельно требовала открытия в Белоруссии научных государственныхучреждений. Но царское правительство средств на их создание не выделяло. Толькоперед началом первой мировой воины были открыты исследовательскиесельскохозяйственные станции — Минская болотная (1913 год) и Беняконьскаясельскохозяйственная на минеральных почвах (1910 год).
Из-заотсутствия высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждениймногие талантливые ученые, уроженцы Белоруссии, вынуждены были жить и работатьза пределами своей Родины. Это палеантолог В.Ковалевский, санскритологК.Касович, физик и химик Э.Врублевский, академик-филолог Е.Карский, про фессор-историк М Довнар-Запольский и другие. Так высокоэрудированный ученыйБронислав Эпимах-Шипило, который знал более 20 языков, в том числе санскрит,работал преподавателем в римско-католической духовной академии вСанкт-Петербурге. Его большая заслуга — помощь в сплочении и воспитаниисознательной белорусской молодежи, обучающейся в вузах столицы. Ученый былодним из основателей и первого белорусского издательского общества «Заглянетсолнце и в наше оконцев.
Белорусскаянациональная наука в начале XX века была преимущественно гуманитарной.Наибольших успехов она достигла в области этнографии, философии,фольклористики. В начале XX века исследованием языка, мировоззрения, фольклора,вероисповеданий, этнических границ, семейного и общественного быта, народногоискусства, одежды, жилища, орудии труда белорусов занимались Е Романов,М.Никифоровский, И.Сербов В., Добровольский, Л.Богданович, Е.Карский,М.Довнар-Запольский и другие. Ими были собраны и опубликованы уникальные побогатству и научной ценности материалы, которые вопреки официальным установкамдоказывали существование самостоятельного белорусского этноса.
Наибольшийвклад в исследование истории формирования белорусского языка внес уроженецГродненщины Ефим Федорович Карский (1860 — 1931 гг.). Имя этого выдающегосяученого-филолога, основателя белорусского языкознания, этнографа, палеографа ифольклориста сегодня известно во всех славянских странах. На протяжении 48 летнаучной деятельности он написал более 700 работ по славистике, белорусознанию,русистике. Первым и единственным среди белорусов в дооктябрьский период Карскийбыл удостоен звания члена-корреспондента (в 1901 году) и академика (в 1916году) Российской академии наук. Его фундаментальный трехтомный труд «Белорусы»(1903 —1922 гг.) является уникальной энциклопедией белорусознания. На основе анализасобранного фактического материала Карский доказал, что белорусский народсуществует как самостоятельная единица, имеет, как и другие народы, своюисторию, культуру, богатый язык, бытовые традиции и неиссякаемый источник устнопоэтического народного творчества. Он фундаментально обосновалсамостоятельность белорусского языка в семье других славянских языков.определил территориальные границы его распространения и составилсоответствующую карту. Кроме научного, труды Карского имеют и большоеобщественное значение, прежде всего, в плане формирования национальногосамосознания белорусов. Наследие ученого и в наше время не утратило своейнаучной ценности.
Большойвклад в развитие белорусской исторической науки в это время внеслиМ.К.Любавскии (1860 — 1936 гг.), М.В.Довнар-Запольский (1867 — 1934 гг.),В.И.Пичета (1878 — 1947 гг.) и другие ученые. Работа М К. Любавскогок «Очеркистории Литовско-русского государства до Люблинской унии включительно» (1915год) не утратила значения и в настоящее время.
Послепервой русской революции появилась и первая обобщающая работа по историиБелоруссии В.Ю.Ластовского. опубликованная сначала на страницах газеты «Нашанива», а затем изданная в 1910 году в Вильно отдельной книгой. В ней былисформулированы основные положения новой концепции истории Белоруссии, которыхпридерживалась народническая интеллигенция в конце XIX — начале XX века.
В концеXIX—начале XX вековоживилась выставочная деятельность. В 1899 году в Витебске экспонировались произведениявыдающегося русского художника И.Е.Репина, который в это время жил в именииЗдравнево около Витебска, Ю.М.Пэна и других художников. Большую роль вхудожественной жизни Белоруссии сыграла передвижная выставка, открытая в 1899году. На ней экспонировались картины И.Е.Репина, Н.А.Касаткина, А.Е.Архипова идругих художников. Активную выставочную деятельность развернуло Обществолюбителей искусств в период нарастания революционного кризиса и революции 1905—1907 годов. На выставках экспонировались преимущественно произведенияреалистического искусства — живописи, графики и скульптуры.
ВБелоруссии в начале XX века работала сравнительно небольшая группа живописцев,графиков и скульпторов. После окончания Академии искусств в Витебске поселилсяЮ.М. Пэн (1856 — 1937 гг.). Он здесь создал много пейзажей и портретов,произведений на темы из жизни ремесленников и мелких торговцев. Художникстремился правдиво показать жизнь простого народа. рассказать о его радостях иневзгодах, о любви к труду. Большую известность приобрели его произведения «Часовщик- «В тюрьме», «После забастовки». Пэн хорошо был известен и как педагог. В егомастерской получили художественное образование несколько юношей, которые вбудущем стали профессиональными художниками.
Изпроизведений живописи того времени обращает на себя внимание своимдемократическим направлением «Рабочий вопрос» И.Трутнева, «Погром» Я.Кругера идругие.
Благотворноевлияние на развитие белорусской живописи оказал художник, уроженец БелоруссииВ.К.Бялыницкий-Бирюля. Он написал много лирических пейзажей русской ибелорусской природы. Несколько картин из жизни белорусского народа написалИ.Е.Репин, который жил здесь е концеXIX века.
Вобласти пейзажа активно работали художники — уроженцы Белоруссии Ф.Рушчиц,Г.Вейсенгоф, С.Жуковскии. К.Стабровскии и другие. На их творчество наложилаотпечаток учеба у передовых русских художников. Рушчиц учился у И.Шишкина иА.Куинджи. К.Стабровскяй — у И.Е Репина, С Жуковский — у И.Левитана. Ихтворчеству характерны также прогрессивные достижения французских импрессионистов,широко использовавших в живописи свет и воздух, и польских художников, работы которыхотличались высокой культурой цветового решения, подчеркнутой декоративностью илаконизмом композиционного построения.
Автороммногочисленных эмоционально выразительных пейзажей был профессор живописиФердинанд Рушчиц (1870 -1936 гг.}. уроженец Ошмянского уезда Виленскойгубернии. Большим художественным мастерством отличаются его картины с. Земля»,и Эмигранты», «Старая мельница», в которых звучат и социальные мотивы. Живописноенаследие Рушчица очень большое. Много его этюдов и картин сохраняется в музеяхБелоруссии, в Вильно, Львове, Варшаве. Кракове
Изпроизведений Г.Вейсенгофа наиболее известными являются «Снеге», и «Белорусскоекладбище». С.Жуковского — «Неман», «Осенний вечер» и другие.
Вкнижной графике в этовремя успешно работали С Богуш-Сестрацевич, К Кастровицкии, А.Каменский. Висторическом жанре работал Я. Дроздович. Он создал графическую серию «Древнеестроительство в Белоруссии», портреты полоцких князей
В Витебскеродился и провел первые годы своей творческой жизни Марк Шагая (1887 — 1985 гг.),эмигрировавший позже во Францию и получивший там мировую известность Б Витебскеон написал такие свои картины, как «Я и деревня» (1911 год), «Над Витебском»(1914 год), «Именины» (1915 год) и другие.
Медленнееживописи и графики развивалась скульптура. В скульптуре в это время выступалонесколько мастеров, среди них известные художники Я. Дроздович иК.Кастровицкий. Кроме того, в деревне работали несколько резчиков по дереву имастеров керамической скульптуры (А.Захаревич, В Костюшко и другие).
Известнымуспехом пользовалась монументальная скульптура. Б 1908 году около деревни Леснаябыл установлен памятник по случаю 200-летия победы русских войск над шведами.Памятники, посвященные войне 1812 года, были возведены в Витебске и Кобрине.
Вдекоративно-прикладном искусстве наблюдался спад. Пользовалось спросом толькохудожественное стекло. В Белоруссии в начале XX века работало более 30 крупныхпредприятий по производству стекла. Высокохудожественной продукцией славилисьстеклозаводы «Неман А», «Неман Б», «Борисов», «Новка» и другие.
В началеXX века произошли некоторые качественные изменения и в области архитектуры.Основными строительными материалами по-прежнему являлись кирпич и дерево. Ношире стали использоваться чугун, железо, железобетон, особенно в строительствемногоэтажных зданий. По-прежнему в архитектуре господствовала эклектика —использование деталей и форм архитектуры различных стилей и эпох. Сооруженияперегружались декоративными деталями и орнаментами, органично не связанными ссамим зданием. В таком «стиле» строились особняки буржуазии, доходные дома,здания контор и учреждении. Примером такого «стиля» могут служить дом на углуулиц Кирова и Володарского в Минске, крестьянского поземельного банка в Витебске и другие.
Прогрессивноенаправление в архитектуре базировалось на традициях классицизма. В этомотношении характерно здание на углу Ленинского проспекта и улицы Урицкого вМинске (архитектор Г.Гай). В цепом архитектура Белоруссии в этот период неотличалась высокими художественными ценностями.
В началеXX века в городах Белоруссии получило распространение кино. В Минске в 1912году работали уже три кинотеатра— «Модерн», «Эдан» и «Гигант». В нихдемонстрировались неозвученные кинокартины.
Такимобразом, несмотря на неблагоприятные условия, культура Белоруссии в 1900 — 1917годах сделала значительный шаг вперед в своем развитии и приобрела национальнуювыразительность.