Культура Беларуси в перестроечный и постсоветский периоды

Культура Беларуси вперестроечный и постсоветский периоды
образованиенезависимость беларусь драматургия
В марте 1985 г.Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. С его именем с самогоначала так называемой перестройки связывались процессы гласности идемократизации, охватившие страну. Передовая белорусская интеллигенция выступилаза развитие национальной культуры, широкое распространение белорусского языка.В дальнейшем движение за национально-культурную идентификацию и цивилизационноесамоопределение усилилось и пошло по сложной траектории в связи с начавшимисяпроцессами распада СССР.
Переход к независимости.27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР утвердил Декларацию о государственномсуверенитете, а 25 августа 1991 г. Пятая внеочередная сессия Верховного СоветаБССР приняла Закон «О придании статуса конституционного закона ДекларацииВерховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете БелорусскойСоветской Социалистической Республики». С сентября 1991 г. страна сталаназываться Республика Беларусь, в декабре этого же года была юридическизакреплена ее государственная независимость. В 1994 г. в Беларуси введенапрезидентская форма правления. Кардинальные перемены значительно ускорилинационально-культурное развитие, укрепили экономическое положение имеждународный авторитет нашего государства, что позволило Беларуси болееактивно и самостоятельно проводить внутреннюю и внешнюю политику.
26 января 1990 г. былпринят Закон «О языках в Белорусской ССР», придавший белорусскому языку статусгосударственного и дополненный 20 сентября 1990 г. Государственной программой развитиябелорусского языка и других национальных языков в Белорусской ССР. Согласнорезультатам проведенного в мае 1995 г. республиканского референдумагосударственная символика была законодательно изменена, а русский язык наряду сбелорусским приобрел статус государственного языка. Были приняты другие законы,направленные на развитие национальной культуры, и прежде всего «О культуре вРеспублике Беларусь», «О национальных меньшинствах» и «Об охране и сбереженииисторико-культурного наследия».
Законодательная,политическая и экономическая поддержка позволила белорусской культуре статьболее мобильной и открытой. В новых условиях развивались разные литературные ихудожественные направления и школы, росло национальное самосознание,происходила демократизация духовной жизни, общество привыкало к свободетворчества и вероисповедания.
Рост гласности иплюрализма мнений стимулировал пересмотр старых стереотипов в оценкахисторического развития России и Беларуси. Стала очевидной неоднозначностьпротекавших в БССР социально-экономических, политических и культурныхпроцессов.
Граждане Беларусипознакомились с ранее запрещенными публикациями отечественных и зарубежныхавторов по проблемам истории, философии, социологии, смогли посмотреть такназываемые полочные кинофильмы режиссеров-новаторов и прочитать образцы«катакомбной» художественной литературы (периода «застоя»), быстрораспространившейся в открытой печати. Разительно изменилось отношение кбелорусским эмигрантам, некогда огульно объявленным предателями родины. Этопозволило познакомиться с разнообразной деятельностью белорусской диаспоры, еекультурными достижениями.
Перестроечные процессыкоснулись также отношения к верующим и к религии в целом. Законодательно былаустановлена свобода вероисповедания, культовые здания, ранее отнятые у церкви,постепенно возвращали конфессиям. Многие из этих зданий были отреставрированы.Среди них костел Святой Варвары в Витебске, церковь Марии Магдалены в Минске,Николаевская церковь в Брестской крепости. Отдельные храмы, представляющиеисторическую ценность, отстроены заново.
По существу, впервые замногие десятилетия вновь проектировались и возводились храмы и монастыри. Этостало возможно благодаря отказу государства от марксистской догматики,вульгарного атеизма. Активизировалась деятельность различных конфессий ирелигиозной общественности.
В 2002 г. в республикеуже действовали 2913 религиозных общин 26 конфессиональных направлений. Почислу верующих в Беларуси доминирует православная церковь, на втором месте –католическая.
Новое в образовании.Перестроечные процессы требовали радикальных перемен в различных сферах. Новыевеяния проникли и в сферу образования и воспитания. Пересматривались учебныепланы и программы. Претерпел изменения цикл социально-гуманитарных наук. Издавалисьновые учебники, пособия, курсы лекций. Вышла из печати шеститомная«Энцыклапедыя гicтopыi Беларуси», появились новые газеты и журналы: «Спадчына»,«Беларускi гiстарычны часопiс», «Беларуская Miнуушчына», «Беларуская думка»,«Роднае слова», «Культура», «Мастацтва», «Немига литературная» и др.
В республике открылисьновые типы учебных заведений (лицеи, гимназии, колледжи, академии), а такженегосударственные учебные заведения, прежде всего высшие. «Высшийгосударственный колледж связи», «Минский государственный высший авиационныйколледж», «Минский государственный высший радиотехнический колледж» получилистатус ВУЗов. В годы перестройки и независимого развития многие институты былипреобразованы в университеты и академии. Были открыты Барановичский государственныйуниверситет (2004) и Полесский государственный университет (Пинск, 2006).Республика Беларусь принадлежит к числу самых образованных европейских стран.По количеству студентов, приходящихся на каждые 10000 населения, страна вышлана показатели, достигнутые Германией, Швецией, Финляндией.
Общее число студентоввозросло с 189 тыс. в 1990 г. до 420 тыс. в 2009 г. В ВУЗах Беларуси в 2009 г.обучалось около 7,5 тыс. зарубежных граждан. Выпускники белорусских ВУЗовработают в 112 странах мира.
В высших учебныхзаведениях открылись десятки новых специальностей, по которым ранее кадры неготовились, появились бакалавриат и магистратура. Особое внимание в системесреднего и высшего образования стало уделяться обучению работе на компьютере,преподаванию экономических дисциплин и иностранных языков.
В новых условияхпотребовалась реформа в образовательной сфере, и 21 августа 1996 г. КабинетМинистров принял постановление «О концепции реформы общеобразовательной школы вРеспублике Беларусь», которая в перспективе предусматривала 12-летнее обучениев средней школе (себя не оправдавшее). В дальнейшем реформа подвергласькорректировке. Начиная с 2008/2009 учебного года, был осуществлен переход напрежнее 11-летнее обучение. С 1 сентября 2002 г. введена 10-балльная системаоценки знаний. Параллельно осуществлялось реформирование высшей школы. Егоглавная стратегическая задача – привести обучение в соответствие снациональными и международными стандартами в области высшего образования.
Укрепление союзныхотношений Республики Беларусь и Российской Федерации предполагает формированиеобщего образовательного пространства и согласование всех компонентовзаконодательных баз в области образования. Это позволит расширитьвзаимодействие между ВУЗами двух стран.
Наука. Первые годынезависимости были сложными и для науки. В 1985–2002 гг. сложноефинансово-экономическое положение республики, сокращение числа заказов нанаучные разработки (в основном из-за распада СССР) поставили белорусскую наукув трудное положение. Структура научно-технического комплекса, сложившаяся всоветские годы, далеко не в полной мере соответствовала потребностямсамостоятельного развития белорусской экономики, задачам назревшеготехнологического обновления отраслей промышленности и сельского хозяйства, атакже преобразования социокультурной сферы.
Снижение престижа научнойработы, невысокие зарплаты, отсутствие перспектив научного роста (а порой иработы), неудовлетворительные условия для исследовательской деятельностипобудили часть высококвалифицированных научных работников уехать из страны илиперейти в различные коммерческие структуры и совместные предприятия, например,связанные с радиоэлектроникой, компьютерными технологиями. Как правило, странупокидали наиболее перспективные, предприимчивые специалисты исследовательскихинститутов (в том числе НАН Беларуси), находящиеся в расцвете творческих сил.Это отрицательно сказалось на проведении научно-исследовательских разработок всохранившихся научных учреждениях.
Учитывая сложившуюсяситуацию, руководство республики в годы стабилизации разработало меры,способные поднять престиж науки, повысить ее роль в жизни общества и обеспечитьрост экономики. Возобновил работу Совет по координации фундаментальныхисследований при Национальной академии наук, стала выполняться программаразвития материально- технической базы науки.
В 1998 г. был принятЗакон «О научной деятельности». Стимулами научного творчества стали конкурсы налучший исследовательский проект, гранты на проведение наиболее перспективныхисследований. В составе НАН Беларуси появились новые научно-исследовательскиеинституты: молекулярной и атомной физики (1992), прикладной оптики и технологииметаллов (1992), химии и новых материалов (1998), технической акустики (1998).Возникли такие ведомственные научные учреждения, как Институт радиационнойбезопасности (1991), Белорусский НИИ документоведения и архивного дела (1996),НИИ пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций (1999). В целяхповышения эффективности деятельности Национальной академии наук в 2002 г.произошла ее реорганизация, был утвержден новый устав, преобразованыруководящие органы. Большую помощь государству в решении экономических проблемоказывает НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь.
Принятые меры позволилиподнять уровень научных исследований в республике. Окрепли международные связиученых. В 1993 г. НАЛ Беларуси была принята в качестве национального члена вМеждународный совет научных союзов – престижную организацию по развитию науки,охране прав и свобод ученых. Наиболее талантливые и перспективные ученыеполучили международные гранты для проведения исследований. Представителибелорусской науки стали активными участниками различных международных научныхконференций и симпозиумов. Способную молодежь принимают на стажировку крупныезарубежные научные центры и учреждения.
Несмотря нафинансово-экономические трудности, белорусские ученые за последние годы смоглисделать ряд важных открытий, стали авторами крупных изобретений. Среди наиболеезначимых исследований – числовые методы решения задач прикладной математическойфизики, позволяющие эффективно моделировать технологические процессыпроизводства полупроводниковых приборов. Ученые создали лазерные комплексы длятермообработки, резки и сварки металлических и неметаллических материалов;разработали технологию высокоточной полировки оптики, керамики и композиционныхматериалов; подготовили к производству конкурентоспособные на рынке портативныеприборы для контроля твердости материалов и изделий, новые эффективные лекарственныепрепараты.
Оригинальные и весьмаперспективные разработки были осуществлены в 2002 г. В частности, ученые А.Крауклис, И. Буянков, В. Минкина, С. Шабуня, В. Гаврилюк, В. Зайкин совместносо специалистами «Белтрансгаза» и французской фирмой «Эр Ликид» разработали ивнедрили проект по созданию реактора, преобразующего природный газ в водород.Под руководством академика О. Мартыненко в республике налажено производствонаноматериалов; Беларусь вошла в клуб нанотехнологических держав. Задачиотечественной науки на современном этапе определил Первый съезд ученыхБеларуси, который прошел 1–2 ноября 2007 г.
Литература. Значительныеперемены в рассматриваемый период произошли в сфере литературы. Увидели светработы К. Буйло, М. Горецкого, В. Ластовского и многих других литераторов, втом числе представителей белорусской диаспоры ближнего и дальнего зарубежья.Были изданы ранее не публиковавшиеся произведения Я. Купалы и Я. Коласа. Сталииздаваться серии книг «Наши знаменитые земляки», «Белорусский книгосбор», «Память».В 1998 г. к 200-летию со дня рождения А. Мицкевича вышла его поэма «Пан Тадэуш»на белорусском, польском и русском языках.
Писатели, поэты,драматурги стремились объективно отражать историю страны, глубоко анализироваливажнейшие события прошлого и настоящего, создавали яркие образы героев,представлявших прошедшие и современную эпохи. К проблемам далекой и близкойистории Беларуси обратились в своих произведениях Э. Скобелев, А. Соколов, А.Сульянов, В. Чаропка, Н. Чергинец и другие писатели. Становлению белорусскойгосударственности посвятил свои романы Л. Дайнека («Меч КНЯЗЯ Вячкi», 1987;«След ваукалака», 1988; «Жалезныя жалуды», 1990).
Белорусские писателизначительное внимание уделили теме чернобыльской катастрофы и ее тяжелыхпоследствий. Среди них, прежде всего, надо назвать В. Казько («Cпaci i памiлуйнас, чорны бусел»), Н. Метлицкого («Палескi смутак», «Бабчын», «Хойнiцiисшытак»), И. Шамякина («Злая зорка»).
Были опубликованы новыепроизведения Т. Бондарь, Р. Боровиковой, B. Быкова, А. Велюгина, И. Науменко,П. Панченко, Г. Пациенко, Г. Пашкова, В. Правдина, И. Пташникова, Я. Сипакова,М. Стрельцова, М. Танка, И. Чигринова, Е. Янищиц и др. Актуальные социальнозначимые темы, раскрывающие сложные процессы постсоветской действительности,поднимал классик белорусской литературы И. Шамякин («У засет палаца»,«Губернатар», «Партрэт», «Начныя успамiны»). Рос и креп талант молодых авторов:И. Богданович, А. Письменкова, Л. Рублевской, В. Шнипа.
Динамично развиваласьбелорусская драматургия. А. Дударев написал пьесы «Злом» (1987), «Песня празубра» (1993), «Князь Вiтаут» (1993). Получили известность произведения Н.Ареховского «Накануне» (1986), «Машека», «Ку-ку» (1992); В. Бутромеева «Чужыягрошы» (1993), «Страсцi па Аудзею» (1988). В драматургии появились новые имена:В. Саулич, C. Ковалев, И. Сидорук. Большой резонанс вызвал дебют молодогодраматурга А. Курейчика, пьесы которого «Потерянный рай» и «Иллюзион» охотноставят отечественные и зарубежные театры, а драма «Пьемонтский зверь» сталалауреатом Первого драматического конкурса, организованного Министерствомкультуры России совместно с МХАТом им. А. П. Чехова.
Говоря о достиженияхлитературы, нельзя не отметить, что впервые были изданы на белорусском языке в1997 г. «Боская камедыя» Данте (в переводе В. Скоринкина), а в 2002 г.канонический текст Библии (в переводе В. Семухи). В Беларуси наблюдаетсятворческий подъем русскоязычной поэзии (А. Аврутин, В. Блаженный, В.Поликанина, Ю. Сапожков, А. Скоринкин, Г. Соколовский, Ю. Фатнев, М. Шелехов).Востребованным прозаиком является Анатолий Андреев (литературовед,культуролог), раскрывший в 9-ти романах феномен «новых маргиналов».
Архитектура иизобразительное искусство. Во второй половине 90-х гг. – начале XXI в. поинициативе Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в стране широкоразвернулись реконструкция, обновление и благоустройство небольших городов ипоселков. В какой-то степени этому способствовали их юбилеи, а такжепоследовательное присвоение тому или иному городу статуса центра празднованияДней белорусской письменности, проведение традиционно народного праздника«Дажынкi».
Неузнаваемо изменили свойархитектурный облик, став по-европейски обустроенными, современными городамиБорисов, Заславль, Мозырь, Пинск, Полоцк, Пружаны, Шклов, Слуцк, Кобрин, г.п.Мир, Кобрин и др.
Реставрация иреконструкция вернули былое великолепие старинным усадьбам, церковнымсооружениям. В больших и средних городах отреставрированы мемориалы,благоустроены многие улицы и площади, парки и скверы, медицинские и спортивныеобъекты. Восстановлены Минская, Несвижская, Шкловская, Могилевская ратуши,обновляются Мирский и Лидский замки, реконструирован мемориальный комплекс«Брестская крепость-герой», другие объекты историко-культурного значения.
Среди крупных и наиболееинтересных архитектурных объектов, возведенных в последнее время, следует впервую очередь отметить новое здание Национальной библиотеки Беларуси, новыйжелезнодорожный вокзал, Дворец Республики, автовокзал «Московский», крытыйфутбольный манеж, велодром, Минск-арена (все – в Минске), ледовые спортивныедворцы в столице и некоторых других городах, вторую линию Минскогометрополитена. В республике появилось множество современных зданий, в том числеофисы банков, посольств, совместных предприятий. Постепенно восстанавливаютсятемпы жилищного строительства благодаря переходу этой отрасли на рыночныеотношения. Государство выделяет малоимущим и молодым семьям льготные кредиты наприобретение жилья.
На этапе перестройки и впоследующие годы освобождалось от жесткой цензуры белорусское изобразительноеискусство. Органы государственного управления стали воздерживаться от прямоговмешательства в тематику выставок и экспозиций, в деятельность творческихсоюзов и объединений.
В белорусской живописи играфике по-прежнему преобладало реалистическое направление. Однако естьхудожники, которые следуют разным стилям, что позволяет многообразно отражатьдействительность через углубление в мир своих переживаний и чувств. Отдали даньновым художественным течениям и продемонстрировали яркую авторскую манеру Н.Селещук, В. Толстик, Г. Скрипниченко, В. Ольшевский, С. Малишевский, Л.Хоботов, Н. Залозная, В. Иванов, В. Слаук, С. Валенок, М. Барздыко, В.Вишневский, Ю. Макаров.
Порой в работахотечественных живописцев просматриваются и сюрреалистические мотивы.Современное изобразительное искусство Беларуси ведет творческий поиск внаправлениях трансавангарда, постмодернизма, концептуальной, «метафизической»,«психологической» живописи и графики. Вызывает интерес непростое для восприятияэпатажное искусство группы художников-символистов, назвавших свой неформальныйсоюз «Магией круга» (В. Герасимов, А. Савич, В. Савич, Ю. Хилько). Новейшиехудожественные искания мирно уживаются с устоявшимися теченияминеотрадиционализма. В живописи продолжают культивироваться стилистическиеприемы и формы неопримитивизма, или «наивного искусства» – крестьянского игородского изобразительного фольклора, постфольклора, детского творчества.
В разных жанрах живописиоригинальные авторские стили и произведения создали А. Марочкин, Ф. Янушкевич,Г. Ващенко, А. Кищенко, Г. Поплавский, 3. Литвинова, А. Кузьмич, В. Шкарубо идругие маститые художники. Так, любимым образом картин А. Кузьмича сталимадонны.
Чернобыльской катастрофепосвятил серию из 10 картин под общим названием «Черная боль» (1986–93)академик живописи М. Савицкий. В 1991–2001 гг. он написал другой цикл полотен«Заветы блаженства».
В республике одна задругой открывались негосударственные картинные галереи современного искусства«Вита-Нова», «Жильбел», «Верхний город», «Арт-творчество», «Оник». Одновременнопоявились и неформальные творческие объединения «Немига-17», «Галина»,«Погоня», «Форма», «Плюралис» в Минске, «Квадрат» в Витебске, «4-63» в Полоцке.
Заметным явлением вхудожественной жизни Беларуси стали пленэры. В 1994 г. в Витебске впервыесостоялся международный пленэр, посвященный творчеству М. Шагала. Сталитрадиционными пленэры, связанные с именами Я. Дроздовича (на Витебщине) и В.Бялыницкого-Бирули (на Могилевщине). Интересные выставки картин белорусских изарубежных художников устраивает Музей современного изобразительного искусства.
Разительные переменыпроизошли в скульптуре. Восстанавливались тронутые временем работы известныхмастеров. По существу, впервые в истории нашей страны состоялось массовоеоткрытие памятников национальным деятелям: Скорине (Лида, Прага, Минск), Н.Гуссовскому, М. Горецкому, Я. Дроздовичу (все – в Минске), Е. Полоцкой (Минск,Полоцк), К. Туровскому (Туров, Минск), князю В. Чародею и С. Полоцкому(Полоцк), С. Слуцкой (Слуцк), Н. Орде (Иваново), Я. Чечоту (Барановичскийрайон), А. Мицкевичу (Новогрудок, Минск), М. Шагалу (Витебск), В. Короткевичу(Орша, Витебск), В. Сырокомле (Несвиж), П. Масленникову (Могилев), М.Довнар-Запольскому (Речица), Рогнеде и Изяславу (Заславль), М.Кл. Огинскому(Молодечно), князю Борису (Борисов), Ф. Богушевичу (Сморгонь). Своеобразнойданью времени, советскому интернационализму и героизму солдат и офицеров сталпамятник белорусским воинам, погибшим в Афганистане, который был открыт в 1996г. на «Острове слез» в Минске. Плодотворно работают талантливые скульпторы А.Финский, В. Янушкевич, В. Слободчиков и О. Варвашеня. Оригинальными персонажамиукрасил городские скверы и площади минский скульптор В. Жбанов.
Театр. В театральнойжизни по-прежнему ведущую роль играют «купаловский» и «коласовский» театры.Национальный академический театр имени Я. Купалы в современной манере поставилспектакли «Страсцi па Аудзею» В. Бутромеева, «Князь Вiтаут» А. Дударева (реж. В. Раевский), «Тутэйшыя» Я. Купалы,«Iдылiя» В. Дунина-Марцинкевича, «Гаральд i Мод» К. Хиггенса и К. Каррьера(реж. Н. Пинигин).
В Национальномакадемическом драматическом русском театре им. М. Горького режиссерами В.Маслюком и Б. Луценко были поставлены спектакли «Знак беды» (по В. Быкову),«Ночные карлики и Антигона» (по пьесе Л. Разумовской), «Амфитрион» (по мотивамдревнегреческих мифов), «Христос и Антихрист» (по Д. Мережковскому), «Калигула»(по А. Камю).
Бурное время вызвало кжизни многочисленные театральные студии. Некоторые из них окрепли и сталипрофессиональными театральными коллективами. На базе небольшихспециализированных студий выросли
Минский государственныймолодежный театр, театр-студия «Жест», театр-студия «Абзац», театр драмы «Дзе –я?», Малый театр в Минске.
В 1991 г. премьеройспектакля-абсурда по пьесе Н. Ареховского «Куку» открылся театр-лабораториянациональной драматургии «Вольная сцэна» (реж. В. Мазынский). Здесь ставилисьспектакли «Барбара Радзiвiл» Р. Боровиковой, «Павалiуся нехта» (по В. Голубку иЛ. Родевичу). В последующем он был реорганизован в Республиканский театрбелорусской драматургии (худ. рук. В. Анисенко), постановки которого «Адэль» Е.Таганова, «Чернобыльская малiтва» С. Алексиевич и другие пользуютсяпопулярностью у зрителя.
Возросла слава Государственногоакадемического театра оперы и балета Республики Беларусь. К числу наиболееинтересных спектаклей принадлежат «Дикая охота короля Стаха» B. Солтана (по В.Короткевичу), «Страсти» («Рогнеда») А. Мдивани, «Князь Новоградский» А.Бондаренко, «Спартак» А. Хачатуряна, «Болеро» М. Равеля, «Война и мир» C.Прокофьева, «Мастер и Маргарита» Е. Глебова, «Фауст» А. Радзивилла. Театр многогастролирует. За рубежом получила широкую известность балетная труппа во главес главным балетмейстером Валентином Елизарьевым. После реконструкции здания иприлегающей территории театр стал больше соответствовать замыслу архитектора И.Лангбарда и приобрел много новых поклонников.
Большой успех выпал надолю балета «Страсти». Его создателям в 1996 г. была присуждена Государственнаяпремия Республики Беларусь. Кроме того, Международная ассоциация в Париже,действующая под эгидой ЮНЕСКО, назвала «Страсти» лучшей мировой балетнойпостановкой 1995 г.
Продолжает творческиепоиски и Государственный театр музыкальной комедии. На его сцене поставлены, вчастности, спектакли «Джулия», «Стакан воды», «Холопка», «Хелло, Долли!»,«Марица». Он заложил основу для создания в 1991 г. Детского музыкальноготеатра, в 1992 г. – хореографического коллектива «Минск-балет».
Таким образом, театральнаяжизнь республики в годы общественных перемен развивалась динамично и насовременном этапе, несмотря на финансовые трудности, отличается репертуарнымразнообразием. Произошел поворот к национальной драматургии, возросломастерство актеров, расширился диапазон зарубежных гастролей, появились новыеоригинальные коллективы, непрерывно идет поиск нового. Большие города пережилисвоеобразный «бум» театрального творчества.
Музыка. В областиклассической музыки ведущим жанром остается симфония. В последние годыпрозвучали 8-я Симфония Д. Смольского, 2-я Симфония В. Доморацкого, камернаясимфония В. Войтика «Последняя осень поэта», 4-я симфония «Куропаты» К.Тесакова, опера «Птах» О. Залетнева (по мотивам драматического финала жизни А.Мицкевича). Замечательные песни и романсы пишет Д. Долгалев. Он – автороригинальной симфо-рок-оперы «Огонь Прометея».
Виртуозно исполняетоперные арии, эстрадные песни, романсы, произведения других музыкальных жанров(с участием зарубежных знаменитостей) Президентский оркестр Республики Беларусьпод управлением Виктора Бабарыкина, основанный в 2002 г.
Большую работу поразвитию и распространению отечественной эстрадной музыки проводитГосударственный концертный оркестр Беларуси под руководством Михаила Финберга,созданный в 1987 г.
В 1992 г. начал своюдеятельность концертный коллектив «Белорусская капелла», возглавляемый В.Скоробогатовым. Он возродил и донес до современных слушателей целые пласты«шляхетской музыки», стал «проводником» в истории национальной музыкальнойкультуры.
Виктор Скоробогатов –талантливый оперный певец, один из тех, кто вернул нам мелодии предков. Он –автор книги «Зайгралi спадчынныя куранты», в которой, по существу, впервыепредпринята попытка системного исследования белорусского музыкального наследияразных столетий. «Белорусская капелла» восстанавливает отечественноемузыкальное наследие – как религиозные произведения, так и светскую музыку(оперы, полонезы, любовные песни и танцы).
Его самые способныеученики – певец Юрий Городецкий и певец-композитор Петр Елфимов –профессионально исполняют классические и современные произведения вокальногожанра.
Успешно осуществляютмногогранную концертную деятельность Государственный камерный хор Беларуси,Белорусский государственный академический хор телерадиокомпании, Академическийнародный хор им. Г. Цитовича, Академическая хоровая капелла им. Г. Ширмы,государственный ансамбль народной музыки «Свята». Плодотворно работаюткомпозиторы-песенники О. Елисеенков, И. Лученок, Э. Зарицкий, Л. Захлевный, 3.Евтухович и др.
Новым явлением исоставной частью культурной жизни республики стали музыкальные фестивалиразнообразной тематики и направленности. Они усиливают интерес к музыке,родному языку, фольклору. Традиционно проводятся Международный фестивальдуховной (христианской) музыки «Магутны Божа» и фестиваль эстрадной песни«Золотой шлягер» (Могилев), музыкальный фестиваль «Славянский базар» (с 1992г.), фестиваль, посвященный И.И. Соллертинскому (Витебск), фестивальбелорусской песни и поэзии (Молодечно), фестивали «Возрождение белорусскойкапеллы», «Белорусская музыкальная осень», «Минская весна» (все в Минске),«Музыкальное Полесье» (Мозырь), «Музы Несвижа». По итогам 2000 г. Международнаяфедерация организаторов фестивалей признала Международный фестиваль искусств«Славянский базар» лучшим из 188 претендентов.
Заметным достижениембелорусского музыкального искусства явилось завоевание в 2005 г. Ксенией Ситникпервого места на детском конкурсе «Евровидение». Ее успех достойно продолжилиАндрей Кунец (2-е место, 2006 г.) и Алексей Жигалкович (1-е место, 2007 г.).
Пополняется творческимиколлективами белорусская эстрада. Например, гастролируют в стране и за рубежомпопулярные ансамбли «3 + 2» и «Серебряная свадьба». Оригинальныймузыкально-эстрадный театр создала талантливая белорусская певица ИринаДорофеева. Чаруют своеобразными стилями исполнения Инна Афанасьева и АнжеликаАгурбаш.
Интенсификация всех видовхудожественного творчества в условиях самостоятельного развития РеспубликиБеларусь позволила молодым музыкантам активнее участвовать в различныхмеждународных конкурсах. За 1999–2004 гг. их лауреатами и дипломантами сталиболее 200 воспитанников Белорусской государственной академии музыки, средикоторых пианисты К. Красницкий, А. Поночевный, баянист А. Шувалов.
Для поддержки одаренныхмолодых исполнителей учреждена специальная премия Президента РеспубликиБеларусь. Вручение же премии «За духовное возрождение» приурочено крождественским праздникам. Данной премией награждаются в целом творческипродуктивные деятели культуры, науки и люди, имеющие особые заслуги передотечеством. По итогам 2008 г. ее лауреатами стали авторский коллектив10-томного издания «Беларусь» государственного научного учреждения «Институтискусствоведения, этнографии и фольклора» им. К. Крапивы НАН Беларуси,коллектив государственного учреждения «Республиканский научно-практическийцентр детской онкологии и гематологии», протоиерей A. Н. Ширитон, приемнаясемья Е. и А. Онаховых.
Кино. Белорусское кинодобилось заметных успехов и достижений. Маститыми режиссерами был снят рядпопулярных фильмов: «Кооператив «Политбюро», «В августе 1944-го» (реж. М.Пташук), «Двое на острове слез» (реж. В. Дашук), «Шляхтич Завальня» (реж. В.Туров), «Анастасия Слуцкая» (реж. Ю. Елхов), «Иван», «Под небом голубым»,«Кадет» (реж. B.Дудин).
Впечатляющей инновациейбелорусского кинематографа явился фильм «Волки», снятый по одноименной повестиА. Чекменева (реж. А. Колбышев, авторы сценария А. Колбышев, А. Чекменев).Отечественные киностудии обратились к перипетиям белорусской истории,актуальным проблемам современности. В жанре исторической мелодрамы В. Орловснял многосерийный телесериал «Проклятый уютный дом». Новыми успешными лентамипополнились фонды документального и анимационного кино, в том числе поэкологическим проблемам. С 1993 г. проводится международный кинофестиваль«Листапад» в Минске. С 1997 г. – национальный кинофестиваль в Бресте.
В то же время здесьимеется еще немало трудностей и недостатков. В частности, явно не хватаетсредств для создания отечественных картин. В кинопрокате преобладаютзаокеанские фильмы категорий Б и В. Зритель нередко отдает предпочтениераспространяемым огромными тиражами западным видеофильмам, как правило,малосодержательным. Все это требует корректировки кинематографической политики,увеличения целевой
материальной поддержкикиностудии «Беларусьфильм», в первую очередь финансирования конкурсныхпроектов.
Несмотря на финансовыетрудности, в республике принимались меры по укреплению материально-техническойбазы и идеологического оснащения культуры, развитию ее приоритетныхнаправлений, расширению услуг для населения в сфере досуга, активизациитворческой деятельности молодежи. Это позволило увеличить число музеев,театров, концертных залов и т.п.
В отмеченный периодвозросли социальная значимость культуры, ее роль в организации жизни населенияБеларуси, формировании национального самосознания, воспитании молодогопоколения; повысилась степень свободы и открытости, расширились международныекультурные связи. Все эти процессы ознаменовались приходом ярких талантов,созданием новых произведений в области литературы и искусства. Повысилосьвнимание к белорусской культуре, возросла активность культур национальныхменьшинств, расширили сферу влияния межнациональные культурные формы, возрос ихтворческий потенциал.
Реформированные с учетомтребований артрынка и вкусов, ценностных ориентаций различных социальных слоевучреждения культуры обогащали и разнообразили формы и способы приобщения ихпредставителей к лучшим достижениям национального и мирового культурногонаследия, инновационным образцам художественной деятельности. Появились новыетворческие коллективы, студии-театры, негосударственные предприятия культурысовременного типа, активизировалось возрождение традиционных праздников, обрядов,художественных ремесел. Серьезной реформе подверглась система образования ивоспитания.
Следует еще разподчеркнуть высказанную в восьмой главе мысль о том, что в обозримом будущемпроизойдет все более тесное сближение национальных культур, функционирующих натерритории Беларуси, активизируется их полилог, многосторонний процессвзаимного преобразования и частичной гибридизации. Нельзя не согласиться и спредположением о том, что направленность и ускорение данному процессу придастуглубляющаяся конвергенция титульной белорусской культуры с (метропольской идиаспорной) русской культурой. Этому будет способствовать -имеющее глубокиеисторические корни единение Беларуси с Россией. Важно добиться увеличения вдоминирующей межнациональной культурной форме и соответствующем синтезированномбелорусско-русском менталитете удельного веса белорусского компонента(«беларускасцi»), а также в целом обеспечить возрастание роли кореннойнациональной культуры в качестве стилевой основы общенациональной культуры ицивилизации и как посредника в разнообразных межкультурных коммуникациях.
Вся история белорусскойкультуры (дополнительный свет на нее проливают работы Э.К. Дорошевича, В.М.Конона, А.И. Смолика, С.А. Порошкова, А.Ф. Рогалева и др.) свидетельствует отом, что с самого
начала она развивалась втесной связи и взаимодействии с культурами России, Украины, Средней и ЗападнойЕвропы. На каждом историческом этапе на белорусской земле появлялись крупныедеятели культуры европейского и мирового масштаба. И сегодня отечественнуюкультуру украшают созвездия творческих личностей; талантливые ученые, яркиемастера искусства достойно представляют ее на родине и за рубежом.
На долю белорусскойкультуры выпало немало тяжелых испытаний (войны, разграбление накопленныхценностей завоевателями, угрозы ассимиляции), но каждый раз она выходила изкризиса. В особенно трудные периоды ее развитие замедлялось, осложнялось, ноникогда не останавливалось. История, подчеркиваем, распорядилась таким образом,что белорусская культура продолжает эволюционировать как органическая частьобщенациональной (полинациональной, отчасти полигибридной) культуры Беларуси,продолжая оставаться испытанным союзником русской культуры.
Благоприятные условия длярасцвета и возрождения отечественной культуры сложились в республике послепровозглашения Беларусью суверенитета и обретения независимости. Процесссоциально-культурных преобразований приобрел новое качество в связи сначавшимся в середине 90-х гг. экономическим подъемом белорусского общества.Получает поддержку коренная национальная культура, разнообразнее становятсяформы и методы культурно-массовой работы, создаются и восстанавливаютсяпамятники, строятся новые объекты культуры; совершенствуются сложившиеся формыобразования, верующим возвращаются культовые здания, возрождаются национальныетрадиции. Значительно окрепли международные культурные связи Беларуси; намногих форумах, фестивалях, музыкальных конкурсах и художественных выставкахяркие творческие личности, представляющие Республику Беларусь, становятсяпобедителями или дипломантами.
Сегодня актуальнойявляется задача повышения творческого уровня камерного и эстрадного искусствапри уменьшении доли вестернизированного китча на телевидении и в другихсредствах аудиовизуальной коммуникации. Как уже указывалось в первом разделеучебного пособия, его (китча) чрезмерное распространение оказывает негативноевлияние на различные социальные аудитории (особенно на молодежь), отрицательносказывается на развитии белорусской культуры и других национальных культур,искажая и «размывая» их стилевые особенности и самобытные черты.
Для успешного решениявышеуказанных проблем требуется объединение созидательных усилий институтовгосударства и гражданского общества в процессе проведения целенаправленнойперспективной культурной политики.

Список использованныхисточников
1. Драч Г.В., Матяш Т.П.Культурология. Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001.
2. Ширшов И.Е. Культурология – теорияи история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.
3. Эренгросс Б.А. Культурология.Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс,2007.
4. Культурология. Учебное пособие Подредакцией А. А. Радугина – М., 2001.