Введение
Древний Египет– одна из древнейших цивилизаций,возникшая на северо-востоке африканского континента вдоль нижнего течения Нила, где сегодня располагается современное государство Египет. Создание цивилизации относится к концу 4-го тысячелетия до н.э. – времени политического объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью первых фараонов. Её развитие продолжалось в течение следующих трёх тысячелетий, в которых несколько устойчивых царствчередовались с периодами относительной нестабильности, известными как переходные периоды. Своего высшего расцвета Древний Египет достиг во времена Нового царства, после которого начался постепенный закат. В этот поздний период ряд держав последовательно завоевывали Египет. В итоге правление фараонов официально закончилось в 31 г. до н.э., когда ранняя Римская империя захватила Египет, сделав его своей провинцией.
Успех древнеегипетской цивилизации в большой степени явился результатом её способности адаптироваться к условиям речной долины Нила. Регулярные ежегодные разливы, удобряющие почву плодородным илом, и организация ирригационной системы земледелия позволяли производить зерновые культуры в избыточном количестве, обеспечивавшем социальное и культурное развитие. Принуждающей и организующей силой этой деятельности был хорошо развитый бюрократический аппарат из лучших писцов, религиозных лидеров и администраторов во главе с фараоном, являющийся гарантом кооперации и единства египетского народа, в контексте сложной системы религиозных верований.
В числе достижений древних египтян были горнодобывающее дело, полевая геодезия и строительная техника, использовавшиеся в сооружении монументальных пирамид, храмов и обелисков; математика, практическая медицина, ирригация, сельское хозяйство, кораблестроение, египетский фаянс, технология производства стекла, новые формы в литературе и самый древний известный мирный договор. Египет оставил долговечное наследие. Его искусство и архитектура широко копировались, а его древности вывозились во все уголки мира. Его монументальные руины вдохновляли воображение путешественников и писателей в течение многих столетий. Новый интерес к древностям и археологическим раскопкам в XIX веке привел к научному исследованию египетской цивилизации и большему пониманию её культурного наследия для мировой цивилизации.
Искусство Древнего Египта
С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет – страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Название страны – «Египет» – происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах – «дом Ка Птаха», греч. – Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос» (Αίγυπτος). Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки. Само слово «Египет» («загадка», «тайна») греческого происхождения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает «чёрная земля», имелась в виду плодородная земля дельты Нила). В III в. до н.э. египетский жрец Манефон написал на греческом языке «Историю Египта», в которой выделил периоды Древнего, Среднего и Нового царств, а также перечислил тридцать одну династию фараонов. Древний Египет, как никакая другая цивилизация древности, создаёт впечатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны – узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, теснимая с запада и востока песками пустынь, – ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира. Природа Египта – просторы неба и земли, огненный диск солнца, огромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые рощи, заросли папируса и цветы лотоса – дарила искусству мотивы и формы, служила источником вдохновения.
Существование Египта зависело от разливов Нила, приносивших на поля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозили неурожай и голод. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разливами реки. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Чтобы земля давала высокие урожаи, её нужно было орошать, и это повлияло на развитие строительного искусства и точных наук Чёткая организация государственного управления стала возможной благодаря созданию иероглифической письменности. Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фараона (греч. «фарао», от егип. «пер-о» – «большой дом») – так традиционно называли местных властителей. Фараон был обожествлён при жизни и носил титул «сына Солнца». Его существование подчинялось сложным церемониалам, пышность которых возрастала по мере того, как Египет расширял свои владения. Фараон объявлял войну, заключал мир, принимал иностранных послов, получал богатые дары и сам раздавал награды. В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, растения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Нил почитался как бог Хапи, податель влаги и урожая. Вселенную египтяне представляли как соединение Нила небесного, где плывёт в лодке солнечный бог Ра, и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Осирис – бог плодородия, умирающей и воскресающей природы, считался четвёртым мифическим царём Египта. Он счастливо правил страной со своей сестрой и супругой Исидой – богиней плодородия, воды и ветра. Бог Осирис научил людей возделывать землю, сажать сады, строить города, выпекать хлеб. После того как Осирис передал богу Гору, своему сыну, царский престол, он удалился в царство мёртвых, став владыкой, а также судьёй в загробном мире. Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но при условии, если его тело остаётся нетленным. Так возник обычай мумифицировать тела умерших, т.е. подвергать их специальной обработке, благодаря которой они сохраняются очень долго. По представлениям древних египтян, человек наделён несколькими душами. Одна из них обитала в статуе умершего. Такую статую помещали в гробницу – архитектурное сооружение, размеры и пышность убранства которого зависели от знатности покойного. Изображения, которыми украшали погребения, должны были обеспечить душе умершего человека возможность пользоваться всеми благами, окружавшими его при жизни. Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное, сокровенное, оно бьшо обращено не столько к миру живых, сколько к царству мёртвых. Спрятанные в гробницах произведения искусства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели, обладали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности. Не случайно у самих египтян слово «художник» имело значение «творящий жизнь». Долгие годы имена древнеегипетских мастеров оставались неизвестными. Между тем зодчие, скульпторы и живописцы занимали высокое положение в обществе. Они гордились деяниями своих рук, совершенством знаний. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульптуры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов. При главенствующей роли архитектуры все виды искусств образовали в Древнем Египте великолепное гармоничное единство.
История искусства
Древнее государство в нижнем течении реки Нил, в северо-восточной Африке. Сложилось к 3000 до н.э. в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта. По исчислению египетского жреца Манефона (конец 4-начало 3 вв. до н.э.), до 341 до н.э. (2-е завоевание Египта персами) было 30 династий. Древне-египетское искусство, главным образом призванное обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествлённого фараона, выражало свои идеи в строго канонической форме, но пережило эволюцию, отразившую изменения в политической и духовной жизни египетского общества. Были выработаны многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.). Сформировались локальные художественные школы. Проявились яркие творческие индивидуальности. Древне-египетскими художниками были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объём, масса, опора и перекрытие – в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно – в рельефе и живописи; текстура камня и дерева – в монументальной и станковой скульптуре; ритм. Сложилась канонизированная форма изображения человеческой фигуры на плоскости – одновременно в фас (глаз, плечи) и в профиль (лицо, грудь, ноги).
Основные принципы древне-египетского искусства начали складываться в период и II династий (ок. 3000 – ок. 2800 до н.э.). Ведущую роль приобрела архитектура, тесно связанная с заупокойным культом (гробница-мастаба). Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывали влияние на развитие скульптуры и живописи, которым также свойственны геометрическая обобщённость, симметрия и статика, строгая фронтальность (статуя фараона Хасехема, начало 3-го тыс. до н.э., Каир). В период Древнего царства (ок. 2800 – ок. 2250 до н.э.) найденные ранее художественные приёмы обрели стилистическую законченность. Был выработан новый архитектурный тип гробницы фараона – пирамиды, предельная простота форм которой в сочетании с гигантскими размерами создавала исполненный отчуждённого, сверхчеловеческого величия, архитектурный образ (пирамиды в Саккаре и Гизе). Заупокойные комплексы у подножия пирамид (поминальные храмы, соединённые длинными крытыми коридорами с входными павильонами, величественная фигура сфинкса, строгие ряды мастабаобразных гробниц придворных) отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества. В росписях и рельефах на стенах гробниц (картины благополучной жизни в царстве мёртвых) проявляются свойственные египетским художникам острая наблюдательность, чувство ритма, красота обобщённой контурной линии, силуэта, локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре, середина 3-го тыс. до н.э.).
Большое развитие получил скульптурный портрет. По представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Чётко разграниченные на типы (идущий человек с выставленной вперёд ногой, сидящий со скрещенными ногами), торжественно статичные портретные статуи отличаются ясностью и точностью передачи наиболее существенных, характерных черт и социального положения портретируемого (статуи фараона Хефрена, Каир, писца Каи, Лувр), объёмы изваяний обобщены; складки одежды, парики и головные уборы, ювелирные украшения тщательно проработаны.
В эпоху Среднего царства (ок. 2020 – ок. 1700 до н.э.) пирамиды утратили грандиозность. В архитектуре проявилось влияние провинциальных традиций – мастабы сменились скальными гробницами, с 2-или 4-колонным портиком. Поминальные храмы часто отделены от гробниц, имеют удлинённую осевую композицию, в них значительное место отведено колоннадам и портикам (храм Ментухотепа 1 в Деир-эль-Бахри). Расширилось строительство ирригационных сооружений. Усилился рост городов (остатки города Кахун в р-не Файюма), в застройке которых проявилось классовое неравенство: маленькие глинобитные хижины тесных жилых кварталов, отделённые стеной от аристократической части города, резко отличались от дворцов (кирпич-сырец) с помещениями, украшенными росписями, с колоннами и портиками, галереями, внутренними дворами. В изобразительном искусстве усилились тенденции к правдоподобию. В стенных росписях гробниц изображения приобрели большую композиционную свободу, появились попытки передачи объёма, обогащалась цветовая гамма. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, растений, животных (росписи гробниц в Фивах, 21 в. до н.э.). В скульптурном портрете проявилось более индивидуализированное отношение к человеку. При сохранении канонов композиции фиксировались возрастные черты модели, появились элементы раскрытия характера (портретные головы и статуи фараонов Сенусерта III и Аменемхета III, 19 в. до н.э.); намеренно обращаясь к твёрдым породам камня (диорит, гранит), виртуозно преодолевая сопротивление материала, скульптор выявлял чёткую структуру лица, подчёркивал его суровость, придавал изображению драматическую экспрессию.–PAGE_BREAK–
Яркий расцвет искусство Египта пережило в эпоху Нового царства (ок. 1580 – ок. 1070 до н.э.). Успешные походы в Азию и приток богатств обусловили исключительную роскошь быта египетской знати этого времени. Суровые, драматичесские образы эпохи Среднего царства сменились утончённо-аристократическими. Усилилось стремление к изяществу и декоративной пышности. В архитектуре получили дальнейшее развитие тенденции предыдущего периода. В храме царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, который представляет собой развёрнутый в пространстве архитектурный комплекс, частично вырубленный в скалах, строгие линии карнизов и протодорических колонн контрастируют своей разумной упорядоченностью с хаотическими расщелинами скал. Мягко моделированные статуи, рельефы и росписи придают храму просветлённость и гармоническую ясность. В рельефах линии стали изящнее, обработка поверхности камня тоньше. Особое развитие получил углубленный рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, начало 15 в. до н.э.). В стенных росписях появились невиданная ранее свобода движений и ракурсов, тонкость красочных сочетаний, в композиции широко вводился пейзаж (росписи гробниц в Фивах, конец 15 в. до н.э.). В наземных храмах, развивавших идею грандиозной архитектурно-пространственной композиции, основными элементами стали развёрнутые по продольной оси открытый двор, обнесённый колоннадой, гипостиль с рядами монументальных лотосовидных или папирусовидных колонн и святилище со статуями богов; вход в храм оформлялся 2 пилонами, перед которыми воздвигались обелиски и статуи (храмы в Карнаке и Луксоре).
Искусство времени Эхнатона (1-я половина 14 в. до н.э.) стремясь ослабить власть жречества, Эхнатон провёл религиозную реформу, основал новую столицу Ахетатон – современный Эль-Амарна) отличается заострённостью образов, почти гротескной трактовкой индивидуальных, болезненно-уродливых черт фараона и членов его семьи. К концу правления Эхнатона скульптурные портреты характеризуются аристократической утончённостью и классической ясностью образов. Шедеврами древнеегипетского искусства являются выполненные скульптором Тутмесом портреты фараона и его жены Нефертити (Государственный музей, Берлин-Далем). Традиции искусства времени Эхнатона продолжались его непосредственными преемниками. Сохраняя техническое совершенство и декоративное изящество, искусство Египта середины 14 в. до н.э. постепенно приобретало, однако, оттенок академической холодности (находки из гробницы фараона Тутанхамона – золотая маска, трон, сосуды, ларцы с рельефами и росписями). Традиции эпохи Эхнатона сохранялись в работах ряда мастеров Фив и Мемфиса. Некоторые произведения отличаются острой характерностью образов, непосредственностью передачи эмоций и обобщённостью контурного рисунка (рельеф с изображением плакальщиков, ГМИИ).
Искусству 2-й половины 14 в. до н.э. свойственно стремление к парадной пышности и тяжеловесности форм (гипостиль храма в Карнаке со 134 массивными колоннами). Вновь получил распространение скальный тип храма (Абу-Симбел). В изобразительном искусстве усилилась идеализация образов фараона (статуи Рамсеса II в Абу-Симбеле). Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство (сосуды из шифера, алебастра, хрусталя, фигурные туалетные ложечки из слоновой кости и дерева, золотые браслеты, ожерелья и кольца, инкрустированные драгоценными камнями, резные и расписные ларцы, мебель). Подчиняющиеся основным стилистическим закономерностям древнеегипетского искусства бытовые изделия отличаются строгой отточенностью форм, изысканной декоративной красочностью, тонкостью отделки. Последний расцвет древнеегипетское искусство пережило при фараонах так называемой Саисской династии (7 в. до н.э.). Характерно обращение к древним традициям, эклектическое соединение художественных приёмов различных эпох. Тщательно обработанные и отполированные статуи и рельефы отмечены академической отвлечённостью. Некоторые произведения наделены выразительной портретной характеристикой (статуя Мантуэмхета, Каир).
После завоевания страны Александром Македонским (4 в. до н.э.) искусство Египта включилось в сферу эллинистического искусства, позднее – искусства Древнего Рима. Культовая архитектура этого времени, сочетающая античные и древнеегипетские формы, отмечена чертами эклектизма (храм бога Гора в Эдфу, 237–57 до н.э.). Оригинальный сплав древнеегипетских и римских традиции представляют собой файюмские портреты. С переходом Египта под власть Византии (кон. 4 в.) сложился один из местных вариантов раннехристианской культуры – коптское искусство. С 7 в. в Египте развивалась одна из ведущих школ средневекового арабского искусства.
Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное искусство Древнего Египта. Чтобы лучше понять его своеобразие, надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян. Они верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг. На случай, если тело умершего по какой-либо причине подвергнется разрушению, создавалось ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся с того света души её земную оболочку.
Более всего заботились о том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю страны – фараону. Уже при его жизни, на протяжении десятилетий, тысячи его подданных вырубали из скал, перетаскивали и водружали на место огромные каменные блоки для царской гробницы. Если вспомнить, как низок был уровень техники в те времена, нетрудно представить, каких затрат труда и скольких человеческих жизней стоило это строительство. Затем появились большие т.н. ступенчатые пирамиды; старейшая из них находится в Саккара и была сооружена четыре с половиной тысячелетия назад. Шедеврами древнеегипетского строительного искусства были пирамиды. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должны были производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца.
Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению обстоятельств была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен умерший молодым фараон Тутанхамон.
Из пирамид и мастаба крупных вельмож на берегах Нила складывались целые «города мёртвых». Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, т.н. пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов – статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой. Колонны повторяли формы распространённых тогда в Египте растений – папируса, лотоса, пальмы. Как густой лес стоят они в огромных храмах Луксора и Кариака, которые были основаны примерно в 16–14 веках до нашей эры. В наше время стал особенно знаменит высеченный в скале храм в Абу-Симбеле. Строительство Ассусианской плотины грозило ему затоплением. Для спасения храма была проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.
Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.
Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи – спереди. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы – знаки – картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.
Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.
Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди других произведений тогда были созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты даже наших дней.
Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.
Сложение древнеегипетского искусства (4 тысячелетие до н.э.)
Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам. Сравнительно цельное представление о слагавшемся здесь обществе памятники дают начиная с 5 тысячелетия до н.э. Они говорят о первобытнообщинном характере общества, основанного на примитивном земледелии и скотоводстве; рыболовство и охота еще играли также большую роль. Плодородие почвы, образовавшейся из наносного ила, обеспечивало пропитанием, несмотря на примитивность орудий труда, большое число людей. В отдельных общинах начало появляться земледелие, основанное на искусственном орошении, и применялся труд рабов, вначале еще немногочисленных. Развитие имущественного неравенства внутри общины привело к зачаточным формам государственной власти как аппарата угнетения, созданного в интересах нарождавшегося класса рабовладельцев. Постоянные междуобщинные войны из-за земель, каналов и рабов завершились в середине 4 тысячелетия образованием двух больших государственных объединений – северного и южного. Их объединение, достигнутое победой Юга над Севером около 3200 г. до н.э.-) явилось образованием единого Египетского государства.
Древнейшими жилищами человека в долине Нила были ямы и пещеры; из натянутых на шестах шкур и плетенок устраивались навесы и шатры. Постепенно появились тростниковые хижины, обмазанные глиной. С образованием классового общества в таких хижинах в течение тысячелетий продолжало жить беднейшее население рабовладельческого Египта. Жилища вождей племен выделялись вначале лишь своими размерами; святилища также устраивали в больших хижинах, причем на такой хижине или в ее ограде укрепляли фетиш почитавшегося духа. Постепенно для постройки жилищ начали изготовлять кирпич-сырец. Перед жилищем устраивали двор, обнесенный оградой, а позднее стеной. Древнейший вид жилища – яма – послужил образцом и для погребений, которые имели форму овальной ямы и были выстланы циновками. Таким образом, все первоначальные виды жилищ, святилищ и гробниц восходят к первобытному жилью человека; они и мыслились именно обиталищами людей, духов, мертвых. Общие черты в планировке и оформлении дома, дворца, храма и гробницы сохранялись и впоследствии в архитектуре рабовладельческого Египта. С изобретением кирпича могилы стали делаться прямоугольными и обкладываться кирпичом. Такие гробницы появились у наиболее обеспеченной верхушки общества – рядовые общинники по-прежнему погребались в овальных ямах. Развитие имущественного неравенства в общине, обусловившее различие в форме жилищ, отразилось и на различии погребений. Особое внимание обращалось на оформление могилы вождя общины, так как считалось, что «вечное» существование его духа обеспечивало благоденствие всей общине. В Иераконполе была найдена гробница такого вождя, стены которой были уже покрыты росписью. Для обеспечения посмертного существования умершего, которое представлялось продолжением земного, родные ставили в могилу сосуды с пищей и питьем и предметы обихода. Эти вещи являются важным источником для изучения жизни в долине Нила до образования классового общества, как и для изучения истоков египетского искусства. Они показывают постепенное развитие техники в трудной борьбе первобытного человека с природой, изменения в жизни общины, осмысление человеком явлений окружающего его мира. Отсутствие знаний о подлинной связи явлений придало фантастический характер представлениям о мире. продолжение
–PAGE_BREAK–
Самыми ранними из них являются глиняные сосуды, расписанные несложными белыми узорами по красному фону глины. С течением времени формы сосудов становились разнообразнее; менялся и самый тип росписей и их техника. Выполненные красной краской на желтоватой поверхности сосуда, эти очень упрощенные, иногда приближающиеся к геометрическому орнаменту рисунки отражали древнейшие заупокойные и земледельческие обряды. Так, например, очень часто в них изображаются плывущие по Нилу ладьи, украшенные ветвями, с людьми, совершающими культовые действия, причем главную роль играют женские фигуры, что связано с восходящей еще к матриархату ведущей ролью женщины. Подобные же представления отражают и грубо схематические женские статуэтки из глины и кости, явно относящиеся к культам плодородия. Близка к росписям на сосудах и упомянутая выше стенная роспись из гробницы вождя в Иераконполе, изображающая, по-видимому, загробное странствование души умершего; часть этой росписи связана и с охотничьими обрядами; при этом в ряде случаев фигуры людей и животных разбросаны по плоскости стены без всякой композиционной связи друг с другом. Отзвуки древних охотничьих обрядов нашли выражение и в пластинках из серо-зеленого шифера, имеющих форму рыб, страусов, бегемотов и т.п. и предназначавшихся для растирания красок, применявшихся во время обрядов.
Образы людей и в росписях и в примитивных скульптурах охарактеризованы лишь в самой общей и условной форме; передаются лишь черты, особенно существенные для содержания данного изображения. Стремление к наибольшей наглядности привело первобытных художников к изображению различных частей одной и той же фигуры с разных точек зрения. Например, в иераконпольской росписи тела животных даны в профиль, а рога то в профиль, то в фас – в зависимости от того, как более отчетливо может быть изображена та или иная форма рогов: у антилопы и горного козла – в профиль, у быка или буйвола – в фас (так продолжали изображать рога животных и в искусстве рабовладельческого Египта); на той же росписи у людей встречаются различные сочетания фасных и профильных изображений разных частей тела при неизменно профильном рисунке ступней ног.
В подобных изображениях художник рисовал предметы не с натуры, не так, как он видел их в определенный момент, с одной определенной точки зрения, а условно воспроизводя наиболее важные признаки каждого знакомого ему существа или предмета, в первую очередь изображая то, что было главным для данной сцены, – оружие и руки для боя и охоты, ноги для бега или пляски. Передача правильных пропорций фигур не имела значения, взаимоотношения действующих лиц передавались также крайне примитивно; так, центральная роль жрицы или богини выражалась просто большими размерами фигуры.
Постепенно, однако, памятники начинают свидетельствовать об изменении художественных требований, явившихся следствием новой ступени развития общества, культуры, мировосприятия. Образы передаются отчетливее, чаще соблюдаются пропорции, композиции приобретают известную организованность. Примерами нового Этапа, в развитии искусства являются рельефные изображения тех битв между общинами, которые привели к образованию крупных объединений на юге и севере Египта. Характерной чертой этих рельефов является выделение роли предводителя объединения: он изображается в виде льва или быка, поражающего врагов.
В таких памятниках уже намечался определенный отбор образов и приемов, которые затем, повторяясь в аналогичных произведениях, постепенно становились обязательными. Этому содействовал культово-официальный характер подобных памятников, предназначавшихся для увековечения побед и в то же время для закрепления результатов побед религиозными обрядами.
Постепенное усиление такого отбора делается наряду с появлением и развитием новых тем и новых художественных средств важнейшей особенностью последующего этапа развития египетского искусства. В общем процессе становления классового общества и образования единого рабовладельческого государства перед искусством встали иные задачи, определившие его роль при новом общественном строе, так же как роль религии, которая отбором верований, мест и предметов культа, сложением ритуала и истолкованием мифов стала идейным оружием верхушки рабовладельческого государства и его главы – фараона. Подобный путь прошло и искусство, призванное отныне в первую очередь создавать памятники, прославляющие царей и знать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своему назначению должны были выполняться по определенным правилам. Именно такие произведения и способствовали образованию канонов, о начавшемся сложении которых говорилось выше.
Первым памятником, показывающим сложившиеся новые формы искусства, является шиферная плита фараона Нармера (высотой 64 см), сделанная в память победы южного Египта над северным и объединения долины Нила в единое государство (илл. 36, 37). Рельефы на двух сторонах плиты представляют пять сцен, из которых четыре рассказывают о победе царя Юга над северянами. Царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу – убегающие северяне, на другой стороне наверху – торжество по случаю победы: царь в короне побежденного Севера идет с приближенными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу – царь в образе быка, разрушающего вражескую крепость и топчущего врага; средняя часть этой стороны занята символической культовой сценой неясного содержания.
Памятник отличается новыми чертами. Каждая сцена является законченным целым и в то же время частью общего замысла памятника. Сцены расположены поясами, одна над другой – так, как в дальнейшем будут решаться все стенные росписи и рельефы. Основные черты будущих канонов на плите Нармера уже имеются, причем ясен и путь их сложения, С одной стороны, здесь отразились новые завоевания на пути к более высокому мастерству изображения действительности: пропорции фигур почти правильны, намечены мускулы, общественное положение каждого человека ясно охарактеризовано различием одежд, головных уборов, атрибутов. И наряду с этим закреплены художественные приемы, идущие из далекого прошлого: передача социального различия действующих лиц разницей в размерах их фигур, изображение разных частей тела человека, животных и птиц с разных точек зрения (так же как с разных точек зрения даны шествие царя и разложенные рядами вражеские тела). Но складывающееся постоянное применение канона при изображении людей все же не распространяется на плите Нармера на двух человек, держащих фантастических зверей на средней сцене оборотной стороны плиты и изображающих, видимо, пленных северян-рабов: в дальнейшем в искусстве рабовладельческого Египта отступление от канонов легче всего делалось именно в изображениях людей, принадлежавших к низшим слоям населения.
Значение плиты Нармера в истории египетского искусства не ограничивается тем, что она свидетельствует о сложении основных канонов этого искусства; очень важно, что она показывает и его сложившийся классовый характер, явно выраженный в ней стремлением идеализировать образ царя всеми доступными средствами – непомерным увеличением масштабов его фигуры, сохранением пережитков древних тотемистических представлений в изображении царя в виде мощного быка, подчеркиванием той помощи, которую ему оказывает божество. Так, в главной сцене над головой убиваемого царем пленного дано символическое изображение победы Нармера: бог Гор в виде сокола протягивает царю веревку, привязанную к голове северянина, выступающей из проросшей болотистыми растениями земли – дельты Нила.
Общая характеристика искусства
Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире. Несколько тысячелетий в плодородной долине Нила развивалась своеобразная культура, оставившая человечеству великие памятники архитектуры, изобразительного искусства, письменности. Изучая искусство Древнего Египта, необходимо понять причины, определившие его своеобразие и неповторимость. Долгое время культура Египта развивалась изолированно от внешнего влияния. Все интересы сосредоточивались внутри страны, где все определяла безграничная власть владык-фараонов и мощное влияние религиозных культов История Древнего мира. Ранняя древность. Кн. I, M., 1989.-С. 87.
Древнеегипетская культура как бы вырастает из камня. Архитекторы и скульпторы использовали в своем творчестве различные породы камня, в том числе такие твердые, как гранит, диорит, базальт. Искусные мастера в совершенстве овладели этим материалом. Из камня сооружались гигантские пирамиды и храмы. Вес отдельных монолитов превышал тысячу тонн. Из камня создавались тончайшие, просвечивающие на солнце алебастровые сосуды и кружево украшений.
Историю Древнего Египта и соответственно историю его искусства принято делить на следующие периоды:
В традиционном, застывшем мире восточных царств ничего не менялось на протяжении сотен лет. Та же судьба была уготована и развитию культуры. Сложившиеся еще в глубокой древности правила, и каноны художественного творчества оставались почти неизменными. Незыблемость и величие власти царя подчеркивалось раз и навсегда установленными приемами: расположениями сцен и фигур, их размерами, каноническими позами и жестами. Более того, поскольку фараон считался живым богом, и существовало поклонение громадному пантеону богов, искусство, как правило, имело религиозно-культовое значение. Художник был обязан следовать традициям, освященным авторитетом религии. Громадное значение в религии Древнего Египта имел заупокойный культ. Мастера создавали колоссальные усыпальницы, сохранявшие мумии умерших царей и вельмож, ибо в них, согласно вере, могла вернуться душа человека. Если мумия не сохранялась, душа могла вернуться в подобие тела – статую, и поэтому скульптор в Древнем Египте назывался «творящим жизнь». Но эта жизнь творилась по раз и навсегда установленным правилам. В Древнем Египте существовали предписания и руководства для скульпторов и живописцев. Для работы применялись шаблоны и сетки, переносящие пропорции и контуры фигур людей и животных на стены храмов.
Однако и в рамках столь строгого следования традициям и канонам древнеегипетское искусство не было лишено движения, связи с реальной жизнью, с чувствами и переживаниями человека, с народной традицией, хотя в массе своей это искусство было обезличено. История донесла до нас не много имен великих ученых и мастеров. Среди них имена Имхотепа, Хемиуна, Инени Сенмута и др., сыгравших выдающуюся роль в развитии культуры.
Додинастический период
Появлению цивилизации на земле Древнего Египта предшествовал длительный, в несколько тысячелетий, период развития культуры. В это время шел процесс становления новой хозяйственной организации, новых социальных отношений, создания единого государства. В додинастический пе-риод Египет был разделен на отдельные карликовые государства – номы, где сохранялись родоплеменные воспоминания о тотемистических предках. Каждый ном имел своего предка-покровителя: кошку, крокодила, шакала и т.д. До нас дошли найденные в погребениях шиферные пластинки и керамика со стилизованными изображениями животных. Процесс развития общества находит свое отражение в новых мотивах искусства. Так, в более поздний период изображения зверопредков сливаются с культом богов и царей. Царь в образе могучего быка поражает своих противников. Боги Древнего Египта изображаются одновременно с чертами и зверя, и человека. Так, бог смерти Анубис изображается с головой шакала. Солнечный Гор – с головой сокола, бог знаний Тот – с головой длинноклювого ибиса и т.д. Такие изображения приобретают тематический характер, идет отбор способов и приемов формирования художественного стиля История зарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой, НЛ. Мальцевой. М., 1984. — С. 54.
В конце IV тысячелетия до н.э., к моменту создания единого египетского государства этот процесс в основном был уже завершен. На знаменитой шиферной плите фараона Нармера (или Менеса, 3000 г. до н.э.), запечатлевшей исторические события – победу царства Верхнего (Южного) Египта над царством Нижнего (Северного) Египта, мы видим основные правила изображения, на 30 веков ставшие каноническими. На двусторонних рельефах плиты, высотой 64 см, горизонтальными полосами изображены пять сцен, проставляющих победу фараона. Каждая сцена раскрывает эпизод общего замысла. На одной из них царь в короне Верхнего Египта убивает в битве своего врага, на другой – он уже в короне побежденного Нижнего Египта предает казни пленных врагов, и в образе быка разрушает неприятельскую крепость.
Именно так теперь будут строиться все рельефы и стенные росписи Древнего Египта. Фигуры царя размерами многократно превосходят другие фигуры – такой прием подчеркивает могущество божественной власти. Эту же божественность выражает изображение на стеле царя в виде священного сокола – бога солнца Гора. Религиозно-мистическое содержание передается иллюзией объемного изображения фигур, в которые могла вселиться душа. Голова человека изображается в профиль, развернутые плечи – в фас, нижняя половина туловища и ноги снова в профиль. Художник изображает не то, что он видит реально, а то, что он знает об изображаемом, стремится выразить его сущность. продолжение
–PAGE_BREAK–
Таким образом, рельеф Нармера как бы открывает новый период в истории Египта, когда наметившиеся тенденции в развитии культуры приобретают завершенность и цельность.
Искусство периода Древнего царства
После объединения древнеегипетское государство достигло необыкновенной силы и могущества. На полях, орошаемых благодатным Нилом, трудились сотни тысяч крестьян и рабов. И вся мощь государства олицетворялась неограниченным владыкой – фараоном. Царь считался сыном бога солнца Ра, и в тронное имя фараона входило имя бога (Хафра, Менкаура). Еще большее значение приобрел заупокойный культ; монументальные гробницы, храмы, скульптурные портреты должны были обеспечить земным владыкам вечную жизнь.
Архитектура
В искусстве Древнего Египта архитектуре принадлежала ведущая роль. Еще издавна для захоронения мумий царей и вельмож сооружались из облицованных кирпичей земляных холмов так называемые «мастаба» (араб, скамья) – прямоугольные гробницы. Позже эти сооружения стали делать из обработанных каменных плит. Поиски новых архитектурных форм для возвеличивания царской власти привели к появлению таких сооружений как пирамида. В XXVIII в. до н.э. зодчий фараона Джосера Имхотеп создал удивительное, устремленное вверх сооружение из семи поставленных одна на другую уменьшающихся мастаба высотой более 60 м. Это была первая ступенчатая пирамида. Имя создателя пирамиды навсегда вошло в историю Египта, и впоследствии знаменитый ученый и строитель был даже причислен к сонму богов. Последователи Имхотепа, развивая дальше его идеи, пришли к созданию пирамид так называемого классического типа с гладкими гранями, поражавших воображение современников и далеких потомков. Не-далеко от древней столицы Египта города Мемфиса на западном берегу Нила в местечке Гиза высятся три великие пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура. Величайшая из них пирамида Хуфу (Хеопса) достигает в высоту 146,6 м, длина стороны ее основания – 233 м, площадь пирамиды около 50 тыс. кв. м. Строили пирамиду около 20 лет и на ее сооружение пошло 2 млн. 300 тыс. каменных блоков весом от 2,5 до 30 т. Блоки пирамиды были пригнаны друг к другу с удивительной точностью, а ее поверхность была покрыта отшлифованными плитами из известняка. В сердце пирамиды находилась погребальная камера с мумией фараона, заключенной в гранитной саркофаг. Древние зодчие соорудили над усыпальницей несколько пустот с перекрытиями, равномерно распределявших колоссальную тяжесть каменной массы.
Пирамиды являлись центром целого комплекса сооружений. Их окружали гробницы придворных вельмож и родственников фараона, заупокойные храмы и ограды. Пирамиды олицетворяли границу жизни и смерти. Заупокойные храмы располагались на плодородном берегу Нила, оттуда дорога вела к пирамидам, на запад от которых начиналась безжизненная пустыня. Близ пирамиды фараона Хафра высится удивительная статуя так называемого Большого Сфинкса, фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Основу этого сооружения составляет известняковая скала, искусно обработанная мастерами. Размеры статуи огромны: длина 57 м, высота 20 м.
Скульптура
Канонические традиции определяли развитие и древнеегипетской пластики. Скульптура составляла неотъемлемую часть храмовых и погребальных комплексов. Человек изображался в статичных, фронтальных позах. Ваятели стремились создать впечатление монументальности, незыблемости, величавого спокойствия. Как правило, это либо стоящая с выдвинутой вперед ногой, либо сидящая на троне или на земле со скрещенными ногами фигура. Статуи окрашены в традиционные тона: мужские – в красно-коричневый, женские – в желтый цвет. Использовалась инкрустация с помощью драгоценных камней и металлов. Традиционность изображений объясняется их ритуальным предназначением. По верованиям египтян статуи могли служить вместилищем души усопшего человека. В то же время такая задача требовала от мастеров передать сугубо индивидуальные, реалистические черты каждого человека, создавая как бы двойника умершего. Ярким примером сложившегося стиля является статуя фараона Хафра наследника Хуфу. Царь изображен сидящим на резном каменном троне, поза его величава и неподвижна. Солнечный сокол Гор своими крыльями осеняет голову божественного владыки. Могучий фараон бесстрастно взирает на мир, ничто не может поколебать его власти, все прах у его ног. И все-таки это реальный человек, художник создал портрет, по которому мы можем судить о властном и непреклонном характере строителя второй великой пирамиды.
Классическими образцами пластики Древнего царства могут служить статуи царевича Рахотепа, его супруги Нофрет, вельможи Ранорефа. Лаконичными, даже скупыми чертами передано ощущение ясности, спокойствия, умиротворения на пороге вечности Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобрази-тельных искусств. М., 1958.-С. 59.
Даже в рамках канона мастера древности стремились показать индивидуальность человека, раскрыть его внутренний мир, мир мыслей и чувств. Так, в портретной статуе царского писца Каи перед нами предстает образ хитрого, умного и осторожного слуги, готового немедленно выполнить волю господина. Его внимательные, широко распахнутые глаза, инкрустированные бронзой, алебастром, горным хрусталем, – настороже, раболепно, жадно ловящие слово или жест царя, рука занесена в готовности над свитком папируса.
Другой тип предстает перед нами в статуе царского сына Каапера. Это плотный, даже тучный человек с мягкими округлыми чертами добродушного лица. Он уверенно и неторопливо идет, опираясь на посох, его голова высоко поднята в сознании собственного достоинства. В научный оборот эта статуя вошла под названием «сельский староста». Так назвали ее рабочие-арабы на раскопках, настолько реален и узнаваем был образ человека, жившего 5 тысячелетий назад. А портрет знаменитого зодчего Хемиуна, строителя великой пирамиды фараона Хуфу, представляет нам властного, умного, энергичного и даже жестокого человека, волею которого великий замысел бы воплощен в жизнь.
Большую роль в искусстве Египта играли рельефы и росписи усыпальниц и храмов. И здесь были выработаны свои методы и приемы изображения. Использовался выпуклый барельеф и врезанный рельеф с углубленным контуром. Росписи делались по сухой поверхности минеральными красителями: охрой, сажей, тертым лазуритом, окисями меди. Иногда роспись создавалась с помощью заполнения специальных углублений цветными пастами. В рельефах и росписях сюжеты обычно располагались в виде фризов по поясам, последовательно рассказывая о том или ином событии. Также последовательно пояс за поясом располагались древние иероглифические тексты, врезанные в камень. Сама письменность служила своеобразным орнаментом, украшавшим поверхность стен. Перед нами последовательно проходят сцены сражений, охот, пиров и увеселений царей и знати. Мы видим и труд простых людей: земледельцев, скотоводов, рыбаков, кузнецов и мореходов. В настенных изображениях действуют те же каноны, выработанные еще в плите Нармера. Изображения фараона и богов имели большие размеры, чем изображения простых смертных, ракурс фигур воссоздает иллюзию объема.
В то же время в изображении простых людей допускалось вольное обращение с предписанными правилами. В усыпальницах царей и вельмож были найдены так называемые «ушебти» – многочисленные статуэтки тех людей, которые должны были и после смерти служить своим господам: рабы, носильщики, музыканты, повара, – представляющие совершенно свободные, раскованные позы и жесты людей из народа, отличающиеся яркой выразительностью, эмоциональностью, движением.
Многочисленные войны, восстания рабов, внутреннее перенапряжение и ослабление государства привели к кризису и гибели Древнего царства. В XXIII в. до н.э. Египет вновь распался на независимые области.
Искусство Среднего царства
Только в XXI в. до н.э. фараоны новой династии, выходцы из города Фивы в Верхнем Египте, смогли вновь объединить страну. Новые цари сделали свой родной город столицей государства. В окрестностях Фив начинают возводиться храмовые комплексы и усыпальницы фараонов. Новым словом в развитии египетской архитектуры стала усыпальница – храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри (XXI в. до н.э.) – выдающийся памятник древнеегипетского зодчества. Храм представлял собой сочетание окруженных колоннами террас с возвышающейся в центре пирамидой, которая опиралась на скальное основание. На террасы вели широкие пандусы (пологие подъемы). Из долины реки к храму шла дорога длиной в 1200 м и шириной в 32 м. Новым в храмовом строительстве было и создание так называемых пилонов – монументальных трапециевидных башен, расположенных по сторонам главного входа в храм. Перед храмами и дворцами царей стали сооружаться обелиски с иероглифическими текстами. Это были монолитные сужающиеся кверху четырехгранные колонны с пирамидальным завершением.
С укреплением власти фиванских фараонов, как выражение их претензий на наследие древних династий, делаются попытки возобновления строительства пирамид. Планировка пирамид и храмовых комплексов заимствуется со старых образцов. Однако сконцентрировать всю мощь страны для решения таких гигантских задач, как это было во времена Хуфу, фараоны Среднего царства были не в состоянии. Их пирамиды только по форме напоминают усыпальницы Древнего царства. Так, пирамида фараона XII династии Сенусерта I имела высоту всего 61 м. Основным строительным материалом был кирпич-сырец и сама пирамида держалась только благодаря внутреннему каркасу из каменных стен и каменной облицовке. До наших дней дошли только руины этих сооружений.
Тем не менее, в период расцвета Среднего царства создавались и замечательные памятники. Таким был храмовый комплекс Аменемхета III в Хавара (XIX в. до н.э.). Хотя и здесь пирамида построена из кирпича-сырца, удивителен заупокойный храм при пирамиде. Его площадь составляет 72 тыс. кв. м. Храм состоял из многочисленных залов, переходов, молелен, украшенных статуями и рельефами. В античном мире этот храм прославился под названием Лабиринта и «отец истории» Геродот сравнивал его с великими пирамидами. Особенностью храма являлось широкое применение колоннад и перекрытий, вытесанных из цельных каменных монолитов. Храм в Хавара по своему предназначению отличается от сравнительно небольших святилищ Древнего царства. Именно он символизирует теперь власть фараона, равную власти богов. В отличие от прошлого многочисленные статуи царя, наряду со статуями богов, заполняют помещения храма. Более того, близ храма изваяны две колоссальные статуи Аменемхета III из желтого кварцита высотой 18 м. Теперь не только посвященные жрецы в темных погребальных камерах, но и весь народ должен был преклониться перед мощью царя, олицетворенной в этих колоссах.
Скульптура
В начале Среднего царства стремление следовать образцам древности обнаруживается и в скульптуре, особенно в официальных изображениях. Статуи фараона Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште хотя и носят портретный характер, но в то же время образ дается упрощенно, схематично. Чувствуется стремление ваятелей повторить прежний идеализированный образ живого бога.
Однако серьезные потрясения в социальной и политической жизни Египта, когда был нарушен казавшийся незыблемым уклад жизни, не могли не найти своего отражения и в изобразительном искусстве. Утверждались новые династии, личность человека, его воля, талант, смелость играли иногда решающую роль в борьбе за власть.
В период расцвета Среднего царства в пластике Египта формируется новое направление. Мастера начинают уделять больше внимания индивидуальным особенностям личности. С помощью тщательно проработанных деталей они стремятся показать характер человека, его возраст, эмоциональный настрой. Яркими примерами воплощения идей нового стиля могут служить портретные работы фараонов XII династии – Сенусерта III и его сына Аменемхета III (XIX в. до н.э.). Голова Сенусерта III изваяна из черного обсидиана. Резкий контраст света и тени на широких выступающих скулах, сжатых в узкую щель губах, глубоко запавших глазах – все это создает ощущение напряженности. Тщательно проработана мускулатура, костяк, складки кожи лица. Возникает образ реального человека – волевого, властного, ироничного, много повидавшего правителя. продолжение
–PAGE_BREAK–
В портретной статуе его наследника Аменемхета III из черного гранита и особенно в статуе в виде сфинкса ощущается продолжение этих новых тенденций. Хотя поза сидящего в парадном убранстве фараона выдержана в каноническом стиле и повторяет позу фараона Хафра, лицо Аменемхета III дает представление о его энергичном, властном и суровом характере.
Новые веяния коснулись также рельефных изображений и настенной живописи. Их сюжеты становятся более разнообразными, сцены – более динамичными, позы людей свободными и раскованными. Фигуры уже не располагаются строго по фризам. Они естественно включены в композиции на фоне природы или в бытовых условиях. Мягче и богаче становится цветовая гамма. Художники наряду с яркими одноцветными тонами начинают использовать различные смеси красителей, полутона, что придает росписи более изысканный характер. В целом в эпоху Среднего царства искусство Египта, используя наследие прошлого, сделало новый шаг вперед в своем развитии в сторону реализма и человечности.
Однако период подъема опять сменяется кризисами и потрясениями. Вновь ослабевает центральная власть. Этим воспользовались азиатские кочевые племена гиксосов около 1700 г. до н.э., захватившие Египет.
Искусство Нового царства
Борьбу за независимость и объединение страны вновь возглавили правители г. Фивы. В 1560 г. до н.э. кочевники-гиксосы были изгнаны и фараоны XVIII династии снова объединяют Египет в единое целое. Воскресшая и обновлен-ная страна при великих фараонах Яхмосе I и Тутмосе III достигает пика своего могущества. Границы государства на юге включают золотоносную Нубию, а на севере доходят до Евфрата. Непрерывным потоком из завоеванных земель потекли толпы рабов, золото, слоновая кость, драгоценные камни, умножая богатства царей, знати и жреческого сословия. Несметные богатства позволяли правителям Египта украшать страну, и прежде всего столицу – г. Фивы – великолепными храмами, с необычайной пышностью поднять и возвеличить престиж царской власти и культы богов. Особенное значение приобретает культ верховного божества Фив – Амона. Его культ сливается с культом древнего солнечного Ра в единое целое – культ Амона-Ра. Вместе с тем в культуре Египта все более сказывается и внешнее влияние завоеванных стран и земель, с которыми у него установились прочные торговые отношения.
Искусству этой эпохи свойственны не только пышность и богатство, но и стремление к изысканности, изяществу и утонченности.
Архитектура
Основным типом архитектурного сооружения в период Нового царства становится храм. Усыпальницами фараонов служат тайные скальные гробницы расположенные близ Фив в так называемой «Долине царей». В период правления XVIII династии сложился тип храма, представляющий собой в плане вытянутый прямоугольник. От долины Нила к фасаду храма вела аллея сфинксов. Сам фасад оформлялся в виде двух трапециевидных башен-пилонов, перед которыми возвышались иглы обелисков и стояли колоссальные статуи фараонов. Узкий проход между пилонами приводил в. открытый прямоугольный двор, обнесенный колоннадой. Далее следовал по прямой закрытый колонный зал и за ним само святилище. Колоннада центральной части залов возвышалась над боковыми портиками и в помещения проникал естественный свет. Основные залы храмов дополнялись молельнями, подсобными помещениями, складами; все это в целом создавало громадные храмовые комплексы. Залы храмов украшали многочисленные ста-туи царей и богов. Стены и колонны покрывали монументальные рельефы и росписи, сопровождавшиеся священными иероглифическими текстами.
В столице Египта Фивах были созданы два прославленных храмовых комплекса в Карнаке и Луксоре, посвященные культу Амона-Ра. Сооружение Карнакского храма началось в XVI в. до н.э. и до нас дошло имя его первого строителя зодчего Инени. В XV в. до н.э. зодчий Аменхотеп-Младший начал строительство Луксорского храма. На протяжении столетий правители дополняли, достраивали, украшали эти храмы. На их стенах фараоны прослав-ляли свои деяния, так что храмы превратились в своеобразную каменную историческую летопись своей эпохи. Поражает воображение колонный зал Карнакского храма размером 103 на 52 м. Тесно, в шестнадцать рядов, стоят 134 колонны гигантских разме-ров. Высота колонн центрального ряда достигает 23 м. Игра света и тени в этом колоссальном каменном лесу создавала ощущение таинственности, ничтожности человека в обители царей и богов. Капители колонн Карнакского и Луксорского храмов оформлены в виде гигантских бутонов лотоса и папируса. Стены покрыты прекрасными рельефами и росписями. Создатели храмов стремились не только продемонстрировать мощь и величие, но отдавали дань изяществу и красоте.
Если усыпальницы фараонов превратились в тайные захоронения, то тем большее значение для прославления царей получило строительство заупокойных храмов. Это были величественные сооружения с пилонами у подножия гор, к которым вели аллеи сфинксов. От громадного храма фараона Аменхотепа III до нас дошли лишь полуразрушенные статуи, ранее стоявшие перед храмом высотой 21 м. Впоследствии греки назвали их колоссами Мемнона, сына богини Зари.
Особое место среди заупокойных храмов занимает храм женщины-фараона Хатшепсут (XV в. до н.э.). Он сооружен в той же долине, где в эпоху Среднего царства был построен знаменитый храм Ментухотепа I. Строителем храма был вельможа и советник царицы Сенмут. Зодчий создал грандиозный ансамбль из трех поднимающихся друг над другом террас. Их объединяют широкие пандусы, продолжающие дорогу сфинксов из долины Нила. Фасады террас храма оформлены в виде изящных колоннад и, как бы постепенно вырастая, поднимаются к горам. Сочетание плавного вертикального движения с горизонтальными ритмами белоснежных колонн создает удивительное чувство уравновешенности и гармонии, плавного перехода к вечности. Храм был богато декорирован и украшен с использованием драгоценных материалов. Его помещения украшало более 200 статуй женщины-царя.
Скульптура
Новый стиль гармонии и красоты проявляется и в изобразительном искусстве. Если официальные изображения: колоссы, сфинксы еще носят черты обобщенности, схематизма, то более интимная скульптура отличается мягкостью, пластичностью, ярко выраженной индивидуальностью. Так, тронные портреты Хатшепсут изображают женщину-фараона в полном царском уборе и даже с искусственной бородой – таков канон. Но есть и другие изображения царицы, где она предстает во всем обаянии женской мягкости и красоты.
Прекрасными образцами нового стиля являются скульптурные портреты храмовой певицы Ранаи и верховного жреца бога Амона Аменхотепа. Созданные в технике мелкой пластики из темного эбенового дерева статуэтки богато инкрустированы драгоценными металлами. Изящность, грациозность, изысканность становятся отличительными признаками нового стиля.
В том же ключе шло развитие и настенных изображений. В 79 храмовых рельефах и росписях динамичные, сложные композиции сменили плавные, неторопливые сюжеты древности. Мы видим стремительно мчащиеся колесницы великого завоевателя Тутмоса III, рассказы о великих путешествиях, сцены охоты и великолепных пиров. Строгая, скупая прорисовка фигур сменяется мягкими пластичными линями. Колорит росписей обогащается теплыми розовыми, золотистыми полутонами, передающими оттенки человеческой кожи. В развевающихся полупрозрачных одеждах кружатся прекрасные женщины. Ткань не скрывает, а лишь подчеркивает фацию и воздушность прекрасных флейтисток и танцовщиц.
Изящный стиль утверждается и в прикладном искусстве. Предметы туалета, керамика, ювелирные изделия из драгоценных камней и металлов отличаются непревзойденной тонкостью работы и изысканным вкусом.
Амарнский период (начало XIV в. до н.э.). Наметившиеся тенденции в изобразительном искусстве обусловили его необычный взлет, который вошел в историю под названием Амарнского периода. Этому предшествовали серьезные потрясения в политической и религиозной жизни Египта. Непомерное обогащение знати и жрецов усилило их могущество и спровоцировало конфликт с царской властью. Стремясь обуздать своеволие жречества и вельмож, фараон Аменхотеп IV проводит радикальную религиозную реформу, которая должна была укрепить прежде всего политическую власть царя Любимов Л. Искусство Древнего мира. Книга для чтения. М., 1980. — С. 97.
Фараон-реформатор объявил ложными всех старых богов, их храмы были закрыты, а имущество пополнило государственную казну. Новым единым божеством вместо символа солнца Амона-Ра стало само солнце под именем бога Атона. Фараон изменил свое тронное имя и стал величаться Эхнатоном (Дух Атона). Считалось, что каждый человек, без посредничества жрецов, может общаться с богом-солнцем. Вместо древнего культового языка, доступного только жрецам, в обиход, литературу и даже в священные гимны вводится современный разговорный язык. Опасаясь происков фиванских жрецов, фараон переносит свою столицу в Средний Египет. Там он строит город Ахетатон (Небосклон Атона). Сегодня это место носит имя Тель-эль-Амарна. Отсюда название – Амарнский период.
Отказ от старого пантеона богов предопределил пересмотр традиционных канонов архитектуры и изобразительного искусства. Вместо таинственных колонных залов сооружаются открытые, залитые солнечным светом просторные дворы с жертвенниками солнцу. Однако храмы Ахетатона, построенные из кирпича-сырца, оказались недолговечными и не сохранились до наших дней.
Наиболее значительные достижения Амарнского периода связаны с развитием нового стиля пластических форм, с новой трактовкой изображения человека. Разрыв с многовековой традицией идеализированного, богоподобного изображения царя обусловил поиск и новых форм, отличающихся от предписанного старой религией канона. В соответствии с идеологией реформ, где большое значение придавалось поискам истины, моральному аспекту, развитие изобразительного искусства пошло по пути приближения к реальной жизни, по пути раскрытия подлинного, внутреннего мира человека.
В этом плане характерны портретные изображения самого Эхнатона, вышедшие из мастерской знаменитого скульптора Тутмоса. Главным в этих работах является уже не изображение силы, властности и несокрушимой воли царя. Мы видим болезненное лицо человека, вытянутое, худое, с толстыми губами и широким носом, полуприкрытыми грустными глазами. Но этот образ привлекателен своей внутренней одухотворенностью, моральной силой и уверенностью в своей правоте. В следовании такому реалистическому стилю художники иногда доходили до грани гротеска, даже карикатуры. В царских мастерских найдены рельефные наброски, на которых фараон изображен почти в смешном виде. В поисках наибольшей выразительности утрировались, нарочито подчеркивались наиболее характерные черты лица и фигуры Эхнатона. Но постепенно была найдена необходимая мера, обретена гармоничная ясность и отточенность изображения. Вершиной пластического искусства рассматриваемого периода являются портретные бюсты прекрасной супруги Эхнатона царицы Нефертити. В Берлинском музее хранится портрет Нефертити из раскрашенного известняка, о котором в истории искусства говорится как о самом совершенном из женских изображений. Прекрасная голова Нефертити на длинной и гибкой шее увенчана царской короной. С изумительной тонкостью моделированы черты лица: точеный нос, нежные губы, немного приподнятый подбородок и распахнутые под высокими бровями глаза. Мастер нашел удивительное сочетание царственной красоты и нежной женственности. Это впечатление усиливают теплые, телесные тона покрытия в сочетании с роскошным ожерельем и ярко-синей короной царицы. Из мастерской Тутмоса до нас дошли и два незавершенных портрета Нефертити, по которым мы можем судить о процессе работы художника.
Не только в трактовке образов, но и в сюжетной канве изображаемого появляется много нового, немыслимого доселе в величественном искусстве Египта. В рельефах и росписях стен Ахетатона появляются бытовые, и даже интимные сюжеты. Фараон изображается в окружении семьи, с любимой супругой и играющими детьми. Настоящее человеческое горе, а не традиционное оплакивание, предстает перед нами в сцене смерти одной из царских дочерей. продолжение
–PAGE_BREAK–
Человечность, лиризм сочетаются в этом новом стиле с изысканностью, утонченностью, даже некоторой нарочитой манерностью.
Период реформ был недолог. После смерти фараона-реформатора начинается возврат к старому. Восстанавливаются культы старых богов. Само имя Эхнатона было предано проклятию, Ахетатон разрушен и столица снова перенесена в Фивы. Однако влияние амарнского искусства продолжало ощущаться долгие годы. Полный возврат к прошлому в культурной жизни страны был уже невозможен.
Найденные в гробнице преемника Эхнатона фараона Тутанхамона произведения искусства выполнены в традициях амарнского стиля. Это была единственная усыпальница, найденная неразграбленной, и в ней сохранились ценнейшие предметы из драгоценных материалов. Великолепны саркофаг царя и золотая маска с инкрустациями из лазурита, фаянса, стекла и драгоценных камней. Восхищение вызывает не только высочайшая техника обработки металла. С погребальной маски на нас смотрит юношеское лицо с тонко очерченным носом, широко раскрытыми миндалевидными глазами, в уголках рта притаилась улыбка. И на всем отпечаток утонченного изящества мастеров Ахетатона. В усыпальнице найдены сотни предметов утвари, драгоценных украшений, пластики, инкрустаций на дереве и металле, оружия и повсюду, даже в мельчайшей принадлежности туалета, ощущается дух нового стиля.
В 14–11 вв. до н.э. Египет еще вел завоевательные войны, знал годы величия и славы. Продолжалось строительство великолепных храмов Карнака и Луксора, возводились пышные заупокойные храмы царей. Во времена правления великих фараонов Сети I и Рамзеса II создаются уникальные сооружения. Так стремясь утвердить свою власть над завоеванной Нубией Рамзес II строит гигантский храм в Абу-Симбеле, целиком высеченный в скале. Казалось, вернулись традиции доамарнского времени. Главный замысел этого сооружения – продемонстрировать могущество и силу власти. Фасад храма представлял собой как бы переднюю стену гигантского пилона, перед которым возвышались вырубленные из скалы 20-метровые статуи Рамзеса II. Видные издалека плывущим по Нилу судам колоссы производили впечатление несокрушимой мощи. Стены внутренних помещений храма покрыты изображениями, прославляющими деяния фараона. В самом сердце храма, в молельне рядом со статуями Амона, Птаха и Ра-Харахте помещена статуя самого Рамзеса И.
Продолжая отстраивать фиванские храмовые комплексы, Рамзес II фактически переносит свой административный центр далеко на север Египта, в древний Танис. Там строится новый город Пер-Рамзес (Дом Рамзеса). В украшении новой столица проявляется то же стремление к мощи и гигантизму. На севере эти замыслы попадают на благоприятную почву. Здесь влияние амарнского стиля было слабее, а перед глазами в Сакара и Гизе находились титани-ческие памятники Древнего царства.
В конце XIII–XI вв. до н.э. начинается период затяжного упадка. Победоносные войны обогатили царя и знать, но разорили народ и привели хозяйство страны в упадок. Усилился натиск внешних врагов. И уже сыну Рамзеса II приходилось думать о обороне страны. Одна за другой утрачиваются завоеванные территории. Египту вновь грозит распад. Такая ситуация приводит к застою и упадку изобразительного искусства. Прекращается строительство крупных сооружений, утрачиваются навыки мастеров пластики и живописи, произведения искусства все более стандартизируются и подпадают вновь под правила религиозных канонов.
Позднее время
В последнее тысячелетие до н.э. тенденции распада государства и угасания культуры усилились и приобрели необратимый характер. Страна периодически подпадает под власть иноземных завоевателей: нубийцев, ливийцев, ассирийцев, персов.
Время от времени удается ненадолго объединить страну. Так было в период правления ливийского фараона Шешонка I (сер. X в. до н.э.), или саисских фараонов (VII в. до н.э.). Искусство этого периода еще не забыло достижений прошлого. Техническое мастер-ство ваятелей, художников, ювелиров еще достаточно велико. Но ничего нового уже не создается. Художественное творчество в основном питается прошлым, повторяет его образцы. Однако оно не в состоянии подняться даже до уровня пройденного.
Изобразительное искусство
Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра, будто портретная скульптура, рельеф, роспись. При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию, ибо истинное художественное творчество не может не реагировать на те изменения которые происходят в духовной культуре общества. Поэтому мы будем рассматривать весьма ограниченный круг произведений, связанных со скульптурными статуями, рельефами и росписями, отобрав те образцы, в которых наиболее ярко отразились основные моменты развития египетского искусства.
В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера); сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи).
Для всех характерны следующие художественные приемы: фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона; статуи раскрашивались: тело мужских фигур – красновато-коричневого цвета, женских – желтого, волосы – черного, одежды – белого цвета.
Основной характер – торжественная монументальность и строгое спокойствие. К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой, но очень существенный штрих – портретные черты в передаче лица. Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с напряженными морщинками у переносицы, аккуратными усиками и пухлыми губами; надменное лицо зодчего Хемиуна, чуть полноватое, с маленьким, но энергичным и жестким ртом и лицо верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.
Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая обработка тела: молодого, физически развитого или полного, слегка оплывшего жиром, с дряблой кожей и морщинками.
В период Среднего царства, дабы усилить значимость верховной власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта, посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их. Личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет небывалых масштабов в период Нового царства). Это повлекло за собой усиление индивидуально-реалистического начала при сохранении основополагающих канонов художественной практики.
Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) – замечательный образец египетского реалистического портрета: резкие морщины, глубоко посаженные глаза, крупный нос и слегка выступающий властный рот. Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка лица: острый контраст бликов и затемненных частей на черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологическую трактовку образа, в котором энергия и проницательный ум сочетаются с моментами рефлексии.
В мелкой пластике Среднего царства появляются произведения, отличающиеся таким новым качеством, как изящество и стройность. Гармоничность линий рук и ног, более тонкая раскраска одежды, воспроизводящая различные узоры, миниатюрность фигур-характерные стилистические приемы одного из произведений эпохи Среднего царства – статуэтки слуг, несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).
Лирическое начало в наибольшей степени характерно для скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы: они сделаны из дерева, глаза и украшения инкрустированы золотом, одежда посеребрена. Мягкие очертания округлых лиц, изящество фигур, приобретающие в образе «певицы Амона» хрупкость и рафинированность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.
Интереснейшим периодом в искусстве Нового царства стало время правления Аменхотепа IV – Эхнатона в первой половине 14 в. до н.э. Его новая столица – Ахетатон строилась по единому плану и включала в себя несколько крупных частей: центральная была застроена дворцом и главным храмом Атона, включавшим административно-хозяйственные здания, домами – усадьбами вельмож. Окраину занимало жилье ремесленников и бедняков.
Существенным новшеством храмовых ансамблей, при сохранении общего принципа размещения преимущественно открытых помещений центральной оси, был отказ от многоколонных залов. Их заменили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.
Но наиболее значительные изменения произошли в изобразительном искусстве. Разрыв с древней религиозной традицией ознаменовал отход от героизации царского образа. Акцент теперь был сделан на требовании простоты и естественности, которые должны были проявиться не только в чертах лица, но и передаче душевного состояния. Сохранилось несколько скульптурных портретов и статуй Эхнатона, поражающих реалистичностью трактовки. При этом в первые годы правления реализм приобрел характер утрирования индивидуальных черт облика фараона, доходящий иногда до гротеска: статуя Аменхотепа IV в Карнаке; рельеф «Семья Эхнатона» на пограничной стеле. Это исчезает в более поздних произведениях – гипсовая голова Эхнатона и портретная голова Эхнатона, незаконченная. Здесь уже нет гротесковых преувеличений губ и носа, моделировка лица отличается мягкостью.
Скульптуру второй половины Нового царства, ее основную линию, представляют следующие произведения: гигантские статуи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме. Самая яркая черта этих памятников – огромные масштабы, сочетающиеся в общественными, монументализированными объемами. Вспомнились древние традиции египетского искусства – торжественно-героический монументальный стиль, подавляющая грандиозность сооружений, утверждающая величие фараона-бога.
Но по сравнению с Древним царством вся эта скульптура обрела оттенок гигантомании, когда внешнее слишком превосходит внутреннее.
Заключение
В древнем Египте размышляли о значении ремесла, учёбы и искусстве. Искусство имело высокий социальный статус, он был божественного происхождения. Сущность людей в этом мире – приготовиться к смертельной жизни, которая основывается на мифах и разноцветных картинках.
Египтяне верили, что душа умерших людей живет дальше и иногда посещает их. Поэтому они тщательно охраняли тело умершего и хранили его в крепком сооружении. Консервативными мумификационными материалами были различные масла, глина, песок, смола, опилки, шерсть, духи и лук. На сердце умершим ложили омулет, который был сделан из камня, дерева или металла, а так же на них ложили украшения и дорогие вещи.
АРХИТЕКТУРА – это одна основная ветвь культуры древнего Египта.
С древних времён Египет привлекал путешественников, школьников, внешние соседние страны. Греки египетской цивилизации удивлялись ее памятникам и характеру жизни, восхищались уму и воображению. Две большие пирамиды Хеопса и Хефрена – причислены к семи чудесам света. Заинтересованность Египтом началась во времена Ренесанса. Изучение памятников Египта началось только в 19 веке, после того когда, посетившие его участники, наполеоновской экспедиции выпустили собрание «Описание Египта» (1798–1801), а ЖАН ФРАНСУА ШАМПОЛЬЁН в 1822 г. огласил работу, помогшую читать иероглифы. Примите к сведению, что только археологические раскопки помогают воссоздать и понять жизнь и искусство Древнего Египта. Большое значение имело чтение текстов написанных иероглифами, которые помогли понять историю, ремесло, культуру и искусство Древнего Египта. В этот край приезжали грабители, они уничтожали памятники, а краденные произведения искусства продавали в музеи европейских стран.
Культура Древнего Египта делится на 3 периода:
Древний Египет (3100–2000 г.)
Средний Египет (2000–1570 г.)
Новый Египет (1570–525 г.)
В 525 г. перский король Камбиз захватил Египет и превратил его в Перскую провинцию. А в 323 г. Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию.
Список использованной литературы
1. Афанасьева В., Луковнин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М., 1976.
2. Искусство Древнего Востока. Памятники мирового искусства. М., 1968.
3. История зарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой, НЛ. Мальцевой. М., 1984.
4. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищева. М., 1988.
5. История Древнего мира. Ранняя древность. Кн. I, M., 1989.
6. Керам К. Боги, гробницы, ученые / Пер. с нем. М., 1994.
7. Любимов Л. Искусство Древнего мира. Книга для чтения. М., 1980.
8. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобрази-тельных искусств. М., 1958.
9. Лурье И.М. Очерки древнеегипетского права. XVI–X вв.:
Памятники и исследования. М., 1990.
10. Тураев Б.В. История Древнего Востока М., 1996.
11. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1990
12. Аннерс Э. История европейского права. М., 1995