Культура Древнего Египта 24

Культура Древнего Египта

 

Древний Египет — государство в северо-восточной Африке. Природные условия существенный фактор развития древнеегипетской цивилизации. Культура развивалась изолированно, тради­ционность ее характерная черта.

История Древнего Египта делится на периоды:

    Древнее царство — 2900 — 2270 гг. до н.э. (I — VI династии);

    Среднее царство — 2100 -1700 гг. до н.э. (XI — XIII династии);

    Новое царство — 1555 -1090 гг. до н.э. (XVIII -XX династии).

С середины II тыс. до н.э. царя стали называть иносказательно: пер-о — «большой дом», откуда и произошло современное «фараон».

Фараон олицетворял: всеоб­щую власть; живое божество; предмет всеоб­щего поклонения.

Архитектура. Пирамиды дань Солнцу, оросительные каналы — Нилу. Для захоронения мумий царей и вельмож сооружались из облицованных кирпичом земляных холмов так называемые «мастаба» (араб, скамья) — прямоугольные гроб­
ницы. Позже эти сооружения стали делать из обработанных камен­ных плит. Поиски новых архитектурных форм для возвеличивания царской власти привели к появлению таких сооружений как пира­мида. В XXVIII в. до н. э. зодчий фараона Джосера Имхотеп создал сооружение из семи поставлен­ных одна на другую уменьшающихся мастаба высотой более 60 м. Это была первая ступенчатая пирамида. Последо­ватели Имхотепа создали пирамиды классического типа с гладкими гранями.

В центре пирамиды — погребальная камера с мумией фараона, в гранитном саркофаге. Пирамиды — центр комплекса сооружений (гробницы вельмож и родственников фарао­на, заупокойные храмы и ограды).

Высота крупнейшей пирамиды — Хеопса 146,5 м. Ширина каждой стороны пирамиды у основания 230 м, площадь основания — 52 900 кв. м. Пирамида состоит из 2 300 000 гране­ных глыб, каждая из которых в среднем весит 2,5 т.

Символы пирамид:

1.    основание — продолжение земли, верх устремлен к Солнцу;

2.    постоянное жилище бога и место, где происходит его очищение и возрождение;

3.    святыня, излучающая на все египетское царство сакральную энергию (больше пирамид, тем больше атмосфера поддер­жки и заботы боги оказывают египтянам);

4.    величие власти государства и фараонов.

5.    граница жизни и смерти.

Сфинкс— фантастическое существо с телом льва и головой чело­века, реже животного, олицетворение тайны, много смысловой образ. Гегель считал сфинкс символом египетского духа: человеческая голова, выглядывающая из тела животного, дух, кото­рый начинает возвышаться над природой.  Характерно, но ­египетские боги изображались противоположным образом — в виде человеческой фигуры с головой животного. Таким же было и облачение жрецов при исполнении различных обрядов.

Религия и заупокойный культ. Мифологическая система Египта — политеизм, включающий культы множества богов (около 2000). Боги — местные и общие, большинство богов имело свой родной город, где находился главный храм. По мере усиления тех или иных египетских центров, перенесения столиц места богов в иерархии менялись. Верховный богом — бог Солнца — Ра, создатель и повелитель мира. Существовали представления о богине Неба — Нут, которая утром рождает солнце, а вечером проглатывает его — и наступает ночь. Боги и богини олицетворяли собой природные стихии или явления, многие имели облик животных и птиц. Зооморфные черты в облике божеств сохранялись в мифологии, соче­таясь с антропоморфными. Многовариантность объяснения одного и того же явления природы  характерная особенность египетской мифологии.

Загробная жизнь представлялась как непос­редственное продолжение земной, необходимым услови­ем было:

     сохранить тело, поэтому возникает искусство бальзамирования и изготовления мумий);

     строительство жилища (пирамид и гробниц);

     приношение в жертву да­ров.

сохранение тела умершего (для получения заг­робной жизни, нужно было Кон­цепция после смертного бытия древних египтян: смерть — это период «очищения души», после чего чело­век возрождается для новой вечной жизни, причем жизни уже близкой к богам.

Умершему давали все то, в чем он нуждался, занимаясь каким-то делом при жизни (ремесленнику — инструменты и т.п.). В усыпальницах царей и вельмож найдены «ушебти» (до 12 см)  – мно­гочисленные статуэтки тех людей, которые должны были и после смерти служить своим господам: рабы, носильщики, музыканты, повара и т.п.

Письменность. «Розетский камень». Египетская письменность одна из древнейших в мире. Это пись­мо греки назвали иероглифами («священный» + «режу»). Кроме изобразительных форм, в написании использовались еще и буквы — 24 согласных. Надписи вырезались на стенах храмов и гробниц, на домашней утвари при помощи чернил и длинных трос­тинок-кисточек. В текстах пирамид иероглифы и раз­личного рода рисунки: птицы, рыбы, волнистые линии. Долгое время ученые не могли расшифровать эти записи, поскольку их затрудняло такое смешение. Французский ученый Жан Шамполион на основе Розетского камня — плиты, содержащей сообщение о событии как с помощью греческого алфавита, так и египетских иероглифов прочитал египетский текст.

Живопись. Особенность египетского рисунка: голова, локти и низ тела повернуты, плечи и глаз нарисованы прямо.

Законы изображения: предпочтение покоя перед дви­жением (движение передается очень скупо — лишь выдвинутая вперед левая нога), ритуальных поз перед естественными; разно масштабность изображаемых фигур.

Статуи окрашены в традиционные тона: мужские — в крас­но-коричневый, женские — в желтый цвет. Изобразительное искусство увековечивало внешний облик че­ловека, чтобы после перехода его в царство Осириса он имел своего двойника. Этим обусловлена реалис­тичность изображения. Искусство поддерживало миропорядок и закон. Особенно реалистичны изображе­ния животных так как они священны, а это исключало символичность в их изображении.

Наука. Развивался математический счет (цифры вплоть до миллиона, десятеричная система исчисления, Пифагор 21 год обучался у жрецов). Появились солнечные и водяные часы, рычаг, блок и во­рот, колесо. Применялась уникальная технология изготовления папируса (склеивал­ся из многократно расплю­щенных, особым образом переложенных и спрессован­ных кусочков стеблей болот­ного тростника).  Создан первый в истории Старого Света солнечный календарь, деля­щий год на месяцы и 365 дней. Египетский год делился на три времени: «разлив», «зима» и «лето» — по 4 месяца в каждом. Этим календарем пользова­лись на протяжении многих веков до появления юлианского календаря. Знания были эзотерическими (принадлежали узкой группе людей) и могли быть исполь­зованы для мистерий и мистификаций.

В 332 г. до н. э., после завоевания Александром Македонским, Египет утрачивает свою самостоятельность.

Таким образом, культура Древнего Египта, это:

1.    раннее возникновение, расцвет и стабильность на протяжении трех тысяч лет.

2.    вековечные пирамиды (камень) как триумф человека над природой.

3.    культура компактной страны (селение располагались в близости, а все пространство в целом замкнуто и изолировано от окружающего мира).

4.    развитая система социальных институтов (государство, армия, религия, управляемое из «центра» хозяйство с сильным вертикальным управлением).

5.    формирование системы оценки поступков человека по выполнению им своего морального долга (идея суда бога Осири­са с темой посмертного воздаяния, египтянин, го­товясь к смерти, имел целью не столько смерть, сколько вечную жизнь).

6.    специфическая форма религии, объединившей тотемизм с пантеоном богов, олицетворяющих различные силы природы и некоторые общественные отношения.

7.    искусство, выражающее внешние образы (они результат высших сил, поэтому человек представляется маленьким и незначительным).

8.    специализация и разде­ление труда (бусы изготовлялись одними, а нанизывались в ожерелья и под­вески другими людьми).

Достижения культуры древнего Египта стали образцом для последующего развития культуры в других регионах. Египтяне оставили человечеству папирус, монументаль­ную каменную архитектуру, пирамиды, скульптурный портрет, идею художественного канона, математические и астрономические познания.