Культура Древнего Египта
Древний Египет — государство в северо-восточной Африке. Природные условия существенный фактор развития древнеегипетской цивилизации. Культура развивалась изолированно, традиционность ее характерная черта.
История Древнего Египта делится на периоды:
Древнее царство — 2900 — 2270 гг. до н.э. (I — VI династии);
Среднее царство — 2100 -1700 гг. до н.э. (XI — XIII династии);
Новое царство — 1555 -1090 гг. до н.э. (XVIII -XX династии).
С середины II тыс. до н.э. царя стали называть иносказательно: пер-о — «большой дом», откуда и произошло современное «фараон».
Фараон олицетворял: всеобщую власть; живое божество; предмет всеобщего поклонения.
Архитектура. Пирамиды дань Солнцу, оросительные каналы — Нилу. Для захоронения мумий царей и вельмож сооружались из облицованных кирпичом земляных холмов так называемые «мастаба» (араб, скамья) — прямоугольные гроб
ницы. Позже эти сооружения стали делать из обработанных каменных плит. Поиски новых архитектурных форм для возвеличивания царской власти привели к появлению таких сооружений как пирамида. В XXVIII в. до н. э. зодчий фараона Джосера Имхотеп создал сооружение из семи поставленных одна на другую уменьшающихся мастаба высотой более 60 м. Это была первая ступенчатая пирамида. Последователи Имхотепа создали пирамиды классического типа с гладкими гранями.
В центре пирамиды — погребальная камера с мумией фараона, в гранитном саркофаге. Пирамиды — центр комплекса сооружений (гробницы вельмож и родственников фараона, заупокойные храмы и ограды).
Высота крупнейшей пирамиды — Хеопса 146,5 м. Ширина каждой стороны пирамиды у основания 230 м, площадь основания — 52 900 кв. м. Пирамида состоит из 2 300 000 граненых глыб, каждая из которых в среднем весит 2,5 т.
Символы пирамид:
1. основание — продолжение земли, верх устремлен к Солнцу;
2. постоянное жилище бога и место, где происходит его очищение и возрождение;
3. святыня, излучающая на все египетское царство сакральную энергию (больше пирамид, тем больше атмосфера поддержки и заботы боги оказывают египтянам);
4. величие власти государства и фараонов.
5. граница жизни и смерти.
Сфинкс— фантастическое существо с телом льва и головой человека, реже животного, олицетворение тайны, много смысловой образ. Гегель считал сфинкс символом египетского духа: человеческая голова, выглядывающая из тела животного, дух, который начинает возвышаться над природой. Характерно, но египетские боги изображались противоположным образом — в виде человеческой фигуры с головой животного. Таким же было и облачение жрецов при исполнении различных обрядов.
Религия и заупокойный культ. Мифологическая система Египта — политеизм, включающий культы множества богов (около 2000). Боги — местные и общие, большинство богов имело свой родной город, где находился главный храм. По мере усиления тех или иных египетских центров, перенесения столиц места богов в иерархии менялись. Верховный богом — бог Солнца — Ра, создатель и повелитель мира. Существовали представления о богине Неба — Нут, которая утром рождает солнце, а вечером проглатывает его — и наступает ночь. Боги и богини олицетворяли собой природные стихии или явления, многие имели облик животных и птиц. Зооморфные черты в облике божеств сохранялись в мифологии, сочетаясь с антропоморфными. Многовариантность объяснения одного и того же явления природы характерная особенность египетской мифологии.
Загробная жизнь представлялась как непосредственное продолжение земной, необходимым условием было:
сохранить тело, поэтому возникает искусство бальзамирования и изготовления мумий);
строительство жилища (пирамид и гробниц);
приношение в жертву даров.
сохранение тела умершего (для получения загробной жизни, нужно было Концепция после смертного бытия древних египтян: смерть — это период «очищения души», после чего человек возрождается для новой вечной жизни, причем жизни уже близкой к богам.
Умершему давали все то, в чем он нуждался, занимаясь каким-то делом при жизни (ремесленнику — инструменты и т.п.). В усыпальницах царей и вельмож найдены «ушебти» (до 12 см) – многочисленные статуэтки тех людей, которые должны были и после смерти служить своим господам: рабы, носильщики, музыканты, повара и т.п.
Письменность. «Розетский камень». Египетская письменность одна из древнейших в мире. Это письмо греки назвали иероглифами («священный» + «режу»). Кроме изобразительных форм, в написании использовались еще и буквы — 24 согласных. Надписи вырезались на стенах храмов и гробниц, на домашней утвари при помощи чернил и длинных тростинок-кисточек. В текстах пирамид иероглифы и различного рода рисунки: птицы, рыбы, волнистые линии. Долгое время ученые не могли расшифровать эти записи, поскольку их затрудняло такое смешение. Французский ученый Жан Шамполион на основе Розетского камня — плиты, содержащей сообщение о событии как с помощью греческого алфавита, так и египетских иероглифов прочитал египетский текст.
Живопись. Особенность египетского рисунка: голова, локти и низ тела повернуты, плечи и глаз нарисованы прямо.
Законы изображения: предпочтение покоя перед движением (движение передается очень скупо — лишь выдвинутая вперед левая нога), ритуальных поз перед естественными; разно масштабность изображаемых фигур.
Статуи окрашены в традиционные тона: мужские — в красно-коричневый, женские — в желтый цвет. Изобразительное искусство увековечивало внешний облик человека, чтобы после перехода его в царство Осириса он имел своего двойника. Этим обусловлена реалистичность изображения. Искусство поддерживало миропорядок и закон. Особенно реалистичны изображения животных так как они священны, а это исключало символичность в их изображении.
Наука. Развивался математический счет (цифры вплоть до миллиона, десятеричная система исчисления, Пифагор 21 год обучался у жрецов). Появились солнечные и водяные часы, рычаг, блок и ворот, колесо. Применялась уникальная технология изготовления папируса (склеивался из многократно расплющенных, особым образом переложенных и спрессованных кусочков стеблей болотного тростника). Создан первый в истории Старого Света солнечный календарь, делящий год на месяцы и 365 дней. Египетский год делился на три времени: «разлив», «зима» и «лето» — по 4 месяца в каждом. Этим календарем пользовались на протяжении многих веков до появления юлианского календаря. Знания были эзотерическими (принадлежали узкой группе людей) и могли быть использованы для мистерий и мистификаций.
В 332 г. до н. э., после завоевания Александром Македонским, Египет утрачивает свою самостоятельность.
Таким образом, культура Древнего Египта, это:
1. раннее возникновение, расцвет и стабильность на протяжении трех тысяч лет.
2. вековечные пирамиды (камень) как триумф человека над природой.
3. культура компактной страны (селение располагались в близости, а все пространство в целом замкнуто и изолировано от окружающего мира).
4. развитая система социальных институтов (государство, армия, религия, управляемое из «центра» хозяйство с сильным вертикальным управлением).
5. формирование системы оценки поступков человека по выполнению им своего морального долга (идея суда бога Осириса с темой посмертного воздаяния, египтянин, готовясь к смерти, имел целью не столько смерть, сколько вечную жизнь).
6. специфическая форма религии, объединившей тотемизм с пантеоном богов, олицетворяющих различные силы природы и некоторые общественные отношения.
7. искусство, выражающее внешние образы (они результат высших сил, поэтому человек представляется маленьким и незначительным).
8. специализация и разделение труда (бусы изготовлялись одними, а нанизывались в ожерелья и подвески другими людьми).
Достижения культуры древнего Египта стали образцом для последующего развития культуры в других регионах. Египтяне оставили человечеству папирус, монументальную каменную архитектуру, пирамиды, скульптурный портрет, идею художественного канона, математические и астрономические познания.