План
Введение 3
1. Сущность, типы и структура культуры 4
2. Субъекты культуры. Человек как субъект культуры 6
3. Функции культуры 8
Заключение 9
Список литературы 10
Введение
Культурология использует понятие культуры, которое раскрывает сущность
человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Понятие культура –
центральное в культурологии. Цель культуры и высшее назначение разума
совпадают: сделать людей счастливыми. В своем этимологическом значении
понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и
письмах Древнего Рима. Понятие “культура” в переносном значении аналогично
понятию “хозяйство” и изначально соотносилось с культурой чего-то: культура
души, культура разума, культ богов, культ предков. Такие сочетания
существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не стал
входить в употребление термин “цивилизация”. Он охватывал совокупность
социального наследия в области техники, науки, искусства и политических
учреждений. Долгое время понятия “культура” и “цивилизация” были
тождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ И. Кант, а
в начале ХХ века немецкий философ О. Шпенглер и вовсе противопоставил их.
Римский писатель М. Кантон написал трактат о земледелии, что в переводе
“агрикультура”. Речь в нем шла об уходе за участком земли. Возделывание
почвы невозможно без особого душевного настроя. Без предельного интереса к
участку не будет и культуры. Затем слово “культура” отрывается от земной
почвы. Оно метафорически соотносится с разумностью. Римский философ М.
Цицерон, уже имел в виду не землю, а духовность. Он вел речь о
необходимости культуры души и духа. К понятию культуры близок и термин
“оккультизм” (тайный, сокровенный). Французский философ Ж. Сартр отмечал,
что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает, но она дело рук
человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом
критическом зеркале он может увидеть свое лицо. Оригинально расшифровал
понятие “культура” Н.К. Рерих. Он разбил его на две части: “культ” –
почитание, “ур” – свет, то есть почитание света. Духовный, сокровенный,
тайный аспект понятий культуры развертывается и таким образом: мистика,
магия, мистерия. В античном сознании понятие культуры отождествляется с
понятием “пайдейя”, то есть “образованность”. Пайдея по определению
Платона, означает руководство к изменению человека, всего его существа. В
эпоху средневековья слово “культ” употреблялось чаще, чем “культура”. Оно
выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в
любви к богу. В эпоху Возрождения воскрешается античное представление о
культуре. Оно выражает, прежде всего, активное творческое начало в
человеке. В современном значении слово “культура” стало употребляться XVII
в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста С.
Пуфендорфа.
1. Сущность, типы и структура культуры
Понятие “культура” означает исторически определенный уровень развития
общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и
формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими
материальных и духовных ценностях”. Поэтому мир культуры, любой его предмет
или явление – не следствие природных сил, а результат усилий самих людей,
направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой
природой. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности
человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека.
Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура
одновременно формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается
социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование
и воспитание – это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи
ее от одного поколения к другому. Культура означает приобщение человека
социуму, обществу. Любой человек, прежде всего, овладевает той культурой,
которая была создана до него, тем самым он осваивает социальный опыт
предшественников. Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад,
тем самым, обогащая его. Овладение культурой может осуществляться в форме
межличностных отношений и самообразования. Процесс социализации можно
представить как непрерывное овладение культурой. Н.А. Бердяев выразил
противоречия процесса социализации, культуры. Ее противоречивость
проявляется в противоречии: между социализацией и индивидуализации
личности, между нормативностью культуры и той свободой, которую она
представляет человеку, между традиционностью культуры и тем обновлением,
которое происходит в ее организме. Эти противоречия составляют не только
сущностную характеристику культуры, но являются источником ее развития. Для
культуры как социального явления основополагающими, системообразующими
являются понятия, культурной статики и культурной динамики. Первое
характеризует культуру в покое, второе – как процесс в движении и
изменении. Базисные элементы культуры существуют в двух видах –
материальном и духовном. Совокупность материальных элементов составляет
материальную культуру, а нематериальных – духовную. Важная особенность
материальной культуры – ее нетождественность ни материальной жизни
общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей
деятельности. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки
зрения влияния ее на развитие человека, раскрывая его способности,
творческие возможности, дарования. В материальную культуру входят: культура
труда и материального производства, культура топоса, культура отношения к
собственному телу, физическая культура. Духовная сторона культурной
статики: нормы, правила, образцы и нормы поведения, законы, духовные
ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи,
традиции, язык. Любой объект нематериальной культуры нуждается в
материальном посреднике. Духовная культура является многослойным
образованием и включает в себя познавательную, нравственную,
художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры. В
культурной статике элементы разграничены во времени и в пространстве. Часть
материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, носит
название культурного наследия. Наследие – важный фактор сплочения науки,
средство объединения общества в периоды кризисов. В культурную статику
входит понятие культурного ареала – географического района, внутри которого
у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах.
Культурное наследие выражают культурные универсалии – нормы, ценности,
правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от
географического места, исторического времени и социального устройства
общества. Антропологи выделяют более семидесяти универсалий (число, этика,
семья, и т.д.).
Культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято
подразделять культуру по ее носителю. Выделяют мировую и национальную
культуры. Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных
культур различных народов. Национальная культура – синтез культур различных
классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.
Культуру часто определяют как “вторую природу”. Такое понимание
восходит к античной Греции. Демокрит определял культуру как “вторую
натуру”. Культура, прежде всего, природный феномен потому, что ее творец –
человек – биологическое создание. Без природы не было бы культуры. Однако
если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры.
Культура есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта,
сотворение того, что может надстроиться над природой. Культура предполагает
спонтанный, свободный вид активности, преодолевающий видовую
закрепленность. Для того чтобы создать культуру, человек должен был обрести
некий дар. Получив этот дар, люди обрели совсем другую жизнь. Культура
вовсе не безобидное приобретение человека. Ее рождение чревато неким
возмездием, расплатой за приобретенное. Культура – надприродна, культура
искусственна. Культура – это какой-то радикальный поворот в органическом
развитии мира. Человек претворяет и достраивает природу. Культура – это
формирование и творчество. Преобразуя окружающую его природу, человек
одновременно перестраивает и себя самого. Чем шире его деятельность, тем
более преобразуется, совершенствуется он сам. Человек в определенной мере
есть природа. Нет чисто природного человека. Был и есть только “человек
культурный”. Освоить природу означает овладеть не только внешней, но и
внутренней, человеческой природой, то есть приобрести дар, которым не
обладает никакое другое живое существо.
Культура – это природа, которую “пересоздает” человек, утверждая
посредством этого себя в качестве человека. Опосредующее связующее звено
между культурой как творением человека и природой – деятельность, то есть
разносторонняя, свободная активность человека, имеющая определенный
результат. Разум, воля и чувства человека обуславливают такую активность.
Культура определяется как результат всей человеческой деятельности. Но не
всякая человеческая деятельность, а только определенная ее разновидность
ведет к творению культуры.
2. Субъекты культуры. Человек как субъект культуры
Не всякая деятельность творит культуру, а лишь та, которая имеет
смысл. Смысл же обнаруживается тогда, когда пробуждаются любознательность,
желания разгадать секреты природы, обуздать ее силы. Немецкий мыслитель К.
Маркс отмечал, осмысленной деятельности предшествует идеальный проект. Идея
колеса возникает раньше, чем само колесо. Но тут и рождается творческая
деятельность, невозможная без разума, без продвижения к смыслу.
Человек – уникальный творец, который стремится не только выполнить
полуосознанные операции, но и придать смысл всей деятельности. Этим его
деятельность и отличается от инстинктивных реакций. Но вот тут-то мы и
сталкиваемся с удивительным фактом: оказывается, первоначально смысл был
непосредственно связан с тем, что в человеческой культуре называется
сакральным, божественным, культовым. Желание человека гармонизировать свои
отношения с природой, понять их скрытое значение стало причиной появления
религиозного сознания.
На это указывал П.А. Флоренский, производивший слово “культура” от
слова “культ” – поклонение богам. Конечно, не надо понимать это так, будто
все дал Бог – и небо, и землю, и культуру. Вникая в смысл своей
деятельности, человек каждый раз как бы приподнимается над ней, как и над
природой, отрывается от них, “возносится”, то есть тянется к преодолению
своей “сращенности” с природой. Эта способность человека уникальна и
поистине божественна.
Для того чтобы проникнуть в тайну культуры. Надо выйти за ее пределы и
отыскать критерии, которые находятся вне ее. Занимаясь жизнеустройством,
человек далеко не всегда задается вопросом о предназначенности бытия и
своей собственной судьбы. Иногда его активность лишена творческого начала,
уподобляется инстинктивным реакциям. Когда в культуре иссякает живой
творческий дух, она превращается в цивилизацию.
Деятельность человека разнообразна, и многообразны результаты,
продукты человеческой активности. Но именно те деяния человека, которые
содержат в себе напряженный творческий прыжок, прорыв в новое духовное
пространство, вычитывание смысла в окружающем, непременно рождают святыни,
ценности. Это прежде всего мы и определяем как культуру. А ее результаты,
уже “материализованные” в конкретных механизмах, сооружениях, орудиях труда
и так далее, мы обычно относим к цивилизации.
В самой культуре есть некая тайная пружина. В человеческой
деятельности многое рождается впервые как обнаружение смысла. Но многое
служит процессу тиражирования однажды найденного.
Деятельность человека многообразна – это факт известный. Но далеко не
всегда человеческая активность сопряжена с порывом в области духа. “Вторая
природа” включает в себя и акты простого воспроизведения, копирования.
Человек, который изобрел колесо, – творец культуры. Работник, который
прилаживает колесо на оси, – человек цивилизации. Так обнаруживает себя
проблема, которая в XX веке получила название “проблема культуры и
цивилизации”. Цивилизация – это, условно говоря, вещественное воплощение
культуры.
У человека есть инстинктивная программа, но в отличие от других живых
существ у него есть и программа социальная. Инстинкт подсказывает, что
нужно делать. В процессе эволюции получилось так, что у человека инстинкт
перестал играть решающую роль в его приспособлении к природе.
Он пытается реализовать далеко не только те побуждения, которые
являются инстинктивными. Культура в этом смысле выступает как продукт
открытой, не завершенной человеческой природы. Пытаясь восполнить свою
недостаточность для существования в природном мире, человек обратился к
творческой, свободной деятельности. Вот почему с данной точки зрения
культура предстает как совокупность смыслов и ценностей, рожденных
творческой активностью человека.
Человек как носитель культуры не творит ничего как бы из пустоты. Он
лишь образует и преобразует природное, стихийное. Вся человеческая
деятельность – это работа его сознания, а сознание, мысль – это и
культурное явление, и средство культурного творчества. Человеческие
творения возникают первоначально в мысли, и лишь затем превращаются в знаки
и предметы. В культуре всегда есть нечто конкретное: это определенный род и
способ творчества. Поэтому в пространстве и времени существуют различные
культуры, разные формы и очаги культуры.
3. Функции культуры
Культура представляет собой многофункциональную систему. Главная
функция феномена культуры – человеко-творческая, или гуманистическая. Все
остальные, так или иначе, связаны с ней и даже вытекают из нее.
Функцию трансляции социального опыта нередко называют функцией
исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают
социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах:
устных преданиях, памятниках литературы и искусства, “языках” науки,
философии, религии и других. Однако это не просто “склад” запасов
социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее
образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества
серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной
преемственности приводит к аномии, обрекает новые поколения на потерю
социальной памяти.
Познавательная функция связана со способностью культуры
концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она
имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире,
создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения.
Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им
используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде
человечества. Все типы общества существенно различаются, прежде всего, по
этому признаку.
Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с определением
различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере
труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на
поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или
иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры
опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.
Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определенную
знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения
соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры.
Язык является средством общения людей. Литературный язык представляет собой
важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки
нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми
системами располагают и естественные науки.
Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее,
качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у
человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их
уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или
иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило,
выступает критерием соответствующей оценки.
Заключение
Культура в целом неразрывно развивается, меняет свой облик, отражая
облик неизменяющегося мира, потребности новой жизни. Нынешняя культура
использует огромные достижения науки и техники. Она создает уют и
благоденствие.
Современная культура стремительно преображает окружающую среду,
общество, быт людей, поэтому она оценивается как фактор творческого
жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений.
В XX столетии, как считают многие исследователи, произошел разрыв
социального и культурного циклов. Это, по существу, одна из исторических
закономерностей нашего времени. Темпы культурных перемен стали гораздо
более быстрыми. Теперь на протяжении одной жизни может чередоваться
несколько культурных эпох.
Стремительно рушится привычный уклад жизни, уходит в прошлое то, что
еще недавно составляло смысл нашего бытия. Меняются ориентации.
Низвергаются святыни. Рвутся нити, связывающие нас с близкими людьми.
Человек остается одиноким перед надвигающейся неизвестностью.
О. Тоффлер видел причину “футушока” (шока от будущего) только в
машине: это ее скорость рождает неслыханные темпы изменений, и поэтому
миллионы людей охвачены возрастающим чувством тревоги. Они не могут
ориентироваться в окружающей жизни, теряют способность разумно управлять
событиями, за чередой которых, кажется, даже уследить невозможно.
Безотчетный страх, массовые неврозы, неподдающиеся разумному объяснению
акты насилия – все это лишь слабые симптомы болезни, которая в недалеком
будущем ждет всех нас. Дело не только в машине, не только в темпах жизни,
которые навязывает нам техническая цивилизация. Преображается социальное и
культурное бытие. Человек не просто включается в общий поток неслыханных
ускорений, – он, можно сказать, катапультируется, причем многократно, в
иные миры. К тому же тот мир, куда зовут мечта и надежда, безвозвратно
утерян. Позади руины, психологические, непереносимые муки.
Перемены, происходящие вокруг нас, приняли характер грандиозного
снежного обвала. Большинство людей совершенно не готово к ним. Мы “ощущаем”
жизнь иначе, чем наши предшественники, и именно в этом заключается отличие
современного человека. Современные люди, ускорив темпы перемен, навсегда
порвали с прошлым. Они отказались от прежнего образа мыслей, от прежних
чувств, от прежних приемов приспособления к изменяющимся условиям жизни.
Именно это ставит под сомнение способность к адаптации. Но наиболее
губительное воздействие нарастания темпов перемен оказывает на нашу
психику, нарушая внутреннее равновесие, меняя образ нашего мышления и
жизни.
Список использованной литературы
1. Культурология. / Под ред. Драча Г.Н. – Р./на Дону, 1995.
2. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.
3. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А.Н. Марковой. М.,
1998.
4. Философский энциклопедический словарь. М., 1993.
5. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.