Культура предпринимательства 4

Глава 6. Культура предпринимательства

6.1. Сущность культуры предпринимательства

Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.

Культура — это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей. Так определяется сущность этого понятия в Словаре русского языка С.И. Ожегова. Далее в Словаре дается еще одно определение этого комплексного понятия: культура — это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

Культура предпринимательства — это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.

Как известно, предпринимательская деятельность — это свободная деятельность дееспособных граждан и(или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности. Государство устанавливает определенные преграды для ограничения проявления всемерной экономической свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участников предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом.

Культура предпринимательства означает, что самостоятельность и экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности противоречат их неоправданной инициативе. Поэтому государство устанавливает меры и формы ответственности за нарушение предпринимателями правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Так, в соответствии Конституцией РФ не допускается экономическая (предпринимательская) деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а ст. 57 Конституции установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Уголовным законодательством установлены меры уголовной ответственности за незаконное и лжепредпринимательство и другие деяния граждан, не соответствующие законной деятельности.

Первым всеобщим элементом культуры предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом — строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам.

Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству — это действительно ведущий признак культуры предпринимательства.

Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др.

Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев (норм) включает следующие отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, а также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.

Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не всяческими путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на законных основаниях.

Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель и его корпоративная культура.

6.2. Культура предпринимательских организаций

Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.

Схематично возникновение культуры предпринимательской организации и дальнейшее ее формирование можно представить следующим образом (рис. 2):

Рис. 2. Возникновение и формирование культуры предпринимательской организации

Культура фирмы, как правило, определяется следующими внутренними факторами:

предметом предпринимательской деятельности, осуществляемым бизнесом;

организацией предпринимательской деятельности;

мотивацией собственника фирмы и служащих;

уровнем управленческой культуры, механизмом взаимоотношений руководителей фирмы и наемных работников;

наличием особого стиля управления, который способствует достижению ведущих позиций на рынке;

созданием таких условий деятельности служащих, которые способствуют осознанию их полной причастности к результатам деятельности фирмы;

наличием набора четких, определенных представлений о ценностях, к которым стремится фирма;

высокой профессиональной компетентностью руководителей фирмы, менеджеров и сотрудников и возможностью их обучения;

достижением высокого качества и интенсивности труда сотрудников с соответствующим материальным вознаграждением;

ориентацией деятельности фирмы на высокую эффективность и качество предлагаемых товаров и услуг;

хорошо организованным сервисным обслуживанием продукции

у потребителей;

высокой культурой производства, внедрением новых технологий, обеспечивающих необходимый уровень качества товаров и услуг;

созданием необходимых санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;

обеспечением здорового морального климата в фирме и др.

Формирование такой корпоративной культуры наряду с другими факторами обеспечивает предпринимательский успех.

Можно определить, культурна ли фирма, если провести анализ по следующим критериям и получить положительный ответ на поставленные вопросы:

готова ли фирма к риску и нововведениям;

направлена ли активность фирмы (сотрудников) на решение главных целей;

акцентируется ли внимание на внешних задачах (хорошее обслуживание клиентов, взаимоотношения с потребителями и др.);

не поощряются ли конформизм, индивидуализм;

стимулирование работников ориентировано на конечные индивидуальные результаты;

принятие решений в фирме децентрализованно;

предпочтение отдается групповым формам принятия решений;

деятельность подчинена заранее составленным планам;

работа сопровождается инновационными процессами;

имеется сотрудничество между группами и отдельными работниками;

сотрудники верны интересам фирмы и преданы ей;

они целиком информированы о том, какова их роль в достижении целей фирмы;

отношения в фирме неформальны;

фирма является открытой для высшей системы.

6.3. Предпринимательская этика и этикет

Предпринимательская этика — одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще — это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями. Право нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры.

Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие — с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.

На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.

Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.

Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:

правила представления и знакомства;

правила проведения деловых контактов;

правила поведения на переговорах;

требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;

требования к речи;

культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского этикета, который является составной частью предпринимательской этики.

Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.

Культура предпринимательства

Содержание

1. Сущность и значение культуры предпринимательства

2. Деловая и профессиональная этика

3.Деловые отношения — важнейшая часть культуры предпринимательства

4. Основные черты бизнесмена

1. Сущность и значение культуры предпринимательства

Важную роль в функционировании предприятия, фирмы играет культура предпринимательства. Она не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг, и, следовательно, увеличению доходов.

Существуют различные трактовки понятия «культура предпринимательства». Так, Р. Роюттингер считает, что культура предпринимательства — это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. Представления о ценностях позволяют ответить на вопрос, что является важным для предприятия, а убеждения позволяют понять, как должно функционировать предприятие и как им следует управлять.

Менеджеры О. Нойбергер и А. Компа к организационной культуре относят сумму убеждений, ценностей, правил, которые делают предприятие единственным в своем роде.

Наиболее полное и развернутое определение дает В.Д. Козлов, отмечая, что культура предпринимательства «есть система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства данной организационной структуры, стиля руководства, показаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятиями и перспективами развития»,

Таким образом, культура организации предпринимательской деятельности определяет климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия.

Назначение культуры предпринимательства связано с решением двух основных проблем: выживанием в данной социально-экономической среде и обеспечением внутренней интеграции для достижения поставленных целей. На каждом крупном предприятии отделы, управления, администрации имеют разные субкультуры, повторяющие структуру самого предприятия. Различие обусловливается многообразием отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Это может быть культура выгодных сделок, инновационная, административная культура и т.д. Наличие различных культур, субкультур может привести к напряженности, столкновениям. Поэтому важной задачей для любого предприятия являются сближение и интеграция различных организационных частей предприятия, имеющих свои различные субкультуры.

Следовательно, в зависимости от отрасли, региона, истории предприятия, людей, каждое предприятие имеет свою культуру.

Б, Карлоф выделил десять основных признаков культуры организации предпринимательской деятельности:

* социальна, так как на ее формирование влияют все или большинство работников фирмы;

* регулирует поведение членов коллектива;

* создается людьми;

* осознанно или неосознанно принимается всеми работниками;

* основана на соблюдении традиций;

* познаваема;

* способна изменяться;

* многогранна, т.е. ее нельзя постичь с помощью одного какого-либо подхода;

* осознаваема и не осознаваема;

* находится в постоянном развитии.

Необходимо иметь в виду, что, прежде чем приступить к формированию культуры того или иного предприятия, следует твердо уяснить его систему ценностей и убеждений.

Так, в компании «Форд Мотор» система ценностей заключается в трех понятиях: народ, товары, прибыль. Убеждения, позволяющие сделать вывод, как должно функционировать предприятие, как достигается успех, таковы:

* качество — это главное;

* постоянное совершенствование — залог успеха;

* торговцы и поставщики — партнеры предприятия;

* заинтересованность (участие) сотрудников в прибыли;

* в деле нашей социальной и общественной целостности нет компромиссов.

Вместе с тем не следует думать, что культурой предпринимательства можно манипулировать. Она складывается годами, динамична, постоянно совершенствуется.

Культуру предприятия можно считать слабой в следующих случаях:

* отсутствует ясное представление о системе ценностей и средствах достижения целей;

* отсутствуют стратегические цели;

* отсутствуют тактические цели (в результате возникают противоречия);

* отдельные части организации не могут прийти к согласию, существуют различные точки зрения;

* руководители ничего не делают для развития общего понимания ценностей, общих убеждений.

2. Деловая и профессиональная этика

Данные опросов свидетельствуют, что во всем мире возрастает интерес к этическим проблемам. В странах с развитыми рыночными отношениями является общепринятым, что вопросы деловой этики, социальной ответственности беспокоят предпринимателя так же, как и эффективность производства.

Во всем мире благодаря экономическим и социальным переменам большое значение приобретают моральные и этические нормы жизни общества: право на человеческое достоинство, право на достойные условия труда, право на здоровую окружающую среду, обилие духовных благ, свободу личности, социальную связь между людьми, справедливость, сведение к минимуму конфликтов внутри общества, активное участие всех граждан в общественной жизни, право каждого гражданина на участие в принятии решений, возможность получения образования и др.

Для реализации данных ценностей необходим высокий уровень развития производительных сил, культуры. Если сфера материального производства недостаточно развита, то реализация ряда идеалов менее предпочтительна, чем производство дополнительного количества материальных благ. Без восстановления нравственных основ общества невозможно создать платформу для перестройки экономики.

В период перехода от тоталитарной системы к формированию демократических институтов и рыночной экономики важно проанализировать соотношение экономики и этики, моральных и экономических ценностей.

Мораль — форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Различают корпоративную, предпринимательскую и другие виды этики.

Этика — система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению друг к другу и обществу в целом.

Этические нормы поведения фирмы во взаимоотношениях с государством, покупателями, поставщиками, работниками изучает корпоративная этика. Многие фирмы Запада имеют собственные этические кодексы. При этом они исходят из того, что высокие этические стандарты обеспечивают стабильную прибыль.

Важную роль в формировании деловой этики, а также в выявлении и устранении неэтичных методов бизнеса играет общественность. Вопросы этики обсуждаются в прессе, на телевидении, в обществах потребителей, различных ассоциациях и т. п.

Профессиональная этика отражает особенности нравственного сознания, поведения и взаимоотношений людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности. Профессиональная этика определяет этические принципы и нормы поведения людей в рамках определенного вида трудовой деятельности. Поэтому выделяют различные виды этики, в том числе педагогическую, медицинскую, воинскую, управленческую.

Решающими условиями успеха являются трудолюбие, профессиональное мастерство, талант. Для активизации перечисленных качеств важны нравственный подход и высокий уровень нравственного сознания. Важным в профессиональной этике является объективное и доброжелательное отношение к людям, к их профессиональному мнению, служебным притязаниям. Реальное проявление профессиональной порядочности — единство слова и дела.

3. Деловые отношения — важнейшая часть культуры

предпринимательства

В процессе предпринимательской деятельности определенному человеку или группе людей приходится принимать решения по конкретным вопросам. При этом на поведение человека влияют характер решаемых задач и уровень культуры делового общения, соответствующий общей культуре предпринимательской деятельности. Деловое общение ведется по определенным правилам, являющимся важным средством повышения его эффективности. К числу таких правил относятся: этикет, согласование взаимодействия и самоподачи.

Правила этикета определяют порядок общения и представления (младшего старшему и т. д.), способы именования (по должности, званию, фамилии), выбор формы обращения (Вы, ты) и т. д. Каждая деталь этих правил, а их существует множество — от умения вести себя за столом, умения одеваться со вкусом и в соответствии с ситуацией до формулы приветствия и прощания, — отработана и выверена годами. Выполнение правил этикета является обязательным, поскольку нарушивший их теряет статус полноправного участника общения. Например, один крупный предприниматель из России явился на переговоры с представителями итальянской фирмы в белых ботинках, чем шокировал их. Такой поступок может привести к мысли о том, что предприниматель — один из нуворишей, так как он незнаком с правилами хорошего тона, что, возможно, это его первые серьезные деловые переговоры. Следовательно, как быстро он разбогател, то так же быстро может разориться, т.е. иметь дело с ним опасно.

Правила согласования взаимодействия предполагают, например, что, вступая в деловой разговор, необходимо соблюдать такие требования: высказываться не больше и не меньше, чем требуется в данный момент; не отклоняться от темы, выражаться четко; стараться, чтобы высказывания соответствовали истине.

Правила самоподачи связаны с индивидуальным успехом участников. Довольно подробно они описаны в книге Дейла Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей».

Техника общения — совокупность средств (приемов), используемых людьми для достижения желаемого эффекта в общении. Эти средства бывают словесные (вербальные) и несловесные (невербальные), в том числе мимика, позы, жесты, тон, взгляд, интонация речи, а также пространственно-временная организация. Специалисты в области коммуникации отмечают, что владение невербальными приемами более желательно и эффективно. Исследования показывают, что невербальные реакции в меньшей степени контролируются сознанием, чем словесные высказывания.

Технику общения принято разделять на технику поведения и технику слушания.

Критерием коммуникабельности является умение слушать ч задавать вопросы, поскольку в процессе слушания решаются две важнейшие функции: восприятие информации и осуществление обратной связи, т.е. передача говорящему информации о том, как воспринимается его речь и поведение. Исследования показали, что умеют выслушивать собеседника спокойно и целенаправленно не более 10% людей.

Умение задавать вопросы — это искусство. Множество конфликтов и недоразумений может возникнуть в результате не заданных своевременно вопросов. Отказаться посредством вопросов выяснить намерения собеседника — значит открыть путь догадкам и умозрительным построениям, не всегда верным.

В процессе контакта важную роль играет проявление эмоций, манеры и жесты партнеров. Понимание жестов позволяет более точно определить позицию собеседника, может предупредить о том, как изменить свое поведение для достижения нужного результата. Для повышения компетенции необходимо осваивать язык жестов, поскольку поведение, мимика, жесты не одинаковы у различных этнических групп, народов. Так, «ноль», образованный большим и указательным пальцем, американцем воспринимается как «все нормально», в Японии он означает «деньги», а в Португалии этот жест считается неприличным. На Ближнем Востоке не принято подавать деньги, подарки, еду левой рукой, так как у исповедующих ислам она считается нечистой.

Эффективность общения зависит и от его пространственно-временной организации. Так, следует считаться с местом, где происходит беседа (служебное помещение, общественное, личное), со временем (рабочее время или свободное). Важным элементом установления контакта является также учет расстояния между собеседниками. Так, установлено, что жители США обычно разговаривают стоя на расстоянии не ближе 60 см друг от друга, а латино-американцы — почти вплотную. Жители США обычно работают в больших помещениях, при открытых дверях. Так, небоскреб Фордовского фонда построен из стекла и бетона, он просматривается насквозь. Немцы же считают распахнутую дверь высшей степенью беспорядка.

4. Основные черты бизнесмена

Исследования, проведенные отечественными и зарубежными специалистами, позволили отнести к наиболее важным качествам преуспевающего бизнесмена следующие: инициативность, способность рисковать, целеустремленность, независимость, ориентированность на эффективность и качество, способность убеждать и устанавливать цели, стремление к знаниям, систематическое планирование и наблюдение.

Как подтверждает деловая практика, неотъемлемой чертой современного бизнеса являются честность и порядочность. Так десятки тысяч акций и других ценных бумаг продаются на биржах Запада на основе устных сделок; товары на многие миллиарды долларов реализуются с оформлением контрактов спустя некоторое время, поэтому честность и порядочность являются следствием развития общества.

Полезность предпринимателя основывается на его умении организовать и рационально вести дело, его бережливости, инициативности, стремлении к постоянному обновлению производства и выпускаемой продукции. Особое значение имеет нацеленность предпринимательской деятельности на потребление и потребителей, удовлетворение потребностей людей. Будучи заинтересованными в увеличении покупательной способности потребителей, предприниматели в развитом обществе активно включаются в улучшение социальной политики, способствуют развитию культуры, науки.

Бизнес является противоположностью насильственному труду и предполагает инициативность, предприимчивость, трудолюбие, желание самоутвердиться, умение вести борьбу, стремление к развитию и совершенствованию.

Уровень культуры предприятия во многом определяется деятельностью его лидеров, особенно в периоды становления и реорганизации. Почти все известные компании основаны неординарными личностями: Томас Уотсон (IBM), А. Слоун («Дженерал моторз»). Они, как правило, являлись творцами культуры предприятия, зачинателями традиций.

Проведенные опросы показывают, что для современных лидеров характерны такие черты, как способность формировать эффективную команду, прислушиваться к мнению коллег и подчиненных, способность вести за собой людей.

Многие богатые люди на Западе ведут скромный образ жизни, много работают. Ярким примером является президент корпорации «Крайслер» Ли Якокка, который, будучи очень богатым человеком, вел очень экономную жизнь. Генри Форд отмечал, что важнейшим фактором успешного предпринимательства является служение обществу, помощь обездоленным.

Отношение к предпринимателям в нашей стране разнообразное, оно и складывается под влиянием многих факторов объективного и субъективного характера. В течение десятилетий у советских людей формировался стереотип предпринимателя как «паразита», владеющего богатствами общества и не имеющего на это прав, живущего за счет эксплуатации трудящихся; его интересы — только нажива. И сегодня есть еще | сторонники этой схемы, но, конечно, не в полном ее объеме. Все больше утверждается новое отношение к предпринимателям.

Деловая этика большинства наших предпринимателей пока находится в стадии формирования. В условиях командно-административной системы сложился особый тип хозяйственного руководителя-конформиста: боязливого, внутренне несвободного, боящегося риска, безынициативного. Часто хозяйственники, выросшие в рамках этой системы, не демократичны, не склонны к диалогу, не компетентны в вопросах человеческих отношений, психологии, менеджмента, не обладают достаточным кругозором.

Культурно-этические слабости отечественных бизнесменов можно классифицировать в зависимости от их социального происхождения.

К первой группе (по различным оценкам, от 5 до 20% всех предпринимателей) относят представителей номенклатурного бизнеса, состоящих из бывших работников комсомольских, партийных и советских органов. На работу в эти органы приходили честолюбивые, деловые люди из многих отраслей народного хозяйства. Бизнесом занялись в основном более молодые люди, отличительными чертами которых стали деловая хватка, организаторские способности, знание основ предпринимательства, умение налаживать и поддерживать неформальные связи и др.

Во вторую группу входят люмпенизированные люди («парвеню»), не достигшие высот в своей профессии или не имеющие профессии. В этой группе велика доля молодых людей, которые с 13–15 лет начали «делать деньги» в нелегальном бизнесе, затем открыли официально зарегистрированные фирмы. Для бизнесменов этой группы характерно стремление любой ценой скопить себе состояние, а потому их интересуют торгово-закупочные операции, посредническая деятельность, биржевое и банковское дело (производство в сферу их интересов не входит). Часть бизнесменов этой группы (по разным оценкам, от 15 до 30%) имеет уголовное прошлое.

Отсутствие культуры предпринимательства связано с существованием в нашей стране на протяжении долгих лет теневой экономики.

В России можно выделить три формы «теневой экономики»:

* неофициальную, т. е. фактически легальную, но не учитываемую статистикой;

* фиктивную, т. е. приписки;

* подпольную, т. е. запрещенные законом виды деятельности.

Бизнесмены теневой экономики («теневики») бывают двух типов:

первый — это «работяги» (их большинство) производят дефицитные товары, налаживают необходимые коммерческие связи;

второй — «избранные», занимаясь операциями с золотом, драгоценными камнями, антиквариатом, они сосредоточили в своих руках финансовые богатства, при этом они связаны с уголовным миром, коррумпированными государственными структурами, возглавляют современную организованную преступность, лихорадочно стремясь «отмыть» эти богатства, укрепить свое политическое влияние.

Отечественным предпринимателям приходится работать в сложных условиях, часто в условиях неопределенности. Все еще не преодолены механизмы, мешающие предпринимательству. Успеха добивается легче тот человек, который быстрее приспосабливается к ним. Поэтому широко применяется психология «разового бизнеса», когда прибыль получают путем обмана потребителей, недобросовестной конкуренцией. Кроме того, существует «система постоянных аукционов», когда выбор деловых партнеров обусловливается желанием получить «поскорее и побольше», а не установлением длительных взаимовыгодных связей.

К особенностям отечественного бизнеса относят также закрытый, даже мафиозный его характер. Преуспевающие коммерческие структуры нередко в своей деятельности используют силу и связи с государственными, в том числе правоохранительными, органами. При выборе руководителей таких структур в первую очередь учитываются личная преданность, умение «держать язык за зубами». Поэтому в таких организациях царят двойная мораль, насилие, беспрекословное подчинение.

Причинами роста преступности, по мнению правоохранительных органов, являются развал экономики и несовершенство ее правового регулирования, отсутствие четкой морали, нравственности, а также несовершенство действующего законодательства: принимаются противоречивые «расплывчатые» акты, что дает повод для их вольного толкования.

Обнищание и резкое расслоение общества на богатых и бедных, пренебрежительное отношение к культуре, образованию, а также политическая нестабильность заставляют жить «одним днем».

Криминализация проявляется во всех отраслях экономики: только за первое полугодие 1994 г. вскрыто 72 тыс. экономических преступлений, что на 17,3% больше, чем за тот же период 1993 г.; за последние два года по фиктивным платежным документам похищено 3–4 трлн руб.1

Особенностью экономического кризиса в последние годы стала нарастающая неплатежеспособность предприятий. Причины неплатежей разнообразны. В настоящее время предприятия заинтересованы в том, чтобы как можно дольше не расплачиваться с долгами. Нормой поведения многих предприятий стало использование чужих материально-финансовых ресурсов для различных целей. Главная причина такого положения — отсутствие у руководителей предприятий моральной ответственности за долги. На законные требования возвратить долги они отвечают угрозами разрыва хозяйственных связей, применяют и другие способы платежа.

Для того чтобы повысить культуру предпринимательства, необходимо изучить опыт в этой области отечественных и зарубежных фирм.

Рассмотрим особенности культуры предпринимательства фирм США и Японии.

Первые этапы развития предпринимательства в Америке характеризуются жестокостью, умением любыми средствами добиваться цели. В организациях «тейлоровского типа» условия производства не требовали заинтересованности трудящихся в коллективном новаторстве, высоко ценились черты «сильной личности».

В 80-х гг. в США и других странах крупные корпорации перешли к управлению культурой предприятий. Основным инструментом этого явилось формирование лидерами корпораций стратегии, установление качественных и количественных целей развития фирмы.

Основные принципы успеха фирмы IBM:

* уважение к человеку;

* каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание;

* основное условие деятельности — высшее качество;

* руководитель должен быть эффективным организатором, умеющим вовлечь каждого сотрудника в общий трудовой процесс;

* выполнение обязательств перед акционерами;

* честные отношения с поставщиками продукции и услуг.

Особое внимание на фирме уделяется человеческим отношениям, руководители постоянно подчеркивают, что каждый человек — личность.

Национальные особенности предпринимательства США связаны с высокой престижностью предпринимательства, уважением к активному деловому человеку, умеющему «делать деньги». Американская мечта — заработать состояние и тем самым добиться независимости и самостоятельности. В условиях современной предпринимательской деятельности наряду с умением бороться, утверждать свое превосходство высоко ценятся такие качества, как лояльность, дипломатичность, умение сотрудничать, ценятся люди, стремящиеся реализовать свои творческие и организаторские способности, принимающие на себя высокую ответственность. Это происходит потому, что,

во-первых, все больше руководителей приходят к выводу о невозможности контролировать людей через формальные правила, принуждения;

во-вторых, значительное число работников готово повысить качество и эффективность работы при условии сохранения атмосферы сотрудничества и учета их мнения, идей. Но несмотря на демократичность, в американских фирмах и сейчас существуют обязательное подчинение и дисциплина.

Особая роль отводится высоким нравственным принципам. Для развитой страны невыгодно строить деловые отношения на обмане, безответственности, стяжательстве.

Бизнесмены США обладают следующими деловыми качествами: дорожат данным словом; точно соблюдают сроки и обязательства, оправдывают доверие партнера; хорошо знают конкурентоспособность продукта; ценят высокий профессионализм.

В США существует разветвленная система непрерывного обучения и повышения квалификации не только для руководителей, но и для рядовых сотрудников. Ранее существовала практика глубокого освоения одной профессии, т.е. подготовка «узких» специалистов, а в настоящее время готовят специалистов «широкого профиля», владеющих несколькими смежными профессиями.

Обострение конкуренции с Японией и другими азиатскими странами является для американцев стимулом к дальнейшему совершенствованию.

После Второй мировой войны в Японии произошло так называемое «экономическое чудо». Этому (среди прочих факторов) способствовала проведенная в Японии перестройка системы управления производством, обеспечившая соответствие культуры производства национальным традициям.

При формировании культуры предпринимательства в Японии широко использовался зарубежный опыт, и в первую очередь, опыт США; однако, в основе японской системы лежат национальные традиции, которые в большой степени влияют на характер и поведение японского бизнесмена.

Главное” отличие японской системы от американской в том, что она основана на двух основополагающих принципах: пожизненном найме и коллективном принятии решений (этого нет в американских моделях). Так высшее руководство японской фирмы может принять решение после согласования его со всеми руководителями среднего звена. В основе философии управления фирмами лежит социальная ответственность руководителей. На руководителей возложена обязанность объединять разные (часто противоречивые) интересы акционеров и рабочих фирмы для достижения поставленной пели.

В Японии высоко ценятся трудолюбие, настойчивость и упорство в достижении цели, умение терпеливо относиться к неудачам, стремление к непрерывному совершенствованию, высокому качеству работ и услуг, снижению затрат и более эффективному труду, гибкость, высокая ориентированность на нововведения, самоотдача, умение действовать на пределе своих возможностей, преданность делам фирмы, умение ладить с людьми, дипломатичность, целеустремленность.

Японцы — приверженцы коллективных форм организации груда. Коллективный характер труда в Японии выражается в том, что руководители и рядовые сотрудники работают в одном большом помещении, питаются в общей столовой, носят одинаковую одежду. Вместе с тем, в японских корпорациях приняты четкая система подчинения и жесткая дисциплина.

Работники японских фирм регулярно повышают квалификацию. Они самые активные ученики в школах бизнеса.

При выдвижении на должность в Японии ценятся потенциальная возможность претендента стать руководителем широкого профиля, хорошие знания в области науки и практический опыт. Высоко ценится знание производства. Поэтому на фирмах каждый руководитель должен отработать по неделе на тех производственных участках, на которых не работал.

Большое внимание в Японии уделяют развитию эстетических вкусов (в свободное время): увлечение искусством, изучение гуманитарных наук. Японцы полагают, что это способствует более качественной и производительной работе.

Не все проблемы нравственности деловой жизни в Америке и Японии решены, но достигнутое может служить примером, быть источником положительного опыта.

Литература

1.Гербер М.Е. Предпринимательство: Миф или Реальность // www.Internet-Business.ru.

2. Горбунов В.Л., Каганов В.Ш., Ломоносова Т.В., Мартеллер B.C., Сошникова ЕА. Бизнес-инкубаторы и рыночная экономика: Учеб.-метод, пособие / Ред. совет: А.И. Березенко, В.Ш. Каганов, Д.Б. Ломоносов и др. — М., 2001.

3. Грибов ВД. Основы бизнеса: Учеб. пособие. М., 2000.

4. Добротворский И.Л. Новые технологии победы. Как по-настоящему достичь успеха. М., 2003.

5. Каленч Дж. Величайшая возможность в истории человечества // linkz.ru/ebook/velvosm.zip.

6. Мандино Ог. Величайший торговец в мире // http:// linkz. ru/ebook/torgovets .zip.

7. Основы бизнеса / Под ред. Рубина Ю.Б., Ягодкиной И.А.: Учеб.-практ. пособие. М., 1998.

8. Основы предпринимательского дела / Под ред. Осипова Ю.М. М., 1996.

9. Основы предпринимательской деятельности /Под ред. Е.А. Журавлевой. Учеб.пособие — Краснодар: КубГУ, 2005

10. Очерки экономической истории Кубани / Сост. и науч. ред. А.П. Труханович. Краснодар, 1998.

11. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века / Центр полит, и экономической истории России Рос. независимого института социальных и национальных проблем. М., 1997.

КНИГИ/Разное/Организация предпринимательской деятельности — Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул

1.3. Культура предпринимательства

Процесс предпринимательства, на каком бы иерархическом уровне он ни осуществлялся, независимо от сферы совершения сделки тесно связан с культурной средой, которая структурно — по отношению к фирме — подразделяется на внешнюю культурную среду и внутреннюю культурную среду.

Внешняя культурная среда является составной частью макросреды, которая оказывает влияние на поведение субъектов и объекта предпринимательства.

Внутренняя культурная среда относится к микросреде фирмы и имеет отношение как к самой фирме, так и к партнерам, с которыми осуществляется взаимодействие.

Состав культурной среды характеризуется совокупностью факторов, к которым относят политику, технологию, образование, искусство, ценности и отношения, религию, язык, правоведение, социальный статус (рис. 1.8).

Рис. 1.8. Состав культурной среды

Политика является всем известной категорией, однако не все предприниматели учитывают возможности этого фактора культуры в организации предпринимательства. Изучение политики может помочь понять потенциал общественного вклада той или иной страны в деловой климат фирмы. Стабильность политического климата, характеристики группировок, партий, поддерживающих зарубежный бизнес или препятствующих ему, степень влияния каждой из этих группировок — это те факторы, которые позволяют оценить степень предпринимательского риска в политическом отношении.

Технология — это область точных понятий, методов, измерений и знаний. Изучение технического уровня среды предпринимательства может дать информацию об уровне развития и потенциале рынка, о степени развитости его инфраструктуры, о том, какова степень урбанизации и развития «промышленных ценностей», а также выявить отношение к науке и нововведениям, установить научный потенциал, возможности проведения научных исследований.

Образование и искусство, их уровень и профиль редко учитываются в организации предпринимательской деятельности. Однако сравнительный анализ этих факторов культуры может оказать помощь при изучении грамотности и ее влияния на техническое и профессиональное обучение, а также на эффективность рыночных связей и предпринимательских отношений. Образовательный уровень формирует к тому же отношение к ценностям, что целесообразно определять при формировании и развитии предпринимательской деятельности.

Религия оказывает большое влияние на экономическую деятельность. Все основные религии — буддизм, ислам, христианство и др. — имеют несколько разновидностей (например, католицизм и протестантство). Своеобразный взгляд на мир и истинные ценности, как и отправление религиозных обрядов, может стимулировать или препятствовать стремлениям к переменам, применению новых методов в предпринимательстве. Для успешного осуществления предпринимательской деятельности необходимо учитывать развитость и роль религии в каждой стране, где планируется организация бизнеса.

Язык является основой, средством всех коммуникаций, в том числе и предпринимательских. На земном шаре имеется около 100 официальных языков и не менее 3000 самостоятельных диалектов.

В предпринимательской деятельности, — как на национальных, так и на международных рынках — требуется знание нескольких языков. Английский язык является доминирующим, по меньшей мере 2/3 деловой переписки в мире осуществляется на этом языке. Есть страны, где стремятся пользоваться только своим языком, например во Франции. Это следует учитывать при организации бизнес-коммуникаций предпринимателям, бизнесменам, деловым людям.

Правоведение — знание законов своей страны, которые отражают нормы и правила отношений к ценностям, к собственности, защите личности, не должны восприниматься предпринимателями как второстепенный элемент культуры. Сравнение и знание различных систем законодательства могут способствовать пониманию традиций бизнеса в различных странах. Это может помочь избежать конфликтов, а в случае необходимости обратиться к органам правовой защиты.

Социальный статус населения, социальные особенности организации общества и первой его ячейки — семьи в предпринимательстве имеют такое же значение, как и другие факторы культурной среды. Предприниматель в этом контексте должен знать, представляют ли его деловые партнеры семейные фирмы или же он будет иметь дело с профессиональными партнерами. Не менее важным является исследование социальной стратификации населения, чтобы установить, существует ли заметная разница между высшими, средними и низшими классами и каково их отношение к предпринимательству. Исследование и знание социальных особенностей общественных организаций позволяют установить, будут ли они содействовать или противостоять успеху в деятельности предпринимателя в конкретных социальных условиях.

Культура может рассматриваться как «коллективное программирование мышления» (Г. Хофстед). В этом смысле особое значение приобретает уровень организационной культуры, которая представляет собой способность фирмы (личности) эффективно соединять, интегрировать элементы всего комплекса взаимоувязанных факторов и процессов в системе предпринимательства.

Организационная культура — это комплексная характеристика развитости той или иной социально-экономической структуры, присущих ей типа и формы организации жизни и деятельности людей, уровня их организационных знаний (ценностей), навыков (традиций), умений, мышления и сознания.

Культура предпринимательской деятельности зависит от культуры каждого сотрудника фирмы и в первую очередь от организационной культуры руководителя фирмы. Культурный предприниматель должен уметь моделировать, видеть горизонты предпринимательской деятельности своей фирмы, побуждать к работе и стимулировать работу других, воплощать намеченное в жизнь, уметь в любых ситуациях принимать решения и брать ответственность на себя. Для этого предприниматель должен быть наделен оригинальным воображением и хорошим умением сводить сложное к простому, чтобы выделить главное, определить будущее предприятия на пять, десять лет вперед.

Важнейшим фактором культуры предпринимателя является его квалификация как менеджера и как специалиста, которая предполагает знание им философии всей технологии, экономики и инструментария предпринимательства.

← | Содержание |→

/>

КНИГИ/Разное/Организация предпринимательской деятельности — Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул

1.3. Культура предпринимательства

Процесс предпринимательства, на каком бы иерархическом уровне он ни осуществлялся, независимо от сферы совершения сделки тесно связан с культурной средой, которая структурно — по отношению к фирме — подразделяется на внешнюю культурную среду и внутреннюю культурную среду.

Внешняя культурная среда является составной частью макросреды, которая оказывает влияние на поведение субъектов и объекта предпринимательства.

Внутренняя культурная среда относится к микросреде фирмы и имеет отношение как к самой фирме, так и к партнерам, с которыми осуществляется взаимодействие.

Состав культурной среды характеризуется совокупностью факторов, к которым относят политику, технологию, образование, искусство, ценности и отношения, религию, язык, правоведение, социальный статус (рис. 1.8).

Рис. 1.8. Состав культурной среды

Политика является всем известной категорией, однако не все предприниматели учитывают возможности этого фактора культуры в организации предпринимательства. Изучение политики может помочь понять потенциал общественного вклада той или иной страны в деловой климат фирмы. Стабильность политического климата, характеристики группировок, партий, поддерживающих зарубежный бизнес или препятствующих ему, степень влияния каждой из этих группировок — это те факторы, которые позволяют оценить степень предпринимательского риска в политическом отношении.

Технология — это область точных понятий, методов, измерений и знаний. Изучение технического уровня среды предпринимательства может дать информацию об уровне развития и потенциале рынка, о степени развитости его инфраструктуры, о том, какова степень урбанизации и развития «промышленных ценностей», а также выявить отношение к науке и нововведениям, установить научный потенциал, возможности проведения научных исследований.

Образование и искусство, их уровень и профиль редко учитываются в организации предпринимательской деятельности. Однако сравнительный анализ этих факторов культуры может оказать помощь при изучении грамотности и ее влияния на техническое и профессиональное обучение, а также на эффективность рыночных связей и предпринимательских отношений. Образовательный уровень формирует к тому же отношение к ценностям, что целесообразно определять при формировании и развитии предпринимательской деятельности.

Религия оказывает большое влияние на экономическую деятельность. Все основные религии — буддизм, ислам, христианство и др. — имеют несколько разновидностей (например, католицизм и протестантство). Своеобразный взгляд на мир и истинные ценности, как и отправление религиозных обрядов, может стимулировать или препятствовать стремлениям к переменам, применению новых методов в предпринимательстве. Для успешного осуществления предпринимательской деятельности необходимо учитывать развитость и роль религии в каждой стране, где планируется организация бизнеса.

Язык является основой, средством всех коммуникаций, в том числе и предпринимательских. На земном шаре имеется около 100 официальных языков и не менее 3000 самостоятельных диалектов.

В предпринимательской деятельности, — как на национальных, так и на международных рынках — требуется знание нескольких языков. Английский язык является доминирующим, по меньшей мере 2/3 деловой переписки в мире осуществляется на этом языке. Есть страны, где стремятся пользоваться только своим языком, например во Франции. Это следует учитывать при организации бизнес-коммуникаций предпринимателям, бизнесменам, деловым людям.

Правоведение — знание законов своей страны, которые отражают нормы и правила отношений к ценностям, к собственности, защите личности, не должны восприниматься предпринимателями как второстепенный элемент культуры. Сравнение и знание различных систем законодательства могут способствовать пониманию традиций бизнеса в различных странах. Это может помочь избежать конфликтов, а в случае необходимости обратиться к органам правовой защиты.

Социальный статус населения, социальные особенности организации общества и первой его ячейки — семьи в предпринимательстве имеют такое же значение, как и другие факторы культурной среды. Предприниматель в этом контексте должен знать, представляют ли его деловые партнеры семейные фирмы или же он будет иметь дело с профессиональными партнерами. Не менее важным является исследование социальной стратификации населения, чтобы установить, существует ли заметная разница между высшими, средними и низшими классами и каково их отношение к предпринимательству. Исследование и знание социальных особенностей общественных организаций позволяют установить, будут ли они содействовать или противостоять успеху в деятельности предпринимателя в конкретных социальных условиях.

Культура может рассматриваться как «коллективное программирование мышления» (Г. Хофстед). В этом смысле особое значение приобретает уровень организационной культуры, которая представляет собой способность фирмы (личности) эффективно соединять, интегрировать элементы всего комплекса взаимоувязанных факторов и процессов в системе предпринимательства.

Организационная культура — это комплексная характеристика развитости той или иной социально-экономической структуры, присущих ей типа и формы организации жизни и деятельности людей, уровня их организационных знаний (ценностей), навыков (традиций), умений, мышления и сознания.

Культура предпринимательской деятельности зависит от культуры каждого сотрудника фирмы и в первую очередь от организационной культуры руководителя фирмы. Культурный предприниматель должен уметь моделировать, видеть горизонты предпринимательской деятельности своей фирмы, побуждать к работе и стимулировать работу других, воплощать намеченное в жизнь, уметь в любых ситуациях принимать решения и брать ответственность на себя. Для этого предприниматель должен быть наделен оригинальным воображением и хорошим умением сводить сложное к простому, чтобы выделить главное, определить будущее предприятия на пять, десять лет вперед.

Важнейшим фактором культуры предпринимателя является его квалификация как менеджера и как специалиста, которая предполагает знание им философии всей технологии, экономики и инструментария предпринимательства.

← | Содержание |→