Культура речи педагога

План 1. Требование к культуре речи педагога. Пути исправления дефектов дикции. Способы повышения мастерства речи педагога Стр.2. Требование к мимике педагога: визуальная психодиагностика в деятельности педагога Стр.3. Техника воспитания дисциплин в учебной группе Стр.4. Мастерство работы педагога с родителями учащихся
Стр.5. Классный час на экологическую тему Стр.19 Список литературы Стр.1. Требование к культуре речи педагога Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Культура речи как наука о языке может и должна помочь детям овладеть нормами литературного языка, привить любовь к родному языку; она научит отличать литературную речь от примитивной разговорной, поможет освободиться
от "сорных" слов. «Дейл Карнеги, автор популярной в мире книги "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей", писал: "Умение говорить это кратчайший путь к известности Почти любой может говорить так, что будет приятен и желанен в обществе, если он обладает верой в себя и людей ". Без сомнения, знание основ культуры речи и основ риторики, практическое их применение позволит каждому
приобрести уверенность и стать раскованнее и общительнее. Только человек, владеющий словом и логикой, может добиться успехов в жизни. Но для того, чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки» . «Речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса
формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна. Выделяют следующие формы речи: Внутренняя Внешняя Письменная Устная Монологическая Диалогическая Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодейсвия собеседников. В структуру речевого общения входят: 1. Значение и смысл слов, фраз (“Разум человека проявляется в ясности его речи”). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. 2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый),
тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи. 3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки- это паузы, а также звуки назализации -“хм-хм”, ”э-э-э” и др.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие-53%(“говорим голосом, беседуем всем телом”). Чтобы выступать перед аудиторией, учитель должен обладать рядом специальных навыков. К ним относится навыки: • отбора литературы; • изучения литературы; • составления плана; • написания текста речи; • самообладания перед слушателями; • ориентации во времени.
Эти навыки должны использоваться комплексно, иначе речь будет неэффективной. Например, вы хорошо пишете текст речи, но не умеете просто и ясно излагать. Или убедительно, интересно говорите, но не укладываетесь во времени. Успех во многом зависит и от того, как выступающий знает предмет речи. Для этого он должен быть человеком начитанным, эрудированным» . Определение Требования к культуре речи педагога 1. Речь – язык: правильность богатство чистота 2. Речь – мышление: логичность ясность точность краткость 3. Речь – объективный мир: точность 4. Речь – ее обстановка, содержание, назначение: уместность 5. Речь – эстетика: образность выразительность благозвучие Пути исправления дефектов дикции «Дикция – это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и
слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависит от правильной и активной работы артикуляционного аппарата. Исправлением таких недостатков дикции, как картавость, шепелявость, гнусавость, занимается логопедия. В курсе техники речи уделяется внимание менее резко выраженным, но тем не менее гораздо более распространенным недостаткам: нечеткости, невнятности произношения гласных и согласных звуков. Специальные упражнения должны способствовать совершенствованию дикции.
Однако успеха можно достичь лишь при условии систематической работы. Ясная, четкая дикция – обязательное условие хорошей речи. Говорить надо ясно, приучаясь свободно открывать рот, что является важным условием формирования звука и его "посыла". Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает доносить смысловое звучание слова, его выразительность
и красоту. Дикция определяется работой органов, находящихся в ротовой полости: языка, нижней челюсти губ, мягкого нёба с маленьким язычком» . Для тренировки артикуляционного аппарата можно выполнять следующие упражнения: 1. Пластическая гимнастика органов речи. 2. Энергично, но плавно опустите нижнюю челюсть откройте рот. Поднимите нижнюю челюсть и сомкните рот. Заметьте, что подвижной является нижняя челюсть. Повторите 5-6 раз. 3. Выдвиньте нижнюю челюсть вперед, верните ее и в первоначальное положение. Повторите 5-6 раз. 4. Отодвиньте язык как можно глубже, а затем распрямите и коснитесь его корней нижних зубов; вновь отодвиньте язык вглубь и, распрямляя его, коснитесь кончиком языка корней верхних зубов. 5. Двигая язык внутри рта, коснитесь кончиком языка сперва левой щеки, потом правой. 6. Сомкнутые губы вытяните вперед в виде "хоботка", затем растяните в сомкнутом состоянии
на улыбку. Повторите 5-6 раз. 7. Образовав "хоботок", двигайте его последовательно вправо, влево, вниз, затем в обратном направлении. Плавно двигайте "хоботок" по кругу. Все упражнения вначале желательно делать с зеркальцем, движения должны быть медленными и плавными. Повторите 5-6 раз. Способы повышения мастерства речи педагога Каждый учитель знает: чтобы воздействие словом было максимально эффективным, необходимо научиться владеть
своим голосом, речевым аппаратом. «Голос способен передавать малейшее движение внутренней жизни, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Выступление с лекцией, докладом, выразительное чтение литературного произведения учителем в аудитории, а также речь учителя в процессе его общения с учениками в школе и вне школы должны быть действенным. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умение пользоваться им в различных условиях.
Умение владеть голосом связано с развитием фонационного (звукового), или так называемого речевого, дыхания. Вместе с тем качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения – дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения. Это дает возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство лекции, речь учителя поможет ему в общении с учениками воздействовать на их чувства, мысли, поведение и поступки. Овладеть техникой речи – значит уметь проявлять речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Разнообразный комплекс упражнений в дыхании, в совершенствовании голоса и дикции и составляет работу над техникой речи. Воспитание речевого голоса – работа очень кропотливая, осторожная, настойчивая, а главное – повседневная. Воспитанием голоса нельзя заниматься от случая к случаю. Помимо постоянной тренировки, необходимо следить за своей бытовой речью.
Не говорите при расслабленном дыхании, не напрягайте мышцы шеи. Если в области гортани возникает чрезмерное мышечное напряжение – зажим, его можно убрать, вызвав сознательно ощущение зевка. Зевок этот следует делать, не открывая рта, по возможности незаметно для окружающих. Собирайте звук на кончиках губ, не говорите на одной ноте, особенно высокой, добивайтесь ровного, слитного звучания при активном посыле звука, используйте смешанный регистр» .
2. Требование к мимике педагога: визуальная психодиагностика в деятельности педагога Установлено, что планомерно и рационально организованная обратная связь чрезвычайно важна, так как способствует формированию устойчивой позитивной мотивации учебной деятельности. «В традиционном обучении обратная связь осуществляется неосознанно, на уровне подсознания, с помощью мимики, жестов, интонации голоса педагога, его непосредственной реакции на ответ ученика в классе.
Рассмотрим наиболее важные позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика. 1.Общетелесное самораспоряжение: манера перемещаться по классу, излюбленные позы и избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания. • повышенная подвижность во всех ее формах легко становится отвлекающим фактором; • у каждого человека в силу его индивидуальности, например, типологической, имеется свой диапазон подвижности. И, скажем, у учителя-флегматика с его умеренной подвижностью есть свой максимум этого качества, и он воспринимается школьниками приблизительно так же, как и предельно интенсивное выражение подвижности у учителя-сангвиника; • психологический эффект педагогического воздействия в малой степени зависит от абсолютной силы поведенческого фактора, он обусловлен его уместностью и относительной мерой в рамках возможностей учителя; • умеренная или даже намеренно ослабленная интенсивность поведенческого воздействия нередко приводит к желательным и значительным результатам.
2. Жестикулярная выразительность является одним из самых ярких средств выражения отношения к ученикам. Отметим следующий парадокс: то, что наиболее частотно в нашем двигательно-поведенческом облике, то – менее всего нам известно. Это происходит в силу укоренившейся привычки жестикулировать определенным образом, выходящей на уровень во многом автоматизированного поведения. Однако воспринимающим нас людям эта форма поведения первоочередно бросается в глаза и учитывается при
формировании мнения о человеке. 3.Мимическая выразительность. Эта поведенческая сфера имеет еще более высокий информационно-выразительный и воздейственный уровень. Ведь мимика наиплотнейшим образом смыкается с речью, хотя, безусловно, может быть использована преподавателем и автономно – в “чистом виде” без словесного сопровождения. 4. Интонационное поведение – это психическое явление вполне правомерно обозначить термином “поведение”,
поскольку оно охватывает большую сферу учительской деятельности, динамично и по воздейственности превосходит другие поведенческие показатели. Совершенно не случайно, что одно и то же обращение педагога может восприниматься школьниками по-разному. 5.Саморегуляция речи – выражается в управлении учителем громкостью звучания речи и ее темпо-ритмической характеристикой. Известно, что собственно информационная сторона речи учителя еще не является фактором передачи знаний. Весьма важно и то, как звучит содержательная речь. Это требование к устной речи особо возрастает, когда в роли воспринимающих ее выступают дети и подростки – главная учительская аудитория» . Микровывод: передача информации от учителя к ученику осуществляется вербальным и невербальным путями. В педагогическом общении важны оба эти вида, так как они всегда существуют вместе. 3. Техника воспитания дисциплин в учебной группе В учебной группе можно выделить 3 техники воспитания дисциплин: • привлечение внимания как цель плохого
поведения; • власть и месть как цели поведения; • избегание неудачи как цель поведения. Рассмотрим, как же вести себя педагогу в тот самый мо¬мент, когда на уроке наблюдается поведение, направленное на привлечение внимания, и это поведение не дает ему нормально работать по теме урока. Познакомимся со многими полезными приемами, ис¬пользуя которые педагог будет оставаться в рамках партнерского стиля об¬щения и в то же время сможете прекратить или постепенно свести на нет нежелательное поведение
учеников. «Когда цель — привлечение внимания: меры экстренного педагогического воздействия» Стратегии Техники Минимизация внимания Игнорируйте демонстративное поведение. Контакт глазами. Становитесь рядом. Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока. Посылайте секретный знак. Посылайте письменные замечания. Используйте «Я-высказывание». Разрешающее поведение
Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до предела демонстративную выходку. Весь класс присоединяется к выходке. «Разрешенная квота». Делайте неожиданности! Выключите свет. Издайте музыкальный звук. Говорите тихим голосом. Измените голос. Временно прекратите вести урок. Отвлеките ученика Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность. Обращайте внимание клас¬са на примеры хорошего по¬ведения Благодарите учеников. Пишите имена примерных учеников на доске Пересаживайте учеников Меняйте учеников местами. «Стул размышлений». Властолюбивые ученики постоянно задевают учителя, бросают ему вы¬зов. С помощью слов и действий они как бы атакуют нас.
Иногда они уст¬раивают сцены с помощью различных тактик: медлительности, недоде¬ланной работы, шума, когда остальные работают. Иногда они бормочут ругательства, когда их о чем-то просят, жуют жвачку. Они могут просто не считаться с вашими требованиями или соглашаться сделать что-то, но с явной обидой. Как правило властолюбцы не действуют без зрителей. Им нужны зрите¬ли и свидетели их власти. Они провоцируют нас перед классом, и мы чув¬ствуем, что если
проиграем эту публичную схватку, то в глазах всего клас¬са или даже всей школы останемся с ярлыком «проигравший» до конца учебного года. Мы как бы всегда под угрозой, под давлением таких воз¬можных ситуаций. И это вызывает тревогу и напряжение. Поведение учеников, ищущих власти, может иметь активную и пассив¬ную формы. Дети, которые демонстрируют поведение, направленное на привлече¬ние внимания, и даже властолюбивые дети иногда могут быть нормальны¬ми, обаятельными и симпатичными людьми.
Учеников, выходки которых продиктованы местью, обычно симпатичными не назовешь. Они выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют. Они — самый тяжелый слу¬чай для воспитания. Кажется, что они всегда готовы провоцировать учите¬ля. Этих учеников можно распознать даже по речи, которая полна таких эпитетов, в адрес другого, как «подлый», «злобный», «жестокий». «Когда цель — власть или месть: меры экстренного педагогического вмешательства» Стратегии Техники Ищите «изящный уход» Признайте власть ученика Уберите зрителей Переносите обсуждение вопроса Делайте записи Озадачивайте учеников Соглашайтесь с учеником Меняйте тему Используйте удаление Удаление не выходя из класса Удаление в другой класс Удаление в специальное помещение Изоляция в кабинете школьной адми¬нистрации
Удаление с применением силы Устанавливайте санкции Лишение или отлагательство права заниматься чем-то Лишение или отлагательство права пользования предметами Лишение доступа в различные поме¬щения школы Прекращение взаимодействия с дру¬гими учениками Требование встречи с администраци¬ей школы Требование встречи с родителями
Требование встречи с милицией Возмещение учеником убытков: Починка, ремонт предметов, вещей. Возвращение вещей на место. Замена на равноценные. Можно так никогда и не заметить такую цель деструктивного поведения, как избегание не¬удачи, так как такие ученики не задевают нас и не вносят хаос в класс. Они, напротив, старают¬ся быть незаметными, не нарушать школьные правила и требования.
Проблема в том, что они редко взаимодействуют с учителями и одно¬классниками. Обычно они остаются в изоляции в классном коллективе: и в классе, и на переме¬нах, и в столовой. Часто ученики, которые боят¬ся неудачи, просто не делают ничего из задава¬емого учителем, спокойно надеясь, что мы это¬го не замечаем. «Когда цель — избегание неудачи: меры экстренного педагогического вмешательства» Стратегии Техники Изменить методы объяс¬нения
Использовать осязаемый материал и компью¬терные программы для формирования навыков. Учить за раз чему-то одному. Ввести дополнительные методы обучения Дополнительная помощь от учителя. Помощь компетентных взрослых. Ученики-репетиторы. Классы коррекции. Учить позитивно рассказывать о том, что ты делаешь, и о себе Классные плакаты с «заклинаниями». Ищите два «плюса» на каждый «минус». Декларация «Я смогу» перед выполнением за¬дания. Делать ошибки нормальным и нужным явлением Рассказывайте об ошибках. Показывайте ценность ошибки как попытки. Минимизируйте последствия от сделанных ошибок. Формировать веру в успех Подчеркивайте любые улучшения. Объявляйте о любых вкладах. Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Демонстрируйте веру в своих учеников.
Признавайте трудность ваших заданий. Ограничивайте время ваших заданий. Концентрировать внимание учеников на уже достигнутых вы прошлом успехах Анализируйте прошлый успех. Повторяйте и закрепляйте успехи. Делать процесс обучения ощутимым Наклейки «Я могу». Альбомы достижений. Рассказы о вчера, сегодня и завтра.
Отмечать достижения Аплодисменты «Звезды и наклейки» Награды и медали Выставки Позитивная изоляция 4. Мастерство работы педагога с родителями учащихся «Основные направления реформы общеобразовательной школы ориентируют педагогов на усиление помощи семье и поднятие ее ответственности за воспитание подрастающего поколения, на широкое вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися. Без сомнения, все школы хотят поддерживать открытые и тесные связи с семьями.
Они знают, что обучение – совместная работа учителей и родителей. Они также понимают, что взаимосвязь с родителями является обязательной при желании развивать способности каждого ученика в школе и за ее пределами. Педагоги, которые это понимают, будут стараться достичь содержательного диалога с родителями и будут поддерживать теплый климат в классе: без напряжений, дружеский, основанный на взаимопомощи» . «Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление
как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях» вот что высказывают по данному вопросу датский педагог Эйгил Кьяэргард и литовский педагог Рима Мартинене» . Продолжает данную тему и российский педагог И. П. Подласый: «Современные школы переходят к тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «школа – семья» . Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности. Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда традиционно их не допускали выбору предметов для обучения, определению объёмов их изучения