КУЛЬТУРА РОССИИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХI Колледж связи и информатики Руководитель: Синицына Т.М. Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов
гуманизма и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса. Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Освоение культурных богатств прошлого выполняет интегрирующую функцию в жизнедеятельности каждого общества,
гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность в постижении мира как целого. А это имеет огромное значение для поиска общих критериев прогресса в условиях неудержимой научно-технической революции. С предельной остротой эти вопросы поставлены самой жизнью нашего общества, ориентиры на качественно новое его состояние ведут к крутому перелому в осмыслении традиционалистских и инновационных тенденций социального развития. Они требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, расширения
обмена подлинными культурными ценностями между народами, а с другой – умения выйти за рамки привычных, но уже отживших представлений, преодолеть ряд реакционных традиций, которые складывались и насаждались веками, постоянно проявляясь в сознании, деятельности и поведении людей. В решении этих вопросов значительную роль играет знание и адекватное современности понимание истории мировой культуры. Динамика культурных ценностей раскрывается при сопоставлении их в прошлом и настоящем.
Именно поэтому меня заинтересовала эта тема. Цель моей работы: собрав и проанализировав информацию о культуре прошлых веков и современной культуре, доказать, что, несмотря на появление чего-то нового в культуре, традиции и обычаи играют не мало важную роль в нашей жизни. Задачи моего реферата: – рассмотреть традиционную русскую культуру; – показать, какие традиции унаследовала, современна культура; – проследить нынешнее состояние культуры.
Особенности формирования российской культуры видятся в таких основных факторах: необходимость освоения огромного географического пространства, на котором соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические группы и народности; утверждение православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям; длительная временная изолированность развития от западноевропейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление такой замкнутости; превалирование идеи
приоритета государственности над личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства.[3, с. 241] ХХ век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией,
манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом.[1, с. 13] Восьмидесятые годы – время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния.
Мотив всеобщего греха, плахи заставляет художников прибегать к таким формам художественно-образцового мышления, как притча, миф, символ. В свою очередь, познакомившись с романом «Плаха» Ч. Айтматова и фильмом «Покаяние» Т. Абуладзе читатель и зритель рассуждали, спорили, вырабатывали собственные гражданскую позицию.[2. с 121] Важнейшей особенностью художественной ситуации 80-х г. ХХ в. является возникновение мощного потока «возвращенной» художественной культуры.
Эта культура осмысливалась и понималась с тех же позиций, что и современная для зрителя, слушателя, читателя тех лет. [2. с 56] Общественное состояние современной России можно охарактеризовать как переходное. На наших глазах формируется гражданское обществао, для которого характерен плюрализм духовной жизни, создание политической и правовой систем, отвечающих мировым демократическим стандартам. Это общество требует более высокого уровня образования, экономической и
политической культуры людей, способности самостоятельно ориентироваться в различных идейных и духовных традициях и течениях. Для этого необходима не только высокая степень массового освоения культуры, но и способность сограждан широко использовать достижения человечества в сфере культуры.[5. с. 34 ] Процесс освоения художественного наследия имеет свои особенности. Современная тенденция переосмысления роли и значения культурного наследия состоит в стремлении не только
сохранить его в первозданном виде, но и активно включить а канаву современной жизни открыть новое в старом.[5. с. 37] Современная культура воплощается в огромном множестве создаваемых материальных и духовных явлений. Это и новые средства труда, и новые продукты питания, и новые элементы материальной инфраструктуры быта, производства, и новые научные идеи, идеологические концепции, религиозные верования, нравственные идеалы и регуляторы, произведения всех видов искусств и т.д.
Существуют различные взгляды на соотношение культур различных эпох и народов. По мнению М. Бахтина «культура всегда лежит на границах с другими культурами и эпохами». Современный человек начинает понимать, что культурная самобытность его народа неотделима от культурной самобытности других народов, что все мы подчиняемся законам культурной коммуникации. [6. c. 59] Но культура — это не только множество культур, это также мировая культура, единый культурный поток
от Шумеров до наших дней, от Востока на Запад, от Запада на Восток. Необходимо отметить, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности — от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа.
Культура играет все большую роль в решении долгосрочных программных целей демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства.[4. c.32] Вероятно, изучение техники должно помочь в разрешении кризиса современной культуры, должно исходить из идеи ограничения или даже отказа от традиционно понимаемого технического прогресса, трансформации
технического мира, концепции создания принципиально новой техники, т.е. такой, с которой может согласиться человек и общество, которая обеспечит безопасное развитие и существование. Наряду с попытками идти в этом направлении, создавая экологически чистые технологии, альтернативные источники энергии, разрабатывая новую технологическую политику, набирают темпы традиционные пути и способы технического развития. Это особенно характерно для менее развитых стран, что подводит человечество ко
второй волне экологического кризиса.[5. c. 41] Характерный момент в развитии современной культуры — появление и формирование наряду с традиционным ее образом, нового. Традиционный образ мировой культуры связан прежде всего с идеями исторической и органической целостности, представлениями о традициях. Новый образ культуры все более ассоциируется с идеями космическими, экологическими, этическими идеями единства Человечества и его судьбы.
Планетарные категории выдвигаются на первый план так же, как и этические.[6, c. 65] Сегодня все больше людей приходят к осознанию неблагополучия своей и современной жизни и ищут выход из сложившегося положения. Движение «зеленых», экологические движения, поиски новой нравственности, движения за новую телесность (натуропатическое питание, музыкальное движение, йога, карате, разные формы медитации и т.д.) — все это ростки новой альтернативной культуры. [4. c.76]
Следует отметить и формирование нового типа культурного взаимодействия, включающего: отказ от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем. Все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения, критический анализ собственных действий, признание чужой культурной самобытности и чужой истины, умение включить их в свою позицию и признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на компромисс.
Новый тип социального действия все больше нуждается в культурных составляющих и должен подчиняться логике культурной коммуникации.[3. c. 68] В своей работе я рассмотрела традиционную русскую культуру, показала то, какие традиции унаследовала современна культура и проследила её нынешнее состояние. И поняла, что глубина социального запроса на взаимопроникновение исторических времен столь велика, что устоявшаяся формула «прошлое – настоящему» легко трансформируется сегодня в иную: «настоящее – прошлому».
Именно вращаясь в этой ценностной двуединости, современный человек отыскивает свои «горизонты памяти», свою тропу из суеты в суть. Известно, что история испещрена полосами моды на старину, однако сегодняшний поворот к ценностям культуры прошлого отнюдь не дань моде, а симптом глубоких социальных перемен, происходящих в мире. Он свершается в тот критический момент историко-культурного развития, когда не отдельные страны, а человечество в целом уже ощущает себя на краю атомной бездны и экологической катастрофы.
В этих условиях происходит рост общесоциальной потребности пристально вглядеться в прошлое, чтобы обратить его ценный опыт в настоящее и будущее. Литература: 1. Барулин В.С. Социальная философия. Ч. 2. – М 1993. 2. Розин В.М. Введение в культурологию. – М 1994. 3. Радугин А.А. Культурология. Курс лекций. – М 1998. 4. Белый
А. Начало века. –М 1990. 5. Ковалин Т. // Журнал «Личность.Культура.Общество». Вып. 1 2006. 6. Разлогов К.Э. Теоретическая культурология. – М 2005.