Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Всероссийскийзаочный финансово-экономический институт
Челябинскийфилиал
Кафедра истории экономики, политики и культуры
Контрольнаяработа
по дисциплине«Культурология»
Вариант 2
Выполнила:
Кирилова Ксения Николаевна
№ группы 103
Руководитель:
к.и.н. Ковшов И.В.
Челябинск
2010
Содержание
1. Смысл и значение культуры и культурологии
2. Материальная и духовная культура. Функции культуры
3. Культура Киевской Руси
4. Тест
Литература
1. Смысл изначение культуры и культурологии
На земле одновременнососедствует множество разнородных культур. Как они возникли? Какова их судьба?Способны или они воспринимать друг друга? В прошлом веке культурологи считали,что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет стадииединого духовного процесса. Однако в том же столетии возникла иная мысль. Чтокультуры на самом деле различны, предельно самобытны и не имеют друг с другомничего общего. Тогда-то и возникает культурология.
Актуальностькультурологии обусловлена, прежде всего, возрастающей ролью гуманитарногопознания. Если еще не так давно пальма первенства принадлежала точным наукам,то теперь на первый план выходят науки о человеке.
Что изучаеткультурология? Это новая формирующаяся наука, которая изучает культуру вцелом. Раньше она изучалась по частям в разных науках, в таких какархеология, этнография, психология, история, философия, социология. Но такойподход не дает возможности решения многих проблем поставленных перед человекомв ХХ веке. Сама жизнь людей поставила вопрос о культурологии как о науке онаиболее общих закономерностях в развитии культуры. Сам термин употребляетсяеще с начала Х1Х столетия, «второе дыхание» ему придал американский культурологЛесли Уайт (1900–1975), который осуществил попытку систематического обоснованияобщей теории культуры.
Таким образом, можносказать, что культурология это система знаний о культуре. Культурология– наука о наиболее общих закономерностях (законах) развития культуры каксистемы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии ивзаимосвязи с другими системами и обществом в целом. Проще говоря, культурология– это основанная на философском понимании сущности культуры учебнаядисциплина, формирующая основы представления о том, что такое культура, в чемсвоеобразие культурно-исторического развития общества и человека.
Предметомкультурологииявляются объективные закономерности общечеловеческого и национальногокультурных процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры.
Законы развитиякультуры (законесть необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениямиили связь):
· закон единства имногообразия культуры;
· законпреемственности в развитии культуры;
· закон прерывностии непрерывности (новаторства и традиции);
· законвзаимодействия культур.
Еще в античности былавыделена исходная для представления о мире культуры оппозиция. «Культура»противопоставлялась «натуре», другими словами, мир созданногочеловеком и внутренний мир самого человека противопоставлялись миру природы,миру процессов и явлений объективной реальности. Сегодняшние представления окультуре опираются на длительную традицию философских, теоретических,исторических исследований. Культурологическое знание было отнесено к «наукам одухе» к области гуманитарного знания.
Принципы изучениякультуры:культурно-исторический подход плюс принцип целостности. Культурология разделяется,поэтому на два больших блока: теорию культуры и историю культуры. В целом этодает возможность создания образа каждой эпохи, картины мира, проникновение вмир сознания и самосознания человека того времени.
Культурология какгуманитарная наука опирается на метод индивидуализации, она изучает не толькообщее, но и индивидуальное, неповторимое, особенное. Если науки о природе(естественные) пытаются выделить в качестве своего объекта мир кактаковой, природу в ее собственных закономерностях, то культурология изучает мирчеловека, она включает познающего и осваивающего мир субъекта в предмет своегоизучения. Если критерием истины для естественных наукстановятся точность, однозначная определенность и подтверждение практикой, то длякультурологии критерий истины – глубина, умение проникнуть в суть сложных ипротиворечивых явлений.
Результатомпознания дляестественных наук становятся знания, факты, а культурология дает вариативную,гибкую интерпретацию событий и явлений, ориентируясь на поиск смысла, на понимание.
Методы изучениякультуры:
· диахронический(факты в их хронологической последовательности);
· синхронический(сопоставление культур);
· сравнительно-исторический;
· структурно-функциональный;
· типологический
Кроме того, могут бытьиспользованы также семиотический, психологический, биографический, методмоделирования.
Культурология опираетсяна философию, философское представление о сущности культуры.
Теориякультуры –важнейшая составная часть философского знания. Концепция культуры основываетсятакже на данных психологии, социологии, истории. Теоретическое знание, понятияи проблемы, рассматриваемые в рамках теории культуры, становятся ключом к историко-культурномуанализу.
Они помогают увидеть вмногообразии подробностей, связанных с историческим развитием отдельныхобластей культуры (науки, экономики, политики, права, религии, морали,педагогики, искусства), типологические особенности, смысловые доминанты,закономерности, свойственные важнейшим этапам историко-культурного процесса.Культурология, таким образом, тесно связана с основными гуманитарными науками.
2. Материальнаяи духовная культура. Функции культуры
В целом подходы копределению культуры можно разбить на две большие группы: культура как мирнакопленных ценностей и норм, как вещный мир, находящийся вне человека и культура как мирчеловека. Последнее также можно разделить на три группы: культура – мирцелостного человека в единстве его физической и духовной природы; культура мирдуховной жизни человека; культура живая человеческая деятельность, способ,технология этой деятельности. Верно и то и другое. Ибо культура двумерна: содной стороны, культура – мир социальногоопыта человека,накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей. С другой стороны– качественная характеристика живой человеческой деятельности.
Уже здесь сложно отличитькультуру материальную от культуры духовной. Н. Бердяев говорил о том, чтокультура всегда духовна, но вряд ли стоит оспаривать существование материальнойкультуры. Если культура формирует человека, то, как можно исключить влияние наэтот процесс материальной среды, орудий и средств труда, многообразия бытовыхвещей? Можно ли вообще формировать душу человека в отрыве от его тела? С другойстороны, как говорил Гегель, на самом духе лежит проклятье быть воплощенным вматериальные субстраты. Самая гениальная мысль, если она не опредмечена, умретвместе с субъектом. Не оставив никакого следа в культуре. Все это говорит отом, что любое противопоставление материального духовному и наоборот в сферекультуры неизбежно относительна. Сложность разграничения культуры наматериальную и духовную велика, можно попытаться сделать ее по их влиянию на развитие личности.
Для теории культурыпонимания различия культуры материальной и духовной – важный момент. В смыслефизического выживания, биологических потребностей, даже в чисто практическомсмысле духовность избыточна, излишня. Это – своеобразное завоевание человечества,роскошь, доступная и необходимая для сохранения человеческого в человеке.Именно духовные потребности, потребности в святом и вечном утверждают длячеловека смыл и назначение его бытия, соотносят человека с целостностьюмироздания.
Отметим также, что соотношениематериальных и духовных потребностей достаточно сложно и неоднозначно.Материальные потребности нельзя просто игнорировать. Прочная материальная,экономическая, социальная поддержка, может облегчить путь человека и общества кразвитию потребностей духовных. Но это не главная предпосылка. Путь кдуховности – это путь сознательного воспитания и самовоспитания, требующийусилий и труда. Э. Фромм «Иметь или быть?» считает, что само существованиедуховности и духовной культуры зависит, прежде всего, от ценностной установки,от жизненных ориентиров, от мотивации деятельности. «Иметь» – это ориентация наматериальные блага, на обладание и использование. В противовес этому «быть» – значитстановиться и созидать, стремиться реализовать себя в творчестве и общении слюдьми, найти источник постоянной новизны и вдохновения внутри себя.
Четкой демаркационнойлинии отделяющей материальное от идеального в человеческой жизни и деятельностиустановить невозможно. Человек преобразует мир не только материально, но идуховно. Любая вещь имеет наряду с утилитарнойикультурнуюфункцию. Вещь говорит о человеке, об уровне познания мира, о степени развитияпроизводства, о его эстетическом, а подчас и о нравственном развитии. Создаваялюбую вещь человек неизбежно «вкладывает» в нее свои человеческие качества,невольно, чаще всего несознательно, запечатлевая в ней образ своей эпохи. Вещь– своеобразный текст.Все созданное руками и мозгом человека несет на себе отпечаток (информацию) очеловеке, его обществе и культуре. Разумеется, сочетание утилитарной икультурной функций в вещах неодинаково. Причем это отличие не толькоколичественное, но и качественное.
Произведения материальнойкультуры помимо влияния на духовный мир человека предназначены, прежде всего,для удовлетворения какой-то иной функции.
Функции культуры. Совокупность ролей, которые выполняеткультура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих(практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных историческимопытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиямспособов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. Приэтом все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают именно коллективныйхарактер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти всеформы индивидуальной активности человека в силу его связанности с социальнымокружением. Число такого рода функций культуры весьма велико. Они могут бытьвыстроены в иерархическую структуру: от наиболее общих до сравнительно частных,обеспечивающих функции культуры более высокого уровня.
Наиболееобщей и универсальной функцией культуры следует признать обеспечение социальнойинтеграции людей: формирование оснований их устойчивого коллективногосуществования и деятельности по совместному удовлетворению интересов ипотребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированностии эффективности взаимодействия, накопление социального опыта погарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивыхсообществ.
Ко второмууровню рассматриваемой иерархии можно отнести функции культуры, обеспечивающиеосновные формы интегрированного существования сообществ людей, такие какорганизация людей в их совместной жизнедеятельности посредством их структурнойдифференциации на различного рода относительно самодостаточные группы:социально-территориальные соседские общины (племена, этносы, нации),социально-функциональные (производств., военные, учебные и прочие коллективы,специальности, профессии, проф. констелляции, классы), социально-бытовые(семьи, кланы, социальные страты, сословия), коммуникативные (по диалектам,языкам, языковым семьям), религиозно-конфессиональные (религиозные общины,секты, деноминации, конфессии) и т.п.; регуляция процессов взаимодействия междулюдьми посредством исторической селекции, нормирования и стандартизациинаиболее удачных элементов социального опыта в этой области и реализации их вработе регулятивных механизмов конвенционального (ценностные ориентации, мораль,нравственность, обычаи, этикет и пр.) или институционального (право, политика,идеология, церемониал и т.п.) свойства; консолидация и самоидентификация людейв коллективе посредством выработки общих целей и идеалов их совместногосуществования, групповых интересов и потребностей, чувства солидарностиличности с коллективом и защищенности им, удовлетворенности действующиминормами и правилами совместного общежития и взаимодействия, формированиясистемы образов групповой идентичности (этнических, социальных,конфессиональных, государственных и иных маркеров) и оснований личнойсамоидентификации человека в коллективе и самоотождествления с ним,заинтересованности членов коллектива в его социальном воспроизводстве какпроцессе, отвечающем их индивидуальным и групповым интересам.
Третий уровень– функции культуры, обеспечивающие основные средства совместнойжизнедеятельности людей. К ним можно отнести: культуру демогр. и социальноговоспроизводства членов сообщества, функционирующую посредством выработки нормсексуальных отношений, брачно-семейных и родственных обязательств, нормсоседского общежития, стандартов физического развития индивида и охраны егорепродуктивных возможностей, а также системы форм и средств целенаправленноймежпоколенной трансляции социального опыта (воспитание, просвещение,образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), выработки норм и стандартовсоциализации и инкультурации личности, ее социальной и культурной адекватностиобществу проживания, стимулирования ее заинтересованности в приемлемых для обществаформах социальной самореализации, в т.ч. в творческой и инновационнойдеятельности, в превращении индивида из «продукта и потребителя»культуры в ее «производителя»; культуру адаптации сообщества кприродным и историческим условиям его обитания, реализуемую посредствомнакопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственногожизнеобеспечения (прежде всего в обеспечении продовольствием, теплом, жильем, вметодах и традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей),обеспечении коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивидуальнойбезопасности членов сообщества, их имущества и легитимных прав интересов(правоохранительная система); культуру развития искусственнойматериально-пространственной среды обитания сообщества и обеспечения его членовсоциальными благами, выраженную в формировании принципов, норм, правил истандартов построения территориальной инфраструктуры зоны проживания(населенных пунктов и их внутренней структуры, транспортных коммуникаций,размещения наиболее важных производств и иных функциональных зон и пр.),развития системы энергообеспечения и производства средств производства(инструментария), обеспечения производства и распределения товаров потребленияи услуг и т.п.; культуру собственности, власти и социальной престижности,связанную с развитием приемлемых для сообщества технологий и формвластно-собственнических претензий и отношений, способах обретения богатства,формированием иерархии социальных статусов, порядка статусного роста и егосимволической маркировки (титулатура, регалии, престижные образцы одежды,украшений, обстановки быта, стилистики поведения, этикета и пр.); культурусоциального патронажа, проявляющуюся в традициях оказания материальной и инойподдержки людям, оказавшимся в ситуации неконкурентоспособности (по возрасту,увечью, врожденным физическим недостаткам, пострадавшим от войны или стихийногобедствия и т.п.), благотворительности, милосердия, помощи терпящим бедствие,идеологии гуманизма и абсолютизации ценности человеческой жизни, мифологиисоциальной справедливости, «уравниловки», патронажа коллектива надличностью и т.п.; культуру познания и мировоззрения, накопления и кумуляциисоциально значимых знаний, представлений и опыта: рациональных (наука иобыденные рациональные наблюдения), иррациональных (религия, мистика,эзотерика, суеверия), логико-метафизические (философия, здравый смысл, народнаямудрость), образных (искусство, метафоричность мышления и суждений, игровыеформы поведения и пр.); культуру коммуникации и обмена информацией и социальнымопытом между людьми, реализуемую в виде процессов: символизации объектов иявлений (формирование обозначающих понятий, слов, знаков, символов и пр.),сложение языков обмена информацией («естественных» устных и письменныхвербальных, невербальных языков жестов и телесной пластики, символических ицеремониальных действий, искусственных специализированных языков служебных итехнических символов – математических, естественнонаучных, компьютерных,топографических, чертежных, нотных и пр., разнообразных систем указат. знаков,звуковых сигналов, знаков различия, функциональной атрибутики, языковцифрового, графического и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.),сложение систем фиксации информации (в графической, звуковой, видовой и иной техническойформе), ее тиражирования и трансляции (синхронной и диахронной, непосредственнойи дистантной, механической и электронными средствами и т.п.), а такжеинститутов, занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа ксоциально значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, информационныебанки данных, картотеки и пр.); культуру физической и психической реабилитациии релаксации человека, включающую принятые в сообществе нормы и формы охраныздоровья и личной гигиены, традиции кулинарии, социальные нормы отдыха (системывыходных, отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту исостоянию здоровья), традиции физической культуры и спорта, оздоровительного икультурно-просветительного туризма и иных форм активного отдыха, традицииобщенациональных и народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразныеформы развлекательного, игрового и интеллектуального досуга, систему институтоворганизованного досуга и т.п. Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемыхслучаях функции культуры речь идет не о практических технологиях по достижениюутилитарного результата (созданию продукта потребления), а о социальных нормах,регулирующих допустимость и предпочтительность тех или иных способовосуществления этой деятельности.
Четвертый ипоследующие уровни функции культуры связаны уже с дифференциацией культуры наспециализированные функциональные сегменты («экономическая культура»,«военная культура», культура торговли”, «религиозная культура»,«педагогическая культура» и т.п.) и системы критериев качестваосуществления тех или иных социальных функций («культура труда ипотребления», «культура быта», «культура языка»,«культура научного мышления», «культура художественноготворчества» и пр.). В обоих случаях здесь имеется в виду прежде всегоуровень соответствия применяемых технологий (а отсюда и качественные параметрырезультатов) в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым технологическимнормам в соответствующей сфере, которые сложились в процессе исторической селекциитакого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости с точки зрениясоциальной цены и долговременных социальных последствий (критерий утилитарнойэффективности в данном случае менее значим) и закрепились в ценностныхкомплексах специфические свойства, называемые обычно «профессиональнойкультурой» и «культурой образа жизни».
Таким образом,во всем многообразии функции культуры можно выделить такие«профильные» направления, как социально-интегративное,организационно-регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное,рекреационное и оценочное.
3. КультураКиевской Руси
Культура,сложившаяся в Киевской Руси, отличалась своеобразием от предшествующей ей эпох.
Прежде всего,это культура цивилизации, отличающаяся от культур варварских. Все попыткизаложить основы прочной цивилизации, добиться самостоятельности оказывались досих пор безуспешными: Русь занимала пограничное, промежуточное положение междуземледельческими цивилизациями Европы и кочевыми, скотоводческими, варварскими,по сути, культурами Азии. Сарматы, гунны, авары, позднее печенеги и половцыоставались варварскими народами. Поэтому Русь выступала в определённой степенищитом, ограждавшим Европу от натиска с востока, принимая на себя первый удар.Культура Руси – это культура «пограничья», форпоста.
В этот периодродоплеменные отношения находятся в упадке, падает власть племенных вождей,растет социальная дифференциация. Складываются новые формы собственности наземлю, что требовало оформления в правовой, юридической регламентации иидеологического оправдания. На Руси, как и в Европе, возникает феодализм, ноэтот феодализм отличался своеобразием.
На Руси небыло рабовладения, или, вернее, рабство не имело производственного характера,оно оставалось патриархальным, домашним. Поэтому переход к феодализму отличалсяот аналогичных процессов, происходивших в Римской империи. Но феодализм на Русиотличался и от аналогичного уклада, складывавшегося в Европе. На Руси несформировалось, в отличие от Западной Европы, системы вассальных отношений.
Земля неявлялась объектом купли-продажи. Она выступала как «вотчина» – общая,коллективная собственность рода, а не князя лично. Наследование вотчинныхземель определялось по старшинству внутри рода Рюриковичей. Главная функциякнязя – «держать вотчину до последнего вздоха», так определил еёсъезд князей в Любече в 1097 г.
Наряду свотчинной землей существовали и другие коллективные формы землепользования – общиннаякрестьянская (вервь) и церковная, монастырская. В частной собственности землине было.
Зависимостькрестьян от князей была небольшой, сохранялась относительная самостоятельностькрестьянства, так как во владении крестьянской общины оставалась своя,общинная, земля. Отсюда медленное развитие феодальных отношений, их сочетание собщинными. Не было и жёсткого обособления феодального сословия.
Общиннаясобственность на землю и семейное пользование ею привели к тому, что вкрестьянском хозяйстве огромную роль играла семья (семейственность как формаколлективизма) и её глава – патриарх. Патриархальность проникла глубоко в порынародной культуры, где последнее слово оставалось за главой рода, патриархом.Поэтому огромную роль играло старшинство, господство старших.
Для Русихарактерен был пёстрый этнический состав населения, полиэтнизм. Здесь вполитических рамках объединились славяне, угро-финские, германские, иранские,тюркские этносы, что приводило к полиэтнизму культуры. Многообразные поэтническим характеристикам культуры объединила, сплотила культура Руси, придалаим основные характеристики.
Политическиераспри князей не затрагивали низы общества, которые были к ним равнодушны.Поэтому идеи сепаратизма, автономии не получили распространения в народе, гдегосподствовали идеи единства, общего исторического корня. Но низы оставалисьравнодушными и к большинству сфер государственной деятельности, что приводило кантиэтатизму. Поэтому реформы, предпринимаемые верхушкой общества, не встречалипонимания в массах, вызывали скрытое и явное неприятие. Так, недовольствовызвали как языческая реформа князя Владимира, так и последовавшее в 988 г.крещение Руси и принятие православия. Это привело к тому, что христианствонасаждалось «сверху». Оно долго не пользовалось авторитетом,оставаясь чуждой религией. Христианство распространялось «сверху» – всоциальные низы, из города – в деревню, из центра – на периферию.
Принятиехристианства – это первая попытка «модернизации» культуры Руси, прикоторой была воспринята та духовная, идеологическая культура, которая внаибольшей степени соответствовала требованиям новой цивилизации. Но, в то жевремя, это была и первая попытка применения модели «догоняющего»развития. У многих соседних народов – греков, германцев, хазар – уже имелсяопыт развития цивилизации и государственности. Развитие славянских племён впределах конфедерации, временных, неустойчивых союзов грозило потерейсамостоятельности. Необходимо было найти формы политического объединения, итакие формы были найдены в виде создания единого централизованного государства.Отсюда огромнейшее влияние, которое оказывали на Русь политика и государство,играющее конструктивную, созидательную роль. Особенности формационных отношенийфеодализма наложили свой отпечаток и на все другие формы культурных связей.
Самобытностькультуры России проявляется в ряде факторов.
Это, преждевсего аграрная, земледельческая культура, причём расположенная в зонерискованного земледелия. Здесь периодически, раз в 4-5 лет, из-за погодныхусловий урожай погибал почти полностью: причиной были ранние морозы, затяжныедожди, на юге – засуха, нашествия саранчи. Это порождало необеспеченностьсуществования, угрозу постоянного голода, сопровождающие всю историю Руси,России.
Длительностьтрудового цикла, его огромная энергозатратность. Если в Исландии среднегодоваятемпература воздуха равна 0,9°С и на каждого жителя необходимо примерно 9 тоннусловного топлива (ТУТ) в год, а в среднем по миру, соответственно 5,5°С и 3ТУТ в год. Россия – самая холодная страна в мире. На одного жителя расходуется8 ТУТ в год, то есть в 3 раза выше общемирового уровня. Но Исландия незанимается земледелием! Для достижения при наших морозах среднеевропейскихпоказателей нам надо тратить 19 ТУТ на жителя в год, то есть поднятьэнергопотребление в два с лишним раза! Отсюда проистекает особаястарательность, трудолюбие, терпеливость русского крестьянина. Ему чуждывспыльчивость, неуживчивость степняка, готовность «к перемене мест».Для русского характера любовь к Родине, патриотизм, начинается с любви к тойтерритории, на которой он родился и где прошли его детские и юношеские годы. Воснове русского патриотизма лежит связь с землёй.
Своеобразиемотличалась и городская система. Русь в скандинавском эпосе называлась Гардарик– «страна городов». Во время похода Олега Вещего на Царьград князьпотребовал «дати уклады» на русские грады: первое на Киев, так же наЧернигов, на Переяславль, на Полоцк, на Ростов, на Любечь и на прочие города,потому что «по тем бо городам седяху велиции князи под Олгом сущи», –свидетельствует «Повесть временных лет».
Такимобразом, города – центры, где сидели «великие князья», то есть князьясоюза племён. Эти князья подчинялись центральной власти, но могли проводить исамостоятельную политику, их города были самостоятельными государствами,городами-государствами. И.Я. Фроянов отмечает наличие полисной системы вДревней Руси. Город являлся самостоятельным политическим и культурным целым,который «сожал» своего князя, то есть выбирал его, нанимал, а мог ипрогнать. Русские города возникали в результате развития села или группы сёл.Они вырастали вокруг капищ, кладбищ, мест вечевых собраний – «городскихконцов», возле сакральных мест. В Древней Руси происходило «нечтопохожее» на синойкизм античности. Так, Новгород возник в результатеслияния совокупности родовых поселков, так называемых «концов», которыедолго ещё сохраняли самостоятельность.
Городапервоначально складывались на родоплеменной основе, они выступали какполитические, культурные центры племён, или союзов племён: Киев – полян,Новгород – славян, Ростов – мери и, вероятно, кривичей, Любечь – северов(северян), Полоцк – кривичей, Искоростень – древлян.
На первыхпорах города имели аграрный характер и лишь со временем превращались в центрремесла и торговли. В города входили и земли, административно им подчинённые.Летописи постоянно упоминают как единое целое «города и веси». Нарядус главным городом племени, где сидел «великий князь», имелись идругие города, которые постепенно попадали под влияние киевского князя.Политическая культура на Руси в IX–X вв. включала в себя трёхступенчатую системууправления:
Князь, вождь,военный предводитель, наделённый религиозными (Олег Вещий – князь-жрец) исудебными функциями («Правда Ярослава») – верхний уровень управления.
Советплеменной знати, главы родов – «старцы градские» – средний уровень.
Народное собрание,«вече» – нижний уровень управления, самоуправление.
Но такая жеструктура была характерна и для политической культуры Древнего мира. Например,у Гомера мы также встречаем совет «старцев». Таким образом,существует определённая стадиальная близость развития культуры в цивилизацияхДревнего Востока, Античности и Киевской Руси.
ОсобенностьюРуси этого периода было то обстоятельство, что «князья»,«нарочитые люди», то есть племенная верхушка, ещё находились подобщественным контролем; «вече», народное собрание, ещё играло рольважнейшего инструмента влияния на государство, хотя племенная власть уже«держала землю».
Приоритетполитического начала в период становления культуры Киевской Руси опирался наразвитое нравственное сознание народа, опирающегося на прочные традиции. Вкультуре Руси нравственное начало играло самодостаточную роль.
Все случаитрагической гибели правителей в распрях: истории Бориса и Глеба, князяВасилька, Василия Тёмного, как и нравственное смятение Ивана Грозного,тщательно запоминались, описывались в летописях. Они служили объектомпорицания, знаком памяти, нравственного осуждения. На Западе всё было иначе.«История Франков» Григория Турского полна описания трагическихсобытий: убийств членов королевского рода, интриг, предательства. Это – естественныйфон истории. И воспринимается он с фатальной обречённостью, как необходимоеследствие греховности человека. Трагедия – не осуждается. Зло – неизбывно, нолишь ограничено – кругом христианского, формального, запрета.
Такимобразом, формальное христианское осуждение подавляет естественное нравственноеборение против несправедливости и зла. Культура перепоручила христианствуфункцию осуждения и освободила самого человека от поиска справедливости идобра. Христианство сублимировало, сняло необходимость индивидуальных поисков,личной борьбы, возвело всё в готовые формы.
Рассматриваяособенности культуры Древней Руси, или, как её ещё называют, Киевской Руси, мыможем отметить ряд этапов в её становлении и развитии.
Первый этапсвязан со складыванием предпосылок к её возникновению. Он характеризуетсявозникновением нескольких культурных, политических центров городской культуры:Киева, Новгорода, Любеча (у северян), Изборска и др. Этот период охватывает V–IXвв. и завершается объединением славянских земель по инициативе новгородцев,превращением Киева в политический и культурный центр.
Второй этапохватывает IX–XII вв. – время развития культуры Киевской Руси, достижения еюсовременных культурных форм. В конце XII – начале XIII вв. культура КиевскойРуси переживает кризис: исчерпала свои производительные возможности системаподсечно-огневого земледелия. Переход к пашне требовал изменения севооборота(введения трёхполья), а значит, резервного фонда пахотной земли, а такжеинтенсивного ведения скотоводства, как источника удобрений, что в лесной зонеупиралось в неразвитую кормовую базу. Кризис аграрной культуры обусловил кризисэкономический и политический. Начинают проявляться местнические настроения,растёт сепаратизм, усиливается феодальная раздробленность. Культура Руси стоялаперед новым Вызовом, на который необходимо было дать Ответ. Но Ответ – запоздал.
Третий этап вразвитии культуры определяется во многом внешними факторами. В начале XIII векаРусь подверглась татаро-монгольскому нашествию, что привело к разрушению,уничтожению культурных ценностей, потере огромнейшего культурного наследия иполитической независимости. Начался новый период развития культуры, культурыМосковской Руси, её превращения в культуру России.
/>
4. Тест
Установите соответствие художественных стилей и ихопределений:
1. Модерн
2. Барокко
3. Импрессионизм
а) Отрицание культурного наследия,преувеличение роли субъективного начала, разработка новых художественныхприемов.
б) Несоблюдение гармонии,пространственный размах, текучесть криволинейных форм, слияние объемов вдинамическую массу, богатый скульптурный декор, связь с окружающимпространством.
в) Свежесть и непосредственностьвосприятия, изображение мгновенных, случайных ситуаций, фрагментарностькомпозиции, неожиданные ракурсы.
Ответ: 1 – а; 2 – б; 3 – в.
Литература
1. Маркова А.Н.Культурология. – М., 2000.
2. Рыбаков Б.А.Киевская Русь и русские княжества XII–XIII веков. – М., 1993.
3. Мамонтов С.Основы культурологии. – М., 1994.
4. http://smallbay.ru
5. http://www.gumfak.ru/kult_html/uchebnik/uch14.shtml