КУЛЬТУРЫТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ
Вся культура человечестваисторически делится на культуры территориальных общностей. Она внутреннедифференцируется на великое множество этнических, национальных,общенациональных, региональных, локальных культур, входящих в культурныерегионы различного масштаба. Самосохранение и саморазвитие (образующих сложную,гетерогенную систему) культур территориальных общностей обеспечивается, преждевсего, исторической преемственностью и обогащением их коренных традиций,локализованных ментальных основ, картин мира, совершенствованием механизмов иформ избирательной коммуникации, а также генерацией и аккумуляцией непреходящихценностей мировой культуры. Ее эталоны пронизывают все сложноорганизованноемножество этнических, общенациональных, межнациональных, микро- имакрорегиональных культурных образований, укрепляя их глобальное вариативноеединство и опосредуя многоканальный творческий диалог между ними. Инымисловами, формы культурно- и социально-исторического развития разных стран инародов наполняются собственным духовным и творческим содержанием, которое обогащаетсяфундаментальными достижениями мировой культуры и цивилизации. Последние саминаходятся в процессе вечного становления и обновления.
Основной ячейкой культурычеловечества является этнонациональная культура, которая подразделяетсясоответственно на этническую и национальную и в полиэтнических(полинациональных) обществах участвует в формировании общенациональнойкультуры.
Этническая культура
Этническая культура –традиционная народная культура, обращенная преимущественно в прошлое,нацеленная на воспроизведение в новых условиях исторического наследия этноса.Ее представители обладают унаследованными от предшествующих поколенийпсихологическими и умственными склонностями, предрасположенностями к тем илииным видам деятельности, своеобразными нравами и репертуарами общения,социального поведения, преемственными традициями и нравственными привычками,устойчивыми чертами внутреннего характера, специфическим мировосприятием истилем жизнесозидания, прочими характерологическими особенностями, в целом отличающимиданный этнос от других (соседних) этносов.
Этническая культура можетсостоять из территориально дифференцированных, регионализированных культурэтнических групп, обладающих своими особенностями, подчас различающихсядиалектами. В Беларуси существуют крупные регионально-культурные общностиПолесья, Северо-Западного, Северо-Восточного и Центрального регионов смногочисленными подразделениями на субрегиональные и локальные культуры (такие,например, как специфические культуры Глубокого, Шарковщины, Мотыля, Воронова).
К основным признакамэтнической культуры относятся:
– общее имя этноса(например, «белорусы» – ассоциация с образами «белый», «чистый», «свободный»);
– генетические иантропологические признаки «природных жителей» (генотип белорусов является однимиз самых устойчивых в славянском мире);
– традиционные чертыэтнической психологии, национального характера, менталитета (как ужеотмечалось, белорусам присущи стремление к мере, устойчивая бытоприземленность,непреклонный практицизм, привычки к честному добровольному сотрудничеству инеистощимое упорство в создании надежного жизнеустройства, хозяйственнойавтономии, уравновешенной склонностью к избирательному добровольномукооперированию, завидное трудолюбие, миролюбие, традиционализм, толерантность и«паспалитасць», т.е. предрасположенность к примирению и согласованию в составесложившихся социальных слоев гражданского общества различных интересов и кформированию совместных ценностей, норм и установок на всестороннеесотрудничество с демократически ориентированным государством);
– базисные символынациональной (художественной) картины мира (Земля – Курган – Мировое дерево вобразе Матери-прародительницы в белорусской картине мира);
– неповторимые виды иформы аутентичного и стилизованного фольклора; унаследованные из далекогопрошлого традиционные промыслы, художественные ремесла, формы и технологииприкладного искусства; преемственные стили народной архитектуры,провинциального культурного (художественного) быта;
– территория расселенияэтноса, не всегда совпадающая с границами государства (культура Гродненщиныграничит с культурой польской Белостокщины и образует с ней качественнодифференцированную бирегиональную культуру);
– распространенные наданной территории этнические стереотипы, мифы, легенды (миф о волочебниках),обряды, ритуалы, праздники, стили народной одежды;
– региональнодиалектизованный язык повседневного речевого общения, особые формы речевогоэтикета (для белоруса характерен «сдвиг коммуникации» в сторону собеседника,признание его личной активной позиции, уважительное, почтительное отношение кнему).
Особо следует сказать оспецифическом отношении белорусов к религии (ведь религия – это основакультуры). Религия исторических белорусов представлена преимущественносвященными образцами духовно-практической этики, высшего руководства жизнью.Русский этнограф П. В. Шейн в конце XIX – начале XX в. провел и обнародовалисследования культурного (и религиозного) быта белорусских крестьян и пришел квыводу о том, что природные белорусы представляют Христа в пределах земногообетования. Они рассказывают о нем в своих сказках, легендах как о добромпастыре душ, который ходит по городам и весям и по справедливости решаетспорные жизненные вопросы людей, гоняя своего «шкодливого противника» черта тоиз дома, то из сада, то из жита и наказывая его за крупные и мелкие проделки.Характерно, что к черту у белорусских крестьян отношение толерантное и небоязливое, а скорее насмешливо-юмористическое (почти как к юнговскомуархетипичному трикстеру – «лукавому обманщику»).
Анализируя ответыкрестьян из восточных и центральных белорусских земель на вопросы о характереих веры, П.В. Шейн подметил достаточно скептическое отношение опрашиваемых ккартинам потустороннего мира, библейским изображениям рая, ада. Они высказывали(совсем по С. Будному) сомнение по поводу существования бессмертной душиотдельно от тела и при этом не проявляли страха смерти, относясь к нейпо-язычески («на земле выросли и в землю уйдем»).
Воспитанный исторически игеографически отдаленной от белорусов культурой Омар Хайям в поэтическихизображениях-рефлексиях картин загробной жизни проявлял еще больший философскийи житейский скептицизм:
Каждый молится Богу насобственный лад. Всем нам хочется в рай и не хочется в ад. Лишь мудрец, постигающийзамысел Божий, Адских мук не страшится и раю не рад.
Есть метафизическиевопросы, которые человек, обладая земной природой, не в состоянии разрешить:
Владыкой рая ли явылеплен, иль ада, Не знаю, но знать мне это и не надо: Мой ангел, и вино, илютня здесь, со мной. А для тебя они – загробная награда.
И ад, и рай, поХайяму, грезятся в земной жизни и имеют вполне чувственные формы:
Этот райский, сручьями журчащими, край – Чем тебе не похож на обещанный рай? Сколько хочешьваляйся на шелковой травке, Пей вино и на ласковых гурий взирай!
Иначе говоря, ад и райментально выплывают из нашей разорванной на части души:
«Ад и рай – внебесах», – утверждают ханжи. Я, в себя заглянув, убедился во лжи: Ад и рай –не круги во дворце мирозданья, Ад и рай – это две половинки души.
Поэтому имманентнуюрелигию (переживание Абсолютного), считает О. Хайям, следует предпочестьтрансцендентной (объективированию данного переживания). Неразрывная симманентной религией философия размеренного счастья – неизбывная руководительницажизни – позволяет человеку выстоять, хотя его жизнь сопровождают тайны смерти,бесконечности, за которыми кроется «непостижимый вездесущий дух».
Христианско-языческийменталитет белорусов стихийно совпадает с хайямовским стоицизмом и, будучивозвышен до уровня философского мировоззрения, приводит к следующим выводам:религия – это, прежде всего, духовно-практическая этика; человек – это свободномыслящее, самодостаточное, самоценное существо, которое должно взять на себявсю полноту ответственности за происходящее. Он обязан по-скориновски отвечатьза качество данной этики и регулируемой ею жизни. Высокие цели человекамотивируются вырастающими из внутреннего духовного опыта переживанием ипониманием Абсолютного, совмещаемого (но не отождествляемого) с относительным вдействительности.
Правда, иногда белорус,апеллируя к приземленным послеобразам и смыслам Библии – насколько возможно длянего – возвышал верховную инстанцию христианского Бога до уровня грозного судьии нравственного очистителя мира. Но опять же этот судья представлялсяприземленным существом, к которому можно свободно обращаться и от именикоторого провозглашаются вполне посюсторонние, просто выраженные моральныетребования. Яркой иллюстрацией такого отношения к Богу может служить образецживого поэтического фольклора, обнаруженный в конце XIX в. этнографом И.Д.Орловским в крестьянской среде:
Не осуди меня Гришка
Няужель вы гэта небачете,
И не осуди Тарас:
Што мы стоим у порога?
И ня просите вы Бога.
Я гэтому не виновен,братишка, А вы ящо тольки курдочете
Тут много есть пронас.
Хотела б душа у рай,Да грахи не пускаюць. Ты видишь наш хитрый край, Нас тольки ласкаюць.
Все скоро сотреть упрах, И богачей ожидають слезы, Бо вяликий настанет страх От беды великой дозы.
Такое настало время,Что и брат брата ненавидить. Вот и людям настае время, Бо Бог усё гэта видить.
Ни трэба нам забогатством гайсать Для житка одной минуты. То не лучше нам души свои спасать,Каб пазбавитца вечной пакуты…
Молитцися братцыБогу, Каб Бог дау нам скруху. Без его мы не до порогу,
А як бы Янка, Тодор иМатвей Да и шли бы чистым тором, То Бог любиу бы нас, як дяцей,
А у душах наших нетЕго и слуху. И знали б мы, что есть грехи и сором.
Главной характеристикойэтнической культуры является стиль – устойчивая конфигурация взаимносогласованных частей и элементов, находящихся в отношении изоморфизма.
Как уже отмечалось ранее,специфической формой этнонациональной белорусской культуры, ее структурнымоснованием является стиль творческого традиционализма, корреспондирующийся нынес методом постмодернистской реконструкции. Этот стиль давно превратился вспособ внутренней организации и внешнего выражения коренной культуры, субъектыкоторой нацелены на продолжение и видоизменение прошлого в настоящем. Новое –это усовершенствованное, переформированное старое. Новации – формы развитиятрадиций. В представлении жителей Беларуси, культурный и цивилизационныйпрогресс естественным путем преобразовывает жизнеспособные преемственныерезультаты исторического творчества. Говоря словами немецкого философа Н.Гартмана, «… естественный путь – это органическая перестройка изнутри».Эволюционный путь показался привлекательным коллективным субъектамотечественной культуры и цивилизации. Их совместный выбор – преемственность вновом направлении.
Национальная иобщенациональная культуры
Национальные культурыразвиваются из этнических и перенимают от них способность кструктурообразованию самобытных устойчивых стилей соответственно исходнымментальным и жизненным установкам коллективных субъектов, «социальныхличностей». В то же время национальные культуры целенаправлены насовершенствование, исходящее из предпосылок и оснований, заложенных в прошлом,и склонны к более или менее динамичному (ускоренному) внутреннему изменению.Каждая национальная культура стремится к обогащению собственного стиля.Реформируя свое содержание и свой стиль, она по закону обратной связи вноситвзвешенные изменения в этническую культуру. В этом непрекращающемся многомерномпроцессе обновления стиля в каждой ментально детерминированной культуре ицивилизации ведущую роль играет гуманитарная интеллигенция.
Итак, национальнаякультура возникает на основе этнической, вбирает, концентрирует ее содержание,а затем преобразует в новое качество, опираясь на национальный дух,совершенствуя и обогащая обобщенную модель, картину мира (мифологическую,языковую, художественную, религиозную, научную, философскую). Преемственноесохранение и обогащение многослойной аутентичной национальной картины мирасоставляет первое условие выживания титульной нации и ее культуры, являетсяважным фактором восходящего развития всей полинациональной культуры Беларуси.Проиллюстрируем способы преломления белорусской этнической культуры внациональной.
Наверное, самымвпечатляющим способом отображения этнической культуры в национальной являетсяхудожественная (художественно-философская) рефлексия типичных проявленийэтнической культуры и психологии народа, традиционных черт его характера.
В «Камедыi» К.Марашевского, написанной в конце XVIII в., есть сцена исповеди главного героя.Он кается в неуемном бражничестве в компании с деревенскими пьяницами,«гульцяйстве», безверии, нечестности, алкогольной расхлябанности и томуподобных грехах, печально сетуя на то, что не послушался наказов своего мудрогоотца. Из общего контекста данного произведения вырисовываются простые и ясныетребования народной практической этики: соблюдай меру, будь бережлив итрудолюбив, ласков с женой и почтителен в общении с окружающими, не теряйголовы после выпитого, проявляй сдержанность и осмотрительность во всехжитейских делах, бойся соблазнов черта.
Видимо, вышеперечисленныхположительных качеств где-то не хватает тем нашим сегодняшним селянам игорожанам, которые оказались частью зараженными «бациллами» этномаргинальности.В городах формируется среда неустойчивых хаотических скоплений внутреннеразобщенных «человеко-единиц», ущербленных профанными обессмысленными формами«массовидной» культуры. В этих условиях оздоровление социума невозможно безупорной и длительной ментальной и культурной «терапии».
Не теряют актуальностифилософско-публицистические, философско-теоретические,научно-культурологические формы критического переосмысления белорусскойэтнонациональной культуры и ее ментальных основ. В душевно-духовном складе белорусовмиролюбие и вера в доброе начало в человеке сочетаются с внутреннимспокойствием и самообладанием. Это вовсе не закрепощает традиционноефольклорное творчество и не мешает разгуляться постязыческому празднику, длякоторого не характерны эмоциональные перехлесты или деструктивные выходки.
Вселяет надеждуустойчивость (вопреки негативным явлениям духовного кризиса) позитивнойисходной провинциальной культуры исторических белорусов, подпитавшей высокуюкультуру. Американский культур — антрополог Рут Бенедикт дала общуюхарактеристику усредненного носителя «золотосерединного», аполлоническогопсихотипа, которая вполне подходит к носителям исконно белорусской культуры:«Если… необычные переживания (аффекты, угрожающие психологическим и жизненнымдисбалансом. – И.Ш.) выпадут на долю человека аполлонического типа, онотнесется к ним с недоверием, стараясь сделать все возможное, чтобы это с нимбольше не повторилось. Ему ведом лишь один закон, одно измерение – в этом онподобен эллину. Он всегда придерживается срединного пути, остается в пределахизвестного, сохраняет контроль над деструктивным психологическим состоянием».Стиль души белорусской нации отражается в стиле ее культуры, которую отличаютпростота и внутренняя уравновешенность форм, развитие преемственных традиций,тяготение к исторически отобранным и проверенным на прочность материальным идуховным устоям жизни.
Происходящие в мирепроцессы глобализации, взятые в своем позитивном проявлении, не отменяют и неумаляют уникальность и неповторимость каждой национальной культуры, своеобразиевеками складывавшейся в ней иерархии (и конфигурации) ценностей и идеалов,отвечающей стилю души и образу жизни народа-творца. «Говоря об определенномравновесии, а не об абсолютной высоте (слагаемых конкретной культуры ицивилизации. – И.Ш.), – заключал уже цитировавшийся Й. Хейзинга, – мы тем самымсохраняем за собой право’оценивать в качестве культуры также и ранние, болеенеразвитые либо примитивные стадии, не впадая таким образом в одностороннеепредпочтение высокоразвитых культур или в одностороннюю переоценку отдельновзятого культурного фактора, будь то религия, искусство, право, государственныйстрой или нечто другое. Состояние равновесия заключается, прежде всего, в том,что различные сферы культурной деятельности реализуют, каждая в отдельности, новсе в рамках целокупности, возможно, более эффективную жизненную функцию. Еслиесть такая гармония культурных функций, то она неизбежно проявится в порядке,мощном сочленении частей, стиле, ритмической жизни данного общества». Двуединыйпрогресс определенной культуры и цивилизации предопределяется целостнымразвитием ее стиля. А сам стиль в данном случае представляет собой динамичнуюконфигурацию и взаимную согласованность составляющих материальной, духовнойкультур и базовой для них цивилизации, нуждающуюся в бережном сохранении иусовершенствовании.
Следует иметь в виду, чтодуховная и материальная жизнь народа регулируется посредством уникальногосоотношения традиций и новаций. Например, любовь современных ирландцев к пабу,ритуальному винопитию, старинным музыкальным балладам органично уживается в ихменталитете и повседневной жизни с увлечениями передовыми образовательными икомпьютерными технологиями, окрепшей волей к экономическому и социальномупрогрессу, что опять же не колеблет авторитета национального католицизма.Последний сыграл важную роль в духовном объединении и консолидации различныхсоциальных слоев ирландского общества, которое уверенно набирает ускорение напути реформ, демонстрируя высокий показатель индекса ускорения социальногопрогресса (ИУСП). Ирландия, когда-то бедная страна, в 2007 г. вышла на 5-еместо по рейтингу индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), пропустиввперед Норвегию, Австралию, Исландию, Канаду. Ирландия обрела и качественнообогатила свой стиль и стала на путь развития субсидиарного капитализма,завершая стадию капитализма социально-компромиссного.
Стиль души, искусства,хозяйства, способ мыслечувствия народа духовно формируются гешталътом –интегральным структуро-порождающим смысло-образом. В нем заключаются «душа»культуры, идея существования, достоверность судьбы народа, ценностные ориентирыего исторической жизни. Любая национальная картина мира, детализирующаягештальт и поддерживающая подвижное и динамичное равновесие проявленийматериальной и духовной культур, исторически преемственна; она отображаетунаследованное прошлое, настоящее и возможное будущее. Искомое оптимальноеравновесие данных проявлений, их целостное единство внутренне определяетсяреалиями и возможностями гуманизма.
Человеколюбие играетведущую роль в формообразовании белорусского национального духа. Требованиечеловеколюбия внутренне уравновешивает и возвышает культуру до уровнявыполнения ею первостепенных задач, одной из которых, считал Й. Хейзинга,является достижение гармонического равновесия духовных и материальныхценностей. Как уже неоднократно отмечалось, парадокс состоит в том, что данноеравновесие достигается благодаря приоритетности акцентированных духовныхценностей и идеалов. Отстаивая их приоритеты во всех областях общественнойжизнедеятельности, наша национальная культура ориентирует отечественныесоциальные и экономические институты на духовно-нравственное преображениепроизводственных отношений в духе социального партнерства, трудовоготоварищества и коллективной взаимопомощи, что необходимо предполагаетполивариантную социализацию и демократизацию собственности, а такжеформирование институционально сбалансированного гуманитарного рынка.
Национальная культура –культура духовно сплоченной, устойчивой территориальной, языковой,цивилизационно-экономической общности (нации), исторически вырабатывающейотличительный стиль жизни и творчества. Развиваясь посредством новаций, которыепреобразуют обычаи, привычки, стереотипы исходной этнической культуры,национальная культура выкристаллизовывает преемственные традиции, образцы,сохраняет и приумножает неповторимое социальное наследие. Национальная культураобогащает и укрепляет психологическое, интеллектуальное, духовное единстволюдей, объединяя их между собой с помощью совместных ценностей и норм, ключевыхубеждений, идей, концептов и идеалов, реализуемых с помощью перспективныхсоциокультурных программ. Цель представителей национальной культуры состоит втом, чтобы творчески воплощать в различных видах профессиональной деятельностите преимущества, которые вытекают из достоинств корректируемых характера именталитета коренного народа, его склада души и ума (психолингвоинтеллекта).
В полиэтническихобществах, например в белорусском, культура титульной нации составляетструктурирующее ядро общенациональной культуры, опосредуя конвергенцию ичастичную интеграцию культур национальных меньшинств. Субъекты процессовтранскультурной конвергенции и интеграции должны при этом руководствоваться консолидирующейидеей эволюционного обновления и «золотосерединной» стратегией общественногопрогресса, ориентированной подлинно демократическими ценностями и идеалами,стилем творческого традиционализма. В международных культурных взаимоотношенияхнациональная белорусская культура выступает в составе общенациональной культурыБеларуси. Проведение выверенной культурной политики в нашем обществе с учетомисторически сложившихся условий необходимо предполагает поливариантноетворческое взаимодействие национальных культур и их гибридизацию, самымплодотворным результатом которой является белорусско-русская культурная форма.Задача состоит в качественном совершенствовании сложившейся интеркультуры спомощью разных языков, в первую очередь, государственных: белорусского ирусского. На общенациональное Нововозрождение следует направить остриепоследовательной государственной политики, усилия институтов гражданскогообщества, объединенных конструктивным мировоззрением, основу которого, поубеждению Главы белорусского государства, «составляют народность и сознательныйпатриотизм».
Общенациональная культура– это не сумма механически совмещенных национальных культур, а их ансамбль –качественно новая ментальная духовно-практическая и творческая определенность,уже представленная общими традициями и новациями. В Беларуси онаконституируется вместе с полиэтничным народом. Титульная нация и национальныеменьшинства, проживающие в Беларуси, соединяются общей культурой в нераздельнуюцелостность «духовными спайками», совместными ключевыми ценностями, нормами,идеалами, творческими достижениями. Определяющими в указанной ментальной истилевой интеграции остаются позитивные черты белорусского национальногохарактера. Последний корректируется и обогащается при взаимодействии с положительнымислагаемыми (меж)национальных менталитетов: социально-экономического,политического, художественного, религиозного, философского, а также с«диагональными» ценностями и базовыми убеждениями, составляющимиобщенациональную ментальность.
В процессе прогрессивногоразвития отечественной культуры и цивилизации совершается историческое движениенашего народа в направлении, задаваемом общечеловеческими духовно-нравственнымиценностями, которые в полной мере соответствуют его исторически выработаннымментальным и этическим ориентирам. В белорусском обществе сохраняется прочныйнациональный мир, налаживаются плодотворный межконфессиональный диалог иинтенсивная межкультурная коммуникация. Живущие на территории республикинациональности совершенствуют общую культуру и цивилизацию, стремясь кдостижению цели, которая заключается, повторяем, в подчинении формтехнико-технологического и экономического прогресса требованиям прогрессасоциально-культурного.
При внутреннемформообразовании общенациональной культуры имеют место, образно говоря,взаимоналожения встречных «ментальных волн». Например, татарам-мусульманам,живущим в компактных поселениях на территории республики, близки стремлениекоренных жителей к экономной мере и «золотой середине», а также закрепленный висторическом опыте совместной жизни духовно-практический рационализм титульнойнации. Немаловажно, что указанные мера, середина и рационализм взаимносогласовываются в психолингвоинтеллекте наших татар-мусульман с аналогичнымигуманистическими ориентирами, извлекаемыми ими из сур Корана, которые учатуважать в объединенном (религиозном и светском) знании консолидирующую духовнуютрадицию: «Скажи: «Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?»Поистине, вспоминают обладатели разума!».
Критерий меры –социальная справедливость. Самое глубокое и правильное знание, согласно МаркуАврелию, – это знание «вещей средних». Оно делает человека мудрым иблагочестивым. Об этом же свидетельствует и Коран: «Соблюдайте полностью меру ине будьте из числа недомеривающих… И взвешивайте верными весами… и неуменьшайте людям их вещей, и не ходите по земле, распространяя нечестие»[26:181, 182, 183]. Разнообразным характерам национальных меньшинств, издавнанаселяющих Беларусь, исторически привиты феномены «беларускасцi», которыезаметно уравновешивают и гармонизируют слагаемые этих характеров, преломляясь винтегральной общенациональной ментальности.
Наше государство призваностать активным проводником защитных мер, направленных на сохранение исовершенствование исторического стиля самостоятельного развития белорусскогообщества и его многокачественной культуры. Данный стиль творческоготрадиционализма определяется характером и культурой белорусской нации ираспространяется на все ареалы общенациональной культуры, обогащаясь в них. Вперспективе вырисовывается богатое поле открытий и новоприобретений в областиуправленческого творчества, предполагающего оттачивание механизмов обратнойсвязи с крепнущими общественными институтами. Важно идеологически конкретизироватьперспективные направления развития отечественной культуры и цивилизации,«Идеология белорусского государства… базируется на общечеловеческихценностях», – заявил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.
Материально-технической,социально-экономической, материально-бытовой, институциональной базойперспективного развития демократически-ориентированной полифоничнойотечественной интеркультуры является независимая, проводящая самостоятельныйкурс общенациональная цивилизация. Только при ее наличии отечественная культураспособна бесперебойно развиваться и вносить существенный вклад в мировуюкультуру, утверждать ценности полицентристской и альтернативной глобализации,укреплять духовно-практическое содружество восточных, западных, южных славян, опосредоватьи ускорять сближение народов и стран Евразии и Средней Европы.
При осмыслениивзаимосвязи отечественной и мировой культур следует учитывать неоднократноподчеркивавшееся нами свойство национального характера белорусов, ответвившеесяот формообразования славянского духа, а именно установку на взвешенныйтворческий традиционализм. Эта установка подкрепляется белорусско-русскимменталитетом и во многом предопределяет исторические механизмы пополненияотечественной культурой золотого фонда мировой культуры.
Мировая культура
Сущность иобщебелорусское проявление мировой культуры. Мировая культура произрастает измножества культур территориальных и социальных общностей, составляя самыйценный не исчезающий пласт в общем культурном наследии человечества. Мироваякультура представляет лучшие непреходящие достижения этнонациональных,общенациональных, региональных, социально-профессиональных культур, целыхкультурных регионов. Она охватывает гуманитарно упорядоченное множествоэталонов творчества (научного, технического, художественного, философского,религиозного и др.). Эталоны творчества образуют магистральную линиюисторического прогресса и составляют информационную основу подражательныхстандартов, располагающихся на дифференцированной шкале ценностей от достаточнооригинальных (околоэталонных) образцов до эпигонских шаблонов.
Мировая культура включаетв себя:
а) потенциально –высокоинформативные новации, проходящие стадию становления, социального имежнационального признания, интернационализации;
б) актуально –общепризнанные классические ценности;
в) творческиподпитывающие последние уникальные утопические программы и чистоэкспериментальные формы.
К числу«предклассических» эталонов, по-видимому, можно отнести: «философию общегодела» Н.Ф. Федорова; гелиотараксию A.Л. Чижевского (в частности, раскрывавшуювлияние солнечной активности на общественные катаклизмы, социальные психозы иэпидемии); по-своему экспериментаторскую провидческую поэзию В. Хлебникова, ккоторой примыкало движение обэриутов (Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский идр.) – поэтов и литераторов-философов, занимавшихся экспериментированием вобласти художественного языка, которое заключалось (в их представлении) вочищении подлинного таинственного смысла слова «от шелухи его обыденныхквазисмысловых наслоений».
Вклад белорусскойнациональной культуры, всей общенациональной культуры Беларуси в мировуюкультуру определяется демократически — (прото) постмодернистским характероминтеллектуального, художественного, религиозного и других видов творчества.Суть его заключается в рекомбинировании, деконструкции, «трансмутации»,обогащении, интеграции инноваций, поступающих из пограничных (смыкающихся в«перерабатывающем центре Европы») культурных регионов.
Особый интереспредставляет именно та часть отечественной культуры, которая входит в мировуюкультуру, а также специфические формы такого вхождения. Творческие достиженияФ. Скорины, С. Полоцкого, других белорусских просветителей-гуманистов, имеющиеатрибутивные признаки транснациональных новаций, могут служить яркими аналогами«постмодернистского» обогащения фонда мировой культуры.
Поэзия А. Мицкевича,проза Э. Ожешко, живопись М. Шагала являются показательными образцами другойхарактерологической особенности отечественной культуры: пополнения мировойкультуры преимущественно гибридизированными образцами меж- и полинациональноготворчества.
Уместно привести в этойсвязи слова, сказанные более ста лет назад литературоведом Г. В. Штолем: «Встране, где сталкиваются и сливаются между собою различные племена инародности, замечается обыкновенно высокое развитие духовной жизни».Исторические изыскания в различных областях нашей общенациональной культурыпоказывают, что по своему оригинальные и интересные образцы творчествавозникали на «внутренних границах», на вершинах поливариантного скрещиванияформ (стилей) белорусской культуры и русской, украинской, польской, еврейской,литовской, татарской и других национальных культур.
При обогащенииотечественной цивилизации обнаруживает себя схожая закономерность: наиболеепродуктивными здесь оказываются «антропологические метисы», более активнонастроенные на переработку достижений иных цивилизаций и мировой цивилизации вцелом. Нам и нашим потомкам еще не раз доведется убедиться в справедливостимудрого высказывания А.Дж. Тойнби: «Если эмпирически верно, что метисы болеевосприимчивы к цивилизации, чем чистокровные породы, то можно приписать этодостоинство стимулу, действующему на человеческую психику через смешение двухразличных физических линий».
В порядке обсуждениянаучно-образовательной гипотезы заметим, что, вероятно, сам белорусский этносимеет повышенную склонность к антропологической метисации, ментальной икультурной гибридизации. Сегодня не только этнические белорусы, но и (главнымобразом) носители активного белорусско-русского менталитета и соответствующеймежнациональной культурной формы наводят духовные мосты, транзитные линии междусубъектами славянского культурного круга, представителями индоевропейскойкультуры и цивилизации, выполняя при этом преимущественно посредническую,коммуникативную функцию, и способствуют нарастанию многоканальныхлингвокультурных обменных процессов. Реализация подобных функций в течениемноговековой истории влекла за собой известные издержки, внешне выглядевшие как«стирание», «обкатывание» выступающих граней отечественной (в первую очередьбелорусской) культуры и цивилизации, «размывание» белорусского языка.
Нельзя представлять делотаким образом, что только исключительно одаренные или талантливые личностиимеют отношение к созданию эталонов мировой культуры. Большое число людейучаствует в процессе формирования духовных и материальных основ, нравственной иментальной почвы для «выращивания» эталонов творчества.
«Жизнь человека, – писалВл. Соловьев в «Оправдании добра», –… есть невольное участие в прогрессивномсуществовании человечества и целого мира; достоинство этой жизни и смысл всегомироздания требуют только, чтобы это невольное участие каждого во всемстановилось вольным, все более и более сознательным и свободным, т.е.действительно-личным, – чтобы каждый все более и более понимал и исполнял общеедело, как свое собственное».
Не личность служитобществу, а общество – личности. По замечанию Вл. Соловьева, «общество естьдополненная или расширенная личность, а личность – сжатое, или сосредоточенное,общество, поэтому каждая личность должна нести полную ответственность за общеедело, как за свое собственное, измеряя каждый свой шаг в большом мире меройучастия в прогрессивном движении человечества, в созидании основ мировойкультуры и цивилизации. Призванная в большой мир личность обязана вести себятак, как будто именно от нее зависит Нововозрождение отечества и человечества.
В деле историческогопрогресса не может плодотворно участвовать нравственно деградировавший субъектили целый слой людей, подверженный болезненным приступам зоологическогоэгоизма, химерам социальной и национальной исключительности, этническогонарциссизма.
Вл. Соловьев считал, чтонастоящим патриотом может считаться лишь тот человек, который признает и своимипоступками утверждает равноправие наций, народностей, проявляет к ним чувствачеловеческой солидарности, уважая их как свою собственную нацию. Утверждениеидеи богочеловечества в действительности как царства межнациональной любви исолидарности, согласно Вл. Соловьеву, – великая задача планетарного сообщества,решение которой позволит навсегда избавиться от иррациональных проявленийантикультурного национализма, параноидального религиозного фанатизма,бесчеловечного терроризма.
Проницательные мыслители,опережая время, своим творчеством и своей жизнью утверждали мировое значениеидеи гуманизма. Наш выдающийся земляк Франциск Скорина, не раз высказывавшийсяо стимулировавшем его творческую деятельность чувстве патриотизма, распространялсердечную любовь на толерантную Прагу, просвещенную Польшу, свободолюбивуюВенецию, высоко почитал исторические очаги старославянской литературы идревнерусской письменной культуры. Он называл себя «литвином», «русским», имелцерковнославянское имя Георгий и латинское имя Франтишек.
Скорина – уроженецПолоцка, гражданин Великого Княжества Литовского, носитель белорусско-русскогои среднеевропейского менталитетов, проводник общечеловеческой ментальности,один из создателей религиозно-гуманистического пласта мировой культуры,выразитель великих исторических перспектив и предназначенийкультуры-коммуникатора, языка-коммуникатора, зарекомендовавших себя в известноймере как метакультура, метаязык славян. Он стал олицетворениемнарода-коммуникатора, своеобразного межславянского этноса, призванногодуховно-нравственно связывать европейские народы, обогащать ихдемократически-постмодернистскими социальными истинами, составляющими великуюправду жизни.
Начало всемучеловеческому – правда, мудрость в бытии. Симеон Полоцкий провозглашал:
Правда так сильна, чтодаже если небо поменяется местами
С землею, а она во векине исчезнет:
Жизнь, красота, честьслужат ей,
Всем верховодя, сама онаторжествует.
Выдающиеся творцы мировойкультуры острее чувствуют свое высокое целеполагание, яснее видятгуманистические последействия своих произведений в будущем.
О. Вейнингер философскизамечал, что гениальный человек сознательно поддерживает связь со всем миром, вего произведениях «всегда чувствуется пульс вещи в себе, дыхание вселенной»,как бы просвечиваются иные обетования разума. «Исследуя сущность великогохудожника, мы убеждаемся, таким образом, что глубина мысли абсолютно необходимадля того, чтобы художественное произведение было велико. Этот масштаб, а затемтолько уже масштаб формы должен быть приложен в первую голову для оценкивсякого художественного произведения». Самым, пожалуй, ярким подтверждениемэтого ключевого оценочного положения может служить творчество Ф.М.Достоевского. Созданная им литературная форма напряженного (экзальтированного)полифонического диалога героев всецело подчинена философско-антропологическомуизысканию человеческих глубин часто амбивалентной, поляризованной личности,которая в конечном счете оказывается неразгаданным и непредсказуемым «многоточием».Художественно-философская антропология Ф.М. Достоевского показательна и вдругом отношении. Создатели новых религиозных, философских, научных,художественных миров готовы идти на большие жертвы в своей частной жизни радиторжества духовно-освободительных идей. Неразделимы творчество и сложная судьбасамого Ф.М. Достоевского.
О. Вейнингер говорил отакого рода самопожертвовании как о ведущем мотиве наращивания эталоновтворчества и подчеркивал, что «тяготение к великим проблемам… сильнее всегоощущается выдающимися личностями», благодаря этому глубинный пласт культурыслагается «главным образом из жертв, которые великие люди всех времен приносилина алтарь мировой загадки». Такое постоянное принесение себя в жертву впроцессе творческого самосгорания становилось для них смыслом жизни.«Сикстинская мадонна» Рафаэля – символическое указание на то, что нет болееважного дела, чем духовное очищение и нравственное возвышение, облагораживаниечеловека. Великий художник интуитивно прозревал ментальный сдвиг в духовномразвитии человечества, определяемый ключевыми юнговскими архетипами(первообразами) Божественной Матери, Предвечного Младенца и Возрождения. Вслужении творческой личности духовному и материальному Нововозрождениючеловечества состоит предназначение и главная идея культуры. Согласно О.Вейнингеру, в культуре влечение к судьбоносной теоретической проблеменеотделимо от стремления к решению соответствующей практической задачи. Великиесозидатели мировой культуры первыми подают нам знаки (символы) всеобщегодуховного объединения и практической перестройки человеческих отношений наоснове демократического гуманизма.
Вполне оправданисторический культ выдающихся творческих личностей, потому что они олицетворяютглубинную основу культуросозидания как творения эталонов-новаций, которыестановятся общечеловеческими ценностями.
Характерные черты мировойкультуры. Давая общую характеристику мировой культуры, можно выделить в нейследующие основные черты и стержневые закономерности развития:
1. Эталоны творчествавключают в себя инновации, классические образцы, уникальные утопическиепрограммы и экспериментальные формы, которые обладают наивысшей степеньюинформативности, оригинальности, новизны. Они имеют также самую высокуюкультурную и социальную ценность, поскольку являются первоэлементами различныхвидов творческой деятельности, исходными стимулами позитивной ресоциализации исоставляют информационную основу ценностно дифференцированных стандартов.
2. Эталоны мировойкультуры образуют сквозную линию культурного и социально-исторического развитияобщества.
Ними закрепляется статусосновоположников поворотных ^правлений творчества, ментальных,мировоззренческих вигов. Эталоны искусства решают в эстетической сферефундаментальные антропологические и социально-антропологические проблемы,заново переосмысливают «вечные» темы. Поэтому произведения создателейдревнегреческой трагедии и драмы Эсхила, Софокла, Еврипида, остросоциальногокомедиографа Аристофана, непревзойденных знатоков человеческих глубин Шекспираи Расина мы воспринимаем как «современные». То, что создается на века, всегдаактуально.
3. Эталоны творчествавначале заявляют о себе как яркие (иногда не сразу по достоинству оцениваемые)новации, обнаруживающие явные отступления от затвердевших норм, правил,истощившихся художественных направлений и стилей. Однако со временем эталоны,послужив основой для создания новых норм, традиций и стилей, становятсяведущими ценностями той или иной национальной, общенациональной культур, затемраспространяются в своем и иных культурных регионах, получая мощный резонанс всоциокультурной жизни самых различных стран и народов. Запечатлеваясь в«ментальных матрицах», духовных формообразованиях, творческих достиженияхвеликого множества (обще)национальных культур, эталоны завоевывают всеобщеепризнание, интернационализируются и становятся общечеловеческими ценностями.
4. Преодолевая разрывы вразличных видах деятельности и открывая новые направления творчества,эталоны-новации инспирируют и стимулируют приоритетные направления развитиянациональных, общенациональных, региональных культур (различного масштаба),образуют основные каналы их многосторонней («гипертекстовой») коммуникации,информационного, знаково-символического обмена. Они (эталоны-новации) вбольшинстве своем конституируются как классические ценности, обрастают новымиэвристическими методами именно в промежуточной сфере ментального диалога, всфере совместных ценностных ориентаций, гуманистических идеалов и как бывыплавляются в духовных «тиглях» транснациональных формообразованийобщечеловеческой ментальности, сохраняя при этом почвенный национальный стиль иколорит.
Об этом, в частности,ярко свидетельствует творческая динамика художественных достижений итальянскогои Северного Возрождения. К дан-Нои великой эпохе обращен вывод оригинальногорусского искусствоведа Л. Гнедича: «Искренним искусством могут называться теэстетические Формы, в которые невольно и бессознательно облеклись и религия, ифилософия, и весь дух века с полным отражением культуры… Искусство здесьможет быть названо вполне искренним, потому что в него не примешивалосьпосторонних элементов, потому что оно самостоятельно создавалось, составляяполную гармонию и с нравственными, и с историческими условиями».
5. Основания эталоновмировой культуры составляют:
– всеобщиеантропологические параметры, среди которых Я. Мукаржовский выделяетбиологический ритм, чувство симметрии и пропорциональности, представление о«золотом сечении» (проработанное древнегреческим скульптором Поликлетом,художниками итальянского Возрождения);
– сложившиеся в глубокойдревности и подавляющие низменные зоологические инстинкты инвариантыобщечеловеческой ментальности и универсалии культуры (неискоренимые склонностик состраданию и гостеприимству, запреты на убийство и инцест, плюсартикулированные ритуалами стремления к эстетическому украшению атрибутов жизнии раскрепощающей «игровой магии» любви и т.п.);
– универсальныерелигиозные идеалы («абсолюты»), которые интерпретируются в нравственныхтребованиях, сформулированных в религиях мира, священных религиозных текстах(египетской «Книге мертвых», китайской классической «Книге перемен», Библии,Коране и т.п.);
– интуитивно принимаемыевсеми народами и расами интенции, установления всечеловеческой морали(например, скориновские нравственные формулы, категорический императив И.Канта, этическое обобщение Вл. Соловьева «не вреди»).
6. Родственныеэталоны-новации, выходящие за границы национальных культур и получающиеобщечеловеческое признание, становятся непреходящими ценностями, идейно,духовно, стилистически усиливая друг друга, выстраиваясь как бы в один ряд,ведущий в культурное бессмертие. Этому способствуют формирующиеся наинформационной базе эталонов позитивные стандарты культуры, которые, увеличиваяи разнообразя пространство творческих прорывов, дополнительно подчеркиваютвысокую значимость первообразцов.
7. Трудно переоценитьцеленаправленную деятельность распространителей социально-позитивных стандартовкультуры, а также интерпретаторов эталонов творчества, свободомыслящихпроводников передового образования и просвещения, рядовых создателейсоциально-гуманистических культурных ценностей и благ. Они как «спутники»сопровождают светила науки, искусства, философии, религии, подготавливаютментальные и эвристические предпосылки для духовного возрождения, принимаютсамое активное участие в осуществлении явственных скачков, ментальных икультурных сдвигов, «культурных взрывов» в историческом процессе творчества.
8. Мировая культура вцелом образует основные каналы взаимодействия этнонациональных,общенациональных, региональных, социально-профессиональных культур, целыхкультурных регионов, стимулирует их информационные обмены и творческоеразвитие, связывает между собой разномасштабные цивилизации, составляя основугетерогенной (многокачественной, полиструктурной) мировой цивилизации, игуманистически ориентирует территориально локализованные культуры и цивилизациив направлении роста разнообразия и ускоренного прогресса, обогащая ихсодержание и стили.
9. Из эталонов и родственныхстандартов культуры складываются межнациональные и всеобщие (необходимые всем)социальные истины, открывающие дорогу народам в царство справедливости. Не этили векторы духовности хотел охватить философско-поэтическим определением«истинствования» Симеон Полоцкий? Он писал в «Вертограде многоцветном»:
Истинна есть трегуба:ума, уст и дела, сия же не врежденна бывает и цела, аще ум самой вещы уравнитсяправо, уста же уму точне словят, не лукаво, дела паки закону аще отвещают,истинна пред Господем Богом ся вменяют.
10. Культура Беларуси какраз и специализируется на наполнении мировой культуры простыми социальнымиистинами, которые вырабатываются совмещенными видами религиозного и светскогопознания, демократически-постмодернистского творчества и становятсяобъединительными ценностями этносоциальных общностей, подпитываяобщечеловеческие духовно-нравственные идеалы. В отечественной культуре рельефновыражается перспективная тенденция к интегрированию и популяризациичеловеческих знаний. В свою очередь, потенциально вырисовывающаяся изментальных, духовных основ белорусского общества прерогатива общенациональнойцивилизации заключается в формировании эталонной модели общественного строя –корпоративного социабелизма. Строй собственников-производителей в третьемтысячелетии должен утвердиться (в особенных формах) в ряде общенациональныхцивилизаций и стать атрибутом развития мировой цивилизации, сплотив народы ввеликий союз для плодотворного демократического жизнетворчества и равноправногоинтенсивного экономического и культурного обмена.
Списокиспользованных источников
этническийнациональный белорусский культура
1. Эренгросс Б.А.Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник –М.: Оникс, 2007.
2. Ширшов И.Е.Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.:Экоперспектива 2010.
3. Культурология: Учебник/ Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана – Мн.: Высшее образование, 2005, 566 с.
4. Булгакова С.В.Культурология / Булгакова С.В. – М.: Эксмо, 2009.
5. Культурология. Учебноепособие Под редакцией А. А. Радугина – М., 2001.