Курские храмы: история и современность

ПЛАН
I. Введение.
II. Из истории Курских монастырей.
1) Первые упоминания о монастырях в Курском крае.
2) Хозяйство курских монастырей.
3) Период активного строительства монастырей на
Курской земле (XVI – XVII).
4) Экономическое положение курских монастырей
III. Архитектура Курска.
1) Архитектура церквей.
2) Смена архитектурных стилей.
3) Архитектурное своеобразие храмов Курска.
IV. Соборы, церкви, часовни Курска.
1) Курск в начале XX века.
2) Церкви в сегодняшнем Курске.
ВВЕДЕНИЕ
Цель моего реферата – показать красоту и своеобразие церквей, храмов и монастырей Курской области, рассказать историю их возникновения и распространения на территории нашего края. Также я хочу рассказать о роли церквей и храмов в истории становления Курска, об отношениях к ним в разные времена и об их влиянии на русский народ в целом. Тема истории и современности Курских храмов, на мой взгляд, очень актуальна в наше время. Хотя сейчас многие церкви восстановлены, но не то трепетное отношение к ним как к культурным центрам нашего народа и как к памятникам архитектуры воссоздать не удалось. Основной задачей моего реферата является пробудить в людях чувство уважения и восхищения как к храмам – зданиям, так и к храмам – религиозным центрам.
ИЗ ИСТОРИИ КУРСКИХ МОНАСТЫРЕЙ
Сведения о древних монастырях на территории Курского края отрывочны, разрозненны и неопределенны. Чаще всего это лишь предположения и выводы, основанные на косвенных свидетельствах. К примеру, из жития Феодосия Печерского очевидно, что в двадцатых -начале тридцатых годов XI века в Курске и его окрестностях еще не было ни одной христианской обители, и юный подвижник для обращения в монахи ушел с пилигримами в Киев.
О ктиторском княжеском монастыре в Путивле XII столетия свидетельствует надгробный камень X1I-XIII века с захоронениями семьи удельного князя Василия Георгиевича из Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Казалось бы, первое достоверное письменное упоминание о курском монастыре мы находим в рукописном житии Святого Петра Митрополита Московского и Всея Руси Чудотворца, возглавлявшего древнерусский архиерейский престол с 1308 по 1326 годы. “Истории о граде Курске .” издания 1792 года, ссылаясь на рукописное житие, рассказывает о том, как святой, будучи родом из волынской земли, в 12 лет оставил родительский дом. бежав в один из окрестных монастырей, где принял иноческое пострижение, удостоился священства и изучил иконопись, а позже основал монастырь в 15-ти верстах от “бывшего г. Курска” на реке Рати, что впадает в реку Сейм, где воздвиг храм, устроил кельи, собрал братию. Однако, отнесение этих событий на курскую реку Рать, к сожалению, ошибочно: в кратком житии Святителя Петра, изложенном в Анфилогионе львовской печати, изданном значительно раньше (в 1694 году) “Истории о граде Курске”, говорится: ” .водрузи жилище себе на реке Рати, ныне реченном монастырь Дворцы”. Но монастырь с таким названием существовал совсем в другом месте. “На лесистой и гористой возвышенности одного из северных острогов Карпат у верховьев реки Раты, в селе Дворцах в X11I столетии славился Ворхоратский монастырь, основанный Святителем Петром, бывшим игуменом, а после митрополитом Московским”. Первый историк русской церкви Амвросий в “Описании Русской иерархии .” указывает: “Ратский Воздвиженский мужской монастырь основан около 1302 года (Волынская губерния, епархия Житомирская) на реке Рати, близ места Ратня Петром Митрополитом”. – Таким образом, у нас нет оснований связывать начало монастырской жизни в нашем крае с именем Святителя Петра. А что же монастырь? Был ли он на самом деле?
“История о граде Курске, о явлении Чудотворной иконы Божией Матери Курские .” упоминает факт более позднего времени, казалось бы косвенно подтверждающий существование монастыря: ” .в 1650 году во время построения в Курском Знаменском монастыре по царскому указу и на царское иждивение Соборной церкви – курский протопоп Григорий сыскал на старом городище, отстоящем от Курска за 15 верст близ реки, именуемой Рать, в земляном валу от древности вшедшие в землю палаты . с оных палат был ломан рабочими людьми кирпич и дикий камень .”. Однако в сохранившихся текстах XVII века нет упоминаний о Ратском монастыре, но называется “Ратская крепостца” – одно из сторожевых укреплений под Курском.
Документальные сведения об основании и устройстве курских монастырей относятся ко второй половине 16 столетия – времени активного наделения южно-русских монастырей вотчинами и льготами. Предполагается, что в предшествующие времена практиковалась преимущественно жизнь отшельническая.
На территории края еще в прошлом веке находили следы рукотворных пещерных монастырей. Сохранились описания некоторых из них: ” .в двух верстах от села Шмарного в Старооскольском уезде в 40 саженях от проселочной дороги в меловой горе пещера сочень неудачным входом. От входа идет спуск до коридора, длиной 3 аршина, затем коридор делится на три прохода с арками, разделенными колоннами, и высеченными по бокам углублениями разной формы, в которых свободно может поместиться человек. Высечены по стенам кресты и углем написаны разные изречения. В восточной стороне (по проходу) нечто вроде церкви; потолок куполообразный, в центре как бы иконостас с царскими дверями, от которых уцелела правая колонна и нижняя часть левой. Все это высечено из мела. Длина переходов до 15 саженей”.
Н. Златоверховников в книге “Памятники старины и нового времени .”, опубликованной в 1902 году, описывает пещеру, именуемую “Синайка”, в двух верстах от г. Рыльска: “В этой расположенной крестообразно пещере, со входом в виде арки, на стенах имеются священные изображения, пострадавшие от времени”. Очевидно – это пещерные монастыри. К сожалению, авторы описаний не пытаются определить время их происхождения. Однако, можно предполагать, что появились они значительно раньше наземных. Скорее всего их копали киевские отшельники, хранившие традиции своего монастыря и спасавшиеся в наших краях от татарских набегов во времена татарских погромов XIII века, когда были порушены многие города, в том числе Курск и Киев.
В истории Молченской Рождества-Богородицкой пустыни, составленной в 1845 году, говорится, что возникла она еще в конце XIII века и в годы “разорения и запустения края служила единственным убежищем”. Ее авторы, опираясь на местное предание, полагают, что основание пустыни связано с “отшельниками, ископавшими в конце XIII века на Чудной горе пещеры”, след которых еще сохранялся в начале XX века. “Они принесли с собою образ Пресвятой Богородицы, пред коим и совершали пустынники молитвы свои и славословия . На месте сем скончались и погребены в той же пещере, в коей жили .,” -гласит предание.
По древней традиции зачастую началом монастыря служило “явление” иконы. В письменных источниках XIX века приводятся две даты обретения иконы Молченской Богоматери: 1283 и 1405 год. Кажется вероятным, что первая из них указывает на начала пещерного монастыря, когда икона была принесена монахами-пустынножителями; другая скорее всего, связана со вторичным обретением иконы после долгого забвения, последовавшего за смертью иноков-отшельников. В этом смысле кажется правдоподобным отнесение некоторыми источниками начала Коренной Рождество-Богородицкой пустыни к концу XIII века – времени явления (1295 год) чудотворной иконы Знамения Богородицы Курская Коренная, поскольку именно это событие послужило основанием монастыря.
Поселения отшельников служили в крае центрами, вокруг которых группировались новые пришельцы. Тихая пустынь обращалась в монастырь, которому князья, понимавшие его огромную нравственную силу, давали право на владение землей, лесом, водою и другими угодьями. Раз избрав место, монашествующая братия уже не расставалась с ним даже в годины погромов и разорений, стремясь при этом приобрести место в городах – “осадный двор”, необходимость которого была связана с постоянными набегами татар.
Очевидно, что ни один из курских монастырей ни в ранние, ни в более поздние времена, не строился как крепость. В основном все они были деревянными, многие были огорожены простым плетнем, крыты соломой или дранкой. Государи поддерживали их ни как необходимые военные укрепления, а как центры привлечения населения для обживания “московских окраин”. Получая тарханные грамоты, дававшие их хозяевам большие льготы в области платежа податей и суда, и вотчинные земли по царскому указу в “диком поле”, обрабатываемые частью самими монахами, частью принимаемыми на житье крестьянами и бобылями, монастыри привлекали к себе и “осаживали” вольных людей, которые распахивали степи, обихаживали сенные покосы, рубили лес на постройки – увеличивали число новых поселений. Большинство курских монастырей конца XVI – начала XVII века жили рыбными ловами и бортными угодьями, заводили пасеки, сады, огороды, бахчи, содержали скот.
Путивльскому Молченскому монастырю, как видно из жалованных грамот, принадлежало большое количество земель – сел. деревень, угодий -звериных и рыбных ловов, бортных ухожей, бобровых гонов. При этом и братии, и крестьянам, жившим на монастырских землях, были даны значительные льготы, а игумену представлено право суда над ними, причем челобитную и крестьяне, и монахи могли подавать только в Москве и только в определенные сроки. И. Н. Миклашевский утверждает, что ” .Молченский монастырь был единственным в своем роде по тем привелегиям, которыми он обладал”. Его вотчинное владение подтверждалось неоднократно грамотами царей династии Романовых вплоть до Петра I.
Монастырское землевладение тесно связано с колонизаторской деятельностью православных обителей. “Привелегированное монастырское землевладение . имело все шансы привлекать к себе крестьянство теми льготами, которые не имело небогатое служилое сословие окраины, и потому оно развивая хозяйство, создает крупные поселения”. С монастырских слобод начинались в Курском крае Царев град (Новый Оскол), Обоянь, Льгов, Дмитриев. С. Д. Ларионов, описывая в 1795 году Курское наместничество, называет и Тим бывшим экономическим селом, т. е. монастырским до секуляризации.
В других случаях монастыри возникали почти одновременно с новыми городами с селениями. В 1599 году повелением царя Бориса Годунова Николаевский монастырь у Белгородского острога получил от государя “две выписки . на землю у р. Донца, в 1626 году- .на Огурцовскую поляну и на село Никольское, в 1638 году- грамоту на дикое поле и сенные покосы .под Разуменским лесом”. В 1649 году обитель уже имела 65 крестьянских дворов. Другой, основанный в Белгороде в это же время монастырь-женский Рождества Пресвятой Богородицы, по челобитной старицы Апполинарии Прытковой в 1622 году получил в городе место под церковь и кельи, а в 1626 году ему отвели “на пропитание” дубраву и сенокос, которые он, не имея крестьян, не смог обрабатывать, и земли отошли в 1636 году “черкасам”. Монахини же получили денежное содержание по 15 рублей в год на каждую.
Это была первая волна активного строительства монастырей на курской земле, связанная, без сомнения, с политикой Московского государя второй половины XVI – начала XVII веков по укреплению южных и юго-западных границ Руси.
Вторая волна наблюдалась в середине и второй половине XVII века – годы бегства православных от Унии с Украины, из Белоруссии, Литовских земель. “Население оставляло приделы Речи Посполитой и переселялось по разрешению государства в Курскую и Полтавскую губернии”. К 1650 году более 80 тысяч “черкас” переселились из Киевской и Волынской земли, из литовских городов и польских владений – Вильно, Львова и других. Одни основывали отдельные слободы на окраинах Московского государства, которые со временем, в 1640 – 1670 годах, были укреплены и превратились в города Суджу, Мирополье, Сумы, Краснополье, Харьков, образовав одну большую область, называемую слободской Украиной. Другие присоединились к русским селениям по рекам Пслу, Суле и Локне.
Бежали из Польши и монахи, оставив свои монастыри. “Известно, что берега Десны, Сейма, Псла с протоками были усеяны пустынниками, выходцами из-за Днепра, спасавшими свою жизнь и веру от притеснений Унии. Тогда же и были основаны, в большинстве своем на средства казны, Белогорский , Миропольский, Льговский, Ахтырский, Троицкий, Обоянский Знаменский, Духов Путивльский, Холковский Старооскольский монастыри, Льнинская, Словенская, Амонская. Огурцова, Карповская Новоосколькая пустыни”.
К середине XVIII века на территории края организуется обширное по масштабам и разнообразное по характеру деятельности монастырское хозяйство. Непосредственно перед секуляризацией за Курским Знаменским монастырем числилось 4836 крестьянских дворов, Рыльским – 1365, а Софрониева пустынь называлась в числе самых знаменитых русских православных обителей – Ниловой, Флорищевой и Саровской. Почти все курские монастыри имели перевозы, мельницы, винокурни, занимались земледелием, лесоводством, скотоводством, пчеловодством, звероловством, огородничеством, садоводством, сами обрабатывали продукты деятельности-кожи, шерсть, коноплю.
Некоторые монастыри активно внедряли в свой хозяйственный быт и быт своих вотчин разные ремесла. К 1726 году Знаменский монастырь освоил производство юфти – высококачественной кожи, а его экипажи славились за пределами края. Севский архимандрит писал в 1721 году в Знаменский монастырь, заказывая карету: ” .понеже у нас таких мастеров нет”. Числились среди монастырских умельцев и сапожники, портные, столяры, кузнецы, плотники, каменщики; кирпичники из монастырских вотчин признавались лучшими в епархии. Славился Знаменский монастырь и “своими малярами”: в 1755 году консисторским указом был затребован в Белгородский архиерейский дом монах Соломон “для написания икон к поднесению знатным персонам”. В 1758 году аналогичным распоряжением предписывалось монастырскому крестьянину Ефиму написать три образа: Живоначальной Троицы. Ахтырской и Каплуновской Богородицы “добрыми венецианскими красками”, за что обещано мастеру и вознаграждение. В 1761 году в город Харьков к живописцу Венедикту Свидерскому на 4 года монастырем были отправлены дети крестьян Ивана Сныткина и Ивана Агаркова, “чтобы . выучил означенному живописному мастерству совершенно так, как и сам умеет”. Девочки-сироты набирались “для отдачи их в научение доброго ремесла”.
Монастырские имения, особенно большие и разбросанные по разным местам, управлялись приказчиками, поселявшимися “в монастырском дворе” и управлявшими по подробной инструкции, даваемой монастырем. Управитель отвечал за вотчинное хозяйство, наблюдал за хозяйством крестьян, следил за выполнением повинностей, “чинил суд и расправу”, защищал крестьян от обиды со стороны и “привлекалк ответственности по силе законов”. Главной задачей “монастырского служки” – иметь лучший прибыток от вотчинного хозяйства”. Первоначально служки назначались из числа монахов, но в 1769 году Белгородский архиерей Самуил Миславский направил в монастыри предписание:” . в села, деревни и хуторы в управительские или приказческие должности (вызывающие нарекания) из монашеского чина не посылать в принадлежащие монастырям вотчины, а содержать для того светских приказчиков, людей вольных, к тому способных . или выборных по общему тамошних монастырских жителей согласию”.
Монастырские крестьяне состояли на барщинном положении, выполняя все необходимые монастырю работы: пахали, сеяли, молотили, косили, пасли стада, ловили рыбу, строили, давали подводы, служили на мельницах, винокурнях, пасеках. Собирали с них и оброк продуктами крестьянского хозяйства или ремесла на определенную сумму. Повинности и оброк определял монастырский собор, и. хотя не обходилось без злоупотреблений, в управлении монастырскими вотчинами зачастую было больше порядка и человечности, чем в имениях дворян. Жалованные грамоты освобождали монастыри и монастырских крестьян от податей и пошлин, подсудности, (кроме “душегубства, разбоя и татьбы”), от проезда через их села царских чиновников, выдачи им корма, подвод и проводников.
По немногочисленным и разрозненным сведениям, приведенным А.А. Танковым в “Материалах для истории Курской епархии” можно утверждать, что в 1746 – 56 годах в Белгородской митрополии в 19 мужских монастырях жило 364 человека – 1-76 монахов, остальные – послушники, а в 8женских- 219 монахинь. К концу XVIII века количество монастырей в Курской губернии значительно сократилось. Часть из них закрылись самостоятельно ( по неведомым нам причинам), другие были упразднены или слиты екатерининскими указами “об отобрании от монастырей бывших за ними крестьян и об обращении их в экономические” -так называемыми Указами о секуляризации монастырских земель 1764 и 1788 годов.
Интересны сведения, приведенные в “Курских епархиальных ведомостях” 1890 года: “Все монастыри и пустыни ежегодно жертвуют духовноучебным детским заведениям 4130 рублей. При Курском Знаменском монастыре с 1869 года существует для малолетних сирот-мальчиков, детей духовенства епархии, приют. При Рождество-Богородицкой Глинской пустыни в 1890 году открылся Дом трудолюбия для индивидуального обучения мальчиков 12 -15 лет иконописному, портняжному, сапожному, столярному и токарному ремеслам. При Глинской, Софрониевой,. Коренной пустынях, Курском и Белгородском женских монастырях, Борисовской женской пустыни, функционируют больницы, а в Борисовской же пустыни и курском женском Троицком монастыре еще и богадельни для престарелых”
Накануне революции в Курском Знаменском, Белгородском Свято-Троицком, Рыльском Николаевском, Обоянском Знаменском, Путивльском Молченском мужских монастырях и пустынях – Глинской, Белгородской, Путивлъской Софрониевой – было 3 епископа, 4 архимандрита, 165 иеромонахов, 106 иеродьяконов. 322 монаха, 140 послушников, 341 человек на предварительном испытании.
В женских – Курском Троицком, Белгородском Богородицком, Льговском Знаменском монастырях и Борисовской Тихвинской пустыни жило 218 монахинь, 303 послушницы и 1814 женщин на предварительном испытаниии.
Монастыри обладали значительным материальным богатством, ревностно хранили религиозные святыни и вековые культурные традиции. Располагаясь в самых красивых местах края, были “придивны зело” и освещали местность красотой своей.
АРХИТЕКТУРА КУРСКА
Культовая архитектура Курской области чрезвычайно разнообразна. Самая ранняя постройка, сохранившаяся до наших дней, Троицкий мужской монастырь в г. Курске относится к концу XVIII в. Первоначально монастырь был основан при правлении Бориса Годунова, но во время польской интервенции он был до основания разрушен, и стал восстанавливаться только в период Михаила Федоровича. В 1612 году по жалованной царской грамоте началось восстановление монастырских строений: “По грамоте царя Бориса, строил Иона в Курске на краю посада, за речкою Куром монастырь Троицы Живоначальной и в тот монастырь братию собирал”. В переписи 1631 года, цитируемую Сергеем Ларионовым, говорится: “В Курском посаде монастырь, построенный Ионою Тиолкою. в котором монастыре церковь Живоначальной Троицы с приделом Бориса и Глеба, деревянная. К тому монастырю Троицкая слободка приписала за речкою Куром при Тускаре”. Повое разорение монастыря польским войском произошло в 1634 году, после чего ему уже, вероятно, не удалось оправиться.
В 1734 г. на месте обветшавшей деревянной церкви Живоначальной Троицы была заложена новая кирпичная, о чем свидетельствуют консисторские документы Центрального государственного архива древних актов. В 1764 году монастырь был упразднен и приписан Курскому Знаменскому монастырю; а Нижняя Троицкая церковь обращена в приходскую.
При восприятии архитектурных форм независимо от времени их сооружения и размеров всегда прослеживается сомасштабность человека и здания, которая достигается соблюдением определенных пропорций между человеческим ростом и входной дверью, порталами, оконными проемами, ступенями крыльца и папертью. В христианском храме человек не чувствует себя маленькой песчинкой, как, например, в древних пирамидах Хеопса и Хефрена в Египте.
Важную роль при этом играет гармоничная увязка церковного сооружения с естественным окружением, ландшафтом. Культовые постройки, как правило, находятся на возвышенном месте и являются своеобразным ориентиром на местности, видимым издалека, и подчеркивающим своим своеобразным четким силуэтом тот или иной населенный пункт.
Стоящая в центре села на краю высокого берега реки Покровская церковь в с. Баниши Льговского района великолепно организует деревенские постройки и хорошо просматривается при въезде в деревню, а в ясный солнечный день ее силуэт можно увидеть с расстояния более шести километров.
Получившие распространение в XVII в. декоративно-силуэтные пятиглавые храмы характерны для южных районов области ( Беловского, Большесолдатского, Суджанского).
Интересным образцом пятиглавого храма периода барокко является церковь Рождества Богородицы в с. Долгие Буды Беловского района. Для стиля барокко характерны ярко выраженные самобытные национальные особенности: нарядная полихромия зданий, выразительная пластичность архитектурных форм и простота объемно-планировочного решения, многоколонное убранство в виде пристенных портиков, колонн, многочисленные обрамления окон живописными картушами. Наивысший расцвет архитектура барокко достигла в творчестве зодчего Ф. Б. Растрелли.
Смена архитектурных стилей происходит в конце XVIII в., когда барокко уступает место классицизму, сложившемуся под влиянием творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи Возрождения. Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, симметричная композиция и строгость пропорций, простота, ясность и выразительность.
Фасады окрашивают устойчивыми красителями серого, оранжевого, красного цвета. На фоне стен выделяются белые колонны, сандрики. наличники . Продолжается традиция золочения церковных куполов, главок и крестов.
Одним из красивейших храмов области эпохи зрелою классицизма является Успенский собор в г. Рыльске. построенный в 1811 г. на средства известного местного купца Филимонова.
Значение собора как одной из главных архитектурных доминант города особенно ясно ощутимо при восприятии его с дальних точек обозрения – от Николаевского монастыря, с горы Ивана Рыльского. Огромная 60-ти метровая колокольня собора придает панораме города подчеркнуто выразительное звучание. Главы его были видны за несколько десятков километров, служа прекрасным ориентиром. По своим художественным достоинствам, по мнению специалистов архитекторов-реставраторов, он превосходит как Покровскую церковь, построенную в 1822 году по тому же проекту, так и Вознесенскую (1866 г.), выполненную в псевдо- византийском стиле.
Изменение архитектурных форм культовых зданий с середины XIX века связано с социально-экономическими условиями развития России в период становления капитализма
При строительстве куполов применяются металлические структуры, появляются новые оригинальные конструкции, используемые в качестве перекрытий.
В архитектуре утверждается русско-византийский стиль, олицетворяющий собой “национальную” самобытность храма . К этому периоду относится пятиглавый Вознесенский храм в г. Рыльске, эклектично сочетавший в себе форму средневекового культового русского зодчества с элементами византийской архитектуры. Крестообразный в плане с большим центральным куполом на четырех внутренних опорах и малыми куполами на здании храм удовлетворял требованию Синода об обязательном пятиглавии.
Значительная часть храмов не может быть отнесена к какому-либо определенному архитектурному стилю в чистом виде, поскольку длительное время сохраняется провинциализм в архитектуре, изолированность, эклектичность форм и деталей, что тем не менее, не умаляет значения культовых построек области как памятников истории и культуры местного значения.
СОБОРЫ, ЦЕРКВИ, ЧАСОВНИ КУРСКА
В первые десятилетия двадцатого века главную площадь Курска – Красную – окружали вертикали ступенчатых колоколен церквей мужского Знаменского и женского Свято-Троицкого монастырей, небольшого, но красивого Воскресенского собора: над площадью нависла тогда самая высокая в городе колокольня Флоровской церкви; в небо над ней вознеслась увенчанная высоким шпилем колокольня Николаевской церкви (что на торгу), а в створе Московской улицы (ныне ул. Ленина) просматривался с центральной площади высокий острый шпиль немецкой кирхи. Древний город архитектурой старинных культовых зданий напоминал о своей многовековой истории.
На главной площади города гудел базар. Здесь люди толкались в теснине толпы, страстно торговались, искренне сердились или радовались покупке, слонялись среди сотен лавок, лабазов и рундуков в шапочном, мануфактурном, рыбных рядах, а над их головами сверкали в лучах солнца золотые кресты храмов.
Но в тридцатых годах после дикого по своей сути постановления правительства, подписанного небезызвестным Лазарем Кагановичем по прямому указанию Иосифа Сталина по всей огромной стране прокатилась широкая волна погрома культовых зданий.
В Курске чудом сохранилась из архитектурного ожерелья вокруг Красной площади древнейшая каменная церковь Верхней Троицы. Борцам за сохранение архитектурных памятников в городе все же удалось в тридцатых годах уберечь от разрушения замечательный купол и подкупольный барабан кафедрального Знаменского собора, но две его чудные шатровые колокольни с огромными колоколами и прекрасным звоном громадных соборных часов все же были уничтожены.
Разрушена была до основания церковь святого Николая (что на торгу). Теперь на ее месте у театра кукол устроен небольшой сквер со скульптурной композицией “Спутник”. Ничего не осталось от изящной церкви святых Флора и Лавра, когда-то стоящей на углу нынешних улиц Марата и Радищева (у ресторана “Центральный”). На ее клиросе мальчиком пел знаменитый самоучка-астроном Ф. А. Семенов
Стены этих двух церквей были очень энергично, в короткие сроки, разобраны, а из кирпича старинных храмов еще быстрее, буквально а рекордный срок, была выложена коробка строившегося к двадцатилетнему юбилею Октябрьской революции здания цирка на Красной площади.
Ничего не осталось от стен каменной Георгиевской (Смоленской) церкви. Хранит долгую людскую память о ней до сих пор аптека № 1 на улице Дзержинского, ее называют “Георгиевской”. Такая же трагическая судьба постигла каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, стоявшую на углу нынешних улиц Верхней Луговой и Большевиков. По имени этой церкви долгое время нынешний Центральный рынок назывался Покровским базаром.
На нынешней улице Гайдара, на пересечении её с улицей Красной Армии, когда-то находился сквер, в центре которого высилась чудная пятиглавая Преображенская церковь. До нее на этом же месте стояла древнейшая курская деревянная церковь. До Отечественной войны в каменных стенах бывшего храма был устроен хлебозавод, а в годы войны здание окончательно погибло.
Зал музыкального училища – это остаток алтарной части Благовещенской церкви, в которой долгие годы хранился древний вестовой колокол с Пятницкой церкви, когда-то стоявшей в мужском Знаменском монастыре. В Ямской пригородной слободе до революции было две церкви. Одна, стоявшая у нынешнего Дома культуры железнодорожников, в советское время была лихо снесена.
Здания Богословской, Никольской (в Стрелецкой слободе), Успенско-Ахтырской. Всехсвятской церквей всё же уцелели, хотя их колокольни были начисто срезаны. Теперь мы видим, что на Богословской и Всехсвятской церквях вновь восстановлены их колокольни, здесь происходят церковные службы, только в стенах бывшей Успенско-Ахтырской церкви ютится спецмагазин “Медтехника”. Замечательно, что в последние годы вновь проходят церковные службы для прихожан в наименее пострадавших Михайловской и Успенской церквях.
В дореволюционном Курске было много домовых церквей. В доме архимандрита мужского монастыря находилась когда-то Крестовая церковь. Маленький купол над входом в краеведческий музей напоминал об этом. А вот красивый купол и подкупольный барабан домовой Скорбяшенской церкви в бывшей больнице богоугодных заведений на улице Садовой, к большому сожалению, не сохранились. Домовые церкви были в мужской гимназии, в реальном училище, в духовной семинарии, в воинских казармах, в губернской тюрьме и арестантском отделении. Домовые церкви были даже в доме губернатора, в ряде частных богатых домов, на железнодорожном вокзале “Курск-1” (Сподручницы Грешных) в Ямской слободе.
На Красной площади когда-то стояла красивая каменная часовня. заложенная в 1886 году в память об убитом императоре Александре II; небольшая деревянная часовенка была у Богословской церкви на одноименной площади; еще одна находилась за нынешней площадью Перекальского. В Ямской слободе на площади у железнодорожного вокзала стояла часовня, сооруженная в память “избавления от смерти” императора Александра III при крушении царского поезда и 1888 году у станции Борки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курск – один из старейших русских городов. Своеобразие, неповторимость его облику придают сохранившиеся здания храмов и монастырей, которые выделяются своей необычной архитектурой из окружающей застройки. Именно церковные здания во многом определяют панораму города. Созданные пожертвованиями, трудом, талантом народа, храмы являются гордостью, символом не только самого Курска, но и курского края в целом. В то же время они – памятники нашей российской истории, нашей духовности и культуры.
К сожалению, многие замечательные здания были утрачены. Время оказалось беспощадным к городским храмам. Особенно активно процесс разрушения церквей, колоколов, икон осуществлялся в 20 – 30-ые годы, когда борьба с религией свелась к планомерному уничтожению церковных сооружений, массовому закрытию и уничтожению храмов. Все это было типичным для того времени явлением, и не обошло оно стороной и курскую землю.
Тем самым был нанесен колоссальный урон не только самой православной церкви, но и культуре нашего народа, его нравственному воспитанию, многовековым национальным традициям. Ведь кроме основного назначения – совершения богослужения – в храмах происходили встречи и общение людей. Сюда приходили во время наиболее важных событий в жизни: при вступлении в брак, рождении детей. Здесь провожали в последний путь близких. В храм обращались, чтобы получить благословение перед каким-либо важным делом, чтобы покаяться в грехах или вспомнить об умерших. Духовные беседы и проповеди способствовали нравственному воспитанию прихожан. В храмах хранились исторические и национальные святыни.
При восстановлении храмов-памятников первоочередной задачей является не улучшение и приукрашивание их достоинств, а максимальное сохранение, как комплексного, многогранного источника определенной исторической эпохи, содержащего идеологические, худо-жертвенные и технические сведения о времени создания памятника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Степанов В. Б. – Соборы, церкви, часовни Курска
Кисилёва О. В. – Из истории храмов города Рыльска
Кулагин В. В. – Крестный ход, возвышающий душу
Плотников А. А. – Курский край: история и современность
Златоверхников Н. – Памятники старины и нового времени
Друговская А. Ю. – Из истории монастырей и храмов Курского края