Как и всякая объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Термин “Инфраструктура” был впервые использован еще в начале нынешнего столетия в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил.
В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы.
Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое.
Инфраструктура рынка Украины представляет собой быстроразвивающиеся многообразие рыночных отношений. В процессе экономического перехода Украина столкнулась с рядом актуальных проблем безработица, высокий уровень инфляции, сокращение объёмов производства, снижение уровня жизни, рост экономического неравенства. Развитие инфраструктуры современного рынка будет способствовать успешному переходу Украины к рыночной экономике.
Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рыночная структура может выступать в различных формах. Это может быть традиционный рынок на городской площади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; газетные объявления типа “продаюпокупаю”; информационно-компьютерные системы купли-продажи товаров и т. д.
Существуют множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по следующим трем признакам.
Основные виды рынков (с точки зрения соответствия действующему законодательству, по экономическому назначению объектов рыночных отношений, по пространственному признаку):
1) легальный рынок,
2) теневой рынок,
3) потребительский рынок,
4) рынок капиталов,
5) рынок рабочей силы,
6) рынок информации,
7) финансовый рынок,
8) валютный рынок и др.
9) местный рынок,
10) национальный рынок,
11) международный региональный рынок,
12) мировой рынок.
Каждый из этих рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Так рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т. Д.; рынок информации- рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок – рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.
Современный высокоразвитый рынок выполняет шесть основных взаимосвязанных функций.
1. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи.
2. Ценообразующая функция рынка возникает пристолкновении товарного спроса и предложения, а также благоодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.
3. Информирующая функция рынка. Сложившиеся цены “сообщают” бизнесменам о состоянии экономики. В частно-сти, через кокретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и т. д.
4. Регулирующая функция действует через тот же механизм свободных рыночных отношений. Из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство про-дукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). В результате в первых отраслях прооизводство сокращается, а во вторых – растет.
5. Стимулирующая функция также осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффектвность экономики. Цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки.
6. Оздоравливающая функция жестока, но экономически оправдана. Рынок “очищает” экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о проогрессивности и рентабельности своего производства терпят поражение в конкурентной “борьбе” и “наказываются” банкротством. И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия поцветают и развиваются.
Список использованной литературы:
1. Голос Украины.– Хоружий С.Г. «О некоторых проблемах рынка ценных бумаг» 25.03.1997 – с.5.
2. Черняк В. Палитра экономики: анализ экономической ситуации в Украине. Голос Украины. – 31.08.1995г.
3. Шаленко М. современные тенденции развития рынка труда Украины. Экономика Украины. – 1996. –№9 – с.26.
4. «Введение в экономическую теорию» под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной.
5. Филипп Котлер «Основы маркетинга» .
6. «Курс рыночной экономики» под ред. проф. Г.И. Рузавина.
7. «Экономикс» Макконнелл, Брю.
Бесплатно скачать реферат “Понятия рыночной инфраструктуры Украины” в полном объеме