Устройствоасинхронного двигателя трехфазного тока
Асинхронныйдвигатель трехфазного тока представляет собой электрическую машину, служащуюдля преобразования электрической энергии трехфазного тока в механическую.Благодаря простоте устройства, высокой надежности и эксплуатации и меньшейстоимостью по сравнению с другими двигателями асинхронные двигатели трехфазноготока нашли широкое применение в промышленности и сельском хозяйстве. С ихпомощью приводятся в движение металлорежущие и деревообрабатывающие станки,подъемные краны, лебедки, лифты, эскалаторы, насосы, вентиляторы и другиемеханизмы.
Двигатель имеетдве основные части: неподвижную – статор и вращающуюся – ротор. Статор состоитиз корпуса, представляющего собой основание всего двигателя. Он должен обладатьдостаточной механической прочностью и выполняется из стали, чугуна и алюминия.С помощью лап двигатель крепится к фундаменту или непосредственно к станинепроизводственного механизма. Существуют и другие способы крепления двигателя кпроизводственному механизму.
В корпусвмонтирован сердечник статора, представляющий собой полый цилиндр, навнутренней поверхности которого имеются пазы с обмоткой статора. Часть обмотки,находящейся вне пазов, называется лобовой; она отогнута к торцам сердечника статора.Так как в сердечнике статора действует переменный магнитный поток и на статордействует момент, развиваемый двигателем, сердечник должен изготовляться изферромагнитного материала достаточной механической прочности. Для уменьшенияпотерь от вихревых токов сердечник статора собирают из отдельных листов(толщиной 0,35 – 0,5 мм) электротехнической стали и каждый лист изолируют лакомили другим изоляционным материалом.
Обмотка статоравыполняется в основном из изолированного медного провода круглого или прямоугольногосечения, реже – из алюминиевого провода. В качестве изоляции проводов друг отдруга используют бумагу и хлопчатобумажную ткань, пропитанные различнымилаками, слюда, стекловолокно и различные эмали. Для изоляции проводов обмоткиот сердечника статора служат электроизоляционный картон, слюда, асбест,стекловолокно.
Обмотка статорасостоит из трех отдельных частей, называемых фазами. Фазы могут быть соединенымежду собой звездой или треугольником. Как правило, начала обмоток на схемахобозначаются буквами А, В, С, концы – X, Y, Z. Обмотки двигателей малой исредней мощности изготовляют на напряжения 380/220 и 220/127 В. Напряжение,указанное в числителе, соответствует соединению обмоток звездой, в знаменателе– треугольником. Таким образом, один и тот же двигатель при соответствующейсхеме соединения его обмоток может быть включен в сеть на любое указанное впаспорте напряжение. Существуют двигатели на 500, 660 и 1140 В. Двигателивысокого напряжения изготовляют на напряжения 3000 и 6000 В.
На корпуседвигателя имеется доска с зажимами, с помощью которых обмотка присоединяется ктрехфазной сети. К каждому зажиму подключен соответствующий вывод обмотки. Длязажимов приняты следующие обозначения: зажимы, к которым подключены началаобмоток, обозначают буквами С1, С2 и С3, концы обмоток – соответственно С4, С5и С6.
Сердечникротора представляет собой цилиндр, собранный из отдельных листовэлектротехнической стали, в котором имеются пазы с обмоткой ротора.
Обмотки роторабывают двух видов – короткозамкнутые и фазные. Соответственно этому различаютасинхронные двигатели с короткозамкнутым и фазным ротором (с контактнымикольцами). Короткозамкнутая обмотка состоит из стержней, расположенных в пазах,и замыкающих колец. Стержни присоединены к замыкающим кольцам, в результатечего обмотка оказывается короткозамкнутой. Стержни и замыкающие кольца в однихдвигателях изготовляются из меди, в других из – алюминия, в третьих из бронзы ит.д. Алюминиевую обмотку получают путем заливки в пазы жидкого алюминия.
Фазную обмоткуротора выполняют так же, как и обмотку статора. Она всегда соединяется звездой.Начала фаз обмоток присоединяют к контактным кольцам, которые изготавливают изстали или латуни и располагают на валу двигателя. Кольца изолированы друг отдруга, а также от вала двигателя. К кольцам прижимаются пружинамиметаллографитные щетки, расположенные в неподвижных щеткодержателях. С помощьюконтактных колец и щеток в цепь ротора включается дополнительный резистор,который является или пусковым (для увеличения пускового момента иодновременного уменьшения пускового тока) или регулировочным (для изменениячастоты вращения ротора двигателя).
Вал ротораизготовлен из стали и вращается в шариковых или роликовых подшипниках.Подшипники укреплены в подшипниковых щитах, которые изготовлены из чугуна илистали и прикрепляются к корпусу болтами.
Тепловаяэнергия, возникающая в двигателе в результате потерь электрической энергии вего обмотках и магнитопроводе, нагревает двигатель. Для увеличения теплоотдачиротор снабжен крыльчаткой, прикрепленной к замыкающим кольцам короткозамкнутойобмотки. Крыльчатка обеспечивает интенсивное движение воздуха внутри и снаружидвигателя.
Вращающеесямагнитное поле.
Допустим вначале, что все проводники статора двухполюсного асинхронного двигателяразмещены в двух диаметрально расположенных пазах и в обмотке действуетпостоянный ток.
Магнитная цепьдвигателя содержит ферромагнитные участки: сердечник статора и ротора ивоздушный зазор между ротором и статором.
Для любой линиимагнитной индукции по закону полного тока можно записать
2H0l0+ Hстlст = Σ Iw,
где H0, Hст – напряженности магнитного поля соответственно ввоздушном зазоре (l0) и вучастках сердечников ротора и статора ( lст); Iw – МДС одной фазыобмотки.
Следуетотметить, что B и H в различных участках сердечника статора и роторанеодинаковые, например, в зубцах междупазами статора, а также ротора они имеют наибольшее значение, поскольку сечениемагнитопровода в зубцах наименьшее.
Так как H = B/μa, а μa >> μ0, то H0 >> Hст и, следовательно,
2H0l0 >> Hстlст.
Поэтому для упрощения анализа картины магнитногополя асинхронного двигателя можно полагать, что
2H0l0 ≈ ΣI w,
откуда
H0 = ΣI w/2l0,
и магнитнаяиндукция в воздушном зазоре
B0= μ0Н0.
Поскольку воздушный зазор одинаков по всей длиненапряженность и магнитная индукция вдоль всего зазора будут иметь одинаковыезначения.
Проводникивторой и третьей фаз обмотки создают аналогичные магнитные поля, но сдвинутые впространстве на угол 120о. Если одну фазу обмотки подключить к сетиоднофазного тока, где напряжение изменяется во времени синусоидально, томагнитное поле будет изменятся во времени синусоидально с частотой тока сети.Таким образом, магнитное поле, созданное синусоидальным током одной фазы,распределяется вдоль воздушного зазора примерно синусоидально, неподвижно впространстве и изменяется во времени.
Обмотка статораасинхронного двигателя соединяется звездой или треугольником и подключается ксети трехфазного тока. Поскольку каждая фаза обмотки имеет одинаковое число витков и онисимметрично расположены по окружности статора, их сопротивление и амплитудатока будут одинаковыми, но токи в фазах обмотки будут сдвинуты по времениотносительно друг друга на 120о. Токи каждой фазы обмотки создадутмагнитные поля, которые, очевидно, будут сдвинуты во времени на тот же угол. Врезультате сложения двух магнитных полей всех фаз образуется общее магнитноеполе двигателя. Магнитная индукция результирующего магнитного поля оказываетсяраспределенной вдоль воздушного зазора также по синусоиде, ее амплитуда неизменится во времени и в 1,5 раза больше амплитуды магнитной индукции однойфазы. Результирующее поле вращается с постоянной частотой.Принцип действия асинхронногодвигателя
В обмотке статора, включенной в сеть трехфазноготока, под действием напряжения возникает переменный ток, который создаетвращающееся магнитное поле. Магнитное поле пересекает проводники обмотки ротораи наводит в них переменную ЭДС, направление которой определяется по правилуправой руки. Поскольку обмотка ротора замкнута, ЭДС вызывает в ней ток того женаправления.
В результатевзаимодействия тока ротора с вращающимся магнитным полем возникает сила,действующая на проводники ротора, направление которой определяется по правилулевой руки. Сила создает момент, действующий в сторону.
Под действиеммомента ротор приводит в движение и после разбега вращается в том женаправлении, что и магнитное поле, с несколько меньшей частотой вращения, чемполе:
n =(0,92 ÷ 0,98)n*0.
Все сказанное опринципе действия асинхронного двигателя справедливо, если обмотка роторавыполнена из ферромагнитного материала с теми же магнитными свойствами, что исердечник ротора. В действительности обмотка ротора выполняется изнеферромагнитного материала (меди или алюминия), поэтому магнитная индукция впазу с проводниками намного меньше, чем в зубцах. Основная сила, вызывающаямомент вращения, возникает в результате взаимодействия магнитного поля ротора свращающимся магнитным полем статора и приложена к зубцам ротора. На проводникдействует только небольшая сила. Однако для анализа работы двигателя иполучения расчетных уравнений обычно считают, что в основе принципа действияасинхронного двигателя лежит закон Ампера – взаимодействие проводника с током имагнитного поля. Такая трактовка закономерна, поскольку результаты расчета приэтом совпадают с полученными из принципа взаимодействия магнитных полей ротораи статора.Схема замещения асинхронногодвигателя
Для анализа работы асинхронного двигателя пользуютсясхемой замещения. Схема замещения асинхронного двигателя аналогична схемезамещения трансформатора и представляет собой электрическую схему, в которойвторичная цепь (обмотка ротора) соединена с первичной цепью (обмоткой статора)гальванически вместо магнитной связи, существующей в двигателе.
Основное отличие асинхронного двигателя оттрансформатора в электрическом отношении состоит в следующем. Если втрансформаторе энергия, переданная переменным магнитным полем во вторичнуюцепь, поступает к потребителю в виде электрической энергии, то в асинхронномдвигателе энергия, переданная вращающимся магнитным полем ротору, преобразуетсяв механическую и отдается валом двигателя потребителю в виде механическойэнергии.
Электромагнитные мощности, передаваемые магнитнымполем во вторичную цепь трансформатора и ротору двигателя, имеют одинаковыевыражения:
Рэм = Р1 – ΔР1.
В трансформаторе электромагнитная мощность завычетом потерь во вторичной обмотке поступает потребителю:
Р2= Рэм– 3I22 r2= 3U2 I2 cosφ2= 3I22 rП= 3I’ 22 r’ П,
где rП– сопротивление потребителя.
В асинхронном двигателе электромагнитная мощность завычетом потерь в обмотке ротора превращается в механическую мощность:
Р2 = Рмех = Рэм– 3I22 r2 = Pэм – 3I’22r’2
Pмех= [3 I22 r2(1–s)]/s = 3I’22 r’2(1–s)]/s = 3I22 r’э= 3I’22 r’э ,
где r’э = [r’2(1–s)]/s
Сравнивая выражения можно заключить, что r’П = r’э.
Таким образом, потери мощности в сопротивлениичисленно равны механической мощности, развиваемой двигателем.
Схема замещения
Заменив в схеме замещения трансформаторасопротивление нагрузки r’П на r’э = [r’2(1–s)]/s, получим схему замещенияасинхронного двигателя. Все остальные элементы схемы аналогичны соответствующимэлементам схемы замещения трансформатора: r1, x1 – активное сопротивление и индуктивноесопротивление рассеяния фазы обмотки ротора.
Приведенные значения определяются так же, как и длятрансформатора:
r’2 = r2 k2, x’2 = x2 k2,
где k = E1 /E2k = U1ф /E2k– коэффициент трансформациидвигателя.
Может возникнуть сомнение в возможности использованиягальванической связи цепей статора и ротора в схеме замещения, посколькучастоты в этих цепях на первый не одинаковы. Первая часть схемы замещенияпредставляет собой эквивалентную схему фазы обмотки ротора, которая приведена кчастоте тока статора. В реальном же двигателе в отличие от схемы замещениячастоты тока ротора и статора не одинаковы.Механическая характеристикаасинхронного двигателя
Механическойхарактеристикой называетсязависимость частоты вращения ротора двигателя или скольжения от момента,развиваемого двигателем при установившемся режиме работы: n = f(M) или s = f(M).
Механическая характеристика является одной изважнейших характеристик двигателя. При выборе двигателя к производственномумеханизму из множества двигателей с различными механическими характеристикамивыбирают тот, механическая характеристика которого удовлетворяет требованияммеханизма.
Уравнениемеханической характеристики асинхронного двигателя может быть получено наосновании формулы Мэм = (3I22r2)/ω0sи схемы замещения.
С помощью схемызамещения определяют приведенный ток фазы ротора:
______________________________________
I’2 = U1ф/√(r1 + r’2/s) + (x1+ x’2)2
где
r’2/s = r’2 + r’2(1–s)/s
Полученноезначение тока I’2подставляют в уравнение момента, в котором предварительно I2 и r2заменяют через их приведенные значения:
М = (3I22r2)/ω0s= (3I’22r’2)/ω0sПосле подстановки получим
I’2 = 3U1ф2r’2 / ω0s [(r1 + r’2/s)+ (x1 + x’2)2] (1)
Это выражениепредставляет собой уравнение механической характеристики, поскольку оносвязывает момент и скольжение двигателя. Остальные входящие в уравнениевеличины: напряжение сети и параметры двигателя – постоянны и не зависят от s и M.Располагая параметрами двигателя, можно рассчитать и построить его механическуюхарактеристику, которая будет иметь вид:
Одной изважнейших точек характеристики, представляющей интерес при анализе работы ивыборе двигателя, является точка, где момент, развиваемый двигателем, достигаетнаибольшего значения. Эта точка имеет координаты nкр, sкр, Mmax .
Значениекритического скольжения sкр,при котором двигатель развивает максимальный (критический) момент Mmax, легко определить, есливзять производную dM/ds выражения (1)и приравнять ее нулю.
Последифференцирования и последующих преобразований выражение sкр будет иметь следующий вид:
________
sкр= ± r’2/√r12 + xк2 (2)
где xк = x1 + x’2
Подставим sкр вместо s в уравнение (1), получим выражениемаксимального момента
________
Мmax = 3U1ф2 / 2ω0s (r1 ± √r12+ xк2) (3)
Необходимоотметить, что из выражений (1) – (3) вытекает следующее.
Момент,развиваемый двигателем, при любом скольжении пропорционален квадратунапряжения. Максимальный момент пропорционален квадрату напряжения и не зависитот сопротивления цепи ротора. Критическое скольжение пропорциональносопротивлению цепи ротора и не зависит от напряжения сети.
Полученныевыражения удобны для анализа, однако, из-за отсутствия в каталогах параметров r1, x1, x2их использование для расчетов и построений характеристик затруднено.
В практикеобычно пользуются уравнением механической характеристики, с помощью которойможно произвести необходимые расчеты и построения, используя только каталожныеданные.
Активноесопротивление обмотки статора r1 значительноменьше остальных сопротивлений статора и ротора, и им обычно пренебрегают.Тогда выражения (1) – (3) будут иметьвид
М = 3U1ф2r’2 /ω0s [( r’2 /s)2 + xк2] (4)
sкр= ± r’2/ xк (5)
Мmax= 3U1ф2/2ω0xк (6)
Упрощенноеуравнение механической характеристики получается из совместного решенияуравнений (4) – (6)
M = 2Mmax/(s/sкр + sкр /s) (7)
Значение Mmax определяется из соотношения Mmax /Mном = λ,указанного в каталогах, а sкр – изуравнения (7), если решить его относительно sкр и вместотекущих значений s и Mподставить их номинальные значения, которые легко определить по паспортнымданным:
_____
sкр = sном(λ ± √λ2 – 1) (8)
где sном = (n0– nном )/n0; λ = Mmax /Mном .
Следуетотметить, что в зоне от М = 0 до М ≈ 0,9Мmaxмеханическая характеристика близка к прямой линии.Поэтому, например, при расчетах пусковых и регулировочных резисторов эту частьмеханической характеристики принимают за прямую линию, проходящую через точки M = 0, n = 0 и Mном, nном.Уравнение механической характеристики в этой части будет иметь видM = sMном / sномПуск асинхронных двигателей
Для пуска двигателя его обмотку статора подключают ктрехфазной сети с помощью выключателя. После включения выключателя происходитразгон двигателя. Двигатель разгоняется до устанавливающейся частоты вращения,при котором момент, развиваемый двигателем, равен моменту сил сопротивления наего валу.
В условиях нормальной работы момент на валудвигателя может изменяться в довольно широких пределах, однако, если моментокажется больше Mmax,двигатель остановится. Обычно считают, что допустимые изменения находятся впределах от М = 0 до М = (0,8 ÷ 0,9) Mmax. Естественно,имеется в виду работа в зоне характеристики, где s
Однако следует заметить, что длительная работадвигателя допустима при моментах на валу, не превышающих номинального значения.
Если оказалось, что двигатель вращается не втребуемом направлении, то для изменения направления вращения ротора необходимоизменить порядок подсоединения обмотки статора к сети: начало обмотки С1соединить с линейным проводом В, начало обмотки С2 – с проводом А, началообмотки С3 оставить соединенным с проводом С. При этом изменить порядокчередования фаз, что приведет к изменению направления вращения магнитного полястатора и, следовательно, ротора.
К недостаткам такого пуска относятся:
1) МП = (1,2 ÷ 1,6)Мном ;
2) IП =(5 ÷ 7)Iном .
Из-за первого недостатка иногда приходится выбиратьдвигатель большей мощности, чем это требуется по условиям работы приустановившемся режиме, что экономически нецелесообразно.
Большой ток в периоды пуска двигателя может вызватьзначительное падение напряжения в сети малой мощности, что неблагоприятноскажется на работе других потребителей, включенных в сеть, например, вызоветмигание осветительных приборов. Однако следует отметить, сто в настоящее времязаводские сети имеют большое сечение, поэтому падение напряжения, возникающеепри пуске двигателя, оказывается несущественным.
Большой пусковой ток ограничивает допустимоезначение пусков (включений) двигателя в час. При большом числе включений в часдаже мало загруженный в установившемся режиме двигатель из-за больших пусковыхтоков может перегреться и выйти из строя.
В маломощных сетях, сечение проводов которыхневелико, а напряженность значительная, для ограничения пускового токаприменяют пуск с активным или индуктивным сопротивлением, включенным в цепьобмотки статора, или пуск с переключением обмотки со звезды на треугольник.
Перед пуском выключатель В2 устанавливаютв выключенное положение, Затем включают выключатель В1. Послеокончания разбега ротора двигателя включают выключатель В2, чемшунтируют добавочные пусковые резисторы. Соответствующим подбором сопротивленияrД можно ограничить пусковой ток до любогонеобходимого значения. Однако не следует забывать, что одновременно уменьшаютсяпусковой и критический моменты из-за снижения напряжения на обмотке статора,вызванного падением напряжения на сопротивлении rД.
Пуск двигателя с переключением со звезды на треугольник возможен, когда обмотка статораможет быть соединена звездой и треугольником и напряжение сети соответствуетсоединению обмотки статора треугольником.
Пуск двигателя с фазным ротором (контактнымикольцами) осуществляется подключением обмотки статора к сети с предварительновведенными в цепь ротора добавочными резисторами rД.По мере разгона двигателя резисторы rД с помощьюдвижка выводятся и по окончании пуска сопротивление резистора обращается внуль, а обмотка ротора оказывается замкнутой накоротко, как и у двигателя скороткозамкнутым ротором. Введение добавочного сопротивления в цепь ротора припуске асинхронного двигателя с контактными кольцами позволяет увеличитьпусковой момент вплоть до максимального значения и одновременно значительноснизить пусковой ток. Это является одной из главных причин, почему вместоасинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором применяют двигатели с фазнымротором.
Тормозные режимы работы
Работа многихпроизводительных механизмов состоит из трех этапов: пуска в ход,технологической операции и торможения. После отключения двигателя торможениепроисходит под действием сил трения, при этом кинетическая энергия движущихсячастей выделяется в виде теплоты в узлах трения механизма. В тех случаях, когдазапас кинетической энергии велик, а силы трения малы, время торможения можетсоставить десятки секунд и даже минут.
Сокращение времяторможения, особенно когда время торможения технологической операции мало иисчисляется минутами или секундами, может значительно повыситьпроизводительность механизма, так как при торможении обычно полезной работы несовершается. Поэтому для сокращения времени торможения раньше применялисьмеханические тормоза.
Транспортные устройства(электровозы, лебедки, мостовые краны, экскаваторы, эскалаторы) отличаются тем,что в них возникают условия, когда под действием сил тяжести они могутразвивать недопустимо высокие скорости. Для поддержания скорости на заданномуровне в этих условиях раньше использовались рабочие механические тормоза,которые обычно состоят из неподвижных тормозных колодок, прижимающих силамипружины или другими способами к тормозному диску или барабану; в результатетрения между колодками и диском возникает тормозной момент. Механическиетормоза имеют ряд существенных недостатков, главными из которых являютсябыстрый износ трущихся поверхностей, трудность регулирования силы трения,значительное место, занимаемое тормозом. Оказывается, двигатель может выполнятьфункции механических тормозов, работая при этом в том или ином тормозномрежиме.
В настоящее время широкоиспользуются тормозные свойства двигателя, что во многих случаях позволилоотказаться от механических тормозов. Механические тормоза необходимы какзапасные или аварийные, если откажет электрическое торможение, а также дляудержания механизма в неподвижном состоянии.
Асинхронный двигательможет работать в следующих тормозных режимах:
1) генераторном с отдачейэнергии в сеть;
2) противовключения;
3) динамическоготорможения;
Во всех тормозных режимахдвигатель развивает момент, действующий в сторону, противоположную направлениювращения ротора, поэтому он называется тормозным моментом. Под действием этогомомента в одних случаях происходит быстрое торможение, в других – поддержаниезаданной скорости.
Генераторнымтормозным режимомназывается режимработы двигателя, когда под действием внешнего момента ротор двигателявращается в том же направлении, что и магнитное поле, но с большей частотойвращения. Направление возникающей при этом ЭДС в обмотке ротора определяется поправилу правой руки. Поскольку обмотка ротора замкнута, в ней возникает токтого же направления. В результате взаимодействия тока ротора с вращающимсямагнитным полем создаются сила и момент, направленные в сторону,противоположною вращению ротора, что легко определить с помощью правила левойруки.
Тормозной режимпротивовключения возникает в том случае, когда под действием внешнего момента,приложенного к валу двигателя, ротор вращается в противоположную сторонуотносительно вращающегося магнитного поля.
Для анализа тормозныхрежимов воспользуемся уравнением механической характеристики двигателя
М= 2Мmax/(sкр/s + s/sкр)
В двигательном режимескольжение изменяется в пределах от s= 1 s = 0 механические характеристикирасполагаются в квадранте I. Если в уравнения подставить значения s больше единицы и меньше нуля, томеханическая характеристика окажется соответственно в квадрантах IV и II. Вквадранте II ротор вращается в сторону поля, но с большей частотой (n = n0), в квадранте – IVпротив поля. Таким образом, участок механической характеристики, расположенныйв квадранте, соответствует генераторному тормозному режиму, в квадранте –тормозному режиму противовключением.
Энергетические показатели асинхронного двигателя
Важным в энергетическомотношении характеристиками двигателя являются зависимость КПД η и коэффициента мощности cosφотнагрузки на его валу. КПД двигателя ревен отношению мощности, отдаваемойдвигателем с вала, PBк мощности, потребляемой двигателем из сети, Р1:
η = РВ/Р1= РВ/(РВ + ΔР)
где ΔР – потери мощности в двигателе.
ΔР = ΔРобм1+ ΔРобм2 + ΔРст1 + ΔРст2 +ΔРмех
Потери мощности вдвигателе можно разделить на две части: часть
ΔРК= ΔРст1 + ΔРст2 + ΔРмех
почти не зависти отнагрузки и называется постоянными потерями, другая часть
ΔРv= ΔРобм1+ ΔРобм2
зависит от нагрузки иназывается переменными потерями.
Коэффициент мощностидвигателя равен отношению активной мощности, потребляемой двигателем из сите, кполной мощности:
________
cosφ = P1/S1 = P1 /√P12 + Q12 (9)
Реактивная мощность Q складывается из мощности QГ, обусловленной главным магнитным потоком, и мощности Qр, обусловленной потокамирассеяния:
QГ = I02 x0, QР = I12 x1 + I12 x1
где x0– индуктивное сопротивление, обусловленное главныммагнитным потоком; x1, x2 – индуктивныесопротивления, обусловленные потоками рассеяния обмоток статора и ротора.
Поскольку главныймагнитный поток намного больше потоков рассеяния и почти не зависит отнагрузки, реактивная мощность, потребляемая двигателем из сети, мало зависит отнагрузки и, как следует из выражения (9), cosφ существенно изменяется при изменениинагрузки на валу двигателя.
Из графика видно, что прималых нагрузках cosφ довольнонизкий, что является в энергетическом отношении весьма невыгодным.