Тольяттинский политехнический институт
 Кафедра «Детали машин»
 Курсовой проект
 по дисциплине
 Детали машин
 Руководитель: Журавлева В. В.
 Студент: Анонимов С. С.
 Группа: Т – 403
 ………«………»….…….2000 г.
 Тольятти 2000 г.
 Содержание вариант 6.5.
|Выбор электродвигателя и кинематический расчет привода. |3 |
| | |
|Расчет клиноременной передачи. |6 |
| | |
|Расчет двухступенчатого цилиндрического редуктора. |8 |
| | |
|Предварительный расчет валов |12 |
| | |
|Конструктивные размеры корпуса редуктора |13 |
| | |
|Определение реакций в подшипниках |14 |
| | |
|Проверочный расчет подшипников |17 |
| | |
|Проверочный расчет шпонок |18 |
| | |
|Уточненный расчет валов |19 |
| | |
|Смазка зубчатых зацеплений и подшипников |23 |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
 1. Выбор электродвигателя и кинематический расчет привода.
 Расчет требуемой мощности двигателя.
 [pic][pic];
 [pic],
 [pic] – КПД ременной передачи; [pic] – КПД зубчатой косозубой передачи
с цилиндрическими колесами; [pic] – КПД подшипников качения. Тогда [pic].
 Расчет требуемой частоты вращения.
 [pic];
 [pic],
 [pic]; [pic]; [pic] – передаточные числа. Тогда [pic].
 По таблице принимаем мощность двигателя Р = 5,5 кВт; частоту вращения
3000 об/мин. Синхронная частота вращения двигателя равна 2880 об/мин.
Модель электродвигателя: 100L2.
 Определение передаточных чисел.
 Фактическое передаточное число привода: [pic].
 Передаточные числа редуктора:
 [pic]; [pic]; [pic]; полученные значения округляем до стандартных:
[pic]; [pic].
 Расчет частот вращения.
 [pic]; [pic];
 [pic]; [pic];
 [pic]; [pic];
 [pic]; [pic].
 Расчет крутящих моментов.
 [pic]; [pic];
 [pic]; [pic].
| |I |II |III |
|[pic] |18 |33 |126 |
|[pic] |33 |126 |430 |
|[pic] |2880 |1440 |360 |
|[pic] |1440 |360 |100 |
|[pic] |300 |150 |38 |
|[pic] |150 |38 |11 |
|[pic] |2 |4,0 |3,55 |
 2. Расчет клиноременной передачи.
 Выбираем сечение клинового ремня, предварительно определив угловую
скорость и номинальный вращающий момент ведущего вала:
 [pic]
 При таком значении вращающего момента принимаем сечение ремня типа А,
минимальный диаметр [pic]. Принимаем[pic].
 Определяем передаточное отношение i без учета скольжения
 [pic].
 Находим диаметр [pic] ведомого шкива, приняв относительное скольжение ?
= 0,02:
 [pic].
 Ближайшее стандартное значение [pic]. Уточняем передаточное отношение i
с учетом ?:
 [pic].
 Пересчитываем:
 [pic].
 Расхождение с заданным составляет 1,9%, что не превышает допустимого
значения 3%.
 Определяем межосевое расстояние а: его выбираем в интервале
 [pic] принимаем близкое к среднему значение а = 400 мм.
 Расчетная длина ремня:
 [pic].
 Ближайшее стандартное значение L = 1250 мм, [pic].
 Вычисляем
 [pic] и определяем новое значение а с учетом стандартной длины L:
 [pic]
 Угол обхвата меньшего шкива
 [pic]
 Скорость
 [pic]
 По таблице определяем величину окружного усилия [pic], передаваемого
клиновым ремнем: [pic] на один ремень.
 [pic].
 Коэффициент, учитывающий влияние длины ремня:
 [pic].
 Коэффициент режима работы при заданных условиях [pic], тогда
допускаемое окружное усилие на один ремень:
 [pic].
 Определяем окружное усилие:
 [pic].
 Расчетное число ремней:
 [pic].
 Определяем усилия в ременной передаче, приняв напряжение от
предварительного натяжения [pic]
 Предварительное натяжение каждой ветви ремня:
 [pic]; рабочее натяжение ведущей ветви
 [pic]; рабочее натяжение ведомой ветви
 [pic]; усилие на валы
 [pic].
 Шкивы изготавливать из чугуна СЧ 15-32, шероховатость рабочих
поверхностей [pic].
 3. Расчет двухступенчатого цилиндрического редуктора.
 Для обеих ступеней принимаем:
 Колесо: материал – сталь 40Х, термообработка – улучшение; [pic].
 Шестерня: материал – сталь 40Х, термообработка – улучшение; [pic].
 Передача реверсивная.
 Для расчета принимаем: [pic], [pic].
 Коэффициент долговечности при длительной эксплуатации принимаем [pic];
коэффициент запаса прочности [pic]; [pic].
 Рассчитаем допускаемые контактные напряжения:
 [pic], [pic].
 [pic]
 Рассчитаем допускаемые напряжения изгиба:
 [pic], [pic].
 [pic]
 Коэффициент на форму зуба [pic]; коэффициент нагрузки [pic];
коэффициент ширины венцов [pic]; коэффициент, учитывающий динамическую
нагрузку, возникающую в зацеплении[pic]; коэффициент, учитывающий
распределение нагрузки между зубьями[pic]
 Расчет третьей (тихоходной) ступени.
 Межосевое расстояние:
 [pic], принимаем значение из стандартного ряда: а = 140 мм.
 Нормальный модуль:
 [pic], принимаем среднее значение, соответствующее стандартному: m = 2 мм.
 Принимаем предварительно угол наклона зубьев ? = 15? и определяем числа
зубьев шестерни и колеса:
 [pic]
 Уточняем значение угла ?:
 [pic].
 Основные размеры шестерни и колеса: диаметры делительные:
 [pic];
 [pic], проверка: [pic].
 Диаметры вершин зубьев:
 [pic];
 [pic], диаметры впадин:
 [pic];
 [pic].
 Ширина колеса:
 [pic].
 Ширина шестерни:
 [pic].
 Окружная скорость колеса тихоходной ступени:
 [pic].
 При данной скорости назначаем 9-ю степень точности.
 Коэффициент нагрузки для проверки контактных напряжений:
 [pic].
 Проверяем контактные напряжения:
 [pic],
 [pic]
 [pic];
 [pic].
 Проверяем изгибные напряжения:
 [pic],
 [pic].
 [pic].
 Силы, действующие в зацеплении тихоходной ступени: окружная:
 [pic]
 Определим тип используемых подшипников:
 [pic]; следовательно, будем использовать радиально-упорные шарикоподшипники.
 Расчет второй (быстроходной) ступени.
 Межосевое расстояние равно 140 мм из условия соосности, значения всех
коэффициентов, используемых в расчете третьей ступени справедливы при
расчете данной ступени.
 Принимаем угол наклона зубьев ? = 12?50?19?, а модуль m = 1,5 мм и
определяем числа зубьев шестерни и колеса:
 [pic]
 Основные размеры шестерни и колеса: диаметры делительные:
 [pic];
 [pic], проверка: [pic].
 Диаметры вершин зубьев:
 [pic];
 [pic], диаметры впадин:
 [pic];
 [pic].
 Ширина колеса:
 [pic].
 Ширина шестерни:
 [pic].
 Окружная скорость колеса быстроходной ступени:
 [pic].
 При данной скорости назначаем 9-ю степень точности.
 Коэффициент нагрузки для проверки контактных напряжений:
 [pic].
 Проверяем контактные напряжения:
 [pic],
 [pic]
 [pic];
 [pic].
 Проверяем изгибные напряжения:
 [pic],
 [pic].
 [pic].
 Силы, действующие в зацеплении быстроходной ступени: окружная:
 [pic]
 Определим тип используемых подшипников:
 [pic]; следовательно, будем использовать радиально-упорные шарикоподшипники.
 4. Предварительный расчет валов.
 Расчетная формула:[pic]
 Вал 1
 Диаметр вала:
 [pic].
 Диаметр вала под колесо:
 [pic].
 Диаметр вала под подшипник:
 [pic].
 Вал 2
 Диаметр вала под колесо:
 [pic].
 Диаметр вала под подшипник:
 [pic]
 Вал 3
 Диаметр вала:
 [pic].
 Диаметр вала под колесо:
 [pic].
 Диаметр вала под подшипник:
 [pic].
 5. Конструктивные размеры корпуса редуктора.
|Параметр |Расчетная формула и значение, |
| |мм |
|Толщина стенки корпуса |[pic] |
|Толщина стенки крышки |[pic] |
|Толщина фланца корпуса |[pic] |
|Толщина фланца крышки |[pic] |
|Толщина основания корпуса без бобышки |[pic] |
|Толщина ребер основания корпуса |[pic] |
|Толщина ребер крышки |[pic] |
|Диаметр фундаментных болтов |[pic] |
|Диаметр болтов у подшипников |[pic] |
|Диаметр болтов, соединяющих основание и |[pic] |
|крышку | |
 6. Определение реакций в подшипниках.
 [pic] [pic]
 [pic] [pic]
 проверка: [pic]
 [pic].
 [pic]
 [pic]
 [pic] [pic]
 проверка: [pic]
 [pic].
 [pic] [pic]
 [pic] [pic]
 проверка: [pic]
 [pic].
 7. Проверочный расчет подшипников.
 Подшипник № 36207, d = 35 мм.
 [pic].
 [pic]
 [pic]; тогда Х = 1; У = 0; [pic].
 Долговечность:
 [pic]
 [pic].
 Подшипник № 36209, d = 45 мм. [pic].
 [pic]
 [pic]; тогда Х = 1; У = 0; [pic].
 Долговечность:
 [pic]
 [pic].
 Подшипник № 36211, d = 55 мм.
 [pic].
 [pic]
 [pic]; тогда Х = 1; У = 0; [pic].
 Долговечность:
 [pic]
 [pic].
 Все подшипники удовлетворяют условию долговечности.
 8. Проверочный расчет шпонок.
 Материал шпонок – сталь 45. Проверим шпонки под зубчатыми колесами и
шкивом на срез и смятие. [pic].
 Условия прочности:
 [pic]
 Шпонка под шкивом:
 [pic]
 Шпонка под колесом быстроходной ступени:
 [pic]
 Шпонка под колесом тихоходной ступени:
 [pic]
 Все шпонки удовлетворяют условию прочности на срез и смятие.
 9. Уточненный расчет валов.
 Материал валов – сталь 40Х улучшенная, [pic]. Определим коэффициенты
запаса прочности в опасных сечениях.
 Вал 1, Сечение 1
 Результирующий изгибающий момент:
 [pic]
 Моменты сопротивления сечения нетто:
 [pic]
 Амплитуда номинальных напряжений изгиба:
 [pic].
 Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
 [pic].
 По таблицам определим ряд коэффициентов: [pic].
 Определим коэффициенты запаса прочности:
 [pic]
 Общий коэффициент запаса прочности:
 [pic].
 Вал 1, Сечение 2
 Результирующий изгибающий момент:
 [pic]
 Моменты сопротивления сечения нетто:
 [pic]
 Амплитуда номинальных напряжений изгиба:
 [pic].
 Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
 [pic].
 По таблицам определим ряд коэффициентов: [pic].
 Определим коэффициенты запаса прочности:
 [pic]
 Общий коэффициент запаса прочности:
 [pic].
 Вал 2, Сечение 1
 Результирующий изгибающий момент:
 [pic]
 Моменты сопротивления сечения нетто:
 [pic]
 Амплитуда номинальных напряжений изгиба:
 [pic].
 Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
 [pic].
 По таблицам определим ряд коэффициентов: [pic].
 Определим коэффициенты запаса прочности:
 [pic]
 Общий коэффициент запаса прочности:
 [pic].
 Вал 2, Сечение 2
 Результирующий изгибающий момент:
 [pic]
 Моменты сопротивления сечения нетто:
 [pic]
 Амплитуда номинальных напряжений изгиба:
 [pic].
 Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
 [pic].
 По таблицам определим ряд коэффициентов: [pic].
 Определим коэффициенты запаса прочности:
 [pic]
 Общий коэффициент запаса прочности:
 [pic].
 Вал 3, Сечение 1
 Результирующий изгибающий момент:
 [pic]
 Моменты сопротивления сечения нетто:
 [pic]
 Амплитуда номинальных напряжений изгиба:
 [pic].
 Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
 [pic].
 По таблицам определим ряд коэффициентов: [pic].
 Определим коэффициенты запаса прочности:
 [pic]
 Общий коэффициент запаса прочности:
 [pic].
 10. Смазка зубчатых зацеплений и подшипников.
 Зацепления смазывают окунанием зубчатых колес в масло. Уровень масла
должен обеспечивать погружение колес на высоту зуба. Объем масляной ванны
равен 2,75 литра. Подшипники смазываются тем же маслом за счет
разбрызгивания. Используемое масло марки И-100А.
———————–
 (оценка)
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
