Легизм и конфуцианство. Их влияние на эволюцию древнекитайского права

Контрольная работа
По дисциплине: Историягосударства и права зарубежных стран
На тему: Легизм иконфуцианство. Их влияние на эволюцию древнекитайского права.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Основные положенияконфуцианства
3. Основные положения легизма
4. Основные этапы развитиядревнекитайского права
4.1     Право государств Шан и Чжоу
4.2     Право династии Чжоу и империи Цинь
4.3     Право ханьского государства
5. Заключение
6. Список использованнойлитературы

1. ВВЕДЕНИЕ
История государства и права Древнего Китая представляетособый интерес резким противостоянием двух идеологических направлений вгосударственности — конфуцианства и легизма. В столкновении конфуцианства илегизма вырисовывается кардинальной важности проблема государственности (однаиз первых и в наше время) — роль стихийного, традиционного и рассудочного(осознанно направляемого) в строительстве государства и права.[1]
В истории Древнего Китая в основном по имени царствующихдинастий выделяются: государство Шан (Инь) (XVIII — XII вв. до н.э.) — раннеегосударственное образование; государство Чжоу (XI — V вв. до н. э.) — первоначально централизованная монархия, в последний период которого единоегосударство рушится; наконец, историю Древнего Китая венчают Великие китайскиеимперии — Цинь (III — II вв. до н. э.) и Хань (II в. до н. э. — III в. н. э.).
В отличие от государства, древнекитайское право прошло всвоем развитии три этапа. Выделение данных этапов связано с различным пониманиемроли права в механизме социального регулирования, его соотношением с другимисоциальными нормами. Разное отношение к праву было сформулировано вконфуцианстве и легизме, которые стали государственными идеологиямидревнекитайского общества и определили его правосознание на разных этапахполитической истории.
В своей работе я рассмотрю основные положенияконфуцианства и легизма и влияние этих идеологий на трех этапах развитиядревнекитайского права.

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНФУЦИАНСТВА
Конфуцианство. Родоначальник учения, Конфуций (551-479гг. до н.э.), еще в детстве отличался любовью к церемониям. Окончив учение, онполучил должность чиновника и со временем «вырос» до поста министра в княжествеЛу. Славился умом, энергией, безупречной честностью. Путешествовал в поискахприменения своего таланта управленца, вернулся на Родину и последние годы жизнипосвятил созданию своей школы и собиранию классических книг. Его мысли изложеныв сборнике «Лунь Юй» («Беседы и высказывания»), составленном учениками философав V в. до н. э.
Анализ общества и государства у Конфуция моралистический,но предмет морализирования — не загробная жизнь, а разумное устройствогосударства. Основу учения составляет принцип добродетели: управляющие верхидолжны быть добродетельными. Основными категориями конфуцианства являются тесновзаимосвязанные понятия благородного мужа, человеколюбия, правил ритуала.
Управлять государством призваны благородные мужи, воглаве с государем — «сыном неба». Деление людей на «высших» и «низших» и выдвижениена государственную службу должно осуществляться не по признакам происхождения,а по их моральным качествам и знаниям. Благородный муж — образец нравственногосовершенства.
«Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде,которая занимает свое место в окружении созвездий» («Лунь Юй»).
Главная задача благородных мужей — воспитать в себе ираспространять повсеместно человеколюбие, отвечающее нравственным ценностямсемейно-клановых коллективов и патриархальных общин и включающее в себянесколько совокупностей обычных норм: «отец — сын», «дружба», «соседство»,«начальник — подчиненный», «муж — жена», «подданный — правитель» и др. Общийпринцип взаимоотношений между людьми — взаимность. На вопрос: «Можно ли всюжизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе» («Лунь Юй»).Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были служить фундаментомсистемы управления, основанной на традициях и негативно воспринимающей закон.
Перестройку управления предлагалось начать с такназываемого исправления имен, т.е. с восстановления истинного смысласуществующих титулов и вытекающих из соответствующих им обязанностей.«Благородный муж проявляет осторожность по отношению к тому, чего не знает.Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться. Еслидела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал имузыка не процветают, наказания не применяются надлежащим образом. Еслинаказания не применяются надлежащим образом, народ не знает как себя вести.Поэтому благородный муж, давая имена, должен произносить их правильно, а то,что произносит, правильно осуществлять. В словах благородного мужа не должнобыть ничего неправильного» («Лунь Юй»).
Государь обязан относиться к подданным, как к детям:защищать их, заботиться о достатке продовольствия в стране. Воспитаниеподданных — важнейшее государственное дело, осуществляемое силой личногопримера. Народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям,беспрекословно им повиноваться.
Распоряжения о карательных походах должен отдаватьлюбящий свой народ государь, а не правители уделов.
Все это конкретизировалось в учении о правилах ритуалакак нормативной системе государства, не воспринимающей законы в качествеглавных регуляторов. Главное — это сохранение традиционных религиозно-моральныхметодов воздействия на подданных. Конфуцианские правила поведения (более 3-хтысяч) включали выполнение ритуальных и культовых обрядов, моральныенаставления, традиции, обычаи.
«Почтительность без ритуала приводит к суетливости;осторожность без ритуала приводит к боязни; смелость без ритуала приводит ксмутам; прямота без ритуала приводит к грубости» («Лунь Юй»). Ритуалрассматривается как стержень воспитательного процесса, какнормативно-процессуальная основа взаимоотношений.
Идеализируя отношения патриархального быта и создаваяобраз идеального человека, Конфуций возвеличивал обычаи старины, отношениясолидарности сородичей, проповедовал уважительное отношение к старшим,повиновение которым считал безусловным. Государство он уподоблял большой семье,отношения правителя и народа должны строиться, как между отцом и детьми. Высшейцелью управления Конфуций считал интересы народа, в государственном управленииследовало исходить из этических принципов, управление должно быть гуманным.Гуманными должны быть не только цели и идеалы, но и средства. Иначе народпроклянет эти цели и идеалы. «Древние государи сдерживали народсправедливостью, связывали его управлением, поступали с ним правильно,поддерживали человечность… Кроме того, они поучали народ быть преданным,учили выполнять свой долг.
В соответствии с этико-политической доктриной Конфуцияусловием всемирного порядка являются гармония и счастье людей, предполагающиегармонию человека с природой и во взаимоотношениях с людьми, которые должныосновываться на морали и таких этических понятиях, как взаимность, золотаясередина, человеколюбие. Средством поддержания справедливого порядка у Конфуцияявляется не закон, а соблюдение традиций, моральных норм (ли), закрепляющихнекий образ идеального поведения, основанного на соблюдении «меры» во всем,что, в свою очередь, должно побуждать человека к уступкам, компромиссам.Согласно Конфуцию, строгое соблюдение требований ли, закрепленных в скрупулезноразработанном ритуале, обусловливает вспомогательную роль права и закона (фа):«Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощинаказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытыватьстыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживатьпорядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится»[2].
Конфуций стремился восстановить сложившиеся векамиправила, определявшие каждый шаг китайца. Это — своего рода естественное право,освященное многовековой традицией. Помимо «Лунь Юй», идеи конфуцианствавоплотились в трактатах «Мэн-цзы» (III в. до н. э.), «Ли цзы» («Записки оритуалах») (IV в. до н. э.).
Отражая некоторые глубинные свойства характера китайскогонарода, и подменяя собой религиозные верования, оно стало формировать идеи,убеждения, внешнюю манеру поведения людей (»образ мышления и стильжизни”), а значительно позже (в империи Хань) превратилось в главныйрегулятор жизненных отношений и основной принцип идеологии государственности.
Процесс превращения конфуцианства в официальную доктринуцентрализованной китайской империи занял немалое время. Сначала необходимо былодетально разработать учение, добиться его распространения, в стране, что и былос успехом исполнено последователями Конфуция. Философ любил говорить, что он несоздает, а только передает потомкам забытые традиции великих древних мудрецов.Действительно, многое из того, чему учил Конфуций, было уже в зародыше ранее.Однако нет необходимости доказывать, сколь важное значение имеет вовремясделанный акцент. В этом смысле проделанную Конфуцием огромную работу потрансформации древних институтов и традиций, приспособлению их к условиямразвитого общества нельзя не считать оригинальной и творческой.
Конфуцианцы, многие из которых посвятили свою жизньпрофессии учителя, уделяли массу времени и сил обработке и интерпретации техдревних сочинений, которые использовались ими в процессе обучения. Основнаятенденция отбора сводилась к тому, чтобы сохранить все наиболее важное ивсячески усилить в нем назидательный акцент. Так, были отредактированы книгапесен Шицзин, книга исторических преданий Шуцзин, летопись Чуньцю, которыевключали в себя почти все из сохранившихся сведений о наиболее древних и потомуособо почитавшихся страницах китайской истории. Именно из этих конфуцианскихкниг китайцы последующих поколений узнавали о древности; само чтение и изучениеих способствовали усвоению основ конфуцианства.
Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало ито, что это учение базировалось на слегка измененных древних традициях, напривычных нормах этики и культа. Аппелируя к самым тонким и отзывчивым струнамдуши китайца, конфуцианцы завоевывали его доверие тем, что выступали за милыйего сердцу консервативный традиционализм, за возврат к «доброму старомувремени», когда и налогов было меньше, и люди жили лучше, и чиновники былисправедливее, и правили мудрее.

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕГИЗМА
Основатель легизма Шан Ян (390—338 гг. до н. э.),правитель области Шан, инициатор знаменитых реформ, узаконивших в странечастную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли втрактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Его единомышленники —легисты (законники) Гуань Чжун, Хань Фэй отражали интересы имущественной ичиновничьей знати. Легисты резко выступали против конфуцианцев и моистов(«конфуцианцы культурой подрывают законы»). Основные положения легизма:
1.«По своей природе народ ненавидит труд, любя покой; припоследнем наступает запустение, а при запустении — неустройство» (Хань Фэй).«Необходимо ликвидировать распущенность, установить «четкие представления» онаказаниях, наградах, наставлениях» (Шан Ян).
2.Конфуцианское человеколюбие нежизнеспособно как принципуправления. «Проливать слезы и не желать прибегать к наказаниям — эточеловеколюбие; однако нельзя не прибегать к наказанию — таков закон. Древниеправители выше всего ставили закон, а не человеколюбие» (Хань Фэй). Шан Янотносил к чрезвычайно вредным установлениям («паразитам») конфуцианскиеинституты: правила ли (ритуал), музыку, почитание старых порядков, добродетель,честность, бескорыстие, человеколюбие, сыновнюю почтительность, братский долг,справедливость. Хань Фэй приводит примеры вредности таких конфуцианскихустановлений. Вот один из них. В одной из провинций отец украл барана, а сындонес на него властям. Правитель, действуя по-конфуциански, приказал казнитьсына, поскольку он, поступая правильно по отношению к государю, изменил отцу.
Один человек три раза проявил трусость на войне, убегаяот врага. Он объяснил это тем, что у него старый отец, и если сын погибнет, тонекому будет содержать отца. Так сын, почтительный к отцу, может оказатьсяподданным, изменившим своему государю.
3.Введение законов с жесткими нормами, обязательными длявсех и обеспеченными наказанием. «Принцип закона состоит в том, что уложения иуказы издаются государственными учреждениями, а народ в своем сердце крепкопомнит о наказаниях, награды раздаются тем, кто остерегается закона, карыпадают на тех, кто нарушает указы». Эти нормы называются законом (фа) в отличиеот обычных норм ритуала. «Когда правитель разумен, у него есть закон, благодаряэтому он сможет направлять людей к принесению всех своих сил, согласно закону,и самопожертвованию на местах служения» (Хань Фэй).
4.Унификация норм. «Совершенно мудрый, управляягосударством, устанавливает единые правила наград, единые правила наказаний,единые правила наставлений. Если установить единые правила наград, то армия небудет иметь себе равных; если установить единые правила наказаний, то приказыбудут выполняться; если установить единые правила наставлений, то низшие будутподчиняться высшим» (Шан Ян). Один экземпляр законов и предписаний долженхраниться во дворце государя в запретном здании, опечатанном печатью. Он долженслужить для унификации и уяснения смысла закона и предписания высшимичиновниками-законниками, которые разъясняют его народу и чиновникам.
5.Строгая система наказаний. «Коль наказания мягки,невозможно искоренить преступность», «в образцово управляемом государстве многонаказаний и мало наград» (Шан Ян). Необходима борьба противчастнособственнических тенденций, приводящих к накоплению богатств у подданных,а не в казне («законы устанавливаются для управления частного: когда законыдействуют, частным интересам нет места; частное вносит смуту в закон» — ХаньФэй), а также существует система доносов и даже круговая порука. Необходимо учредитьсистему взаимной ответственности, чтобы собирать сведения о происходящем(«десятки» и «пятерки», которые подвергаются совместным награждениям и (или)наказаниям).
6.Укрепление войска, чиновничьего и карательного аппаратана основе строгой ответственности государственных служащих и почтения кгосударству. Жесткость законов должна проявляться и по отношению к чиновникам,независимо от занимаемой должности («ранги знатности не спасают от наказаний нипреданного сановника, ни примерного сына» — Шан Ян). Если чиновник не соблюдалзаконы, то могли пострадать три категории его родственников. Поощрялись доносына чиновников. Доносивший должен был, по Шан Яну, наследовать должность, рангзнатности, поля и жалованье опального чиновника. Государство превращалось всамодовлеющий институт, в смысл и цель существования общества. Это былатеоретическая схема восточной деспотии, но лишенной инертности, активно себязащищающей.
Тем временем конфуцианство под влиянием изменяющихсяобстоятельств избавлялось от бескомпромиссного отрицания законов и наказаний.Сюнь-цзы (313-238 гг. до н. э.) — последний крупный конфуцианец, писал, чтовласть и собственность должны принадлежать государству. Отсутствие сословийуравнивало всех перед государством. Главным становилось деление на тех, ктоправит, и тех, кем управляют.

4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕКИТАЙСКОГО ПРАВА
4.1 ПРАВО ГОСУДАРСТВ ШАН И ЧЖОУ
Первый этап — право государства Шан и государства Чжоу. Образованиегосударства в долине реки Хуанхэ относится ко II тыс. до н. э. В этот период вкачестве социальных регуляторов выступали традиции, этические нормы (ли) иправила ритуала. На смену раннему государственному образованию Шан (Инь)приходит возникшее в результате завоевания (племенем Чжоу) государство Чжоу.Тогда, в ранний период истории Китая, существовали формы коллективногоземлевладения по системе цзинь тянь, согласно которой каждые 8 участковпередавались в пользование отдельным семьям, а 9-й (общественное поле)обрабатывался сообща и урожай с него поступал в распоряжение государства. Всоциальной структуре общества выделялась наследственная аристократия,занимавшая привилегированное положение. Труд рабов имел ограниченноеприменение, по большей части рабы принадлежали государству. В то время правоеще не отделилось от обычаев, простых норм нравственности.
В построении государства четко обнаруживаются чертывосточной деспотии. Правитель (ван) почитался «сыном Неба» ипризнавался верховным собственником Поднебесной. Однако обыкновение верховнойвласти передавать управление завоеванными землями в наследственное владениетитулованной знати приводит к раздробленности прежде единого государства. ВКитае наступает период «многих царств», затем «борющихсяцарств». Тогда прежде верные вассалы вана становятся удельными князьями,обладающими фактически полной независимостью, власть же вана ограничиваетсяпределами его владения — домена. (Такое положение очень напоминало периодфеодальной раздробленности в средневековой Европе.) V — III вв. до н. э. вистории Китая можно считать переломным временем. Тогда в стране происходилоразложение общинных отношений.
Все более частыми становились сделки с землей, общинноеземлевладение разлагалось. Происходило ускоренное развитие товарно-денежныхотношений. Многие города превращались в ремесленные центры. Наблюдалось резкоеимущественное расслоение населения. Упрочивается частная собственность на землюи рабов. Значительную экономическую силу приобретают купцы и ростовщики.Одновременно растет их политическое влияние. Рождается порядок продажидолжностей. Наследственная аристократия оттесняется «выскочками изнизов».
Утверждение новых экономических и политических силпроисходило на фоне разрушения патриархальных порядков при всеобщем ожесточениии междоусобных войнах. Моральные принципы отбрасывались, на смену им пришлипредательство, продажность, коварство, убийства, подкупы, шантаж. В этихусловиях как реакция на неустроенность и смуту в обществе рождается учениеКонфуция.
4.2 ПРАВО ДИНАСТИИ ЧЖОУ И ИМПЕРИИ ЦИНЬ
Второй этап — древнекитайское право периода династии Чжоуи империи Цинь. В VI в. до н.э. с появлением конфуцианства, которое сталоидейной основой политической и правовой системы Древнего Китая, сложилсямеханизм социального регулирования. В условиях эпохи Чжаньго (V — III вв. дон.э.), когда в Китае ожесточенно соперничали различные философские школы,конфуцианство по своему значению и влиянию стояло на первом месте. Но, несмотряна это, предлагавшиеся конфуцианцами методы управления страной тогда неполучили признания. Этому помещали соперники конфуцианцев — легисты.
Учение законников-легистов резко отличалось отконфуцианского. В основе легистской доктрины лежал безусловный примат нестолько даже просто писаного закона, сколько приказа начальства, официальносанкционированного регламента, сила и авторитет которого должны держаться напалочной дисциплине и жестоких наказаниях. Согласно легистским канонам,разрабатывают законы мудрецы-реформаторы, издает их государь, а осуществляют напрактике специально отобранные чиновники и министры, опирающиеся на мощныйадминистративно-бюрократической аппарат. Почтение к закону и администрацииобеспечивается специальной системой круговой поруки, которая, в свою очередь,держится ни практике суровых наказаний даже за мелкие проступки. Наказания уравновешиваютсяпоощрением за лояльность в виде присвоения очередного ранга; повышающегосоциальный статус его обладателя. В учении легистов; практически неапеллировавших даже к Небу, рационализм был доведен до своей крайней формы,порой переходившей в откровенный цинизм, что можно легко проследить на примередеятельности ряда легистов-реформаторов в различных царствах чжоуского Китая вVII — IV вв. до н.э.
Однако не рационализм или отношение к Небу было основнымв противостоянии легизма конфуцианству. Гораздо важнее было то, чтоконфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, тогда каклегизм выше всего ставил административный регламент, державшийся на строгихнаказаниях и требовавший абсолютного повиновения сознательно оглупленногонарода. Конфуцианство ориентировалось на прошлое, а легизм бросал этомупрошлому открытый вызов, предлагая в качестве альтернативы крайние формыавторитарной деспотии.
Этот период также характеризуется существеннымвозрастанием роли права среди социальных норм и обоснованием легистами тезиса отом, что управление народом должно опираться на законы и суровые наказания.Идеи легизма были изложены основателем школы «законников» (фацзя) Шан Яном,который подчеркивал, что истинная добродетель «ведет свое происхождение отнаказания». Он отстаивал абсолютную власть правителя, который приведет к такойдобродетели с помощью строго установленного закона, «путем смертных казней ипримирения справедливости с насилием». Легизм и конфуцианство выражалипротивоположное понимание природы человека, отношений народа и правителя, целейи задач государства. По Конфуцию, народ — нравственная личность; напротив,легисты считали, что человек озабочен лишь тем, чтобы доставить себеудовольствие и избежать страданий. Легизм, порывая с традициями и обычаямистарины, представлял собой сугубо рационалистическое ивульгарно-рационалистическое учение, требовавшее активного преобразованияобщественных отношений. Ослабление народа считалось главной задачей правителя.Сила государства в слабости народа. Если в конфуцианском учении правительуподоблялся отцу в семье, то согласно легизму, народ — это сырой материал, аправитель — мастер, который, измеряя и обрабатывая свой материал, отсекает вселишнее, создает прекрасную вещь. Правитель должен быть свободен от совести,моральных норм и руководствоваться только целесообразностью. Решающее значениев государственном управлении отводилось закону, исполнительности чиновников инаказанию. Суровое наказание считалось лучшим средством управления. («Подражаниедревним состоит в управлении при помощи добродетели, подражание современным —во введении законов, в которых наказание на первом месте». «Еслинаказания преобладают, народ спокоен, но если изобилуют награды, то рождаетсямерзость».)[3]
В легизме нашла отражение особая государственная идея — рационалистическое утверждение сильной государственной власти со всесилиемзакона и равенством всех перед законом; утверждалось, что государственнаявласть должна быть требовательной к людям и направлять их поступки регулирующейролью закона и наказания. («Люди по всей сути стремятся к порядку, однакодействия их порождают беспорядок; потому там, где сурово карают за мелкиепроступки, они исчезают, а тяжким просто неоткуда взяться».) В Китае пригосподстве легистского учения, как и в других обществах на ранних ступеняхразвития, роль наказания в управлении преувеличивалась, а в легизме наказаниюпридавалось еще большее значение ввиду острой необходимости преодоления смутыпериода «борющихся царств». Но легизм не учитывал глубинные свойствахарактера китайского народа, его «образ мышления и стиль жизни»,сложившиеся в течение длительного предшествующего времени, и потому оказалсянедолговечным.
Наиболее последовательно легистские реформы былипроведены министром Шан Яном в окраинном западном царстве Цинь, которое послеэтих реформ, покончивших с пережитками патриархально-кланового прошлого, сталобыстро усиливаться. Усиление Цинь привело в конце III в. до н.э. к захватуправителем этого царства всей территории чжоуского Китая и провозглашению имновой династии — Цинь. Основатель династии император Цинь Шихуанди (259-210 гг.до н.э.) распространил на весь Китай ту схему администрации, которая была выработанаШан Яном.
При утверждении и господстве легизма осуществлялисьмероприятия, направленные на разложение общинных отношений, укрепление частнойсобственности на землю и ослабление позиций родовой знати. Так, реформами ШанЯна предусматривалось принудительное дробление крупных семейных объединений,составлявших основу, общинных отношений. В частности, устанавливались наказаниядля тех, кто имел в семье более двух взрослых сыновей, продолжавших жить подкрышей своего отца. Одновременно ликвидировались привилегии представителейнаследственной знати. Запрещалась неровная месть. Важную часть реформсоставляло разрешение свободной купли-продажи земли.
Выражением предельной централизации государственнойвласти стала всеобъемлющая регламентация законом общественной и личной жизниподданных. Осуществлялась систематизация и кодификация законодательства.Соблюдение законов поддерживалось строжайшими наказаниями (четвертование,разрубание пополам, обезглавливание, удушение, закапывание живьем, варка вкотле, пробивание темени и т. п.).
Радикальным преобразованием подвергалась и вся система,государственного управления.
При Цинь Шихуанди: конфуцианство было запрещено, древниекниги сожжены, сепаратизм мест подавлен и Китай предстает перед нами единымцентрализованным государством. Правление Цинь Шихуанди составило целую эпоху вистории Китая. При нем создается мощный, сложный, строго централизованныйгосударственный аппарат с большим числом чиновников, связанных беспрекословнымподчинением и автоматическим послушанием. Основы построения государственногоаппарата Циньской империи сохранялись многие века в последующей историиДревнего и Средневекового Китая.
Грубые методы легизма для правителей были болееприемлемыми и эффективными, ибо они позволяли тверже держать в рукахцентрализованный контроль над частным собственником, что имело огромноезначение для усиления царств и успехов в их ожесточенной борьбе за объединениеКитая. Придя к власти, легисты претворяли в жизнь свои правовые воззрения. Спомощью насилия и наказания они стремились вытравить из массового сознанияконфуцианские догматы, преследовали их поборников и носителей, уничтожаликонфуцианские книги и пр. Согласно легенде, циньский император Шихуанди в 213г. до н.э. приказал сжечь все конфуцианские книги и предал казни 400ученых-конфуцианцев.
С династией Цинь был скомпрометирован и пал легизм.Проверка на практике его идей оказалась достаточной, чтобы выявить егонесостоятельность для Китая того времени. Откровенно тоталитарная доктриналегистов с ее презрением к людям во имя процветания государства оказаласьнежизнеспособной; легизм потерпел поражение.
4.3 ПРАВО ХАНЬСКОГО ГОСУДАРСТВА
Третий этап — право ханьского государства (III в. до н.э.- III в. н.э), основанное на синтезе положений легизма и конфуцианства придоминирующей роли конфуцианства. Государственной идеологией Ханьской империистало ортодоксальное конфуцианство. Оно было более приспособлено для решениязадачи укрепления деспотической власти правителя, обосновывая неизменностьсуществующего социального и политического порядка. Основным постулатомортодоксального конфуцианства является идея Конфуция об обусловленности исправедливости неравенства людей, их социальных, сословных, ранговых различий,а также различий в зависимости от места в семье, пола, возраста. Незыблемостиэтих различий должна была служить тщательная регламентация поведения людей вобществе, семье с помощью жестких моральных норм (ли), официально признанногоритуала. Однако ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, строгихнаказаний, предполагая взаимодействие строгости и снисхождения, морали и права.Мораль задавала общепринятый стандарт поведения в обществе, а право с помощьюнаказания запрещало отклонятся от него. Отныне нормы добродетельного поведениядолжны были насаждаться силой закона (фа), который предусматривал в случае ихнеисполнения применение жестоких санкций. Механизм регулирования основывался наформулах: 1) там где недостает ли, следует применять фа; 2) то, что наказуемопо фа не может быть дозволено по ли; 3) то, что позволено по ли, не может бытьнаказуемо по фа.[4]

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку легизм содействовал насаждению жестокости и современем скомпрометировал себя, императоры вновь обратились к авторитетуконфуцианства, выдвинув его на первый план и превратив в официальную идеологию.Но это был синтез конфуцианства с легизмом, попытка использовать авторитеттрадиций для укрепления нового государства.[5]
После постепенного видоизменения конфуцианство воспринялоэлементы легизма и использовалось как идеологическое оправдание восточнойдеспотии в ее китайском варианте.
Синтез конфуцианства и легизма оказался не столь ужсложным делом. Во-первых, несмотря на многие различия, легизм и конфуцианствоимели немало общего: сторонники обеих доктрин мыслили рационалистически, длятех и других государь был высшей инстанцией, министры и чиновники – егоосновными помощниками в управлении, а народ — невежественной массой, которойследовало руководить должным образом для ее же блага. Во-вторых, синтез этот былнеобходим: введенные легизмом методы и институты (централизация администрации ифиска, суд, аппарат власти и т.п.), без которых нельзя было управлять империей,в интересах той же империи следовало сочетать с уважением к традициям ипатриархально-клановым связям. Это и было сделано, причем наибольший вклад восуществление синтеза внес ханьский император Уди (140-87 гг. до н.э.),министр-реформатор которого Дун Чжун-шу сильно видоизменил характерпервоначального конфуцианства и превратил его в официальную государственнуюидеологию.
Модернизированное конфуцианство заняло господствующееположение при императоре Уди и затем, до 1949 г., оставалось официальнойидеологией. Оно было возрождено с началом реформ Дэн Сяопина в конце 70-90-хгг. и интегрировано в официальную идеологию Коммунистической партии Китая.

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4.1     Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. НОРМА. М.2002.
4.2     Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений:Учебное пособие — М. 2002.
4.3     Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран. ЮНИТИ-ДАНА. М.2005.
4.4     Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. М.1999.
4.5     Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник./Ответственный ред. – А.Я. Сухарев. М. 2001.