Лекции по педагогике

–PAGE_BREAK–
25. Физическое воспитание школьников.

К основным задачам воспитания физической культуры (ФК) относят:

1.Содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности и закаливание охраны здоровья.

2.Развитие основных двигательных качеств (способность человека к разносторонней двигательной активности обеспечивается гармоничным развитием всех физических качеств: силы, выносливости, быстроты).

3.Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.

Двигательная активность успешна тогда, когда человек владеет соответствующими ЗУН. Опираясь на них ученик может управлять своими действиями в различных условиях (ситуациях). Двигательные умения формируются в процессе выполнения соответствующих движений: естественный (ходьба, бег, прыжки) и не имеющих аналогов в природе (занятия на тренажерах, снарядах).

4.Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях ФК.

В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных занятий при «+» отношении к ним. Интерес и удовольствие, получаемое при занятиях постепенно переходит в привычку, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся долгие годы.

5.Приобритение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, ФК и спорта.

Школьники должны получить четкие представления о режиме, личной гигиене, о значении ФК в укреплении здоровья, поддержании работоспособности, о вреде курения, алкоголизма, наркомании и т.д.

Для решения обозначенных задач используются различные средства воспитания ФК:

1.Физические упражнения (ФУ) – это двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания. Виды: игра, туризм, спорт, гимнастика (избирательное воздействие на организм или его отдельные системы и функции, виды: основная, гигиеническая, спортивная, художественная, производственная, лечебная).

В школе на уроках ФК преимущественно занимаются основной гимнастикой: построение, обще развивающие упражнения с предметами и без них, лазание и перелазание, упражнения на равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, элементарные акробатические упражнения.

Игра развивает физические силы ребенка, удовлетворяя естественную тягу школьников к двигательной активности. Обеспечивают коллективные переживания, формирование чувства «локтя», победы, радости, укрепляют дружеские отношения. В начальной школе преобладают подвижные игры, в основной и старшей школе – спортивные игры.

Туризм. К нему относят прогулки, экскурсии, поход, путешествия, организуемые для ознакомления школьников с родным краем, его природными, историческими и иными достопримечательностями. Туристические мероприятия закаляют, формируют выносливость, прикладные навыки, опыт коллективной жизнедеятельности, руководству и учению.

Туристические походы:

1.пешие, лыжные, водные, велосипедные;

2.летние, зимние, осенние, весенние.

В отличие от предыдущих видов ФК спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах ФУ. Для выявления лучших результатов и определения победителей в школах регулярно проводятся спортивные соревнования. Соревнования среди младших школьников – упражнения в объеме учебной программы; среди старших школьников – по программам отдельных видов спорта.

2.Естественные силы природы: солнце, воздух, море.

В комплексе с упражнениями они значительно усиливают оздоровительное воздействие на учащихся.

ФВ и развитие предполагают обеспечение гигиенического режима занятия, рационального режима учебного труда, отдыха, питания, сна. Важно также и соблюдение санитарно-гигиенических норм, строительство и содержание жилья и других зданий и помещений.

26. Понятие о методе воспитания. Методы формирования сознания лич­ности, взглядов, убеждений.

В динамическом педагогическом процессе учителю приходится решать множество разнообразных задач воспитания. Все они являются задачами социального управления, так как направлены на гармоничное развитие личности, поэтому эффективность решения задач воспитания зависит от того, на сколько грамотно учитель спрогнозирует конечный результат воспитания, продумает путь его достижения и подберет необходимые методы воспитания (МВ).

МВ – это 1.способ профессионального воздействия учителя на ученика с целью решения воспитательных задач; 2.научно-обоснованный способ педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимуляция деятельности и самовоспитания.

Отражая двуединый характер педагогического процесса МВ служат механизмами, которые обеспечивают взаимодействия его субъекта. Это в/действие строится не на равных началах, а в условиях направляющей роли учителя.

Отличительные признаки МВ:

1.Каждый МВ – это особым образом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение конкретных задач.

2.Метод обусловлен объективными социальными и природными свойствами человека, его психики.

3.Методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его возможностями в решении определенного круга задач.

4.Оказывая влияние на формирование личности в целом, МВ доминирует в развитии, изменении, устранении лишь определенных качеств.

МВ включают определенных набор методических приемов. По отношению к методам прием не имеет самостоятельной педагогической задачи. Одни и те же приемы могут входить в структуру разных методов и, наоборот, один и тот же метод может реализовываться через разные приемы.

МВ и приемы взаимосвязаны и могут переходить друг к другу. Например: беседа является самостоятельным методом формирования сознания, взглядов, убеждений, но может быть приемом в реализации метода приучения.

В единстве с методами и приемами воспитания применяются средства воспитания: различные виды деятельности (игровая, учебная и т.д.); предметы, произведения материальной и духовной культуры.

В процессе решения задач воспитания используются разнообразные методы, что требуют знания их классификации. МВ:

1.Методы формирования сознания (рассказ, объяснения, разъяснения).

2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, поручения и т.д.).

3.Методы стимулирования (наказание, поощрение, соревнования).

4.Методы контроля, самоконтроля и са­мооценки в воспитании.

5.Методы самовоспитания.

Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.

Важную роль в выборе МВ играют, адекватно их специфики, виды влияния, которые являются механизмом воздействия учителя на ученика.

Влияние – это форма осуществления функций учителя, его деятельность в едином процессе социального воздействия, приводящая к изменению каких-либо индивидуальных особенностей учащихся, их поведения, сознания.

Виды влияния:

1.направленное – воздействие учителя на определенных детей или конкретные качества, поступки:

а) прямое – непосредственное проявление учителем совей позиции и связанных с ней требований к учащемуся.

б) косвенное – воздействие, направленное не на объект влияния, а на окружающую его среду.

2.ненаправленное – воздействие не нацелено на определенный объект.

Виды влияния:

1.индивидуально-специфическое – воздействие учителя, выражающееся в передаче учащимся еще не освоенных ими образцов поведения, в которых выражаются его индивидуально-психологические качества.

2.функционально-ролевые – воздействие учителя во взаимодействии с учащимся, выражающееся в выполнении присущих учителю функций через ролевые способы поведения, раскрывающая те или иные социальные ценности, поступки, качества и т.д.

Названные виды влияния реализуются с помощью определенных способов влияния (механизмов воздействия в воспитании).

Способы влияния:

1.Убеждение– это логически аргументированное воздействие учителя на рациональную сферу сознания учащегося. Цель: создание, усиление, изменение взглядов, мнений, оценок и т.д. у учащегося с тем, чтобы он принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности. Убеждение всегда включает в себя определенную систему доводов, аргументов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания. Особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия зависит от степени заинтересованности в этом ученика.

2.Внушение– это механизм воздействия учителя на сознание ученика, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого, при отсутствии целенаправленного, активного его понимания. Направлено на снятие своеобразных барьеров на пути к новым сведениям, способов, действий, аргументация заменяется констатацией внушаемого. Особенность заключается в его направленности не на логику и разум, а на готовность ученика получить инструкцию, распоряжение, указание.

3.Заражение– это общественно психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность учащихся эмоциональному воздействию учителя в условиях непосредственного общения с ним. Осуществляется через передачу психологического настроя. Эффект заразительности определяется не только силой эмоционального заряда, но и самим фактов межличностного взаимодействия.

4.Подражание – это способ усвоение традиций общества, механизм сознательного или бессознательного усвоения учениками опыта учителя (манеры, стиль поведения, привычки и т.д.). Подражание это следование примеру или образцу, который проявляется в повторении одним человеком поступков других людей, копировании их отдельных черт.

Возрастные особенности подражания: от рождения и до поступления в школу объектами подражания выступают взрослые, глядя на которых ребенок учится действовать в мире предметов.

1–3 года – ребенок  воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых.

Дошкольный возраст – подражание поступкам взрослых, включая сложную внутреннюю переработку полученных образцов.

Младший школьный возраст – копирует и принимает личностные качества взрослого.

Подростковый возраст – подражание взрослым постепенно сменяется взаимоподражанием.

Юность – основную роль в выборе объекта подражания начинают играть ценности, убеждения, взгляды.

Методы формирования сознания, взглядов, убеждений личности.

1. Рассказ– это последовательное изложение преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме. Требования: лаконичность, четкость, последовательность и доказательность изложения, образность, эмоциональность, учет возрастных особенностей, не продолжительность.

Воздействуя на чувства, рассказ помогает понять смысл норм поведения, ценностных установок.

Задачи:

1.Вызвать «+» нравственные чувства или негодование по поводу «-» поступков героев.

2.Раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения.

3.Предъявлять образ нравственного поведения и вызвать стремление следовать ему.

2. Объяснение– это доказательное изложение, основанное на использовании логически выстроенных умозаключений, устанавливающих истинность суждений.

3. Беседа– это вопросно-ответный метод адекватного взаимодействия учителя и учащегося.

Беседу можно определить как совокупность вопросов, последовательно предъявляемых школьникам. Виды вопросов: основные, дополнительные, наводящие и уточняющие.

В зависимости от логики развертывания мыслительных процессов беседа может быть индуктивной или дедуктивной. По форме организации беседа может быть индивидуальной, парной, фронтальной.

В решении воспитательных задач беседа призвана привлечь учащихся к оценке событий, явлений, формулировке адекватного отношения к ним. Эффект воспитывающего воздействия беседы выше, если она опирается на личный опыт ученика, факты, раскрывающие те или иные стороны действительности.

Структура воспитательной беседы:

1.Начало (обоснование темы беседы).

2.Основной этап (собственно беседа).

3.Окончание (подведение итогов, обобщение всех высказанных мнений, формулировка наиболее рациональной точки зрения, построение программы дальнейших действий).

4. Дискуссия– это познавательный спор, полемика, направленная на поиск истины обсуждаемой проблемы. В дискуссии ведущая роль принадлежит учителю, но это не означает, что его мнение является единственно верным.

5. Диспуткак МВ не требует определенных и окончательных решений. И диспут, и дискуссия основаны на закономерности, утверждающей, что знания добытые в ходе столкновения мнений отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут соответствует возрастным особенностям старшеклассников. Он позволяет анализировать чужую и высказывать свою точку зрения, отстаивать свои взгляды, убеждения. Формирует умение признавать справедливость чужой позиции.

6. Пример– это целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников. Системы «+» примеров, призваны служить образцом для подражания, основой формирования идеалов, стимулом и средством самовоспитания. Воспитательное значение примера определяется его общественной ценностью. В нем закреплен социальный опыт, результаты деятельности, поведения людей. «+» пример как конкретное историческое явление перерастает в само воздействие за счет усвоения школьником нравственно-эстетической привлекательности, идеала, образца.

Среди учеников можно встретить «-» отношение к подражанию «+» примерам. Часто оно основано на обыденном понимании подражания как механического копирования внешних сторон поведения других людей. Поэтому призыв к подражанию может восприниматься ими как принижение их самостоятельности и индивидуальности.

Действие примера: стабильно длительное/сиюминутное.

По типу воздействия примеры делятся на:

1.непосредственного влияния (личный пример представителя ближайшего окружения)

2.опосредованного влияния (примеры из жизни, литературы, истории)

Условия эффективности метода примера:

1.Обеспечение высокой личной примерности воспитателя.

2.Общественная ценность примера.

3.Реальность достижения целей.

4.Пропаганда принципов жизни своей группы, близость или совпадение с интересами испытуемых.

5.Яркость, эмоциональность, заразительность примера.

6.Сочетание примера с другими МВ.

7. Убеждение.Является незаменимым в формировании мировоззрения, гражданских и политических качеств, убеждений. Метод оперирует к уму, логике, опыту, чувствам человека, обеспечивает добровольное принятие им тех или иных идей, их внутреннее осмысление и перевод в мотивы деятельности. Предполагает оперирование системой объективной информации, разъяснения, доказательности, логическое обоснование, выводы. Большой убедительной силой обладают факты, цифровые данные, диаграммы и т.д.

Пути убеждения: словом; делом.

Средства убеждения: логические выводы; примеры; цифровые данные; факты.

Формы убеждения: поступки; текущие события общественной жизни.

27. Понятие о методе воспитания. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

В динамическом педагогическом процессе учителю приходится решать множество разнообразных задач воспитания. Все они являются задачами социального управления, так как направлены на гармоничное развитие личности, поэтому эффективность решения задач воспитания зависит от того, на сколько грамотно учитель спрогнозирует конечный результат воспитания, продумает путь его достижения и подберет необходимые методы воспитания (МВ).

МВ – это 1.способ профессионального воздействия учителя на ученика с целью решения воспитательных задач; 2.научно-обоснованный способ педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимуляция деятельности и самовоспитания.

Отражая двуединый характер педагогического процесса МВ служат механизмами, которые обеспечивают взаимодействия его субъекта. Это в/действие строится не на равных началах, а в условиях направляющей роли учителя.

Отличительные признаки МВ:

1.Каждый МВ – это особым образом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение конкретных задач.

2.Метод обусловлен объективными социальными и природными свойствами человека, его психики.

3.Методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его возможностями в решении определенного круга задач.

4.Оказывая влияние на формирование личности в целом, МВ доминирует в развитии, изменении, устранении лишь определенных качеств.

МВ включают определенных набор методических приемов. По отношению к методам прием не имеет самостоятельной педагогической задачи. Одни и те же приемы могут входить в структуру разных методов и, наоборот, один и тот же метод может реализовываться через разные приемы.

МВ и приемы взаимосвязаны и могут переходить друг к другу. Например: беседа является самостоятельным методом формирования сознания, взглядов, убеждений, но может быть приемом в реализации метода приучения.

В единстве с методами и приемами воспитания применяются средства воспитания: различные виды деятельности (игровая, учебная и т.д.); предметы, произведения материальной и духовной культуры.

В процессе решения задач воспитания используются разнообразные методы, что требуют знания их классификации. МВ:

1.Методы формирования сознания (рассказ, объяснения, разъяснения).

2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, поручения и т.д.).

3.Методы стимулирования (наказание, поощрение, соревнования).

4.Методы контроля, самоконтроля и са­мооценки в воспитании.

5.Методы самовоспитания.

Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.

Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.

Важную роль в выборе МВ играют, адекватно их специфики, виды влияния, которые являются механизмом воздействия учителя на ученика.

Влияние – это форма осуществления функций учителя, его деятельность в едином процессе социального воздействия, приводящая к изменению каких-либо индивидуальных особенностей учащихся, их поведения, сознания.

Виды влияния:

1.направленное – воздействие учителя на определенных детей или конкретные качества, поступки:

а) прямое – непосредственное проявление учителем совей позиции и связанных с ней требований к учащемуся.

б) косвенное – воздействие, направленное не на объект влияния, а на окружающую его среду.

2.ненаправленное – воздействие не нацелено на определенный объект.

Виды влияния:

1.индивидуально-специфическое – воздействие учителя, выражающееся в передаче учащимся еще не освоенных ими образцов поведения, в которых выражаются его индивидуально-психологические качества.

2.функционально-ролевые – воздействие учителя во взаимодействии с учащимся, выражающееся в выполнении присущих учителю функций через ролевые способы поведения, раскрывающая те или иные социальные ценности, поступки, качества и т.д.

Названные виды влияния реализуются с помощью определенных способов влияния (механизмов воздействия в воспитании).

Способы влияния:

1.Убеждение– это логически аргументированное воздействие учителя на рациональную сферу сознания учащегося. Цель: создание, усиление, изменение взглядов, мнений, оценок и т.д. у учащегося с тем, чтобы он принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности. Убеждение всегда включает в себя определенную систему доводов, аргументов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания. Особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия зависит от степени заинтересованности в этом ученика.

2.Внушение– это механизм воздействия учителя на сознание ученика, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого, при отсутствии целенаправленного, активного его понимания. Направлено на снятие своеобразных барьеров на пути к новым сведениям, способов, действий, аргументация заменяется констатацией внушаемого. Особенность заключается в его направленности не на логику и разум, а на готовность ученика получить инструкцию, распоряжение, указание.

3.Заражение– это общественно психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность учащихся эмоциональному воздействию учителя в условиях непосредственного общения с ним. Осуществляется через передачу психологического настроя. Эффект заразительности определяется не только силой эмоционального заряда, но и самим фактов межличностного взаимодействия.

4.Подражание – это способ усвоение традиций общества, механизм сознательного или бессознательного усвоения учениками опыта учителя (манеры, стиль поведения, привычки и т.д.). Подражание это следование примеру или образцу, который проявляется в повторении одним человеком поступков других людей, копировании их отдельных черт.

Возрастные особенности подражания: от рождения и до поступления в школу объектами подражания выступают взрослые, глядя на которых ребенок учится действовать в мире предметов.

1–3 года – ребенок  воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых.

Дошкольный возраст – подражание поступкам взрослых, включая сложную внутреннюю переработку полученных образцов.

Младший школьный возраст – копирует и принимает личностные качества взрослого.

Подростковый возраст – подражание взрослым постепенно сменяется взаимоподражанием.

Юность – основную роль в выборе объекта подражания начинают играть ценности, убеждения, взгляды.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

Человек как субъект труда, общения и познания формируется в процессе деятельности, которая всегда состоит из определенных операций и действий.

Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются.

Действия – это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав или структуру которой они входят.

Воспитательный процесс предполагает переход учителя от управления операциями к управлению действиями, а затем и деятельности в целом.

Выделяют следующие наиболее общие закономерности руководства к деятельности и формирования опыта поведения:

1.Все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определенными развивающими и воспитывающими возможностями.

2.Каждый вид деятельности содержит все необходимые компоненты для усвоения соответствующих ей знаний, переживаний и т.д. Один вид деятельности не может заменить все другие.

3.Даже объективно ценная для общества деятельность не может «+» повлиять на ученика, если она не имеет для него личностного смысла.

4.В итоге педагогических воздействий у школьников формируется готовность к выбору целей и способов деятельности. Цель будучи идеальным предвосхищением является силой, определяющей способ и характер действий человека.

5.По отношению к формированию личности школьника деятельность остается нейтральной, если не найдены и не реализованы способы ее педагогической инструментовки.

1.Приучение– наиболее эффективно на ранних этапах формирования опыта того или иного вида деятельности. Условия реализации:

1.Ясное представление о том, что должно быть усвоено школьником.

2.Выражение образцов деятельности как можно в более коротком и ясном правиле.

3.Лимитированность действия во времени.

Выработка привычки требует времени. В начале важно добиться точности производимых действий, а затем их быстроты. При этом нельзя забывать о контроле, который требует:

1.благожелательного и заинтересованного отношения учителя к ученику.

2.выявления и анализа возникающих у него трудностей.

3.обсуждения способов их преодоления.

4.постепенного перехода к самоконтролю.

Метод приучения варьирует в зависимости от возраста и условий воспитания. Так в младших классах не всегда можно ставить прямую задачу овладения тем или иным способом поведения. Формы общественного поведения старших дошкольников отличаются обобщенностью, легко проявляются в разных ситуациях.

2.Упражнения – это система организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, которая позволяет школьникам:

1.накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач.

2.развивать их индивидуальные качества, чувства, волю.

3.формировать «+» привычки.

4.обеспечивать единство знаний, убеждений и поведения, слова и дела.

Метод упражнения тесно связан с методом приучения. Однако, в основе приучения лежит овладение преимущественно процессуальной стороной деятельности, а в основе упражнения ее личностная значимость.

Упражнение в воспитании это не механическая тренировка. Оно осуществляется в процессе сознательного преодоления трудностей при решении различных типов задач предусмотренных школьными программами. Упражнения обеспечивают увлечение школьников в систематическую специально организованную общественно полезную деятельность, в ходе которой вырабатываются привычки, умения, опыт. Средства упражнения:

1.Соблюдение порядка обучения.

2.Решение познавательных задач.

3.Общественные поручения.

4.Выполнение деятельности.

Условия эффективности:

1.Связь с другими МВ.

2.Обеспечение сознательности выполнения упражнения.

3.Обеспечение нормальных условий.

4.Последовательность, системность, разнообразие.

5.Постоянный контроль и оценка результатов деятельности.

3.Создание воспитывающих ситуаций– это специально организованные педагогические условия, в которых обнаруживаются, анализируются и подвергаются изменениям сложившиеся воспитательные отношения. По сути это упражнения в условиях ситуации свободного выбора. В них ученик должен принимать определенное решение из нескольких возможных вариантов. В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое поведение, приводит его в соответствие с новыми требованиями.

Педагогическое требование – должно не только опережать развитие личности, но и переходить к требованиям воспитанника к самому себе. Требования могут скрывать противоречия, фиксировать недостатки поведения, деятельности, общения, побуждая тем самым учащихся к дальнейшему развитию.

Общественное мнение. При организации воспитательного процесса важно стремится к тому, чтобы требование учителя переходило к требованию коллектива. Отражением коллективного требования является общественное мнение. Существенное значение имеет соблюдение учителем меры в предъявлении требований к учащимся.

28. Понятие о методе воспитания. Методы стимулирования и мотива­ции деятельности и поведения личности.

В динамическом педагогическом процессе учителю приходится решать множество разнообразных задач воспитания. Все они являются задачами социального управления, так как направлены на гармоничное развитие личности, поэтому эффективность решения задач воспитания зависит от того, на сколько грамотно учитель спрогнозирует конечный результат воспитания, продумает путь его достижения и подберет необходимые методы воспитания (МВ).

МВ – это 1.способ профессионального воздействия учителя на ученика с целью решения воспитательных задач; 2.научно-обоснованный способ педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимуляция деятельности и самовоспитания.

Отражая двуединый характер педагогического процесса МВ служат механизмами, которые обеспечивают взаимодействия его субъекта. Это в/действие строится не на равных началах, а в условиях направляющей роли учителя.

Отличительные признаки МВ:

1.Каждый МВ – это особым образом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение конкретных задач.

2.Метод обусловлен объективными социальными и природными свойствами человека, его психики.

3.Методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его возможностями в решении определенного круга задач.

4.Оказывая влияние на формирование личности в целом, МВ доминирует в развитии, изменении, устранении лишь определенных качеств.

МВ включают определенных набор методических приемов. По отношению к методам прием не имеет самостоятельной педагогической задачи. Одни и те же приемы могут входить в структуру разных методов и, наоборот, один и тот же метод может реализовываться через разные приемы.

МВ и приемы взаимосвязаны и могут переходить друг к другу. Например: беседа является самостоятельным методом формирования сознания, взглядов, убеждений, но может быть приемом в реализации метода приучения.

В единстве с методами и приемами воспитания применяются средства воспитания: различные виды деятельности (игровая, учебная и т.д.); предметы, произведения материальной и духовной культуры.

В процессе решения задач воспитания используются разнообразные методы, что требуют знания их классификации. МВ:

1.Методы формирования сознания (рассказ, объяснения, разъяснения).

2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, поручения и т.д.).

3.Методы стимулирования (наказание, поощрение, соревнования).

4.Методы контроля, самоконтроля и са­мооценки в воспитании.

5.Методы самовоспитания.

Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.

Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.

Важную роль в выборе МВ играют, адекватно их специфики, виды влияния, которые являются механизмом воздействия учителя на ученика.

Влияние – это форма осуществления функций учителя, его деятельность в едином процессе социального воздействия, приводящая к изменению каких-либо индивидуальных особенностей учащихся, их поведения, сознания.

Виды влияния:

1.направленное – воздействие учителя на определенных детей или конкретные качества, поступки:

а) прямое – непосредственное проявление учителем совей позиции и связанных с ней требований к учащемуся.

б) косвенное – воздействие, направленное не на объект влияния, а на окружающую его среду.

2.ненаправленное – воздействие не нацелено на определенный объект.

Виды влияния:

1.индивидуально-специфическое – воздействие учителя, выражающееся в передаче учащимся еще не освоенных ими образцов поведения, в которых выражаются его индивидуально-психологические качества.

2.функционально-ролевые – воздействие учителя во взаимодействии с учащимся, выражающееся в выполнении присущих учителю функций через ролевые способы поведения, раскрывающая те или иные социальные ценности, поступки, качества и т.д.

Названные виды влияния реализуются с помощью определенных способов влияния (механизмов воздействия в воспитании).

Способы влияния:

1.Убеждение– это логически аргументированное воздействие учителя на рациональную сферу сознания учащегося. Цель: создание, усиление, изменение взглядов, мнений, оценок и т.д. у учащегося с тем, чтобы он принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности. Убеждение всегда включает в себя определенную систему доводов, аргументов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания. Особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия зависит от степени заинтересованности в этом ученика.

2.Внушение– это механизм воздействия учителя на сознание ученика, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого, при отсутствии целенаправленного, активного его понимания. Направлено на снятие своеобразных барьеров на пути к новым сведениям, способов, действий, аргументация заменяется констатацией внушаемого. Особенность заключается в его направленности не на логику и разум, а на готовность ученика получить инструкцию, распоряжение, указание.

3.Заражение– это общественно психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность учащихся эмоциональному воздействию учителя в условиях непосредственного общения с ним. Осуществляется через передачу психологического настроя. Эффект заразительности определяется не только силой эмоционального заряда, но и самим фактов межличностного взаимодействия.

4.Подражание – это способ усвоение традиций общества, механизм сознательного или бессознательного усвоения учениками опыта учителя (манеры, стиль поведения, привычки и т.д.). Подражание это следование примеру или образцу, который проявляется в повторении одним человеком поступков других людей, копировании их отдельных черт.

Возрастные особенности подражания: от рождения и до поступления в школу объектами подражания выступают взрослые, глядя на которых ребенок учится действовать в мире предметов.

1–3 года – ребенок  воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых.

Дошкольный возраст – подражание поступкам взрослых, включая сложную внутреннюю переработку полученных образцов.

Младший школьный возраст – копирует и принимает личностные качества взрослого.

Подростковый возраст – подражание взрослым постепенно сменяется взаимоподражанием.

Юность – основную роль в выборе объекта подражания начинают играть ценности, убеждения, взгляды.

Методы стимулирования и мотивации деятельности.

Любая деятельность протекает более эффективно и приносит «+» результаты, если она соответствующим образом мотивирована. С мотивацией деятельности тесно связано ее стимулирование.

1.Соревнование– организуются на основе присущего детям стремления к здоровому соперничеству, первенству, самоутверждению. Вовлечение школьников в борьбу за достижение новых результатов в учебе, общественной деятельности, выводит отстающих на более высокий уровень, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, ответственности. В настоящее время соревнования по конкретным показателям успеваемости учащихся, как правило, не проводятся. Однако, полностью исключать соревнования из жизни щкольников было бы ошибкой. Опыт ряда школ показывает, что использование соревнований в учебной работе оказывается возможным и «+», если оно ведется не за оценкой, а за добросовестное отношение к учебе. Соревнования между учащимися могут быть:

1.коллективными/индивидуальными

2.длительными/эпизодическими

Принципы соревнований: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность использования передового опыта.

В последние годы появилось не мало противников соревнований, но также, по их мнению, противоречат основным принципам гуманистической педагогики. Сравнивать можно только темпы личностного развития ученика (его сегодняшнее с его вчерашним). Но при продуманной организации соревнование не будет противоречить постулату уважения личности. Оно позволит повысить эффективность личностного роста за счет сопутствующего соревнованию переживанию ситуации успеха, которое особенно важно для школьников со сложностями в обучении и в общении со сверстниками. Для них нужно подбирать такие задания, с которыми они могли бы справиться и потом переходить к более сложным видам поручений («сдвоенные задания»). Надежным путем создания ситуации успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи школьникам. При этом нельзя забывать о формах поощрения. Все это в комплексе формирует уверенность в силах и стремление соответствовать ожиданиям окружающих. Главную роль играет эмоционально комфортная среда, так как это снимает тревожность, неуверенность и т.д.

2.Сюжетно-ролевые игры.Как метод стимулирования деятельности максимально учитывают возраст. Особенно широко применяются в начальных классах. Тесно пересекаются с ситуациями успеха, вызывают яркие эмоциональные переживания.

3.Поощрение.Вид внешнего активного стимулирования, побуждения ребенка к «+» инициативной творческой деятельности. Поощрение осуществляется с помощью общественного признания успехов ученика, награждения. Это значит, что оно выступает способом выражения общественно-положительной оценки школьника или всего коллектива.

Поощрение способствует:

1.возникновению «+» эмоций, оптимистичного настроения, здорового социально-психологического климата;

2.стимулированию внутренних творческих резервов;

3.развитию позитивной жизненной позиции школьника.

Важно помнить, что незаслуженное поощрение порождает чрезмерное честолюбие, стремление добиться награды и успеха любыми средствами. Поощрение не является полезным в любых ситуациях. Воспитательное значение поощрения будет максимальным, если оно несет не только оценку результата, но и мотива и способам его достижения.

Одновременно с этим надо приучать детей ценит сам факт поощрения, а не его материальный вес. Чаще всего к поощрению прибегают в начальной школе, в работе с детьми испытывающими сложности в обучении и общении. По мере нравственного взросления учащихся система поощрения развивается от преимущественно материальных стимулов к моральным.

Реакция на поощрение дает учителю информацию о самолюбии, честолюбии, самооценки детей, об их отношении к делу, наградам, о подлинных мотивах деятельности.

Основные приемы поощрения:

1.Выражение удовлетворения работой.

2.Похвала.

3.Призыв следовать примеру лучших.

Средства поощрения:

1.Поступки школьников как образец.

2.Поощрительные жесты и мимика учителя.

3.Поощрительные словесные обращения.

От профессионализма учителя зависит действенность поощрения.

Условия: обоснованность, справедливость, своевременность, разнообразие, постепенное возрастание значимости видов поощрения, участие в поощрении всего коллектива учащихся, гласность, торжественность акта поощрения.

4.Принуждение– это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину или исправлять свое поведение.

Принуждение применяется правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и на другие виды воспитания. Прежде всего надо попытаться убедить, а потом принуждать. При этом, категорические требования, которые предъявляет учитель должны быть разъяснены и аргументированы. Важно не только предъявлять требования, но и проследить за их выполнением и принять меры к тем школьникам, которые уклоняются от их исполнения.

Ученики «-» относятся к необоснованным требованиям, угрозам, жалобам руководству школы. Учитель прежде всего должен сам найти коллектив учащихся или его отдельных представителей. В любом случае, возможность применить принудительные меры сохраняется всегда. В таких ситуациях надо создавать перспективу исправления вовремя отмечая успехи, старания, стремления школьника исправить ситуацию.

Основные формы принуждения: требование, коллективное осуждение, запрет, наказание.

Наказание – это такое воздействие на личность школьника, которое выражается в осуждении его действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения и принуждает их неуклонно следовать им.

Отношение к наказанию весьма противоречиво. Под влиянием теории свободного воспитания, в первые годы советской власти наказания в школе были запрещены. Сторонники наказания говорят, что они корректируют поведение ребенка; дают ему возможность понять в чем он ошибся; вызвать чувство дискомфорта, стыда. Как правило, эти чувства пораждают стремление исправить свое поведение. Но наказание не должно сопровождаться применением моральных или физических страданий.

Формы наказания:

1.Выражение недоверия.

2.Отказ в уважении.

3.Осуждение общественным мнением.

Средства наказания:

1.Замечание учителя

2.Перевод в другой класс

3.Исключение из школы

4.Выговор в приказе по школе

5.Вызов на родительское собрание, педагогический совет.

Применение наказания требует от учителя педагогического такта и мастерства. Любое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, приведших к нежелательным событиям.

Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением. Однако, нужно избегать коллективных наказаний, так как они могут привести к объединению провинившихся в асоциальную группу.

Условия действенности принуждения:

1.Применение принуждения лишь после того, как все другие методы и средства не принесли «+» результата.

2.Применение принуждения на основе убеждения.

3.Обстоятельное выяснение причин проступков.

4.Достижение глубокого осознания провинившимся своей вины.

5.Своевременность.

6.Отсутствие поспешности в принуждении.

7.Усиление внимания к воспитуемым, в отношении которых применяется принуждение.
    продолжение
–PAGE_BREAK–
29. Понятие о методе воспитания. Методы самовоспитания.

В динамическом педагогическом процессе учителю приходится решать множество разнообразных задач воспитания. Все они являются задачами социального управления, так как направлены на гармоничное развитие личности, поэтому эффективность решения задач воспитания зависит от того, насколько грамотно учитель спрогнозирует конечный результат воспитания, продумает путь его достижения и подберет необходимые методы воспитания (МВ).

МВ – это 1.способ профессионального воздействия учителя на ученика с целью решения воспитательных задач; 2.научно-обоснованный способ педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимуляция деятельности и самовоспитания.

Отражая двуединый характер педагогического процесса МВ служат механизмами, которые обеспечивают взаимодействия его субъекта. Это в/действие строится не на равных началах, а в условиях направляющей роли учителя.

Отличительные признаки МВ:

1.Каждый МВ – это особым образом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение конкретных задач.

2.Метод обусловлен объективными социальными и природными свойствами человека, его психики.

3.Методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его возможностями в решении определенного круга задач.

4.Оказывая влияние на формирование личности в целом, МВ доминирует в развитии, изменении, устранении лишь определенных качеств.

МВ включают определенных набор методических приемов. По отношению к методам прием не имеет самостоятельной педагогической задачи. Одни и те же приемы могут входить в структуру разных методов и, наоборот, один и тот же метод может реализовываться через разные приемы.

МВ и приемы взаимосвязаны и могут переходить друг к другу. Например: беседа является самостоятельным методом формирования сознания, взглядов, убеждений, но может быть приемом в реализации метода приучения.

В единстве с методами и приемами воспитания применяются средства воспитания: различные виды деятельности (игровая, учебная и т.д.); предметы, произведения материальной и духовной культуры.

В процессе решения задач воспитания используются разнообразные методы, что требуют знания их классификации. МВ:

1.Методы формирования сознания (рассказ, объяснения, разъяснения).

2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, поручения и т.д.).

3.Методы стимулирования (наказание, поощрение, соревнования).

4.Методы контроля, самоконтроля и са­мооценки в воспитании.

5.Методы самовоспитания.

Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.

Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.

Важную роль в выборе МВ играют, адекватно их специфики, виды влияния, которые являются механизмом воздействия учителя на ученика.

Влияние – это форма осуществления функций учителя, его деятельность в едином процессе социального воздействия, приводящая к изменению каких-либо индивидуальных особенностей учащихся, их поведения, сознания.

Виды влияния:

1.направленное – воздействие учителя на определенных детей или конкретные качества, поступки:

а) прямое – непосредственное проявление учителем совей позиции и связанных с ней требований к учащемуся.

б) косвенное – воздействие, направленное не на объект влияния, а на окружающую его среду.

2.ненаправленное – воздействие не нацелено на определенный объект.

Виды влияния:

1.индивидуально-специфическое – воздействие учителя, выражающееся в передаче учащимся еще не освоенных ими образцов поведения, в которых выражаются его индивидуально-психологические качества.

2.функционально-ролевые – воздействие учителя во взаимодействии с учащимся, выражающееся в выполнении присущих учителю функций через ролевые способы поведения, раскрывающая те или иные социальные ценности, поступки, качества и т.д.

Названные виды влияния реализуются с помощью определенных способов влияния (механизмов воздействия в воспитании).

Способы влияния:

1.Убеждение– это логически аргументированное воздействие учителя на рациональную сферу сознания учащегося. Цель: создание, усиление, изменение взглядов, мнений, оценок и т.д. у учащегося с тем, чтобы он принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности. Убеждение всегда включает в себя определенную систему доводов, аргументов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания. Особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия зависит от степени заинтересованности в этом ученика.

2.Внушение– это механизм воздействия учителя на сознание ученика, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого, при отсутствии целенаправленного, активного его понимания. Направлено на снятие своеобразных барьеров на пути к новым сведениям, способов, действий, аргументация заменяется констатацией внушаемого. Особенность заключается в его направленности не на логику и разум, а на готовность ученика получить инструкцию, распоряжение, указание.

3.Заражение– это общественно психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность учащихся эмоциональному воздействию учителя в условиях непосредственного общения с ним. Осуществляется через передачу психологического настроя. Эффект заразительности определяется не только силой эмоционального заряда, но и самим фактов межличностного взаимодействия.

4.Подражание – это способ усвоение традиций общества, механизм сознательного или бессознательного усвоения учениками опыта учителя (манеры, стиль поведения, привычки и т.д.). Подражание это следование примеру или образцу, который проявляется в повторении одним человеком поступков других людей, копировании их отдельных черт.

Возрастные особенности подражания: от рождения и до поступления в школу объектами подражания выступают взрослые, глядя на которых ребенок учится действовать в мире предметов.

1–3 года – ребенок  воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых.

Дошкольный возраст – подражание поступкам взрослых, включая сложную внутреннюю переработку полученных образцов.

Младший школьный возраст – копирует и принимает личностные качества взрослого.

Подростковый возраст – подражание взрослым постепенно сменяется взаимоподражанием.

Юность – основную роль в выборе объекта подражания начинают играть ценности, убеждения, взгляды.

Методы самовоспитания.

Самовоспитание – это целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя «+» и устранению «-» качеств.

Самовоспитание – это непременное условие совершенствования человека.

Содержательная структура:

1.Глубоко осознанные цели и задачи самовоспитания.

2.Выработанные и принятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе программы самосовершенствования.

3.Осмысленные и принятые для себя требования, применяемые к деятельности личности.

4.Знания о протекании, содержании и методах самосовершенствования, а также умение реализовывать его в любых жизненных обстоятельствах.

5.Наличие внутренней установки развитого самосознания.

6.Способность к объективной критической оценке своего поведения и необходимого уровня развития.

7.Определенная степень совершенствования волевых качеств.

8.Наличие привычек эмоционального саморегулирования, особенно в экстремальных ситуациях.

Исходными компонентами самовоспитания, как и любого вида деятельности, являются потребности и мотивы как сложные и осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой.

Содержательная сторона самовоспитания требует специальной практической работы по выработке тех или иных качеств и связана с составлением программы самовоспитания. Реализация этой программы требует управления, коррекции, самоконтроля, в чем существенную роль играет самопознание и самоанализ человеком своих действий, поступков, мыслей и т.д. Итогом становится самооценка достигнутых результатов.

Методы самовоспитания: самообязательство, самоутверждение, самоорганизация, самоконтроль, самоотчет, самокритика, следование примеру, самопринуждение, аутотренинг, самопоощрение.

В практике самовоспитания можно руководствоваться правилами. Всегда и во всем:

1.умей сосредоточить свое внимание на начатом деле;

2.не отвлекайся во время работы;

3.сначала подумай сам, если не получится – обращайся за советом;

4.не закончив начатого дела, не переходи к другому;

5.старайся все делать вовремя и самостоятельно;

6.встретив трудности, не прекращай работу;

7.умей себя поощрять;

8.проявляй терпение в трудных и экстремальных ситуациях;

9.со всеми проявляй вежливость и тактичность;

10.веди себя спокойно когда тебя критикуют, а если критика незаслуженная – попроси слово и выскажи свою точку зрения;

11.сдерживай себя от обиды;

12.учись слушать, наблюдать, создавать благоприятную обстановку;

13.подумай почему именно тебе были высказаны эти замечания.

30. Понятие о методе воспитания. Методы контроля, самоконтроля и са­мооценки в воспитании.

В динамическом педагогическом процессе учителю приходится решать множество разнообразных задач воспитания. Все они являются задачами социального управления, так как направлены на гармоничное развитие личности, поэтому эффективность решения задач воспитания зависит от того, на сколько грамотно учитель спрогнозирует конечный результат воспитания, продумает путь его достижения и подберет необходимые методы воспитания (МВ).

МВ – это 1.способ профессионального воздействия учителя на ученика с целью решения воспитательных задач; 2.научно-обоснованный способ педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимуляция деятельности и самовоспитания.

Отражая двуединый характер педагогического процесса МВ служат механизмами, которые обеспечивают взаимодействия его субъекта. Это в/действие строится не на равных началах, а в условиях направляющей роли учителя.

Отличительные признаки МВ:

1.Каждый МВ – это особым образом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение конкретных задач.

2.Метод обусловлен объективными социальными и природными свойствами человека, его психики.

3.Методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его возможностями в решении определенного круга задач.

4.Оказывая влияние на формирование личности в целом, МВ доминирует в развитии, изменении, устранении лишь определенных качеств.

МВ включают определенных набор методических приемов. По отношению к методам прием не имеет самостоятельной педагогической задачи. Одни и те же приемы могут входить в структуру разных методов и, наоборот, один и тот же метод может реализовываться через разные приемы.

МВ и приемы взаимосвязаны и могут переходить друг к другу. Например: беседа является самостоятельным методом формирования сознания, взглядов, убеждений, но может быть приемом в реализации метода приучения.

В единстве с методами и приемами воспитания применяются средства воспитания: различные виды деятельности (игровая, учебная и т.д.); предметы, произведения материальной и духовной культуры.

В процессе решения задач воспитания используются разнообразные методы, что требуют знания их классификации. МВ:

1.Методы формирования сознания (рассказ, объяснения, разъяснения).

2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, поручения и т.д.).

3.Методы стимулирования (наказание, поощрение, соревнования).

4.Методы контроля, самоконтроля и са­мооценки в воспитании.

5.Методы самовоспитания.

Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.

Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.

Важную роль в выборе МВ играют, адекватно их специфики, виды влияния, которые являются механизмом воздействия учителя на ученика.

Влияние – это форма осуществления функций учителя, его деятельность в едином процессе социального воздействия, приводящая к изменению каких-либо индивидуальных особенностей учащихся, их поведения, сознания.

Виды влияния:

1.направленное – воздействие учителя на определенных детей или конкретные качества, поступки:

а) прямое – непосредственное проявление учителем совей позиции и связанных с ней требований к учащемуся.

б) косвенное – воздействие, направленное не на объект влияния, а на окружающую его среду.

2.ненаправленное – воздействие не нацелено на определенный объект.

Виды влияния:

1.индивидуально-специфическое – воздействие учителя, выражающееся в передаче учащимся еще не освоенных ими образцов поведения, в которых выражаются его индивидуально-психологические качества.

2.функционально-ролевые – воздействие учителя во взаимодействии с учащимся, выражающееся в выполнении присущих учителю функций через ролевые способы поведения, раскрывающая те или иные социальные ценности, поступки, качества и т.д.

Названные виды влияния реализуются с помощью определенных способов влияния (механизмов воздействия в воспитании).

Способы влияния:

1.Убеждение– это логически аргументированное воздействие учителя на рациональную сферу сознания учащегося. Цель: создание, усиление, изменение взглядов, мнений, оценок и т.д. у учащегося с тем, чтобы он принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности. Убеждение всегда включает в себя определенную систему доводов, аргументов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания. Особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия зависит от степени заинтересованности в этом ученика.

2.Внушение– это механизм воздействия учителя на сознание ученика, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого, при отсутствии целенаправленного, активного его понимания. Направлено на снятие своеобразных барьеров на пути к новым сведениям, способов, действий, аргументация заменяется констатацией внушаемого. Особенность заключается в его направленности не на логику и разум, а на готовность ученика получить инструкцию, распоряжение, указание.

3.Заражение– это общественно психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность учащихся эмоциональному воздействию учителя в условиях непосредственного общения с ним. Осуществляется через передачу психологического настроя. Эффект заразительности определяется не только силой эмоционального заряда, но и самим фактов межличностного взаимодействия.

4.Подражание – это способ усвоение традиций общества, механизм сознательного или бессознательного усвоения учениками опыта учителя (манеры, стиль поведения, привычки и т.д.). Подражание это следование примеру или образцу, который проявляется в повторении одним человеком поступков других людей, копировании их отдельных черт.

Возрастные особенности подражания: от рождения и до поступления в школу объектами подражания выступают взрослые, глядя на которых ребенок учится действовать в мире предметов.

1–3 года – ребенок  воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых.

Дошкольный возраст – подражание поступкам взрослых, включая сложную внутреннюю переработку полученных образцов.

Младший школьный возраст – копирует и принимает личностные качества взрослого.

Подростковый возраст – подражание взрослым постепенно сменяется взаимоподражанием.

Юность – основную роль в выборе объекта подражания начинают играть ценности, убеждения, взгляды.

Методы контроля, самоконтроля и самооценки.

Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несет информацию о его результативности. Оценка эффективности воспитательного процесса предполагает изучение деятельности и поведения воспитанников.

Показателями эффективности воспитания могут быть:

1.степень участия школьников во всех основных видах деятельности соответствующих их возрасту и результативности этой деятельности.

2.характер общения учащихся и их взаимоотношения.

3.информированность школьников в области нравственной, культурной и других сферах.

Ни один из названных показателей не может применяться изолированно, так как невозможно разделить сознание, действие, поведение и общение личности.

Любое деление носит условный характер и применяется для более детального их изучения.

Общий анализ воспитательного процесса складывается не только из оценки его результативного компонента, но и процессуального. При этом оценке подлежат:

1.Действие воспитателей;

2.Правильность их подхода к учащимся;

3.Характер утверждаемого ими стиля общения;

4.Влияние воспитателей на развитие инициативы и самостоятельности школьников.

Методы:

1.Педагогическое наблюдение за учащимися.

2.Беседа, направленная на выявление уровня воспитанности.

3.Опрос.

4.Анализ результатов общественно-полезной деятельности.

5.Создание ситуаций для изучения поведения.

6.Анализ деятельности органов ученического самоуправления.

Педагогическое наблюдениехарактеризуется непосредственным восприятием деятельности, поведения, общения личности в целостности и в динамике.

Виды наблюдения:

1.непосредственное/опосредованное

2.открытое/скрытое

3.непрерывное/дискретное

Для обеспечения успешности наблюдение должно быть целенаправленным, систематическим, развертываться в соответствии с определенной программой изучения личности, конкретные критерии оценки уровня воспитанности.

Беседапомогает выявить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения. Выявить их причины. Бесед позволяет фиксировать мнения, высказывания учеников, несущие информацию о мнении учащихся, их отношение друг к другу.

Психологические опросникипозволяют выявить характер отношений между учениками в коллективе, обнаружить возникающие конфликты и принимать меры по их разрешению.

Сознательное включение учащихся в определенные виды деятельного общения позволяет выявить те или иные стороны и качества воспитанников по их непосредственному проявлению в деятельности.

Любой контроль за ходом воспитательного процесса завершается оцениванием не только уровня воспитанности школьников, но и уровня воспитательной деятельности учителя и школы в целом.

При оценке воспитательной работы учителя учитывают умения:

1.Использовать современные методы, формы и средства воспитания.

2.Выбирать их оптимальное сочетание с учетом специфики ситуации.

3.Дифференцированно подходить к ученикам.

4.Обоснованно характеризовать их поведение и прилежание.

Кроме этого оценивается роль учителя в трудовом воспитании, профессиональной ориентации школьников, построении рациональных отношений с учениками и их родителями.

О результативности воспитания свидетельствуют:

1.Сформированность у учащихся основ мировоззрения.

2.Умение оценивать события, происходящие в стране и за рубежом.

3.Усвоение норм морали.

4.Знание и соблюдение законов, в том числе правил для учащихся.

5.Общественная активность, коллективизм.

6.Участие в ученическом самоуправлении.

7.Инициатива и самодеятельность воспитанников.

8.Эстетическое и физическое развитие.

32. Понятие о воспитательной системе (ВС). Структура и этапы ее формиро­вания.

Воспитание – особая сфера, которая не может рассматриваться как дополнение к обучению. Задача обучения не будет эффективно решена без выхода учителя в сферу воспитания. Поэтому современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают важнейшими составляющими ее педагогической системы.

Педагогическая система школы – это целенаправленная самоорганизующаяся система, основной целью которой является включение школьников в жизнь общества, их развитие как активных творческих личностей, осваивающих культуру общества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы, ее дидактической и воспитательной подсистемах, а также в сфере профессионального и свободного общения всех участников образовательного процесса.

ВС – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты → цели → содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий интегративными характеристиками (образ жизни коллектива, его психологический климат).

Важность создания ВС определяется:

1.Интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязей компонентов педагогического процесса.

2.Расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды.

3.Экономией времени и сил педагогического коллектива, за счет преемственности целей, содержания и методов воспитания.

4.Созданием условий для самореализации и самоутверждения личностей учащихся, учителей и родителей.

ВС создаются усилиями всех участников педагогического процесса. Движущими силами их становления и развития являются противоречия между интеграционными и дезинтеграционными процессами. Интеграция проявляется в сплочении коллектива, установлении устойчивых межличностных отношений, стандартизации ситуации, в создании и преобразовании материальных элементов этой системы. Дезинтеграция – это нарастание групповых и индивидуальных различий, нарушение стабильности, разрушение материальных элементов системы.

Этапы:

1.Становление ВС.Заключается в отборе ведущих педагогических идей и формировании коллектива единомышленников. При этом компоненты системы еще работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочные. Преобладают организационные аспекты, ведется педагогический поиск, формируется стиль взаимоотношений, взаимодействие с окружающей средой чаще носит стихийный характер.

2.Обработка ВС.Происходит развитие школьного коллектива, органов самоуправления и соуправления, определение ведущих видов деятельности. Основная сложность в управлении ВС заключается в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллектива. Педагогической коллектив должен быть инициатором в жизни школьного коллектива.

3.Оформление ВС.Школьный коллектив – это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, деятельностью, отношениями сотрудничества и сотворчества. В центре внимания: воспитание свободной, гуманной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений. Сложившаяся ВС накапливает и передает традиции, активно взаимодействует с окружающей средой.

4.Перестройка ВС. Может осуществляться революционным и эволюционным путем, и обусловлена усилением деинтегрирующих процессов, приводящих к кризису ВС. Причины кризиса: появление скуки; отсутствие новизны; формализация деятельности; минимальность творчества и т.д. Следствия кризиса: 1.смена ведущих видов деятельности; 2.возникновение новой ВС, сохраняющей некоторые ценности и традиции старой системы; 3.исчезновение ВС.

Технология создания развит.ВС:

1.выявление ведущей идеи;

2.формулировка основных целей и задач;

3.разработка на их основе теоретической концепции;

4.конкретизация составляюших системы и механизмов их взаимодействия;

5.определение соответствующих теоретических концепций, педагогических технологий и возможности их реализации в рамках проектируемой системы, выявление необходимых условий;

6.воплощение теоретических построений на практике;

7.обоснование критериев оценки эффективности ВС.

В качестве критерия эффективности ВС школы может выступать:

1.упорядоченность жизнедеятельности школы;

2.наличие сложившегося единого школьного коллектива;

3.интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий;

4.уровень приближенности системы поставленным целям;

5.общий психологический климат, стиль взаимоотношений;

6.уровень воспитанности учащихся.

33. Классный руководитель (КР) в воспитательной системе школы.

ВС – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты → цели → содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий интегративными характеристиками (образ жизни коллектива, его психологический климат).

Основным структурным звеном ВС в школе является класс. В нем:

1.организуется познавательная деятельность

2.формируются социальные отношения

3.реализуются представительские функции в органах самоуправления.

4.осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга и сплочения коллектива, формируется эмоциональная сфера.

В решении этих задач важную роль играет КР. Именно он непосредственно взаимодействует с родителями, администрацией школы и учащимися во имя интересов последних. Институт классного руководства сложился давно. В России до 1917г. они назывались классными наставниками/дамами. Их права и обязанности определяются уставом учебного заведения. Должность КР введена в 1934г. Им назначался учитель, на которого возлагалась забота об организации учебной работы.

Типы классного руководства:

1.учитель-предметник

2.КР, выполняющий только воспитательные функции

3.классный наставник, куратор, тьютор (частично выполняют организаторские функции)

Функции КР:

Содержание деятельности КР определяется как организатора и руководителя.

1 уровень функций:

А) Педагогические и гуманитарно-целевые функции(воспитание, социальная защита от неблагоприятного воздействия, интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных педагогических задач).

Названные функции направлены на социальное развитие учащегося, оказание помощи ребенку в решении личностных проблем и в подготовке к самостоятельной жизни. Приоритетной среди них является функция социальной защиты – это целенаправленная, регулируемая на всех уровнях общества система практических, социальных, правовых, политических, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Социальная защита как функция КР:

1.комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное развитие, формирование индивидуальности, адаптацию к существующим условиям;

2.деятельность не только исполнителя, но и координатора, помогающего родителям и их детям получить социальную поддержку;

3.это деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении.

4.забота о всех детях, при этом важен дифференцированный подход.

Б) Социально-психологические функции:

— организаторская.Ее назначение в поддержке позитивной детской инициативе, связанной с совершенствованием жизни региона, среды, самих учащихся. КР не столько организует, сколько помогает школьникам в самоорганизации и в их разнообразной деятельности.

— сплочение коллектива. Эта функция – средство, способ достижения поставленных перед классом целей. В реализации этой функции важно ученическое самоуправление.

Таким образом, функции этого уровня связаны с решением КР задач межличностных отношений в классе и за его пределами.

В) Управленческие функции:

— диагностическая.Выражается в выявлении КР исходного уровня коллектива и постоянных изменений в нем. Цели диагностики:

1.определить результативность своей деятельности

2.обеспечить перевод диагностики в инструмент развития индивидуальности.

— целепологание. Эту функцию можно рассматривать как совместную с учащимися деятельностью по выработке целей воспитательных работ. Мера участия КР зависит от возраста школьников и уровня сформированности коллектива.

— планирование– это помощь КР самому себе и коллективу в рациональной организации деятельности. Назначение плана:

1.упорядочение педагогической деятельности

2.обеспечение таких требований к педагогическому процессу как планомерность, систематичность, управляемость, преемственность результатов.

В планировании значимо сотрудничество учителя и учащихся, уровень которого зависит от возраста. Планировать следует лишь то, что ведет к достижению целей.

— контроль и коррекция. Обеспечивают постоянное развитие ВС. Реализация контроля предполагает выявление «+» результатов, причин недостатков и проблем в воспитательной работе. Проводится коррекция дальнейшей деятельности, как со всем коллективом, так и с отдельными учащимися.

В реализацию этих функций вовлекается и администрация школы.

Обязанности КР:

1.организация в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития личности ученика;

2.оказание помощи ученику в решении острых проблем;

3.установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей.

КР – административное лицо. Он имеет право:

1.получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

2.контролировать успеваемость каждого ученика;

3.контролировать посещение учебных занятий;

4.координировать работу учителей, психолога, социального педагога;

5.организовывать воспитательную работу через проведение различных мероприятий;

6.выносить на обсуждение школы предложения, согласованные с коллективом класса;

7.приглашать родителей в школу;

8.по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, психолого-медицинскую педагогическую комиссию, комиссию содействия семье на предприятиях для решения вопросов о жизнедеятельности коллектива;

9.получать помощь от педагогического коллектива школы;

10.определять индивидуальный режим работы с детьми;

11.отказаться от поручений, лежащих за границей содержания его работы;

12.вести опытно-экспериментальную работу по вопросам профессиональной деятельности.

Формы работы КР с учениками:

1.по видам деятельности:

— учебная

— трудовая

— спортивная.

2.по способу влияния педагога:

— опосредованная

— непосредственная.

3.по времени проведения:

— кратковременная (от нескольких минут до нескольких часов)

— продолжительная (от нескольких дней до нескольких недель)

–   традиционная (регулярно повторяется)

4.по времени подготовки: формы работы с/без включением учащихся в предварительную подготовку

5.по субъектным организациям:

— субъеты – ученики

— сотрудничество и взрослые, и учащиеся

— педагоги, родители, взрослые

6.по результату:

— информационный обмен

— выработка общего решения

— создание общественно значимого продукта.

7.по числу участников:

— индивидуальная форма. Как правило, связана с внеурочной деятельностью, общением КР и детей. Могут действовать в структуре других форм: беседа, консультация, обмен мнениями и т.д.

— групповая форма (Советы дел, творческие группы, органы самоуправления, кружки). В этих формах КР проявляет себя как рядовой участник, либо как организатор. Его главная задача – помочь каждому проявить себя, создать условия для ощутимого «+» результата,  развитие гуманных взаимоотношений между детьми и формирование у них коммуникативных умений. Важную роль имеет личный пример демократично уважительного, тактичного отношения к окружающим.

— коллективная форма. КР взаимодействует с несколькими классами: общешкольные дела, конкурсы, спектакли, соревнования, концерты.

Роль у КР в зависимости от возраста учащихся и других фактов может быть: организация, воздействие примером, участие как новичка, совет, помощь.

Многообразие форм воспитательной работы порождает проблему их выбора. В ее решении рекомендуют следовать требованиям:

1.учитывать воспитательные задачи, так как каждая форма работы должна обеспечить их решение;

2.на основе задач определить содержание работы и основные виды деятельности учащихся;

3.составлять набор возможных способов решения поставленных задач с учетом имеющихся условий;

4.вовлекать школьников в поиск форм деятельности на основе коллективного целепологания;

5.обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.

34. Семья как педагогическая категория. Работа с семьей в процессе воспитания.

Социология рассматривает семью как часть и структурную единицу общества, как социальный воспитательный коллектив. Поэтому все изменения, происходящие в обществе, неизбежно отражаются и на семье. Однако, в отличие от других общественных институтов, семья не подвергается прямой и безотлагательной перестройке. Все процессы преобразований протекают в ней более длительно и противоречиво.

Длительность и противоречивость преобразований в семье определяется множеством факторов: социальный, экономический, биологический, психологический, демографический и др.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Это во многом объясняет причину устойчивости «старого» в семейной психологии и объективную сложность прогнозирования направления развития семьи.
Жизни семьи присущи социально-биологические, хозяйственно-экономические, духовно-нравственные и психологические отношения.

Каждый этап формирования семьи связан с утратой ею одних функций и формированием других, с изменением масштабов и характера социальной деятельности и ее представлений.

Функции семьи по отношению к обществу:

1.физическое воспроизводство населения

2.воспитание личности

3.производственно-хозяйственная

4.организация досуга

Функции семьи по отношению к человеку:

1.супружеская

2.родительская

3.организация быта

Учитывая функции семьи, их многообразие и взаимосвязь, выделяют следующие тенденции развития и особенности современной семьи:

1.специфика социального уклада в городской и сельской семье

2.образование родителей напрямую влияет на успешность детей в школе.

Однако, в современной семье забота о детях часто лежит на бабушках и дедушках, уровень образования которых может быть ниже, чем у родителей. Не редкостью являются столкновения воспитательных традиций нескольких поколений. Происходящее в обществе расслоение населения по материальному признаку, определяет различия в семейном воспитании детей, характере их взаимоотношений с взрослыми.

Как правило, на детей тратится 25 – 50% семейного бюджета.

В семье с большим доходом, при педагогической неграмотности родителей нередки случаи пресыщения детей.

Пресыщение – это такое отношение к жизни, материальным и духовным ценностям, которое проявляется в безразличии к предоставляемым благам.

Разукрупнение семьи (без бабушек и дедушек) способствует ее развитию как самостоятельного коллектива.

На сегодня типичной является семья, воспитывающая 1 – 2 детей.

Причины снижения рождаемости сложны:

1.занятость родителей на работе

2.недостаточная обеспеченность дошкольными учреждениями

3.рост материальных затрат на воспитание

4.неблагоприятные социально-экономические и жилищные условия

5.увеличение числа разводов. Развод не всегда плохое событие. До 90% разводов приходится на 1 год семейной жизни из-за неподготовленности к ней супругов, неустроенности быта.

6.увелечение числа однодетных семей.

Для установления нормальных взаимоотношений с семьей школьника нужно:

1.в основе работы школы и КР с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление семьи и повышение авторитета родителей.

Единственно верная норма – взаимное уважение. Только тогда будет возможен доверительный контакт, обмен опытом, совместное обсуждение. При этом недопустимы нервные обличительные речи в адрес ребенка.

2.доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры, активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать советы, пожелания, требования школы.

3.педагогический такт, недопустимость неоднородного вмешательства в жизнь семьи. КР – лицо официальное, которому вольно или невольно открывается то, что скрывается от других => от профессионализма учителя зависит успешность его контакта с семьей.

4.жизнеутверждающий мажорный настрой в решении проблем воспитания, опоры на «+» качества ребенка, на сильные стороны семьи.

Трудности, возникающие при воспитании надо рассматривать как закономерности развития личности (неравномерность и скачкообразный характер, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер в отношении испытуемого к оказываемому на него воздействию).

Учет названных правил – важное условие установления контактов с родителями, что является первостепенной задачей каждого учителя, особенно КР. Одной из форм их установления является посещение семьи, которое осуществляется по приглашению. Внезапный приход может вызвать смущение, замешательство, нарушить спланированный порядок жизни семьи. Посещение по приглашению меняет отношение к ним в «+» сторону. К посещению нужно готовиться через определение самого ценного, интересного в ребенке. Установлению хороших отношений помогают педагогические поручения. Виды поручений:

1.предполагающее активную воспитательную позицию, непосредственную работу семьи (руководство кружком)

2.предполагающее организацию помощи учителю

3.предворяющие проведение тех или иных мероприятий

4.связанные с развитием материально-технической базы школы, решением хозяйственных задач.

Формы работы с родителями:

1.коллективные:

— педагогический лекторий – предназначен для привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает систематическую подготовку родителей по вопросам воспитания.

— научно-практическая конференция

— родительское собрание

— день открытых дверей – проводится в период каникул.

2.индивидуальные:

— посещение семьи

— педагогические поручения

— консультации

35. Государственная образовательная политика РФ. Закон РФ «Об обра­зовании».

Роль образования в современном мире неуклонно растет, немало важную роль ему отводят в РФ, где оно рассматривается как:

1.фактор национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого человека в отдельности

2.условие формирования у россиян системы современных социально-значимых ценностей и установок.

3.необходимое звено перехода России к демократическому обществу, правовому государству, рыночной экономики.

Для того, чтобы образование могло соответствовать возложенным на него надеждам, необходима государственная общеобразовательная политика (ОП).

ОП – это 1.составная часть политики государства; 2.инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышение темпов социально-экономического и научно-технического развития общества, его гуманизация, культура.

ОП устанавливает цели и задачи образования, гарантирует их реализацию путем согласования действий государства и общества.

Первостепенная задача ОП на современном этапе – необходимость достижения нового качества образования.

ОП строится на определенных принципах. Они отражены в законе РФ «Об образовании». Согласно этим принципам образование РФ должно:

1.носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободной развитой личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине, семье.

2.поддерживать единое, культурное и образовательное пространство в стране, что означает не только обучение, но также защиту и развитие национальной культуры, региональной культуры, традиций и особенностей.

3.создавать условия для общедоступности образования, адаптации образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

4.иметь светский характер и в государственных, и в муниципальных ОУ.

5.поддерживать свободу и плюрализм, внимательно относиться к разным мнениям и подходам.

6.носить демократический и государственно-общественный характер управления и допускать автономность ОУ.

Названные принципы являются основными при построении и развитии системы образования (СО) в РФ.

СО в современной России. СО формируется государством и является условием подрастающего поколения к жизни, реализации технических целей и задач, которые ставятся обществом перед образованием. Государство как инициатор формирования СО, определяет ее структуру, принципы функционирования и направления развития. Существующая в современной России СО формировалась постепенно. Вначале она включала лишь ОУ, так в Древней Руси они открывались при монастырях, храмах, церквях. Возникали и закрывались самопроизвольно. Содержание обучения и воспитания было творчеством преподавателя, при этом отсутствовала система контроля за качеством образования. С укреплением государственной власти СО пополнилась учреждениями, выполняющими функции управления. В таком виде СО в РФ существовала вплоть до введения в 1992 году закона «Об образовании». С его принятием СО пополнилась еще одним компонентом – Государственным образовательным стандартом (ГОС). Именно ГОС определяет содержание учебных программ, а значит, регламентирует деятельность школ и определяет многие параметры СО. Таким образом, в современной России СО включает:

1.ГОС и построение на его основе образовательной программы

2.сеть ОУ

3.органы управления образованием.

36. ГОС и образовательные учреждения как компоненты системы обра­зования в России.

Одной из современных тенденций развития отечественного образования является его стандартизация. Она определяется:

1.необходимостью создания в стране единого образовательного пространства, способного обеспечить единый уровень образования, получаемого в ОУ разных типов.

2.важностью вхождения России в систему мировой образовательной практики.

Стандартизация образования – это деятельность по разработке и внедрению в практику ГОС в целях ее упорядочивания и стабилизации.

ГОС – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающих общественный идеал и учитывающих возможности реальной личности и систему образования по достижению этого идеала.
    продолжение
–PAGE_BREAK–