Лекции по Транспорту

–PAGE_BREAK–
1.Перевозочный (транспортный) процесс – это совокупность организационно- технических взаимосвязанных операций, выполненных перевозчиками самостоятельно или согласованно с другими организациями при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.

Структура перевозочного процесса включает:

1.Маркетинг грузопотоков(исследование)

2.Разработку на основе материалов обследований грузопотоков рациональных маршрутных схем

3.Выбор типа и определения необходимого кол-ва подвижного состава для перевозок

4.Анализ дорожных условий в целях разработки эффективных и безоп-ых маршрутов движения ТС

5.Нормирование скоростей движения

6.Выбор систем организации движения с использованием рациональных режимов труда водителей

7.Координация работы авто тр-та с другим видом тр-та

8.Обеспечение эффективных и безопасных перевозок грузов

9. Управление движением Т.С.

При организации тр-тного процесса особое внимание следует уделять использованию различных методов, обеспечивающих:

А) Своевременность доставки грузов партиями необходимых размеров

Б)Сохранить качества и количество перевозимого груза

В)Выполнение требований техники безопасности и безопасности движения

Г)Экономию топлива

Д)Охрану окружающей среды

Е)Выполнение требований трудового законодательства

Правильная организация тр-тного процесса предполагает:

А) Сокращение сверхнормативных затрат времени на простой автомобилей под погрузкой(выгрузкой) за счет:

1.Расширения фронта погрузочно-разгрузочных работ и применения их комплексной механизации

2. Составления и строгого соблюдения графиков подачи и работы ав-лей.

3. Создание подъездных путей и площадок для маневрирования автомобилей(особенно с прицепом)

Б)Рациональную укладку грузов, применение съемных щитов(наращивание кузова в верху)

В)Правильное размещение грузов в кузове, способствующее равномерному распределению весовой нагрузки на весовую часть и облегчению управлением ТС

Г)Оптимальные режимы движения автомобилей на соответствующих участках пути с учетом состояния дорожного покрытия, обзорности, ПДД

Д) Максимальное использование рабочего времени водителей в рамках законодательства

2.Груз – товар в процессе перевозки, т.е. товар есть объект перевозки

Классификация грузов грузоперевозчиками по разным критериям. Грузы могут различаться своей принадлежностью к той или иной отрасли хозяйства(с/х, строительные). Также различают грузы по назначению: сырье, готовая продукция, топливо и т.д., по видам подвижного состава и по транспортным признакам(объем, габариты и т.д.)

Один и тот же груз может классифицироваться по разному, в зависимости от выбранного признака, однако  существуют грузы, постоянно  относящиеся к одному классу. Классификация таких грузов выглядит таким образом:

Опасные грузы – такие грузы, при неправильной транспортировке которых может произойти порча имущества, причинен вред здоровью, а также окружающей среде(газ, аммиак, бензин)

Скоропортящиеся грузы –  к ним относятся грузы, к хранению которых применяются особые условия (влажность, температура). Доставка таких грузов осуществляется в максимально короткий срок, так как они могут прийти в негодность. В основном к таким грузам относятся пищевые продукты.

Крупногабаритные и тяжеловесные грузы – грузы, которые обладают нестандартными габаритами, массой, объемом. Их транспортировка затруднена, т.к. такой груз невозможно перевезти стандартными способами. Для таких грузов приходится иногда подбирать специализированные ТС, 

Разрабатывать  особые маршруты их перевозки. Примером такого груза может служить жилой дом, бурильная установка, генераторы и т.д.

Живые грузы – под классификацию груза данного вида попадают с/х животные. Очень часто люди, отправляясь в путешествие берут с собой домашних питомцев.

После освоения массового выпуска универсальных грузовых автомобилей( бортовых) потребовалось решения ряда вопросов, связанных с перевозкой отдельных видов грузов: сыпучих, скоропортящихся и наливных. Это послужило толчком для выпуска на базе подвижного состава общего назначения специализированного подвижного состава( самосвалов, изотермических фургонов и цистерн)

3.Упаковка – комплекс средств по подготовке предметов к перемещению и хранению, обеспечивающие их сохранность, а также материалы, используемые для этих целей(тара)

Основными признаками, по которым классифицируют тару и упаковку является:

Назначение

Материал

Состав

Конструкция

Технология производства

Рассмотрим каждый из этих признаков:

1.По назначению тару и упаковку можно разделить на производственно – транспортную и потребительскую.

1.1 Производственная тара — предназначена для  выполнения внутрицеховых, внутризаводских и цеховых перевозок.

1.2 Транспортная тара представляет собой самостоятельную тр-тную единицу и предназначена для перевозки, складирования и хранения продукции.

1.3.Потребительская тара и упаковка – предназначены для продажи населению товара. Они являются частью товара и входят в его стоимость, а после реализации переходят в полную собственность потребителя.

2.В зависимости от применяемого материала тару подразделяют на железную, деревянную, пластиковую и т.д.

3-4 Упаковку классифицируют по составу(тара и вспомогательное упаковочное средство) по различным конструктивным признакам( форме, размерам)

5.В зависимости от технологии изготовления различают выдувную, литьевую, прессованную, термоформованную и сварную.
4.Хранение на складе товаров может проходить различными способами, при различных режимах, но правила и требования остаются едиными и требуют их соблюдения. Основные из них гласят:

А) тара, в которую грузы укладываются на хранение, должна быть исправной, чистой, прочной с возможностью ее транспортировки, погрузки, выгрузки и штабелирования, как ручным, так и механизированным способом.

Б) Места складирования должны быть подготовлены для хранения: очищены, выровнены.

В) Складирование происходит по технологическим картам, которые должны быть оформлены в виде плана склада с точным указанием мест и размеров складирования, размеров проходов и проездов

Г) Оборудование должно быть готова к  технологическим операциям, иметь маркировку о предельно допустимой нагрузке.

Д)Грузы должны размещаться так,  чтобы предотвратить их падение, но вместе с тем меть свободный к ним доступ.

Е) Недопустима укладка грузов в плотную к стенам или друг к другу. Расстояние между грузом и стеной должен быть не менее 1м.

Ж) Укладка грузов штабелем должна быть устойчивой, между  штабелем должен быть проход установленной ширины, высота штабеля при ручной погрузке до 3м, при механизированной до 6м

Хранение на складе должно осуществляться по определенному режиму хранения, что  обеспечивает полную сохранность товаров и их свойств. Режим хранения – совокупность таких показателей как температура, влажность, освещенность, сроки хранения. Он должен соответствовать стандартам, содержащихся в нормативно- технической документации, основными из которых являются государственные стандарты. Госты  устанавливают требования к режимам хранения, способам размещения, способам хранения, в зависимости от вида груза, тары и упаковки.

На складе, в зависимости от вида, условий хранения, методики складских операций производят хранение несколькими способами:

А) Сортовой – в зависимости от сорта товара. Товары размещаются отдельно друг от друга в целях оптимального использования площади склада и оперативного контроля за расходом товара разного сорта. Недостаток – необходимость выделять товар одного сорта по различной ценовой категории, что увеличивает объем работы персонала.

Б) Партионный – каждая партия товара, поступившая на склад по одному документу не зависимо от наименований товара хранится отдельно. Это дает возможность легко контролировать оплату  за эту партию и проводить инвентаризацию. Недостаток – не рациональное использование площади склада.

В) Партионно-сортовой( самый распространенный) – каждая партия товаров хранится отдельно, но внутри товары разбиваются по сортам и хранятся отдельно друг от друга.

Г) По наименованиям – производится индексация мест хранения для поиска товаров одного наименования.

Рациональная схема размещения товаров разрабатывается персонально для каждого склада, т.к. от способа хранения зависит еще и организация складского учета.

Склад выполняет множество функций, одна из которых – хранение, которое можно оптимизировать путем рационализации способов укладки грузов на складе. Для этого в настоящее время используют  различные методы. Из которых наиболее доступным считается метод «парето» — метод разделения множества управляемых объемов на основе математической статистики.Суть метода в том, что из общего объема хранящихся на складе грузов, лишь 20% являются наиболее использованы и  составляют 80% грузооборотов всего склада. Используя этот метод  проводится анализ выдачи грузов, выделяются эти 20% наиболее использованных грузов, которые перемещают в горячую зону( место склада, где хранение  наиболее доступно и удобно для погрузки и инвентаризации), т.е. достигается минимизация. Остальные 80% грузов располагаются по всей площади склада с максимальной его загрузкой. Еще один метод – метод «АВС», который аналогичен методу «Порето» и  используется при больших объемах разнородных  грузов, а для оптимизации выделяют 3 категории грузов и 3 зоны склада под эти грузы – зона горячего хранения, среднесрочного хранения, долговременного хранения.

Склад должен быть оптимально организован для хранения. Поэтому  кроме правильного режима хранения, способа хранения необходимо выбрать и оптимальный способ укладки, определенный свойствами и видом груза, особенностями его упаковки а также оснащение склада.

Существует 2 основных способа укладки грузов на хранение.

1.штабельная укладка – хранение грузов, затаренных в  ящики, мешки и т.д., которые имеют правильные геометрические формы и возможность воспринимать значительную нагрузку.

2.стелажная укладка – применима для разукомплектованных грузов и заключается в их хранении на полочных стеллажах.
Лекция 12

Технологические основы организации пассажирских перевозок.

1.       Структура перевозочного процесса.

2.        Краткая информация о пассажирских устройствах.

3.       Условия взаимодействия видов транспорта при выполнении пассажирских перевозок

1

Перевозочный процесс при перевозке пассажиров – это процесс перемещения включая продажу билетов и формирование пассажиропотоков (учёт транспортной схемы и передвижений при планировании и строительстве населенных пунктов) посадку и высадку пассажиров а так же подачу транспортных средств.

В результате транспортного процесса пассажиры доставляются на определенное расстояние  и при этом совершается транспортная работа равная произведению количества перевезенных пассажиров на расстояния их перевозки. Циклом транспортного процесса называется законченный комплекс операций, необходимых для доставки пассажиров. При перевозке пассажиров  , циклом транспортного процесса является рейс – совокупность операций при движении автобуса от начального до конечного пункта маршрута. В связи с этим цикл транспортного процесса при перевозке пассажиров включает движение автобуса на перегонах, простои на промежуточных остановках и отстой автобусов на конечных остановках.

Структура транспортного процесса при перевозке пассажиров включает:

1.        маркетинг пассажиропотоков

2.       Разработку на основе материалов обследований пассажиропотоков, рациональных маршрутных схем

3.       Выбор типа и определение необходимого количества подвижного состава для перевозок пассажиров

4.       Нормирование скоростей движения

5.       Выбор систем организации движения автотранспорта с использованием рациональных режимов труда водителей

6.       Оперативный контроль за работой автомобильного подвижного состава

7.       Координацию работы автотранспорта с другими видами транспорта

8.       Применение экономико-математических методов и расчетов для повышения эффективности использования подвижного состава и снижение затрат на перевозки
2 краткая информация о пассажирских устройствах

Под пас-ми устройствами будем понимать:

1.       Механические транспортные средства, которыми осуществляется перевозка пассажиров (автобус, легковой автомобиль, такси)

2.       Пассажирские станционные сооружения – автовокзал, автостанция и автокасса, предназначенные для обслуживания пассажиров

3.       Остановочные пункты – установленные место остановки пассажирских ТС, следующих в регулярном сообщении, предназначенные для посадки/высадки пассажиров, обозначенные и обустроенные соответствующим образом в том числе может быть оборудовано павильёном с билетными кассами

Легковой автомобиль – такси – это легковой автомобиль, оборудованный таксометром, имеющий отличительные соответствующие знаки обслуживания и используемый для выполнения коммерческих перевозок пассажиров

Автовокзал – это пассажирский терминал, включаемый зал ожидания (не менее 75 мест для сидения пассажиров) камеры хранения, билетные кассы, пункт питания, туалет, пирон для пассажиров, площадку для стоянки и посты для уборки и осмотра пассажирских ТС

 Автостанция – пассажирский терминал, включающий зал ожидания (до 75 мест для сидения пассажиров), билетные кассы, пирон для пассажиров, площадку для стоянки пассажирских ТС

 При оформлении пассажирских станционных сооружений должны быть соблюдены следующие требования ( СТБ 1389 – 2003)

1.        На фасаде или крытые пассажирские здания пассажирского станционного сооружения должна быть установлена надпись – АВТОВАКЗАЛ, АВТОСТАНЦИЯ. АВТОКАССА. Размеры надписи должны соизмерятся с размером здания

2.        У входа в здание автовокзала/автостанции должны быть помещена табличка с наименование организации, информацией о ёё принадлежности и режиме работы

3.        Обязательная визуальная информация  пассажирского станционного сооружения должна наносится на таблицы, схемы, указатели и включать в себя :

-расписания отправления и пребывания автобуса

-таблицу расписаний и тарифом на проезд

-вписку из правил перевозки пассажиром автотранспортом

-перечень категорий граждан, которые имеют права внеочередного приобретения билетов

-схему эвакуации людей из помещения в случае пожара

-указательные и справочные таблички, содержащие информацию о месте расположения и порядке работы служебных помещений

-схема размещения помещений ми служб

-схема маршрутов следований

-схема безопасного движения пешеходов по территории объекта

 СТБ -13.59-2003 так же содержит в себе требований ко всем перечисленным в пункте 3 элементам

 При оформлении остановочных пунктов автобусов, выполняющий регулярные перевозки пассажиров должны быть соблюдены следующие требования (СТБ 1389 – 2003)

1.       Остановочные пункты пассажирских ТС должны быть оборудованы специальными дорожными знаками и в зависимости от назначения специальными указателями остановки, содержащие информацию для пассажиров

2.       Указатели –ОСТАНОВКА АВТОБУСА должен содержать следующую информацию;

1.Для городских маршрутов при интервалах движения автобуса до 15 минут, наименование остановки, номер и название конечных пунктов маршрута, время начала и окончания движения на денной остановке, максимальные интервалы движения по часам, дни работы

2. для городских маршрутов при интервалах движения более 15 минут – наименование остановки, номер и названия конечного пункта маршрута, расписание движения по данной остановке по часам и минутам по будним и выходным дням

СТБ 1389 – 2003 так же содержит в себе требования к оформлению мест автомобилей такси, автобусов экспрессного сообщения, внутреннему и внешнему оформлению  самих пассажирских ТС.

   Пример оформления указателей «остановка автобусов»:

3,

Основная масса как пассажирских так и грузовых перевозок осуществляется с участием 2-х и более видов тр-та. Технический аспект взаимодействия видов тр-та сводится к конструктивной и мощностной унификации всех элементов и звеньев различных видов.

Для этого требуется:

1.        Согласование пропускной и перерабатывающей способности видов тр-та.

2.        Увязка параметров подвижного состава (пассажировместимости)

3.        Планировка устройств узла, поточность элементов и их достаточность

4.        Создание надежной и удобной системы связи, автоматизированной системы управления.

Организационный аспект взаимодействия видов тр-та обеспечивает:

1.      Совместной разработкой документации по улучшению эксплуатационной работы. (например контактных графиков)

2.      Принятие единой системы оперативного планирования текущей работы. Суточные и сменные планы введения единого времени и порядка обмена информацией
Одним из способов системы оперативного планирования текущей работы. Суточные и сменные планы введения единого времени и порядка обмена информацией.

Одним из способов получения эффекта является безпересадочные сообщения.  На ЖД – замена у вагонов колесных тележек пассажирских поездов. На водном тр-те – применение судов типа «река-море» суда же можно отнести трейлерные перевозки – система перемещения ЖД-вагонов на специальных платформах по автомобильному шоссе получателю.
Лекция №13

Качество транспортного обслуживания

1)     
Виды сервисного обслуживания

2)     
Роль транспортно-экспедиционных услуг в процессе организации транспортного сервиса

3)     
Финансово-кредитное обеспечение транспортного сервиса

1)    
Виды сервисного обслуживания

Транспортные услуги, как и все прочие, основываются на 7 основных положениях и правилах:

1)каждая оказываемая услуга уникальна для получателя

2)в конечном итоге от оказанной услуги не остаётся ничего, кроме восприятия информации

3)услуга не может быть рециклирована

4)услуги нельзяaнарабатывать про запас

5)оказанную услугу нельзя отремонтировать

6)оказанная услуга не может быть выполнена вновь

7)память о хорошей услуге мимолётна, плохая помнится долго
В последнее время важность и значимость услуг постоянно возрастает, расширяется индустрия услуг  и всё большее количество компаний и работников включаются в неё. Целый ряд посредников становится предприятиями транспортного сервиса, в которых услуги непрерывно связаны с перемещением людей и реализацией товаров.

Сфера услуг должна функционировать таким образом, чтобы полностью удовлетворять требованиям населения с возможно малыми затратами. Однако на сегодняшний момент нет широко используемых эффективных количественных методов оценки качества услуг в связи со следующими их особенностями:

а) неосязаемость услуг

б) потребитель услуг зачастую сам участвует в процессе оказания услуг

в) потребитель услуг не становится их собственником

г) оказание услуг – это процесс и он не может быть протестирован перед оплатой

д) процесс оказания услуг может состоять из системы более мелких действий, тогда как качество зависит от итоговой оценки
Наиболее значимыми компонентами при оценке качества предоставляемых транспортных услуг могут выступать следующие:

 -среда (чистота салона ТС, его оборудование аудио и видео техникой, внешний вид ТС и обслуживающего персонала)

-надёжность (отсутствие срывов и опоздания рейсов)

-ответственность (гарантия исполнения услуг, желание персонала помочь потребителю)

-законченность (наличие необходимых навыков, конкретных знаний и компетентность персонала)

-комфортность (та обстановка и условия, в которых осуществляется поездка с точки зрения удобства)

-безопасность (отсутствие риска и недоверия со стороны пассажиров)

-вежливость

-коммуникабельность (способность персонала общаться с пассажирами в доступном и понятном им стиле)
Когда потребитель услуг оценивает их качество, он сравнивает фактические величины параметров качества с ожидаемыми, и если они совпадают или оказываются близкими, то качество считается удовлетворительным. Например потребительские ожидания пассажиров основываются на следующих параметрах:

А) личных потребностях (личностных представлениях пассажира о качестве, его запросах и характер его взглядов)

Б)прошлого опыта(на подобных услугах, оказываемых ему в прошлом)

В) внешних коммуникаций (информация поступающая от поставщика услуг через средства массовой информации)
Спрос на услуги транспорта во многом зависит от развития имеющихся видов транспорта в регионе, степени их интеграции в единую систему, уровня тарифов по видам транспорта, ассортимента и качества предоставляемых услуг. Рассматриваются 2 направления в области организации транспортных услуг

1)     Приспособление и увеличение предлагаемых услуг к специфическим  требованиям пассажиров

2)     Активное формирование спроса на услуги транспорта с целью прибыльной реализации уже имеющихся услуг

В настоящее время всё большее значение начинают приобретать вопросы повышения уровня транспортного обслуживания пассажиров, которые тесно связаны с проблемой сервиса и качества предоставляемых услуг. Под качеством следует понимать совокупность свойств и характеристик услуги, которые придают ей способность удовлетворять необходимые потребности.

Одним из важнейших вопросов транспортного обслуживания является цена как ожидаемая компенсация за общий пакет услуг, который предлагают потребителю. Определить цену на услугу гораздо сложнее, чем на саму транспортировку, т.к. во многом цена услуг зависит от восприятия клиентом всей системы обслуживания. Выбор оптимального уровня обслуживания пассажиров определяется динамикой величины затрат. Для выполнения рационального уровня обслуживания сопоставление расходов, доходов и прибыли, реализуя принцип компромиссного решения, при котором достигается наилучшее соотношение между тарифами и уровнем обслуживания, между расходами и доходами. Фактически процедура сводится к сопоставлению затрат, связанных с увеличением уровня обслуживания, с потерями доходов, которые растут при уменьшении числа и качества услуг. В результате такого сопоставления находят некоторый оптимум уровня обслуживания. (см. рисунок)
С увеличением уровня обслуживания растут расходы по нему, но уменьшаются потери доходов от снижения уровня обслуживания.
Если рассматривать конкретные показатели качества, например пассажирских перевозок, то среди них можно отличить следующие:

1)коэффициент качества

2)усовершенствованный показатель качества
При оценке качества грузовых перевозок, можно использовать такие показатели, как скорость доставки, сохранность перевозимой продукции, стоимость доставки, наличие дополнительных транспортно-экспедиционных услуг.    продолжение
–PAGE_BREAK–