Лекции по уголовному праву Республики Казахстан


Курс виртуальных лекционных занятий
ТЕМА 1.  УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН.  2ч.
Одним из центральных разделов в изученииуголовного права является уголовный закон.
Уголовный закон – этонормативный акт, принимаемый Парламентом РК, устанавливающий общие положенияуголовного права, определяющий, какие общественно опасные деяния являютсяпреступлениями и устанавливающий за них наказания, регламентирующий основанияосвобождения от уголовной ответственности и наказания. Уголовноезаконодательство Республики Казахстан кодифицировано, и основным уголовнымзаконом является УК РК. Он был принят 16 июля 1997 года и вступил в силу с1.01.1998 г.
Уголовный закон являетсяединственным источником уголовного права, если речь идет о формальномисточнике, т.е. в соответствии с формой документа. Это вытекает из содержанияст. 3 УК. Положения УК являются обязательными и непреложными, соблюдениекоторых является обязанностью должностных лиц и всех граждан. Но статьиуголовно-правового характера можно обнаружить и в Конституции РК (запрет навыдачу иностранному государству гражданина РК; об обратной силе; о смертнойказни; о запрете аналогии закона). Это так называемый материальный (по содержанию)источник уголовного права. К этому же характеру источника можно отнести и нормымеждународного права, касающиеся уголовно-правовых вопросов (различного родаКонвенции); нормативные постановления Верховного Суда РК.
Как и уголовное право, система уголовногозаконодательства содержит две части. Обе части представляют в совокупностиорганическое единство, но вместе с тем существенно различаются по характерусодержащихся в них норм.
Общая часть состоит из 7разделов, каждый из которых включает нормы, раскрывающие общие положения,касающиеся самого преступления и видов наказания. Особенная часть включает 16глав, статьи которых описывают конкретные преступления с точным указанием видови сроков наказания за них.
Как Общая, так и Особеннаячасти делятся на статьи. Каждая статья в свою очередь содержит одну илинесколько частей с соответствующей нумерацией.
В структуре правовой нормывыделяют три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но такая структурахарактерна лишь для норм некоторых отраслей права. Уголовно-правовые нормыотличает специфика их построения.
Исходя из понимания гипотезыкак условия, при котором применяется правовая норма, очевидно, что ее функции вуголовном законе выполняют статьи Общей части. В нормах же Особенной частигипотеза подразумевается в виде условия, чтобы избежать излишней громоздкостиописания конкретного преступления. Поэтому в статьях Особенной части выделяютдиспозицию и санкцию.
Диспозиция – это частьстатьи, содержащая определение конкретного преступного деяния. Содержаниедиспозиций отличается большим разнообразием. В зависимости от особенностейпостроения диспозиции подразделяются на четыре основных вида: простые,описательные, бланкетные и ссылочные.
Простая диспозиция тольконазывает преступное деяние, не раскрывая его признаков: статья 125 УК  — «Похищение человека», статья 126 УК  — «Склонение к потреблению наркотическихсредств или психотропных  веществ».Описательная диспозиция называет преступление и непосредственно в законеопределяет его признаки: статья 175 УК – «Кража», статья 120 УК –«Изнасилование». Бланкетной является диспозиция, которая в самом уголовномзаконе не определяет признаков преступного деяния, а отсылает к другим закономили нормативным правовым актам. Например, бланкетными диспозициями являютсястатьи об ответственности за «Нарушение правил охраны труда» — статья 152 УК,«Нарушение законодательства о континентальном шельфе РК и об исключительнойэкономической зоне РК»  — статья 284 УК.Ссылочной называется диспозиция, которая не содержит признаков преступления, аотсылает к другой статье или части статьи уголовного закона, где эти признакиназваны или раскрываются. Ссылочными являются диспозиции статей 106, 209, 297УК.
Санкция – это часть  статьи Особенной части, определяющая вид иразмер наказания. Статьи уголовного закона содержат относительно-определенные,альтернативные и смешанные санкции (содержащие элементыотносительно-определенных и альтернативных).
Относительно-определеннаясанкция указывает на вид и размер наказания. Такая санкция предоставляет судувозможность широкой индивидуализации. Выделяют два ее основных вида:  санкция, определяющая только высший пределуголовного наказания, и санкция, предусматривающая как высший, так и низший пределы.Примером санкции первого вида могут служить санкции части первой статьи 101 УК– «Причинение смерти по неосторожности»; части второй статьи 134 УК – «Подменаребенка» и т.д. При этом низшим пределом наказания является минимальный размер,установленный для данного вида наказания. Если это лишение свободы – 6 месяцев,ограничение свободы – 1 год, штраф – в размере 25 месячных расчетныхпоказателей, установленных законодательством Республики Казахстан или в размерезаработной платы или иного дохода осужденного за двухнедельный период.
Разновидностьюотносительно-определенных санкций второго вида выступают санкции,предусмотренные статьями 162 УК  — «Наемничество», частью второй статьи 181 УК – «Вымогательство», 241 УК –«Массовые беспорядки».
Альтернативная санкциясодержит указание на два или несколько основных наказаний, из которых лишь одноизбирается судом. Например, за совершение убийства в состоянии эффекта (ст. 98УК) альтернативно может быть назначено ограничение свободы или арест, илилишение свободы. Небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 253 УК)наказывается исправительными работами или ограничением свободы, или арестом,или лишением свободы.
В нормахо действии уголовного закона в пространстве последовательно осуществляются дваосновных принципа – принцип территориальности и принцип гражданства.
Всоответствии со статьей 6 УК лицо, совершившее преступление на территории РК,подлежит ответственности по настоящему Кодексу. Территория РК в существующихграницах является целостной, неделимой и неприкосновенной. Статья 1 Закона «Огосударственной границе РК»от 13 января 1993 г. следующим образом определяетпределы этой границы: «Государственная граница РК есть линия и проходящая поней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории – суши, вод, недри воздушного пространства Казахстана. Государственная граница определяетсямеждународными договорами РК, ратифицированным Парламентом РК».
Государственнаяграница устанавливается:
на суше –по характерным точкам и линиям рельефа или ясно видимыми ориентирам;
на море –по внешнему пределу территориального моря РК. К территориальному морю относятсяприбрежные морские воды, ширина которых определяется международными договорамиРК, ратифицированными Парламентом РК.
ТерриториейРК являются внутренние воды: воды портов, ограниченные линией, проходящей черезнаиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений,портов, воды рек и иных водоемов, берега которых принадлежат РК.
НаКаспийском море акватория, относящаяся к внутренним водам, определяется международнымидоговорами РК, ратифицированными Парламентом республики.
Уголовныйзакон действует и в случае совершения деяний на континентальном шельфе и висключительной экономической зоне РК (ч. 2 ст. 6 УК). Шельф – примыкающая ктерриториальному морю до определенной глубины (до 200 и глубже) поверхность инедра морского дна, позволяющие вести разработку естественных богатств. Недра –часть природной среды, которая может быть использована для удовлетворенияхозяйственных и иных нужд, охватывающая пространство под поверхностьюсухопутной и водной территорий. Исключительная экономическая зонаустанавливается в морских районах, за пределами территориальных вод. Ее границыопределяются международными договорами.
Границейвоздушного пространства является вертикальная поверхность, проходящая надсухопутной и водной территориями, в том числе и над территориальными водами.
Частьтретья статьи 6 УК регулирует порядок ответственности за совершениепреступлений на судах, осуществляющих плавание или полет под флагом РК. Еслисовершается преступление на судне, приписанном к порту РК и находящемся воткрытом водном или воздушном пространстве, ответственность наступает по УК РК.Военные воздушные суда и военные корабли РК всегда рассматриваются частью еетерритории, независимо от места их нахождения, т. е. как во время пребывания ихв открытом море или воздушном пространстве, так и в территориальных водахдругого государства либо во время стоянки в иностранном порту.
Единственноеизъятие из территориального принципа действия уголовного закона сделано наначалах взаимности для глав и членов дипломатического персоналапредставительств иностранных государств. В части четвертой статьи 6 УКопределено, что вопрос об уголовной ответственности дипломатическихпредставителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуютсяиммунитетом, в случаях совершения этими лицами преступления на территории РК,разрешается в соответствии с нормами международного права.
Дипломатическийиммунитет – совокупность прав и привилегий, предоставляемых иностраннымдипломатическим представительствам, их главам и сотрудникам. Нормымеждународного права, регулирующие вопросы дипломатического иммунитета,кодифицированы в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.
Иммунитетпредставительства иностранного государства заключается в том, чтонеприкосновенными являются помещения дипломатического представительства. Властигосударства пребывания не имеют права проникать в эти помещения иначе как ссогласия главы дипломатического представительства. Дипломатический иммунитетпредставителя иностранного государства состоит в том, что он пользуется личнойнеприкосновенностью: глава представительства не может быть арестован илизадержан, его нельзя привлечь к уголовной ответственности в судебном порядке.Личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной юрисдикции пользуютсяпосол, посланник, поверенный в делах и члены дипломатического персоналапредставительства. К последним отнесены: советники, торговые представители,военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, а также их помощники изаместители. Личная неприкосновенность и иммунитет от уголовной ответственностираспространяется также на членов семей этих лиц при условии, что эти членысемьи проживают с указанными лицами и не являются гражданами данногогосударства.
На основевзаимности личной неприкосновенности и иммунитетом пользуются сотрудникиадминистративно-технического персонала и проживающие вместе с ними члены семей,если они не являются гражданами данного государства. Причем таким правом онипользуются только в случае совершения ими преступных действий при исполнениислужебных обязанностей.
Дипломатическийиммунитет отнюдь не означает исключения преступности и наказуемости лиц,пользующихся таким правом. Закон устанавливает, что вопрос об уголовнойответственности названных лиц разрешается дипломатическим путем. В принципеисключается не преступность и наказуемость, а возможность привлечения куголовной ответственности и рассмотрению уголовного дела по закону РК. Согласностатье 28 Указа Президента РК, имеющего силу Закона, от 19 июня 1995 г. «Оправовом положении иностранных граждан в РК» такие лица выдворяются за пределыРК.
Согласночасти второй статьи 6 УК преступлением, совершенным на территории РК,признается деяние, которое начато или продолжилось, либо было окончено натерритории РК.
Ни втеории, ни на практике не возникает проблемы определения места совершенияпреступления в отношении формальных составов, в которых вредные последствиянаходятся за его пределами: им считается место выполнения соответствующегодействия (бездействия). Например, местом совершения шпионажа является место,где учинено хотя бы одно из действий, предусмотренных в статье 166 Ук. Еслипохищение сведений, содержащих государственные секреты, имело место натерритории Казахстана,  а передача должнабыла состояться в другом государстве виновные, то виновный подлежитответственности по Уголовному кодексу РК.
Аналогичнымобразом решается вопрос и в отношении материальных составов. Ответственность поуголовному законодательству РК предусматривается независимо от местафактического наступления последствий.
Вотношении преступлений, совершенных в соучастии, следует исходить из того, чтоместом совершения будет та территория, где исполнителем совершено преступлениеили покушение на него, независимо от места выполнения действий организатором,подстрекателем или пособником.
Нодействие уголовного закона в пространстве не ограничивается только принципомтерритории. Оно дополняется и принципом гражданства, согласно которому, еслиграждане РК совершают преступление вне пределов РК, они отвечают по уголовнымзаконам РК, если они за содеянное не понесли наказание по приговору судадругого государства.
Законом«О гражданстве РК» от 20 декабря 1991 г. определено, что гражданами РК являютсялица, которые постоянно проживают  в РКна день вступления в силу настоящего закона и которые обрели гражданство всоответствии с настоящим законом. Статья 6 этого же закона гласит: «Лица, находящиесяна территории РК и не являющиеся ее гражданами, пользуются всеми правами исвободами, а также несут все обязанности, установленные Конституцией, законамии межгосударственными договорами РК …». Лицами без гражданства признаютсялица, не имеющие доказательств принадлежности к гражданству какого-либогосударства.
Действиеуголовного закона в отношении граждан РК, а также лиц без гражданства,совершивших преступления за пределами РК, определяется статьей 7 УК. Указанныелица подлежат уголовной ответственности по УК РК, если совершенное ими деяниепризнано преступлением в государстве, на территории которого оно былосовершено, при условии, что они не были осуждены в этом государстве. Наказаниепри этом не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной закономтого государства, на территории которого было совершено преступление.
Частьчетвертая статьи 7 УК определяет, что иностранцы, совершившие преступление запределами РК, подлежат ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступлениенаправлено против интересов РК,  и вслучаях,  предусмотренных международнымидоговорами РК, если они не были осуждены в другом государстве, то привлекаютсяк уголовной ответственности на территории РК.
При этомсудимость и иные уголовно-правовые последствия (неоднократность совершенногопреступления, признание наличия рецидива и т. д.) совершения лицом преступленияна территории другого государства не имеют уголовно-правового значения длярешения вопроса об уголовной ответственности этого лица за преступное деяние,совершенное в Казахстане, если иное не предусмотрено международными договорамиили если совершенное преступление на затрагивало интересов РК.
Например:К., неоднократно судимый за хищения в Узбекистане, отбыв последний срок,приехал к своим знакомым в Казахстан, где вновь совершил квартирную кражу.Действия К. не могут квалифицироваться по признаку неоднократности, а наказаниебыть более строгим, учитывая судимости в Узбекистане. Однако, если присовершении преступления в Узбекистане был причинен вред интересам Казахстана,такая судимость будет учитываться.
Частьтретья статьи 7 УК оговаривает случаи уголовной ответственности военнослужащихвоинский частей, дислоцирующихся вне пределов РК. Совершение преступлениятакими лицами на территории иностранного государства влечет уголовнуюответственность по законодательству РК.
Статьей 8УК урегулирован вопрос о выдаче лиц, совершивших преступление. Закономзакреплено, что не подлежит выдаче иностранному государству гражданин  РК, совершивший преступление на территорииэтого государства, если иное не предусмотрено международными договорами.Иностранцы и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов РК инаходящиеся на территории РК, могут быть выданы иностранному государству дляпривлечения к уголовной ответственности или отбыванию наказания в соответствиис международными договорами РК.
Выдачапреступников и осуществление уголовного преследования в отношении лиц странСодружества регулируется Минской Конвенцией о правовой помощи и правовыхотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятой 22 января 1993г. Согласно статьей 56 страны-участницы обязались по требованию выдавать другдругу лиц, находящихся на их территории для привлечения к уголовнойответственности или приведения приговора в исполнение. Выдача производится затакие деяния, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой сторон являютсянаказуемыми и предусматривают лишение свободы на срок не менее 1 года или болеетяжкое наказание (в случае привлечения к уголовной ответственности), или есливопрос о выдаче встает в связи с приведением приговора в исполнение приосуждении к лишению свободы на срок не менее 6 месяцев или к более тяжкомунаказанию.
В выдачеотказывают, если преступник является гражданином запрашиваемой страны. В этомслучае согласно статье 72 Конвенции страны-участницы осуществляют всоответствии со своим законодательством уголовное преследование противсобственных граждан за совершение преступления на территории запрашивающейстороны.
В статье2 данного договора предусматривается, что выдача производится за деяния,которые в соответствии с законодательством обеих договаривающихся сторонявляются преступлениями. В выдаче может быть отказано, если преступление, всвязи с которым направлена просьба о выдаче, совершено полностью или частичнона территории запрашиваемой договаривающейся стороны. Без согласиязапрашиваемой стороны выданное лицо не может быть привлечено к уголовнойответственности или подвергнуто наказанию в связи с иным преступлением, чем то,которое явилось основанием для выдачи. В просьбе о выдаче должны содержатьсясведения о наименовании запрашивающего учреждения, текст закона запрашивающейдоговаривающейся стороны, на основании которого деяние признается преступным,данные о личности,  в отношении которойнаправлена просьба о выдаче, указание о размере причиненного материальногоущерба. В течение 15 дней с момента получения просьбы о выдаче дается ответ орешении в отношении выдачи.
Действиеуголовного закона во времени регулируется статьями 4 и5 Уголовного кодекса.
Согласностатье 4 УК преступность и наказуемость деяния определяются законом,действовавшим во время совершения этого деяния.
Всоответствии с этим положением деяние может быть признано преступным инаказуемым только на основании закона, действовавшего во время его совершения.Действовавшим признается закон, вступивший в силу и не утративший ее вустановленном порядке.
Порядокразработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликованиязаконодательных и иных нормативных правовых актов республики регламентируетсяспециальным законом и регламентами Парламента и его Палат. Таким закономявляется Закон РК от 24 марта 1998 г. «О нормативных правовых актах».
Установленследующий порядок вступления в силу опубликованных уголовных законов:
а) еслисрок вступления в силу закона указан непосредственно в его тексте, то онсчитается вступившим в силу с момента наступления указанного срока (с моментаопубликования или конкретной даты);
б) есливремя вступления закона в силу не указано, он вступает в силу на всейтерритории республики по истечении десяти дней после официального опубликованияв официальных источниках. 
Согласностатье 4 УК временем совершения преступления признается время осуществленияобщественно опасного действия (бездействия), независимо от времени наступленияпоследствий.
Даннаянорма устанавливает единое правило определения времени совершения какматериальных, так и формальных составов преступлений.
Уголовныйзакон может прекратить свое действие (потерять силу) по различным основаниям:
а) отменыили признания его утратившим силу другим законом;
б) всвязи с заменой его новым законом по тому же вопросу;
в) еслиуголовный закон издан на определенный срок или в связи с каким-либо особымобстоятельством, то он прекращает свое действие по истечении указанного срокаили в связи с исчезновением указанных обстоятельств.
Исключениемиз общего правила действия уголовного закона во времени являютсяпредусмотренные законом правила об обратной силе уголовного закона,  сформулированные в статье 5 УК РК. 
Всоответствии с частью первой этой статьи закон, устраняющий преступность или наказуемость деяния, смягчающийответственность или наказание, или иным образом улучшающий положение лица,совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется налиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, втом числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющихсудимость.
Законом,устраняющим преступность или наказуемость деяния, признается закон, исключающийэто деяние из числа преступлений (т. е. об исключении его из УК) или отменяющийнаказуемость за это деяние.
Вопрос отом, смягчает ли новый закон наказание по сравнению с ранее действовавшим,должен решаться на основе сравнения диспозиции и санкции двух законов.
Принеизменившихся диспозициях новый закон является более мягким, если он:
1)заменяет один вид наказания другим – более мягким (например, лишение свободы заменяетсяисправительными работами). При решении вопроса о том, какое наказание являетсяболее мягким, следует руководствоваться статьей 39 УК, предусматривающей видынаказаний. Все наказания в этой статье расположены в определеннойпоследовательности – от менее строгих мер к более строгим;
2) вместоранее предусмотренного одного вида наказания (например, лишение свободы) всанкции нового закона вводит и другие более мягкие виды наказания (например,лишение свободы или исправительные работы, или штраф);
3)уменьшает максимум того же вида наказания (например, лишение свободы на срок от2 до 5 лет вместо лишения свободы от 2 до 7 лет);
4)уменьшает минимум того же вида наказания при этом же максимуме наказания(например, лишение свободы от 1 года до 5 лет вместо лишения свободы от 2 до 5лет);
5)отменяет дополнительное наказание, оставляя без изменения основное наказание;
6) принеизменности основного наказания смягчает вид и сроки дополнительного наказанияили придает обязательному дополнительному наказанию факультативный характер;
7) еслипо новому закону наказание одновременно и усиливается и смягчается по сравнениюс прежним законом, должен применяться закон, в соответствии с которым законкретное деяние может  быть назначеноболее мягкое наказание.  При этомизбранная мера наказания не должна превышать максимального предела наказания,установленного другим законом.
Законом,иным образом улучшающим положение лица, следует считать, например, закон,смягчающий вид исправительного учреждения осужденным к лишению свободы, вслучаях смягчения сроков наказания, необходимых для условно-досрочногоосвобождения, уменьшения сроков погашения и снятия судимости и в другихслучаях, улучшающих положение лица.
Правилооб обратной силе уголовного закона распространяется и на лиц, уже осужденных иотбывающих наказание или отбывающих наказание по старому, более строгомузакону, но имеющих судимость.
Еслиновый уголовный закон смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбываетнаказание, то назначенное наказание подлежит сокращению в пределах санкциивновь изданного уголовного закона (ч. 2 ст. 5 УК).
Всоответствии с частью третьей статьи 5 УК уголовный закон не имеет обратнойсилы в следующих случаях:
1) еслион устанавливает преступность или наказуемость деяния;
2)если  он усиливает ответственность илинаказание;
3) еслион иным образом ухудшает положение лица, совершившего соответствующее деяние.
Подтолкованием закона понимается выяснение подлинной воли законодателя, выраженноев законе, раскрытие его содержания. Толкование закона различается:
а) посубъекту (кто толкует) – аутентическое, легальное, судебное, доктринальное;
б) пообъему (т. е. круг деяний, на которые распространяется действие данного закона)– буквальное, распространительное, ограничительное;
в) поприемам (каким образом проводится толкование) – грамматическое,систематическое, историческое.
Аутентическоетолкование – это толкование, даваемое самим законодателем. Аутентическоетолкование имеет силу закона и имеет обязательный характер.
Легальнымназывается толкование, даваемое органом, специально на то уполномоченнымзаконом. Легальное толкование законов так же, как и аутентическое толкование,имеет силу закона и носит обязательный характер. Так, в соответствии с пунктом4 статьи 72 Конституции РК Конституционный совет РК «дает официальноетолкование норм Конституции».
Судебнымназывается толкование, даваемое судом при рассмотрении конкретного уголовногодела. Оно обязательно только по данному делу и после вступления приговора взаконную силу приобретает силу закона.
Особымвидом судебного толкования являются нормативные постановления ПленумаВерховного Суда РК. Особенность такого толкования заключается в том, что онодается не по конкретному уголовному делу, а на основе изучения и обобщениясудебной практике и судебной статистики по всем делам данной категории иобязательно для всех судов, других органов и должностных лиц, применяющихуголовный закон, по которому дано разъяснение. Примером такого судебноготолкования являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РК, данныев Постановлении от 23 апреля 1993 г. «О практике применения судамизаконодательства, регламентирующего ответственность за изнасилование».
Доктринальным(или научным) является толкование, даваемое научными учреждениями, учеными ипрактическими работниками в учебниках, монографиях, научно-практическихкомментариях, докладах и лекциях действующего уголовного законодательства. Ононе имеет обязательной силы,  но помогаетправильному пониманию и применению уголовного законодательства.
Буквальнымназывается толкование, когда закону придается смысл в точном соответствии с еготекстом. Этот вид толкования по объему, как правило, является наиболеераспространенным в практике.
Прираспространительном (расширительном) толковании закону придается более широкийсмысл, чем это вытекает из его буквального текста. В результатераспространительного толкования уголовный закон применяется к случаям,  непосредственно в тексте закона не названным,но и подразумеваемым в нем. Распространительное (расширительное) толкованиеследует отличать от аналогии, отмененной в уголовном праве. Если прираспространитель