Оглавление
Введение
Глава 1. Имя существительное какчасть речи
1.1 Общая характеристика именисуществительного
1.2 Лексико-грамматические разрядыимен существительных
Глава 2. Использование лексико-грамматическихразрядов имен существительных в печатной рекламе
2.1 Общая характеристика газеты «Present» и печатного рекламного объявления
2.2 Лексико-грамматические разрядыимен существительных в текстах рекламных объявлений рубрики «За стеклом, двери,рамы»
2.3 Лексико-грамматические разрядыимен существительных в текстах рекламных объявлений рубрики «Недвижимость»
2.4 Лексико-грамматические разрядыимен существительных в текстах рекламных объявлений рубрики «Работа»
2.5 Лексико-грамматические разрядыимен существительных в текстах рекламных объявлений рубрики «Финансы/право»
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Введение
Длятого, чтобы побудить людей к конкретному действию (выбору товара или услуги,голосованию за предполагаемого кандидата, участию в культовой акции) используютрекламу.
Наиболеераспространенной сферой рекламной деятельности является торговая реклама,предметом воздействия — товары, торговые предприятия, услуги, оказываемые этимипредприятиями. По своей сущности торговая реклама — это целенаправленноераспространение информации о потребительских свойствах товаров и различныхсопровождающих продажу товаров видах услуг, предпринятое для создания импопулярности, привлечения к ним внимания потребителей с целью создания спросана товары и услуги и увеличения их реализации. Прежде всего, реклама несет всебе информацию, обычно представленную в сжатой, художественно выраженной форме,эмоционально окрашенную и доходящую и доводящую до сознания и вниманияпотенциальных покупателей наиболее важные факты и сведения о товарах и услугах.(18, с.9)
Современныерекламные объявления в печатных изданиях содержат небольшой объем информации. Взависимости от вида товара или услуги, в текст рекламного объявлениявставляются слова, которые могут привлечь внимание читателя. Еслипроанализировать текст объявления, то можно увидеть, что больше всего вобъявлениях используются имена существительные. В зависимости от тематическойрубрики авторы включают в текст объявления имена существительные того или иноголексико-грамматического разряда, чтобы привлечь потенциального потребителя. Этои определило актуальность исследования в данной курсовой работе.
Объектомисследования вданной курсовой работе является имя существительное, как часть речи.
Предметомисследования являютсялексико-грамматические разряды имен существительных в печатной рекламе напримере газеты «PRESENT».
Цельюданной работы — выявитьлексико-грамматические разряды имен существительных в печатной рекламе ипроанализировать их использование.
Длядостижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику именисуществительного.
2. Охарактеризовать лексико-грамматическиеразряды имен существительных.
3. Дать общую характеристику газеты «PRESENT» и печатного рекламного объявления.
4. Проанализировать тексты печатной рекламына примере газеты «PRESENT» по тематическимрубрикам ЗА СТЕКЛОМ, ДВЕРИ/РАМЫ, НЕДВИЖИМОСТЬ, ФИНАНСЫ/ПРАВО и выделитьлексико-грамматические разряды имен существительных в данных текстах.
Курсоваяработа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы,приложения.
Глава1. Имя существительное как часть речи
1.1Общая характеристика имени существительного
Разнообразныепо своим значениям и грамматическим признакам слова современного русского языкаобъединяются в лексико-грамматические разряды слов, называемые частями речи.Среди слов современного русского языка выделяются прежде всего два больших,количественно неоднородных разряда слов — слова самостоятельные(знаменательные) и слова служебные, отдельную группу составляют модальныеслова, междометия и звукоподражания (6, с. 386).
Самостоятельныечасти речи либо называют предметы, качества, количество, состояния, действия,либо указывают на них (11, с. 387).
Самаямногочисленная группа слов в современном русском языке — это группа слов,относящаяся к имени существительному
Д.Э. Розентальпод именем существительным понимает «… часть речи, объединяющую слова сграмматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимыхкатегорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности» (14, с. 180).
П.А.Лекант дает следующее определение: «Имя существительное — это часть речи, обозначающаяпредмет и выражающая категориальное значение предметности в частных грамматическихкатегориях одушевленности/неодушевленности, рода, числа и падежа» (12, с. 195).
Именасуществительные как часть речи могут быть названиями конкретных предметов, вещей(стул, тетрадь, обруч), веществ (железо, кислород, золото), живыхсуществ и организмов (медведь, жук, бабочка), явлений объективнойдействительности (дождь, день, переворот), отвлеченных качеств и свойств(добро, мужество, синева), действий и состояний (отдых, бег, стирка),географические названия (Волга, Краснодарский край, Китай), лиц (бабушка,младенец, Петя Иванов) (13, с. 155). Следовательно, значение предметности — это отвлеченное грамматическое значение, свойственное всем
безисключения существительным. Для обнаружения грамматического значенияпредметности (особенно в тех случаях, когда необходимо ограничивать имясуществительное от других частей речи с близким лексическим значением; ср.: белизна- белый, сотня — сто, отдыхать — отдых) на практике используетсяподстановка местоименных слов кто и что с обобщенно-предметным значением.Причем в отличие от имен прилагательных, которые выражают свойства и качестване самостоятельно, а как принадлежащие предмету или явлению, именасуществительные выражают отвлеченные свойства и качества (радость,внимательность, доброта.) самостоятельно, независимо от тех предметов,явлений или понятий, которым эти свойства присущи. (4, с. 190)
Разницав выражении действий и состояний именами существительными, в отличие отглаголов, состоит в том, что действие или состояние, выраженное глаголом,всегда является протекающим во времени и обычно связано с производителем, в товремя в существительном это действие или состояние выражено абстрактно, всегдав отвлечении от производителя и вне протекания во времени. Именно этимотличаются друг от друга слова ходить и ходьба, спать и сон,пить и питье. (3, с.284)
Именасуществительные как слова предметного значения с морфологической точки зренияхарактеризуются родом, числом и падежом, а также категорией одушевленности инеодушевленности. Любое существительное, за исключением употребляющихся тольково множественном числе, обязательно относится к одному из трех родов, т.е.является или словом мужского (сентябрь, крик, писатель), или словомженского (вода, мышь, шея), или словом среднего рода (окно, резюме,решение). (9, с.265)
Каждоесуществительное представляет собой форму единственного (ср. товарищ, песня,чтение) или множественного числа (товарищи, песни, пляски).
Находясьв форме единственного числа, существительные или обозначают один предмет в рядуоднородных (зеркало, приказ, сомнение), или, если употребляются только вединственном числе, служат названием множества, являющегося в виде неразложимойсовокупности однородных предметов (студенчество, листва, профессура). Являясьв форме множественного числа, существительные или выражают неопределенноеколичество однородных предметов (зеркала, приказы, сомнения, сани, ножницы),или, если употребляются только в множественном числе, обозначают одинпредмет в ряду однородных (сани, тиски, ворота, ножницы, брюки). (3, с.124)
Особыезначения, по происхождению вторичные и непосредственно с понятием числа несвязанные, наблюдаются у отдельных разрядов форм единственного и множественногочисла в вещественных, абстрактных и собственных именах.
Всесуществительные обязательно являются словами, употребляющимися в том или иномпадеже (наступает весна — им. пад., надел шляпу — вин. пад., вышелв фойе — вин. пад., нашел в кустах — предл. пад.)
Все именасуществительные, наконец, являются в русском языке или словами, обозначающимиодушевленные (пионер, отец, слон, овца), или словами, обозначающиминеодушевленные предметы (коса, дуб, стол, ночь.).
Одушевленность/неодушевленностьи род — постоянные признаки существительного. Число и падеж — переменныепризнаки существительного: существительные могут изменяться по числам ипадежам.
Общекатегориальное значение предметности и частные морфологические категорииодушевленности/неодушевленности, рода, числа и падежа — это собственноморфологические признаки существительного, которые являются наиболее важнымипри характеристике имени существительного как части речи.
Синтаксическидля имен существительных наиболее характерным является употребление впредложении прежде всего в качестве подлежащих или дополнений (хотя они могут выступатьи как определения и
обстоятельства).Яркой особенностью существительных является также неограниченная способностьопределяться именами прилагательными, причастиями, местоимениями, и порядковымичислительными, которые в этом случае согласуются с ними в роде, числе и падеже (большойстол, играющие дети, наш дом, второй том два дома). (10, с. 261)
Именасуществительные могут входить и в сочетания с глаголом, наречием,безлично-предикативным словом (послать брату, шашлык по-грузински, жальбрата).
Взависимости от того, в функции какого члена предложения существительныевыступают, они употребляются в разных падежах, которые наряду с предлогамиявляются как бы показателями их синтаксических свойств. Если существительноевыступает в предложении в роли подлежащего, оно употребляется в формеименительного падежа, если оно является именной частью составного сказуемого,оно должно быть форме или именительного, или в творительного; в функции остальныхчленов предложения существительное употребляется в одном из косвенных падежей.(5, с. 293)
Особымиспецифическими чертами выделяется имя существительное как часть речи и с точкизрения словообразовательной. Как постоянно и весьма интенсивно пополняющийсяновыми образованиями разряд слов имена существительные имеют, с одной стороны,характерную только для них систему способов словообразования.
1.2Лексико-грамматические разряды имен существительных
Взависимостиот лексико-семантических и отчасти грамматических (морфологических) признаковвсе имена существительные делятся на несколько лексико-грамматических разрядов:1) нарицательные и собственные; 2) конкретные; 3) отвлеченные; 4)собирательные; 5) вещественные; 6) единичные (13, с. 200).
Средиимен существительных в зависимости от их смыслового значения выделяют двебольшие, но неодинаковые группы слов: имена существительные нарицательные иимена существительные собственные. Нарицательными называются именасуществительные, являющиеся обобщенными наименованиями однородных предметов,действий, состояний (ель, дерево, беготня), составляют большинство (11,с. 201). Им противопоставляется сравнительно небольшая группа именсуществительных собственных, которые служат для называния единичныхпредметов, отдельных лиц, животных с целью выделения их из ряда других,однородных с ними (Юпитер, Каир, Петров) (11, с.202). Анализом именсобственных занимается специальная лингвистическая дисциплина — ономастика.
Именасобственные и нарицательные различаются не только семантически. Каждой извыделенных групп присущи свои грамматические особенности. Например, еслибольшая часть имен нарицательных имеет формы и единственного и множительногочисла, то имена собственные, имеющие форму единственного числа, вомножественном числе, как правило, не употребляются. (Ср.: город — города,озеро — озера, но Ставрополь, Байкал). Во множественном числе именасобственные употребляются в том случае, если они 1)имеют только формумножественного числа (Великие Луки, Татры) 2)обозначают разных лиц,разные географические местности с одинаковым названием (в Европе естьнесколько Калининградов, сестры Ивановы) (3, с 39).
Границамежду именами нарицательными и собственными не всегда может быть проведенасовершенно четко, так как нередко происходит переход слов из одной группы вдругую.
Имянарицательное переходит в имя собственное, когда оно становится наименованиемединичного явления, что позволяет выделить его из других, однородных с ним: «Наука» — название спортивного общества, «Красавица»-название озера, «Пушок» — кличка собаки. Имена собственные такого рода обычно сохраняют частьзначений нарицательного имени: не видя собаки
Пушок,уже по одной кличкемы знаем, что шерсть у нее не гладкая: заранее уверены в красоте местностивокруг озера Красавица. Отсюда особая выразительность таких имен собственных,которые не полностью потеряли связь с именами нарицательными, ставшими поотношению к ним омонимами.
Имясобственное становится нарицательным, если им обозначается целый классоднородных явлений (например, именами ученых, открывших тот или иной закон,названы единицы измерения: вольт, ом, ампер). Если с именем собственным(обычно с именем литературного героя, иногда с именем исторического деятеля)связываются какие-то типические черты, свойственные целому кругу лиц, такое имясобственное употребляется как экспрессивное название носителя этих характерныхчерт: Хлестаков — наглый хвастун; молчалин — подхалим. Некоторые изтаких имен окончательно перешли в разряд нарицательных: ментор — наставник. (15,с. 253)
Особуюгруппу собственных имен представляют слова, являющиеся названия сортов, марок,типов изделий. Эти слова тоже служат для выделения, но не единичных предметов(как прочие имена собственные), а группы предметов, имеющих свои отличительныепризнаки. (3, с. 41)
Написьме семантико-грамматическое различие между собственными существительными исуществительными нарицательными подкреплено графически: имена собственные вотличие от имен нарицательных всегда пишутся с прописной буквы.
Нарицательныесуществительные бывают пяти типов: собирательные, вещественные, конкретные,единичные и отвлеченные.
Именасуществительные, употребляемые для обозначения совокупности однородных лиц илипредметов, как некоего неделимого целого, как коллективного единства, называютсясобирательными (листва, тряпье, студенчество). (13, с. 162).
Общеезначение собирательности в существительных заключается в выражении ими в формеединственного числа не одного лица или предмета, а
многих.Именно этим объясняется тот факт, что собирательные существительные являютсясоотносительными с формами множественного числа слов, обозначающих единичныепредметы или лица (тряпье — тряпки, листва — листья, студенчество — студенты.).
Грамматическисобирательные существительные характеризуются тем, что изменяются каксуществительные неодушевленные. Собирательные существительные имеют толькоформы единственного числа и не могут сочетаться с количественнымичислительными. В качестве количественного определения при собирательныхсуществительных могут быть использованы лишь отдельныенеопределенно-количественные наименования типа много, немного, мало. Например:мало родни, немного листвы.
Отсобирательных существительных следует строго отграничивать слова вроде: куча,груда, созвездие, полк, труппа, комиссия, стая, т.к. та или инаясовокупность, обозначаемая подобными словами, не имеет в себе никакоговыраженного в языковых формах оттенка множественности. Эти слова могут свободнообразовывать формы множественного числа (кучи, груды, толпы), а такжеупотребляться с неопределенно-количественными словами, дробными иколичественными числительными (два созвездия, много куч).
Именасуществительные, употребляемые для обозначения предметов действительности илилиц, называются конкретными (стол, стена, друг, сестра). (13, с.160).
Грамматическиконкретные существительные характеризуются тем, что обозначаемые ими предметы,явления и т.д. поддаются счету, поэтому могут быть определены обычнымицифровыми показателями (два стула, три друга). Такие существительныеимеют и формы единственного и формы множественного числа (стена — стены,стол — столы).
Разновидностьюконкретных существительных являются существительные единичные (сингулятивы).Эти существительные называют единичные предметы, выделенные из массы вещества илисовокупности
однородныхпредметов (горошина, снежинка, ребенок, студент). Значение единичностивыражается при помощи суффиксов -инк(а), -ин(а).
Срединарицательных имен существительных выделяется группа слов, которыеупотребляются для обозначения однородных по составу веществ, поддающихсяделению, измерению (но не по счету т.е. неисчисляемые). Такие существительныеназываются вещественными (9, с.181). К ним относятся наименованияхимических соединений и элементов, пищевых продуктов, сельскохозяйственных культур,растений, лекарств, полезных ископаемых, металлов, минералов, ягод, овощей,тканей, материалов (железо, сахар, уголь, горох, малина, цемент, белила,лен, творог, бархат, бязь, бронза, азот, сталь).
К числуграмматических признаков вещественных имен существительных относится то, чтоони не образуют форм числа, а либо имеют только формы единственного числа, либотолько формы множественного числа. При этом множественное число именвещественных может иметь разные значения, отличные от простой множественности.Часто это не собственно множественность (обозначения ряда одинаковыхпредметов), а скорее совокупность (объединение разных предметов). Наиболеераспространенными значениями являются обозначения сортов или видов веществ (смазочныемасла, высокосортные стали), изделий из вещества (гипсы, мраморы), обозначенияпространства, занятого этими веществами (воды, пески).
Именасуществительные, употребляемые для обозначения абстрактных понятий качества,действия и состояния, называются отвлеченными или абстрактными (белизна,красота, косьба, холод, тепло) (8, с.245). Грамматически отвлеченные(абстрактные) существительные характеризуются тем, что большая их часть имееттолько формы единственного числа (блеск, шум, добро, зло). Лишь немногиеиз отвлеченных существительных могут быть употреблены во множественном числепри конкретизации значения (радости жизни, красоты природы). Некоторые именаотвлеченные имеют только формы множественного числа (точнее, они оформленыграмматически как существительные множественного числа): каникулы, сумерки.
Внастоящее время осуществляется тенденция к расширению сферы употребления форммножественного числа у отвлеченных имен существительных (типа реальности,договоренности). Круг слов, способных принимать эти формы, значительноувеличился. В этом отчасти сказывается стремление языка к большей точности иконкретности высказывания. Особенно это заметно в специальном языке (например, акклиматизациирыб). Другая группа слов, активно принимающая формы множественного числа, — это отглагольные имена со значением действия (продажи, выборы). Распространеныони в сфере производственной, сельскохозяйственной, военной деятельности.
Такимобразом, мы видим, что в зависимости от семантических иформально-грамматических признаков, все имена существительные делятся нанесколько лексико-грамматических разрядов, которые неоднородны по своемусоставу.
Изучив ипроанализировав теоретический материал по теме лексико-грамматические разрядыимен существительных, нами были сделаны следующие выводы:
Во-первых,имя существительное является знаменательной частью речи, которое представляетсобой разряд слов, имеющих значение предметности и обладающих грамматическимикатегориями рода, числа и падежа, а также одушевленности и неодушевленности.
Во-вторых,одушевленность/неодушевленность и род — постоянные признаки существительного.Число и падеж — переменные признаки существительного: существительные могутизменяться по числам и падежам.
В-третьих,имя существительное мажет быть как главным, так и второстепенным членомпредложения.
В-четвертых,в современном русском языке выделяют несколько лексико-грамматических разрядовимен существительных: собственные и нарицательные; вещественные, собирательные,отвлеченные или абстрактные, конкретные и единичные.
Глава 2. Использованиелексико-грамматических разрядов имен существительных в печатной рекламе
2.1Общая характеристика газеты «Present» и печатного рекламного объявления
Специалистысчитают, что российский потребитель лучше усваивает информацию из печатнойрекламы — она не раздражает, ее можно рассматривать долго и в любое удобноевремя.
Дляанализа печатной рекламы в курсовой работе мы использовали материалыинформационно-рекламной газеты «Present».Газета выходит в печать с июля 1994 года, ее тираж составляет 200 000 экземпляров.Издание зарегистрировано 16.06.1994. Региональной инспекцией по защите свободыпечати и массовой информации (г. Самара); перерегистрирована 04.02.2007Поволжским управлением Федеральной службы по надзору за соблюдениемзаконодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.Газета распространяется бесплатно. С 1994 года по настоящее время напечатанобыло более 2500 номеров. Учредитель — ЗАО «Редакция газеты «ПРЕЗЕНТ»
В работемы анализируем рекламные объявления, напечатанные в номере, выходящим каждуюсреду. Этот номер имеет восемь полос. Отличие этого номера заключается в том,что рекламные объявления располагаются по рубрикам: МАСТЕРОК, ИНТЕРЬЕР, ЗАСТЕКЛОМ, НЕДВИЖИМОСТЬ, ИНФОРМ, КАПИТАЛЪ, PRO АВТО, ФИНАНСЫ, ПРАВО, АВТОПЕРЕВОЗКИ,РЕМОНТ/САНТЕХНИКА, ДВЕРИ/РАМЫ, УСЛУГИ, МЕДИЦИНА/КОСМЕТОЛОГИЯ, ПРОИЗВОДСТВО/СТРОИТЕЛЬСТВО,ТРАНСТПОРТ/АВТОСЕРВИС, ТОРГОВЛЯ, ОФИС/АГЕНТЫ МЕНЕДЖЕРЫ, РАБОТА. В курсовойработе нами проанализированы тексты рекламных объявлений из рубрик ИНТЕРЬЕР, ЗАСТЕКЛОМ, ФИНАНСЫ, ДВЕРИ/РАМЫ.
Всепечатные рекламные объявления очень похожи и имеют определенную структуру. Этосвязано с тем, что объявление небольшое по размеру. Как правило, в газетныхобъявлениях помещают текст и картинку. Объем самого же текста невелик. Навнимание читателя оказывает внимание множество факторов: размер объявления,художественное оформление, размер и цвет шрифта, цветовое оформлениеобъявление. (12, с. 145)
Рекламодателистараются разместить в объявлении самую важную информацию для потребителя. Еслипроанализировать структуру и текст объявления, то можно увидеть, в объявлениепомещают логотип организации, ее название, наименование товара, которыйпродается, или услуги, которую оказывают, адрес: название магазина, улицы, накоторой расположен магазин, и контактный телефон.
Названиегорода указывается редко, если только организация из другого города. Оченьчасто текст располагают на фоне тематического рисунка. Также в текстеобъявления может быть помещена информация о скидках, подарках, кредитах,рассрочках и т.п. Очень часто такая информация печатается в связи с праздникамиили может носить сезонный характер.
Саморекламное объявление должно быть кратким, т.к. многословный текст снижаетэффективность рекламы. Объявление должно посвящаться одному товару или группеоднородных товаров. Необходимо выделять самое важное в рекламируемом товаре.(12, с. 150)
2.2Лексико-грамматические разряды имен существительных в текстах рекламныхобъявлений рубрики «За стеклом, двери, рамы»
Длявыявления особенностей использования собственных имен существительных нами былипроанализированы 20 рекламных объявлений газеты «PRESENT» по тематическим рубрикам ЗА СТЕКЛОМ, ДВЕРИ/РАМЫ.
Проанализировав123 имени существительных, нами были выделены следующие лексико-грамматическихразряды имен существительных:
1.Конкретные имена существительные: 54 слов;
2. Отвлеченные именасуществительные: 3слова;
3. Собственные именасуществительные: 60 слов;
4. Вещественные именасуществительные: 5 слов;
5. Собирательные именасуществительные: 1 слово.
Рассмотримнесколько примеров, взятых из объявлений газеты «PRESENT»:
1. «От производителяПЛАСТИКОВЫЕ ОКНА, арочные окна, двери ПВХ, офисные перегородки, подоконники.«ИнкомЦентр» (Германия). СКИДКИ ко Дню защитника Отечества! Монтаж, демонтаж,профиль, фурнитура. Ул. Маршала Жукова, 8.» (см. Приложение 1 карточка 10). Вэтом объявлении используются собственные имена существительные, обозначающие:название страны: Германия; название праздника: День защитникаОтечества; название улицы: ул. Маршала Жукова и обозначающееназвание организации: «ИнкомЦентр . Здесь же используются конкретныеимена существительные такие, как: Окна, производители, перегородки,подоконники, монтаж, демонтаж; мы встретили вещественные именасуществительные: Профиль; также собирательные имена существительные: Фурнитура.
2. «Стальныедвери. Сталь, профиль, 2 ригельных замка. Кредит, рассрочка, скидки, гарантия.Спрашивайте в салонах: ул. Ленина, ул. Дзержинского, ул. 70 лет Октября, ТД«Алеся», ТД «Николаевский», Южное шоссе, ТД «Южный», ул. Горького, ТД «Весна»,ул. Дзержинского, ТД «Омега», ул. Матросова.» (см. Приложение 1 карточка 11);
В этом объявлениииспользуются собственные имена существительные, обозначающие: названия улиц: ул.Горького, ул. 70 лет октября Южное шоссе, ул.Автостроителей, ул.Дзержинского, ул. Ленина; названия магазинов, торговых центров :ТЦ «Южный», ТД «Алеся», ТД «Николаевский», ТЦ «Омега», ТЦ «Весна», Магазин«Приз». Здесь же используются конкретные имена существительные такие, как:;Кредит, рассрочка, скидки, гарантия, двери; такжемы встретиливещественные имена существительные: Профиль, сталь.
3. «Двери ведущихроссийских производителей. Арки, фурнитура. Скидка 10% на все. ТЦ «Линкор», ул.Юбилейная, 1а, 2-й эт., вход со двора». (см. Приложение 1, карточка 18)
В этом объявлениииспользуются собственные имена существительные, обозначающие: названия улиц: ул.Юбилейная; названия торговых центров: ТЦ «Линкор». Здесь жеиспользуются конкретные имена существительные такие, как: вход, производители,арки, скидка, двери; также собирательные имена существительные: Фурнитура.
4. «Гаромис – пластик.ОКНА пластиковые, алюминиевые. Скидки, рассрочка. Гарантия 5 лет! Вентиляция.Проектирование, монтаж, кондиционеры, консультации, выезд стилиста бесплатно!ул. Громовой, 35, ул. Революционная, 28, ул. 40 лет Победы, 38, ТЦ «Малахит».».(см. Приложение 1, карточка 1)
В этом объявлениииспользуются собственные имена существительные, обозначающие: названия улиц: ул.40 лет Победы, ул. Революционная, ул. Громовой; и обозначающее названиеорганизации: «Гаромис – пластик», также названия торговых центров: ТЦ«Малахит». Здесь же используются конкретные имена существительные такие,как: стилист, скидка, рассрочка, вентиляция, гарантия, проектирование,монтаж, кондиционер, консультация, выезд, окна.
5.«Славянский стиль. Надежные двери из стали. Арки из МДФ. Производство, монтаж,гарантия, кредит. «Карусель», ГУМ «Сорренто», ул. Фрунзе, 23, ТЦ «Арбуз», ул.Коммунальная, 32, ул. Дзержинского, 16а, «Ярослава», ул. 70 лет Октября, 10,«Влада», ул. Революционная, 28а, «МТК», ул. Матросова, 134, ТД «Аврора», ул. 70лет Октября, 3.» (см. Приложение 1 карточка 19);
В этом объявлениииспользуются собственные имена существительные, обозначающие: названия улиц: ул.Фрунзе, ул. Коммунальная, ул. Революционная, ул. Матросова, 70 летоктября, ул. Дзержинского и обозначающее название организации:«Славянский стиль»; такженазвания магазинов, торговых центров: «Карусель»,ГУМ «Сорренто», ТЦ «Арбуз», «Ярослава», «Влада», «МТК», ТД «Аврора». Здесьже используются конкретные имена существительные такие, как:; Кредит,гарантия, двери, арки, производство, монтаж; такжемы встретиливещественные имена существительные: сталь.
Таким образом, нами былопроанализировано 20 печатных объявлений из газеты «PRESENT». Имена существительные встречаются в каждомобъявлении. Таким образом, в текстах рекламных объявлений нами были выделеныконкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные и собственные именасуществительные. В объявлениях нам встретилось 54 конкретных именисуществительных, вещественных – 5 слов, меньше отвлеченных – 3 слова, асобирательных всего 1.
Приблизительноеодинаковое количество слов в группе собственных имен существительных,обозначающие названия улиц – 23 слова и в группе собственных именсуществительных, обозначающие названия магазинов, торговых центров – 21слово. Вобъявлениях нам встретилось 13 наименований организаций и предприятий. Самыемалочисленные группы — собственные имена существительные, обозначающие названияпраздников, стран и городов – по 1 слову.
2.3Лексико-грамматические разряды имен существительных в текстах рекламных объявленийрубрики «Недвижимость»
Длявыявления особенностей использования имен существительных нами были рассмотрены6 рекламных объявлений газеты «PRESENT»по тематической рубрике НЕДВИЖИМОСТЬ.
Проанализировав33 имени существительных, нами были выделены следующие лексико-грамматическихразряды имен существительных:
1.Конкретные имена существительные: 20 слов;
2. Отвлеченные имена существительные:3 слова;
3. Собственные именасуществительные: 10 слов.
Рассмотримнесколько примеров, взятых из объявлений газеты «PRESENT»:
1. «Явь.Юридическое агентство недвижимости. Купим любую долю, в т. ч. В 1-комн. кв-ре,БЕЗ СОГЛАСИЯ ОСТАЛЬНЫХ СОБСТВЕННИКОВ. Ул. Тополиная, 24а, оф. 13»(см.Приложение 2, карточка 2.)
В этом объявлениииспользуются собственные имена существительные, обозначающие: название улицы: ул.Тополиная и название организации: «Явь». Здесь же используютсяконкретные имена существительные такие, как:квартира, собственник, доля; такжемы встретили отвлеченные имена существительные: агентство, недвижимость;
2. «ПРОДАЕТСЯ дача в п.Приморском. 2 этажа, кирпичный дом, баня» (см. Приложение 2, карточка 3). Вэтом объявлении используется собственное имя существительное, обозначающееназвание улицы: п. Приморский; Здесь же используются конкретные именасуществительные такие, как: баня, этаж, дом, дача;
3. «Агентствонедвижимости ЖИЛ ФОНД. СРОЧНО КУПИМ! М/с, квартиру. Расчет сразу. Погашениезадолженностей. Оформление. Аванс. Адрес: 40 лет Победы, 38, оф. 30». (см.Приложение 2, карточка 6).
В этом объявлениииспользуются собственные имена существительные, обозначающие: название улицы: ул.40 лет Победы и название организации: «ЖилФонд». В этом объявлениииспользуются конкретные имена существительные такие, как: Расчет, Аванс,квартира; также мы встретили собирательные имена существительные: Агентство,недвижимость, задолженность;
Таким образом, нами былопроанализировано 6 печатных объявлений из газеты «PRESENT». Имена существительные встречаются в каждомобъявлении. Таким образом, в текстах рекламных объявлений нами были выделеныконкретные, отвлеченные и собственные имена существительные. В объявлениях намвстретилось 20 конкретных имен существительных, а отвлеченных всего 3.
Одинаковое количествослов в группе собственных имен существительных, обозначающие названия улиц и вгруппе собственных имен существительных, обозначающие наименования организацийи предприятий – по 4 слова. В объявлениях нам встретилось 2 названия торговыхцентров. Собственные имена существительные, обозначающие названия праздников,стран и городов в текстах объявлений отсутствуют.
2.4Лексико-грамматические разряды имен существительных в текстах рекламныхобъявлений рубрики «Работа»
Длявыявления особенностей использования имен существительных нами были рассмотрены11 рекламных объявлений газеты «PRESENT»по тематической рубрике РАБОТА.
Проанализировав77 имени существительных, нами были выделены следующие лексико-грамматическихразряды имен существительных:
1.Конкретные имена существительные: 38 слов;
2. Отвлеченные именасуществительные: 12слов;
3. Собственные именасуществительные: 22 слов.
4. Собирательные именасуществительные: 5 слово.
Рассмотримнесколько примеров, взятых из объявлений газеты «PRESENT»:
1.«Тольятти-хлеб. В связи с активным развитием производства приглашает ксотрудничеству. ВОДИТЕЛЯ-ЭКСПЕДИТОРА с опытом работы от 2 лет. Предоставляетсяслужебный транспорт ул. Голосова, 16»(см. Приложение 3, карточка 2.)
В этом объявлениииспользуются собственные имена существительные, обозначающие: название улицы: ул.Голосова и название организации: «Тольяттихлеб». Здесь жеиспользуются конкретные имена существительные такие, как:опыт, водитель;также мы встретили отвлеченные имена существительные: сотрудничество,производство.
2. «Кадровое агентство«РЕСТОРАТОР» объявляет конкурс на вакансии: повар, зав. производством,кондитер, официант. ул. Революционная, 72а, 2эт., оф.50» (см. Приложение 3,карточка 4). В этом объявлении используется собственное имя существительное,обозначающее название улицы: ул. Революционная и название организации: «РЕСТОРАТОР»;Здесь же используются конкретные имена существительные такие, как: этаж,конкурс, вакансия, повар, кондитер, официант; мы встретили отвлеченныеимена существительные: агентство; также собирательные именасуществительные: вакансия.
3. «ООО «ЛИМ» напостоянную работу требуется ТОРГОВЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Требования: опыт работы от1 года, целеустремленность, коммуникабельность. Условия: Проживание вКомсомольском или Центральном р-нах, соцгарантии». (см. Приложение 3, карточка9).
В этом объявлениииспользуются собственные имена существительные, обозначающие: название улицы: Комсомольский,Центральный р-н; и название организации: ООО «ЛИМ». В этомобъявлении используются конкретные имена существительные такие, как: Условие,представитель, опыт, работа; также мы встретили отвлеченные именасуществительные: целеустремленность, коммуникабельность.
Таким образом, нами былопроанализировано 11 печатных объявлений из газеты «PRESENT». Имена существительные встречаются в каждомобъявлении. Таким образом, в текстах рекламных объявлений нами были выделеныконкретные, отвлеченные, собирательные, и собственные имена существительные. Вобъявлениях нам встретилось 38 конкретных имени существительных, отвлеченных –12 слов, меньше собирательных– 5 слов.
Приблизительноеодинаковое количество слов в группе собственных имен существительных,обозначающие названия улиц – 11 слов и в группе собственных именсуществительных, обозначающие названия магазинов, торговых центров – 2 слова. Вобъявлениях нам встретилось 7 наименований организаций и предприятий. Самыемалочисленные группы — собственные имена существительные, обозначающие названиястран и городов – по 1 слову.
2.5Лексико-грамматические разряды имен существительных в текстах рекламных объявленийрубрики «Финансы/право»
Длявыявления особенностей использования имен существительных нами были рассмотрены9 рекламных объявлений газеты «PRESENT»по тематическим рубрикамФИНАНСЫ/ ПРАВО.
Проанализировав56 имени существительных, нами были выделены следующие лексико-грамматическихразряды имен существительных:
1.Конкретные имена существительные: 29 слов;
2. Отвлеченные именасуществительные: 2слов;
3. Собственные именасуществительные: 21 слов.
4. Собирательные именасуществительные: 4 слово.
Рассмотримнесколько примеров, взятых из объявлений газеты «PRESENT»:
1.«Доверительное управление. Купля-продажа акций (АВТОВАЗ, РАО ЕЭС, ГАЗПРОМ,Сбербанк, Волгателеком, Норильский никель, Самараэнерго). Сделки РЭПО (сделкипод залог акций под низкие проценты). Финансовая компания «ФИНВЕСТ». Новыйпроезд, 3, ДЦ «Гранд Сити».»(см. Приложение 4, карточка 2.)
В этом объявлениииспользуются собственные имена существительные, обозначающие: название улицы: Новыйпроезд; название организации: «ФИНВЕСТ», АВТОВАЗ, РАО ЕЭС,ГАЗПРОМ, Сбербанк, Волгателеком, Норильский никель, Самараэнерго и названияторговых центров: ТЦ «Гранд Сити». Здесь же используются конкретныеимена существительные такие, как: компания, акция, сделка, процент,управление;
2. «Бухгалтерский учет.Налоги. Кадры. Индивидуальный комплекс услуг для каждого, возможностьминимизации стоимости услуг, бесплатные консультации» (см. Приложение 4,карточка 4). В этом объявлении используются конкретные имена существительныетакие, как: консультации, комплекс, учет, налоги, ; мы встретилиотвлеченные имена существительные: возможность, стоимость; такжесобирательные имена существительные: услуга, кадры.
3. «ООО «Волга Капитал».Покупка акций САМАРАЭНЕРГО, АВТОВАЗ, КУЙБЫШЕВАЗОТ. ул. Жукова, 1б.». (см.Приложение 4, карточка 9).
В этом объявлениииспользуются собственные имена существительные, обозначающие: название улицы: ул.Жукова; и название организаций: ООО «Волга Капитал», САМАРАЭНЕРГО,АВТОВАЗ, КУЙБЫШЕВАЗОТ. В этом объявлении используются конкретные именасуществительные такие, как: акция.
Таким образом, нами былопроанализировано 9 печатных объявлений из газеты «PRESENT». Имена существительные встречаются в каждомобъявлении. Таким образом, в текстах рекламных объявлений нами были выделеныконкретные, отвлеченные, собирательные, и собственные имена существительные. Вобъявлениях нам встретилось 29 конкретных имени существительных, собирательных– 4 слов, отвлеченных всего 2 слова.
В группе собственных именсуществительных, обозначающих названия улиц – 4 слова. В объявлениях намвстретилось 15 наименований организаций и предприятий. Самые малочисленныегруппы — собственные имена существительные, обозначающие названия торговыхцентров и городов – по 1 слову.
Проанализировав46 текстов рекламных объявлений газеты «PRESENT» в рубриках ЗА СТЕКЛОМ, ДВЕРИ/РАМЫ, НЕДВИЖИМОСТЬ,РАБОТА, ФИНАНСЫ И ПРАВО можно сделать следующие выводы:
во-первых,нами был выявлено, что имена существительные представленылексико-грамматическими разрядами конкретных, вещественных, отвлеченных исобирательных имен существительных; единичные имена существительные в текстахобъявлений отсутствуют;
во-вторых, самымимногочисленным оказались группы конкретных и собственных имен существительных,обозначающие названия улиц, магазинов и торговых центров; самые малочисленныегруппы — собственные имена существительные, обозначающие названия праздников,городов, стран (по одному слову);
в-третьих, при анализесобственных имен существительных было выявлено, что в качестве названиймагазинов, торговых центров, организаций и предприятий чаще встречаются именасуществительные (собственные или нарицательные), нежели прилагательные. Вназваниях улиц чаще всего встречаются фамилии в форме родительного падежа иимена прилагательные. Также в качестве названий используют словосочетания.
в-четвертых, следует отметить,что собственные и конкретные имена существительные встречаются в каждом объявлении;вещественные, отвлеченные и собирательные имена существительные встречалисьреже.
в-пятых, можно сделатьвывод о том, что для написания рекламных объявлений характерно использованиесобственных имен существительных, также рекламодатели стараются в рекламныхобъявлениях в первую очередь помимо информации о товарах и услугах поместитьинформацию о производителях и о том, кто продает товар или услугу; а такжесообщить их месторасположение.
Заключение
Подводяитоги нашего исследования можно отметить, что поставленные нами целидостигнуты, все задачи решены.
В первойглаве курсовой работы была дана общая характеристика имени существительного какчасти речи; определено место имени существительного как части речи вморфологической структуре современного русского языка; выделены постоянныепризнаки имени существительного (род, одушевленность/неодушевленность) ипеременные (число и падеж). Также были охарактеризованы лексико-грамматическиеразряды имени существительного: 1) нарицательные и собственные; 2) конкретные иотвлеченные; 3) собирательные; 4) вещественные и единичные. Собственные инарицательные имена существительные неоднородны по своему составу.
Втораяглава была посвящена практическому исследованию текстов печатных рекламныхобъявлений в газете «PRESENT»в рубриках ЗА СТЕКЛОМ, ДВЕРИ/РАМЫ, НЕДВИЖИМОСТЬ, РАБОТА, ФИНАНСЫ И ПРАВО.Рекламные объявления в печатных изданиях имеют определенную структуру.Структурным элементом является и текст объявления.
Мывыяснили, что разряд собственных имен существительных представлен в объявленияхназваниями торгового предприятия или фирмы-производителя, которое выраженоименем существительным либо собственным, реже именем прилагательным. Нередковстречаются названия в виде словосочетания.
Вназваниях улиц чаще всего можно увидеть фамилии и имена прилагательные.
Режевсего в рекламных объявлениях встречаются названия стран и городов. Это связанос тем, что, как правило, производство и торговые предприятия находятся в томгороде, где издается газета.
Сообщениев объявлении названия предприятия, организации, магазина, торгового центра ит.п., а также адреса очень важно для потребителя. Эти
данныепомогают ему в поиске необходимой информации в многочисленных рекламныхобъявлениях.
Именасуществительные представлены несколькими лексико-грамматическими разрядами.Большое количество конкретных и отвлеченных имен существительных в объявленияхговорит о том, что рекламодатели размещают конкретную информацию о том, что онипредлагают и на каких условиях.
Врезультате анализа было выявлено, что в рекламном тексте, небольшом по объему,сообщается информация не только о товарах и услугах, но и продавцах,производителях, а также месторасположении магазина, торгового центра илипроизводства.
Списоклитературы
1. Бабайцева В.В., Инфантова Г.Г.,Современный русский язык. Учебник для высш. учеб. заведений. М. Издательство«Крокус», 2001. — 518 с.
2. Белошапкова В.А., Земская Е.А.,Милославский И.Г. Современный русский язык. — М.: Высш. шк., 2000. — 560 с.
3. Булатин Л.Л. Трудные вопросы морфологии.- М: 1976. — 230 с.
4.Валгина Н.С., Розенталь Д.Э.,Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник. — М: Логос, 2001. — 528 с.
5. Дудников А.В. Современный русскийязык: Учебник для вузов. — М: Логос, 2001.-314с.
6. Краткая русская грамматика РАН / Под.ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопатина. — М., Учпедгиз, 2002. — 725 с.
7. Песовский Е. Современная реклама. Теорияи практика. — Ростов н/Дону.: Издательство «Феникс», 2001. — 320 с.
8. Современный русский язык / Под. ред.В.А. Белошапковой: Учебник для вузов. Изд. 3-е. — М: Издательский центр«Аргуз», 2000. — 610 с.
9. Современный русский язык / Под. ред.Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. Изд. 6-е, перераб. И доп. — М: Логос, 2002. — 528 с.
10.Современный русский язык: Теория.Анализ языковых единиц: Учеб. для
студентов высш. учеб. заведений: В 2ч. 1980.- Ч. 2: Морфология. Синтаксис
/ В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д.Чеснокова и др.; под ред. Е.И. Дибровой. — М: Издательский центр «Академия»,2001. — 704 с.
11.Современный русский язык: Теория.Анализ языковых единиц: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: В 2 ч.1980.– Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д.Чеснокова и др.; под ред. Е.И. Дибровой. — М.: Издательский центр «Академия»,2001. – 704 с.
12.Современный русский литературныйязык: Учебник/ П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др. Под ред. П.А.Леканта. – 5-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2001. – 462 с.
13.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б, ТеленковаМ.А. Современный русский язык. М. – Рольф, 2002. – 448 с.
14.Розенталь Д.Э. Справочник по русскомуязыку. Словарь лингвистических терминов/ Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.:ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. – 623 с.
15.Русская грамматика АН СССР: В 2т.- М.: Учпедгиз, 1980. — Т. 1. — 632 с.
16.Фомина М.И. Современный русскийязык: Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2000.-291 с.
17.Шмелев Д.Н. Современный русскийязык. – М., 2003. — 335 с.
18.Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К.,Шахурин В.Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших исредне-специальных учебных заведений. — М.: Информационно -внедренческий центр«Маркетинг», 2001. — 244 с.
19.www.bestreferat.ru
20. www.bookshop.ru
Приложение1
Лексико-грамматическиеразряды имен существительных в рекламных объявлениях газеты «PRESENT» рубрики «ЗА СТЕКЛОМ/ДВЕРИ, РАМЫ». №
Лексико-грамматические разряды
Количество слов 1. Конкретные имена существительные 54 2. Собирательные имена существительные 1 3. Вещественные имена существительные 5 4. Отвлеченные имена существительные 3 5. Собственные имена существительные 60 Всего 123
Приложение 2
Лексико-грамматическиеразряды имен существительных в рекламных объявлениях газеты «PRESENT» рубрики «НЕДВИЖИМОСТЬ».№
Лексико-грамматические разряды
Количество слов 1. Конкретные имена существительные 20 2. Собирательные имена существительные – 3. Вещественные имена существительные – 4. Отвлеченные имена существительные 3 5. Собственные имена существительные 10 Всего 33
Приложение 3
Лексико-грамматическиеразряды имен существительных в рекламных объявлениях газеты «PRESENT» рубрики «РАБОТА». №
Лексико-грамматические разряды
Количество слов 1. Конкретные имена существительные 38 2. Собирательные имена существительные 5 3. Вещественные имена существительные – 4. Отвлеченные имена существительные 12 5. Собственные имена существительные 22 Всего 77
Приложение 4
Лексико-грамматическиеразряды имен существительных в рекламных объявлениях газеты «PRESENT» рубрики «ФИНАНСЫ/ПРАВО». №
Лексико-грамматические разряды
Количество слов 1. Конкретные имена существительные 29 2. Собирательные имена существительные 4 3. Вещественные имена существительные – 4. Отвлеченные имена существительные 2 5. Собственные имена существительные 21 Всего 56