(1837 — 1905)
ЛесевичВладимир Викторович — философ-позитивист, общественный деятель, публицист.Окончил военное училище, Академию Генерального штаба. В 1861 вышел в отставку.В 1879 сослан в Сибирь за связь с народническим подпольем. После возвращения изссылки в 1888 примыкает к кружку Михайловского, сотрудничает в журнале«Русское богатство». От позитивизма эволюционировал кэмпириокритизму. Критик религиозно-мистических направлений в философии ивзглядов Вл.Соловьева. Сторонник субъективного метода в социологии.
Учение
Наука об обществе.
«Социологияимеет предметом изучение общественных явлений в смысле неизбежной подчиненностиих естественным законам. Для открытия этих законов научное исследование считаетнеобходимым пользоваться в социологии, как и в других науках, всеми тремяметодами общего искусства изучения, т. е. наблюдением, опытом и сравнением.Только добытые этим путем результаты считает оно вполне положительными данными,и только ими пользуется оно для своих выводов и заключений. Вообще говоря,действительное наблюдение возможно только тогда, когда оно сначаланаправляется, а потом объясняется какой- нибудь теорией, Очевидно, что явления,столь сложные, как факты общественной жизни, совершенно ускользают отнаблюдения без соблюдения этого условия.
Однатеория только может руководить выбором фактов, а потому без нее наблюдениеабсолютно невозможно. Факты, подлежащие наблюдению, бесчисленны, но при недостаткеумственного построения и философских указаний они всегда останутся бесплоднымии исследование их никогда не сделается научным. Итак, для превращения факта всоциологический материал необходимо руководство теории, которым иобусловливается наблюдение, как первый способ изучения общественных явлений.Второй способ изучения — опыт в собственном смысле — имеет в социологии лишькосвенное применение в патологических случаях. Случаи эти представляют разумуданные для лучшего раскрытия законов человеческой природы путем научногоанализа расстройств, сопровождающих ее развитие. Третий способ изучения — сравнение — необходимо должен быть главным во всех исследованиях общественныхявлений. Главный прием этого способа — сопоставление современного состояния обществав различных частях света, причем выбор должен падать преимущественно на самыене зависящие одно от другого племена».
Теория познания
«Причиннаших восприятий нельзя искать исключительно в объектах, ибо явления — какдоказывает современная физиология — не входят в наши чувства, как в открытуюдверь, не достигают непосредственно, и без всяких изменений центральногооргана, как то воображается наивному реализму обыденного мышления, новидоизменяются самим актом восприятия. Света, звука, теплоты не существуетобъективно, а между тем представления света, звука, теплоты суть тольковоспроизведенные нами чувственные восприятия и того, и другого, и третьего.Причины восприятия находятся столько же в объектах, как и в субъектах; качествовосприятий изменяется поэтому не только вместе с изменением объекта, но ивместе с изменением субъекта. Восприятие одного и того же объекта различнымисубъектами различно. Находясь в зависимости от органов, чувственные восприятияменяются вместе с ними и, таким образом, рядом с общими объективными причинамидают для каждого организма частные субъективные причины, общая совокупностькоторых и определяет качество нашего опыта. Опыт наш, как видно из этого, естьизвестный, определенный субъективно-объективными условиями опыт, основанное иммышление есть известное, определенное наше мышление. Другие организмы,воспринимая не так, как мы, имеют и не такие представления, а следовательно, имыслят не так, как мы».
Научная философия
«Отрицаниефилософии как отдельной науки не есть еще отрицание самой философии. Философия,перестав играть обманчивую роль отдельной отрасли познания, становится тем, чемона и должна быть,- знанием общим; она проникает во все отдельные дисциплины,всем им сообщает присущий ей дух и таким образом завершает то движение, которымиспытующая критическая мысль свершала процесс своего развития, она придаетокончательную устойчивость тому положению, которое подготовлялось всемпредшествовавшим развитием и которое ранее окончательного распадения всейсовокупности познания на отдельные самостоятельные группы было невозможно,немыслимо. В этом смысле идея научной философии нова, в этом смысле онаисключает, как излишнее и бесполезное, все, принимаемое за истину мистиками иметафизиками. Старое остается, но остается как пережитое: горит электрическийсвет, но горит и лучина, и, если есть люди, которые продолжают спорить о том,откуда дым и копоть,- это их дело. В этом именно смысле и имеет значение новоевоззрение на философию: оно ново, так как исключает излишнее и бесполезноеповторение уже известного».
Главные сочинения:
«Письмао научной философии» / 1878 /, «Что такое научная философия?» /1891 /, ” От Конта к Авенариусу” / 1904 /.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта istina.rin.ru/