Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова Научный руководитель: Выполнил: Исаев Максим Льгота как скрытая форма страхования граждан Существует много вопросов по поводу проводимой реформы монетизации льгот. Зачем отменять льготы? Нужны ли льготы вообще? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, необходимо разобраться сначала для чего они применяются, в чем их сущность.
Словарь Ожегова приводит следующее определение: льгота – преимущественное право, облегчение, предоставляемое кому-нибудь как исключение из общих правил. То есть в этом смысле льгота является скрытой заработной платой. Исходя из этого, правительство хочет избавиться от льгот, сделав скрытую заработную плату реальной. Если рассматривать льготы как латентную заработную плату, то правительственные мероприятия оправданы. В этом значении льготы действительно не нужны, тем более что такая система льгот, которая сложилась
в России в настоящее время, порождает серьезные проблемы: 1) возникновение нелегального, теневого, часто криминального бизнеса, потому что выдать деньги на обеспечение льгот, а затем проконтролировать это обеспечение намного тяжелее, чем выдать те же деньги прямо населению; 2) предложение некачественных льготных услуг населению. Ставший уже классическим, пример – обеспечение населения льготными медицинскими лекарствами и препаратами.
Но льгота в рыночной экономике может не только существовать, но и быть сильным экономическим инструментом, обеспечивая социальную защиту населения. Но для этого необходимо отказаться от того значения, которое имеет льгота в настоящее время, придать ей другую экономическую характеристику. Из всех льготников льготами должны пользоваться только те, кто действительно в них нуждается – в этом должен быть главный смысл льгот. Правительство же исходит из того, что льготой в одинаковом размере
должны пользоваться все льготники. По их мнению, такая ситуация, когда одни пользуются льготами, а другие нет, несправедлива. Предположим, государство выделяет 1 млн. руб. на 10 тыс. льготников. Из них только 1 тыс. попала в такую ситуацию, когда им необходимо воспользоваться льготами (например, приобрести бесплатные лекарства). Тогда каждый из них может воспользоваться льготой на сумму не меньшую 1 тыс. руб. (1 млн. руб. делим на 1 тыс. льготников).
В том же случае, если государство разделит 1 млн. руб. на 10 тыс. льготников, то каждый получит лишь по 100 руб. Вообще, между льготами, в этом смысле слова, и страхованием существует большое сходство, поэтому льготы в этом значении можно назвать скрытой формой страхования граждан. Государство предоставляет льготы определенной группе людей – льготникам, но пользуется ими только часть, которая оказалась в неблагоприятной ситуации и действительно в них нуждается.
Продолжая выше приведенный пример, допустим, государство объявило о том, что 10 тыс. льготников могут воспользоваться определенной льготой на сумму 1 тыс. руб. Но при этом государство выделяет на обеспечение льготами не 10 млн. руб а 1 млн так как знает, что этой льготой реально воспользуются не все граждане, а только десятая часть. При страховании граждане платят определенную сумму страховым компаниям, но помощью со стороны страховых
компаний пользуется только та часть людей, которая попала в чрезвычайную ситуацию. Если правительство все же хочет отменить льготы, оно должно обеспечить социальную защищенность граждан с помощью других методов, например, обязательное и добровольное страхование. Но ведь этот механизм социальной защиты в условиях рыночной экономики в нашей стране еще не развит. Так зачем тогда еще расставаться со льготами, усугубляя и без того социальный кризис в обществе?
Тем более что льготы в рыночной экономике могут не просто существовать, но и стать мощным экономическим инструментом социальной защиты и помощи граждан. Необходимо только изменить их экономическую сущность.