Личность и её формирование в онтогенезе

Чусовлянкин И.С., Мальцев А.Ф.
Навопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии ихответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложностьсамого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся влитературе (если оно включено в разработанную теорию и подкрепленоисследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобальногоопределения личности. Личность чаще всего определяют как человека всовокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числуличностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически илифизиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многихопределениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятсяпсихологические качества человека, характеризующие его познавательные процессыили индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляютсяв отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такиесвойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют обиндивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Психологияличности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Еестановление связано с именами таких ученых, как А.Ф Лазурский, Г. Оллпорт, Р.Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личностивелись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можновыделить по меньшей мере три периода: философско-литературный, клинический исобственно экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древнихмыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.
Впервые десятилетия XIX в. наряду с философами и писателями проблемамипсихологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вестисистематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучатьисторию его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. Приэтом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой илечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческойличности. Этот период и получил название клинический. Вплоть до начала XX в.философско-литературный и клинический подходы к личности были единственнымипопытками проникновения в ее сущность.
Вдвадцатом столетии изучением личности стали заниматься и профессиональныепсихологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом наисследование строгого ее обследования, основанного, например, на обобщениижизненных наблюдений разных людей за данной личностью. Менее строгий способвыявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из негослов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путемсокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (засчет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможныхличностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Такимпутем шел Г. Оллпорт к построению методики изучения личностных черт. Второйспособ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа –сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому идостаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученныхв результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итогеполучается набор статистически независимых факторов, которые считаютсяотдельными чертами личности человека
ОНТОГЕНЕЗ(от греч. ontos – сущее и genesis – рождение, происхождение), процесс развитияиндивидуального организма от его зарождения до смерти. Термин предложен в 1866 г. немецким биологом Э. Геккелем, противопоставлявшим его филогенезу – процессу формированиянекоторой систематической группы, например биологического вида Геккель считал, чтоиндивидуальное развитие протекает в соответствии с биогенетическим законом, т.е. онтогенез представляет собой сокращенное воспроизведение филогенеза.Впоследствии взгляды ученых на соотношение этих процессов претерпели изменения.Сформулированный Геккелем биогенетический закон был в конце 19 – нач. 20 вв.экстраполирован на становление человеческой психики (Г.С. Холл, П.П. Блонский идр.). Термин онтогенез также был привнесен в психологию и педагогику, где им сконца 19 в. стали обозначать процесс индивидуального развития психики. В этомзначении онтогенез практически оказался ограничен начальным этапом становленияличности, т. е. детством, и не включает зрелые годы, в которые личность непретерпевает столь существенных изменений. Изучение онтогенеза стало центрзадачей дет психологии. В отечественной науке 20 в. утвердилось представление, согласнокоторому оси содержание онтогенеза составляют предметная деятельность и общениеребенка (прежде всего совместная деятельность и общение со взрослым). В ходеинтериоризации ребенок «присваивает» социальные, знаково-символическиеструктуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего формируютсяего сознание и личность. Таким образом, центральным моментом онтогенезачеловека выступает не созревание организма, а социально обусловленноеформирование психики, сознания, личности в условиях воздействия со стороныразличных институтов социализации.
Каки многие другие психолого-педагогические понятия, слово «личность» не толькошироко используется в обыденной речи, но является также одним из центральныхпонятий философии, этики, социологии, права, психиатрии и других наук. Вфилософии с понятием личность связывается наиболее глубокая сущностьчеловеческого рода и в то же время наиболее существенные индивидуальныеособенности конкретного человека. Природа этой сущности по-разному трактуется вразличных философских системах, но чаще всего соотносится с характеромобщественных отношений, которые связывают людей между собой. Индивид становитсяличностью, лишь включаясь в систему существующих общественных отношений, т. е.он приобретает новое системное качество, становясь элементом более крупнойсистемы – общества. При этом «общественное» нельзя понимать только какколлективное. Общественными по своей природе являются мотивы, цели и средствалюбой человеческой деятельности. То, какой именно тип личности будетсформирован, зависит не только и не столько от биологических особенностейиндивида, свойственных ему от рождения, сколько от той социальной микросреды, вкоторой происходит становление личности.
Признаниедетерминированности личностного развития общественными процессами не означает, чточеловек является пассивным объектом воздействия внешних сил, «жертвой»обстоятельств. Он с самого начала активно вступает в общественные отношения, всистеме которых он только и может развернуть заложенные в нем сущностные силы.Творчество человека заключается, во-первых, в том, что созданные им продуктыматериального или духовного производства сами начинают функционировать в обществеи могут приобрести со временем статус «общественного стандарта». Во-вторых, человекспособен в определенных пределах активно конструировать социальную ситуациюразвития своей личности, что часто требует многих лет напряженной направленнойдеятельности .
Вэтике личность – это высшая ценность, субъект нравственной деятельности, обладающийчувством долга и ответственности, совестью, достоинством, убеждениями.Социология изучает общественно значимые аспекты деятельности личности, еесоциальные функции как элемента системы общественных отношений. В юриспруденцииличностью считается дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательнопринимающий решения и отвечающий за свои поступки. В медицине главнаяхарактеристика личности – это степень ее психического здоровья, наличиепатологий или акцентуаций. Врачу важно знать, как влияют те или иные качестваличности на течение соматических (телесных) заболеваний и как последние, в своюочередь, могут изменять свойства личности.
Вотечественной педагогике советского периода личность рассматриваласьпреимущественно как предмет проектирования и направленного формирования.Последствия такого одностороннего технократического подхода еще не полностьюпреодолены в отечественной школе, но тенденции к пониманию учебно-воспитательногопроцесса как сотрудничества, взаимодействия личностей педагога и учащегосяполучают все большее распространение.
Термин«личность» используется в психологии, как в широком, так и в узком смысле. Впервом случае под личностью имеется в виду «… совокупность психологическихкачеств, которые характеризуют каждого отдельного человека… В этом широкомсмысле термин личность включает в себя такие понятия, как характер, темпераменти способности, соответствующие трем ее частным аспектам». Приведем ещенесколько определений: «Термин «личность» охватывает, таким образом, ансамбльпсихической организации человеческого индивида»; личность – интегрированнаяорганизация всех познавательных, аффективных и физических характеристикиндивида, отличающих его от других людей; широко определение личности каквоедино связанной совокупности внутренних условий, через которые преломляютсявсе внешние воздействия .
Вузком смысле под личностью понимают то, что в наибольшей степени определяетпсихологическую сущность человека или природу человеческой психики, трактуемуюпо-разному в разных подходах. Можно указать лишь несколько общих положений оличности, которые принимаются почти всеми авторами. «Одно из них состоит в том,что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность.Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующейинстанции». Взгляды на то, что выполняет роль цементирующего эту целостностьначала, очень разнятся в разных подходах. Выделим среди них четыре основныхнаправления.
Впсихологических подходах, берущих свое начало в марксистской философии, французскойсоциологической школе и в некоторых других, под личностью имеют в видусоциальное качество индивида, «индивидуальную форму существования и развитиясоциальных связей и отношений»; «определяемое включенностью в общественныеотношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельностии общении». Хотя указанные подходы могут существенно различаться между собой, преждевсего, трактовкой роли активности самого субъекта общественных отношений впроцессах формирования его личности, на первый план неизбежно выступаетобщественно-историческая детерминация этих процессов. Если личностьрассматривать, прежде всего, как продукт включения человека в общественныеотношения и приобщения его к культурным нормам и ценностям, то без ответаостается вопрос об источниках самой культуры и общественного развития. Человекне только потребляет материальные и духовные ценности, но и сам делает в нихвклады. Эти вклады тем крупнее и значительнее, чем значительнее личностьчеловека и активнее его активной позиции.
Спозиции сторонников деятельностного подхода в психологии личность есть наиболееполное выражение субъективного полюса деятельности, она порождаетсядеятельностью и системой отношений с другими людьми. Личность – это особоесоциальное качество индивида, не сводящееся к простой совокупности его прошлогоопыта или индивидуальных особенностей. И прошлый опыт, и индивидуальные черты, игенотип человека представляют собой не основу личности, а ее предпосылки, условиястановления и развития личности. «Одни и те же особенности человека могутстоять в разном отношении к его личности. В одном случае они выступают какбезразличные, в другом – те же особенности существенно входят в еехарактеристику». Может случиться так, что физически сильный ребенок привыкнетрешать конфликтные ситуации с помощью силы и будет развивать это свое качествов ущерб другим, например интеллекту или умению понимать чувства других людей.Тогда указанная особенность человека (физическая сила) обязательно войдет вструктуру его личности и станет существенной детерминантой того типа отношений,в которые входит данный человек с другими людьми. Но это же качество можетостаться простым фоном, не повлиявшим существенно на ход развития личности.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bezopasnost.edu66.ru