–PAGE_BREAK–
1. ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ: группа здоровья ребенка и степень физиологической зрелости всех систем организма
2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ: навыки чтения, письма и счета
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Психологическая готовность к школе— необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Понятие роста и развития в психологии.
Рост– количественное изменение или усовершенствования каких-либо функций. Это колич.нарастание и накопление веса, увел.физ.роста, изменение функций речи.
Развитие же хар-ся кач-нымипрогрессирующими преобразованиями, необратимостью и движением по спирали. Развитие – систематичный процесс, охватывающий все уровни его организации, прояв-ся в кач.изменении психич. Функции и приводящий к прогрессивному изменению поведения Р.
Основные закономерности психического развития:
1. Неравномерность и гетерохронность психич.развити: психич.функции имеют свой темп и ритм становления. Выдел-т сензетивные периоды: млад – разв.органов чувств, Ран – р.р, дошк – разв.памяти.
2. Стадиальность – стадии психич.развития следуют одна за другой, их нельзя перестроить, но и сокращать их не следует
3. В проц.псих. развития происходит дифференц, и интеграция процессов, св-в, кач-в.
4. на протяжении псих.развития происходит смена детерминант(причин), кот его оп-т.
5. Психика отличается пластичностью (изменяется)
Диагностика– это система исследовательских приемов, направленных на определение уровня развития, достигнутого ребенком.
Предметом психологической диагностикиявляются индивидуально-возрастные особенности детей; причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.
В работе педагогами и психологами образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики:
I. Скрининговая диагностика– проводится с группой детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.
II. Углубленная психологическая диагностика – проводится индивидуально или малых группах уже после выделения детей, имеющих какие-либо особенности развития (нуждающиеся в коррекционной работе).
III. Динамическое обследование– прослеживается динамика развития, эффективность коррекционно-развивающих мероприятий (может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса).
IV. Итоговая диагностика, цель которой – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
При проведении любого вида диагностики должны соблюдаться следующие принципы:
¨ Комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик.
¨ Изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношения.
¨ Педагогическая направленность: диагностика не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем.
¨ Оценка развития с учетом данных истории жизни.
Участие в изучении и оценке развития ребенка всех включенных в его судьбу и заинтересованных сторон (родители, воспитатели, педагоги)
Условия проведения диагностического обследования.
1) Процедура обследования должна проводиться при участии педагога (психолога) и ребенка.
2) Отдельное помещение (процедура не должна прерываться посторонними).
3) Ребенок должен комфортно себя чувствовать в ходе обследования, не отвлекаться от выполнения задания. Для этого лучше убрать все постороннее и посадить его спиной к окну.
4) Вначале необходимо побеседовать с ребенком, расположить его к себе (это снизит официальность и позволит ему расслабиться).
5) Нельзя категорически настаивать, отрывать ребенка от интересного дела (снижается мотивация участия в обследовании вплоть до отказа от взаимодействия).
Факторы психического развития ребенка.
1. Социогенетический – представители считали, что главное в развитии-среда (Эльконин, Локк). Одно из направлений – бихевиоризм (Уотсон) – полагали, что сущность психики есть научение, т.е. система рефлексов
2. Биогенетический – представители считали, что в основе развития лежат биологические факторы (К. Бюллер), утврждали, что Р проходит стадии: до 7 лет – инстинктивный, 7-14 – научение, 14-21 – интелектуальн.
Теория конвергенции – попытка объединить эти 2 фактора (В. Штерн)
3. Психоаналитическое направ – (Фрейд) все развивается из 2х врожденных инстинктов: половой, сохранение жизни (страх смерти). Он считал, что инстинктивное побуждение передается по наследству, но на некоторые из них общество накладывает запрет и они вытесняются в сферу бессознательного
Зарубежные теории психического развития.
1.метафизическая – как процесс количественных изменений. Считали, что Р отличается от взр.знаниями и опытом
2. диалектико-материальные – развитие не только количественных, но и качественных изменений
Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского: Мир предметов не дан Ру изначально, он застает готовым язык; Р в проц.развития усваивает этот опыт, кот.накоплен предшествующим поколением и делает его своим.
Принципы, методы психологии:
Принципы:
гуманизма и пед.оптимизма– треб-е «не навреди».Педагог и психолог Д.чув-тьответст.за то.чтоони делают.Остродно подходить к рез-там и прогнозам на будущее; эффективности и научности – польз-ся понятиями данной науки. Прежде чем заним.проф.Д, Ч д.проработать И, идеи психол.науки; детерминизма- что развитие психики зависти от внутр.и внеш.причин (условиями жизни, соц.окружением, хар0ом О, Д); единстваи сознания и Д – развтия сознания в Д – введен рубинштейном С.Л. Если не постоянно не усложнять Д, то развитие сознания не происходит; возр.инд и личностного подхода – подразумевает, что общие законы психич.разв.прояв-ся у каждого Ч инд-но, но общие законы для всех одинаковы; комплексности, систематичности, системности – предполагает необходимость прослеживать все стороны психики в системе, неоднократно с помощью разных методов:
Метод– способ, при котором собираются научные факты. Основные: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ прод.дет.Д.
Наблюдение – целенаправленное восприятие и фиксация психологических фактов. Любое наблюдение имеет четко поставленную цель. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о Л Р. Виды: полное, неполное; включенное, невключенное; (полное – исслед.все п.п.п., частичное – одно…)
Эксперимент– спец.созданн.условия для изучения психики Р. Оно сод-т цель, описание м-ла, ход исследования, критерии по обработке данных. В эксперименте ис-ль имеет дело только с одной стороной психики. Виды — лабораторный и естественный, конст и формир (наиб. – естеств – Лазурский)конст- фикс. У детей Ур.разв.изучаемого проц., формир-предпологает созд.у детей тех или иных особенностей психич.проц, качеств и св-в.
Беседа – вкл-ся в эксперимент или ис-ся как сам.метод. Она имеет четко осознанную цель и систему вопросов, которые четко формулируются.
Метод анализ дет.работ— (сказки, стихи, рис, констр, аппл) – отражение внутр.мира, мысли, переживаний Р.
Вывод:только комплексное использование разл.методов исследования м.дать полное, объективное представление о психических особенностях Р.
Понятие возраста и возрастной периодизации в психологии. Основные понятия (эпохи, стадии, кризис, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, новообразования).
Возраст – качественно своеобразный период физ, психич.и поведенческого развития (время жизни, достижение чел-ком уровня психич.развития).
Возрастная периодизация – система разделения жизни человека на этапы, эпохи, периоды, стадии по к-л признаку. Периодизхац.много, но условно их м.поделить на 3 группы: 1. по биол.признаку – смена зубов (болнский), кривая роста костей, половое созревание, педагогическая; 2. по одному кач.признаку – Пиаже (по мышлению напр), Фрейда (мотивац-потреб.сфера я сам); 3. по неск. Кач.психич.показателям.
В основе периодизации лежит смена ВВД. Вся жизнь чел-ка делиться на эпохи (ран.дет, дет, подр). Каждая эпоха состоит из 2х стадий развития – хар-ся ф.о. и с.с.р.
ВВД – такая Д, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике Р и в рамках которой возникает такие новообразования, кот.подготав.Р к новому этапу празвития с новым ВВД (1. на мир предметов, 2. на мир людей)
ССР- соотношение внешних и внутренних условий разв.психики. Она оп-т отношение Ч к миру. М-у этапами – кризисы – скачкообразные изменения связанные с появлен.новообразований – кач.нов.св-ва Л, психич.функций, физ.кач-в, кот.меняют весь ход психич.развития.
Эпоха ран.детств
Млад.возр
Кризис 1г.
ВВД— эмоц.О со взр, новообр – появ.речи и прямохождения, ф.о.-сит-личн, ССР-РВ, взр.как цель
Ран.возр
Кризис 3л.
ВВД— предм-манипулят, новообр – эмоц-вол.сфера Ясам, ф.о.-сит-делов, ССР-РПВ, взр.как ср-во
Эпоха детства
Дошк.возр
Кризис 7л.
ВВД— с-р игра, новообр – самосознание, самооц, самоподчинение, ф.о.-(3-5) внесит-позн, (5-7) внесит-личн, ССР-РВП, предм.как ср-во
Мл.шк.воз
Кр.подр.возр
ВВД— уч.Д, новообр – чувсвто взрослости, ф.о.-все 4, ССР-Р, способ дейст, взр — взр.как ср-во
Эпоха
подростничества
Подр.возр
Кризис 15-16л.
ВВД— О со сверст, новообр – формир.самосознания, измен.самооценки, ф.о.-межличност.О +все 4, ССР-Р, свесрт, взр – сверст-цель
Возрастная периодизация. Краткая характеристика стадий возрастного развития.
Эльконин, Выготский, Божович, Лисина
Понятие ведущей деятельности как основы, средства и условия психического развития. Ведущая деятельность в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте.
ВВД – такая Д, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике Р и в рамках которой возникает такие новообразования, кот.подготав.Р к новому этапу празвития с новым ВВД (1. на мир предметов, 2. на мир людей)
ВВД младен: Эмоц.О со взр – возник.под влиянием 2х условий: объективная нужда Р в уходе и заботе; поведение взр.обращенного к нему – разговор, ищет ответ, реакции. В О раз-ся восприятие – основа для озн.с предметами. Восприятие способствует развитию всех п.п.п.; важно для овладения аффективно-личн.связей Р со взр. С сит-личн. Ф.о.связано рзвитие у Р хватания, а оно готовит Р к нов. Д.
ВВД ран: Предметно-манипулят – направлена на овладение общ-принят.способам употребления предметов. В ходе осовоения функций у Р фор-мся соотносящие и орудийные действия. Соотносящ – привести в соответствие части предметов (матрешка), Орудийные – воздействие орудия на предмет. Развитие этих действий приводит к возникновению 2 видов Д – практической и предметной игры (с-р).
ВВД дошк: с-р игра – возникает с потребностью быть как взр. Но нет возмеожности, поэтому – через игру. Дети моделируют взаимоотношения взр., исп-я предметов, замест. Дети определяют роли (в т.д., б.д., прод.Д…) – подготовка к обучению в школе.
Предпосылки развития личности в младенческом возрасте. Кризис 1 года. Ведущие психологические новообразования возраста.
1ые мес – Р не выд. Себя из окр.мира. Нет отношения к запрещению или разрешению взр. К 3 мес – разрешение – стимулирует активность, запрещение – тормозит. В 6 мес- ярко проявляется синдром протеста. В 12 мес – на разрешение – устойчивая + реакция, на зщапрещение гневно реагирует – Р отдел.себя от взр. Сложилась «пра-личность».
Кризис 1 г.ж. – непослушание, нежелание считатьбся с треб.взр, на «нельзя» — упрямство, повторение шалости, капризно плачут…Почему! Р не делает разл.м-у предметами «для него» и «не для него» — возн.конфликт. Заканчивается тогда, когда противореч.разрешаются с пом.овл.Р предметно-манипулитив.Д. (литический кризис, но все равно-кризис — +)
Новообразования – становление ходьбы, реб.отделяет себя от взр., появление первого слов. кач-ва, кот.служит критерием того, что старая ССР распалась, возникает предметная Д; появ-ся первые соц.эмоции
Краткая характеристика новорожденности.
Безусловные рефлексы и их значение. Разные точки зрения на границы новорожденности. «Комплекс оживления». Основные достижения возраста.
Новорожденность – начало младенческого возр.(первые недели жизни). Рождение – потрясение (переход в новые условия). Особеннсть – Р отделен от матери физически но не физиологически (обеспечивает жизнь); ед.период когда м.проследить инстинктивные формы поведения. Новорожденность 0 инд.жизнь, имеет зачатки психич.жизни (нерасчленненые переживания, нет соц.реакции).
Рефлексы обеспечивают работу основным системам организма. Защитные – напр.на удаление или органичение действия раздражителей; ориентировочные – напр.на контакт с раздраж(вкл.свет); ориентировочно — пищевые -; сосательные; цеплятельные и отталкивающие – атавистические (на их основе ричего не формируется).
Точки зрения – 1. рефлексологическая – представители считают что период заканчивается с момента появления услвн.рефлексов (кон 1 нач.2мес), 2. физиологич – когда Р восстанавливает вес после рождения (1ые дни), 3. психологическая – появление первой соц.реакции – улыбки 3 мес. – к.о.
К.о. – выражение первой соц.потребности в О, вкл.в себя улыбку, зрительное сосредоточение, двигательные реакции, восклицания.
Основ.достижения возратса:
1.отделение сна от бодр., 2. выделения первых объектов в окр.действительности, 3. появление первых ответных реакций на воздейст.взр. (улыбка), 4. зарождение и развитие первой формы поведения, 5. развитие органов чувств, выраж-ся в проявлении зрит.и слух.сосредоточения на лице взр.
Психическое развитие ребенка раннего возраста. Развитие предметно-орудийной деятельности. Когнитивное развитие в раннем возрасте
.
ВВД — предметно-манипулятивная. Кризис 3л., новообраз – разв.эмоц-волев.сферы (Ясам), ф.о.-сит-делов., ССР – РПВ, взр как ср-во.
Психич.разв – возник.предпосылки игровой и продуктивной Д.; осваиваются нагляд.ср-ва мышления (наг-дей, наг-обр), возник.воображекние и знаково символич.функцисознания, Р переходит к активной речи; возник.личное действие и личное желание.
Предм-манип.Д – Д, направленная на овладение общ-принят.способами употреб.предметов. В ходе усвоений функций форм-ся соотносящие (цель – привести в соотв.части предмета – пирамидки) и орудийные действия.(цель – возд.орудия на предмет (карандашом – рисую…). Их развтие приводит к образованию 2х видов Д – практич.и предметной игры.
Когнитивное развитие:
Восприятие – доминирует над всеми п.п.п., по 3ем направлениям: перцептивные (Р выделяет предмет по 1 к-л признаку (форма, вел – главные. Фвет не имеет значения)дейст, сенс.эталоны (восприятие отрывается от предмета и становится обобщенным эталоном цвета, формы, величины (цвета спектра, большой-маленький), действия соотнесений (действия с 2мя и более предметами. В кот.надо соотнести св-ва предметов (цв, ф, вел)
Память – образ памяти более гибок и подвижен
Прододлжает развиваться двигательная память: 2г – запомин.и воспроизводит более сложные действия с ипредметами (катают, бросают). 3г – форм-ся действия. Кот составляют основу навыков (зашнуровывает, застегивает), словесная память: развивается на 2 г.ж.при вып-ии несложных поручений (подай куклу). Память носит непроизвольный хар-ер. Постепеннго освобождается от опоры на восприятие.
Мышление: орудийные и соотносящие действия (см.ранее), т.о. появ-ся наглядно-действенное мышление (в форм.внешних ориентриовочных действий?)
Речь: пассивный словарь – ненамного отличается от активной: 1.5г.- 30 – 100 сл., до 2л – 300сл, 3г – 1200-1500сл., активный словарь – автономность – порождение собственных слов, обломки слов взр, искаженные слова взр, звукоподражающие слова, непохожие на слова взр.; ситуативная речь (2г) – речь, понятная только в контексте конкретной ситуации, к кот. Вкл.собеседник, описательная речь (3г) – по своей инициативе отражает в речи все то, что он воспринимал.
Внимание – расширяется круг предметов, их признаки, на кот.сосредотач-ся Р; Р сосредоточенго выполняет несложные инструкции взр (лит, слово, речь); склад-ся предпосылки для разв.произв.внимания; внимание слобоконцентрировано, неустойчиво, трудно переключатся.
Воображение– 2.5 – 3г – когда Р нач-т действовать в воображаемой ситуации и с вообр.предметами (игра), 3г – Р замещает один предмет другим и дает им название (сам-ть, осознательность вообр-я) – имеет репродуктивный характер.
Младенчество.
ВВД– эмоц.О со взр, кризис 1 г.ж., новообраз – появление и прямохождения, ф.о.- сит-личн, ССР — РВ, взр, как цель. Младенчество делиться на 2 этапа – от к.о. до 5-6 мес – сит-личн ф.о., развитие сенсорных систем; от5-6 до 1г. – развитие хватания, установление зрит-двигат.координац.
Двигательная активность – идет быстрыми темпами (ходьба, манипулирование с предметами), 3-4 мес- тянется за предметом, сидит с поддержкой, 5м – хватание неподв.предмета, 6м- хватание движущ.предм, ползание, 7м-сидит без поддержки, 9м – стоит с поддержкой, 10м – ходит с поддержкой, ползание, 11м – стоит без поддержки, приседает, 12м – сам.ходит; действия с предметами – до 7 м.-хватает движ. Предметы ладонью, после 7м-принаравливает руку к особен.предмета, с 10мес – заранее готовит руку к схватыванию, координирует у Р возник.сенсорн.координац. Отличит, Особен.первых манипуляц – они направлены на предмет: сжимает, трясет, лижет, тянет и др.
Вед.роль О со взр: возник. Под влиянием 2 условий: 1. объективн.нужда Р в уходе и заботе (крики, хныкание…),2. повед.взр, обращ.к Р – разговор, ищет ответн.реакцию; отмечено.что к.о. возник. И на взр (активная функция к.о.). И на предмет (реактивная). О для разв.психики: повыш.жизнен.тонус Р (внимание и доброта со соторны взр). Разв.восприятие (основа для озн.с предметами), эмоц.О важно для возник.аффективно-личностных связей Р со взр (связано с развитием хватания), а хватание готовит руку Р к новой Д. продолжение
–PAGE_BREAK–