Личность Петра I и эпоха в историческом романе "Петр I" А. Н. Толстого

Экзаменационный реферат
на тему: «Личность Петра Iи эпоха в историческом романе «Петр I» А. Н. Толстого»
Выполнил:
Ученик 11 класса «В»
Средней школы №26
Сизов Андрей
2006-2007
Оглавление
1.   Введение.
2.   Сведенияиз биографии писателя.
3.   Текстреферата.
4.   Списокиспользованной литературы.
Введение.
«ПетрПервый» — произведение, которое из всего курса школьной литературы мнепонравилось больше всего. Я читал эту книгу, находясь на берегах Черного моря,в Крыму, в городе-герое Севастополе. Передо мной очень ясно вставали картины изромана, особенно в тех эпизодах, где действия происходили в степях или в Крыму.Мне не хочется рассматривать этот роман с критической точки зрения, поскольку ясчитаю, что в этом нет необходимости. В нем все так как нужно. Но поскольку это исключительно мое мнение,  мне придется проанализировать текст по заданной проблеме.
А.Н. Толстой.

(1882-1945)
ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич(29 декабря 1882 (10 января 1883) Николаевск (ныне Пугачевск)      Саратовской губернии — 23 февраля1945,Москва). Русский писатель; чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор,писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес,сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), преждевсего прозаик, мастер увлекательного повествования. Детство. Первые шаги влитературе. Вырос на хуторе Сосновка под Самарой, в имении своего отчима,земского служащего А. А. Бострома (мать писателя, будучи беременной, ушла отсвоего мужа, графа Н. А. Толстого, к любимому человеку). Счастливое деревенскоедетство определило жизнелюбие Толстого, всегда остававшееся единственнойнезыблемой основой его мировоззрения. Учился в Петербургском технологическоминституте, окончил его без защиты диплома (1907). Пробовал заниматьсяживописью. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908. Получил известность как авторрассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911) и примыкающих к немунебольших романов «Чудаки» (первоначально «Две жизни», 1911), «Хромой барин»(1912) — преимущественно о помещиках своей родной Самарской губернии, склонныхк разным чудачествам, о всевозможных неординарных, иногда анекдотическихпроисшествиях. Многие персонажи изображаются юмористически, с легкой насмешкой.Вполне сатирически (но без сарказма) обрисован только нувориш Растегин с егопретензиями на «стильную жизнь» («За стилем», 1913, впоследствии переименованов «Приключения Растегина»). Привыкшая к серьезной проблематике критикапостоянно одобряла талант Толстого, порицая его «легкомыслие». Во время Первоймировой войны писатель был военным корреспондентом. Впечатления от увиденногонастроили его против декадентства, смолоду затронувшего его своим влиянием, чтоотразилось в неоконченном автобиографическом романе «Егор Абозов» (1915).Писатель с энтузиазмом встретил Февральскую революцию. Проживавший тогда вМоскве «гражданин граф А. Н. Толстой» от лица Временного правительства былназначен «комиссаром по регистрации печати». Дневник, публицистика и рассказыконца 1917-1918 отражают беспокойство и подавленность аполитичного писателясобытиями, последовавшими за Октябрем. В июле 1918 он с семьей выехал влитературное турне на Украину, а в апреле 1919 эвакуировался из Одессы вСтамбул. Два эмигрантских года прошли в Париже. В 1921 Толстой переехал вБерлин, где были налажены более интенсивные связи с писателями, оставшимися народине. Но писатель не смог прижиться за границей и сойтись с эмигрантами. Впериод нэпа он вернулся в Россию (1923). Однако годы жизни за рубежом оказалисьвесьма плодотворными.
После Октябрьскойреволюции Толстой заинтересовался исторической тематикой. На материале 17-18вв. написаны рассказы и повести «Наваждение» (1918), «День Петра» (1918), «ГрафКалиостро» (1921), «Повесть смутного времени» (1922) и др. Кроме рассказа оПетре Первом, который строит Петербург, проявляя чудовищную жестокость к людями оставаясь в трагическом одиночестве, все эти произведения более или менеенасыщены приключениями, хотя в изображении смуты начала 17 в. чувствуетсявзгляд человека, повидавшего смуту 20 в. После пьесы «На дыбе», написанной в1928 во многом по мотивам «Дня Петра» и под влиянием концепции Д. С.Мережковского, в романе «Антихрист (Петр и Алексей)» Толстой резко меняет свойвзгляд на царя-реформатора, почувствовав, что в следующем десятилетии критерий«классовости», возможно, будет вытеснен критериями «народности» и историческойпрогрессивности. А фигура государственного деятеля такого уровня будет вызыватьпозитивные ассоциации.
В 1930 и 1934 выходят две книги большогоповествования о Петре Первом и его эпохе. В угоду противопоставления старого инового миров Толстой преувеличил отсталость, бедность и бескультурьедопетровской Руси, отдал дань вульгарно-социологической концепции петровскихреформ как «буржуазных» (отсюда преувеличение роли торговых людей,предпринимателей), не вполне пропорционально представил разные социальные круги(например, деятелям церкви почти не уделено внимания), нообъективно-историческую необходимость тогдашних преобразований, как быявляющихся прецедентом для преобразований социалистических, и средства ихосуществления показал в общем верно. Россия в изображении писателя меняется,вместе с ней «растут» герои романа, прежде всего сам Петр. Первая главаперенасыщена событиями, она охватывает события с 1682 по 1698 годы, которыечасто даются в самом кратком изложении. Вторая книга заканчивается начальнымпериодом строительства Петербурга, основанного в 1703: идут серьезныепреобразования, которые требуют более пристального внимания. Действиенеоконченной третьей книги измеряется месяцами. Внимание писателя переключаетсяна людей, преобладают сцены длительные, с обстоятельными разговорами.
Роман без романной интриги, без связноговымышленного сюжета, без авантюрности, вместе с тем чрезвычайно увлекателен икрасочен. Описания быта и нравов, поведения самых разных персонажей (их оченьмного, но они не теряются в толпе, которая тоже не раз изображается), тонкостилизованный разговорный язык составляют весьма сильные стороны романа,лучшего в советской исторической прозе.
Третью книгу «Петра Первого» смертельнобольной Толстой писал в 1943-1944. Она обрывается на эпизоде взятия Нарвы, подкоторой войска Петра потерпели первое тяжелое поражение в начале Севернойвойны. Это производит впечатление законченности незаконченного романа. Петр ужеявно идеализирован, даже заступается за простой народ; на всей тональностикниги сказались национально-патриотические настроения времен ВеликойОтечественной войны. Но основные образы романа не потускнели, интерес событийне пропал, хотя в целом третья книга слабее двух первых.
Характеры и изображениеисторических событий, переданная атмосфера времени делают «Петра Первого»исключительно захватывающим чтением несмотря на то, что таких элементовавантюрности, «подстроенных» автором встреч одних и тех же персонажей друг сдругом или с их знакомыми, знающими о них, как в «Хождении по мукам», «Ибикусе»или особенно в «Повести смутного времени», роман о Петре не содержит.Изображенное время не отличалось утонченностью, что позволило писателю обойтисьбез развернутого психологизма, в котором он не был силен. «Поток сознания» данединственный раз, когда показывается закопанная по шею женщина-мужеубийца,которую Петр, стыдясь перед иностранцами варварского обычая, велит пристрелить.Но о том, что чувствуют и переживают его персонажи, Толстой дает возможностьдогадаться. Василий Волков после крамольных речей ночующего у него МихайлыТыртова и вопроса: « — Доносить пойдешь на мой разговор?» — отворачивается кстене, «где проступала смола» /замедление/, и «долго спустя» отвечает: « — Нет,не донесу». Меншиков рассказывает царю после измены Анны Монсс Кенигсеком о Екатерине, живущей у него во дворце.«Петр, — не понять, — слушая или нет… Под конец рассказа кашлянул. Алексашказнал наизусть все его кашли. Понял, — Петр Алексеевич слушал внимательно».Дважды в романе показаны физиологические признаки страха при опасности смертиот вражеского оружия. Во время азовского похода, когда можно из тьмы получить татарскуюстрелу: «Поджимались пальцы на ногах». В конце романа под Нарвой подполковникКарпов радуется, что остался жив после залпа: «И отвалил преодоляемыйстрах, от которого у него поднимались плечи…». Вообще же Толстой не стремилсяв «Петре Первом» быть художником-баталистом, описания боев у него обычнокоротки, лучше всего передается неразбериха и сумятица массовой смертельнойдраки.
Роман многогероен,но ни один эпизодический персонаж не теряется среди других. Толстойизобретателен в антропомимике. Так, сатирическийобраз боярина Буйносова создается, в частности, нелепой, комической фамилией(персонаж «буен», но только носом). Любвеобильный персонаж наделяется прозвищемВареной Мадамкин. А колоритное прозвище Федьки УмойсяГрязью, заставляющее читателя представить себе физиономию, которую даже грязьюможно отмыть, вряд ли мог придумать кто-нибудь, кроме Толстого. Писатель непобоялся принизить тем самым сильного, талантливого человека из народа счрезвычайно драматический судьбой.
Личность Толстого чрезвычайнопротиворечива так же, как его творчество. В СССР он воспринимался как «писательномер два» (после Горького) и был символом «перековки» барина, графа всоветского гражданина, чьи произведения считались художественно и идеологическибезупречными. За исключением периода 1923-1927, когда Толстой не раз жаловалсяна материальную нужду, он и при советской власти прожил жизнь большим барином.При этом был неутомимым тружеником: на переполненном пароходе, увозившем его вэмиграцию, не переставал работать на пишущей машинке. Писал непременно каждыйдень, даже с утра после своих пышных и невоздержанных барских приемов. Не разхлопотал за опальных и даже арестованных знакомых, но мог и уклониться отоказания помощи. Любящий семьянин, он четырежды был женат; одна из его жен, Н.В. Крандиевская, и ее сестра отчасти послужилипрототипами героинь «Хождения по мукам».
Толстой — очень национальный, русскийписатель (патриот-государственник), но больше многих писал на зарубежномматериале, практически не зная и не желая знать иностранных языков во имялучшего ощущения родного языка. Он считал необходимым откликаться на вопросынастоящего времени, но стяжал славу классика художественно-историческойлитературы. Работал с подлинными фактами, признавал только реалистическуюманеру, но был выдумщиком-фантастом (охотно обрабатывал народные сказки), а его«реализм» оказывался столь эластичным, что доходил до грубо тенденциознойнормативности. Душа любого общества, он вызывал презрительное отношение такихлюдей, как А. А. Ахматова или М. А. Булгаков, а от O. Э.Мандельштама получил пощечину. Еще в середине 1920-х гг. Д. П.Святополк-Мирский дал ему оригинальную характеристику: «Самая выдающаяся черталичности А. Н. Толстого — удивительное сочетание огромных дарований с полным отсутствиеммозгов» (С. Мирский Д. История русской литературы с древнейших времен по 1925год. London, 1992. С. 794). Действительно, Толстойпринимал участие во многих неприглядных официальных кампаниях властей.Наследие Толстого огромно («Полное собрание сочинений»на самом деле охватывает небольшую часть им написанного) и крайне неравноценно.Он внес очень значительный вклад в несколько жанров и тематических пластовлитературы, у него есть шедевры (в той или иной области) и произведения,которые ниже всякой критики. Сильные и слабые стороны часто переплетаются впределах одного произведения.

ТЕКСТ РЕФЕРАТА.
Лично я считаю, что историческую рольПетра Первого трудно оценить иначе, как решающая в историческом развитии Россиии ее интеграции в мировое сообщество, сокращение разрыва в экономическомразвитии между Россией и европейскими странами. А вот, например, современный критик, работающий подпсевдонимом Л.И. Лазарев, написал очень емкую статью, в которой он развиваеттему эпохи и роли Петра Первого в историческом развитии России. Он считаетнесколько иначе: 
«Роман  А.Н.Толстого ” Петр Первый ”  А.М.Горький назвал ” первым
 в нашей  литературе  настоящим историческим  романом “,” книгой –
 надолго “.
  Отразивший  одну  из интереснейших  эпох  в  развитии  России –
 эпоху коренной  ломки  патриархальной  России и  борьбы  русского
 народа за  свою  независимость, роман  А.Н.Толстого ” Петр Первый”
 всегда будет  привлекать  читателей своим патриотизмом, необыкновенной свежестью  и  высоким художественным  мастерством.
  Этот  роман  знакомит читателя  с  жизнью России  конца  XVII –
 начала XVII века, рисует  борьбу  новой молодой  России, стремящейся  к прогрессу, с  Россией старой,патриархальной, цепляющейся за  старину,утверждает  неодолимость  нового. ” Петр Первый “- этоогромное  историческое  полотно, широчайшая  картина нравов, но прежде  всего — это,по  словам  А.С.Серафимовича, книга  о русском характере.
  Личность  Петра  и его  эпоха  волновали воображение  писателей,
 художников, композиторов  многих поколений. От  Ломоносова  до наших дней  тема  Петра не  сходит  со страниц  художественнойлитературы. К ней  обращались  Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.
  Свыше  двадцати  лет волновала  тема  Петра и Алексея Толстого: рассказ ” День  Петра ”  был написан  в  1917 году, последние главы  его исторического  романа  ” Петр Первый ” — в  1945. Не сразу
 сумел А.Н.Толстой  глубоко,правдиво  и  всесторонне нарисовать Петровскую  эпоху, показать  характер петровских  преобразований.
  ” На  Петра  я нацеливался  давно, еще  с начала  февральской революции, — писал  А.Н.Толстой.- Я  видел все пятна  на  его камзоле,- но  все  же Петр  торчал  загадкой в историческом  тумане “. Об  этом свидетельствуют  и  его рассказ ” День  Петра “,и  трагедия  ” На дыбе ” (1928).
  Характерно, что  к  Петровской эпохе  А.Н.Толстой  обратился в 1917  году; в  далеком прошлом  пытался  он найти  ответы  на мучившие  его  вопросы о  судьбах  родины и  народа. Почему  именно
 к этой  эпохе  обратился писатель? Петровская  эпоха — время  пре-
 образовательных  реформ, коренной  ломки патриархальной  Руси воспринималась  им как  нечто  напоминавшее 1917  год.
  В  рассказе  ” День Петра ”  Толстой  стремился показать  Петра Первого  своевольным помещиком, который  хочетизменить  жизнь родной  страны. ” Да, полно,- пишет  он, хотел ли  добра  России царь Петр? Что  была Россия  ему, царю, хозяину,загоревшемуся  досадой и  ревностью: как  это его  двор  и скот, батраки  и  все хозяйство  хуже, глупее  соседского? ” Отрицательное  отношение к Петру и  его  преобразовательской  деятельности связано  было, как  полагают исследователи, с  неприятием  и непониманием  А.Н.Толстым  в 1917 году  Октябрьской  революции.
  В  пьесе  ” На дыбе ”  дана  более широкая  характеристика  времени Петра  и  его окружения. Эпоха  дается  по-прежнему в  мрачных  тонах. Через ряд  эпизодов  проходит мотив  трагическогоодиночества  Петра. Он  одинок в  своей  огромной стране, ради  которой  ” живота не  жалел “; народ  против преобразователя. Одинок Петр и  в среде  своих «птенцов »: Меньшиков, Шафиров, Шаховской – все  лгуны и  воры. Одинок  Петр и  в  своей семье — ему изменяет
 Екатерина. Несмотря  на  то,что  в трагедии  ” На дыбе ” (на дыбу  поднята  Петром вся  Русь) Петр  нарисован уже  большим  государственным  деятелем, он  по-прежнему  оставался для  Толстого загадкой — отсюда  и утверждение  писателем  бесперспективности его преобразовательской  деятельности и  изображение  краха всех  его многолетних  трудов. Стихия  побеждает Петра, а  не  наоборот, как у  Пушкина в  поэме  ” Медный всадник “.
  Одним  из  лучших произведений  советской литературы  на  историческую тему  стал  «превосходный»,  по словам  А.М.Горького,  роман А.Н.Толстого  «Петр Первый».
  Начало  работы  над этим  романом  совпадает с  событиями,  важными в  жизни  нашей страны. 1929  год — год  исторического перелома.
  Именно  в  это время  Толстой  снова обращается  к  изображению Петровской  эпохи. Он  ощущает  перекличку далекого  Петровского, «когда  трещит и  рушится  старый мир»,  с  нашим временем,  чувствует  определенное созвучие  между  этими двумя  эпохами.              
   Прежде  всего  писателю нужно  было  определить, что  будет для  него основным  в  романе, и  с  этих позиций  отбирать  соответствующий  материал в  трудах  историков, исторических  документах,мемуарах.  Этим  основным для  Толстого,  по его  словам,  явилось «становление  личности в  эпохе».  Об этом  он  говорил и  в  беседе с коллективом  редакции  журнала «Смена»: «Становление   личностив  исторической  эпохе — вещь очень  сложная. Это  одна из  задач моего  романа».
   Иначе решается Толстым и вопрос опетровских преобразованиях. Весь ход повествования,  вся  система художественных  образов  должны были подчеркнуть  прогрессивное  значение преобразовательских мероприятий,  их  историческую закономерность  и  необходимость.
   Одной  из важнейших  задач  было для  Толстого  «выявление двигающих  сил эпохи» — разрешение проблемы  народа,  его исторической  роли  во всех  преобразованиях  страны, наконец,  изображение сложных  взаимоотношений  Петра и  народа.
  Таковы  основные  задачи, к  разрешению  которых Толстой  смог подойти  лишь в  конце  20-х годов.  Идейный  замысел романа  нашел соответствующее  выражение в  композиции  произведения, во  всех  ее компонентах.
  «Исторический  роман  не может  писаться  в  виде хроники,  в  виде истории…  Нужна прежде  всего,  как и  во  всяком художественном полотне, — композиция, архитектоника  произведения.  Что это  такое — композиция?  Это прежде  всего  установление центра,  центра  зрения
 художника… В  моем  романе центром  является  фигура Петра I.”
  Итак,  в  центре повествования  Толстого — Петр,  формирование его личности.  Однако  роман не  стал  пусть и  мастерски  написанной биографией  Петра. Почему?  Толстому  важно было  показать  не  только Петра как  большого  исторического деятеля,  но  и эпоху,  котораяспособствовала  формированию  этого деятеля.
  Становление    личности  Петра и  изображение  эпохи в  ее  историческом движении  определило  композиционные  особенности романа.
 Толстой не  ограничивается  изображением жизни  и  деятельности своего  героя, он  создает  многоплановую композицию, что  дает  ему возможность  показать жизнь  самых  различных слоев  населения России, жизнь  народных масс.  Все  классы и  группы  русского общества представлены  в  романе: крестьяне,  солдаты,  стрельцы, ремесленники, дворяне,  бояре.  Россия показана  в  бурном потоке  исторических событий,  в столкновении  общественных  сил.
  Поражает  широкий  охват событий  Петровской эпохи,  разнообразие созданных  персонажей.
  Действие  переносится  из бедной  крестьянской  избы Ивашки  Бровкина  на шумные  площади  старой Москвы;  из  светлицы властной, хищной  царевны  Софьи — на Красное  крыльцо  в Кремле,  где  маленький Петр  становится  очевидцем жестокой  расправы  стрельцов с Матвеевым;  из покоев  Натальи  Кирилловны в  Преображенском  дворце — в Немецкую  слободу,  оттуда в  выжженные  южным солнцем  степи, по  которым медленно  двигается  войско Голицына;  из Троице-Сергиевой  лавры, куда  ночью  из Преображенского  дворца  бежал Петр, — в  Архангельск, под  Азов,  за границу.
 Первые  главы  романа рисуют  ожесточенную  борьбу за  власть  между двумя боярскими  группами — Милославскими  и  Нарышкиными, представляющими  старую ,  боярскую, допетровскую  Русь.  Ни  ту,  ни другую группу  не  интересовали ни  интересы  государства, ни  судьба народа.
 Толстой подчеркивает  это  почти однотипными  замечаниями,  оценивающими правление  одних и  других.  И все  пошло  по-старому. Ничего  не случилось. Над  Москвой, над  городами,  над сотнями  уездов …
 кислые столетние  сумерки — нищета,холопство,  безделье ( после победы  Милославских ); но  вот победили  Нарышкины — “… стали думать  и  править по прежнему  обычаю. Перемен  особенных не случилось,’
 Это понимает и  сам  народ: «Что  Василий Голицын ,  что  Борис — одна от  них  радость».
 Толстой  показывает, что  народ играет решающую  роль  и в  тех событиях,  которые разыгрываются  в  Кремле. Только  при поддержке народа  Нарышкиным  удается сломить  Милославских  и т.  д.  Недовольство народа  своим положением  проявляется в  ряде  массовых сцен.
 Примерно  с  четвертой главы  первой  книги Толстой  показывает, как  все более обостряются  отношения  между возмужавшим  Петром и  Софьей, что  приводит  в дальнейшем  к  падению былой  правительницы.
 Петр становится  самодержавным  правителем и со  свойственной ему решительностью,  преодолевая сопротивление боярства,  начинаетборьбу с  византийской  Русью. «Упиралась  вся Россия ,- пишет Толстой. Страшились
 перемен, «ненавидели  быстроту и жестокость  нововводимого не  только боярство,  но  ипоместное  дворянство,  и духовенство, и  стрельцы:
 «Стал не мир, а  кабак,  все ломают,  всех  тревожат… Не  живут торопятся… В  бездну  катимся…»  Сопротивлялся и  народ — «мало было  прежней тяготы — волокли  на  новую непонятную работу — на судостроительные верфи  в  Воронеже». Бегство  в леса  дремучие, на  Дон — ответ народа  на все  тяготы жизни  в  период правления Петра.
 Первая  книга  кончается жестоким  подавлением  Петром стрелецкого мятежа. Ее  финал  лучше прочесть  вслух: «Всю  зиму были  пытки  и казни… Ужасом  была охвачена  вся  страна. Старое  забилось по темным  углам. Кончалась  византийская  Русь. В  мартовском  ветре чудились  за балтийскими  побережьями  призраки торговых  кораблей».
 Вторая  книга,  по словам  самого  Толстого «более  монументальна, более  психологична»,  она рассказывает о  том  как сдвинулась  с места Русь — начинается  с  изображения «неохотно»  пробуждающейся
 Москвы, кончается  картиной  строящегося Петербурга.
 Монументальность  романа  проявляется не  в  изображении больших событий  крупным  планом, а  в  изображении строительства  новой России.Борьба  старого  и нового    становится  определяющей в развитии  действия  романа. Толстой  показывает  в каких  сложных условиях  возникает  молодая Россия,  какие  трудности пришлось  преодолевать Петру  на  пути преобразования  Руси.
 Во  второй  книге по  сравнению  с первой  изображено  меньше исторических  событий, действие  концентрируется  вокруг подготовки к  Северной  войне, ее  начал  «нарвская  конфузия»,  лихорадочная деятельность  по укреплению  обороны,  строительство заводов,  первые успехи  в войне  со  шведами  — взятие  Нотебурга,  выход к  устью Невы  и основание  города-крепости,  которую решено  было  назвать
 Питербурх.
 Большое  место  отведено в  этой  книге психологическим характеристикам.  Каждый  из эпизодов  частной  и общественной  жизни  помогает ярче представить  ту или  иную сторону  эпохи  Петра, его  преобразований                    (например,  описание жизни  семей  Буйносовых и  Бровкиных и  др.) Толстой показывает  как  новое врывается  в  быт, рушит старые устои. Прогрессивный характер петровских  преобразований  подчеркивается
 Толстым в  изображении  общего оживления  страны, в  появлении вокруг Петра  новых людей идущих  в  ногу со  временем  и понимающих нужды  России.  Среди них  и выходцы  из народной среды: Меньшиков, семья Бровкиных,  Федосей  Скляев, Воробьев.
 «Птенцы  гнезда  Петрова»,  люди энергичные,  воспитанные  Петром, противопоставлены  старому московскому  боярству — Буйносову,  Лыкову и другим,  изображенным  Толстым с  иронией. Боярство  внешне смирилось, но продолжало ненавидеть  Петра  и его  нововведения.  Во второй  книге  с еще  большей  силой звучит  мотив социальногопротеста  народа. Раздражение  звучит и  в  разговоре мужиков в  кабаке на  Варварке, и  в