Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №10 х. Куликовскогомуниципального образования Ленинградский районОписание системы работыучителя русского языка и литературыАнисимовой Татьяны Александровныпо теме:«Личностно ориентированное обучение учащихся».2008 годСодержание 1. Вступление. Немного об учителе _____________________________3-5 2. Актуальность проблемы_____________________________________5^ 3. Работы по исследованию проблем изучения личностно ориентированного обучения__________________________________5-64.« Технология для ученика, а не ученик для технологии»__________6-95. Алгоритм создания ситуации успеха__________________________9-12 6. Некоторые нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации_______12-19^ 7. Функция урока в системе личностно ориентированногообучения____________________________________________________19-228. Отличительные особенности личностно ориентированного обучения___________________________________________________2-26Использование методов и приёмов личностно ориентированногоподхода в обучении на уроках русского языка и литературы_____26-3210. Способы диагностики учащихся в образовательном процессе__32-4411. Успехи и достижения учеников в учебной деятельности_______4412. Апробация опыта__________________________________________4413. Публикации_______________________________________________4414. Приложения_______________________________________________44-501. Вступление. Немного об учителеАнисимова Т.А. работает в МОУ СОШ № 10 учителем русского языка и литературы с 1990г. Это учитель, хорошо знающий свой предмет, постоянно работающий над повышением своего педагогического мастерства. На протяжении большого периода работы у неё нет неуспевающих учащихся. Уроки проводит уверенно, свободно владеет классом, максимально использует каждую минуту. Учитель чётко определяет учебные задачи, выбирает наиболее рациональные методы и приёмы обучения. Каждый её урок позволяет детям сделать открытие в мире литературы и родного языка. Урок-концерт, путешествие, семинар, читательская конференция – вот формы работы Татьяны Александровны, полюбившие ученикам и приносящие наибольшую отдачу и удовлетворение учителю.Много внимания на уроках Татьяна Александровна уделяет слабым ученикам, работая над активизацией мыслительной деятельности всех учеников. Систематически и плодотворно работает над выработкой устойчивого сознательного внимания учащихся. Добивается правильного выразительного чтения учащимися художественных произведений.Педагогический опыт учителя с самого начала определил понимание учительского труда. Есть педагоги-исследователи, есть педагоги-испытатели, практики, теоретики. Этот педагог-романтик: немножко поэт и писатель, путешественник. Романтики так мало в нашей жизни. Кредо учителя – научить детей любить. Так научить, чтобы эта любовь жила с ними до самой старости. Чтобы этот необыкновенный мир существовал наравне с реальностью и не разбивался об нее. Лишь благодаря чистым, прекрасным мыслям и желаниям можно испытать редкое чувство полета над всеми мирскими проблемами. Жизнь наша – суета сует. Она как жернова. Разучишься оставлять ее для внутреннего совершенствования – засосет и смелет в муку. Дети – они зерна. Думать о них нужно сейчас. А из муки пшеничное поле не вырастишь. Задача учителя – помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. Не стоит бояться на любом уроке, на перемене, в любой ситуации вкладывать в сердца детей искорки Божественной мудрости, знания Человеческих непрописных Истин и Законов. Веруя в эти законы, зная их, дети будут жить лучше и чище, чем мы. Взрослому принять их как Новое гораздо труднее – фундамент не ставят на крыше дома.Дети – самое удивительное и интересное в жизни. И совсем не беда, что ростки того, что приходится вкладывать в ум и сердце каждого, всходят не сразу и не все вместе. Эти ростки нужно вовремя увидеть, не пройти мимо, не сломать нечаянно и тогда испытаешь глубокое удовлетворение от своего труда.Для того чтобы заглянуть в душу ребенка или быть им услышанным, получить обратную связь, необходимы один принцип и две вещи. Принцип прост как мир – ИСКРЕННОСТЬ. А две вещи – это СЛОВО и ОБРАЗ.Иногда учитель пользуется словом, чтобы от детей получить образ, а иногда – наоборот, показывает образ и получает слово. Порою, оно одно из десятка других слов, написанных учеником, заставляет щемить сердце.Человек строит храм своей души всегда не один. Так много нужно заложить в его основу – добродетель, миропонимание, веру в настоящее, веру в будущее. Ему нужно понять и помнить простые истины, на которых строится весь мир: поймаешь бабочку – она умрет, сорвешь цветок – он завянет, ибо прикоснуться к красоте можно только сердцем, которое всегда любит и наполнено счастьем каждой минуты.Учителю близко утверждение Песталоцци, что преподаватель должен любить своего ученика, более того, личность учащегося должна быть для учителя священной. Процесс обучения должен быть нацелен не только на запоминание и усвоение знаний, сколько на развитие способности к самостоятельному мышлению и позитивному переживанию. Девизом педагогической деятельности этого учителя стало изречение ^ Я.А.Коменского: “Сперва любить – потом учить”На практике педагог реализует заповеди: – всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;- все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;- не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;- не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;- признавай право на ошибку и не суди за нее;- умей признать свою ошибку;- защищая ребенка, учи его защищаться.Прав Е.Н.Ильин, считающий, что литература – это “человекоформирующий” предмет.Помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности – это то, ради чего я работаю здесь, в школе Учитель – это нечто гораздо большее, нежели просто ученый, знающий человек. Большой ученый может и не быть учителем. Учитель – это и актер. Он ведет свою роль, и от его таланта (или бездарности) зависит внимание (или равнодушие) публики. Ибо класс – тоже зрители. Но Учитель – больше чем актер. Даже самый народный артист, в конечном счете, не несет ответственности за своего зрителя. А Учитель – несет. Учитель – это еще и режиссер-постановщик. Пусть он пока не сам выбирает пьесу и ее участников, но он распределяет роли и сам следит за игрой своих подопечных. Учительство – это, прежде всего, призвание и талант. Как сказал А. В. Луначарский: “…преподавание есть одно из величайших искусств, которым преподаватель – педагог – внешкольник – формирует самый благородный материал – людские души. И нужно уметь формировать их, сделав их мягкими, сделав их доступными вашему прикосновению и воздействию на их благородную сторону. Это можно сделать только тогда, когда между ними и вами протянулись токи, заразившие их определенной симпатией к вам. Это и значит, что вы явились перед ними как художник”.Учительский труд очень сложен, потому что в его основе – человеческие отношения. Учитель обязан ежедневно контролировать усвоение школьниками знаний, но ребята это не очень любят. Его стремления воспитывать лучшие человеческие качества у школьников, подчас встречают сопротивление с их стороны. По капельке учитель отдает себя детям. Без этого ни мастерства, ни таланта у учителя не будет никогда. Главное, что характеризует работу педагога – профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем без исключения детям. Именно любовь и уважение характеризует личностно ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе. Личностно ориентированное обучение учащихся – основная тема педагогической работы данного учителя.^ Актуальность проблемы Создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал – задача сегодняшнего дня.Поскольку традиционное образование устарело, нужны новые дидактические формы организации обучения в современной системе образования. Одной из новых форм организации обучения является личностно ориентированный подход, который является основой традиционного обучения. Поэтому в настоящее время в педагогической общественности широкое распространение получил термин “личностно ориентированное обучение”. Личностно ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Такая система обучения дает каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении. В настоящее время разрабатывается иной подход к пониманию и организации личностно-ориентированного обучения. В основе его лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как “коллективного субъекта”, но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым “субъектным опытом”, иными словами, индивидуальным опытом.Включить индивидуальный опыт в процесс познания (усвоения) – значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений^ Работы по исследованию проблем изучения личностно ориентированного обучения: М.М. Поташник, М.В.Левит «Как подготовить и провести современный урок (современная технология)». – Москва, 2007. М.И. Лукьянова, Н.А. Разина и др. «Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика» – Москва, 2006.. С.С. Кашлев «Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов» – Мн.: Выш. шк., 2002 Н.Е. Щуркова «Педагогические технологии» – М., 1992 О.С.Газман «Неклассическое воспитание от авторитарной педагогики к педагогике свободы». – Серия “Библиотека Федеральной программы развития образования”.– М: Издательский дом “Новый учебник”, 2003 М.Ю. Кондратьев «Подросток в замкнутом круге общения» – М, Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО, “Модэк”, 1997. Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин «Педагогика поддержки (Учитель и ученик: возможность диалога и понимания)» . – М: Издательство “Бонфи”, 2002. Л.А. Мосунова «Условия саморазвития личности на уроке литературы». – М: 2004. С.Л. Соловейчик «Воспитание школы. Статьи для своей газеты». – М.: Издательство “Первое сентября”, 2002 Е.Н Щуркова., Е.П. Павлова «Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе» – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2004. И.С. Якиманская «Личностно ориентированное обучение в современной школе». – М.: Сентябрь, 1996. Л.С. Выготский «Педагогическая психология». – М., 1999. И. Осмоловская «Начать с изучения личностных качеств» – 1996. Е.В. Бондаревская «Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания» – М: 1996« Технология для ученика, а не ученик для технологии»Личностный подход будет проявляться даже в том, как учитель будет обращаться к детям. Учитель, любящий ребят, не будет называть их только по фамилии, а только по именам. Любящий детей учитель не побоится признать свою ошибку, извиниться перед ребятами, если окажется в чем-то неправым. Он никогда не позволит себе угрожать своим воспитанникам. Школа – дом радости – не может быть местом перепуганных детей. Педагог учит на уроках не только основам наук, но и правде, справедливости, честности, мужеству, доброте. Каждая секунда урока воспитывает. Надо найти мужество, чтобы, несмотря на любые жизненные неурядицы, войти в класс с улыбкой, сказать ребятам такое важное: “Добрый день, дети!”. Проявить мужество, выдержку, не перебивать отвечающего у доски, не ответить резкостью на грубость. В этом проявляется, прежде всего, личностный подход к детям.Ребенок живет на уроке особой духовной жизнью, и эта жизнь не приемлет насилия, принуждения, порождающих рабскую психологию. Нормальный ребенок, если он не болен, живо реагирует на все, что происходит на уроке. На реплики, на шутки, на интересную информацию. Абсолютная тишина на уроке – далеко не идеальное условие обучения. Это хорошо знают физиологи и психологи. Личностный подход предполагает от учителя создавать в классе атмосферу хорошего настроения. Любой врач скажет, что хорошее настроение, улыбка, смех – лучшее лекарство. Ненормально, когда при ответе ученик испытывает страх, тревожность, подавленность. Без доброго отношения учителя к ученику, без ободрения не родится на уроке общение, а без общения нет воспитания. Вот что писал об этом В.А. Сухомлинский: “Самое главное, дорогие друзья, — это видеть в своем ученике живого человека. Умственный труд ребенка, его успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам”. “Мое сердце сжимает боль, когда я вижу школьника, который не может понять, что ему объясняется на уроке и получает двойку. Учитель, поставивший ему двойку, представляется ему самым несправедливым в мире человеком”. Личностный подход не возможен без педагогического такта, когда чувство меры в поведении и действиях учителя, включают в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Также не возможен личностный подход без чувства толерантности. В основе толерантности (терпения) лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации – с другой. Формирование у себя толерантности – одна из важнейших задач профессионального воспитания учителя в условиях личностно-ориентированного обучения.Равнодушных учеников, совсем без желаний, обучающихся только по обязанности, немного. Каждое зерно неравнодушия прорастет и даст богатейшие плоды, только перекинь мост от интересов каждого к тому, чем можно увлечь. Стоит снять эту перегородку – откроется заманчивая перспектива, учение станет гораздо привлекательнее, а увлечения полезнее, плодотворнее, глубже. Личностно ориентированный подход требует от учителя избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности на уроке, стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального типа, вида задания, формы его выполнения. Нужно развивать в детях творческую активность, любознательность (не путать с любопытством), инициативность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать, веру в свои способности и память, волю и ум. Совершенно необходимо использовать похвалу как средство поощрения. Доброе слово, что дождь в засуху. Оно пробуждает веру в собственные силы даже у самых слабых учеников, оно укрепляет их волю. Внимательное отношение учителя к победам учеников значит очень многое. Доброе слово, похвалу можно и даже нужно записывать в тетради и дневники (я часто за хорошо выполненную работу, записываю в тетрадях слово – молодец!). Похвала окрыляет учеников, вселяет в него новые силы, но не следует “перехвалить”, так как эффект от “перехваливания” может получиться обратным. Но все же ошибки и промахи увидеть легче, чем заметить едва наметившуюся удачу. Особенно, если ее не ждешь. Создание на уроках ситуации успеха является одним из приоритетных задач личностного обучения. Раскрепости неуемную энергию школьника, укрепи его веру в свои силы, направь их в нужном направлении – и ряды неуспевающих поредеют.В своей педагогической практике учитель использует групповую форму работы. Как правило, своих учеников с 5-го класса распределяю по группам (4–6 человек) или с 10-го класса, если беру классный коллектив в старшем звене. Несомненно, качественный и количественный состав ученических групп меняется в зависимости от результатов диагностики учебных возможностей учащихся в процессе обучения: роль и способность выполнения каждым определенного задания (компенсаторные, ролевые возможности детей). Учащиеся распределяются по группам не по уровню обученности (“отличник”, “хорошист”, “троечник”), а по учету индивидуальных (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных) особенностей ученика, его темперамента, характера восприятия учебного материала, по типу памяти и характера функциональной ассиметрии полушарий головного мозга (“правополушарные”, “левополушарные”). “Левополушарные” – логичны, последовательны, порциональны, “правополушарные” – интуитивны, эмоциональны, абстрактны, ориентированы на фантазию. Поэтому имманентным анализом, как правило, занимаются “левополушарные”, а интерпретировать текст будут “правополушарные”. Такая методика обеспечивает качественную передачу учебной информации учителем и осознанное восприятие её учащимися. И, как справедливо считает М.М. Поташник, можно применить мощнейший «учительский гипноз» и подавить индивидуальные особенности учащихся, поступить с ними, по образному совету В.Ф. Шаталова, как с огурцами – «суньте в банку с рассолом, и они неизбежно просолятся». Но мы исходим из убеждения, что «технология для ученика, а не ученик для технологии». Необходимо совместить ряд технологий, чтобы каждый ученик был обучен оптимально, т.е. с наименьшими затратами времени и сил получил наибольший образовательный результат». Поистине неиссякаемы ресурсы литературы! Являясь преподавателем этого предмета, ежедневно рассказывая о писателях, поэтах, учитель убеждается, что каждый автор самобытен и индивидуален. Ему легко даются подобные наблюдения, так как прочитано много литературы и есть определённый жизненный опыт. Он уже умеет ценить то богатство личностного мира автора, которое тот оставляет на страницах книг, как истинный гурман наслаждаясь мастерством стиля. Как же ученикам оценить талант литераторов? Как через собственное восприятие ощутить дарование того или иного автора? Ответ прост: им необходимо приобрести свой собственный опыт авторства. Когда мы можем в полной мере оценить достижения кого-то? Только тогда, когда эти достижения созвучны с нашим личностным опытом и пропущены через внутреннее восприятие. Только став автором своего творчества, можно познать красоту слова, научиться «свободно» говорить и формулировать свои мысли, научиться замечать тонкости стиля произведений знаменитых авторов. Когда ученик создаёт собственное произведение (пусть совсем маленькое — сказку, например) и знакомит с ним своих одноклассников, он становится автором: у него есть произведение и слушатели. В классе к его творчеству всегда будет проявляться интерес, так как каждый приготовил своё творение и интересуется успехом коллеги: «А как это у тебя получилось?» Подобный опыт повторяется не один раз, и рано или поздно наступает такой момент творческой «зрелости», когда учащийся хочет не только самовыразиться, но и совершенствовать своё писательское мастерство. На этом этапе у ученика возникает вопрос: «А как? При помощи каких приёмов гениальный художник описывает чувства на страницах своих произведений? Что за литературоведческие средства использует писатель? Как удаётся ему точно направить мировосприятие людей, читающих его книгу, и наверняка знать, что в этом описании читатель почувствует именно боль, а в другом — любовь и сострадание!?» Вот так и наступает момент, когда один автор начинает проникать в мир другого, ценить, уважать его талант, осознавать силу его дарования и стремиться к совершенствованию своего таланта. Учитель всегда помнит, что литература — это особый вид искусства, познать который невозможно, не увидев, не почувствовав, не услышав. Очень важно помнить об этом в процессе обучения литературе. Ведь книга — живая система, вмещающая в себя миры и жизни. Любое произведение искусства важно впустить в себя, чтобы окунуться в его глубины и ощутить себя его частью. Тогда оживший мир книги не оставит равнодушным ни одного человека, превратив читателя в одного из героев повествования. ^ Преподаватель литературы ставит перед собой следующие задачи: Научить ребёнка осознавать свою индивидуальность, неповторимость, уникальность, а также чувствовать себя личностью, которая открыта миру и готова к обратной связи с ним. Привить потребность к самовыражению и приобретению собственного творческого опыта. Развить авторскую позицию и умение ценить авторство других.Для того чтобы проводить подобную работу, важно выявлять микротехнологии обучения, которые связаны с восприятием и переработкой информации. То есть необходимо знать шаги, которые ребёнок делает, организуя свой успешный опыт: будь то изучение литературы или какого-либо другого предмета. Научившись анализировать и применять собственные успешные стратегии, ребёнок легко будет использовать найденные таланты для более глубокого самосовершенствования, работать над собственным обучающим стилем, делая его максимально разнообразным. Успешно решать задачи создания необходимых условий для развития личности ребёнка позволяет модель:учение как любовь -> любопытство -> любознательность -> трудолюбие. Любовь каждого говорящего к своему языку выступает как “…неотъемлемое свойство языковой личности, одна из обязательных ее характеристик” Любопытство – случайный интерес, обусловленный непроизвольным вниманием. Любознательность – произвольное внимание. Она обеспечивается формирующимся характером ученика, высшим проявлением такого характера становится трудолюбие.^ 5. Алгоритм создания ситуации успеха Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата ( все целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.^ Снятие страхаПомогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.“Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”.“Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.^ Авансирование успешного результатаПомогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.“У вас обязательно получится”.“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”. ^ На уроках литературы разрешаю детям сесть по принципу: 1-й ряд – готов к уроку2-й ряд – не совсем готов3-й ряд – не готовУчащиеся могут самостоятельно оценить уровень подготовки к уроку.^ Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельностиПомогает ребенку избежать поражения.Достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”“Выполняя работу, не забудьте о…..” ^ Внесение мотиваПоказывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”^ Персональная исключительностьОбозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.“Только ты и мог бы….”“Только тебе я и могу доверить…”“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…” ^ Мобилизация активности или педагогическое внушениеПобуждает к выполнению конкретных действий.“Нам уже не терпится начать работу…”“Так хочется поскорее увидеть…”^ Журнал «Пересдача- Морозцем- Дворцов /Объясняют орфограмму/.Второе упражнение «…словам просторно» также способствует развитию воображения, оно предлагает написать маленькие рассказы, используя лишь то, что есть в предложении, и не добавляя того, чего в нем нет. Работа может происходить как письменно, так и устно. Далее комплекс заданий идет от наблюдений над готовым текстом к созданию своего текста – сочинению. Эта работа начинается со свободного диктанта или лингвистического эксперимента. Свободный диктант – это упражнение, при выполнении которого содержание читаемого текста записывается не дословно, а относительно свободно, на память. Учащимся разрешается в ходе диктанта какие-то детали опускать, заменять слова, перестраивать предложения. Свободный диктант – переходная ступень от собственно диктанта к изложению. Основное назначение свободного диктанта – закрепление навыков правописания и развития речи школьников. Сочинение – это упражнение, заключающееся в самостоятельном изложении школьниками своих мыслей на заданную тему. Работа над сочинением развивает мысль учащегося, учит рассуждать, доказывать, анализировать и синтезировать, т.е. способствует развитию мышления. Все сочинения можно разделить по способу изложения мыслей – сочинения-описания: например, «На окне, серебряном от инея», «Вид из окна», «Звуки, услышанные на рассвете» и т.д., сочинения-рассуждения по данному началу и концу: «Это утро, радость эта…», сочинение-повествование: «О чем поведал весенний ручей», «Лесная тайна», «Как приходит зима», «Исповедь мартовского снега» и т.д. В целом же дидактический материал с комплексом творческих заданий помогает школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств, развивает творческое мышление. Текст 1. Весна, совсем весна… Весна нач..лась сразу вдруг как шапкой накрыла. С крыш.. с пригорков со всех сторон и во все стор..ны вода пот..кла. (С)начал.. капельками, ручееч..ками, а потом как зазв..нела, зашумела, забуровила – только д..ржись ! (И. Касаткин) Текст 2. На т..невой стороне дома уже совсем захолодало. Легкий весе..ий морозец к вечеру затягивал звездами луж..цы около парадного крыльца. К..пели стали заст..вать и реже падать. И шершавый н..здреватый л..док слышнее захрустел под ногами в тихом в..чернем воздухе. Мы нароч..но пр..шлись около дома, продавливая лед на луж..цах и прислушиваясь к его стекл..ному хрустенью. (П. Романов)Текст 3. Сочинение-миниатюра.Исповедь мартовского снега. Вы – мартовский снег. Каким он был зимой? Царственным, величественным, искрящимся, сверкающим, порхающим… А какой он в марте? Ноздреватый, грязный, жалкий, осевший, пропитанный влагой… Что чувствует мартовский снег? От первого лица напишите исповедь (откровенное признание в чем-нибудь) мартовского снега. Второй этап метода творческого самовыражения может быть таким: С начала учебного года учитель даёт номер своего сотового телефона детям и просит, например, прислать ему SMS-сообщение, но так, чтобы в нём было хотя бы одно слово на изученную орфограмму. ^ ПРИЛОЖЕНИЕ №2Что даёт система творческого самовыражения в обучении? 1. Развивает воображение и творчество учащихся. 2. Способствует развитию самосознания. 3.Укрепляет и развивает веру в себя, в свой творческий потенциал.Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся. ^ 7. Функция урока в системе личностно ориентированного обученияУрок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, хотя и такие уроки тоже нужны, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Для этого учитель, работая с классом, выделяет различные индивидуальные мыслительные операции, которым и пользуются ученики, работая с учебным материалом. Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и руководствоваться личностным отношением к ней. Обезличенных знаний не бывает.Реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены “векторов в педагогике”: от обучения как нормативно построенного процесса, к учению как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки. Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе?- Во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становления способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.- Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников учебного процесса – администрации, учителей, учеников, родителей.- В-третьих, определить критерии эффективности инновационного процесса.Поэтому личностно-ориентированная система обучения стимулирует ученика к совершению осознанных поступков за счет обеспечения постоянных условий для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания. Поэтому, занимаясь по личностно-ориентированной системе обучения, ученик- получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне,сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки иповедение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;- вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации;- учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры;- учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением.Все это становится возможным в связи с тем, что эта система полностью соответствует комплексу индивидуальных способностей ученика. Поэтому ученик сознательно или стихийно мобилизует свои ценные для этой системы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В процессе такой деятельности у него вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе, происходит присвоение таких черт характера, как любовь к учению, умение быстро входить в работу, умение отдыхать в перерывах между делом, концентрация внимания, спокойствие, умение ладить с людьми, уверенность в себе, самоуважение, уважение к другим.Личностно-ориентированная система, опираясь на то, что личность-это единство психических свойств, составляющих её индивидуальность, реализуя своей технологией важный психолого-педагогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, создает, на наш взгляд, оптимальные условия, содействующие развитию личности ученика посредством возрастной ведущей учебной деятельности.Доказано, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Л.С.Выготский писал: “Определение уровня развития и его отношения к возможностям обучения составляет незыблемый и основной факт, от которого мы можем смело отправляться как от несомненного”. Поэтому необходимо определить по меньшей мере два уровня развития ребенка, без знания которых мы не сумеем найти верное отношение между ходом детского развития и возможностями его обучения в каждом конкретном случае. Первый – это уровень актуального развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся, циклов его развития. Здесь речь идет о наличном уровне подготовленности ученика, характеризуемом тем, какие задания он может выполнять самостоятельно, без помощи взрослых. Второй – это уровень, отражающий психический потенциал развития личности, это зона ближайшего развития. Данный уровень свидетельствует о том, чего ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. Зоны актуального и ближайшего развития у учеников свои, а отсюда разная динамика (темпы) умственного развития.Учитель не сможет построить свою работу в русле личностно ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности. Ведь личность – это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром, а уровень ее развития характеризуется способностью к поддержанию и защите суверенного пространства этой индивидуальности. Внутренний мир личности есть своеобразное отражение того жизненного пространства, в котором происходит ее становление. Это относится даже к пространству в физическом смысле слова. Постановка целей личностного развития учащихся обладает важной спецификой в том смысле, что в традиционной педагогике личностное развитие ученика выступало не как цель, а как средство достижения каких-то других целей – усвоения, дисциплинирования, приобщения. Личность играла лишь роль механизма. В образовании важен был результат, действие, которое эта личность должна была произвести, а не новообразования в ней самой. Должна присутствовать педагогическая поддержка, которая выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Ее сущность выразил Амонашвили в трех принципах педагогической деятельности: “любить детей, очеловечить среду, в которой они живут, проживать в ребенке свое детство”. Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Развивающий воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам учитель. По словам Б.Ц. Бадмаева: “Учитель не только дает знания по своему предмету, он не только и не просто “учитель — предметник”, а Учитель с большой буквы – воспитатель, готовящий в течение школьных лет и подготовивший к выпуску из школы Гражданина”. Его отношения с детьми должны строиться на основе личностного, а не формально-делового подхода. Учитель, реализуя в педагогической деятельности рефлексивно-адаптационную и деятельностно-творческую функции образования, совершенно по иному организует процесс обучения и воспитания детей по сравнению с традиционной системой. Первая функция состоит в том, чтобы “учить детей учиться”, развивать в их личности механи
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…