ЛИЦЕЙСКИЕ ГОДЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА’’ Городецкая А. А. 9 «А» класс Руководитель: Емельянова Г.П. Лабазы 2005 год ПЛАН: 1. ВВЕДЕНИЕ. 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: 1. Воспитание молодого поэта. 2. Поступление и учёба в Царскосельском лицее. 3. Лицейская дружба. 4. Первая любовь.
5. Грустные дни расставанья. 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 4. БИБЛИОГРАФИЯ. 1. ВВЕДЕНИЕ. Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяем наизусть со слов мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских сказок: о царе Салтане, о мертвой царевне, о попе и его работнике
Балде – живет с нами и позже, в школьные годы. «Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит: Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей…» Но важнее всего то, что писатель учит нас чувствовать запах и вкус поэзии родного русского народа: «Там русский дух…там Русью пахнет!» Добрый и умный спутник, напоминает нам о великих богатствах русской души, о её свободолюбии, благородстве,
о мужественной борьбе за счастье, мир и справедливость. Для своего реферата я выбрала тему «Лицейские годы и их отражение в творчестве Пушкина». Выбрала я её не случайно, ведь когда я прочитала название реферата, у меня сразу возникло несколько вопросов, на которые мне захотелось найти ответы. Я считаю, что каждый уважающий себя ученик, почитатель творчества
А.С.Пушкина должен знать: Как, где и при каких обстоятельствах величайший русский поэт – Александр Сергеевич Пушкин, впервые почувствовал себя поэтом? Как пребывание в Царскосельском Лицее отразилось на творчестве А.С. Пушкина? Что представлял собой молодой Пушкин-лицеист? Так же я считаю, что эта тема актуальна со стороны неправильного понимания места, которое
занимал Лицей в жизни А.С. Пушкина. Многие из нас думают, что Лицей – это просто учебное заведение, в котором учился А.С.Пушкин, но это далеко не так. И, поэтому, выбрав эту тему, я постараюсь раскрыть тот глубокий смысл, заложенный в названии темы моего реферата: «Лицейские годы и их отражение в творчестве Пушкина». 1. ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОЭТА Пушкин (Александр
Сергеевич) — величайший русский поэт, родился 26 мая 1799 г в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой ул. Мать Пушкина – Надежда Осиповна Ганнибал (1775—1836), была на 4 года моложе мужа. Основателем ее фамилии был «арап Петра Великого», абиссинский князек, Абрам Петрович Ганнибал. Отец Пушкина, Сергей Львович (1771 -1848) , происходил из помещичьей, когда-
то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного, но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами. Служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт. В доме
Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Родители Пушкина были молоды: когда Пушкин родился, отцу было 29 лет, а матери 23 года. Веселая жизнь допожарной Москвы отвлекала их от забот о семье, а дети – старшая Ольга и Александр были сданы на руки мамушкам и нянькам.
Из дому Пушкин вынес отличное знание французского языка, который в детстве знал лучше родного. Библиотека отца состояла из одних французских сочинений, и Пушкин проводил там бессонные ночи, «пожирая книги одна за другою». Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе.
Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки. В раннем детстве Александр Пушкин не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата, Льва, который писал, впоследствии, о детских годах
Александра: “Только до одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме». Когда принимались слишком энергично исправлять его характер и манеры, он убегал к бабушке Марье Алексеевне и прятался в ее рабочую корзинку, где его уже не смели тревожить. Бабушка была первой наставницей Пушкина в русском языке. От ее же, вероятно, наслушался он рассказов о семейной старине.
В ее сельце Захарове (или Захарьине), о котором Пушкин долго сохранял приятные воспоминания, он слышал песни и видел хороводы и другие народные увеселения. Другой связью будущего поэта с народностью служила известная Арина Родионовна, когда-то вынянчившая мать Пушкина, а теперь нянчившая всех ее детей — женщина честная, преданная и очень умная. Она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно
сообщала их своему питомцу. Только с нею да с бабушкой и еще с законоучителем своим Беликовым Пушкин имел случай говорить по-русски: отец, мать, тетки, почти все гости, а главное — гувернеры и гувернантки объяснялись с детьми исключительно по-французски, так что и между собою дети приучились говорить на том же языке. Пушкин вначале учился плохо (особенно трудно давалась ему арифметика) и от гувернанток испытывал крупные неприятности, отравившие ему воспоминания о детских годах.
Около 9 лет от роду Пушкин пристрастился к чтению (разумеется, французскому) и, начав с Плутарха и Гомера в переводе Битобе, перечитал, чуть ли не всю довольно богатую библиотеку своего отца, состоявшую из классиков XVII века и из поэтов и мыслителей эпохи просвещения. Преждевременная начитанность в произведениях сатирических, которыми была так богата французская литература XVII и ХVIII вв способствовала раннему развитию чувства и ума
Александра, а литературные нравы дома и особая любовь, которую Сергей Львович питал к Мольеру — он читал его вслух для поучения детям — возбудили в мальчики охоту пытать свои силы в творчестве, опять таки главным образом на французском языке. Между наиболее ранними его произведениями предание называет комедию «L’Escamoteur» — рабское подражание Мольеру — и шуточную поэму «La Tolyade» (сюжет: война между карликами и карлицами во времена
Дагоберта), начатую по образцу многочисленных французских пародий XVIII в. на высокий «штиль» героических поэм. Есть еще не совсем достоверное указание на целую тетрадку стихотворений, между которыми были и русские. Раннее развитие, по-видимому, не сблизило Сашу с родителями. Его характер продолжали исправлять, ломая его волю, а он оказывал энергическое сопротивление. 2.2.ПОСТУПЛЕНИЕ И УЧЕБА В ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ЛИЦЕЕ. В результате отношения обострились настолько, что двенадцатилетний
мальчик изо всех домашних чувствовал привязанность только к сестре и с удовольствием покинул родительский дом. Пушкина думали отдать в Иезуитскую коллегию в Петербурге, где тогда воспитывались дети лучших фамилий, но 11 января 1811 г. было обнародовано о предстоящем открытии Царскосельского лицея и, благодаря настояниям и хлопотам А. И. Тургенева, а также дружеским связям Сергея Львовича
Пушкина с директором нового учебного заведения, В. Ф. Малиновским, Александра решено было поместить туда. Готовясь к поступлению, Пушкин жил у дяди – Василия Львовича, и у него впервые встретился с представителями петербургского света и литературы. 12 августа Пушкин, вместе с Дельвигом выдержал вступительный экзамен и 19 октября присутствовал на
торжестве открытия лицея. С этого дня началась лицейская жизнь Пушкина. Преподавателями лицея были люди, прекрасно подготовленные и большею частью способные. Программа была строго обдуманная и широкая, кроме общеобразовательных предметов, в нее входили и философские, и общественно-юридические науки. Число воспитанников было ограничено, и они были обставлены наилучшим образом: никаких унизительных наказаний не было, каждый имел свою особую комнатку, где он пользовался
полной свободой. В отчете о первом годе конференция лицея говорит, что ученикам «каждая истина предлагалась так, чтобы возбудить самодеятельность ума и жажду познания а все пышное, высокопарное, школьное совершенно удаляемо было от их понятия и слуха», но отчет, как говорит Анненков, больше выражает идеал, нежели действительность. Прекрасные преподаватели, отчасти вследствие плохой подготовки слушателей, отчасти по другим общественным
и личным причинам, оказались ниже своей задачи — давали зубрить свои тетрадки, иные, например, любимец лицеистов А. И. Галич, участвовали в пирушках своих аристократических учеников и мирволили им в классах и на экзаменах. Даже самая свобода или, точнее, безнадзорность приносила некоторый вред слишком юным «студентам», знакомя их с такими сторонами жизни, которые выгоднее узнавать позднее. К тому же, на третий год существования лицея скончался его первый директор, и почти два года настоящего
главы в заведении не было. Преподавание и особенно воспитательная часть пострадали от того весьма существенно. Но с другой стороны, та же свобода, в связи с хорошей педагогической обстановкой, развивала в лицеистах чувство человеческого достоинства и стремление к самообразованию. Если солидные знания и приходилось, окончившим курс, приобретать своим трудом впоследствии, то лицею они были обязаны охотой к этому труду, общим развитием и многими гуманными, светлыми идеями.
Вот почему они и относились с таким теплым чувством к своему учебному заведению и так долго и единодушно поминали 19-е октября – день открытия лицея. Чтение римских прозаиков и поэтов было поставлено в лицее довольно серьезно: классическую мифологию древности и литературу лицеисты, в том числе Пушкин, знали не хуже нынешних студентов. Способности Пушкина быстро развернулись в лицее: он читал чрезвычайно много и все прочитанное прекрасно помнил,
но больше всего интересовался он французской и русской словесностью и историей. Он был одним из самых усердных сотрудников в рукописных лицейских журналах и одним из деятельных членов кружка лицейских новеллистов и поэтов, которые, собираясь по вечерам, экспромтом сочиняли повести и стихи. Среди лицеистов проводились поэтические соревнования, где Пушкин долгое время одерживал первенство. Учился Пушкин далеко не усердно.
Кайданов, преподававший географию и историю, аттестует его так: «При малом прилежании оказывает очень хорошие успехи, и сие должно приписать одним только прекрасным его дарованиям. В поведении резв, но менее противу прежнего». Куницын, профессор логики и нравственных наук, пишет о нем: «Весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне не прилежен. Он способен только к таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень
не велики, особенно по части логики». В 1814 г. Сергей Львович Пушкин вновь поступил на службу в Варшаве по комиссариату, а его пятнадцатилетний сын впервые выступил в печати со стихотворением: « К другу-стихотворцу» (4 июля, в 13 № «Вестника Европы») …Арист! и ты в толпе служителей Парнаса! Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса; За лаврами спешишь опасною стезей И с строгой критикой вступаешь смело в бой!
Несмотря на подъем патриотического чувства, которое было естественным следствием событий 1812—1814 гг первые поэтические опыты Пушкина направлялись не в эту сторону, а являлись подражанием любовной и вакхической лирике и отчасти сатире французских и русских учеников и продолжателей Горация. Из французских поэтов Пушкин больше всего подражал Парни, из русских — Батюшкову, Жуковскому. Но и в этих «полудетских песнях на чужой голос» местами слышится
будущий Пушкин, то в искренности чувства, то в оригинальности мыслей и ощущений, то в силе и смелости от дельных картин и стихов. В этих пробах пера нельзя не заметить и уменья усваивать от каждого образца лучшее и быстро отделываться от его недостатков: так, псевдоклассический арсенал собственных имен, очень богатый в наиболее ранних стихотворениях Пушкина, скоро уступает место умеренному употреблению утвердившихся формул, славянских выражений, в роде: пренесенный, взмущенны волны, расточил врагов, черный вран стрежет,
быстро редеют и употребляются только в наименее задушевных его пьесах. В высшей степени поразителен факт, что одно из произведений пятнадцатилетнего лицеиста, который три года назад думал по-французски, сделалось почти народною песнью и, начиная с 20-х годов перепечатывалось на лубочных листах, это так называемый «Романс» («Под вечер осенью ненастной»), от которого потом, по забывчивости, отказывался сам автор. В первых стихотворениях поражает также раннее развитие чувственности
(«К Наталье», «К молодой актрисе», «Красавице, которая нюхала табак»). То обстоятельство, что стихи пятнадцатилетнего Пушкина попали в печать, не могло очень сильно выдвинуть его между товарищами: редакторы того времени очень любили поощрять юные таланты, особенно из хороших фамилий, и первое стихотворение Дельвига напечатано было еще раньше. Мы все помним картину И.Е. Репина: «Пушкин на лицейском экзамене».
Небольшой актовый зал заполнен парадной, празднично настроенной публикой. Это были родители, знакомые, близкие, приглашенные сюда по особым билетам присутствовать при небольшом зрелище: лицеисты, ученики самого аристократического в те времена учебного заведения, держат переходные экзамены. Над красным сукном экзаменационного стола сверкают золотое шитьё мундиров, жирные эполеты, нагрудные звезды и ордена высокого начальства. Здесь, под портретом
Александра I, самодержца всероссийского, и сам министр просвещения Разумовский, и архимандрит Фотий, злобный монах, гонитель всего передового и светлого в жизни. За ними директор Лицея и преподаватели. А в центре, приподнявшийся с кресла видный сановник, уже дряхлый старик, приложил ладонь к уху, чтобы лучше слышать. Слёзы восторга текут по его морщинистым щекам, лицо озарено отблеском внезапно воскресший молодости.
Это Гавриил Романович Державин – старейший и самый прославленный поэт того времени. Не отрываясь, смотрит он на курчавого подростка, который с высоко поднятой рукой восторженно и самозабвенно декламирует сочиненные им на торжественный случай стихи. Юноша-поэт поначалу рисует мирную картину ночного царскосельского парка, залитого лунным светом. «Навис покров угрюмой нощи на своде дремлющих небес; В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес: Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы, Чуть дышит ветерок, уснувший на листах, Тихая луна, как лебедь величавый; Плывет в сребристых облаках. Плывет – и бледными лучами Предметы осветила вкруг. Аллеи древних лип открылись пред очами, Проглянули и холм и луг…» Интересно вспомнить, как было описано это понятное в жизни юного
Пушкина событие одним из ближайших его друзей – И.И. Пущиным. «…Державин державным своим благословением увенчал юного нашего поэта. Мы все, друзья-товарищи его, гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал свои «Воспоминания в Царском Селе». В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца.
Читал Пушкин с необыкновенным одушевлением. Слушая знакомые стихи, мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов, в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать поэта и осенил его курчавую голову под каким – то неведомым влиянием, благоговейно молчали. Хотели сами обнять нашего певца его уже не было, он убежал». Стихотворение «Воспоминание в Царском селе», за полной подписью автора, было напечатано в «Российском
Музее», который в том же году поместил и еще несколько произведений Пушкина. С этого времени он приобретает известность и за стенами лицея, что заставило смотреть на него иными глазами и его самолюбивых родителей, только что переселившихся в Петербург на постоянное жительство. Шестнадцатилетний лицеист отдался поэзии, как призванию, тем более что через отца и дядю он имел возможность познакомиться лично с ее наиболее уважаемыми им представителями:
к нему в лицей заезжали Жуковский и Батюшков, ободряли его и давали ему советы. Профессора начинают смотреть на него как на будущую известность, товарищи распевают хором некоторые его пьесы в лицее же положенные на музыку. В своих довольно многочисленных стихотворениях 1815 г. Пушкин уже сознает силу своего таланта, высказывает глубокую благодарность музе, которая скрасила ему жизнь божественным даром, мечтает о тихой жизни в деревне, при условии наслаждения творчеством, но чаще
представляет себя эпикурейцем, учеником Анакреона, питомцем нег и лени, поэтом сладострастия, и воспевает пирушки, которые, по-видимому, были гораздо роскошнее и многочисленнее в его воображении, чем в действительности. В это время в нем начинает вырабатываться способность истинного художника переселяться всецело в чуждое ему миросозерцание, и он переходит от субъективной лирики к объективной. Судя по отрывку его лицейских записок, написанное им в этом году представляет собою только малую часть
задуманного или начатого: он обдумывает героическую поэму («Игорь и Ольга»), начинает комедию и пишет повесть в роде фантастико-тенденциозных повестей Вольтера, которого изучает весьма серьезно. Стих Пушкина становится еще более изящным и легким, местами образность выражений доходит до небывалой в нашей новой словесности степени («Мечтатель»), но зато местами даже свежая, оригинальная мысль поэта еще не умеет найти себе ясного выражения.
В 1816 г. известность Пушкина уже настолько велика, что стареющийся лирик Нелединский-Мелецкий, которому императрица Марья Федоровна поручила написать стихи на обручение великой княжны Анны Павловны с принцем Оранским, прямо отправляется в лицей и заказывает пьесу Пушкину, который в час или два исполняет заказ вполне удовлетворительно. Известные светские поэты шлют ему свои стихи и комплименты, и он отвечает им, как равный.
Дмитриев и Карамзин выражают очень высокое мнение об его даровании. С Жуковским, которого после смерти Державина считали первым поэтом, Пушкин уже сотрудничает («Боже царя храни!»). Круг литературного образования Александра значительно расширяется: он перечитывает старых поэтов, начиная с Тредьяковского, и составляет о них самостоятельное суждение.
Он знакомится с немецкой литературой (хотя и во французских переводах). Анакреонтические мотивы Батюшкова начинают, в произведениях Пушкина, уступать место романтизму Жуковского. В наиболее задушевных стихотворениях Пушкин, господствует элегическое настроение, которое в самом конце пьесы своеобразно заканчивается примиряющим аккордом. 2.3. НАСТОЯЩИЕ ДРУЗЬЯ. Товарищи, знавшие его впечатлительную натуру и отзывчивое, мягкое сердце,
искренно любили его, но большинство из них, замечавшие только его неумеренную живость, самолюбие, вспыльчивость и наклонность к злой насмешке, считали его себялюбивым и тщеславным. Его прозвали французом, преимущественно за прекрасное знание французского языка — но в 1811 и следующих годах это был, во всяком случае, эпитет не похвальный. Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья.
Ближайшими на всю жизнь стали Иван Пущин, Антон Дельвинг, Вильгельм Кюхельбекер. Они вместе с ним пришли в Лицей в октябре тысяча восемьсот одиннадцатого года и остались для него навсегда верными друзьями. Да и остальные – те, кто разделил с ним шесть лет учебы помнили свое “лицейское братство”, хранили каждый по своему верность мечтам юности, “лицейскому духу”. На первый курс было принято тридцать человек.
Значит, у Пушкина было двадцать девять товарищей. В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было прозвище, а у некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин – “Жано”, Вильгельм Карлович Кюхельбекер – “Кюхля”, “Глиста”, сам Пушкин – “Француз” и множество других забавных прозвищ. Сколько приятных воспоминаний будет у Пушкина связанно с лицеем и со своими товарищами.
Ну, хотя бы нашумевшая история с “гоголь-моголем”. История такая. Компания воспитанников с Пушкиным, Пущиным и Малиновским во главе, устроила тайную пирушку. Достали бутылку рома, яиц, натолкли сахару, принесли кипящий самовар, приготовили напиток “гоголь-моголь” и стали распивать. Одного из товарищей – Тыркова, сильно разобрало от рома, он начал шуметь, громко
разговаривать, что привлекло внимание дежурного гувернера, и он доложил инспектору Фролову. Начались расспросы, розыски. Пущин, Пушкин и Малиновский объявили, что это их дело и что они одни виноваты. Фролов немедленно донес о случившемся исправляющему должность директора профессору Гауэншильду, а тот поспешил доложить самому министру
Разумовскому. Переполошившийся министр приехал из Петербурга, вызвал виновных сделал им строгий выговор и передал дело на рассмотрение конференции. Конференция постановила: • Две недели стоять во время утреней и вечерней молитвы. • Сместить виновных на последние места за обеденным столом. • Занести фамилии их, с прописанием виновности и приговора, в черную книгу, которая должна иметь влияние
при выпуске. Но при выпуске лицеистов директором был уже не бездушный карьерист Гауэншильд, а благородный Энгельгард. Он ужаснулся и стал доказывать своим сочленам недопустимость того, чтобы давнишняя шалость, за которую тогда же было взыскано, имела влияние и на будущность провинившихся. Все тотчас же согласились с его мнением, и дело сдано было в архив. Историю с “гогель-могелем” имеет в виду Пушкин в своем послании к
Пущину: Помнишь ли, мой брат по чаше, Как в отрадной тишине Мы топили горе наше В чистом пенистом вине? Помнишь ли друзей шептанье Вокруг бокалов пуншевых, Рюмок грозное молчанье, Пламя трубок грошевых? Закипев, о, скол прекрасно Токи дымные текли! Вдруг педанта глас ужасный Нам послышался вдали, И бутылки вмиг разбиты, И бокалы все в окно,
Всюду по полу разлиты Пунш и светлое вино. Убегаем торопливо В «Пирующих студентах» Пушкин так же обращается к Пущину: Товарищ милый, друг прямой, Тряхнем рукою руку, Оставим в чаше круговой Педантам сродни скуку: Не в первый раз мы в месте пьем, Нередко и бранимся, Но чашу дружества нальем И тот час помиримся.
Раздражительность, принесенная Пушкиным еще из дому, получила в лицее новую пищу, вследствие такого отношения большинства товарищей, но будущий поэт сам наталкивался на ссоры, а так как он, несмотря на огромные способности и остроумие, не отличался быстрой находчивостью, то далеко не всегда мог оставаться победителем, из-за чего раздражался еще более. Предаваясь неумеренной веселости днем, Александр часто проводил бессонные ночи в своем № 14 (здесь прожил он целые 6 лет), то обливаясь слезами
и обвиняя себя и других, то обдумывая способы, как бы изменить к лучшему свое положение среди товарищей. 2.4. ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ. Вообще последние строчки стихотворений Пушкин уже теперь приобретают особую полноту мысли, рельефность и звучность. Крупный факт внутренней жизни поэта за это время — юношеская, поэтическая любовь к сестре товарища, К. П. Бакуниной, которая жила в Царском Селе летом и иногда зимою посещала лицей. “Первую платоническую,
истинно поэтическую любовь возбудила в Пушкине Бакунина рассказывает Комаровский Она часто навещала брата своего и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи. Пушкин описал ее прелести в стихотворении “К живописцу”, которое было положено на ноты лицейским товарищем Пушкина Яковлевым и понятно пето до самого выхода из заведения “.
29 ноября 1815 года Пушкин писал в дневнике: Итак, я счастлив был, я наслаждался, Отрадой тихою, восторгом упивался, И где веселья быстрый день? Промчался летом сновиденья, Увяла прелесть наслажденья, И снова вкруг меня угрюмой скуки тень. Это была первая робкая и стыдливая юношеская любовь – с “безмятежной тоской”, со “счастьем тайных мук”, с радостью на долгие дни от мимолетной встречи или приветливой улыбки.
Любовь эта отразилась в целом ряде лицейских стихотворений Пушкина. Посидел с милой девушкой в беседке, Здесь ею счастлив был я раз В восторге сладостном погас, И время самое для нас Остановилось на минуту! Получил от нее незначительное письмецо, В нем радости мои; когда померкну я, Пускай оно груди бесчувственной коснется;
Быть может, милые друзья, Быть может, сердце вновь забьется. В 1834 году, в тридцать девять лет, Бакунина вышла замуж за сорокадвухлетнего тверского помещика, капитана в отставке, А. А. Полторацкого, двоюродного брата Анны Петровны Керн. Идеальная любовь Пушкина, по-видимому, не мешала увлечениям иного рода, но и для них он умел находить изящное выражение, то в полународной форме романса — песенки в тоне
Дмитриева, то с привнесением оригинальной идеи. Умные мысли, искреннее чувство и изящные пластичные образы находим мы у Пушкина даже в именинных поздравлениях товарищам и в альбомных стихотворениях, которые он писал им перед выпуском и копии с которых сохранял: видно, что и тогда уже он дорожил каждым стихотворным словом своим и никогда не брался за перо только для того, чтобы наполнить пустую страницу, освященные примером одного Крылова. 2.5. ГРУСТНЫЕ ДНИ РАССТАВАНЬЯ.
Благодаря лицейской свободе, Пушкин и его товарищи близко сошлись с офицерами лейб-гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Это было не совсем подходящее общество для 17-ти-летних «студентов», и вакхическая поэзия Пушкина именно здесь могла перейти из области мечтаний в действительность, но не следует забывать, что среди лейб-гусар Пушкин встретил одного из самых просвещенных людей, П. Я. Чадаева, который имел на него сильное и благотворное влияние в смысле выработки убеждений и характера,
да и прославившийся своими проказами и «скифскою жаждою». П. Н. Каверин учился в геттингенском университете, и не даром же Пушкин видел в нем живое доказательство того, Что резвых шалостей под легким покрывалом И ум возвышенный и сердце можно скрыть. В октябре 1815 года образовалось литературное общество “Арзамас” и просуществовало оно до конца 1817 года.
Помимо “Арзамаса” и “Беседы” были еще литературные общества. Одним из них был кружок писателей, собиравшихся у Оленина. Там собирались противники “Беседы” но и не сторонники “Арзамаса”. Предводителями этого кружка были баснописец Крылов и Гредич. Пушкин ценил обоих этих людей и впоследствии посещал
Оленинский кружок. Но в лицейское время Пушкин находился под влиянием Арзамаса, вдохновленный сатирой Батюшкова на борьбу с “Беседой” Пушкин разделял все симпатии и антипатии “Арзамаса”. Дружеские отношения с лейб-гусарами и свежая память о войнах 1812 —15 гг. заставили и Пушкина перед окончанием курса мечтать о блестящем мундире, но отец, ссылаясь на недостаток средств,
согласился только на поступление его в гвардейскую пехоту, а дядя убеждал предпочесть службу гражданскую. Александр, по-видимому, без особой борьбы и неудовольствия, отказался от своей мечты и в стихах стал подсмеиваться над необходимостью «красиво мерзнуть на параде». Его гораздо более прельщала надежда «погребать покойную академию и Беседу губителей российского слова, он рвался в бой, но в бой литературный.
По родственным и дружеским связям, а еще более по личному чувству и убеждению он был всецело на стороне последователей Карамзина в Жуковского и вообще всего нового и смелого в поэзии. Еще на лицейской скамье он был пылким «арзамасцем», в самых ранних стихотворениях воевал с «Беседой» и с Шаховским, и на них впервые оттачивал свое остроумие. «Арзамас» оценил его талант и рвение и считал его заранее своим действительным членом. На публичном выпускном экзамене
Пушкин читал свое написанное по обязанности, но местами глубоко искреннее стихотворение «Безветрие». 9 июня 1817 г. государь явился в Лицей, сказал молодым людям речь и наградил их всех жалованьем. Пушкин, как окончивший по 2-му разряду получил 700 рублей. Арзамасец Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях: “На выпуск молодого Пушкина смотрели члены “Арзамаса” как на счастливое для них происшествие,
как на торжество. Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия, особенно Жуковский, восприемник его в “Арзамасе казался, счастлив, как будто бы сам бог послал ему милое чадо. Чадо показалось довольно шаловливо и необузданно, и мне даже больно было смотреть, как все старшие братья на перерыв баловали маленького брата. Спросят: был ли он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику, который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим
воображением, кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре”. Всю жизнь лицеисты отмечали свой праздник – день открытия Лицея, девятнадцатое октября. Пушкин посвятил этим годам не мало стихотворений. Вы помните, когда возник Лицей, Как царь для нас открыл чертог Царицын, И мы пришли… Все это наполняло душу Пушкина светлым, радостным чувством, которое не угасало
и через годы. Вспоминая свою лицейскую юность, он писал: Друзья мои! Прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Летом 1817 года восемнадцатилетним юношей Пушкин окончил Лицей. Наступили грустные дни расставания с тихим городком и тенистыми парками, где прошли его школьные
годы. Прощай, скромная комнатка №14 на четвертом этаже, где он готовился к классным занятиям, писал стихи, перед сном разговаривал через тонкую перегородку с другом Пущиным! Прощайте, липовые аллеи, сияющее озеро с белыми лебедями, уединенные дорожки в зарослях жимолости и сирени, где так было хорошо мечтать над страницами книги и думать о будущем В последний раз лицеисты, расстегнув воротники тесных мундиров, соединив руки, шеренгой прошли по старинным
аллеям парка, прощаясь с любимыми с детства местами. Юношескими голосами пели они песню расставанья, сочиненную Дельвигом: «Семь лет промчались, как мечтанье» пели под аккомпанемент гитары всеобщего любимца – Миши Яковлева. Задумчивый, присмиревший Пушкин подпевал им вполголоса. Впереди была жизнь, манившая к себе юные сердца, свобода от докучных правил
Лицея, от строгого начальства и скучноватых лекций. И все-таки жалко было расставаться с привычными классами, с любимыми учителями, с товарищами по школьной скамье – С Дельвигом, с Пущиным, с Кюхельбекером. Особенно тягостной была для Пушкина разлука с друзьями. Дружба занимала большое место в его жизни. Это высокое чувство пронес он через всю жизнь. И сколько задушевных стихов было написано им, чтобы
прославить крепкую, неизменную дружбу! Мой первый друг! Мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесённый, Твой колокольчик огласил. 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ За долгие шесть лет Лицей сумел многое вложить в Александра его ум и сердце. Здесь из курчавого мальчика вырос поэт
Пушкин. Отсюда он вынес свой светлый и ясный взгляд на мир и людей. Лицей подарил ему красоту мира, любовь к Родине, к друзьям, с некоторыми из них соединив его навсегда. Как уже было написано ранее, Пушкин и его друзья всю жизнь отмечали праздник, посвященный дню открытия Лицея. Но и после окончания учебы в Царскосельском Лицее А.С. Пушкин продолжал помнить и любить 19-е ноября.
Каждый год бывшие лицеисты собирались вместе, чтобы вспомнить молодые годы, поговорить о настоящем и, конечно, послушать новые стихи, сочиненные Александром. Впоследствии А.С. Пушкиным было написано множество стихов, посвященных этой знаменательной дате. Я думаю, что самым знаменитым из них по праву можно считать стихотворение 19 ноября: Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор. В нем А.С. Пушкин опечален тем, что больше не сможет видится с друзьями тогда, когда об этом просит его душа, что ему не с кем разделить свою печаль и, куда бы его не забросила судьба, он никогда не забудет, что Все те же мы: нам целым мир чужбина; Отечество нам Царское Село. Изучая материалы, я убедилась, что лицейские годы жизни
Пушкина сыграли огромную роль в становлении его как личности, заложили фундамент его гениального творчества. И лучше меня об этом говорит сам Пушкин! Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При милых ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я. И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?), Пусть будут счастливы все, все твои друзья 4. БИБЛИОГРАФИЯ. 1. П.К. Боголепов, Н.В. Верховская, М.
И. Сосницкая «Тропа к Пушкину» 2 издание, Москва, «Детская литература»,1974 год. 2. В.В. Вересаев. “Спутники Пушкина”, Том 1,2, Москва, «детская литература».1993 год. 3. В. Воеводин. “Повесть о Пушкине”, Ленинград, «Лениздат»,1955 год. 4. И. И. Пушин. “Записки о Пушкине. Письма”, Москва, 1989 год. 5. В.С.Рождественский «Читая Пушкина», Ленинград, «Детская литература»,
1966 год. 6. А. Терц, А.Синявский “Прогулки с Пушкиным”, С-Петербург, 1993 год. 7. М. И. Цветаева. “Мой Пушкин”, Москва, 1981 год. 8. Н.А. Чечулина «А.С.Пушкин. Избранные произведения», Ленинград, «Лениздат» 1968 год ПРИЛОЖЕНИЕ. А. С. Пушкин. Портрет работы О. А. Кипренского (1827, Третьяковская галерея).
Этот портрет является наиболее известным из всех изображений Пушкина. Впервые он был экспонирован на выставке петербургской Академии художеств в сентябре 1827 года. “Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых Муз – И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз ” – написал поэт художнику.