Лицензионно-разрешительная система как институт административного права Российской Федерации

Оглавление
Введение
Глава I. Лицензионно-разрешительная система в РФ
§ 1.1 Понятие и особенности разрешительнойсистемы
§ 1.2 Разрешительное производство
Глава II. Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутреннихдел Российской Федерации
§ 2.1 Организация работы органоввнутренних дел по обеспечению правил разрешительной системы
§ 2.2 Порядок выдачи разрешений наприобретение и хранение оружия и боеприпасов
Заключение
Список нормативных актов и учебной литературы

Введение
Актуальность темы инаучная и практическая значимость исследуемой проблемы. Подлицензионно-разрешительной системой в широком смысле понимается закрепленный вправовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения отуполномоченных государственных органов лицензий (разрешений) на совершениеопределенных действий или получение определенных правомочий предприятиями,учреждениями, объединениями либо отдельными гражданами.Лицензионно-разрешительная система распространяется в широкой сфереобщественных отношений. Так, в области государственной тайны лицензируетсядеятельность предприятий, учреждений и организаций по проведению работ,связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну,созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий иоказанием услуг по защите государственной тайны, в области оборота специальныхтехнических средств регулируется деятельность физических и юридических лиц,связанных с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажитехнических средств для негласного получения информации. Такой специфическийхарактер данной деятельности и определяет актуальность выбранной мной темы. Втеоретическом плане, рассмотрение данной проблемы необходимо для болееглубокого изучения научных основ лицензионно-разрешительной системы. Спрактической же точки зрения, раскрываемая в моей работе тема позволит мнеприменить знания в данной области в ходе служебно-боевой деятельности по защитеи охране Государственной границы Российской Федерации.
Разработанностьисследуемой проблемы. Изучаемый вопрос в недостаточном объеме раскрыт вдоступной мне научной литературе. В основном рассматриваются общие положенияразрешительной системы и разрешительное производство, однако участиефедеральных органов исполнительной власти в ее осуществлении нерассматривается. С учетом этого, при подготовке своей курсовой работы яиспользовал учебники профессора Коренева А.П. и Бахраха Д.Н., а такженормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи сосуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Научная проблема моейработы состоит в рассмотрении сущности и особенностей разрешительной системы иразрешительного производства, а также участия в них лицензирующих органов.
Объектом данной курсовойработы является лицензионно-разрешительная система как институтадминистративного права Российской Федерации.
Исходя из этого можновыделить предмет — федеральные органы исполнительной власти, участвующие восуществлении лицензионно-разрешительной системы.
Целью моей курсовойработы является более глубокое изучение проблемы участия федеральных органовисполнительной власти в осуществлении лицензионно-разрешительной системы.
На основе данной цели яопределил для себя основные задачи:
–  уточнить и дополнить понятиеразрешительной системы и ее особенности;
–  раскрыть содержание разрешительногопроизводства;
–  изучить организацию работы органоввнутренних дел по обеспечению правил разрешительной системы;
–  подробнее рассмотреть порядок выдачиразрешений на приобретение и хранение оружия и боеприпасов.
Положения, выносимые назащиту. Таким образом, для защиты я полагаю вынести следующие утверждения:
–  разрешительная система в РоссийскойФедерации – это урегулированная правом совокупность специфических общественныхотношений субъектов административной власти с гражданами и организациями;
–  разрешительное производствоосуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти всемь стадий;
–  органы внутренних дел как структурноеподразделение Министерства внутренних дел осуществляют лицензионно-разрешительнуюдеятельность;
–  органы внутренних дел выдаютразрешения на приобретение и хранение оружия и боеприпасов.
Исходя из всегоуказанного выше перейдем к рассмотрению первой главы моей курсовой работы –лицензионно-разрешительная система в Российской Федерации.

Глава I. Лицензионно-разрешительная системав Российской Федерации
§1.1 Понятие иособенности разрешительной системы
Разрешительная система — это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектовадминистративной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи свыдачей разрешений на занятие определёнными видами деятельности и последующимнадзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешеннойдеятельности.
Цель разрешительнойсистемы — обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Некоторыевиды общественно полезной деятельности (управление автомобилями, производствооружия и т.д.), если они осуществляются непрофессионально, без соблюдениянеобходимых правил, могут причинить большой вред обществу. Поэтому ею могутзаниматься только те, кто получил на это разрешение компетентного органа, безразрешения совершать такие действия нельзя. Эта система призвана защищать граждан,общество, государство от вреда, который может быть причинен неправильнымосуществлением деятельности, в отношении которой установлен относительныйзапрет.
В разрешительной системеможно выделить четыре главных элемента:
1) наличие относительногозапрета. Он может быть прямо или косвенно закреплен правовой нормой. Чаще всегоэто делается косвенно: устанавливается, что заниматься определенной работойможно только при наличии разрешения на это;
2) деятельность по выдачеразрешений, осуществляемая субъектами функциональной власти в отношенииграждан, организаций, организационно им не подчиненных. Для не властной стороныэто означает получение разрешения. Сейчас разрешения чаще всего называютлицензиями, но достаточно широко используются и другие названия: право науправление (автомобилем, катером и т. д.), допуск (к государственной тайне, копределенной работе), квалификационный аттестат (например, специалиста потаможенному оформлению), квота и т. д. Разрешение, как правило, даетсяуполномоченным исполнительным органом государственной власти, в порядке,установленном правовыми актами. Выдача разрешений – центральный элементсистемы, поэтому она и называется разрешительной;
3) надзор за соблюдениемлицензиатами и иными субъектами, получившими разрешения, правил и условий приосуществлении соответствующей деятельности;
4) применениепринудительных мер для прекращения нарушения правил, условий разрешеннойдеятельности и привлечение виновных к юридической ответственности.
Разрешения, выдаваемые врамках рассматриваемой системы, и все складывающиеся при этом отношения следуетотличать от смежных явлений.
Во-первых, от разрешений,выдаваемых линейным руководителем своему подчиненному, как разового характера(например, санкция прокурора на совершения следователем прокуратуры обыска),так и путем предоставления определенного полномочия (например, налагатьдисциплинарные взыскания на подчиненных). Здесь существуют совсем иныеотношения, процедуры, отсутствует возможность административного принуждения.
Во-вторых, от разрешенийна совершение единичных действий, таких, как выдача визы для выезда из России,разрешение на сдачу экзамена, разрешение на ранний брак. Так, ст. 13 Семейногокодекса РФ установлено, что по просьбе жениха или невесты может быть даноразрешение вступить в брак лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста, хотяпо общему правилу брачный возраст равен восемнадцати годам. В названных и иныхподобных случаях совершается действия единичные, не связанные с обеспечениембезопасности, а потому не подлежащие последующему надзору.
Представляется, чторазрешение на совершение разовых действий, даже если они называются лицензиями(на отстрел лося, косулей, например), находится за рамками разрешительнойсистемы.
В-третьих, то же самоеможно сказать и о документах об окончаний образовательных учреждений. Известно,что диплом о высшем образовании позволяет занимать соответствующие должности(врача, прокурора и др.). Он действует пожизненно, но сам по себе документ обобразовании – только одно из предварительных условий занятия должности: нуженеще приказ о назначении на должность. А если врач хочет самостоятельнозаниматься медицинской деятельностью, он должен получить на это лицензию.
Допуск к работе ссекретными материалами, принятия на работу водителя и т. д. производится приналичии у лица разрешения и приказа линейного руководителя. Здесь можноговорить о специфике взаимоотношений, поскольку в последующем надзоросуществляют и линейный руководитель, и орган функциональной власти.
Во многом схоже сразрешительной системой государственная регистрация. Но это два разных способа,принадлежащие к разным методам административного воздействия. При регистрацииграждан, транспортных средств, сделок с недвижимостью и т. д. не принимаетсяадминистративный акт, разрешающий деятельность. Регистрация состоит в проверкезаконности фактов, их официальном признании и последующем учете. А выдачеразрешений с последующим надзором связана с определенными видами деятельности,правонаделением соответствующих субъектов.
Разрешительная системаорганично сочетает личный (частный) и публичные интересы. Но ее применение вбольшом объеме, чем это необходимо, порождает напряженность в отношениях ссубъектами государственной власти, способствует развитию бюрократизма. А там,где разрешительная процедура недостаточно регулируется правом, возникаютволокита, произвол, злоупотребления властью и даже коррупция. В 90-х гг. врассматриваемой системе очень значимым был еще один аспект – фискальный, ибополучение платы за выдачу лицензий рассматривалось как источник пополнениябюджетов.
Невластными субъектамиразрешительных правоотношений являются граждане (в том числе индивидуальныепредприниматели) и организации. Из содержания ст.2 Закона «О лицензированииотдельных видов деятельности» следует, что лицензии выдаются «юридическому лицуили индивидуальному предпринимателю». Закон не относит к числу лицензиатовфилиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц. Значит,лицензирование деятельности филиалов юридических лиц необходимо только в тех случаях,когда это предусмотрено специальным федеральным законом. Например, всоответствии с Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[1](ст.8) филиалы вуза проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно.
Компетентный орган даетразрешение конкретному субъекту на каждый лицензируемый вид деятельности. Еслиразрешение выдано федеральным органом государственной власти, оно носитэкстерриториальный характер. Это означает, что деятельность может осуществлятьсяна всей территории России. По общему правилу, если лицензия выдана органомсубъекта Федерации, соответствующая деятельность может осуществляться натерритории данного субъекта.
В соответствии сдействующими правовыми нормами до 2005 года деятельность на основании лицензии,выданной органами субъекта Федерации, на территории иных субъектов Федерацииможет осуществляться после регистрации таких лицензий уполномоченными органамисоответствующих субъектов.
Регистрация проводится втечение 30 дней по предъявлении оригинала лицензии с проверкой, принеобходимости, указанных в ней данных, условий осуществления соответствующеговида деятельности и условий безопасности.
Федеральными актами можетбыть установлено бессрочное действие разрешение (лицензии). Но, как правило,срок их действия определяется положениями о лицензировании конкретных видовдеятельности, но не может быть менее трех лет. На меньший срок разрешениевыдается только в индивидуальном порядке по заявлению соискателя лицензии.
Соответствующая деятельностьне должна осуществляться, если: 1) истек срок разрешения; 2) разрешение выданона иную деятельность; 3) другому лицу.
Правовая основаразрешительной системы состоит из многих юридических актов разной юридическойсилы. Ведущая роль здесь принадлежит принятому в сентябре 1998 г. Федеральномузакону «О лицензировании отдельных видов деятельности»[2].Без преувеличения его можно считать основами законодательства о разрешительнойсистеме. Но только в отношении предпринимательской деятельности. Кроме того,этот закон не распространяется на внешнеэкономическую, таможенную,природоохранную деятельность, а также отношения, возникающие в связи сиспользованием интеллектуальной собственности, и ряд других видов разрешаемойдеятельности.
В соответствии с Закономлицензирование производится в отношении таких видов деятельности, «осуществлениекоторых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам,нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства ирегулирование которых не может осуществлять иными методами…».
Из ст.2, 5 указанногоЗакона можно сделать вывод, что лицензируемые виды деятельности определяетсяфедеральными законами. Президент России и Правительства вправе определятьработы и услуги в рамках названных законом видов лицензионной деятельности,утверждать положение и определять порядок лицензирования конкретных видовдеятельности.
Вопросы лицензированияразных вдов деятельности регулируются законами «Об образовании», «Обезопасности дорожного движения», «О частной детективной и охраннойдеятельности», Таможенным кодексом, Воздушным кодексом и многими другимизаконами и подзаконными федеральными актами. В субъектах Федерации было принятомного законов и подзаконных актов о лицензировании. Их продолжает принимать ипосле вступления в силу Федерального закона «О лицензировании отдельных видовдеятельности». Очевидно, что возникло противоречие между федеральными актами иактами субъектов Федерации по этому вопросу
Статья 5 Закона олицензировании устанавливает, что Президент РФ и Правительства относитполномочия «на осуществление лицензирования конкретных видов деятельности ккомпетенции федеральных органов государственной власти». Из текста Закона олицензировании очевидно, что центральные и иные органы федеральных ведомств невправе регулировать порядок лицензировании. В настоящее время порядоклицензирования многих видов деятельности регулируется общими актами центральныхорганов тех ведомств, которые и осуществляют лицензирование. Поэтому в такихположениях (инструкциях) очень четко отражен ведомственный интерес, но не стольчетко определены формы защиты прав соискателей лицензий. Реализация Закона олицензировании требует замены ведомственных нормативных актовправительственными. Хочется надеяться, что это не займет много времени.Очевидно, что включение любой деятельности в орбиту разрешительной системыозначает ограничение свободы осуществлять ее. Поэтому это должно делатьсятолько на основании федерального закона. Отрадно, что закон все более и болеестановиться правовой основой разрешительной системы, ограничивая подзаконноеправотворчество в этом важном деле. Поскольку уже десятки федеральных законовопределяют виды лицензируемой деятельности, полезно было бы иметь единыйфедеральный реестр лицензированных видов деятельности, содержание которого былобы доступно каждому интересующемуся этим вопросом лицу. В КоАП РФ[3]есть статьи об ответственности работников торговли за продажу огнестрельногогладкоствольного оружия гражданам, не имеющим разрешение ОВД, за управлениетранспортными средствами лицами, не имеющим право управления. К сожалению, поканет общей федеральной нормой, устанавливающей административную ответственностьза незаконное занятие лицензируемой деятельностью, а также за нарушениелицензионных условий. В УК РФ[4] говорится обответственности за осуществление предпринимательской деятельности безспециального разрешения, когда оно обязательно, или с нарушением условийлицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациямили государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Крупнымв ст. 171 признается доход, сумма которого превышает 200 МРОТ. Общие нормы обадминистративной ответственности за нарушение лицензионных правил имеются взаконах в субъектов Федерации. Так, Кодекс Свердловской области обадминистративной ответственности закрепляет ответственность за осуществлениедеятельности без лицензии или специального разрешения, когда их получение всоответствии с законами является обязательным (ст. 136), и за осуществлениедеятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, специальнымразрешением (ст. 137).
§ 1.2 Разрешительноепроизводство
Наличие правовых актов, регулирующихособый порядок хотя и многих, но перечисленных законом видов деятельности,реализация таких актов означает существование специального административногорежима – разрешительного режима. Его важнейшая роль – разрешительноепроизводство, то есть регулируемая процессуальными нормами процедураосуществления разрешительной деятельности.
В разрешительномпроизводстве выделяют такие стадии:
1)    Предварительная (возбуждениеразрешительного дела);
2)    Обследование;
3)    Принятия и исполнения решения;
4)    Надзора за соблюдением лицами,получившими разрешение, установленных требований и условий;
5)    Аттестации, аккредитации разрешеннойдеятельности;
6)    Переоформления, продления разрешений;
7)    Применения мер принуждения задопущенные нарушения правил и условий.
Последние три стадии(5,6,7) являются факультативными.
Разрешительноепроизводство – часть правоприменительного административногооперативно-распределительного процесса, разрешительная деятельность –разновидность организующей, созидательной деятельности «активной» администрации.А в ходе организационной деятельности не существует столь жесткойпоследовательности стадий, как в юрисдикционных процессах, стадииорганизационной работы могут осуществляться параллельно, даже меняться местами.Например, раньше может наступить ответственность, чем переоформление лицензии,надзор и аккредитация осуществляются в одно и то же время, аттестацию можносчитать формой надзора. Относительный запрет и личный (частный) интереспобуждают заинтересованное лицо подать заявление о выдаче разрешения(лицензии). Это становится началом разрешительного производства. У невластногосубъекта есть право обратиться с заявлением, а значит, возбудить лицензионноедело. Но до этого субъект обязан готовиться к лицензированию путем создания организационных,материальных, кадровых предпосылок желаемой деятельности, сбора необходимыхдокументов. Во многих случаях взимается плата за рассмотрение заявлениясоискателя. Ее размер устанавливается Правительством Российской Федерации и недолжен превышать трех минимальных месячных размеров оплаты труда. По общемуправилу все расходы государственного органа, связанные с подготовкой клицензированию (командировочные расходы, оплата обследований и т.д.) несетзаинтересованная сторона. Поэтому в пакет представляемых документов входит иобязательство оплатить такие затраты. Выдача лицензий на пользование недрамипроизводится на конкурсной основе; значит, в таких случаях заявления олицензировании принимаются только от победителей конкурсов. Субъект властиобязан принять заявление, проверить наличие и качество документов, оплетупошлины и зарегистрировать заявление. Если представлены не все необходимыедокументы, а в установленных случаях не внесена необходимая сумма, в приемезаявления может быть отказано. Все документы принимаются по описи,лицензирующий орган обязан вручить (направить) заявителю копию описи с отметкойо дате приема документов. Регистрация заявления означает, что заведеноразрешительное дело, и порождает обязанность субъекта власти его рассмотреть, азначит, кроме всего прочего проверить обеспечение соблюдения обязательных общихи специальных лицензионных требований. Общие требования – это соблюдениезаконодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемических,противопожарных правил. Специальные требования обусловлены спецификой отдельныхвидов деятельности. К ним относятся квалификационные требования к соискателям,работникам лицензируемой организации, наличие необходимых помещений,оборудования и иных технических средств. В соответствии с Законом олицензировании после регистрации заявления решение должно быть принято в срок, непревышающий 30 дней. Возможны лишь два варианта этого акта: о выдаче или оботказе в выдаче лицензии.
Лицензионный органобязан, а соискатель имеет право быть уведомленным в течении трех дней осодержании принятого акта, а в случае отрицательного решения – и о мотивахотказа.
Чтобы защитить правасоискателей от возможных ошибок и злоупотреблений, законы, регулирующие вопросывыдачи разрешений, как правило, закрепляют основания отказов в их выдаче. Вобщей форме они сформулированы в статье 10 Закона о лицензировании:
·       Наличие вдокументах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженнойинформации;
·       Несоответствиесоискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
В специальных законахсодержится более развернутый список оснований отказа. Так, в статье 6 законаРоссийской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности РоссийскойФедерации»[5] сказано, что лицензия насыскную деятельность не выдается гражданам:
1)  Не достигшим 21 года;
2)  Состоящим на учете по поводупсихических заболеваний, алкоголизма или наркомании;
3)  Которым предъявлено обвинение всовершении преступления;
4)  Имеющим судимость за тяжкиепреступления;
5)  Уволенным с государственной службы,из суда или правоохранительных органов по компрометирующим основаниям;
6)  Если они, работая вправоохранительных органах, осуществляли контроль за частной детективной иохранной деятельностью и со дня их увольнения не прошел год.
А для отказа в выдачелицензий на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, помимообщих, специальным основанием является отсутствие условий обеспечениябезопасности, учета и сохранности этих средств. Отказ в выдаче лицензии можетбыть обжалован в судебном или административном порядке. При подачеадминистративной жалобы соискатель лицензии имеет право требовать независимойэкспертизы. Расширяя это право, «Положение о лицензировании деятельностифизических лиц в качестве арбитражных управляющих» устанавливает (п. 19):
·       В случае отказалицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет правотребовать проведения независимой экспертизы;
·       Для проведенияэкспертизы соискатель вправе выбрать любую экспертную организацию из числааккредитованных при лицензирующем органе;
·       Срок проведенияэкспертизы не должен превышать 60 дней;
·       Оплата экспертизыосуществляется лицом, потребовавшим ее проведения.[6]
Если принято решение олицензировании, на стадии исполнения соискателю сообщается банковский счет, накоторый должна быть внесена сумма лицензируемого сбора, если он установлен.Так, за лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера,таможенного переводчика соискатель обязан уплатить 500 МРОТ. За лицензии,выдаваемые в соответствии с Законом о лицензировании, размер сбора не долженпревышать 10 МРОТ. Закон устанавливает, что размер сбора определяетсяПравительством Российской Федерации в положениях о лицензировании конкретныхвидов деятельности. Соискатель разрешения обязан уплатить лицензионный сбор.Этот факт, конечно, в связи с многими другими, влечет возникновение права наполучение искомого документа. С даты его подписания (вручения) у субъектавозникают соответствующие права. В некоторых случаях получение документа оналичии лицензии не завершает стадию исполнения решения. Например, Законом «Оборужии»[7] предусмотрена такаяпроцедура. Граждане, получившие лицензию, имеют право приобретать огнестрельноедлинноствольное оружие. Затем оружие подлежит регистрации в ОВД в двухнедельныйсрок. При регистрации в ОВД по месту жительства выдается разрешения на хранениеприобретенного оружия. Фактически здесь вначале выдается разрешение на приобретение,а потом на хранение конкретного оружия. Представляется, что стадии исполнениярешения включает также обязанность лицензирующего органа принять меры длявнесения необходимых данных в реестр лицензий. В частности, в реестр вносятсяданные о лицензиате, сроке действия лицензии и на какой вид деятельности онавыдана. В последующем в реестр вносятся сведения о приостановлении,возобновлении и аннулировании лицензии. Имеющаяся в реестре информация являетсяоткрытой. Она за плату предоставляется физическим и юридическим лицам ибесплатно – государственным и муниципальным органам. После исполнения решения овыдаче лицензии (разрешения) лицо получает право заниматься тем, на что выданоразрешение, а компетентные субъекты публичной власти и их общественные помощникиприобретают право осуществлять надзор за соблюдением лицензиатамисоответствующих правил и условий. Закон о лицензировании определяет надзор как«система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственныминадзорными и контрольными органами в целях обеспечения соблюдения лицензиатамипри осуществлении деятельности соответствующих лицензионных требований иусловий». Лицензирующие органы при осуществлении надзора вправе:
·       Проводитьпроверки соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионнымтребованиям и условиям;
·       Запрашивать иполучать от лицензиата необходимые объяснения и справки по возникающимвопросам;
·       Составлять порезультатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
·       Выносить решения,обязывающие лицензиата устранять выявленные нарушения и устанавливать сроки ихустранения;
·       Выноситьпредупреждения лицензиату;
·       Осуществлять иныепредусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
Государственные надзорныеи контрольные органы, а также иные органы государственной власти при выявлениинарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить органу, выдавшемулицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах. В свою очередь субъект,получивший разрешение, обязан обеспечить условия для проведения проверок, в томчисле предоставлять необходимую информацию и документы. Как правило, разрешениядаются государственными и муниципальными органами исполнительной власти и ониже осуществляют административный надзор за соблюдением правил разрешеннойдеятельности. Фактически все лицензирующие органы одновременно являютсясубъектами административного надзора. При этом функции лицензирования (допуска)и надзора часто выполняют разные структурные подразделения органа, разныедолжностные лица. Получение разрешения на определенную деятельность не всегдаполностью легализует ее результаты. Во многих случаях выпускаемая продукция,используемые средства, результаты работы должны быть аттестованы(сертифицированы). Во многих случаях законами предусмотрена обязательнаясертификация продукции. Так по Закону Российской Федерации «О защите правпотребителей» товары, услуги, на которые установлены требования, обеспечивающиебезопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды, подлежатобязательной сертификации. Продажа такого товара, оказание таких услуг недопускается без информации о проведении обязательной сертификации.
По законам «Обобразовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»образовательная деятельность обязательно лицензируется. При этом лицензии на ееведение по образовательным программам высшего и послевузовскогопрофессионального образования выдаются федеральным (центральным) органомуправления высшим профессиональным образованием.
Аттестация вузапроводится государственной аттестационной комиссией по его заявлению. Цельюаттестации является установление соответствия содержания, уровня и качестваподготовки выпускников вуза требованиям государственных образовательныхстандартов по направлениям подготовки (специальностям). Государственнаяаккредитация вуза осуществляется на основе аттестации. Право выдачи документовгосударственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образованиипоявляются у вуза с момента его государственной аккредитации, осуществляемойфедеральным (центральным) органом управления высшим профессиональнымобразованием по результатам аттестации. Аттестация – одна из форм надзора закачеством пролицензированной деятельности. Но ее специфика в том, что онапроводится по заявлению вуза и является необходимым условием его аккредитации. Еслиюридическое лицо преобразовано, изменилось место его нахождения илинаименование лицензиата, он обязан незамедлительно подать заявление опереоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, и приложить к немунеобходимые документы. Компетентный орган обязан внести изменения в документ,подтверждающий наличие лицензии в пятидневный срок. За переоформлениедокументов лицензиат обязан внести плату. Так же должен решаться вопрос и вслучае утраты, порчи лицензии или документа, подтверждающего его наличие. Всвязи с допущенными нарушениями правил и условий лицензионной деятельностимогут применяться разнообразные меры административного принуждения. Это мерыпресечения: предостережение, изъятие документов, имущества, запрещениеэксплуатации, отстранение от работы, приостановление действия лицензии и др.Виновные граждане и организации могут быть подвергнуты штрафу, лишению прав, уних может быть отозвана, аннулирована лицензия.
Компетентный орган вправеприостановить действие лицензии, если лицензиат: нарушает лицензионныетребования и условия, что может повлечь нанесение ущерба правам граждан, ихздоровью, обороне и безопасности страны; не выполняет предписания лицензирующихорганов, обязывающие устранить выявленные нарушения. Лицензирующий орган,приостанавливая действие лицензии, устанавливает срок устранения нарушений.Этот срок не может превышать 6 месяцев. Если лицензиат вовремя устранитнедостатки, лицензирующий орган обязан принять решение о возобновлении действиялицензии. Хотелось бы, чтобы правовая норма закрепила срок возобновлениялицензии. Например, 10 дней после получения ходатайства о возобновлении, ккоторому приложены документы об устранении нарушений. Конечно, субъект властивправе проверить обоснованность ходатайства. В соответствии со статьей 13Закона о лицензировании аннулирование лицензии производится по решению суда наосновании заявления лицензирующего или иного компетентного государственногооргана. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправеприостановить действие лицензии до вступления в силу решения суда. Такимобразом существует два вида приостановления лицензий: с целью устранения нарушенийи для последующего отзыва.
Решение о направлении всуд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом долицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чемчерез три дня со дня его принятия.
Основаниями для принятиясудом решения об аннулировании лицензии являются:
·       Обнаружениенедостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получениялицензии;
·       Неоднократное илигрубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
·       Незаконностьрешения о выдаче лицензии.
Очевидно, что в последнемслучае нарушение правовых норм совершено не лицензиатом, а лицензирующимсубъектом, который и должен нести имущественную и иную ответственность за своинеправомерные действия.
Представляется, что вборьбе с нарушениями лицензионных правил следует шире использовать такую меру,как ограничение лицензируемой деятельности наряду с приостановлением, отзывом ианнулированием лицензии.

Глава II. Лицензионно-разрешительнаядеятельность органов внутренних дел Российской Федерации
§ 2.1. Организация работыорганов внутренних дел по обеспечению правил разрешительной системы
Разрешительная системавыполняет конкретную предупредительную функцию. Она направлена напредупреждение тяжких последствий несоблюдения требований нормативных актов,регламентирующих порядок оборота предметов и веществ, обладающих повышеннойобщественной опасностью. С этой целью государство объективирует своюуправленческую и нормотворческую волю путем реализации организационно-правовыхмер. Так, оно:
Ø  объявляет инормативно закрепляет все действия с предметами и веществами, обладающимиспецифическими свойствами, устанавливает соответствующие запреты на ихобращение; закрепляет в нормативно-правовых актах общие правила для всехсубъектов, совершающих различные действия с указанными предметами;
Ø  устанавливаетответственность за нарушение правил оборота таких предметов; создает аппаратспециализированных органов для обеспечения контроля за соблюдением должностнымилицами, гражданами и юридическими лицами установленных правил.
Лицензионно-разрешительнаясистема осуществляется многочисленными государственными органами, среди которыхважное место занимают органы внутренних дел. Действующим законодательством наорганы внутренних дел возложена обязанность выдавать разрешения наприобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, патронов кнему, взрывчатых материалов, а также на открытие и функционирование объектов,где они обращаются. В их обязанности также входит выдача разрешений на созданиенегосударственных детективных служб и осуществление контроля за соблюдениемчастными охранными предприятиями и частными детективами действующегозаконодательства.
В нормативно-правовыхактах, регламентирующих лицензионно-разрешительную систему, определенисчерпывающий перечень объектов, контролируемых органами внутренних дел. Этиобъекты подразделяются на три группы: предметы, вещества и предприятия. Кпредметам относятся: служебное и гражданское оружие (огнестрельноегладкоствольное длинноствольное оружие, газовые пистолеты и револьверы,огнестрельное оружие с нарезным стволом, огнестрельное комбинированное) ипатроны к нему. К предприятиям, разрешение на открытие которых выдают органывнутренних дел относятся: предприятия, осуществляющие производство и продажуоружия; оружейно-ремонтные мастерские; частные детективные и охранныепредприятия, службы безопасности, их филиалы; базы, склады, тиры, в которыхнаходится гражданское, служебное оружие и патроны к нему и т.д. К веществамотносятся взрывчатые материалы.
Вместе с тем законом «Оборужии» установлены ограничения на оборот гражданского и служебного оружия.Так, на территории Российской Федерации запрещен оборот в качестве служебного игражданского оружия: огнестрельного, которое имеет форму, имитирующую другиепредметы; огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны когнестрельному оружию с нарезным стволом; кистеней, кастетов, сурикенов,бумерангов и других специально приспособленных для использования в качествеоружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивныхснарядов; газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими идругими подобными веществами.
При обнаружении указанныхпредметов органы внутренних дел обязаны изымать их, а виновных лиц привлекать кответственности.
В соответствии с Федеральнымзаконом «Об оружии» городские, районные, районные в городахуправления (отделы) внутренних дел, управления (отделы) внутренних дел УРО МВДРоссии выдают:
·            Лицензии наприобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны,газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного бесствольного оружияотечественного производства и сигнального оружия гражданам РоссийскойФедерации.
·            Лицензии наприобретение охотничьего пневматического оружия, охотничьего гладкоствольного испортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия гражданамРоссийской Федерации.
·            Лицензии наприобретение гражданского, служебного оружия и патронов на территорииРоссийской Федерации юридическим лицам, производящим оружие или патроны, а такжеимеющим лицензии на торговлю ими.
·            Разрешения нахранение и ношение охотничьего пневматического, охотничьего гладкоствольного испортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а такжеразрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружиясамообороны (без права ношения) гражданам Российской Федерации.
·            Разрешения натранспортирование оружия, а также патронов юридическим лицам и гражданамРоссийской Федерации.
·            Разрешения нахранение и использование оружия юридическим лицам с особыми уставными задачамина основании лицензий на их приобретение.
·            Разрешения нахранение и ношение оружия при исполнении служебных обязанностей работникамюридических лиц с особыми уставными задачами.
·            Лицензии наприобретение охотничьего оружия, в том числе с нарезным стволом, и патронов кнему на территории Российской Федерации, а также разрешения на их хранение ииспользование, хранение и ношение — в районах Крайнего Севера и приравненных кним местностях организациям, ведущим охотничье хозяйство, специализированнымпредприятиям, ведущим охотничий или морской зверобойный промысел, и гражданамРоссийской Федерации, проживающим в указанных местностях.
·            Подтверждения ополучении уведомлений для продажи оружия и патронов.
Основными задачами органов внутренних дел поосуществлению лицензионно-разрешительной системы являются: предотвращениеутраты и хищения предметов и веществ, на которые распространяется особыйпорядок оборота; недопущение их использования не по назначению; своевременноевыявление и устранение нарушений установленных правил их оборота; контроль зачастной детективной и охранной деятельностью.
Отсюда следует, чтолицензионно-разрешительная система, осуществляемая органами внутренних дел,представляет собой закрепленный в административно-правовых нормах порядокприобретения, транспортировки, хранения, использования и сбыта строгоопределенных предметов и веществ, а также открытия и функционированияопределенных предприятий и организаций в целях обеспечения личной безопасностиграждан, общественной безопасности и охраны общественного порядка.
Для осуществлениялицензионно-разрешительной деятельности в структуре ГУООП МВД России; МВД; ГУВДсубъектов РФ, окружных, городских, районных органов внутренних дел созданыподразделения, выполняющие лицензионно-разрешительные и контрольные функции всфере лицензирования и контроля за частной детективной и охраннойдеятельностью. Кроме указанных подразделений вопросамилицензионно-разрешительной деятельности (в части контроля за оборотом оружия,за частной детективной и охранной деятельностью) занимаются другиеподразделения органов внутренних дел. В частности, в этой деятельностипринимают участие сотрудники уголовного розыска, участковые инспекторы милиции,подразделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики и др.
Организация деятельностивсех подразделений по осуществлению лицензионно-разрешительной работы возложенана органы внутренних дел, в структуру которых входят эти подразделения. Вмасштабе Российской Федерации организация этой работы возложена на МВДРоссийской Федерации. В соответствии с Положением «О Министерстве внутреннихдел Российской Федерации» предусмотрена организация деятельности органоввнутренних дел по обеспечению выполнения требований разрешительной системы. Законами«О милиции», «О частной детективной и охранной деятельности в РоссийскойФедерации», «Об оружии» на органы внутренних дел также возложена обязанностьосуществления лицензионно-разрешительной деятельности. С этой целью в органахвнутренних дел созданы подразделения по лицензионно-разрешительной работе иконтролю за частной детективной и охранной деятельностью. Правовое положениеэтих подразделений детально определено большей частью в ведомственныхнормативно-правовых актах Министерства внутренних дел Российской Федерации. Всоответствии с ними органы внутренних дел: оформляют, выдают лицензии наприобретение, хранение, торговлю, коллекционирование, экспонированиегражданского и служебного оружия, основных частей оружия и патронов к нему,выдают разрешения на хранение и ношение оружия и патронов, разрешения на вывозих из Российской Федерации, а также разрешений на перевозку, транспортирование,функционирование стрелковых объектов, выдают лицензии на занятие частнойдетективной и охранной деятельностью предприятиям (объединениям), службамбезопасности и гражданам, аннулируют выданные лицензии и разрешения,осуществляют контроль за оборотом оружия и частной детективной и охраннойдеятельностью.
Оформление материалов овыдаче лицензий и разрешений. Прием заявлений от граждан Российской Федерации о выдаче лицензий иразрешений, переоформлении или продлении срока их действия принимается органамивнутренних дел по месту их регистрации. Граждане наряду с заявлением,предъявляют в органы внутренних дел медицинское заключение об отсутствиипротивопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическимзаболеванием, алкоголизмом или наркоманией, документ подтверждающий гражданствоРоссийской Федерации и др. Руководителями юридических лиц, претендующих наполучение лицензии предъявляется необходимый перечень документов,предусмотренные нормативными актами. Представленные документы регистрируются вжурнале регистрации заявлений, обращений, выдачи лицензий и разрешений. В немже производится отметка о результатах рассмотрения заявления, о выдачезаявителю лицензии или разрешения, либо письменного уведомления об отказе в ихвыдаче. Заявление и поступающие материалы, не имеющие полного перечнянеобходимых документов, не подлежат регистрации сотрудниками органов внутреннихдел и служат одним из оснований отказа в выдаче лицензии или разрешения.Материалы о выдаче лицензии рассматриваются органами внутренних дел в течениеодного месяца, о выдаче разрешений — в течение двух недель со дня подачизаявления.
ЗаконодательствомРоссийской Федерации предусмотрены основания, исключающие выдачу гражданамлицензий на приобретение оружия. Так, лицензии не выдаются гражданам: недостигшим возраста, установленного законом; не предоставившим медицинскоезаключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием; имеющим судимостьза совершение умышленного преступления; отбывающим наказание за совершенноепреступление; совершившим повторно в течение года административноеправонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядокуправления; не предоставившим в органы внутренних дел документы, подтверждающиепрохождение проверки знания правил безопасности обращения с оружием и другиедокументы, указанные в законе «Об оружии» и законе «О частной детективной иохранной деятельности в Российской Федерации».
Контроль органами внутренних дел за объектамилицензионно-разрешительной системы в основном осуществляется в двухнаправлениях: за оборотом оружия и за частной детективной и охраннойдеятельностью. Организация контроля возложена на руководителей МВД России, МВДреспублик в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей, УВД натранспорте, горрайорганы внутренних дел.
Осуществление контроляпозволяет органам внутренних дел выявлять нарушения правил оборота оружия,нарушений, связанных с деятельностью частных детективных и охранныхпредприятий, граждан, незамедлительно реагировать на выявленные нарушения иприменять предусмотренные законом меры административного и уголовноговоздействия. Ведомственными нормативными актами МВД России детализированадеятельность органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия и частнойдетективной и охранной деятельностью. Инструкцией о работе органов внутреннихдел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия предусмотреныследующие направления контроля: за деятельностью юридических лиц,осуществляющих торговлю оружием и патронами; за передачей оружия; заприобретением оружия; за коллекционированием и экспонированием оружия; заобеспечением сохранности и безопасности хранения оружия; контроль за перевозкойоружия. Сотрудники органов внутренних дел при осуществлении контроля заоборотом оружия имеют право производить осмотр оружия в местах егопроизводства, торговли, экспонирования, хранения и уничтожения. Изымать иуничтожать оружие и патроны, запрещенные к обороту на территории РоссийскойФедерации. Требовать от юридических лиц и граждан предоставления устной илиписьменной информации для выполнения контрольных функций. При выявлениинарушений имеют право давать обязательные для исполнения гражданами,должностными лицами письменные предписания об устранении нарушений с указаниемконкретного срока. В случае выявления грубых нарушений, которые могут повлечьущерб, хищение либо неправомерное использование оружия, производитьопечатывание помещений мест торговли оружием, их экспонирования, временноограничивать доступ работников к ним либо запрещать ведение торговойдеятельности до устранения выявленных нарушений. В случае возникновенияобстоятельств, при которых не обеспечивается сохранность оружия, сотрудникимилиции изымают оружие и передают его на хранение в органы внутренних дел. Пофактам нарушений установленных правил оборота оружия выписываются письменныепредупреждения, а при совершении административного правонарушения составляетсяпротокол об административном правонарушении. Проверка объектов хранения оружияосуществляется сотрудниками милиции не реже одного раза в квартал. О проверкеобъекта составляется акт проверки в двух экземплярах. Из них один передаетсяруководителю юридического лица, а второй приобщается к наблюдательному делу.Осуществление проверок объектов, используемых в качестве складов по хранениюоружия и патронов, а также торговых предприятий проводится не реже одного разав месяц. В проведении таких проверок непосредственное участие принимаютруководители органов внутренних дел либо их заместители — начальники милицииобщественной безопасности. Граждан-владельцев оружия проверяют не реже одногораза в год. При изъятии оружия и патронов составляется протокол, который втечение суток вместе с актом проверки объекта’ или рапортом о проверкегражданина-владельца оружия докладывается руководству органа внутренних дел дляпринятия решения в установленном порядке. Контроль за деятельностью юридическихлиц, осуществляющих торговлю оружием. При осуществлении проверок указанныхорганизаций сотрудники органов внутренних дел в первую очередь устанавливаютналичие лицензий на торговлю оружием, разрешений на хранение оружия вне мест,указанных в лицензиях. Проверяют техническую укрепленность мест торговли,экспонирования и хранения оружия, надежность сохранности оружия в торговыхвитринах, на прилавках, а также мер безопасности при обращении с ним. Вместе стем проверяется наличие и правильность заполнения учетной документации, порядоквнутреннего контроля за обращением оружия и патронов лицами, ответственными заих сохранность и ведение учета, продавцами (материально-ответственными лицами)и работниками, допущенными к производству работ с оружием и патронами, ихтранспортированию и сопровождению при перевозке, а также наличие материаловпроверок по фактам недостачи, порчи, утраты оружия и патронов. При проведениивнезапных проверок по решениям руководителей органов внутренних дел можетвыясняться часть вопросов и истребоваться документы исходя из цели проверки. Проверкиюридических лиц и граждан, занимающихся коллекционированием или экспонированиеморужия и патронов, осуществляются сотрудниками органов внутренних дел совместнос представителями специально уполномоченных органов по сохранению культурныхценностей с учетом соблюдения требований по обеспечению конфиденциальностисведений об оружии и их владельцах. Проверки таких юридических лиц проводятсяне реже одного раза в квартал, а граждан Российской Федерации — не реже одногораза в год. В ходе плановых проверок деятельности юридических лиц,осуществляющих коллекционирование и экспонирование оружия, сотрудники органоввнутренних дел устанавливают: соответствие их деятельности нормативным актам,положениям уставных, учредительных документов, внесенным в них изменениям идополнениям, лицензиям на коллекционирование или экспонирование оружия ипатронов, разрешениям на их хранение вне мест, указанных в лицензиях; наличиеактов приема (передачи) оружия и договоров, заключенных с владельцами оружия ипатронов об участии в проведении экспонирования либо актов приема изъятого иконфискованного оружия, переданных музеям уполномоченными на то органами длясоответствующего хранения, актов историко-культурных и искусствоведческихэкспертиз на коллекционируемое оружие и паспортов на коллекции, отдельныемодели коллекционируемого оружия; порядок внутреннего контроля за обращениеморужия, документов выдачи оружия хранителям, специалистам и лицам,ответственным за проведение экспертиз, исследовательские работы,экспонирование, транспортирование и другие виды работ; порядок допускаработников юридических лиц к работе с оружием, перевозке, сопровождения приперевозках, экспонировании, а также организация допуска посетителей в залы сэкспозициями, специалистов в фондохранилища, обеспечение сохранных мер;своевременность и полнота устранения нарушений, выявленных при проверкахсотрудниками органов внутренних дел, исполнение предписаний.
При проведении проверокусловий хранения оружия и патронов, имеющихся у граждан, сотрудники внутреннихдел выясняют:
— соответствие имеющегося оружиявыданным лицензиям и разрешениям, а также хранящихся у граждан патронов моделямзарегистрированного оружия;
— наличие запирающегося на замоксейфа, металлического шкафа, ящика, обитого железом;
— условия, исключающие доступпосторонних лиц к оружию.
Осуществление контроля заперевозкой и транспортированием оружия и патронов. Сотрудники органов внутренних дел вданном случае выясняют: соответствие деятельности предприятий-перевозчиковтребованиям, предъявляемым к обороту оружия и, в частности, к правиламперевозки; наличие лицензий, копий договоров на перевозку оружия; наличиетоварно-транспортных, сопроводительных и иных документов, на основании которыхосуществляется перевозка; документов, удостоверяющих личность сопровождающихлиц и подтверждающих их право на хранение и ношение оружия; наличиенеобходимого количества охранников. В ходе осуществления контроля за частнойдетективной и охранной деятельностью органы внутренних дел используютпредоставленное им право в соответствии с Законом «О частной детективной иохранной деятельности в Российской Федерации» и ведомственными нормативнымиактами МВД России. Одним из них является Инструкция «О порядке лицензирования иосуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной иохранной деятельностью», которой предусмотрены следующие направления:
~ проверка соответствиячастной детективной и охранной деятельности, осуществляемой ее субъектами, видамэтой деятельности;
— проверка соблюдения в частнойдетективной и охранной деятельности порядка приобретения, учета, хранения,ношения и использования огнестрельного оружия и специальных средств;
— участие совместно с другимикомпетентными органами негосударственных образовательных учреждений в контролеза осуществлением подготовки кадров для частных детективных и охранныхпредприятий, служб безопасности, в том числе огневой подготовки;
— рассмотрение материалов налоговыхинспекций по вопросам соблюдения налоговых и иных финансовых обязательствчастными детективными и охранными предприятиями, службами безопасности.
При осуществленииконтроля за частной детективной и охранной деятельностью сотрудники органоввнутренних дел имеют право в пределах своей компетенции требовать от частныхдетективных и охранных предприятий, служб безопасности, негосударственныхобразовательных учреждений предоставления соответствующих документов, а такжеполучать необходимую для этого устную или письменную информацию. Материалы проверокприобщаются к учетным и личным делам, имеющимся в подразделениях полицензионно-разрешительной работе. Учетные дела ведутся на объекты, гдеобращается оружие и взрывчатые вещества, охранные предприятия. Личные делазаводятся на лиц, владеющих оружием, частных детективов. В них содержатсяматериалы, представляемые вместе с заявлением о получении лицензии, справки изорганов здравоохранения, проверочные материалы и т.д. Личные дела владельцеворужия хранятся в органе внутренних дел по месту их регистрации. При переменеместа-жительства личные дела пересылаются в орган внутренних дел, где владелецоружия будет зарегистрирован. Личные деда на владельцев охотничьего оружия снарезным стволом находятся в лицензионно-разрешительных подразделениях МВД, ГУВД,УВД. В процессе осуществления контроля за оборотом оружия и частной детективнойи охранной деятельностью сотрудники органов внутренних дел обязаны выявлятьнарушения правил оборота оружия, а также нарушения в деятельности частныхдетективов и охранников, при обнаружении нарушений органы внутренних делпринимают необходимые меры к их устранению. С этой целью в соответствии сдействующим законодательством органам внутренних дел предоставлено право:
—- безвозмездно изымать и уничтожать вустановленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории РоссийскойФедерации;
— изымать оружие и патроны,предусмотренные законом «Об оружии» при наличии следующих оснований: отсутствиялицензий на производство гражданского и служебного оружия и патронов к нему,торговлю им, их приобретение, коллекционирование или экспонирование, а такжеразрешений на хранение или хранение и ношение оружия; аннулирование вустановленном порядке указанных лицензий и разрешений; нарушений юридическимилицами или гражданами установленных правил передачи, приобретения,коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения,перевозки, транспортирования и применения оружия; выявления самодельных илипеределанных владельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему сизмененными баллистическими и другими техническими характеристиками; смертисобственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества, атакже смерти гражданина, имевшего на законных основаниях боевое или служебноеоружия; ликвидации юридического лица;
— при выявлении нарушенийустановленных правил давать обязательные для исполнения гражданами идолжностными лицами предписаний об устранении этих нарушений;
— аннулировать лицензии и разрешенияна приобретение, хранение, хранение и ношение оружия, выданные гражданам, принарушении ими правил оборота оружия, систематически нарушающим общественныйпорядок; при наличии медицинского заключения, препятствующего владению оружием;имеющим судимость за совершение умышленного преступления; страдающимпсихическими заболеваниями. Аннулирование лицензии или разрешения влечетизъятие имеющегося оружия и патронов к нему;
— аннулировать лицензии на занятиечастной детективной и охранной деятельностью в случаях нарушения либонеисполнения требований законодательства, регулирующего частную детективную иохранную деятельность, либо при неисполнении предписаний органов внутренних делчастными детективными и частными охранными предприятиями.
При установленииправонарушений, образующих составы преступлений, и административныхправонарушений, сотрудники органов внутренних дел привлекают виновных лиц куголовной или административной ответственности./>§ 2.2 Порядок выдачиразрешений на приобретение и хранение оружия и боеприпасов
Компетенция органоввнутренних дел в выдаче лицензий и разрешений неодинакова. Так, городские,районные, районные в городах, отделы (управления) внутренних дел,подразделения, подчиненные 8 ГУ МВД России имеют право выдавать лицензии наприобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружиясамообороны, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного бесствольногооружия отечественного производства и сигнального оружия; лицензии наприобретение охотничьего пневматического оружия, охотничьего гладкоствольного испортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия; лицензиина приобретение гражданского, служебного оружия и патронов к нему на территорииРоссийской Федерации юридическим лицам, производящим оружие или патроны, атакже имеющим лицензии на их торговлю; разрешения на хранение и ношениеохотничьего пневматического, охотничьего гладкоствольного и спортивного оружия;разрешения на транспортирование оружия и патронов гражданам и юридическимлицам; разрешение на хранение и ношение оружия.
Линейные управления(отделы) внутренних дел на транспорте выдают лицензии на приобретениегражданского и служебного оружия и патронов, разрешение на их хранение,перевозку юридическим лицам с особыми уставными задачами Министерства путейсообщения Российской Федерации, Федеральной авиационной службы РоссийскойФедерации, служб речного и морского флота Министерства транспорта РоссийскойФедерации, а также разрешения на хранение и ношение оружия их работниками приисполнении служебных обязанностей. МВД, ГУВД, УВД субъектов РоссийскойФедерации имеют право выдавать лицензии и разрешения на торговлю,коллекционирование, экспонирование оружия, на приобретение оружия с нарезнымстволом, разрешения на ввоз и вывоз оружия гражданам России и иностранным гражданам.Главное управление охраны общественного порядка МВД России выдает лицензии иразрешения, оформление которых производится МВД, ГУВД, УВД субъектов РоссийскойФедерации и горрайорганов внутренних дел. Кроме того, ГУООП согласовываетвыдачу, продление срока действия и переоформления Министерством экономикиРоссии лицензий на производство гражданского и служебного оружия юридическимлицам. В соответствии с приказом МВД РФ № 292, утвердившим Инструкцию о порядкелицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частнойдетективной и охранной деятельностью МВД России, МВД республик, ГУВД (УВД)краев, областей, городов, автономных образований, гор-райорганы внутренних делвыдают, продлевают срок действия лицензий на занятия частной детективной иохранной деятельностью предприятиям (объединениям), службам безопасности игражданам. Вышеуказанным органам внутренних дел предоставлено также правоаннулировать выданные ими лицензии.
Выдаваемые органамивнутренних дел лицензии и разрешения являются документами подтверждающими правагражданина, юридического лица на осуществление указанного в разрешении видадеятельности, а также права приобретения, хранения, ношения оружия. Срокидействия выдаваемых лицензий и разрешений различны. Так, разрешение на хранениеи ношение гражданского оружия выдается сроком на пять лет. Лицензия,подтверждающая право занятия частной детективной деятельностью выдается срокомна три года. По истечении указанного в лицензии срока действия, он продляетсятеми органами внутренних дел, где выдавалась лицензия. Материалы о выдачелицензий рассматриваются органами внутренних дел в срок до одного месяца, овыдаче разрешений — до двух недель со дня подачи заявления. Лицензии иразрешения выдаются после оплаты установленных размеров единовременных сборов,утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 1998г. N 574 «О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий,разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом „Об оружии,а также за продление срока их действия“.
 Без взиманияединовременных сборов выдаются:
 а) лицензии наприобретение, разрешения на хранение, ввоз (вывоз) и транспортирование основныхчастей огнестрельного оружия;
 б) лицензии наприобретение патронов юридическим лицам на территории Российской Федерации;
 в) лицензии наколлекционирование и экспонирование патронов юридическим лицам и гражданам;
 г) разрешения наиспользование оружия (в тире, стрелково-стендовом комплексе, на стрельбище);
 д) разрешения наперевозку оружия и патронов.
Заявления граждан овыдаче лицензий и разрешений принимаются в приемные дни в установленное времясотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутреннихдел либо сотрудниками, на которых возложены такие обязанности, в специальновыделенных для этих целей служебных помещениях. Обращения руководителейюридических лиц рассматриваются органами внутренних дел по месту регистрацииюридических лиц. Заявления граждан Российской Федерации о выдаче лицензий иразрешений, переоформлении и продлении срока их действия подаются в органвнутренних дел по месту жительства. Обращения о ввозе иностранными гражданамипринадлежащего им оружия и патронов для участия в спортивных соревнованиях, вцелях охоты или экспонирования представляются юридическими лицами, заключившимисоответствующие контракты либо направившими приглашения в установленномпорядке. Иностранные граждане для получения лицензии на приобретениегражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, а такжеразрешения на их вывоз из Российской Федерации представляют в ГУООП МВД Россииходатайство дипломатических представительств государств, гражданами которых ониявляются. Сведения о приеме граждан, их паспортные данные, данные юридическихлиц заносятся в журнал регистрации заявлений, обращений, выдачи лицензий иразрешений. В нем, одновременно, осуществляется регистрация представленныхдокументов, производятся отметки о результатах их рассмотрения, а также записио выдаче заявителю лицензий или разрешений либо письменных уведомлений оботказе в их выдаче. Перед регистрацией сверяются паспортные данные граждан суказанными в заявлениях, а поступившие материалы проверяются на соответствиетребованиям в ОВД, положениям учредительных и регистрационных документовюридических лиц. К документам, составленным на иностранных языках, прилагаютсяих переводы, заверенные в установленном порядке. О регистрации поступившихматериалов заявителю выдается талон-уведомление, с указанием лица, принявшегодокументы и даты регистрации заявления. Заявления и поступившие материалы втечение двух суток докладываются руководству органа внутренних дел длярассмотрения и вынесения письменных поручений исполнителям. При получениилицензии на торговлю или коллекционирование оружия и патронов руководителююридического лица необходимо представить:
а) заявление;
б) заверенные копииучредительных документов и свидетельства о государственной регистрацииюридического лица;
в) договоры об арендепомещений, зданий, складов, используемых для хранения или размещения оружия ипатронов, либо документы, подтверждающие право собственности на данныепомещения;
г) лицензию на ведениемузейной деятельности, выданную Минкультуры России (представляется толькомузеями);
д) акты комиссионныхобследований помещений, предназначенных для хранения и размещения оружия ипатронов, сотрудниками лицензионно-разрешительной работы органов внутренних делс привлечением представителей государственного санитарно-эпидемиологического,пожарного и архитектурного надзоров, а также специалистов Минкультуры России(при выдаче лицензий на коллекционирование);
е) акт, составленныйподразделением вневедомственной охраны при органе внутренних дел по местунахождения объекта о соответствии оборудования мест хранения оружия и патронов,торговли ими (закрытых витрин залов экспонирования) требованиям МВД России;
ж) копии приказовруководителя юридического лица о назначении: заместителя руководителяюридического лица или лица, ответственного за сохранность оружия и патронов;работников (хранителей музеев), ответственных за хранение и выдачу оружия ипатронов в местах их размещения, на которых возложена ответственность за ихсохранность; работников, допущенных к продаже, хранению, выдаче и проведениюразрешенных видов работ с оружием и патронами.
Для получения лицензии наколлекционирование гражданского оружия, холодного художественно-оформленногооружия, копий и реплик антикварного оружия, а также иного разрешенного дляколлекционирования оружия граждане Российской Федерации представляют по местужительства в орган внутренних дел:
а) заявление;
б) документ,удостоверяющих личность и гражданство Российской Федерации;
в) две фотокарточкиразмером 3х4 см.
При коллекционированииогнестрельного и иного номерного оружия, заявителю дополнительно необходимопредставить список номерного учета имеющегося оружия, а при намерении включитьв состав формируемой коллекции (собрания) наградное оружие — указать егоданные. К списку прилагаются подлинники лицензий и разрешений. Для получениялицензий на приобретение оружия и патронов при первоначальном обращениируководители организаций (за исключением руководителей юридическихлиц-поставщиков, а также юридических лиц, занимающихся коллекционированиеморужия и патронов), должны представить в орган внутренних дел:
а) заявление;
б) копии учредительныхдокументов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
в) документы,подтверждающие законность владения (использования) помещений, зданий и складовдля хранения или размещения оружия и патронов;
д) акты комиссионныхобследований помещений, зданий и складов для хранения оружия и патроновсотрудниками лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел спривлечением представителей органов внутренних дел, государственногосанитарно-эпидемиологического, пожарного и архитектурного надзоров;
е) акты, составленныеподразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел по местунахождения объектов о соответствии оборудования их помещений для храненияоружия и патронов требованиям МВД России;
ж) копию приказаруководителя юридического лица о назначении лица, ответственного за сохранностьоружия и патронов;
и) списки работниковюридических лиц, допущенных к хранению, выдаче, производству разрешенных видовработ с оружием и патронами и (или) прошедших периодическую проверку напригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельногооружия;
к) расчет потребногоколичества оружия с учетом норм его обеспечения для данной организации,утвержденных Правительством Российской Федерации либо МВД России (для отдельнойкатегории юридических лиц).
В последующем лицензии наприобретение оружия и патронов выдаются юридическим лицам по представлениюзаявлений, сведений о наличии имеющегося оружия и других материалов,необходимых для принятия решения. Руководители юридических лиц-поставщиков иорганизаций, занимающихся коллекционированием оружия и патронов, для получениялицензии на приобретение оружия и патронов представляют заявление, а такжекопии заключенных контрактов (договоров) о поставках оружия и патронов.Юридические лица, занимающиеся испытанием изделий на пулестойкость, вместе сзаявлением представляют копии заключенных контрактов (договоров). На основанииуказанного заявления соответствующие органы внутренних дел запрашивают в МинэкономикиРоссии подтверждение о возможности использования заявленного оружия втехнологическом процессе организации согласно имеющейся техническойдокументации. Органы по сертификации оружия и патронов, испытательныелаборатории (станции) для получения лицензии на приобретение оружия и патроновпредставляют заявление, при этом соответствующий орган внутренних дел можетзапросить вышеуказанное подтверждение Государственного комитета РоссийскойФедерации по стандартизации и метрологии.
Музеи, для получениялицензии на приобретение в Музейный фонд Российской Федерации интересующего ихоружия, одновременно с письменным обращением представляют в ГУООП МВД России:
а) копию договора дарения(мены) отдельных моделей оружия (коллекций), заверенную в установленном порядке,либо письменное заявление дарителя, а также в случаях, предусмотренныхфедеральным законодательством, документы, подтверждающие право собственностидарителя на передаваемые экспонаты;
б) ходатайствоМинкультуры России о приобретении конкретных моделей оружия с указаниемсведений о них.
Приобретение музеямиколлекций оружия и патронов в Государственную часть Музейного фонда РоссийскойФедерации у юридических лиц и граждан осуществляется без получения лицензий пописьменному обращению музеев, согласованному с органами внутренних дел.Оформление юридическим лицам лицензий на приобретение патронов производится впорядке, установленном для оформления лицензий на приобретение оружия. При этомдля приобретения патронов взамен израсходованных, утраченных либо сданных науничтожение заявителем дополнительно представляются:
а) акты списанияпатронов, утвержденные руководителями юридических лиц и согласованные ссоответствующим органом внутренних дел;
б) раздаточно-сдаточныеведомости на патроны, израсходованные при проведении учебных и иных стрельб,или другие документы, подтверждающие законность их списания;
в) акты приема (передачи)патронов в органы внутренних дел на уничтожение.
После этого заявителювыдается уведомление на оплату установленного единовременного сбора за выдачулицензии с указанием суммы и банковских реквизитов МВД, ГУВД, УВД субъектовРоссийской Федерации, УРО и ГФЭУ МВД России, а также номера счета наперечисление установленной части денежного сбора в Государственный фонд борьбыс преступностью. При наличии обстоятельств, препятствующих выдаче лицензии,выносится соответствующее мотивированное заключение за подписью лица,осуществлявшего рассмотрение заявления и поступивших материалов, котороеутверждается одним из руководителей органа внутренних дел, имеющим правоподписи лицензий. На основании мотивированного заключения заявителюнаправляется письменное уведомление об отказе в выдаче лицензии с указаниемконкретных норм законодательных и иных нормативных правовых актов РоссийскойФедерации, нормативных правовых актов МВД России, повлекших принятиеотрицательного решения. Материалы о выдаче лицензий на коллекционирование иэкспонирование оружия и патронов в 2-недельный срок со дня регистрациизаявления вместе с актами комиссионного обследования объектов юридического лицаили места проживания гражданина направляются в Минкультуры России либоуполномоченные им территориальные органы по сохранению культурных ценностей длясогласования в установленном порядке. Порядок регистрации приобретенного оружия,оружия, полученного в подарок, по наследству, наградного оружия и патронов кним Приобретенное оружие, полученное в качестве награды, дарения, понаследству, в том числе зарегистрированное Минкультуры России в Музейном фондеРоссийской Федерации либо включенное в специальную коллекцию, в двухнедельныйсрок подлежит регистрации в органах внутренних дел.
Регистрациякороткоствольного оружия, переданного военнослужащим и сотрудникамгосударственных военизированных организаций, находящимся на пенсии, производитсяпо месту их регистрации органами внутренних дел после представления:
а) заявления;
б) заверенной копииприказа руководителя государственной военизированной организации;
в) приходно-расходногодокумента, выданного соответствующей службой вооружения государственнойвоенизированной организации;
г) протокола контрольногоотстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом;
д) медицинскогозаключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием;
е) двух фотокарточекразмером 3х4 см.
Для регистрации приобретенного(полученного) оружия и патронов, юридические лица (за исключением юридическихлиц-поставщиков) представляют:
а) паспорта на оружие идубликаты лицензий с отметками юридических лиц-поставщиков о приобретенииоружия и патронов;
б) приходно-расходныедокументы (наряды, счет-наряды, накладные, акты приема, передачи) на получениеоружия и патронов во временное пользование;
в) разрешения натранспортирование оружия и патронов;
г) списки номерного учетаоружия и данные о количестве патронов по типам и партиям изготовления, выданныеюридическими лицами-поставщиками либо организациями, передающими оружие.
При регистрации вновьприобретенного (полученного) оружия ранее выданные разрешения на хранение,хранение и использование оружия и патронов подлежат сдаче для переоформлениябез изменения срока их действия. Для регистрации оружия и патронов, переданныхв государственную часть Музейного фонда Российской Федерации, а такжесоответствующим органам, учреждениям и подразделениям в целях формированияспециальных оружейных коллекций, музеи и указанные юридические лицапредставляют акт включения в коллекцию, обмена или передачи отдельных моделейоружия, патронов (коллекций) и акты историко-культурной и искусствоведческойэкспертиз, зарегистрированные в специально уполномоченном органе МинкультурыРоссии по сохранению культурных ценностей. Юридические лица, имеющие правохранения и использования оружия в целях реализации своих уставных задач, дляполучения разрешений на хранение и ношение оружия штатным работникам приисполнении служебных обязанностей представляют в органы внутренних делследующие документы:
а) письменное обращениеруководителя организации с указанием фамилий, имен, отчеств работников, которымнеобходимо выдать разрешения на хранение и ношение оружия;
б) заверенные копииприказов руководителя юридического лица о назначении лиц, ответственных заобеспечение сохранности оружия и патронов, а также о персональном закрепленииимеющегося оружия за работниками, которым предоставлено право его хранения и ношения;
в) ксерокопии паспортовлиц, за которыми закреплено оружие для выполнения служебных обязанностей,которые после сличения с подлинниками заверяются в установленном порядке;
г) медицинское заключениена каждого работника об отсутствии противопоказания к владению оружием, справкииз наркологического и психоневрологического диспансеров;
д) две фотокарточкиразмером 3х4 см на каждое лицо, а также по одной дополнительной фотографии призакреплении за работником более одного образца оружия в соответствии с установленныминормами обеспечения.
Одновременно сдокументами для регистрации граждане Российской Федерации представляютприобретенное оружие в органы внутренних дел для осмотра, который проводитсясотрудником лицензионно-разрешительной работы на основании требований ктехническому состоянию оружия и патронов, обеспечивающих их безопасноеиспользование. При этом проверяется соответствие номерных данных оружиясведениям, указанным в дубликатах лицензий, приходно-расходных, транспортных ииных учетных документах. Осмотр оружия и патронов юридических лиц проводится ввыше установленном порядке по месту их хранения. Осмотр оружия проводится такжепри продлении срока действия лицензий и разрешений, выданных юридическим лицами гражданам.
Аннулирование лицензий иразрешений, связанных с оборотом оружия, частной детективной и охраннойдеятельностью проводится органами внутренних дел в следующих случаях:добровольного отказа от лицензии или разрешения, ликвидации юридического лицалибо смерти собственника оружия; систематического (не менее двух раз в течениегода) нарушения либо неисполнения юридическими лицами или гражданами требованийнормативно-правовых актов, регулирующих оборот оружия; возникновенияобстоятельств, исключающих возможность получения лицензии или разрешения;конструктивной переделки владельцем гражданского или служебного оружия ипатронов к нему, повлекшей изменение баллистических и других техническиххарактеристик оружия и патронов к нему; нарушения либо неисполнения частнымдетективом (предприятием, объединением), частным охранником (предприятием)требований нормативных актов, регулирующих частную детективную и охраннуюдеятельность. Принятию решения об аннулировании лицензии или разрешения засистематическое нарушение или несоблюдение установленных правил оборота оружиядолжно предшествовать письменное предупреждение владельца лицензии илиразрешения органом, выдавшим лицензию или разрешение. В предупрежденииуказывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены, иназначается срок для устранения допущенных нарушений. В случае аннулированиялицензии или разрешения повторное обращение за их получением возможно дляюридических лиц по истечении трех лет со дня их аннулирования, а для граждан —по истечении пяти лет со дня их аннулирования. При добровольном отказе отлицензии сроки для повторного обращения за их получением не определены.
Заключение
Рассмотрев данную темуможно с уверенностью сказать, что несмотря на недостаточное количествоматериала по данному вопросу в нашем институте, а также ограниченного доступа кспециальной литературе по выбранной мной теме, цель, которую я поставил передсобой при написании своей работы достигнута. Я уточнил для себя и дополнилпонятие разрешительной системы и ее особенности; раскрыл содержаниеразрешительного производства; изучил организацию работы органов внутренних делпо обеспечению правил разрешительной системы; а также более подробно рассмотрелпорядок выдачи разрешений на приобретение и хранение оружия и боеприпасов.
Завершив свою курсовуюработу, я сделал следующие выводы:
1.     Разрешительнаясистема – это урегулированная правом совокупность общественных отношенийсубъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих всвязи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности ипоследующим надзором за соблюдением правил и условий осуществленияразрешительной деятельности.
2.     Разрешительноепроизводство – часть правоприменительного административногооперативно-распорядительного процесса, процедура осуществления разрешительнойдеятельности. В разрешительном производстве выделяют такие стадии:
·       предварительная(возбуждение разрешительного дела);
·       обследование;
·       принятие иисполнение решения;
·       надзор засоблюдением лицами, получившими разрешение, установленных требований и условий;
·       аттестация,аккредитация разрешенной деятельности;
·       переоформление,продление разрешений;
·       применение мерпринуждения за допущенные нарушения правил и условий.
3.           Лицензионно-разрешительнаясистема осуществляется многочисленными государственными органами, среди которыхважное место занимают органы внутренних дел. Действующим законодательством наорганы внутренних дел возложена обязанность выдавать разрешения наприобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, патронов кнему, взрывчатых материалов, а также на открытие и функционирование объектов,где они обращаются. В их обязанности также входит выдача разрешений на созданиенегосударственных детективных служб и осуществление контроля за соблюдениемчастными охранными предприятиями и частными детективами действующегозаконодательства.
4.           Компетенцияорганов внутренних дел в выдаче лицензий и разрешений неодинакова. Так,городские, районные, районные в городах, отделы (управления) внутренних дел,подразделения, подчиненные 8 ГУ МВД России имеют право выдавать лицензии наприобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружиясамообороны, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного бесствольногооружия отечественного производства и сигнального оружия; лицензии наприобретение охотничьего пневматического оружия, охотничьего гладкоствольного испортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия; лицензиина приобретение гражданского, служебного оружия и патронов к нему на территорииРоссийской Федерации юридическим лицам, производящим оружие или патроны, атакже имеющим лицензии на их торговлю; разрешения на хранение и ношениеохотничьего пневматического, охотничьего гладкоствольного и спортивного оружия;разрешения на транспортирование оружия и патронов гражданам и юридическимлицам; разрешение на хранение и ношение оружия.

Список нормативныхактов использованной литературы
Нормативные акты:
1.        Конституция РФ от12 декабря 1993г.
2.        Уголовный кодексРФ от 24 мая 1996 г. с изменениями и дополнениями по состоянию на август 2004г.
3.        ФЗ «Олицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 2001 г. №158 – ФЗ
4.        ФЗ «Об оружии» от13 декабря 1996 г. №150 – ФЗ
5.        ФЗ «О высшем ипослевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года №125-ФЗ
6.        Закон РСФСР «Омилиции» от 18 апреля 1991г. (с изменениями и дополнениями, внесенными законамиРФ от 18 февраля 1993г. и 1 июня 1993 г.). Ведомости Съезда народных депутатовРСФСР и Верховного Совета РСФСР — №16 1991г. ст. 503. Ведомости Съезда народныхдепутатов РФ и Верховного Совета РФ — №10 1993 г. ст. 360, №32 ст. 1231
7.        Приложение кприказу МВД РФ от 12 апреля 1999 г. №288 Инструкция по организации работыорганов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружияи патронов к нему на территории РФ.
8.        ПостановлениеПравительства РФ от 21 июля 1998 г. №814 « О мерах по регулированию оборотагражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ»
9.        ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №1544 «Олицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих»
Учебная и научнаялитература:
10.      Административнаядеятельность органов внутренних дел: Учебник. Часть особенная, под редакциейпрофессора А. П. Коренева. М. 1997.
11.      Д.Н. Бахрах. Административноеправо России: Учебник, Издательство норма, Москва, 2001.