Смирнов И.А., Смирнова Н. Ю.
Вшкольном учебнике по ботанике (Пасечник, 2007) мы можем прочитать следующее:«Существует легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом итрудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок, похожих наманную крупу. Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие им закончитьтрудный путь. Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, ―это съедобный лишайник, серые комочки которого ветер перекатывает по пустынямАфрики, Передней и Средней Азии. Отсюда пошло выражение „манна небесная”».
Хотьи неявно, но автор учебника дает понять, что манна небесная, которая описана вБиблии, есть просто-напросто съедобный лишайник.
Почемуже возникло такое предположение?
Съедобный лишайник
Известнейшийроссийский путешественник академик П. С. Паллас во время своей экспедиции натерритории современной Киргизии в 1771 – 1776 годах наблюдал удивительнуюкартину: во время голода местные жители собирали в пустыне джар-бидай –«земляной хлеб». При ближайшем рассмотрении «земляной хлеб» оказался ни чеминым как лишайником. Это явление заинтересовало П. С. Палласа, он тщательноизучил строение этого лишайника и пришел к выводу, что им обнаружен новый длянауки вид. Паллас описал найденный вид как Lichenesculentus – дословно«лишайник съедобный», а само явление получило название лишайниковой манны.Другой путешественник – Амман первым нашел этот лишайник в окрестностяхОренбурга и описал его как земляной хлеб, который «родится по самым сухимизвестковым и гипсовым горам в Татарской степи между камнями во множестве, отмалых камешков едва можно различить».
Аспицилиясъедобная (современное название этого лишайника) обычно не прикреплена к чемубы то ни было и представляет собой форму «перекати-поле» среди лишайников. Вгорах Кавказа, Крыма, Карпат, а также в Средней Азии, Греции, Курдистане иАлжире на высоте 1 500 – 3 500 м этот вид растет прикрепленный к скалам илипочве, «достигая 3 – 4 дюйма вышины». Со временем края слоевищных лопастейзагибаются вниз, постепенно заключают в себя субстрат (обычно это глина), азатем края слоевища срастаются, лишайник полностью отрывается от почвы.Слоевище ссыхается и становится шарообразным.
Неслучайно,когда во время голода 1846 г. в Малой Азии ели этот лишайник, очевидцыописывали его «в виде комков величиной с лесной орех». Шарообразная формалишайника, по-видимому, является приспособлением не только для распространения(благодаря форме «перекати-поле» аспицилия переносится ветром на огромныерасстояния), но и служит увеличению фотосинтезирующей поверхности. Такая формаслоевища встречается не только у этого вида лишайника, но и у целого рядаводорослей и высших растений: шаровидное слоевище обладает оптимальнымсоотношением площади поверхности и объема.
Аспицилиясловно действует по принципу: «все свое ношу с собой». Глина или иная почва, заключеннаявнутри таллома, может служить в качестве источника минеральных веществ.Органические вещества производит водоросль, являющаяся одним из симбионтовлишайника. Единственное, что нужно аспицилии – это вода. Причем для жизни этоголишайника вода требуется в очень небольших количествах. Аспицилия – этоустойчивый к засухе лишайник: ведь воды не хватает как в горах (где начинаетсяее развитие), так и в пустынях (где чаще всего находят лишайниковую манну).Часто аспицилии достаточно тумана и росы, выпадающей ночами в горах и пустынях.Во время дождей иногда наблюдался относительно быстрое увеличение биомассылишайниковой манны в пустынях. На самом деле велика вероятность того, что росталишайника как такового при этом не происходило: просто ссохшиеся комкилишайника разбухали, впитывая влагу, ослизнялись, и при этом казалось, чтолишайник растет. Правда, в некоторых случаях действительно наблюдаетсявторичное прикрепление слоевищ аспицилии на солонцевато-глинистых почвах впустынях. Возможно, что при этом лишайник действительно может расти. В любомслучае летом в пустыне лишайниковую манну легко не заметить: она мало чемотличается от комьев грязи или сухой глинистой корки. Но весной или после дождяона выглядит совсем по-другому и похожа на обычные лишайники.
Ещеодно интересное свойство аспицилии, нашедшее отражение и в названии – это еесъедобность. Еще П. С. Паллас из лишайниковой манны «сделал галету, сильно отзывавшуюсяна вкус землей». Действительно вкусовые качества аспицилии не самые высокие:питательная ценность низкая, слоевище включает частички песка и глины, откоторых очень трудно избавиться. По некоторым данным аспицилия в значительныхконцентрациях содержит оксалат кальция (соль щавелевой кислоты). Это соединениедолжно предавать лишайниковой манне чрезвычайно кислый вкус и многие ученыесчитают лишайниковую манну вообще несъедобной. Поэтому в мирное время лишайникипочти не используются в качестве пищи. Совсем другое дело – во время голода ивойн. Например, в войну 1829 г. России с Персией в Урмии был голод. Ночью с горбуря принесла большое количество лишайниковой манны. «Овцы очень охотно сталиее поедать», их «примеру последовали и люди, растерши твердыя комья в муку».Подобных случаев известно довольно много.
Лишайниковая манна…
Дляобозначения такого явления, когда буря или гроза отрывает и приносит с горлишайники, которые затем выпадают вместе с осадками, стали использоватьсловосочетание «манные дожди». Лишайниковая манна может переноситься ветромдовольно далеко, иногда она долетает до Саратова, а ближайшее место, гдевстречается аспицилия – это кавказские горы.
Документальнозафиксирован манный дождь, прошедший 24 января 1846 г. в местечке Енишеир (Малая Азия). По свидетельству очевидцев, «выпавшие в виде комков размеромс орех лишайники стали собирать и обращать в муку, из которой уже приготовлялихлеб, не уступавший по вкусу настоящему». Стоит отметить, что этот манный дождьтоже спас местных жителей от голода.
Вмае 1890 года в окрестностях Диарбекира во время бури также прошел манныйдождь. Ранее такого явления в этих местах не наблюдалось. Местные жителирастирали лишайник в муку и с большим успехом употребляли в пищу хлеб, приготовленныйиз нее с прибавкой 1/10 части обычной муки. Хлеб «напоминал по своему вкусусолдатский». Кроме того, лишайник шел на корм скоту, например лошадям.
Мывидим, что так называемые манные дожди наблюдались в самых разных (чаще впустынных) районах Евразии и Африки.
… или манна небесная?
Некоторыеособенности лишайниковых дождей навели ряд ученых на мысль о том, что аспицилиясъедобная есть не что иное, как та самая небесная манна, о которой идет речь вБиблии (в книге Исход). Какие же это особенности? Во-первых, лишайниковые дождиобычно проходили близ городов и селений, в которых был голод (возможно, что вто время, когда голода не было, на съедобные лишайники никто просто не обращалвнимания). Во-вторых, то, что еда в прямом смысле сыпется на голову, производилосильное впечатление. Само понятие «лишайниковая манна» было введено по аналогиис небесной манной.
Например,в словаре Брокгауза и Эфрона мы можем найти следующее определение лишайниковойманны: «Лишаи переносятся сильными ветрами и ураганами часто на далекиерасстояния, потом ниспадают в виде дождя М., покрывающего почву, слоем, иногдадо 15 и 20 см толщиной. Каждый лишай представляет из себя твердое, похожее наклубень тельце, до 2 1/2 см в поперечнике, неправильной формы, с морщинистой, бугорчатойили трещиноватой поверхностью, сероватого или буроватого цвета снаружи и белоговнутри. Открытый еще в прошлом столетии Палласом, этот лишай с тех пор былисследуем неоднократно. Питательность его весьма невелика; сухое вещество болеечем наполовину состоит из щавелевоизвестковой соли, да и в остающейся частиочень немного питательного. Тем не менее во время нужды, за отсутствием лучшейпищи, его едят, смешивая обыкновенно с некоторым количеством муки. Еще вглубокой древности лишайниковая М. вместе с другими сортами М. была известна иупотреблялась в пищу (библейская М.)»
Так ли это на самом деле?
Обратимсяк свидетельству Моисея о том, что представляла собой манна небесная. «И вот, наповерхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле…. ИМоисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу; вот что повелелГосподь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть… И сказал имМоисей: никто не оставляй сего до утра. Но не послушали они Моисея, и оставилиот сего некоторые до утра, – и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневалсяна них Моисей. И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда жеобогревало солнце, оно таяло… И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; онабыла, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом». (Исх. 16, 13– 22, 31)
Чудо природы
Внимательноизучив это описание, мы видим, что манна, питавшая евреев в пустыне, разительноотличается от аспицилии съедобной. Во-первых, аспицилия, как и все остальныелишайники, не может быстро расти. Анатомическое строение этого лишайника ясноуказывает на невозможность быстрого роста, например, образования его в однуночь, как это было у евреев. Также никто не наблюдал исчезновения лишайника споявлением солнца. Во-вторых, в аспицилии никогда не заводятся черви, так какво всех лишайниках вырабатываются в большом количестве антибиотическиевещества. Лишайники могут очень долго хранится (во многих гербариях естьобразцы лишайников, собранные более 100 лет назад) и никогда не «смердят»: вних нет летучих соединений, и они вообще не пахнут. В-третьих, аспицилия малопитательна и горька на вкус. Она может содержать до 58 – 66% оксалата кальция(горьковато-кислого вещества) и всего 4% глюкозы. Для сравнения, в хлебе можетбыть до 70% углеводов (причем из них легко усваивается до 85%). Есть длительноевремя одни лишайники невозможно. У северных оленей уже после нескольких зимнихмесяцев питания ягелем наблюдается дистрофия. Между тем манна небесная на вкуснапоминала лепешку с медом, и древние израильтяне питались ею на протяжении 40лет. И наконец, аспицилия съедобная имеет разорванный ареал: она встречается вАфрике (в Алжире) и в Евразии (Балканы, Кавказ, Средняя Азия). При этом ни наСинайском, ни на Аравийском полуострове, ни в Палестине аспицилию не находили(во всяком случае в больших количествах), манных дождей в этой местности такжене известно.
Поэтомуу ученых никогда не было единства мнений о тождественности манны лишайниковой иманны библейской. Некоторые считали, что это одно и то же, другие утверждали, чтомежду ними нет ничего общего. Мы видим, что второе мнение является болееаргументированным.
Такимобразом, становится ясно, что манна небесная и лишайниковая манна представляютсобой совершенно разные явления. Они имеют много общих черт: сходный облик иупотребление в пищу в случае голода и бедствий. Однако манна, описанная вБиблии, есть несомненное чудо Божие, в то время как аспицилия съедобная – этовсего лишь любопытный природный феномен.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru