ВВЕДЕНИЕ
Многим из наскогда-нибудь да доводилось брать напрокат, скажем, автомобиль, велосипед илилодку. Такие услуги населению предоставляются чаще всего на короткий срок — надень или неделю. Но в корпоративных финансах подобный «прокат» обычнооформляется на длительные сроки. Соглашение об аренде длительностью год илиболее, предусматривающее серии фиксированных выплат, называется лизингом.
Фирмыприбегают к лизингу как к альтернативе покупке оборудования с длительнымисроками службы. Арендовано может быть любое имущество, включая электростанции,железнодорожные вагоны, грузовики, самолеты и суда, а также компьютеры.
Часто можновстретить упоминание о лизинговой отрасли. Это относится к арендодателям.Основные группы арендодателей представлены банками и независимыми лизинговымикомпаниями, предлагающими разнообразные услуги. Некоторые действуют какарендные брокеры (устраивая арендные сделки), а также и как арендодатели.Другие специализируются на сдаче в аренду легковых автомобилей, грузовиков и стандартногопромышленного оборудования. Они добиваются успеха, потому что могут покупатьоборудование крупными партиями, успешно обслуживать его и в случаенеобходимости перепродавать за хорошую цену.
Цель даннойработы – рассмотреть вопрос лизинга: проблемы, направления совершенствования,перспективы развития.
Лизинг: проблемы,направления совершенствования,
перспективыразвития
Лизингизвестен человеку с незапамятных времен. По мнению историков и экономистов,лизинговые сделки заключались еще задолго до новой эры в древнем государствеШумер. Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит к далеким временамАристотеля (384/383-322 гг. до н. э.). Он рассматривал идеи лизинга в своемтрактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности».Основной идеей этой работы является то, что не обязательно для получения доходаиметь в собственности какое-либо имущество, достаточно лишь иметь правопользования им и в результате этого получать доход.
Лизинг вдревние времена не был ограничен арендой конкретных типов собственности. Вистории существуют факты, когда арендовались не только различные типысельскохозяйственной техники и ремесленного оборудования, но даже военнаятехника.
В Венеции вXI веке существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: жители этогогорода сдавали в аренду очень дорогие по тем временам якоря владельцам торговыхсудов и торговцам. По окончании плавания якоря возвращались их владельцам,которые вновь сдавали их в аренду.
В начале XXвека многие железнодорожные лизинговые компании осознали, что возрастающеечисло грузоотправителей не желает осуществлять долгосрочное управление илимонопольное использование вагонов, что предусматривало предоставлениеоборудования в трастовое (доверительное) пользование. Вместо этого они требовалилишь краткосрочного его использования. Лизинговые компании стали предлагатьконтракты с более коротким сроком действия. По окончании контракта вагонывозвращались арендодателю, который сохранял за собой право собственности на этоимущество. Такие арендные договоры заложили начало операционного лизинга.
В это жевремя стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный странспортными средствами. В 30-е годы XX века Генри Форд эффективно использоваларенду для расширения реализации своих автомобилей. Однако настоящимпрародителем автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк —торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х годов прошлого века первымпредложил долгосрочную аренду автомобилей.
В Россиипонятие «лизинг» появилось во время Второй мировой войны, когда в1941-1945 годах по lend-lease осуществлялись поставки американской военнойтехники.
Однаконастоящий перелом в арендных отношениях произошел в Америке в начале 50-х годовпрошлого столетия. В аренду стали в большом объеме сдаваться средствапроизводства: технологическое оборудование, машины и механизмы, автотранспорт,суда, самолеты и т. д. Правительство США, оценив это явление, оперативноразработало и реализовало государственную программу его стимулирования.
Введение вэкономические понятия термина «лизинг» (от англ. lease — сдаватьвнаем) связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководствокоторой в 1877 году приняло решение сдавать в аренду, а не продавать своителефонные аппараты.
Первымакционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видомдеятельности, является созданная в 1952 году в Сан-Франциско известнаяамериканская компания United States Leasing Corporation. Таким образом, СШАстали местом рождения нового направления в бизнесе. К середине 60-х годов XXвека лизинговые операции в этой стране составляли 1 млрд $, а к концу 80-х онипревысили 110 млрд $, т. е. за четверть века увеличились более чем в сто раз.
В мировойпрактике термин «лизинг» используется для обозначения различного родасделок, основанных на аренде товаров длительного пользования. Поэтому подлизингом обычно понимают долгосрочную аренду машин и оборудования или договораренды машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью ихпроизводственного использования, при сохранении права собственности на них заарендодателем на весь срок договора.
Другоеопределение звучит так: лизинг представляет собой договор аренды,предусматривающий предоставление лизингодателем принадлежащих ему оборудования,машин, ЭВМ, оргтехники, транспортных средств, сооружений производственного,торгового и складского назначения лизингополучателю в исключительноепользование на установленный срок за определенное вознаграждение — аренднуюплату, которая включает процентную ставку, закрывающую стоимость привлечениясредств арендодателем на денежном рынке с учетом необходимой прибыли банка, иамортизацию имущества.
Кроме того,лизинг можно рассматривать как специфическую форму финансирования вложений восновные фонды при посредничестве специализированной (лизинговой) компании,которая приобретает для третьего лица имущество и отдает ему в аренду надолгосрочный период.
Спустя времяс момента организации первых российских лизинговых компаний финансовая арендаперестала быть экзотикой и заняла свое достойное место среди прочих финансовыхинструментов. Более того, на протяжении всего периода ведения статистическихисследований объемы лизинговых операций показывали устойчивый рост.
Формальнолизинг является формой инвестиций, при которой клиент определяет лизинговойкомпании вид имущества и соответствующего поставщика (изготовителя). Лизинговаякомпания за свой счет приобретает указанное оборудование в свою собственность иза плату предоставляет его в пользование клиенту. После внесения клиентом общейсуммы лизингового договора право собственности на имущество переходит клизингополучателю. В чем же кроется такая привлекательность этой схемы?
Действительно,лизинг на сегодняшний день является единственным способом финансирования,обладающим налоговыми преференциями. Оптимизация платежей по налогу наимущество и налогу на прибыль всегда была одним из основных рекламных ходовлизингодателей. Но это и верно, и неверно. В период действия договора лизинганалоговое бремя на лизингополучателя сокращается, но в последующие периодыналоговая дубинка начинает раскручиваться в обратную сторону.
Даже средилизинговых компаний существует мнение, что изъятие из Налогового кодексаускоренной амортизации неминуемо приведет к исчезновению финансовой аренды в России,в том виде, в котором он сейчас представлен, а лизинг превратится в продажу срассрочкой. Представляется, что сегодня акценты в привлекательности лизингасмещаются из налоговой в инвестиционную сторону. Более длительные по сравнениюс кредитными схемами сроки, минимизация залогов и сроков оформления, в конечномитоге оказание специфических услуг, которые никогда не будут предоставлятьбанки, и формирует большую привлекательность лизинга.[1]
Несмотря нато, что лизинговые компании в один голос заявляют об огромном спросе нализинговые услуги, их доля в общем объеме внутренних валовых инвестиций пока невелика.
Считалось,что основным сдерживающим фактором активного развития лизинга до последнеговремени был устаревший и несовершенный Закон “О лизинге” 1998 года.Действительно, новая редакция закона сняла известные противоречия с другимвышестоящими правовыми актами, в том числе Гражданским, Налоговым, Таможеннымкодексами. К сожалению, на пути развития лизинга в Российской Федерациисуществуют и иные, не менее серьезные препятствия.
Остановимсяна двух из них. Прежде всего это трудности обеспечения многих лизинговыхкомпаний достаточным финансированием и специфические риски лизинговойдеятельности в России.
Несмотря нато, что уже несколько российских лизинговых компаний успешно провели эмиссииоблигационных займов, вплотную рассматриваются вексельные и факторинговыеспособы привлечения средств, банковский кредит остается пока основныминструментом привлечения дополнительных финансовых ресурсов в лизинговыекомпаний. Ситуация в банковско-финансовой сфере в некоторой степенивыправляется. Растет доверие населения к отечественным банкам. Увеличиваютсяналоговые поступления в бюджет. Повышается доверие зарубежных инвесторов.Вместе с тем, какими бы дешевыми и долгосрочными ни были ресурсы банков, ихполучение сопряжено с известными проблемами.
Необходимопризнать совершенно справедливыми претензии коммерческих банков к низкойкапитализации лизинговых компаний. К сожалению, многие лизингодатели – лидерырынка по объемам бизнеса не уделяют достаточного внимания капитализациисобственных компаний. Безусловно, располагая минимальными собственнымисредствами, лизинговая компания рассматривается банком как простой посредникмежду ним и конечным получателем финансовых ресурсов. Такая ситуация фактическине минимизирует, а увеличивает для банка степень риска по сделке, в виденепрозрачности лизингополучателя, или требует одновременного изучениялизинговой фирмы и лизингополучателя, что серьезно увеличивает расходы пооформлению сделок. Вместе с тем серьезные, особенно крупные и давно работающиекомпании целенаправленно увеличивают собственный капитал. Темпы его прироста впоследнее время можно сравнить с темпами прироста лизинговых сделок.
В такойситуации просматриваются две возможные схемы кредитования лизинговых компаний.Первая: предоставление лизинговой компании несвязанного кредита на развитиелизинговой деятельности в целом. В данном случае банк не осведомлен о конечномполучателе средств и рассчитывает на финансовую устойчивость самой лизинговойкомпании, при этом определяя тот максимум выделяемых средств, который, помнению банка, можно выделить той или иной лизинговой компании, исходя издостигнутых последней финансовых показателей. Такой вариант предоставляетлизингополучателю полную свободу действий в выборе клиентов, предметов лизингаи продавцов. Вместе с тем темпы пополнения ресурсов такого рода кредитами будутне высоки, и, как правило, следующий кредит будет предоставлен по мерепогашения предыдущего.
Существуетиной вариант, когда в банк представляется конкретный, как правило, крупныйпроект. К сожалению, в данном случае производится тройная работа, как с точкизрения сроков, так и трудозатрат. Лизинговая компания проверяет своего клиента,банк проверяет и лизингодателя, и лизингополучателя с одинаковой степеньюпристрастия. Как правило, в ходе подготовки такой сделки банком выдвигаютсядополнительные требования по предоставлению документов, сменевыгодоприобретателя по страховке, получению дополнительных поручительств впользу банка со стороны лизингополучателя. Не всегда удается объяснитьлизингополучателю, почему он должен застраховать чужое имущество в пользунеизвестного ему банка, и поручится за лизинговую компанию. В целом развитиемеханизмов финансирования в банках и лизинговых компаниях идет в диаметральнопротивоположных направлениях. Банки стараются максимально расширить списокпредоставляемой документации, мотивируя это фразой: “чтобы потом ничего большене требовать”. Лизинговые компании идут обратным курсом, сокращая переченьпредоставляемой информации до разумного минимума, и только в случаевозникновения конкретных вопросов требуют донести необходимые документы.
Первый типкредита рационально использовать для финансирования некрупных сделок, второй,соответственно, для масштабных сделок. Идеальной схемой банковскогокредитования было бы финансирование не под конкретного лизингополучателя, а подзалог стандартного ликвидного лизингового имущества, с дисконтом в размереаванса клиента.
Теоретическисчитается, что лизинг — это практически безрисковый вид финансирования. Так лиэто? Рассмотрим современную лизинговую схему с точки зрения требований иобязательств лизингодателя и клиента (лизингополучателя).[2]
Лизинговаякомпания по указанию Клиента приобретает заказанное последним оборудование ипередает его в лизинг. При этом уплаченные Клиентом авансы равномернораспределяются и погашаются лизинговыми платежами в течение всего срокализинга. К сожалению, случаются ситуации, когда по объективным или субъективнымпричинам. Клиент прекращает уплату лизинговых платежей задолго до окончаниясрока договора. Через два платежных периода лизингодатель вправе применить своеправо бесспорного списания денежных средств со счета Клиента. Не секрет, чтозакрыть расчетный счет, открыть его в другом банке и даже купить новую фирму досих пор не представляет особого труда. Ранее законодательство о лизинге(правда, вопреки Гражданскому кодексу РФ) предоставляло лизинговым компаниямправо бесспорного изъятия собственного имущества, переданного в аренду. Новаяредакция Закона “О лизинге” такого права не дает. При условии достаточногопрофессионализма лизингодателя вероятность получения им права на свое имуществовесьма высока. Можно также предположить отсутствие злого умысла у лизингополучателяи возврат имущества в добровольном порядке с нормальной степенью износа. Однаковероятность продажи данного оборудования на вторичном рынке у лизинговойкомпании весьма сомнительна даже при условии, что в период действия договорализинга значительная часть стоимости имущества амортизировалось, и стоимостьпродажи может быть значительно ниже стоимости аналогичного оборудования,использовавшегося в стандартных финансовых условиях. Причин тому несколько.Общая неразвитость вторичного рынка оборудования. Отсутствие у многихлизинговых компаний ремонтно-технической базы для диагностики, модернизации,предпродажной подготовки и последующего технического обслуживания бывшего вупотреблении оборудования. Кроме того, лизинговые компании, как правило, имеютдело с технически сложными, а порой и уникальными видами имущества, продажакоторых даже в идеальном состоянии крайне затруднена, а порой и простоневозможна из-за отсутствия рыночного спроса. Таким образом, Клиент, так илииначе, вернувший Компании ее имущество, остается “чистым”. Лизинговые платежиза период действия лизингового соглашения выплачены, имущество возвращено.Лизинговая же компания ни вернуть инвестированные средства за счет Клиента, нипродать за приемлемую цену ставшее ей не нужным оборудование не в состоянии.При этом ни залоговые схемы, ни вариант поручительства в качестве обеспечениялизинговых договоров не работают, поскольку отсутствует ключевое условие –наличие непогашенных финансовых обязательств Клиента перед лизинговойкомпанией.
Результатомтакого положения вещей является обострение вышеописанной проблемы поисканадежных источников долгосрочных денежных ресурсов, так как при оценкекредитоспособности лизинговой компании коммерческие банки, помимо прочего,изучают возможность оперативной реализации предмета залога за приемлемую цену вкачестве обеспечения заемных средств.
Для сниженияостроты указанных рисков возможны два варианта действий. Специализациялизинговой компании на определенном узком сегменте оборудования. Данная мерапозволяет компетентно ориентироваться в сложившейся конъюнктуре какпоставщиков, так и потребителей, а при известных обстоятельствах и влиять нанее. Кроме того, подобный подход позволяет применить так называемую схему“мокрого лизинга”, предусматривающую наличие у лизинговой компании техническойбазы для обслуживания оборудования в период действия лизингового договора, апри необходимости его ремонта, модернизации и предпродажной подготовки. Все этов случае необходимости облегчает последующую продажу предмета лизинга илипередачу его в аренду новому лизингополучателю.
В качестведругого варианта снижения риска финансовых потерь при продаже предмета лизингапри расторжении договора можно рассмотреть отказ лизинговых компаний от работыс технически сложными и несерийными образцами продукции не имеющими развитоговторичного рынка. Однако при этом в значительной степени теряетсяобщепризнанная в мировой практике суть лизинга, предусматривающая переход припомощи этого финансового механизма на более совершенные, а соответственно, иболее сложные технологию и технику.
В связи сэтим более правильным подходом к решению проблемы является поиск и установлениепартнерских связей с надежными поставщиками и производителями, предлагающими вкачестве одной из услуг при продаже своих изделий обязательство его обратноговыкупа.
Вместе с темотказ лизингополучателя от полного исполнения лизингового договора зачастуюявляется не следствием воздействия каких-то внешних причин, которые нельзя былони предвидеть, ни предотвратить, а следствием недостаточно подробной оценкилизингодателем финансового состояния Клиента, его деловой репутации и кредитнойистории. Однако детальная проработка каждого лизингополучателя ведет как кувеличению накладных расходов лизингодателя, а, следовательно, увеличиваетстоимость лизинга, так и удлиняет сроки оформления сделки. Все это негативносказывается на привлекательности лизинговой схемы для потребителя. В данномвопросе значительную помощь могли бы оказать создаваемые кредитные бюро. Однакодо сих пор не ясно, как сложится система взаимодействия банков и лизинговыхкомпаний в этом вопросе.
Сейчас влизинговом сообществе существует две точки зрения на пути совершенствованиялизингового законодательства. Ассоциация «Рослизинг», котораяразработала крайне неудачный первый вариант Закона о лизинге, добивается, чтобыв соответствие с этим законом были приведены Налоговый, Таможенный, Гражданскийкодексы и все другие законы, имеющие отношение к лизингу. Более здравомыслящиепредставители лизингового бизнеса выступают за приведение закона в соответствиес другими нормативными актами. Однако, на мой взгляд, наиболее разумным был бытретий путь. И Закон о лизинге, и Гражданский кодекс нужно приводить всоответствие с международной Конвенцией о лизинге. Она регламентирует всевопросы лизинговой деятельности. Тем более что Россия присоединилась к этойконвенции, а у нас международные договоры имеют приоритет над национальнымзаконодательством. Есть и еще один аргумент в пользу того, чтобы взять заоснову всего лизингового законодательства конвенцию. Почти все крупныелизинговые компании работают на иностранном оборудовании, и им чрезвычайноважно, чтобы отечественное законодательство соответствовало международнымстандартам и правилам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рыночныепреобразования в экономике России, необходимость ускорения научно-техническогопрогресса, подъема различных отраслей экономики, в том числе,оборонно-промышленного комплекса условиях резкого ограничения финансовыхсредств, – все это требует поиска и внедрения новых методов обновления основныхфондов. Одним из таких нетрадиционных и достаточно эффективных финансовыхинструментов служит лизинг, представляющий собой альтернативу традиционнымформам инвестирования.
Лизинг даетвозможность компаниям, не обладающим достаточными оборотными средствами,получать требуемое оборудование в случаях, когда у них затруднен доступ кисточникам прямого банковского кредитования или имеются иные причины, покоторым компания не хочет показывать в своем балансе заемные средства.
Развитие лизинговыхотношений в России происходит в условиях медленного и неравномерного ростаделовой активности, отсутствия реальных и относительно «дешевых идлинных» инвестиционных ресурсов, необходимых для инвестирования восновные фонды. Кроме того, ситуация усугубляется в общем неустойчивымфинансовым положением большинства российских предприятий, а также некоторойнеупорядоченностью законодательной базы, наличие огромного количестваподзаконных актов, постановлений и специальных распоряжений, которые нередко противоречатдруг другу и лоббируют интересы не только отдельных отраслей, но и отдельныхкомпаний), отсутствием реальных таможенных и налоговых льгот для лизинга.
Проблемакорректировки законодательства, которая была затронута в работе, не может бытьрешена силами одной лизинговой компании. К сожалению, некоторые корректировкиНалогового кодекса и Закона “О лизинге”, разрабатывавшиеся в стенах Российскойассоциации лизинговых компаний, не нашли своего логического завершения, неговоря уже о внесении более радикальных изменений, которые насущно необходимылизинговому сообществу для развития. Может быть, банки и лизинговые компании,достигнув наконец понимания взаимовыгодности совместной работы, смогут сдвинутьдело с мертвой точки.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лизинг: основы теории и практики: Учебное пособие/ В.А. Шабашев, Е.А. Федулова, А.В. Кошкин; под ред. проф. Г.П. Подшиваленко. — 2-е изд. — М.: КНОРУС, 2005. – С.184
2. Кашкин В.В. Российский рынок лизинга в 2007 году// Банковское обозрение. — 2008. — № 4 (106). — Апрель. — С. 26-29.
3. Леонтьев А. Отклонение в сторону // ЭкспертСеверо-Запад. — 2008. — № 6.