Содержание
Введение
1. Сущность лизинга
1.1Определение лизинга
1.2Объекты и субъекты лизинга
1.3Основные преимущества лизинга
2. Лизинг как инструмент долгосрочного финансирования
3. Лизинг как метод инновационного инвестирования
4. Проблемы и пути совершенствования лизинга
Заключение
Список литературы
/>/>/>/>Введение
Инвестиционнаядеятельность предприятия — важная неотъемлемая часть его хозяйственнойдеятельности. Значение инвестиций в экономике предприятия трудно переоценить.Для современного производства характерны постоянно растущая капиталоемкость ивозрастание роли долгосрочных факторов. Чтобы предприятие могло успешнофункционировать, повышать качество продукции и укреплять свои позиции на рынке,оно должно инвестировать деятельность путем приобретения имущества наопределенных условиях. Одним из таких методов является лизинг.
В настоящее время большинствороссийских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они не могутобновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-техническогопрогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования,однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднеебрать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнениюс обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимостиоборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одногогода до пяти лет. Нынешняя экономическая ситуация в России, по мнениюэкспертов, благоприятствует лизингу. Форма лизинга примиряет противоречия междупредприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, которыйнеохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточныхгарантий возврата инвестированных средств.
Лизинг именно в кризисныегоды во многих странах способствовал обновлению основного капитала. ФедеральныйЗакон “О лизинге” определяет лизинг как вид инвестиционной деятельности поприобретению имущества и передачи его на основании договора физическим илиюридическим лицам за определенную плату, на обусловленный срок и на оговоренныхв договоре условиях с правом выкупа имущества лизингополучателем. Всоответствии с Законом лизинг относится к прямым инвестициям.
Лизингополучатель долженвозместить лизингодателю инвестиционные затраты и выплатить вознаграждение.
Не смотря на то, чтолизинг в России существует уже больше 10 лет, существует целый ряд проблем. Вданной курсовой работе рассмотрим основные проблемы в области лизинга и пути ихразрешения.
/>/>/>/>1. Сущность лизинга/>/>/>/> 1.1 Определение лизинга
Лизинг — это комплексимущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением всобственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование заопределенную плату.
Понятие лизинга(финансовой аренды) закреплено в статье 665 Гражданского Кодекса (ГК) РФ.Данная статья определяет лизинг как сделку, при которой лизингодатель обязуетсяприобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество уопределенного им продавца и предоставить это имущество лизингополучателю заплату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
Вышеизложенное определениелизинга позволяет сформулировать отличительные признаки данного вида договора:участие трех сторон — лизингодателя, лизингополучателя и продавца предметализинга; наличие комплекса договорных отношений. Лизинг осуществляется на базедвух или более договоров — прежде всего купли-продажи и собственно лизинга. Нонередко лизинговая сделка сопровождается и иными договорами. К их числу можноотнести кредитный договор, договор страхования, договор на техническоеобслуживание имущества и т.д.; использование имущества в предпринимательскихцелях; приобретение имущества специально для передачи в лизинг.
Классический лизинг носиттрехсторонний характер взаимоотношений: лизингодатель, лизингополучатель,продавец (поставщик) имущества, а лизинговая операция осуществляется последующей схеме. Будущий лизингодатель нуждается в некотором имуществе, дляприобретения которого у него нет свободных финансовых средств. Тогда он находитлизинговую компанию, которая располагает достаточными финансовыми средствами, иобращается к ней с деловым предложением о заключении лизинговой сделки.Согласно этой сделке, лизингополучатель выбирает продавца, располагающеготребуемым имуществом,
а лизингодательприобретает его в собственность и передает лизингополучателю во временноепользование за оговоренную в договоре лизинга плату. По окончании договора взависимости от его условий имущество возвращается лизингодателю или переходит всобственность лизингополучателя.
В случае реализациидорогостоящего проекта число участников сделки увеличивается. Это, как правило,происходит за счет привлечения лизингодателем к сделке новых источниковфинансовых средств (банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и т.п.).
С точки зренияимущественных отношений лизинговая сделка состоит из двух взаимосвязанныхсоставляющих: отношений по купле-продаже и отношений, связанных с временнымиспользованием имущества. С точки зрения обязательственного права эти отношениямогут быть реализованы с помощью двух видов договора: купли-продажи и лизинга(передачи имущества во временное пользование).
В случае если в договорелизинга предусмотрена продажа имущества после окончания срока договора, тоотношения по временному использованию переходят в отношения купли-продажи,только теперь между лизингодателем и пользователем имущества.
Все этапы лизинговогопроцесса тесно связаны между собой. Так, отношения по временному использованиюимущества (договор лизинга) возникают только после реализации договоракупли-продажи. Можно сказать, что в лизинговой сделке исполнение одногодоговора дает толчок к возникновению следующей сделки, а участники лизинговогопроцесса тесно взаимодействуют между собой на разных этапах.
На первом этапеизготовитель оборудования и лизингодатель, заключая договор купли-продажи,выступают как продавец и покупатель. При этом пользователь имущества,юридически не участвуя в договоре купли-продажи, является активным участникомэтой сделки, выбирая оборудование и конкретного поставщика.
Все техническиевопросы реализации договора о купли-продажи (комплектность, сроки и местопоставки, гарантийные обязательства, порядок приемки и т.п.) решаются междуизготовителем и лизингополучателем, на лизингодателя ложится обязанностьфинансового обеспечения сделки.
На втором этапепокупатель имущества сдает его во временное пользование, выступая каклизингодатель. Однако отношения по второму договору не замыкаются междупользователем и лизингодателем. Продавец имущества, хотя и заключает договоркупли-продажи с лизингодателем, несет ответственность за качество оборудованияперед пользователем.
Если оцениватьважность и главенствующую роль отдельных составляющих комплекса лизинговыхотношений, то определяющими, конечно же, являются отношения по передачеимущества во временное пользование. Отношениям по купле-продаже отводитсявторостепенная роль.
Основные черты иособенности, присущие лизингу, состоят в следующем:
1) преимущественное правовыбора имущества и его изготовителя (продавца) принадлежит пользователю;
2) продавец имуществазнает, что имущество специально приобретается для сдачи его в лизинг;
3) имуществонепосредственно поставляется пользователю, минуя собственника, и принимается вэксплуатацию пользователем;
4) пользователь имуществав случае обнаружения дефектов направляет свои претензии не собственнику, анепосредственно продавцу, с которым никакими отношениями не связан;
5) лизингодательприобретает имущество не для собственного использования, а специально дляпередачи его во временное пользование;
6) весь срок договорализинга имущество остается собственностью лизингодателя;
7) собственникимущества за передачу его во временное пользование получает вознаграждение;
8) пользователь имуществадосрочно или после окончания срока договора имеет право на приобретение его всобственность. />/>/>/>/>1.2 Объекты и субъекты лизинга
Объектом лизинга можетбыть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующейклассификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободномуобращению на рынке. В зависимости от объекта лизинга различают лизингоборудования и лизинг недвижимого имущества.
В силу высокой стоимости,сложности осуществления, большого срока подготовки лизинг недвижимого имуществавряд ли найдет широкое применение в нашей стране. В первую очередь интересенлизинг оборудования. Это подтверждается и зарубежной практикой, где на долюлизинга оборудования приходится основная часть всех лизинговых платежей.
Субъектами лизингаявляются:
¾ собственникимущества (лизингодатель) — лицо, которое специально приобретает имущество длясдачи его во временное пользование;
·пользователь имущества (лизингополучатель) — лицо, получающее имущество вовременное пользование;
¾ продавецимущества — лицо, продающее имущество, являющееся объектом лизинга.
Лизингодателем может бытьюридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, т.е. передачу влизинг по договору специально приобретенного для этого имущества, илигражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, не имеющимиобразования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуальногопредпринимателя.
Продавцом лизинговогоимущества может быть предприятие-изготовитель, торговая организация или другоеюридическое лицо, а также гражданин, продающие имущество, являющееся объектомлизинга.
Субъектами лизинга могутбыть также предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие своюдеятельность в соответствии с законом РФ “Об иностранных инвестициях в РФ”./>/>/>/>/> 1.3 Основные преимущества лизинга
Ни один из видовдеятельности не найдет широкого применения, если он не будет приносить выгодувсем участникам договорных отношений.
Основные сравнительныепреимущества лизинговой сделки.
Инвестирование в формеимущества в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата средств, таккак за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество.
Лизинг предполагает100%-ное кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяетбез резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды,приобретать дорогостоящее имущество. При использовании обычного кредитапредприятие должно было бы часть стоимости покупки оплатить за счет собственныхсредств.
Очень часто предприятиюлегче получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так каклизинговое имущество выступает в качестве залога. За рубежом некоторыелизинговые компании не требуют от лизингополучателя никаких дополнительныхгарантий.
Лизинговое соглашениеболее гибко, чем ссуда, так как предоставляет возможность обеим сторонамвыработать удобную схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговыеплатежи могут осуществляться после получения средств от реализации товаров,произведенных на взятом в лизинг оборудовании. Ставки платежей могут бытьфиксированными и плавающими.
Лизинговые платеживыплачиваются после того, как оборудование установлено на предприятии. Кактолько оборудование достигло соответствующей производительности, предприятиеполучает прибыль, часть которой может использоваться для платежейлизингодателю.
Срок лизинга может бытьзначительно больше срока кредита.
При лизингепредусматривается возможность выкупить оборудование по номинальной илиостаточной стоимости по истечении срока договора лизинга.
Для лизингополучателяуменьшается риск морального и физического износа, а также и устареванияимущества, поскольку имущество не приобретается в собственность, а берется вовременное пользование.
Лизинговое имущество нечислится у лизингополучателя на его балансе, что не увеличивает его активы иосвобождает от уплаты налога на это имущество.
Лизинговые платежиотносятся на издержки производства лизингополучателя и соответственно снижаютналогооблагаемую прибыль.
Наличие амортизационных иналоговых льгот для лизингодателя, дает ему возможность поделиться этимильготами с лизингополучателем путем уменьшения размера лизинговых платежей.
Производитель имуществаимеет дополнительные возможности сбыта своей продукции.
Для объективности отметимряд недостатков, присущих лизингу. В частности, на лизингодателя ложится рискморального старения имущества и получения лизинговых платежей, а длялизингополучателя выходит, что стоимость лизинга больше, чем цена покупки илибанковского кредита.
Однако положительныхмоментов, присущих лизингу, намного больше, чем отрицательных, а с введением налоговыхльгот, предусмотренных в постановлении Правительства РФ от 29.06.95 №633,лизинговый бизнес стал еще более привлекательным. Введение налоговых иамортизационных льгот во всех странах приводило к бурному развитию лизинговогобизнеса, и, наоборот, сокращение предоставляемых налоговых льгот сразуприводило к уменьшению объема лизинговых операций.
Реализация данногопостановления привела к освобождению лизингодателя от уплаты налога на прибыль,полученную им от реализации договора о лизинге, и налога на добавленнуюстоимость при выполнении лизинговых услуг. Использование всех предусмотренныхналоговых льгот позволяет уменьшить общую величину лизинговых платежей ипривлечь к лизингу более широкий круг потенциальных лизингополучателей. Вчастности, только освобождение лизинговых платежей от налога на добавленнуюстоимость позволяет уменьшить лизинговые платежи на 20%.
2. Лизингкак инструмент долгосрочного финансирования
Переход к рыночнымотношениям вызвал активное использование в практике финансовой деятельностиновых кредитных инструментов, одним из которых является финансовый лизинг.
Вид инвестиционнойдеятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договорализинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенныхусловиях с правом выкупа имущества лизингополучателем называется лизингом.
Финансовый лизинг (вмеждународной практике — «капитальный лизинг» или лизинг с полнойокупаемостью лизингуемого актива) объединяет систему экономических отношений: — арендных, торговых, кредитных и т.п. Финансовый лизинг является одной из формфинансового кредита и характеризует кредитные отношения, связанные с егофункционированием и спецификой управления.
Финансовый лизингвыполняет следующие функции:
удовлетворяет потребностьв наиболее дефицитном виде заемного капитала — долгосрочном кредите. Насовременном этапе долгосрочное банковское кредитование организаций сведено кминимуму, что сдерживает их инвестиционную деятельность, связанную собновлением и расширением состава внеооборотных активов;
– полностьюудовлетворяет целевые потребности организации в заемных средствах.Использование финансового лизинга в конкретных целях обновления и расширениясостава активной части операционных внеооборотных активов позволяет организациив существенной части исключить потребность в наиболее дефицитном виде заемногокапитала — долгосрочном кредите;
– автоматическиформирует полное обеспечение кредита, что снижает стоимость его привлечения. Онне требует создания в организации фонда погашения основного долга в связи спостепенностью амортизации актива, взятого в лизинг. Финансовый лизинг снижаетналог на прибыль, поскольку лизинговые платежи полностью включаются в затраты ине облагаются налогом на прибыль, а также обеспечивает снижение стоимостикредита за счет ликвидационной стоимости лизингуемых активов;
формой такого обеспечениякредита является сам лизингуемый актив, который в случае финансовойнесостоятельности (банкротства) организации может быть реализован кредитором сцелью возмещения невыплаченной части лизинговых платежей и суммы неустойки посделке. Дополнительной формой такого обеспечения кредита является обязательноестрахование лизингуемого актива лизингополучателем (рейтером) в пользулизингодателя (лиссора). Снижение уровня кредитного риска лизингодателя создаетпредпосылки для соответствующего снижения стоимости привлечения организациейэтого вида финансового ресурса;
– обеспечивает болееширокий диапазон форм платежей, связанных с обслуживанием долга. В отличие отбанковского кредита, где обслуживание долга и возврат основной его суммыосуществляются в форме денежных платежей, финансовый лизинг предусматриваетвозможность таких платежей в иных формах, например, в форме поставок продукции,произведенной с участием лизингуемых активов;
– обеспечивает большуюгибкость в сроках платежей, связанных с обслуживанием долга. В отличие оттрадиционной практики обслуживания и погашения банковского кредита финансовыйлизинг предоставляет организации возможность совершения лизинговых платежей поболее широкому диапазону схем с учетом характера и срока использованиялизингуемого актива, что делает финансовый лизинг более предпочтительным дляорганизации кредитным инструментом;
– обеспечивает снижениестоимости кредита за счет ликвидационной стоимости лизингуемого актива.Поскольку при финансовом лизинге после завершения лизингового периодасоответствующий актив передается в собственность лизингополучателя, то послеполной амортизации актива лизингополучатель имеет возможность реализовать егопо ликвидационной стоимости. На сумму от этой реализации (приведенную путемдисконтирования к настоящей стоимости) условно снижается сумма кредита полизинговому соглашению.
Оценка эффективностилизинговой операции проводится путем сравнения настоящей стоимости денежногопотока при лизинговой операции с денежным потоком по аналогичному видубанковского кредитования (методика и пример такого сравнения рассмотрены ниже).Это является одним из критериев лизинговой сделки.
Стоимость финансовоголизинга не должна превышать стоимости банковского кредита, предоставляемого нааналогичный период, иначе организации выгоднее получить долгосрочный банковскийкредит для покупки актива в собственность. Кроме того, в процессе использованияфинансового лизинга должны быть выявлены такие предложения, которыеминимизируют его стоимость.
Как и в других случаяхопределения источника финансирования, следует установить стоимость заемногокапитала, привлекаемого на основе ставки лизинговых платежей (Сфл). Эта ставкавключает две составляющие:
– постепенный возвратсуммы основного долга (годовая норма амортизации актива (НА), привлеченного наусловиях финансового лизинга, в соответствии с которым актив после его оплатыпередается в собственность арендатора);
– стоимостьнепосредственного обслуживания лизингового долга.
Стоимость финансовоголизинга оценивается по формуле где :
ЛС — годовая лизинговаяставка,%;
Зфл — уровень расходов попривлечению актива на условиях финансового лизинга.
Лизинговые платежи в соответствиис графиком включаются в разрабатываемый организацией платежный календарь иконтролируются в процессе мониторинга его текущей финансовой деятельности. Впроцессе управления финансовым лизингом следует учесть, что многие правовыенормы его регулирования в нашей стране находятся в стадии становления. В этихусловиях следует ориентироваться на международные стандарты осуществлениялизинговых операций с соответствующей адаптацией к отечественным экономическимусловиям.
3.Лизингкак метод инновационного инвестирования
Категория “инновационныйлизинг” отражает определенный специфический вид экономических отношений междуих субъектами: лизингодателем, лизингополучателем и продавцом лизинговогоимущества по поводу объектов движимого и недвижимого имущества, относящегося косновным средствам в процессе инновационной деятельности.
Однако не всякаядеятельность является инновационной, поскольку она может быть либорепродуктивной, либо продуктивной. В первом случае деятельность направлена наполучение и воспроизводство уже известных традиционных материальных и духовныхблаг (иными словами, продукта) ранее известными средствами и способами (инымисловами, технологией). Во втором случае продуктивная, или инновационная,экономическая деятельность связана:
1) либо с выработкой иреализацией новых продуктов соответствующими им ранее известными технологиями;
2) либо с выработкойизвестного продукта, но с помощью новых технологий;
3) либо с разработкой иреализацией нового продукта новой технологией.
Иначе говоря, инновационнойдеятельность становится, как только она имеет своей целью либо своим следствиемпроизводство, обмен, распределение и потребление материальных благ, обладающихновизной.
Таким образоминновационный лизинг может быть определен:
1) как способ инвестирования,обеспечивающий инновационную деятельность или продвижение инновационногопродукта на рынок. В этом случае мы имеем дело с традиционной формой лизинга,ранее известной в практике, но обладающей несколько иной “функциональнойнагрузкой” благодаря инновационности реализуемого посредством лизинга продуктаили деятельности. Таким образом, лизинг в данном случае несет на себе печатьинноваций и поэтому, рассматривая его как нетрадиционный способфинансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности, его можноклассифицировать как “инновационный лизинг”.
Данная формаинновационного лизинга появляется на рынке лизинговых услуг в момент появлениясамого инновационного продукта. Более того, тесная взаимосвязь лизинга иинновационного продукта обусловлена здесь тем, что:
— либо продукт в силуряда причин (дороговизна продукта, неизвестность продукта для потребителя ит.д.) может быть реализован на рынке только лишь с помощью лизинга;
— либо посредствомлизинговой формы распространения продукта достигается максимальный эффект егореализации;
— либо только лизинговаяформа продвижения продукта обеспечивает признание рынком инновационности самогопродукта.
2) Учитывая сегодняпроцесс перехода лизинга в отечественной экономике от одного качества — новшества (новации) — к другому — нововведение (инновации), — лизинг можнопринять как самостоятельный вид инновационной деятельности. Другими словами,посредством лизинга в несколько иной форме, отличной от классического ранееизвестного понимания его формы и содержания, осуществляется реализация ужеизвестного рынку продукта. В этом смысле лизинг сам по себе являетсяинновацией, и по форме и по содержанию классифицируется нами как “инновационныйлизинг”. Данная форма инновационного лизинга возникла в процессе эволюцииразвития лизинговых отношений и прослеживается нами в истории мировой экономикис момента зарождения лизинга как вида предпринимательской деятельности и по сейдень.
Лизинг в первоначальныймомент его применения в 1952 году компанией “Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн”рассматривался как новая, до тех пор неизвестная, а потому инновационная формаэффективного финансирования основных средств производства. Отсюда можно сделатьзаключение о том, что лизинг сам по себе является инновацией уже в момент его внедренияна какой-либо экономической территории (государство, регион, отрасль,предприятие, фирма и т.д.), поскольку несет в себе новый способ инвестированияв основной капитал. Но с момента принятия лизинга к внедрению, его адаптации наданном экономическом пространстве он автоматически теряет свою инновационность,перестает быть инновацией в данной форме и превращается (трансформируется) вэкономическую традицию.
Все остальныеразновидности лизинга, известные в зарубежной и отечественной теории и практикетакже являются инновационными в определенный момент времени на определенномэкономическом пространстве. Так, например, появление в свое время возвратноголизинга дало возможность по-новому подойти к реализации финансовых стратегийотдельных экономических субъектов, испытывающих временные финансовыезатруднения. Что позволило эффективно (инновационно) использовать собственныефинансовые и материальные ресурсы. Поэтому появление новых форм лизинга взарубежной и отечественной практике, равно как и постоянное совершенствованиеего приемов и методов является “инновационным” и дополняет категорию“инновационного лизинга” по форме и по содержанию.
3) Как обеспечениепродвижения инновационного продукта на рынок посредством лизинга, что возможнолишь в случае, если лизинг приобретает несколько иную нежели “классически”инновационную форму или содержание. Иными словами, лизинг здесь представляетсобой комбинацию первого и второго, а потому соответственно классифицируетсякак “инновационный”. Появление данной формы инновационного лизинга обусловленотем, что реализация инновационного продукта посредством лизинга зачастуюсопряжена со значительной долей риска используемого в данных операцияхкапитала, причисляемого к венчурному. В этой связи капитал данных лизинговых проектовнуждается в хеджировании ввиду недостаточного обеспечения лизинговой сделки состороны малого бизнеса. Поэтому венчурным лизингодателям наряду с такимитрадиционными методами, как гарантия банка, залог имущества, страхованиеоборудования, необходимо использовать в своей работе более гибкие подходы. Вкачестве одного из таких подходов можно предложить использование производныхинструментов фондового рынка, таких как опцион, фьючерс и т.д. Это придастклассическому лизингу элемент новизны, а потому данная форма лизинга можетсчитаться “инновационной”.
Такая постановка вопросао месте лизинга в системе обеспечения инновационной деятельности не оставляетсомнения в значимости лизинга инноваций сегодня и в перспективе. Вот почему такважно выявив формы инновационного лизинга, дать определение этой экономическойкатегории.
Категория “инновационныйлизинг” характеризует определенный специфический вид экономических отношениймежду их субъектами, в которых лизинг выступает либо как способ продвиженияинновационного продукта на рынок и тем самым обеспечивает инновационнуюдеятельность, либо сам выступает инновацией и по форме, и по содержанию, либопредставляет собой комбинацию первого и второго.
Третья формаинновационного лизинга может иметь следующий вид. При заключении лизинговогоконтракта с пользователем оборудования по лизингу лизинговой компаниинеобходимо одновременно заключить инновационной-лизинговый опционный контрактпут, т.е. опцион на продажу. Данный опцион, приобретенный лизинговой компаниейу контрагента, позволяет компании в течение оговоренного срока опционногоконтракта реализовать оборудование продавцу опциона по цене-страйк, оговореннойв контракте. Причем опцион наделяет своего покупателя лишь правом продажи, а необязательством, т.е. исполнение или неисполнение опционного контракта всецелозависит от лизинговой компании. Цена-страйк в течение всего срока договора додаты экспирации, т.е. окончания срока действия договора, остается неизменной.Таким образом, лизинговая компания может застраховать себя на случайнеисполнения лизингового договора контрагентом путем продажи возвращенного (илиизъятого) потребителем лизинговых услуг оборудования по фиксированной цене. Приэтом премия, уплаченная продавцу опциона, может быть включена в состав лизинговыхплатежей как страховая сумма. Продавцом инновационно-лизингового опциона можетбыть либо фондовый спекулянт, рассчитывающий на невостребованность опционногоправа лизинговой компанией и получение прибыли по данному опционному контрактув виде полученной премии, либо потенциальный покупатель данного оборудования поцене заведомо ниже рыночной. В качестве примера такого оборудования можетрассматриваться любой инновационный продукт, передача которого возможна полизингу и цена которого в момент приобретения лизинговой компанией выше за счетего “инновационности”. Естественно, что цена-страйк не учитывает наличие этогофактора и устанавливается сторонами сделки, исходя из предположительнойспотовой цены на рынке в момент экспирации с учетом физического и моральногоизноса оборудования. Также помимо инновационного оборудования опционныйлизинговый контракт может заключаться и на продукт, обладающий высокойвостребованностью рынка как минимум на срок опционного контракта, например,транспортные средства, компьютерная техника и т.д.
Заключение опционногоконтракта — это еще далеко не единственный подход к решению поставленнойпроблемы обеспечения инновационного лизингового контракта. При необходимостиможно привести еще ряд примеров использования инструментов финансового рынка, ифондового в частности, позволяющих обеспечить реализацию инновационноголизинга. Рассматривая лизинг не как фактор обеспечения инновационнойдеятельности, а как самостоятельный его элемент, необходимо отметить, что онсам во многом зависит от основных компонентов инновационной деятельности — инвестиций и времени.
Более того, лизинговаядеятельность в новом ее качестве во многом определяется инновационнойлизинговой инфраструктурой, представляющей собой сферу приложения лизинга ивключающей в себя рынок новшеств (новаций), рынок капитала (инвестиций) и рынокчистой конкуренции нововведений (инноваций).
Таким образом,инновационная сфера лизинга представляет собой систему взаимодействияинноваторов, инвесторов, а также товаропроизводителей и развитойинвестиционно-лизинговой инфраструктуры.
К первой группе относятсяпотребители лизинговых услуг (лизингополучатели), цель которых — ведение такназываемой “разрушительно-созидательной” деятельности (инновации). К этой жегруппе можно отнести и тех лизингодателей, которые предоставляют услуги полизингу в несколько ином его качестве, обеспечивая переход лизинга от новации кинновации, хотя в большинстве своем лизингодатели в инновационной сферевыполняют функцию инвесторов. К третьей группе относятся производителиконкурентоспособной, востребованной на рынке инновационного лизинга и инновациивообще продукции, являющейся объектом инновационно-лизинговой деятельностипервых и вторых.
В качестве основногосубъекта инновационных лизинговых отношений, где происходит их комплекснаяреализация, органическое соединение «генетического инновационноготолчка» новшества и его продвижения к потребителю, является основное звеноэкономической системы — предприятие-лизингополучатель (потребитель лизинговыхуслуг). Это обстоятельство объясняется тем, что востребованность лизинговыхотношений как фактора обеспечения инновационной деятельности предприятиявозможна лишь при наличии на предприятии инновационной активности.
Организацияфинансирования инвестиционных проектов по финансовому лизингу оборудованиявключает:
¾ поиск кредитныхресурсов под конкретный инвестиционный проект;
¾ поиск поставщиковоборудования и достижение оптимальных условий поставки и оплаты оборудования;
¾ организациявзаимодействия с финансовыми институтами при оформлении кредита;
/>/>Проведение комплексной экспертизы потенциальноголизингополучателя и инвестиционного проекта может включать в себя:
¾ финансовый анализинвестиционного проекта с учетом лизинговых технологий;
¾ анализ финансовогосостояния потенциального лизингополучателя;
¾ оценкаобеспечения возвратности заемных средств и разработка оптимальной структурыобеспечения;
¾ разработкаоптимальной структуры лизинговой сделки с учетом организационных, правовых,финансовых, налоговых и таможенных особенностей лизинга.
/>/>4.Проблемы и пути совершенствования лизинга
Пожалуй, впервые всовременной отечественной истории термин “lease”, производным от которого являетсялизинг, в контексте с понятием “кредит” стал употребляться в нашей стране 63года назад. Тогда в экстремальных условиях Второй Мировой войны началасьуникальная по масштабам проведения и значимости операция межгосударственноголизинга – “ленд-лиз”1.
Лизинговые операции имелиместо в СССР в конце 60-х – начале 70-х годов. Это были относительно небольшиепо количеству контракты, предусматривающие аренду станков, кузнечно-прессового,энергетического, транспортного оборудования, вычислительной техники, морскихсудов, авиатехники, грузового автотранспорта (тягачи, рефрижераторы,полуприцепы). В названии этих контрактов зарубежные фирмы и их партнеры в нашейстране – В/О “Автоэкспорт”, объединения “Совтрансавто”, В/О “Трактороэкспорт”,Аэрофлот и другие стали применять понятие “лизинг”.
Изучением зарубежного иотечественного опыта в лизинговых операциях в 80-е годы занималсяНаучно-исследовательский институт материально-технического снабжения приГосснабе СССР, а точнее — его Ленинградское отделение, которое возглавлял В.Н.Голощапов, впоследствии ставший руководителем компании “Балтийский лизинг” иассоциации “Рослизинг”.
Таким образом, можно посущественным и хронологическим принципам установить четырехэтапную периодизациюотечественного лизинга. При этом первый этап продолжался до окончания 80-хгодов и характеризуется государственным финансированием и активнымгосударственным управлением лизинга.
Чуть более пятнадцати летназад, в конце 80-х годов, с развитием арендных форм хозяйствования в страненачался второй этап развития лизинговых отношений. Предприятия получили правозарабатывать и самостоятельно использовать валютные средства. В это время былдан определенный импульс созданию лизинговых компаний. Так, в 1988 году былообразовано совместное советско-финское лизинговое предприятие СП “Арендмаш” посдаче в аренду строительной техники инофирмам, работающим в СССР. В том же годубыло создано, а с 1989 года стало действовать АО “Совфинтрейд”, в уставекоторого предусматривалось проведение лизинговых операций. В конце 1989 годадля проведения лизинга на условиях “бербоут-чартер” (наема морского судна безэкипажа) была образована компания “Рыбкомфлот”.
Третий этап развитияотечественного лизинга начался во второй половине 1994 г. с принятием указаПрезидента № 1929. Тогда, десять лет назад в нашей стране действовали околотрех десятков лизингодателей. В октябре 1994 года пятнадцать из них решилисоздать ассоциацию “Рослизинг”. Через год их стало 19. А на рынок лизинговыхуслуг выходили все новые и новые лизингодатели. Такие крупные российскиелизинговые компании, как “ЛК Лизинг”, “Интеррослизинг”, “РТК-Лизинг”,сформировались и начали активно работать несколько позднее — в 1995-1997 годах.Стоящие за этими компаниями мощные финансово-промышленные структуры в течениенескольких лет внимательно присматривались к возможностям российского лизинга.Когда они уверовали в его успешную будущность, то создали по-хорошемуамбициозные лизинговые компании с высококвалифицированным персоналом, способныеэффективно решать проблемы технического перевооружения крупных предприятий,входящих в финансово-промышленные группы, учредившие эти лизинговые компании.
В течение третьего этапаотечественного лизингостроения были приняты чрезвычайно важные законодательныеи нормативно-правовые акты: часть вторая Гражданского кодекса, включающая главу34 “Аренда” (с параграфом 6 “Финансовая аренда (лизинг)”, постановленияПравительства РФ от 29 июня 1995 года № 633 “О развитии лизинга винвестиционной деятельности” и от 27 июня 1996 года № 752 “О государственнойподдержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации”, в которыхбыли закреплены основные правовые условия ведения лизинга в стране ипредоставлены, наверное, самые значимые в мире преференции участникамлизинговых операций.
В начале сентября 1996 г.Комиссией при Министерстве экономики Российской Федерации были выданы первые 17лицензий на право осуществления лизинговой деятельности. С февраля 1997 г.лицензии стали выдавать не только компаниям-резидентам, но и нерезидентам. За5,5 лет, в течение которых действовал механизм лицензирования, лицензииполучили более 2,5 тыс. компаний. Правда, в настоящее время на рынке активнопредставлены порядка двухсот.
В 1996 г. по оценкеМинэкономики России в объеме инвестиций в основной капитал лизинговые операциисоставляли 1%. Этот показатель соответствовал 630 млн. долл. (годом раньше — 200 млн. долл.). Для сравнения отметим, что в 2003 г. удельный вес лизинга вобщем объеме инвестиций в стране превысил 6%. Однако за 2004 г. этот показательуже составил только 1% (см. приложение).
Третий этап включил всебя и наиболее трудный период – банковский кризис 1998 года, и появлениепервой неудачной версии Федерального закона “О лизинге”. В то же время лизинг вРоссии продолжал развиваться и к 2002 г. объемы ежегодно заключаемых договоровлизинга достигли 2 млрд. долл.
Четвертый этап начался свступления в силу в 2002 году 25-й главы Налогового кодекса, новой редакцииФедерального закона “О финансовой аренде (лизинге)”, которые оказали более чемсущественное влияние на формирование правового поля для лизинга в России.
За последние нескольколет российский лизинг действительно шагнул вперед. Это наглядно подтверждаютрезультаты ежегодно проводимых аналитических исследований ситуации на рынкелизинговых услуг страны.
2003 г. стал одним изнаиболее удачных для развития лизингового бизнеса в Российской Федерации. Былидостигнуты самые высокие темпы роста в отрасли. Прирост по сравнению спредыдущим 2002 годом составил почти 70%. Это определялось рядом факторов, втом числе явно наметившейся в России тенденцией к экономической стабилизации;произошедшими в последние два года изменениями в законодательных инормативно-правовых актов, регулирующих лизинг; улучшением финансовогоположения многих российских предприятий; увеличившейся потребностью предприятийв обновлении основных производственных фондов; осознании лизинга как одного изнаиболее эффективных способов реализации инвестиционных проектов за счетпредоставляемых на федеральном и региональном уровнях льгот и преференций;сокращением стоимости кредитных ресурсов и увеличением сроков кредитования;расширением объемов и направлений заимствований за рубежом с участием агентствпо страхованию экспортно-импортных операций, а также других факторов, стимулирующихвсплеск лизинговой активности в стране.
Общая стоимостьзаключенных в России договоров лизинга в 2003 году соответствовала в пересчете3221 млн. евро. Это означает, что удельный вес всего российского лизинга вобщеевропейском составил 1,63% против 1,2% в предыдущем году.
В большинстве случаевлизинговые компании создаются юридическими лицами (более 40%) и банками (более25%), реже физическими лицами (15%) и иностранными инвесторами (3%). Более 70%инвестиций приходятся на Европейскую часть России, на долю Урала и ЗападнойСибири приходится около 15%, а на Дальний Восток — менее 10%.
В такой же пропорциираспределяется и региональное расположение лизинговых компаний, причем около40% от их общего числа находится в Москве. Наиболее значительных объемов достиглизинг промышленного и технологического оборудования. Наибольшее количестволизингополучателей работает в следующих сферах: типографские услуги, пищеваяпромышленность, переработка сельскохозяйственной продукции, химическаяпродукция, пластики и полимеры, упаковка и бумага. Срок лизинга, как правило,составляет от двух до пяти лет, что обусловлено условиями привлечения ресурсов,сроком ускоренной амортизации имущества и потребностями большинствализингополучателей.
По существующей внастоящее время статистике большинство лизинговых компаний работает используязаемные средства — это, в основном, товарные кредиты поставщиков, средствабанков-учредителей и государственные средства. В значительно меньшей степенииспользуются средства несвязанных банков и собственные средства. Российскиелизингодатели крайне редко имеют доступ к дешевым финансовым ресурсаминостранных инвесторов, что увеличивает стоимость их услуг длялизингополучателей.
По прогнозам, динамикароста лизинговой индустрии в ближайшее время будет составлять ежегодно не менее28-29%. Это означает, что в 2005 г. в Российской Федерации удастся достигнутьуровня, как минимум 6000 млн. долл. При этом удельный вес лизинга в общемобъеме инвестиций в стране должен был повыситься с 6,1% до 7,3% — 8,7%. Однако,уже сейчас можно говорить о несостоятельности этого прогноза.
Вместе с тем динамичноеразвитие рынка лизинговых услуг в нашей стране возможно только в том случае,если законодатели, органы государственного управления, включая налоговые службы,с пониманием отнесутся к особенностям и специфике лизингового бизнеса. Вчастности, лизинговые операции предполагают, что хорошо работающая лизинговаякомпания осуществляет постоянные заимствования. В этом одна из основныхсоставляющих ее бизнеса как финансового посредника. В недавно принятомопределении Конституционного суда Российской Федерации, которое датируется от 8апреля 2004 г., № 169-О, предусматривается, что зачет налога на добавленнуюстоимость может быть осуществлен только после выплаты заемщиком соответствующейсуммы долга. Такой подход сам по себе, к тому же нечетко прописанный, длялизингового бизнеса крайне опасен. На слуху соображения руководителей некоторыхкомпаний, что лизинг подорожает для клиентов на 30-40%, возможны другие негативныепоследствия. Наверное, все это с большим знаком минус для интересов страны.
В ряде регионов налоговыеорганы, руководствуясь определением Конституционного суда, поспешилипотребовать от лизинговых компаний выплаты дополнительных сумм по НДС запоследние 3 года, начиная с 2002 г., то есть задним числом. В то же времяникаких изменений в 21-ю главу Налогового кодекса Российской Федерации (п. 2ст. 171) внесено не было. Действующая в настоящее время норма закона не даетповода для подобной трактовки. Более того, в соответствии со ст. 807Гражданского кодекса РФ, по договору займа одна сторона передает другой сторонев собственность деньги и другие вещи. В таком случае хозяйствующий субъект каксобственник принадлежащего ему имущества вправе самостоятельно распорядитьсясвоей собственностью.
Торгово-промышленнаяпалата, ряд лизинговых компаний обратились в различные органы государственнойвласти, в Минфин с просьбой разъяснить, что же ожидает лизинговый бизнес внашей стране в ближайшей и долгосрочной перспективе и как будет трактоватьсяналоговыми органами определение Конституционного суда для лизинговых компаний.Предприняло попытку обратиться в Конституционный суд и Правительство РоссийскойФедерации. В СМИ сообщалось (“Ведомости” от 6 октября 2004), что вице-премьерАлександр Жуков писал суду, что это решение может привести “к весьмазначительному отвлечению оборотных средств” и “дестабилизации рыночныхотношений в российской экономике”. Однако через день правительство отозвалосвой запрос (наверное, чтобы не оказывать давления на высший судебный органстраны). 30 сентября министр финансов выразил надежду, что КС разъяснит, какприменять его определение на практике. Сообщается, что состоявшийся в тот жедень пленум КС отказался рассматривать запрос, направленный объединениямипредпринимателей, так как счел их ненадлежащими заявителями. Высказываетсяпредположение, что КС решил подождать, “что официально заявит правительство ипокажет арбитражная практика”.
Проблемы с НДСсуществовали и с международным лизингом — это двойной НДС. НДС начислялся какна стоимость импортируемого оборудования, так и на лизинговые платежи. ЕслиНДС, уплаченный при ввозе в РФ, подлежит вычету, то НДС на лизинговые платежиудерживается лизингодателем как налоговым агентом и вычету не подлежит, т.к.плательщиком налога является лизингодатель-нерезидент. Однако эта проблемаисчезла с принятием Таможенного кодекса.
Исключение — лизингназемных автотранспортных средств, т.к. в этом случае услуга считаетсяпредоставленной вне территории РФ (ст. 148 НК РФ) в отношении НДС. Этоозначает, что международный лизинг товаров, не упомянутых как исключение в этойстатье, практически экономически нецелесообразен, и можно говорить только олизинге внутри страны.
Известно, что одной изосновных проблем сделок по лизингу является задача максимального снижениярисков при ее реализации. Поскольку законодательство далеко от совершенства, тов последнее время стали разрабатываться специальные лизинговые схемы. Разберемодну из них.
Описание схемы
В схеме участвуюткомпании с условными названиями «Инвестор» и «Получательинвестиций» и два посредника — банк и лизинговая компания.
Компания«Инвестор» готова вложить свои средства в высокорентабельный проект,осуществляемый фирмой «Получатель инвестиций». «Получателюинвестиций» средства нужны для приобретения оборудования, однако«Инвестор» готов их предоставить для покупки только частинеобходимого оборудования.
Прежде всего компании«Инвестор» необходимо установить фактический контроль над фирмой«Получатель инвестиций», например путем покупки доли в уставномкапитале фирмы. Далее «Инвестор» размещает вкладываемые средства надепозит в банке. После этого банк выдает кредит лизинговой компании на покупкуу какого-нибудь поставщика требуемого оборудования. «Инвестор»договаривается с банком и лизинговой компанией о том, чтобы деньги на депозитеи приобретаемые основные средства служили обеспечением кредита, выдаваемогобанком. Поэтому банк предоставляет «Инвестору» «финансовоеплечо», выдав лизинговой компании кредит на сумму больше, чем размердепозита (далее превышение кредита над депозитом мы и будем называть«финансовым плечом»). Приобретенное оборудование лизинговая компанияпередает «Получателю инвестиций» в лизинг.
В установленные договоромлизинга сроки «Получатель инвестиций» выплачивает лизинговой компаниилизинговые платежи. Они состоят из вознаграждения лизинговой компании,компенсации стоимости оборудования (в размере ускоренной амортизации),процентов по кредиту, полученному лизинговой компанией от банка, и налога наимущество, который лизинговая компания уплачивает со среднегодовой остаточнойстоимости оборудования. За пользование кредитом лизинговая компания перечисляетпроценты банку. Банк выплачивает «Инвестору» проценты по депозиту.
Вознаграждениепосредникам
Вознаграждение банка заучастие в схеме должно не только покрывать его издержки по обслуживанию схемы,но и давать ему бонус.
Расходы, связанные сучастием в схеме, можно разделить на издержки по отвлечению средств наобязательное депонирование в Центробанке по привлеченным депозитам иоперационные издержки.
Размер обязательногодепонирования сейчас составляет 10% от суммы привлеченного депозита. Такимобразом, сумму в размере 10% от депозита, размещенного «Инвестором»,банк должен будет депонировать в Центробанке вместо того, чтобы выдать еекакой-нибудь фирме в кредит и получать соответствующие проценты. Если средняяставка процентов, по которой банк обычно выдает кредиты, составляет около 23%,то упущенная выгода банка будет равна примерно 2,3% от размера депозита в год.
Вторая составляющаярасходов банка на проведение схемы — операционные издержки: их размериндивидуален для каждого банка, но в среднем составляет
1% от суммы депозита вгод.
Размер бонуса банка будетзависеть от суммы сделки. Практика показывает, что общее вознаграждение банкаможет составить от 4 до 6% в год от суммы депозита «Инвестора» ивзиматься за счет разницы в процентных ставках по выданному лизинговой компаниикредиту и привлеченному от «Инвестора» депозиту.
Сумма процентов, которыеуплачивает лизинговая компания по кредиту (ПК), состоит из следующихкомпонентов:
ПК = ПД + ВБ+ ПФ,
где ПД — проценты подепозиту; ВБ — вознаграждение банка; ПФ — проценты, начисляемые на сумму«финансового плеча».
Вознаграждение лизинговойкомпании, как правило, определяется исходя из остаточной стоимости предметализинга и составляет обычно около 3% в год. Однако следует отметить, чтосогласно действующему законодательству лизинговая деятельность не подлежитлицензированию. Поэтому в качестве лизинговой компании может выступитьспециально созданная фирма, скрыто аффилированная (то есть неявно зависимая) сучастниками сделки. В таком случае вознаграждение, выплачиваемое лизинговойкомпании «Получателем инвестиций», фактически будет являтьсявнутрихолдинговым платежом, поэтому не будет относиться к затратам наосуществление схемы.
Налогообложениеучастников схемы
Поскольку три участникасхемы — «Инвестор», лизинговая компания и «Получательинвестиций» — входят в один холдинг, то их налоговые обязательства иналоговые вычеты следует оценивать в совокупности.
У «Инвестора»возникает только доход в виде процентов по депозиту. С этого дохода компаниядолжна заплатить налог на прибыль.
Лизинговая компаниявправе принять к вычету сумму «входного» НДС, уплаченную в составецены за приобретенное оборудование. При получении лизинговых платежей от«Инвестора» лизинговая компания должна начислять и уплачиватьсоответствующие суммы НДС.
Предположим, чтолизинговое имущество находится на балансе лизинговой компании. Доходамилизинговой компании являются лизинговые платежи (без НДС), которые складываютсяиз вознаграждения лизинговой компании, ускоренной амортизации оборудования,процентов по банковскому кредиту и налога на имущество. Расходы компаниисостоят из сумм ускоренной амортизации, процентов по кредиту и налога наимущество. Таким образом, налог на прибыль будет уплачиваться только с суммывознаграждения лизинговой компании.
Наконец, «Получательинвестиций» будет уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы лизинговыхплатежей (без НДС). Суммы НДС, уплачиваемые в составе лизинговых платежей,компания сможет принять к вычету.
Таким образом, общий итогпо НДС — вычет сумм «входного» налога по приобретенному оборудованию.
Общий результат по налогуна прибыль — уменьшение налогооблагаемой прибыли холдинга на сумму ускореннойамортизации лизингового имущества, на проценты, начисляемые банком по«финансовому плечу», на вознаграждение банка и на суммы налога наимущество.
Выгода отприменения схемы
Прежде всего отметим, чтосхема состоит из двух частей — получения необходимых инвестиций(«финансового плеча») и использования лизинга. Первая часть схемытребует затрат на выплату вознаграждения банку, зато лизинговая часть позволяетоптимизировать налогообложение проекта. Теперь предположим, что лизинг неиспользуется, тогда «Инвестор» выдает «Получателюинвестиций» заем, а «Получатель инвестиций» в свою очередь беретна недостающую сумму кредит в банке. Далее «Получатель инвестиций»самостоятельно приобретает оборудование и начисляет на него амортизацию вобщеустановленном порядке.
Рассмотрим налоговыепоследствия такой операции. В отношении НДС ситуация не изменится:«Получатель инвестиций» вправе принять к вычету сумму«входного» налога по приобретенным основным средствам, то есть такуюже сумму, что и в случае применения схемы.
Однако налогооблагаемаяприбыль холдинга уменьшается в таком случае только на следующие суммы: обычнойамортизации; процентов, начисленных на кредит, предоставленный банком в размеренедостающей суммы инвестиций («финансовое плечо»); налога наимущество.
Действительно,единственными доходами «Инвестора» будут проценты по займу,предоставленному «Получателю инвестиций». У последнего расходамибудут суммы амортизации по приобретенному оборудованию, проценты по займу«Инвестора», проценты по «финансовому плечу» и налог наимущество.
Получается, что прииспользовании лизинга холдинг получает отсрочку по уплате налога на прибыль:стоимость оборудования списывается в первые годы его эксплуатации исоответственно уменьшает налогооблагаемую прибыль этих лет. В случае же, когдализинг не применяется, стоимость оборудования списывается в течение всего срокаего использования. Кроме того, благодаря начислению ускоренной амортизации прииспользовании лизинга существенно снижаются платежи по налогу на имущество.
Выгоду от применениясхемы можно оценить, сравнив экономию по налогам на прибыль и на имущество,которую дает эта схема, и расходы на ее проведение. Поскольку налоговые платежираспределены по времени, то в расчетах следует использовать дисконтированныесуммы налоговой экономии.
Применение схемыпозволяет решить две главные проблемы. Во-первых, с помощью схемы компанииполучают недостающую сумму средств для финансирования нового проекта благодаряхорошему обеспечению, предоставляемому банку под кредит, — депозиту иоборудованию. Во-вторых, схема позволяет «скрыть»«Инвестора», не желающего афишировать свое участие в проекте. Егоденежные средства, пройдя через банк, обезличиваются, поэтому направлениеденежного потока от «Инвестора» к «Получателю инвестиций»не прослеживается. Лизинговая часть схемы приводит к экономии налоговыхплатежей по налогам на прибыль и на имущество.
К недостаткам схемы можноотнести расходы в виде выплачиваемого вознаграждения банку за участие в схеме,а также затраты на содержание дополнительной фирмы — лизинговой компании.Впрочем, эти потери компенсируются за счет оптимизации налогообложения проекта.
Для поддержания некоторыхстратегических областей (авиастроение) правительство России предполагаетзаменить финансовый лизинг операционным. Это значит, что деньги на его развитиебудут
выделять авиазаводам, а не лизинговым компаниям.
Некоторые проблемылизинга уже разрешаются. В 2004 на рынке снизились стоимость услуг и требованияк лизингополучателям, стала проще процедура заключения сделки, появились новыепрограммы. Снизилась налоговая нагрузка при проведении сделок международноголизинга.
Однако, основнойпроблемой российского лизинга в 2004 — 2005 г.г. эксперты называют отсутствиена рынке «длинных» денег и дороговизна кредитов.
Хотя общее повышениесроков лизинговых сделок на финансовом рынке обусловлено увеличение сроковфинансирования для самих лизинговых компаний — за 2004 год прежде всего снизиласьстоимость финансирования, увеличился срок (до семи лет), на которыйпредоставляются деньги, а также изменился удельный вес валют – доля рублевогофинансирования значительно возросла. Но все равно предоставить займы на 10 лет(стандартный срок лизинговой сделки на Западе) наши банки – основные источникифинансирования лизинговых компаний – пока не в состоянии. Решение проблемы –выход на западные рынки капитала или выпуск собственных облигаций предприятия.
Основная проблема,тормозящая развитие лизинга, заключается и в высоких процентных ставках. Длябыстрого развития лизинга необходимо, чтобы процентные ставки по лизинговымплатежам не превышали ставку рефинансирования более чем на 1,5-2%.
Инициаторами улучшениязаконодательства о лизинге активное участие принимает Российская Ассоциациялизинговых компаний с рядом проектов. Один из них — возвращение к практикелицензирования лизинговой деятельности. Однако здесь не все так однозначно. Рыноксам определяет, кто выживет, а кто обанкротится. К тому же сам механизм выдачиразличного рода разрешений, лицензий, сертификатов очень удобная почва длякоррупции. Хороший пример — развитые страны. Там нет лицензирования, а масштабылизинговых операций весьма значительны.
На данном этапенеобходимо преодолеть те проблемы, которые существуют в реальности идействительно затрудняют работу. Но вместе с тем, внесения поправок взаконодательство неизбежно. Время не стоит на месте, лизинг развивается. А этозначит, что и законодательная база не должна быть законсервирована. Она такжедолжна развиваться и отражать реалии этого времени.
/>/>/>/>Заключение
Применение нетрадиционныхспособов инвестирования в деятельности предприятий в сегодняшних условияхприобретает особое значение для нашей экономики в силу: ограниченностибюджетных средств; недостатка собственных источников для осуществлениядеятельности; высоких процентных ставок за кредит и их краткосрочность;инфляционных тенденций.
Поэтому особое вниманиездесь привлекают такие нетрадиционные для отечественной экономики способыфинансово-кредитного обеспечения деятельности предприятий, как лизинг.
Рассмотрим положительныемоменты лизинга с точки зрения финансирования и налогообложения.
Прямые закупкиоборудования у предприятия финансируются из прибыли, оставшейся в егораспоряжении после налогообложения, а платежи по договорам финансового лизингаотносятся в полном объеме на себестоимость продукции. Это влечет за собойуменьшение налогооблагаемой прибыли предприятия и сокращение статей расходов,финансируемых из прибыли.
Лизинговая сделка нетребует больших единовременных затрат, связанных с оплатой поставщику стоимостиоборудования, таможенной очисткой и оплатой НДС на таможне.
При финансовом лизингеоборудования (если по условиям договора лизинга лизинговое имуществоучитывается на балансе лизингодателя) достигается экономия по налогу наимущество, так как плательщиком его является лизингодатель. Лизинговые компаниипо российскому законодательству могут применять норму начисления амортизации,увеличенную на коэффициент равный трем. Быстрое обновление основных фондовувеличивает оборачиваемость оборотных средств, и лизингополучатель получает набаланс уже самортизированное оборудование.
Возмещение НДС из бюджетапо лизинговым сделкам производится равномерно после фактической оплатылизинговых платежей в течение всего срока действия договора, в то время как припрямой закупке оборудования момент возмещения НДС из бюджета по приобретеннымосновным средствам откладывается на срок 5-6 месяцев после полной оплатыпоставщику. Обычно в российской практике из-за дефицита бюджетных средств НДСредко возмещается денежными средствами налогоплательщику по его заявлению нарасчетный счет, возникшая переплата по НДС засчитывается в счет будущихналоговых платежей, что влечет за собой отвлечение у предприятия оборотныхсредств в бюджете государства. По российскому налоговому законодательству длямалых предприятий, заключивших лизинговые договора, установлена льгота,полностью освобождающая такие предприятия от уплаты НДС по лизинговым платежам.
Для поставщиковоборудования лизинг — это, в первую очередь, один из способов увеличенияобъемов продаж. Учитывая высокую стоимость ресурсов в России, стоимость работыс российскими лизингодателями выше, чем в Европе. Но, несмотря на этобольшинство поставщиков и производителей оборудования готовы сотрудничать слизинговыми компаниями и предоставлять им скидки и товарные кредиты. Большуюактивность на лизинговом рынке проявляют производители и поставщикиавтотранспорта. Эта лизинговая ниша традиционно формируется в значительной мереза счет лизинговых компаний, принадлежащих крупнейшим зарубежным производителями автодилерам.
Наибольший объеминвестиций в России приходится на крупные предприятия. Действительно, с точкизрения увеличения объема инвестиционного портфеля финансировать малый и среднийбизнес не так привлекательно — при уменьшении суммы сделки возрастают расходына ее сопровождение. Но как показал финансовый кризис 1998 года, именно малые исредние предприятия в большинстве случаев исполняли принятые на себяобязательства, тогда как крупные лизингополучатели часто оказывались не всостоянии продолжать сделку в изменившихся экономических условиях.
На сегодняшний день можновыделить основные проблемы, тормозящие лизинг в России:
¾ несовершенствозаконодательства;
¾ проблемывозмещения внутреннего НДС;
¾ отсутствиедолгосрочного и дешевого финансирования;
Подводя итог, можно отметить,что финансовая аренда (лизинг) является более доступным, эффективным и гибкимметодом привлечения ресурсов по сравнению с банковским кредитом, чтодостигается за счет эффективного применения норм действующего законодательства.Многие лизингополучатели отмечают, что лизинг существенно удешевляет обновлениеосновных средств и во многих случаях является единственно возможным способомрасширения бизнеса.
Однако существенносдерживает процесс развития лизинга в нашей стране недостаток долгосрочныхресурсов у отечественных кредитно-финансовых учреждений. Ведь нормальнаялизинговая операция требует долгосрочных вложений — на несколько лет. Крометого, после кризиса из-за снижения рейтинга кредитоспособности всей российскойэкономики значительно возросла требовательность зарубежных поставщиков к формами срокам оплаты контрактов.
Тем не менее лизингостается одним из наиболее выгодных вариантов инвестирования средств в реальныйсектор, так как дает инвестору гарантии целевого использования вложенныхсредств.
Остается надеяться, чтоотечественный лизинг выйдет из проблемной ситуации. Теперь на качественноновый, пятый этап своего развития.
/>/>/>/>Список литературы
Нормативные акты
1. Государственнаяналоговая служба Российской Федерации, письмо от 14 марта 1996 г.№ ПВ-6-02/180 «О положении о лицензировании лизинговой деятельности вРоссийской Федерации»
2. Приказ от 6 мая2000 г. № 342 «Об утверждении порядка определения доминирующего положениялизинговых организаций на рынке лизинговых услуг»
3. Постановление от27 апреля 1999 г. № 467 «О мерах по государственной поддержке лизингасельскохозяйственной техники и оборудования»
4. Постановление от3 сентября 1998 г. № 1020 «Об утверждении порядка предоставлениягосударственных гарантий на осуществление лизинговых операций»
5. Постановление от29 октября 1997 г. № 1367 «О совершенствовании лизинговой деятельности вагропромышленном комплексе Российской Федерации»
6. Постановление от21 июля 1997 г. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в РоссийскойФедерации на 1997 — 2000 годы»
7. Постановление от27 июня 1996 г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговойдеятельности в Российской Федерации»
8. Федеральный Закон«О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ
9. Федеральный законо финансовой аренде (лизинге) в редакции от 29.01.2002 № 10-ФЗ
Библиография
1. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционнойдеятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2002.
2. Газман В.Ценообразование лизинга (учебное пособие )-ГУ ВШЕ ,2006.
3. Газман В.Лизинг.Статистика развития. — ГУ ВШЕ ,2008.
4. Жданов В.П. Организация и финансированиеинвестиций: Учебное пособие. — Калининград: ГИПП «Янтарный сказ»,2000.
5. Зель А. Инвестиции и финансирование,планирование и оценка проектов: Пер. с нем. – Universitat Bremen, 1996.
6. Инновационныйменеджмент. Под ред. проф. Ильенковой С. Д. — М.: ЮНИТИ, 2003.
7. Кныш М.И.,Перекатов Б.А., Тютиков Ю.П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности: Учебноепособие. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса», 2003.
8. КошкинА.В., Федулова Е.А, Шабашев В.А. Лизинг. Основы теории и практики. – КноРус(учебное пособие) 2007.
9. Круглова Н. Ю.Инвестиционный менеджмент. Под ред. Львова Д. С. -М.: Ступень, 2004.
10. Мелкумов Я.С. Организация и финансированиеинвестиций. Учебное пособие. — Москва: ИНФРА-М, 2004
11. Макеева. В.Г.(учебное пособие) –. ИНФРА-М, 2004.
12. Новиков Ю.И. Инвестиционная политика в России. –СПб.: Государственный университет экономики и финансов, 2005.
13. Сергеев Н.В.,Веретенников И.И.Организация и финансирование инвестиций. – М.: Финансы и статистика, 2007.
14. Смирнов А.Л. Организация финансированияинвестиционных проектов. – М., 2004.
15. Стоянова Е. Финансовый менеджмент. – М.:Перспектива, 2000.
16. Фаббоци Ф. Управление инвестициями: Пер. сангл. – М.: ИНФРА-М, 2006.
17. Шарп У.Ф.,Александер Г.Д., Бейли Д.В. Инвестиции: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002.