Лизинг в современных условиях

Курсовая работа по экономической теории на тему:/>
  Оглавление
Введение
Становление финансовой аренды (лизинга)
Лизинг в России
Перспективы развития лизинга
Заключение
Использованная литература/>Введение
Преобразование подвоздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения,глубокие изменения экономических условий  хозяйствования вызывают необходимостьпоиска и внедрения нетрадиционных для хозяйства нашей страны методов обновленияматериально-технической базы и модификации основных фондов субъектов различныхформ собственности. Одним из таких методов является лизинг.
Лизинг (финансоваяаренда) – сравнительно молодое экономическое явление для России, его история внашей стране насчитывает всего несколько лет. И за эти несколько лет лизинговыеэкономические отношения стали весьма популярны и выгодны в современных условияхРоссийской Федерации.
До начала 60-х годовлизинг в зарубежных странах в основном затрагивал розничные компании, которыечасто арендовали свои помещения. В течение последних трех десятилетийпопулярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги дляпокупки компьютера, автомобиля, судна или спутника, компания может взять его влизинг.
Переход к рыночнойэкономике поставил перед промышленными предприятиями ряд проблем, главной изкоторых является следующая: как утвердиться в условиях возрастающейконкуренции, сокращения рынка сбыта из-за невысоких цен продукции инеплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов иограниченности финансовых ресурсов.
В настоящее времябольшинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Онине могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-техническогопрогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования:ипотечное, под залог ценных бумаг (операция РЕПО), под залог партий товара,недвижимости. Однако предприятию при необходимости обновления своих основныхсредств выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средствпредприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средствдоходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, которыйсоставляет, как правило, от одного года до пяти лет.[1][1] Нынешняяэкономическая ситуация в России, по мнению экспертов, благоприятствует лизингу.Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средствна модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятиюкредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств.Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит,который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона – гарантиювозврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателяили банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнегоплатежа.
Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизинговогорынка в СНГ, обусловлена, прежде всего неблагоприятным состоянием паркаоборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования,низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т.д.). Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяетэлементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных  операций.
Итак, данная темаактуальна для исследования, во-первых, потому, что лизинг – один из самыхмолодых экономических институтов, а следовательно мало исследованный.Во-вторых, финансовая аренда – перспективный метод хозяйствования. В-третьих,вызывает интерес рассмотрение лизинговых отношений в зарубежных странах, вчастности в США, где и зародилась финансовая аренда.
Итак, целью данной работыявляется рассмотрение лизинга в современных условиях.
Для того чтобы выяснить«куда идут» лизинговые отношения, как будет развиваться лизинг в современнойРоссии, автор предлагает рассмотреть становление и развитие лизинга в США. Длявыяснения современного положения лизинга в нашей стране, мы рассмотрим правовоерегулирование финансовой аренды, исследуем понятие лизинга и его характерныедля нашей страны черты.
Становление финансовой аренды (лизинга)
Многие исследователисчитают лизинг американским изобретением, перевезенным американскимипредпринимателями через океан в Европу в начале 40-х годов ХХ века. Вместе стем английские авторы небезосновательно оспаривают первородство лизинга в США,утверждая, что лизинг зародился в Англии и лишь потом, уже с некоторымиизменениями во второй половине XX века оказался опять в Европе.
Действительно, лизингразличных видов имущества был популярен в Европе еще в средние века. Вчастности, развитие лизинга недвижимости было обусловлено стабильностью итвердостью земельных законов и наличием ограничений на наследственнуюсобственность. Этот вариант лизинга недвижимости очень быстро прижился и пустилкорни в США.
В дневниках ДжорджаВашингтона имеются ссылки на проведение в 90-х годах XVIII века лизинговыхопераций с имуществом для судоходной компании Potomac, в деятельности которойамериканский президент принимал финансовое участие.
Изначально лизингклассифицировался в США как независимый, поскольку он не управлялся нифинансовыми учреждениями, ни поставщиками оборудования, ни любой другойстороной. Лизинговые отношения базировались на маленьком капитале, но вскоревозникла возможность посредством лизинга привлекать относительно большиесредства обслуживания для клиентов, чем кредитование, и размеры были намногоболее существеннее, чем собственные.
С помощью лизинга c концaXIX века стали решать не только вопросы расширения объемов продаж, но и защиты“ноу-хау” (при продаже компанией “Bell” телефонных аппаратов с 1877 г.,компанией “Hughes” 11-гранного бура)[2][2].
В начале XX веканесколько американских компаний, специализирующихся на поставках в арендужелезнодорожного оборудования осознали, что возрастающее числогрузоотправителей не желает заниматься долгосрочным управлением или монопольнымиспользованием вагонов, поскольку это предусматривало предоставление оборудованияв доверительное или, как сказали бы сейчас трастовое, пользование. В результатетрасты стали предлагать контракты с более коротким сроком действия. Поокончанию же контракта вагоны должны были возвращаться лизингодателю, которыйсохранял за собой право собственника. Операционный лизинг – так сталаназываться такая форма арендного договора.
Почти в это же времяродилась идея сдавать в аренду автомобили. Первоначально эта услуга называласьDrive-Your-Self. Так же называлась и компания, основанная пионером индустриипроката Уолтером Джекобсоном в Чикаго в 1918 году. Несколько позднее в 40-хгодах торговый агент из Чикаго Золли Фрэнк впервые предложил новый тогда ещевид лизинга — долгосрочную аренду автомобилей. Спустя полвека совокупные доходылизинга автотранспортных средств превышают 50 млрд. долл. в год.
В течение Второй Мировойвойны лизинг стал широко распространенным средством финансирования поставокоборудования за счет средств, предоставляемых в рамках правительственныхконтрактов.
Так, 2 сентября 1940 годамежду правительствами США и Великобритании была оформлена сделка на аренду(лизинг) баз в восьми владениях Великобритании в обмен на американские эсминцы.Срок аренды устанавливался на 99 лет. За это время американцы построили тамвоенно-морские и воздушные базы и используют территорию для боевой подготовки иучений. Вместе с тем по современным меркам лизинг недвижимости на 99 летявляется не самым продолжительным периодом. В компаниях Нью-Йорка и Лондона,занимающихся арендными операциями с недвижимостью, можно встретить предложенияна период в 499 и даже 999 лет[3][3].
Соглашение по арендевоенных баз было взаимосогласованно с другим договором – предоставлении варенду Великобритании 50 американских эсминцев. В дальнейшем сделка с эсминцамипослужила прецедентом для будущего законопроекта о ленд-лизе. При разработкезаконопроекта Военным Министерством и Министерством Финансов определяющимпринципом стали меры по усилению национальной обороны и безопасностиСоединенных Штатов.
Также, во время ВторойМировой войны правительство США активно использовало так называемые контракты сфиксированной рентабельностью (cost plus contract).Дело в том, что в большинстве контрактов правительственным подрядчикампозволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению киздержкам. Эти подрядчики понимали, что большая часть их товаров или услугнеобходима правительству, лишь пока идет война, и что, по всей вероятности,контракты не будут возобновлены после ее окончания. В данном случае промышленникисталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование,приобретенное для выполнения конкретного правительственного проекта. То естьпредусматривалось, что риск будет минимизирован, если использовать арендупромышленного оборудования на срок, ограниченный договором о подряде (впротивоположность покупке). В дальнейшем, когда требовались большиеспециализированные машины и инструменты, в роли лизингодателя выступало ужесамо правительство.
Объемы поставок из СШАсоюзникам по ленд-лизу составили 49,1 млрд. долл. За период Второй мировойвойны через ленд-лизовские поставки прошли:
— военная техника: боевые самолеты, танки, зенитные орудия, бронемашины,средства связи, боевые корабли, катера, навигационное оборудование и т.д.;
— оборудование, имеющее двойственное применение как в военных, так и вгражданских целях: угледобывающее, электро-энергетическое, металлургическое,химическое оборудование, технологические линии, грузовики, легковые автомобили,заводы с соответствующей технологией производства;
— материалы и сырье: нефтепродукты, цветные металлы (цинк, алюминий),горячекатанные сорта стали, метиз и т.д.
Перечисленные выше видыимущества, передаваемого в лизинг, далеко не во всех случаях могли бы стать внастоящее время объектами лизинга. Расхождение возникает по ряду причин.
В современныхнациональных законодательных актах США, Великобритании, России по различномутрактуется термин “лизинг”.
Нет единообразия впонимании объекта лизинга. В одних случаях в лизинг может передаваться имущество,используемое только для предпринимательских целей, а в других случаях такоежесткое ограничение не предусмотрено. Так, в Конвенции УНИДРУА “О международномфинансовом лизинге”, принятой 28 мая 1988 года в Оттаве (в дальнейшем ееподписали ряд стран, включая США и Россию), говорится (п. 4 ст. 1), что она“регулирует операции по аренде всего оборудования, за исключением того, котороедолжно быть использовано арендатором, в основном, в личных или семейных целях,а также для домашних нужд”. Например, в настоящее время Турция ожидает отамериканского концерна Bell Helicopter-Textron поставки по лизингу армейскихвертолетов AH-IZ (King Cobra).
Как правило, всовременных условиях в лизинг не передаются неосновные средства, потребляемоеимущество (сырье, материалы). Однако и здесь существуют различия. Например, вРоссии в лизинговый оборот могут быть вовлечены в качестве дополнительных услуглизингодателя права на интеллектуальную собственность (“ноу-хау”, лицензионныеправа, права на товарные знаки, марки, программное обеспечение и т.д.),материальные ценности, необходимые в период проведения монтажных (шефмонтажных)и пусконаладочных работ.
Таким образом,вероятность использования лизинга в самых, на первый взгляд, необычных сделках,может послужить в дальнейшем наращиванию и военной, и экономической мощистраны.
Настоящая революция варендных отношениях произошла в США в начале пятидесятых годов. В аренду сталисдаваться сначала в небольших объемах, а затем и массово средства производства:технологическое оборудование, машины, механизмы, суда, самолеты и т.д. Следуетотметить, что правительство Соединенных Штатов по достоинству оценило этоявление. В дальнейшем, причем достаточно быстро, была разработана и реализованагосударственная программа его стимулирования.
United States LeasingCorporation — первая современная компания, для которой лизинговые операциистали основным видом деятельности. Она была основана Генри Шонфельдом в 1952 г.в Сан-Франциско. Первоначально он создал компанию только для одной конкретнойсделки. Потом предприниматель понял, что лизинговый бизнес может стать оченьперспективным, к тому же лизинговые операции довольно быстро пересекли границыСША, и, следовательно, появилось такое важное для развития лизингового бизнесапонятие, как “международный лизинг”. Через несколько лет компания сталаоткрывать свои филиалы в других странах (в Канаде в 1959 и в Великобритании в1960 годах). При этом лизинговая компания стала именоваться United StatesLeasing International.
В течение пятидесятыхгодов, впервые стали сдаваться в лизинг реактивные самолеты, компьютеры идругие новые и дорогие типы оборудования, которые стали доступными американскойпромышленности. Высокие требования на эти типы оборудования создали идеальнуюокружающую среду для быстрого роста лизинговых операций.
Лизинговая форма поставкии использования оборудования очень быстро возросла и охватила большую рыночнуюдолю существующих форм финансирования оборудования.
Популярность лизинга вшестидесятые годы, объясняется тем, что: было обеспечено стопроцентноефинансирование; гибкость в выборе времени и качестве лизинговых платежей;амортизация оборудования. Главным же было то, что многие клиенты находили, чтобыстрее и проще иметь дело с лизинговой компанией, чем со специалистами в банкедля взятия ссуды. Кроме того, предоставляемые налоговые льготы предопределилиуспех развития лизинга в США. Однако право на налоговые льготы возникало тогда,когда договор соответствовал правилам, устанавливаемым для аренды Управлениемвнутренних доходов министерства финансов США. В частности, продолжительностьлизинга должна была быть меньше 30 лет; лизинг не должен предусматривать графикплатежей, при котором они вначале будут больше, а затем меньше. Этосвидетельствовало о том, что лизинг используется как средство ухода отналогообложения и т.д.
До 1963 г. американскимбанкам запрещалось участвовать в сделках в качестве лизингодателя. Поэтому имприходилось участвовать в лизинговых операциях в качестве кредиторов лизинговыхкомпаний. Это обстоятельство способствовало существенному развитию лизинга вСоединенных Штатах[4][4].
Осознав выгодностьлизинговых операций производители оборудования, стали создавать дочерниелизинговые предприятия. Начиная с семидесятых годов в Соединенных Штатахсложились три основных вида лизинговых компаний: независимые, дочерние фирмыпроизводителей и филиалы банков.
В 1970 г. был принятЗакон о банковской холдинговой компании, который разрешил допустимый объемопераций на национальном уровне, что сделало лизинг привлекательной сферойфинансовой деятельности для банков и банковских холдинговых компаний. Сегоднямногие банковские холдинговые компании управляют отделениями по лизингу ивладеют банками с отделениями по лизингу.
В 1972 году Советуправляющих Федеральной резервной службы (ФРС) принял решение, разрешающеебанковской холдинговой компании выступать в качестве агента-брокера иликонсультанта в связи с полностью оплаченным лизингом. В 1974 году сферадеятельности дочерних компаний расширилась за счет сдачи в аренду (приопределенных условиях) недвижимости.
В 1976 году Управлениестандартизациии финансового учета выпустило постановление, в соответствии скоторым с 1977 года стали разграничивать “подлинный лизинг” и покупку с помощьюлизинга. До этого фирмы могли брать оборудование в лизинг и не отражать егостоимость на своих балансах, а вести забалансовый учет, не показываявозрастающую сумму задолженности. В этом постановлении были перечисленыследующие пункты:
—            право собственности в конце сделки переходит к арендатору;
—            лизинговая сделка позволяет купить оборудование в конце сделки по ценениже рыночной;
—            срок сделки больше или равен 75% полезного срока службы. Чем большеостаточная стоимость, которой лизингодатель желает рискнуть, тем лучшими иболее конкурентоспособными будут условия лизинга. Финансовый контролер,стремясь уменьшить банковский риск, установил минимальный предел остаточнойстоимости, которая может быть заявлена в размере 25%. Совет ФРС избрал болееконсервативный подход, ограничив остаточную стоимость 20%, кроме лизингаавтомобилей. Совет по предоставлению банковских займов под жилье установиллимит в 70% величины остаточной стоимости для ссудо-сберегательных отделений, занимающихсялизингом;
—            текущая стоимость лизинговых платежей (без платы за страхование,управление, налоги) больше или равна 90% нормальной рыночной цены оборудования.
Если сделка удовлетворялахотя бы одному из этих условий, то имущество учитывалось на балансе арендаторакак актив с корреспондирующимся долговым обязательством. В пассиве отражалось“обязательство по финансовому лизингу”. Если сделка не удовлетворяет ни одномуиз вышеупомянутых условий, то имущество учитывается в приложении к балансулизингополучателя.
В 1981 г. в США былпринят Закон о реформе системы налогообложения. В нем указывались критерииотнесения сделок к лизинговым и либерализована система использования налоговыхльгот по лизингу. В частности, были разрешены сделки по передаче партнеруналоговых льгот.
В 1982 г. в Законе оналогообложении появился термин “финансовый лизинг”. Под ним подразумеваетсясделка, при которой лизингополучателю передается в пользование оборудование наполный срок или на большую часть жизненного цикла имущества; лизинговые платежиполностью переводятся лизингодателю (а не кредитору); на лизингополучателележит ответственность за техническое обслуживание, уплату налогов и страхованиеоборудования; совокупные лизинговые платежи, получаемые лизингодателем за весьжизненный цикл оборудования, полностью покрывают первоначальную стоимостьоборудования и обеспечивают доход на инвестированный капитал.
В Единообразном ТорговомКодексе США (разработан в 1952 году, в последующем вносились поправки идополнения, здесь в редакция 1990 года) в разделе “Договоры Аренды” термин“Финансовая аренда” означает аренду, при которой:
— арендодатель невыбирает, производит или поставляет имущество;
— арендодательприобретает имущество или право владения и пользования имуществом в связи сдоговором аренды, а также может производить одно из следующих действий:
— арендатор получаеткопию контракта, согласно которому арендодатель приобрел имущество или правовладения и пользования имуществом до подписания договора аренда (лизинга);
— арендодатель согласен сусловиями заключения договора аренды при приобретении имущества или прававладения или пользования имуществом;
— арендодатель, до тогокак арендатор подпишет договор аренды, должен в письменной форме:
А) указать арендаторулицо, поставляющее имущество арендодателю, за исключением случаев, когда самарендатор выбрал данного поставщика и уполномочил арендодателя приобрестиимущество или право владения и пользования данным имуществом у данного лица;
Б) указать, что арендаторимеет право, согласно настоящему разделу, на пользование обязательствами игарантиями, в том числе третьей стороны, предоставленных арендодателюпоставщиком имущества по контракту, согласно которому арендодатель приобрелимущество или право владения и пользования имуществом;
В) сообщить, чтоарендатор может вступить в контакт с лицом, поставившим имущество арендодателя,и получить от данного лица полное и достоверное заявление об обязательствах игарантиях, а также об отказе в гарантиях и ограничениях гарантий или способовзащиты.
С 1986 года климат длялизинга на налоговой основе изменился, так как правительство США увидело в немсубсидию на благо другого государства (так называемый экспорт налоговых льгот),и большая часть налоговых льгот была сокращена через механизм амортизации.
Однако развитие лизингане остановилось. Лизинговые сделки продолжали оставаться более гибкими посравнению с кредитными. Часть рисков по сделкам брали на себя лизинговыекомпании. Остались некоторые налоговые льготы.
Вместе с тем Закон оравной конкуренции в банковском деле (1987 г.) предусматривает правонациональных банков направлять инвестиции в объеме до 10% активов в лизинговыедоговоры на чисто лизинговой основе без ограничения величины остаточной стоимости.
В 1999 году стоимостьлизинговых операций в США составила 183,4 млрд. долл. При этом объемы растутблагодаря расширению сервисных услуг и активному продвижению на рынкиразвивающихся стран. На долю США приходится более 9/10 североамериканскоголизингового рынка, или 42,8% общего объема мирового лизинга.
Лизинг в США являетсяосновным инвестиционным инструментом, на долю которого на протяжении многих летприходится более 30% инвестиций в оборудование.
Банковские холдинговыекомпании имеют право осуществлять лизинг движимого и недвижимого имущества;национальные банки — только лизинг движимого имущества.
В настоящее время длятого, чтобы сделка удовлетворяла условиям финансового лизинга, она должнаобладать следующими характеристиками:
— минимальные инвестициив арендованное имущество со стороны лизингодателя должны составлять не менее20% его стоимости;
— лизингополучатель неможет иметь право (опциона) на выкуп оборудования по цене ниже его рыночнойстоимости, определенной на момент применения этого права;
— лизингополучатель неможет инвестировать в арендованное им оборудование, кроме так называемыхотделимых усовершенствований;
— период лизинга непревышает 80% срока службы оборудования;
— в конце срока лизингаоборудование должно иметь оцененную остаточную стоимость в размере не менее 20%его первоначальной стоимости;
— лизингодатель долженожидать получения положительной величины денежного потока, как и общей прибыли,по договору лизинга вне зависиомости от налоговых льгот.
В случаях, когда лизингпо соглашению сторон не подпадает строго под эти стандарты, при определениифинансового лизинга исходят из его различных интерпретаций судами США. В общемслучае суды применяют критерий “выгод и бремени права собственности”, чтобыопределить, владеет ли лизингополучатель оборудованием в экономическом смысле.В частности, для суда особенно важными считаются следующие факты:
—            формой соглашения является лизинг;
—            лизингом преследуется коммерческая цель (помимо налоговых выгод);
—            лизингополучатель обладает некоторыми значительными атрибутами правасобственности, такими, как риск потерь и возможность определенных экономическихвыгод.
Один крупный нью-йоркскийбанк выделяет следующие три группировки лизинговых договоров по их объему:мультимиллионный (авиалайнеры, оборудование для бурения нефтяных скважин и т.п.); средний — при стоимости имущества от 0,5 до 5 млн. долл., рассчитанный напериод до 10 лет; малый, при которой банк объединяет в одном договоре несколькоединиц сравнительно недорогого оборудования, выпускаемого одним производителем[5][5].
Наиболее популярным в СШАявляется лизинг автотранспортных средств. Такой вид лизинга чаще используетсябанками, когда они выступают в качестве лизингодателей. В целом существует дваосновных вида лизинга транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания:открытый лизинг и закрытый лизинг.
Открытый лизинг имеетследующие наиболее характерные черты:
1. Лизинг обычно осуществляетсяна срок от 24 до 36 месяцев.
2. Лизингополучательпринимает на себя риск утраты или повреждения нанятого средства. Передполучением во владение лизингополучатель должен застраховать автомобиль, указавлизингодателя в качестве выгодоприобретателя.
3. Лизингополучательпринимает на себя всю ответственность в связи с ремонтом и поддержаниемрабочего состояния нанятого средства.
4. Лизингополучательобязуется производить предусмотренные ежемесячные платежи в течение срокализинга и выплатить остаток суммы погашения по окончании действия договорализинга.
5. Лизингполучатель неимеет преимущественного права на приобретение транспортного средства поокончании лизинга.
После окончания срокаоткрытого лизинга обычно происходит одно из трех событий. Хотялизингополучатель не имеет преимущественного права на покупку автомобиля, онможет сам выплатить гарантированный остаток. В этом случае автомобильпередается ему или указанному им лицу. В ином случае автомобиль предлагаетсяфраншизному дилеру, у которого он приобретается. Если франшизный дилер неприобретает автомобиль, банк обычно продает его по оптовой цене другому дилеру,хотя банк может опять передать автомобиль по договору лизинга, если он оченьизношен.
Закрытый лизинготличается от открытого одной важной деталью: лизингополучатель не гарантируетостаточную стоимость арендованного транспортного средства в конце срокализинга; лизингодатель допускает этот риск. Многие договоры лизингатранспортных средств с двигателем внутреннего сгорания предусматривают открытыйлизинг.
Во многих случаях лизингдорогостоящего оборудования (big ticket items) является закрытым, хотя частосроки лизинга рассчитываются таким образом, чтобы прекратить срок эксплуатациинанимаемых товаров, не оставляя остаточной стоимости сверх стоимостивознаграждения.
Банковские холдинговыекомпании могут заниматься лизингом в той степени, в какой лизинг являетсяфункциональным эквивалентом предоставления кредита. Лизинг должен иметьнеуправленческую основу (т. е. без оказания услуг). Например, при лизингеавтомобилей филиал банковской холдинговой компании по лизингу не можетпредлагать услуги, ремонт или поддержание состояния транспортного средства.Банковская холдинговая компания должна вести лизинговую деятельность на основеполной выплаты; до оказания лизинга она должна возместить расходы поинвестициям в имущество и по финансированию.
Срок лизинга не можетпревышать 40 лет, а время, в течение которого наймодатель — банковскаяхолдинговая компания может владеть имуществом после окончания лизинга,ограничено двумя годами.
Рассмотрим на примере — лизинг грузового автотранспорта. В соответствии с последними сообщениями TruckRenting and Leasing Association (TRALA) за 1998 и 1999 годы происходиттенденция увеличения производства и сдачи в аренду грузового автотранспорта.
Сегодняшние лизинговыекомпании сдающие в лизинг грузовые автомобили предлагают полный пакет услуг:лизинг полного обслуживания; обслуживание контракта; материально-техническоеобеспечение. Владельцы лизинговых компаний постоянно исследуют рынок самыхновых технологий (таких как: электронные двигатели, передачи с автоизменением,установка компьютера, контролирующего воздушное давление, экономию топлива,износ шин); определяют совместно с клиентами, какие новые изделия и системыявляются наиболее пригодными, проводят экспериментальные испытания системам.Эти преимущества гарантируют, что скорость технологических изменений толькоусилит рыночные позиции лизинговых компаний.
Владельцы лизинговыхкомпаний считают, что в данном случае арендованный автопарк часто болеесовременный, чем автопарк частный. К тому следует учитывать, что лизинг будетне только наиболее недорогим выбором, но также и самым безопасным.
Однако, не следуетдумать, что в США лизинг автотранспорта является в большинстве своем нефинансовым, а оперативным. Это мнение представляется спорным. Так, в США средичленов Ассоциации компаний, занимающихся лизингом оборудования, 13 компанийзанимались финансовым лизингом автомобилей. Объем их сделок в течение года достигалпочти 1,5 млрд. долл., а в среднем на одну лизинговую компанию приходилосьдоговоров по автомобилям на 110 млн. долл.
На рынке лизинговых услугкомпании США являются наиболее заметными и крупными. Вообще лизинговые компаниидержат третью часть американского лизингового рынка. Как ожидается, рынокнемного изменится в следующем десятилетии. Некоторые компании изменят рост –доходность, другие – объем. Но, способность поддерживать постоянные темпы ростав размере 8-10%, год за годом, будет трудно, если не невозможно.
Как отмечает ПромышленныйСовет МФК, рынок в настоящее время слишком изменчив. Согласно статистики МФК, в1999 году наиболее серьезно обсуждался результат экономического спада,являющейся следствием влияния на рынки капитала, а не требованиям или спросомна оборудование[6][6].
Об уровне развитостилизинговых отношений в Соединенных Штатах Америки свидетельствует количествоассоциаций, объединяющих участников лизингового рынка. Их всего 15. В томчисле:
—            Ассоциация компаний, занимающихся лизингом оборудования (EquipmentLeasing Association)со штаб-квартирой в Арлингтоне;
—            Западная ассоциация компаний, занимающихся лизингом оборудования(Western Association of Equipment Lessors) со штаб-квартирой в Окленде;
—            Восточная ассоциация компаний, занимающихся лизингом оборудования(Eastern Association of Equipment Lessors). Ее месторасположение — вХарристоне;
—            Национальная ассоциация лизинга транспортных средств (National VehicleLeasing Association) со штаб-квартирой в Сан-Франциско;
—          Ассоциация лизинга и рентинга грузовиков (Truck Renting and LeasingAssociation) находится в Александрии;
—          Американская ассоциация лизинга автомобилей (American Automotive LeasingAssociation) находится в Вашингтоне;
—          Ассоциация лизингодателей компьютеров (The Computer and LeasingRemarketing Association), которая также находится в Вашингтоне.
Примечательно, что рядамериканских компаний стали операторами российского лизингового рынка как вкачестве поставщиков оборудования, так и в качестве лизингодателей.
В национальном имеждународном коммерческом обороте зарубежных стран все большее распространениеполучают особые договоры по передаче имущества во временное пользование, вделовой практике получившие название договоров лизинга.
Понимание лизинга в современной России
Хотя вРоссии лизинговые отношения появились сравнительно недавно и еще не получили такогораспространения, как на Западе, в нашем стране уже были сделаны первые шаги попути урегулирования и законодательного закрепления лизинговых отношений, вчастности, был создан институт финансовой аренды.
В целяхунификации договорных отношений между участниками лизинговых сделок в 1988 г.была подписана Конвенция о международной финансовой аренде[7][7],положения которой обеспечивают сбалансированность позиций участников сделки иблагоприятные условия их реализации.
Ксожалению, в российском гражданском праве пока большее внимание уделяетсяэкономической стороне дела, а правовая разработка вопросов, касающихся лизинга,носит в основном фрагментарный характер[8][8]. До настоящего времени не многие авторыобращались к проблеме определения понятия лизинга. Необходимо выделитьособенности отношений лизинга и отношений аренды (тем самым четко разделив их),а также установить соотношение этих понятий в праве, в том числе и через призмупрактической деятельности.
Лизингв англоязычной юридической литературе чаще всего определяют как особый договораренды, предусматривающий предоставление одной стороной — лизингодателем(арендодателем) другой стороне — лизингополучателю (арендатору) имущества висключительное пользование на установленный срок за вознаграждение в видеарендной платы. При этом право собственности на объект лизинга сохраняется зализингодателем. Пользователь оплачивает потребляемую стоимость имущества,полученного в лизинг, сопутствующие услуги от лизингодателя и проценты отстоимости эксплуатируемого оборудования[9][9].
Европейскаяфедерация национальных ассоциаций по финансовой аренде (лизингу) оборудования(Leaseurope) дает следующее определение: «Лизинг — это договор арендызавода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их впроизводственных целях арендатором, в то время как товары покупаютсяарендодателем, и он сохраняет за собой право собственности»[10][10].
Вроссийском гражданском законодательстве под договором финансовой аренды(договор лизинга) понимается гражданско-правовой договор, в соответствии скоторым арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендаторомимущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имуществоза плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (ст.665 ГК РФ).
Внастоящее время лизинговые отношения, наряду с Гражданским кодексом РФ,регулируются Федеральным законом «О лизинге»[11][11]. Крометого, отдельные виды финансовой аренды регулируются нормами специальныхзаконов. Так лизинг в сфере агропромышленного производства регулируетсяФедеральным законом «О государственном регулировании агропромышленногопроизводства»[12][12].
Итак,перейдем непосредственно к рассмотрению содержания договора финансовой арендыпо Российскому законодательству.
Подоговору лизинга имущество передается арендодателем арендатору во временноевозмездное владение и пользование. Договор лизинга является разновидностьюдоговора аренды, но его отличают определенные характерные особенности,выделяющие его в отдельный вид договора аренды.
Во-первых,в качестве участника обязательств по лизингу наряду с арендодателем иарендатором выступает также продавец имущества, являющийся его собственником.
Во-вторых,арендодатель, в отличие от общих положений об аренде, не является собственникомили титульным владельцем имущества, которое подлежит передаче в аренду. Болеетого, на арендодателя возлагается обязанность приобрести в собственность этоимущество, принадлежащее другому лицу (продавцу).Данная обязанность арендодателя охватывается содержанием обязательства,возникающего из договора лизинга. Приобретая имущество для арендатора,арендодатель должен уведомить продавца о том, что это имущество предназначенодля передачи в аренду.
В-третьих,активная роль, обычно не свойственная арендным отношениям, в обязательстве полизингу принадлежит арендатору. Именно арендатор определяет продавца иуказывает имущество, которое должно быть приобретено арендодателем дляпоследующей передачи в аренду. Естественно, арендодатель освобождается откакой-либо ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Исключение изэтого правила могут составить лишь случаи, когда договором лизингаобязанности по определению продавца и выбору имущества возложены наарендодателя.
Своеобразие договора лизинга восновном объясняется тем, что возникающие из него обязательства представляютсобой сочетание, с одной стороны, прав и обязанностей арендатора иарендодателя, типичных для арендных отношений, а с другой — некоторых прав иобязанностей продавца и покупателя, присущих договору купли-продажи. Следствиемэтого является возложение отдельных прав и обязанностей арендодателя,выступающего одновременно покупателем имущества по договору купли-продажи, какна арендатора (права и обязанности покупателя), так и на продавца (права иобязанности арендодателя).
Перспективы развития лизинга
Экономическая сущностьлизинга делает его применение наиболее эффективным в отраслях, выпускающихпродукцию высокой степени готовности, сбыт которой во многом определяется ееконкурентоспособностью и наличием средств у пользователя этой продукции.
Так, например,неконкурентноспособность российских автомомобилей, не отвечающих экологическими другим нормам мировых достижений, не дает возможности компенсировать потериспроса на внутреннем рынке дополнительными поставками автомашин на внешнийрынок. Если бы в России действовала разветвленная система финансового иоперативного лизинга автомашин, проблемы сбыта машин и неплатежеспособностипользователя могли бы быть значительно смягчены.
Использование ускореннойамортизации при лизинговых операциях позволяет оперативнее обновлятьоборудование и вести техническое перевооружение, в чем так нуждаетсяотечественное машиностроение, легкая и пищевая отрасли промышленности. Успешноеприменение лизинга в инвестировании оборудования этих отраслей требует широкойподдержки региональных структур, что особенно важно при лизинге оборудованиядля глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, когда в качествелизингополучателя выступают фермерские хозяйства и малые предприятия, нерасполагающие достаточными средствами.
Развитие лизингастроительных машин и механизмов, а также оборудования стройиндустрии истроительных материалов, в первую очередь для высококачественнойдеревообработки, производства санитарно-технических изделий, отделочных икровельных материалов позитивно скажется на ценообразовании в строительстве иво многом облегчит реализацию программ жилищного строительства ииндивидуального домостроения.
Лизинг оборудования,особенно в сфере малого предпринимательства, сопровождается созданиемдополнительных рабочих мест, что особо значимо в период структурной перестройкипромышленности и осуществления конверсионных программ.
Решая чистонароднохозяйственные задачи, лизинг дает всем участникам сделки рядсущественных преимуществ. Так, от лизингополучателя не требуется единовременнойполной оплаты стоимости имущества, включая накладные расходы, что высвобождаетего ликвидные средства, снижает общие расходы и дает безусловные преимуществапротив обычной купли-продажи.
При проведенииМеждународного лизинга стороны могут успешно использовать налоговые льготыстран-участниц лизинговой операции. По данным Административно-бюджетногоуправления США, использование так называемого налогового убежища при проведениилизинговых сделок в США в 1983-1985 годах стоило федеральному бюджету около 9миллиардов долларов.
За рубежом лизинговыекомпании используют в своих операциях, как правило, 75-80 процентов заемныхсредств. Применяется практика предоставления банками так называемыхгарантированных кредитов, сроки действия которых совпадают со сроками действиялизинговых договоров и обычных кредитов. Роль государства сводится крегулированию налоговых льгот и созданию благоприятных условий для привлечениялизинговыми компаниями заемных средств.
Использование длялизинговых операций заемных средств российских коммерческих банков сталкиваетсяс двумя проблемами: высокая ставка рефинансирования и риск обесценениябанковских ресурсов.
Кроме того, необходимоформировать резерв под лизинговые операции, создаваемого аналогично ссуднымоперациям. Хотя имущество до полного выкупа принадлежит лизингодателю, это неуменьшает риск для лизинговой фирмы.  Банк вложил средства в приобретениеосновных средств. В случае возврата имущества оно отражается в учете на счетесобственных основных средств (лизинг  учитывается в балансе банка как актив,приносящий доход). При этом снижается ликвидность активов, показатели балансаухудшаются, а вопрос о реализации имущества (особенно специфического илидорогостоящего) проблематичен (аналогичная по платежному дефициту и погашениюссудной задолженности ситуация возникает в том случае, когда в залог по ссудампринимаются низко ликвидные товары). Таким образом, риск при проведениилизинговых операций нисколько не ниже, чем при проведении ссудных операций.Начисленный резерв может быть списан с баланса после реализации (или списания)основных средств, приобретенных для проведения лизинговых операций.
Важным фактором успехализингового бизнеса является выбор рациональной организационной структурылизинговой компании и высокая профессиональная подготовка ее персонала.Лизинговую компанию отличает большое количество аналитических служб, сильноемаркетинговое и юридическое обеспечение. Существенно постоянное взаимодействиес банковскими учреждениями, страховыми компаниями и региональными властнымиструктурами.
Лизинговый бизнес — одиниз сложнейших видов предпринимательской деятельности, в котором задействованыарендные отношения, элементы кредитного финансирования под залог, расчеты подолговым обязательствам и другие финансовые механизмы.
Заключение
Лизинг в России — сравнительно новый вид деятельности. Для стимулирования инвестиций впроизводственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышенияконкурентоспособности отечественных производителей нашей стране необходиморазвивать лизинговые отношения. Но для этого нужно создать соответствующиеусловия. Как показывает опыт других передовых стран мира, этому уделяют самоепристальное внимание: соответствующее законодательство, налоговые льготы и т.д.
Мне кажется, следует более полно использовать инструменты регулированияправоотношений лизинга  при помощи налогового права. Также следуетстимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которыезаключают длительные договора.
Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенныхпошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимся объектамимеждународного финансового лизинга.
Лизинг становится гибкими многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции,способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненноважные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу,обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. Налицо огромный потенциал лизинга в России.
Можно с полнойуверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет наращиватьсвои обороты и будет играть все более весомую роль в экономике России.
В заключение стоит ещераз подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуютопределенные преимущества финансирования оборудования основных средств, нонавыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько жекритичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основнойпривлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса),заключающийся в том чтобы начать дело без достаточных средств, но свысокоэффективным  проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставлениязалога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но необладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).
Таким образом, лизингстал эффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов “своих”клиентов банка. Но потенциал лизинга в России очень велик и государством илизинговыми компаниями проделана огромная работа.
Отраслями, наиболеепривлекательными для развития российского лизинга, эксперты считают сельскоехозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа- исудоперевозки), а также малое предпринимательство. Как показывает практикапоследних месяцев именно авиа промышленность является одним из самыхперспективных рынков лизинга, так совсем недавно был заключен договор лизингана 12 самолетов ТУ-214.
Использованная литература:
Учебная и специальнаялитература:
1. Газман В.Д. Рыноклизинговых услуг. — М., 1999.
2. Единообразный ТорговыйКодекс США. — М., 1999
3. Бутенина Н. // Лизинг-ревю,№5-6, 2000.
4. Гражданское, торговоеи семейное право капиталистических стран: Сборник нормативных актов:Обязательственное право. — М., 1989. С. 187-192.
5. Федоренко Н.В., ПипникТ.Д. О некоторых проблемах правового регулирования лизинга // Законодательство,1999, №12. – С.87.
6. Харитонова И.С.Понятие финансовой аренды (лизинга) // Законодательство, 1998, №1.
7. Кабатова Е.В. Лизинг:понятие, правовое регулирование, международная унификация. — М., 1991.
8. Сусанян К. Лизинг,бартер, товарообмен с зарубежными партнерами. М.: Мировой океан, 1992.
 
Законодательные акты:
1. Гражданский кодекс РФ.Части первая и вторая. М.: Инфра-Норма, 2000.
2. Федеральный закон от29 октября 1998 г. №164-ФЗ «О лизинге» // Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 2 ноября 1998 г., №44, ст. 5394.
3. Федеральный закон от14 июля 1997 г. №100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленногопроизводства» // Собрание законодательства Российской Федерации, 21 июля1997 г. №29, ст. 3501.

/>