смотреть на рефераты похожие на “Логика (Шпаргалка) ”
|ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ. ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА. |СОКРАЩЕННЫЙ И СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЙ СИЛЛОГИЗМ (ЭНТИМЕМА, |
|Логика (logos – греч.) – мысль, слово, разум. Предмет |СОРИТ). |
|изучения логики – мысль и мышление. Мышление изучается не |Энтимемой наз-ся силлогизм, в котором пропущена одна из|
|только логикой. Логика исследует мышление как средство |посылок или заключение. Пропущена меньшая посылка – |
|познания объективного мира, те его формы и законы, в |“Все металлы теплопроводны (аллюминий металл) аллюминий|
|которых происходит отражение мира в процессе мышления. |теплопроводен”. |
|Логика является философской наукой. Логическая форма – это|Пропущена большая посылка – “(Все киты млекопитающие) |
|строение конкретной мысли, способ связи ее составных |все кашалоты – киты, все кашалоты – млекопитающие”. |
|частей. Л.ф. мысли можно выразить при помощи символов. S|Пропущено заключение – “Все рыбы дышат жабрами, окунь -|
|- субьект (понятие о предмете суждения), |рыба (окунь дышит жабрами)”. |
|P – предикат (понятие о признаке предмета). Все S есть P |Сорит – это прогрессивный и регрессивный полисиллогизм в|
|- все караси – рыбы, все люди – смертны. |сокращенной форме. Прогрессивный сорит – |
|Если S есть P , то S есть P1 – если железо нагреть, то оно|когда из прогр. Полис. Выбрасывают заключения |
|расширяются. |предшествующих силлогизмов и большие посылки |
| |последующих. Схема – A-B, C-A, D-C, E-d,,, E-B. |
| |“Все, что укрепляет здоровье(A) – полезно (B), спорт |
| |(C ) укрепляет здоровье (A), легкая атлетика (D) – спорт|
| |(C ), бег (E) – вид легкой атлетики (D) , Бег (Е) – |
| |полезен (В). Регрессивный сорит – это когда из |
| |регресс. Полис. Выбрасывают заключение предшествующих |
| |силлогизмов и меньшие посылки последующих. Схема – А-В, |
| |В-С, С-D, ,, A-D. “Все растения – организмы, Все |
| |организмы – тела, Все тела имеют вес,,, всякое растение |
| |имеет вес”. |
| |Эпихейрема – это такой силлогизм, обе посылки которого |
| |это сокращенные ПКС (энтимемы). |
| |Схема – А-С, т.к. А-В. D-A, т.к. D-E,,, D-C. |
| |“Благородный труд заслуживает уважения, т.к. благородный|
| |труд способствует прогрессу общества. Труд учителя |
| |есть благородный труд, т.к. труд учителя заключается в |
| |воспитании поколения. Труд учителя заслуживает |
| |уважения”. |
|ПОНЯТИЯ ПО ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ. ЗАКОН ОБРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ |ЧИСТО УСЛОВНЫЙ СИЛЛОГИЗМ. АКСИОМА. |
|Содержание поняти – совокупность существенных признаков |Чисто условным силогизмом наз-ся такое опосредованное|
|одноэлементного класса или класса однотипных предметов, |УМЗ, в котором обе посылки являются условными |
|отраженных в этом понятии (содержанием понятия “ромб” |суждениями. Условное суждение имеет структуру – “если |
|является совокупность 2-х признаков – “быть |А, то В”. Схема – А-В, В-С,,,А-С. |
|паралеллограмом” и “иметь равные стороны). Объем понятия -|“Если по проводнику пустить ток, то возникнет магнитное |
|это класс обобщаемых в этом понятии предмнтов. Под объемом|поле: если возникнет магнитное поле, то опилки |
|понятия “животные” подразумеваются все животные, которые |расположатся в этом поле вдоль силовых линий: если по |
|существовали, существуют и будут существовать. Класс |проводнику пустить ток, то опилки… “. В чисто условном|
|состоит из множества элементов. |силогизме есть модусы (разновидности). Схема – А-В, |
|Закон обратного отношение – объем одного понятия (моторная|неА-В,,, В. “Если будет хорошая погода – уберем |
|лодка) может входить в объем другого понятия (лодка), |урожай., если не будет хорошей погоды – уберем крожай,,,|
|более широкого по содержанию. Чем шире объем понятия, тем |уберем крожай. “. |
|уже его содержание, чем шире содержание, тем уже объем. |Аксиома – это суждение, принимающееся в качестве |
| |аргумента и без доказательства. |
|ОБЩАЯ Х-КА ПОНЯТИЯ. ПОНЯТИЕ И СЛОВО. |ИНДУКЦИЯ : ПОЛНАЯ И НЕПОЛНАЯ |
|Понятие – форма мышления, в которой отражаются |Индукция – это когда от отдельных случаев мы переходим |
|существенные признаки класса однородных предметов. Понятие|к общему суждению. Индукция – это УМЗ, дающее вероятное |
|является одной из форм абстрактного мышления. Признаки |суждение. Полная индукция – это такое УМЗ, когда общее |
|предмета (существенные и несущественные) – это то, в чем |заключение о всех элементах данного класса делается на |
|предметы сходны и различны друг от друга. В понятие |основании рассмотрения каждого элемента этого класса. |
|отражаются только существенные признаки (каждый из которых|Полная индукция дает достоверное заключение, поэтому она|
|необходим, а все вместе – достаточны для характеристики |применяется в математических и иных строгих |
|данного понятия). Языковыми формами выражения понятия |доказательствах. |
|являются слова и словосочетания. Существуют слова-омонимы |Неполная индукция – это когда мы рассматриваем не все |
|и слова-синонимы. Логические приемы формирования понятия -|случаи изучаемого явления, а заключение делаем для всех.|
|анализ (расчленение предметов на составные части), Синтез |1 вид – Индукция через простое перечисление – на |
|(соединение в целое частей), Сравнение (установление |основании повторяемости одного и того же признака у ряда|
|сходства или различия по признакам), Абстрагирование |однородных предметов и отсутствия противоречащего случая|
|(выделение одних признаков и отвлечение от других), |делается общее заключение, что все предметы этого рода |
|Обобщение (объединение нек-рых предметов в некотором |обладают этим признаком (Считали, что все лебеди белые, |
|понятии). |пока не встретили черного лебедя). 2 вид – Индукция |
| |через анализ и отбор фактов – стремление исключить |
| |случайность обобщений, т.к. изучаются планомерно |
| |отобранные и наиболее типичные предметы разнообразные |
| |по времени, способу получения и т.д. (для определения |
| |кач-ва рыбных консервов берут банки из разных партий и |
| |разных холодильников). 3 вид – научная индукция – это |
| |УМЗ, в котором на основании познания необходимых |
| |признаков делается общее заключение обо всех предметах |
| |данного класса. Дает достоверный вывод. Опирается на |
| |всестороннесть анализа фактов. |
|ВИДЫ ПОНЯТИЙ ПО ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ |ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. ВИДЫ ДЕЛЕНИЙ |
|По объему понятия бывают единичные (одноэлементный класс |Леление понятия это когда объем делимого понятия |
|“великий русский писатель А.Н.Островский”) , общие (число |распределяется на ряд подмножеств с помощью основания |
|элементов больше 1 “автомобиль, государство”), |деления. Основание деления – это признак, по которому |
|универсальные (объем которых равен универсальному классу |понятие делят. Члены деления – те подмножества, на |
|“натуральные числа”), пустые или с 0-вым объемом (объем |которые понятие разбивается. |
|этих понятий – пустое множество “Бог, дед Мороз и т.п.”).|Делить можно по видообразующему признаку – основанием |
| |деления явлляется тот признак , по которому образуются |
|По содержанию понятия бывают конкретные (в этих понятиях |видовые понятия “Ядреные взрывы бывают воздушными, |
|подразумевается какой-либо предмет целиком “дом, |наземными, подземными и подводными (в зависимости от |
|свидетель”), абстрактные (в них мыслится не целый предмет,|среды, где произошел взрыв)”. При дихотомическом делении|
|а какой-либо из его признаков, взятый отдельно от предмета|объем делимого понятия делится на 2 противоречащих |
|“белизна, честность”), относительными (существование |понятия “вещества делятся на органические и |
|одного предмета невозможно без существования другого |неорганические”. |
|“ученик-учитель, дети-родители”), безотносительные |Классификация – разновидность деления. Это – |
|(предметы, существующие самостоятельно “дом, человек”), |последовательное деление , образующее развернутую |
|положительные (характеризуют наличие в предмете |систему, где каждый ее член делится на подчлены и т.д. |
|какого-либо качества или отношения “грамотный человек, |Классификация тоже бывает по видообразующему признаку и |
|отстающий ученик”), отрицательные (означают то, что |дихотомическая. |
|указанное качество отсутствует в предмете “некрасивый | |
|постубок, ненормальный человек”), собирательные (когда | |
|группа однородных предметов мыслится как единое целое | |
|“полк, стая”), несобирательные (можно отнести к каждому | |
|предмету данного класса “дом, река”). | |
|АНАЛОГИЯ СТРУКТУРА И ВИДЫ. | 10 ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ . МЕТОД СХОДСТВА. |
|Аналогия – УМЗ о принадлежности предмету определенного |Причина – явление или совокупность явлений, которые |
|признака на основе сходства в признаках с другими |непосредственно обуславливают, порождают другое явление |
|предметами. Происходит перенос информации с одного |(следствие). Причинная связь существует для любого |
|предмета (модели) на другой (прототип). |явления. При наличие причины следствие наступает |
|Аналогия свойств – рассматривает 2 единичных предмета и |обязательно. Условия способствуют или мешают действию |
|переносимыми признаками являются свойства этих предметов. |причины. Причинная связь между явлениями определяется |
|Схема “предмет А обладает свойствами а,б,в,г,д,е , |посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон. |
|предмет Б обладает свойствами а,б,в,г , вероятно, что |Метод сходства – если наблюдаемые случаи какого-либо |
|предмет Б обладает св-вами д,е “. При аналогии отношений |явления имеют общим лишь одно обстаятельство, то |
|информация, переносимая с модели на прототип характеризует|очевидно оно и есть причина данного явления. допустим, |
|отношения между 2-мя предметами (в это я не врубился). |что нужно выяснить причину какого-то явления а. Исходя |
|По степени достоверности заключения аналогия бывает |из определения причины как явления или совокупности |
|строгая – наличие необходимой связи общих признаков с |явлений, которые предшествуют другому явлению и вызывают|
|переносимым признаком Схема – “Предмет А обладает |его, будем анализировать предшествующие А явления. |
|признаками а,б,в,г,д. Предмет Б обладает признаками |_________________________________________________ |
|а,б,в,г. Из совокупности признаков а,б,в,г, необходимо | |
|следует д. Предмет Б обязательно обладает признаком д.”.|Случаи появления предшествующие |
|Этот вид аналогии применяется в науке и математике. |наблюдаемое Т.к. во всех 3-х случаях общим |
|Нестрогая аналогия – дает вероятное заключение. Если |события а обстаятельства |
|ложь это 0, а истина это 1, то степень вероятности |явление обстаятельством было .А, то |
|заключения лежит в интервале от 1 до 0. Пример – испытав |делается |
|модель моста на прочность решили, что сам мост будет такой|——————————————————–|
|же прочный. Ложная аналогия – при нарушении правил |———————— вывод, что А является |
|аналогии (число общих признаков должно быть большим, |причиной или |
|сходные признаки должны быть существенные, общие признаки|1 А Б В |
|должны быть разнородными, предметы не должны различаться |А частью причины события а. |
|по существенным признакам, переносимый признак должен |2 А Г Д |
|быть однотипен со сходным признаком). |А |
| |3 А З Ж |
| |А |
| |——————————————————–|
| |———————– |
|ОБОБЩЕНИЕ О ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ |ГИПОТЕЗА ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА, ВИДЫ |
|Ограничение – это логическая операция перехода от родового|Гипотеза – это научно обоснованное предположение о |
|понятия к видовому путем добавления к содержанию данного |причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или |
|родового понятия видообразующих признаков. Пределом |событий. С точки зрения логической структуры гипотеза |
|ограничения является единичное понятие. |не сводится к какой-то одной форме мышления – понятию, |
|Обобщение – это логическая операция перехода от видового |суждению или УМЗ, а включает в свой состав все эти |
|понятия к родовому путем отбрасывания от содержания |формы. |
|данного видового понятия его видообразующего признака. |Общая гипотеза – это научно обоснованное предположение о|
|Пределом обобщения являются категории (предельно общие, |причинах, законах и взаимосвязях природных, общественных|
|фундаментальные понятия). |явлений, закономерностях психической деятельности |
|Пример: 1.Хищное млекопитающее семейства собачьих |человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения |
|2.Хищное млекопиттающее 3. Млекопитающее |всего класса описываемых явлений (гипотеза Демокрита об |
|4. Позвоночное животное 5. Животное 6. Организм . |атомистическом строении вещества, ставшая впоследствии |
|Ограничение – то же самое, только с конца. |научной теорией). |
| |Частная гипотеза – это научно обоснованное предположение|
| |о причинах и взаимосвязях части объектов, выделенных из|
| |класса рассматриваемых объектов. Цель этих гипотез – |
| |выяснение причин возникновения закономерностей у |
| |нек-рого подмножества элементов данного множества. |
| |Единичная гипотеза – научно обоснованное —— |
| |об единичных фактов, конкретных явлений или событий. |
| |(Врач строит единичные гипотезы во время лечения |
| |больного). |
| |Рабочие гипотезы – (версии) – строятся в ходе |
| |доказательства этих 3-х видов гипотез. По ходу док-ва |
| |одни рабочие гипотезы рушатся, и заменяются другими. |
|ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ |ЗАКОН ТОЖДЕСТВА |
|Два противоположных суждения не могут быть истинными в |В процессе определенного рассуждения всякое понятие и |
|одно и то же время и в одном и том же отношении. |суждение должны быть тождественны самим себе. Нарушение |
|Противоречием считается утверждение 2-х противоположных |закона тождества в мышлении и рассуждении приводит к |
|суждений об одном и том же предмете, взятом в одно и то |2-смысленности. Эти логические ошибки часто совершаются|
|же время, и в одном и том же отношении. Формула закона |через употребление омонимов. Ошибка – подмена тезиса , |
|A / A. |когда в ходе рассуждения выдвинутый тезис умышленно или |
|К противоположным суждениям относятся : 1. противные |неумышленно подменяется другим. Ошибка – подмена |
|(контрарные), которые оба могут быть ложными, поэтому не |понятия, когда во время дискуссии в рез-те |
|являются отрицанием друг друга.2. Противоречащие |отождествления разных понятий спор по существу |
|(контрадикторные) они являются отрицающими, т.к. если одно|заменяется спором о словах. |
|из них исьтинно, то другое ложно. Если в речи человека |Отождествление (идентификация) широко используется в |
|обнаружено формально-логическое противоречие, то его |следственной практике при опознании людей, сличении |
|мышление (и речь) считаются неправильным, а суждения – |почерков, отпечатков пальцев. |
|ложным. Поэтому в полемике широко используется метод | |
|“приведение к абсурду”. | |
|Эти типы простых суждений не могут быть одновременно | |
|истинными: | |
|1.”Данное S есть Р “ и “Данное S не есть Р” 2. “Ни | |
|одно S не есть Р” и “Все S есть Р”. | |
|“Все S есть Р” и “Некоторые S не есть Р”. 4. “Ни одно| |
|S не есть Р” и “Некоторые S есть Р”. | |
|В №2 оба суждения могут быть одновременно ложными. | |
| | |
| |16 ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ. МЕТОД ОСТАТКОВ. |
| |Причина – явление или совокупность явлений, которые |
| |непосредственно обуславливают, порождают другое явление |
| |(следствие). Причинная связь существует для любого |
| |явления. При наличие причины следствие наступает |
|15 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. ВИДЫ И СПОСОБЫ. |обязательно. Условия способствуют или мешают действию |
|Определение (дефиниция) естьт логическая операция, которая|причины. Причинная связь между явлениями определяется |
|раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение |посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон. |
|термина. Структура – dfd (определяемое понятие) и dfn |Метод остатков – если известно, что причиной |
|(определяющее понятие). |исследуемого явления не служат необходимые для него |
|Реальное определение – когда определяется понятие. |обстаятельства, кроме одного, то это одно обст. И есть, |
|Номинальное – определяется термин, обозначающий понятие, |вероятно, причина данного явления. |
|с помощью номинальных определений вводятся новые термины, |Примсер: Наблюдая за величинами отклонения планеты Уран|
|вводятся знаки, обозначающие термины. Явные определения |от вычисленной для нее орбиты , ученые решили, что |
|- это когда даны дфд и дфн и между ними устанавливается |отклонения на величины а, в, с, Вызванные наличием |
|отношение равенства “барометр – это прибор для изменения |влияния планет А, В, С, не исчерпывают реального |
|атмосферного давления”. Родовой признак указывает на |отклонения от расчетной орбиты. Оставалась еще величина |
|тот круг предметов, из числа которых надо выделить |d . На основании этого был сделан вывод, что должна |
|определяемый предмет “прибор”. Генетическое определение -|существовать неизвестная планета D, которая и вызывает |
|определение предмета путем указания на способ , которым |это отклонение. Так была открыта планета Нептун. |
|образуется только данный предмет и никакой другой | |
|“кислоты – это вещества, образующиеся из кислотных | |
|остатков и атомов водорода”. Неявные определения – на | |
|место dfn подставляется контекст или набор аксиом. | |
|Кнтекстуальное определение позволяет понять незнакомоен | |
|слово через контекст (уравнение). | |
|Индуктивные определения – определяемый термин | |
|используется в выражении понятия, которое ему | |
|приписывается в кач-ве его смысла “натуральное число”. | |
|17 ПРАВИЛА ДЕФИНИЦИИ |18 ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО. |
|1. Соразмерность (дфд = дфн). Ошибки: а) широкое |Из 2-х противоречащих суждений одно истинно, а другое – |
|определение “Лошадь – млекопитающее и позвоночное |ложно, третьего не дано. Контрадикторными |
|животное”. Б)Узкое определение “Совесть – это осознание |(противоречащими) наз-ся такие 2 суждения, в одном из |
|человеком ответственности перед самим собой за |которых что-либо утверждается о предмете, а в другом – |
|совершенные поступки”. В) И широкое и узкое одновременно |отрицается. Они не могут быть одновременно истинными или|
|“Бочка – это сосуд для хранения жидкостей”. 2. |ложными, всегда одно из них истинно, а другое – ложно. |
|Определение не должно содержать круга – это когда дфд | |
|определяется через дфн, а дфн был определен через дфд. | |
|Тавталогия – тоже ошибка “Халатность заключается в том, | |
|что человек халатно относится к своим обязанностям”. 3. | |
|Четкость и ясность – определения не должны быть | |
|2-смысленными, не допускаются метафоры и сравнения . | |
|Ошибка – “Архитектура – это застывшая музыка, Лев – царь| |
|зверей”. | |
|19 ОПРОВЕРЖЕНИЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ |20 ОБЩАЯ Х-КА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ОПРОВЕРЖЕНИЯ. СТРУКТУРА|
|Опроверженеи – это логическая операция установления |ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. |
|ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса. |Доказательство – это совокупность логических приемов |
|Опроверженеи должно показывать, что: 1. Неправильно |обоснования истинности тезиса. Док-во связано с |
|построено само доказательство. 2.Выдвинутый тезис ложен |убеждением, но не тождественно ему : док-ва должны |
|или недоказан. Тезис опровержения – суждение, которое |основываться на на данных науки, убеждения же могут быть|
|надо опровергнуть. |основаны, например, на религиозной вере, на |
|Аргументы опровержения – суждения, с помощью которых |предрассудках, поэтому убедить, это еще не значит |
|опровергается тезис. 3 вида опровержения: |доказать. Структура доказательства – тезис – это |
|Опровержение тезиса – осуществляется с помощью 3-х |суждение, истинность которого надо доказать. |
|способов (1-й – прямой, остальные – косвенные). |Форма доказательства (демонстрация) – это способ |
|Опровержение фактами – самый верный способ опровержения. |логической связи между тезисом и аргументами. |
|Надо приводитьт факты, противоречащие тезису “На Венере |Аргументы – это те истинные суждения, которыми |
|возможна органическая жизнь” – тезис, “температура на |пользуются при доказательстве тезиса. Аргументы бывают |
|Венере 470-480 градусов, давление 95-97 атмосфер, эти фаты|: 1. Удостоверенные единичные факты (фактический |
|свидетельствуют, что жизнь на Венере невозможна” – |материал – подписи лица на документе, статистические |
|опровержение.Установление ложности следствий тезиса – |данные, свидетельские показания и т.п.). 2. Определения |
|доказывается, что из данного тезиса вытекают следствия, |(определения понятий, например научные). 3. Аксиомы и |
|противоречащие истине (прием: сведение к абсурду). |постулаты (это суждения, которые принимаются в качестве |
|Опровержение через доказательство антитезиса – по |аргументов и без доказательств). 4. Ранее доказанные |
|отношению к тезису выдвигается противоречащее ему |законы науки и теоремы – (напр. Юридические законы |
|свидетельство и доказывается. Если антитезис истинен, то |являются аргументами в ходе судебного доказательства). |
|тезис – ложный, 3-го не дано. Критика аргументов – |Опровержение – это логическая операция установления |
|подвергаются критике аргументы, которые были выдвинуты в |ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса. |
|доказательство тезиса. Доказывается ложность аргументов, |Опровержение должно показать, что : 1. Неправильно |
|но это не значит, что тезис тоже ложный (отрицание |построено само доказательство. |
|основания не ведет к отрицанию следствия). Иногда тезис |2. Выдвинутый тезис ложен или недоказан. Есть 3 вида |
|истинен, но человек пролсто не может подобрать аргументы |опровержения – Опровержение тезиса, критика аргументов,|
|для доказательства этого. |выявление несостоятельности демонстрации. |
|Выявление несостоятельности демонстрации – показываются | |
|ошибки в форме доказательства. Доказательство может быть | |
|построено неправильно, если нарушено какое-либо правило | |
|дедуктивного УМЗ. Также часто подбирают доказательства, | |
|из которых истинность тезиса не вытекает (ошибка). | |
|Обнаружив эти ошибки мы опровергаем ход доказательства, но| |
|не можем опровергать истинность тезиса. | |
|21 ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ |22 ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ. СОЕДИНЕННЫЙ МЕТОД СХОДСТВА И |
|Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной.|РАЗЛИЧИЯ. |
| |Причина – явление или совокупность явлений, которые |
|Речь идет только об обосновании истинных мыслей, ложные |непосредственно обуславливают, порождают другое явление |
|мысли обоснавать нельзя. В качестве аргументов для |(следствие). Причинная связь существует для любого |
|подтверждения истинности мысли могут быть использованы |явления. При наличие причины следствие наступает |
|истинные суждения, цифровой материал, статистические |обязательно. Условия способствуют или мешают действию |
|данные, законы науки, аксиомы, теоремы. Особую |причины. Причинная связь между явлениями определяется |
|доказательную силу имеют аргументы в научных |посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон. |
|исследованиях, в процессе обучения, когда нельзя принимать|Метод сходства – если наблюдаемые случаи какого-либо |
|на веру недоказанные утверждения. |явления имеют общим лишь одно обстаятельство, то |
| |очевидно оно и есть причина данного явления. допустим, |
| |что нужно выяснить причину какого-то явления а. Исходя |
| |из определения причины как явления или совокупности |
| |явлений, которые предшествуют другому явлению и вызывают|
| |его, будем анализировать предшествующие А явления. |
| |_________________________________________________ |
| | |
| |Случаи появления предшествующие |
| |наблюдаемое Т.к. во всех 3-х случаях общим |
| |события а обстаятельства |
| |явление обстаятельством было .А, то |
| |делается |
| |——————————————————–|
| |———————— вывод, что А является |
| |причиной или |
| |1 (1) А Б В (АБВГ) |
| |а (а) частью причины события а. |
| |2 (2) А Г Д (БВГ) |
| |а (-) (вероятно А и есть причина |
| |а). |
| |3 А З Ж |
| |а |
| |Метод различия – Если случаи при которых явление |
| |наступает различаются только в 1-м предшествующем |
| |обстаятельстве, то это обстаятельство и есть причина |
| |данного явления. См. () в таблице. |
| | |
| | |
| | |
| | |
|23 ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ. |24 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЖДЕНИЯ. СУЖДЕНИЕ И |
|Соразмерность – обьем делимого понятия должен быть равен |ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
|сумме объемов членов деления. |Суждение – форма мышления, в которой что-либо |
|Ошибки: неполное деление (перечисляются не все виды |утверждается или отрицается о существовании предметов, |
|данного родового понятия “Энергия делится на механическую |связях между предметом и его свойствами или об |
|и химическую (электрическую, атомную)”. Деление с лишними|отношениях между предметами. “Ледоколы существуют”. |
|членами “химические элементы делятся на металлы, |Суждения бывают истинные и ложные (в традиционной |
|неметаллы и сплавы”. Деление должно проводиться по |логике) и еще неопределенными (в 3-х значной логике). |
|одному основанию |“На марсе есть жизнь” – неопределенное суждение. |
|нельзя брать 2 или более признаков, по которым бы |Сужденеи имеет субъект, предикат, связку и квантор. |
|производилось деление. Ошибка – – перекрещивание объемов |Субъект ( S) – понятие о предмете суждения. Предикат |
|понятий , получившихся в рез-те деления “Взрывы делятся |(P) – понятие о признаке предмета, рассматриваемого в |
|на подземные, подводные и ядреные”. |суждении. Связка – может быть выражена одним словом |
|Члены деления должны исключать друг друга – не иметь общих|(есть, суть, является), группой слов или тире, или |
|элементов, быть соподчиненными понятиями, объемы которых |простым согласованием слов “собака лает”. Квантор – |
|не пересекаются. Ошибка – см. Предидущий пункт. |перед субъектом иногда стоит кванторное слово (все, ни |
|Непрерывность – нельзя делать скачки в делении. Ошибка -|один, некоторые) оно указывает, относится ли суждение ко|
|“сказуемые делятся на простые, на составные глагольные и |всему объему понятия или к его части. Эти простые |
|на составные именные”. |суждения наз-ся ассерторическими. |
| |Суждения делятся на простые и сложные. Простые суждения |
| |делятся на Атрибутивные (суждения свойства) “у розы |
| |приятный запах” , суждения с отношениями “протон |
| |тяжелее электрона”, и суждения существования “Существует|
| |атомный реактор в Чернобыле”. По качеству связки (есть,|
| |не есть) суждения делятся на утвердительные и |
| |отрицательные. Также делятся на общие “Все соболя – |
| |ценные пушные звери”, частные “Некоторые цветы – розы” и|
| |единичные “Везувий – действующий вулкан”. |
| |Суждение и предложение – суждения выражаются |
| |повествовательными предложениями, которые несут |
| |какую-либо информацию. Вопросительные предложения не |
| |содержат суждения (т.к. ничего не утверждают и ничего |
| |не отрицают). Побудительные суждения выражают побуждение|
| |к совершению действия . Некоторые побуд. Предложения не |
| |содержат суждения “Подожди меня”, но |
| |предложения-приказы, призывы или лозунги “В атаку, ни |
| |шагу назад” выражают модальные суждения. Односоставные |
| |безличные предложения “Осень” и некоторые |
| |повествовательные “Он – вратарь” являются суждениями |
| |только при рассмотрении их в контексте и при уточнении. |
| |Если уточнение не сделано, непонятно истинное сужджение |
| |или ложное. |
|25 РАСПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТЕРМИНА СУЖДЕНИЯ |26 ОБЪЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ |
|В суждениях термины S и P могут быть либо распределены, |Понятия делятся на несравнимые (далекие друг от друга, |
|либо нераспределены. Термин считается распределенным, |не имеющие общих признаков “дружба и кирпич” и сравнимые|
|если его объем полностью включается (исключается) в него. |(все остальные). Сравнимые делятся на совместимые |
|Термин нераспределен, если его объем частично включается |(объемы котороых совпадают полностью или частично) и |
|(исключается) в объем другого термина. |несовместимые (объемы которых не совпадают ни в одном |
|S распределен в общих суждениях и нераспределен в частных.|элементе). |
|Р всегда распределен в отрицательных суждениях в |СОВМЕСТИМЫЕ: Равнозначность – это понятия, |
|утвердительных он распределен тогда , когда по объему |различающиеся по содержанию но общие по объему “Река |
|P